Начисление амортизации на имущество в оперативном управлении

Содержание:

Передача имущества в хозяйственное ведение унитарному предприятию


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу нормы пункта 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов
Казенное учреждение, государственная корпорация, получая имущество, соответственно, в оперативное управление, в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации, не несут фактических затрат на его приобретение.При этом стоимость
такого имущества в целях налога на прибыль организаций не учитывается в составе налогооблагаемых доходов указанными юридическими лицами
на основании норм подпунктов 3.2 и 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Таким образом, в налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого имущества, полученного казенным учреждением и государственной корпорацией, соответственно, в оперативное управление и в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации, не формируется в связи с отсутствием расходов, осуществленных налогоплательщиком.
Что касается унитарного предприятия, то необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, при определении налоговой базы не учитывается.Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
При этом пунктом 2 статьи 256 НК РФ установлено, что не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
В целях налогообложения прибыли организаций средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В частности, к указанным средствам отнесены средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений. При этом в силу указанной нормы на получателей средств целевого финансирования возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. То есть расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Таким образом, если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было создано, например, казенным учреждением за счет средств целевого бюджетного финансирования, то из совокупности вышеприведенных норм первоначальная стоимость такого имущества, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, в налоговом учете не формируется.В случае, если амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то в целях главы 25 НК РФ унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета этого другого унитарного предприятия, передающего имущество, который обязан предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и установленного им срока полезного использования, уменьшенного на период начисления им амортизации, руководствуясь абзацем вторым пункта 1 статьи 257 и абзацем первым пункта 1 статьи 258 НК
РФ.
Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента И.В.Трунин

Прошу комментарий по следующему поводу.
Практически все имущество унитарного предприятия получено им в хозведение. При этом не известно, за счет каких источников оно создано.
Означает ли это, что если имущество получено, например, от. собственника Минземимущество, лучше его для целей налога на прибыль не амортизировать?
Каким образом можно подтвердить, что имущество не создано за счет бюджетного финансирования и, наоборот, что переданное имущество создано за счет целевых средств.

Начисление амортизации и списание ОС в Муниципальном унитарном предприятии

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения ( п. п. 1, 2 ст. 113, п. 3 ст. 215, ст. 294 ГК РФ). При этом на такое имущество будет начисляться амортизация.

Амортизация основных средств в бухгалтерском учете

Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость проданного объекта ОС подлежит списанию с бухгалтерского учета. Амортизация по данному объекту ОС прекращает начисляться с месяца, следующего за месяцем его списания (п. 22 ПБУ 6/01).

Начисление амортизации осуществляется по счету 02 бухгалтерского учета.

Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

По правилам бухгалтерского учета амортизацию начинают исчислять после принятия объекта к бухгалтерскому учету. При этом основное средство может еще и не эксплуатироваться, а только находиться на складе.

Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету, при этом учитываются технические характеристики объекта, его физический износ, предполагаемый режим эксплуатации (п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

В качестве первичных документов бухгалтерского учета для амортизации стоимости заводится карточка N ОС-6 (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7).

В карточку заносятся реквизиты объекта, позволяющие рассчитать норму амортизации или износ имущества. Это:

— первоначальная стоимость имущества;

— номер амортизационной группы, в которую включен объект;

— срок полезного использования;

— дата принятия объекта к бухучету.

В налоговом учете амортизация основных средств отражается следующим образом.

Амортизация основных средств в налоговом учете

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Срок полезного использования налогоплательщик определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества. При этом следует обратить внимание, что с 1 января 2013 г. утратил силу п. 11 ст. 258 НК РФ, в соответствии с которым основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в силу законодательства РФ, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав. Теперь амортизация начисляется с даты ввода в эксплуатацию.

Таким образом, учет амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете муниципального унитарного предприятия осуществляется по общим правилам, в соответствии с требованиями бухгалтерского и налогового учета.

На праве оперативного управления муниципальное учреждение владеет имуществом (основные средства с разными группами амортизации). Учреждение сдает налоговые декларации по налогу на имущество. Какие нововведения произойдут в 2018 году в отношении налога на имущество для организаций госсектора?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если не будут внесены изменения в ст. 381.1 НК РФ, то налоговая льгота, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, будет применяться на территории субъекта РФ только при условии принятия им соответствующего закона.
Изменения налоговой базы по налогу на имущество для организаций госсектора будут обусловлены новациями в порядке бухгалтерского учета основных средств. На сегодняшний день переходными положениями федерального стандарта «Основные средства» предусмотрено, что при первом применении Стандарта объекты недвижимого имущества отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости.

Обоснование вывода:
С 1 января 2018 года налоговая льгота, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, будет применяться на территории субъекта РФ только при условии принятия им соответствующего закона (ст. 381.1 НК РФ). То есть указанная льгота с 2018 года будет применяться исключительно по решению региональных властей (смотрите также письмо Минфина России от 21.02.2017 N 03-05-04-01/9796). Это норма не касается объектов основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Обратите внимание: Правительство РФ предлагает перенести с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года дату, с которой льгота по налогу на имущество для движимых основных средств будет действовать только по решению регионов (Проект Федерального закона N 274631-7, внесен в Госдуму Правительством РФ 29.09.2017).
Положения п. 2 ст. 375 НК РФ, согласно которой налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, в отношении государственных и муниципальных учреждений не применяются (письма Минфина России от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 18.05.2017 N 03-05-05-01/30327, от 21.05.2014 N 03-05-05-01/24062).
Для казенных, бюджетных и автономных учреждений налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского (бюджетного) учета (письмо Минфина России от 26.10.2016 N 07-01-09/62334). Поэтому изменения налоговой базы по налогу на имущество организаций для муниципального учреждения будут обусловлены новациями в порядке бухгалтерского учета основных средств.
С 1 января 2018 года вводится федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н) (далее — Стандарт). На сегодняшний день переходными положениям при первом применении стандарта предусмотрено, что объекты недвижимого имущества отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, которая признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств.
Накопленная амортизация, исчисленная на дату пересмотра стоимости таких объектов недвижимости, подлежит списанию.
При пересмотре стоимости таких объектов недвижимости срок полезного использования в отношении объекта недвижимости пересматривается с учетом положений, предусмотренных главой VI Стандарта. Дальнейшее начисление амортизации по объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренных первоначальной стоимости и срока полезного использования (п. 58 Стандарта).
Отследить изменения законодательства Вам помогут «Новости для бухгалтера госсектора» (подготовлено экспертами компании «Гарант»).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Налог на имущество (для госсектора);

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

14 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Предприятие руководствуется ПБУ 6/01 и Методическими рекомендациями по учету основных средств. Должно ли муниципальное предприятие начислять амортизацию средств? Бухгалтерские консультации Гарант

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 07.04.2016 года

В 2013 году муниципальному предприятию из казны городского округа по договору хранения без права использования передан объект на срок «до регистрации прав собственником (администрация городского округа)». В марте 2016 года собственник оформил регистрацию прав на этот объект и планирует передать его предприятию на праве хозяйственного ведения в апреле 2016 года. При этом собственник, ссылаясь на п. 94 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти, органов местного самоуправления, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, указывает на необходимость начисления амортизации (износа) на забалансовом счете 010 за период нахождения объекта на хранении у предприятия. Объект при хранении у предприятия учитывался на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности на хранении».

Должно ли муниципальное предприятие начислять амортизацию (предприятие руководствуется ПБУ 6/01 и Методическими рекомендациями по учету основных средств, а не Инструкцией, утвержденной приказом Минфина N 157н)? Если должно, то как это всё отразить в бухгалтерском учете? Как правильно отразить начисление амортизации (износа) и должно ли предприятие ее вообще начислять? Кто при передаче в хозяйственное ведение должен определить амортизационную группу и срок полезного использования?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Начисление амортизации по объекту, полученному от собственника, возможно не ранее ввода его в состав основных средств после наделения унитарного предприятия правом хозяйственного ведения в отношении указанного объекта.

Обоснование вывода:

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», далее — Закон N 161-ФЗ, п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ).

Любая организация, в том числе созданная в форме муниципального унитарного предприятия (далее — МУП), должна вести бухгалтерский учёт и формировать отчётность в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации, в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ (информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Из п.п. 21, 22, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания), следует, что на балансе организации в составе ОС учитывается имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения.

Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В рассматриваемой ситуации решение в отношении передаваемого имущества о закреплении его за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником до настоящего момента не принято.

На основании п. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, а право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника.

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, то есть право хозяйственного ведения недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Арбитражные суды в большинстве случаев исходят из того, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество у унитарных предприятий возникает не с момента передачи такого имущества, а с момента государственной регистрации данного права за унитарным предприятием (смотрите, например, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 N 03АП-3692/15, АС Западно-Сибирского округа от 04.09.2014 N Ф04-7284/14 по делу N А27-9598/2013, ФАС Поволжского округа от 26.06.2013 N Ф06-3606/13 по делу N А72-4930/2012, ФАС Московского округа от 21.06.2012 N Ф05-5584/12 по делу N А41-17897/2011).

Третий арбитражный апелляционный суд указал, что право хозяйственного ведения относится к вещным правам, поэтому в отношении недвижимого имущества законом установлен особый порядок возникновения (перехода) права хозяйственного ведения, заключающийся в необходимости государственной регистрации (смотрите постановление от 30.09.2015 N 03АП-3692/15). При отсутствии государственной регистрации право хозяйственного ведения унитарного предприятия на недвижимое имущество не возникает.

С учётом изложенного право хозяйственного ведения на передаваемое имущество считается существующим при наделении унитарного предприятия указанным правом передачи имущества, а в отношении объекта недвижимости — только при условии его государственной регистрации.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что с учётом п.п. 21, 49 Методических указаний унитарное предприятие вправе отразить на своем балансе имущество в качестве объекта ОС после наделения унитарного предприятия правом хозяйственного ведения в отношении рассматриваемого объекта или с момента регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости (при соблюдении четырех условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01)).

Объект ОС, переданный в хозяйственное ведение, принимается к бухгалтерскому учету МУП в общеустановленном порядке. Это отражается записью по дебету счета 01, субсчет «Основные средства в организации», в корреспонденции с кредитом счёта 08, субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств» (План счетов и Инструкция, письма Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11, от 05.08.2003 N 16-00-14/247).

Отметим, что имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, принимается к учету по стоимости, указанной собственником в акте приема-передачи (распоряжении о наделении имуществом) (п. 9 ПБУ 6/01). Такой вывод сделан в письме Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373.

При этом нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации (в том числе государственного или муниципального унитарного предприятия), принимающей объект основных средств в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект (смотрите письмо Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Согласно п. 49 Методических указаний, п. 17 ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств, в частности находящихся в организации на праве хозяйственного ведения, погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Поскольку нормами ПБУ 6/01 не установлено иное, на стоимость указанного объекта необходимо начислять амортизацию в бухгалтерском учете унитарного предприятия в установленном порядке.

Таким образом, начисление амортизации возможно не ранее момента ввода объекта, полученного от собственника, в состав основных средств, то есть после наделения унитарного предприятия правом хозяйственного ведения в отношении рассматриваемого объекта.

Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п.п. 21, 22 ПБУ 6/01, п.п. 61, 62 Методических указаний, письмо Минфина России от 02.06.2006 N 07-05-06/135 «Об амортизации основных средств»).

Сроком полезного использования называется период, в течение которого использование объекта ОС приносит доход организации (абзац седьмой п. 4 ПБУ 6/01, абзац четвертый п. 2 Методических указаний). Для отдельных групп ОС срок полезного использования определяется исходя из количества продукции, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Срок полезного использования объекта ОС определяется унитарным предприятием самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из технических характеристик объекта, его физического износа, предполагаемого режима эксплуатации (смотрите п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний). Для целей бухгалтерского учета может использоваться «Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС).

Согласно п.п. 5, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) возмещение стоимости ОС, осуществляемое в виде амортизационных отчислений, считается расходами по обычным видам деятельности.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации (последний абзац п. 16 ПБУ 10/99).

Способы начисления амортизации перечислены в п. 18 ПБУ 6/01, а также в п. 53 Методических указаний.

Согласно п. 24 ПБУ 6/01 амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

Суммы начисленной амортизации по объектам ОС отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (п. 25 ПБУ 6/01) — по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или расходов на продажу.

К сведению:

Государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, а также муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны соответствующего публично-правового образования (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Учет имущества казны, как правило, осуществляется на балансе исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, на который возлагаются функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом (смотрите, например, письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56).

«Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, предполагается возобновление начисления амортизации только после выбытия основных средств из состава имущества казны при передаче их организациям госсектора или другим правообладателям.

Имущество, переданное на хранение, не является выбывшим из состава имущества казны. Поэтому оснований для начисления амортизации по этому имуществу не возникает ни у администрации, осуществляющей учет имущества казны, ни у организации, у которой это имущество находится на хранении.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ НА ИМУЩЕСТВО, ПОЛУЧЕННОЕ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОТ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ИЛИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Амортизируемое имущество, приобретенное за счет выделенных собственником унитарного предприятия денежных средств, собственностью унитарного предприятия не является, а находится у него на праве хозяйственного ведения и рассматривается как полученное в счет увеличения уставного фонда этого унитарного предприятия.

Об этом Письмо ФНС РФ от 16.08.2010 N ШС-37-3/9084.

Пунктом 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Таким образом, в случае, если унитарное предприятие получает амортизируемое имущество от собственника (государства) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то такое имущество подлежит амортизации данным государственным унитарным предприятием.

Поскольку в указанной норме отсутствуют особенности условий и обстоятельств такой передачи, то она регулирует любые случаи получения унитарным предприятием имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Так, унитарным предприятиям в ходе хозяйственной деятельности собственником предприятия могут быть выделены средства целевого финансирования из бюджета для приобретения (создания) имущества. Такие средства на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 Кодекса не подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом из положений п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ »О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует, что приобретенные за счет государственных инвестиций объекты недвижимости, оборудование и средства производства подлежат закреплению за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с одновременным увеличением уставного фонда государственного (муниципального) предприятия на стоимость закрепляемого имущества.

В таком случае нормы пп. 3 и 7 п. 2 ст. 256 Кодекса на данное имущество не распространяются, а первоначальная стоимость такого имущества для начисления амортизации определяется в соответствии с п. 1 ст. 277 Кодекса.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Нужно ли начислять амортизацию на имущество казны, находящееся на счете 108?

Цитата (Имущество казны: особенности учета (Мишанина М.)): По объектам нефинансовых активов, включенным в состав государственной (муниципальной) казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем (п. 94 Инструкции N 157н).
Суммы амортизации, начисленной на объекты имущества казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 104 50 000 «Амортизация имущества, составляющего казну» (п. 89 Инструкции N 157н, п. 18 Инструкции N 162н):
— 0 104 51 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;
— 0 104 58 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;
— 0 104 59 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

К сведению. Операции по амортизации имущества, составляющего казну, отражаются в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 97 Инструкции N 157н).

На объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется, аналитический учет по соответствующим счетам счета 0 104 50 000 не осуществляется, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.
Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны производит учреждение (правообладатель), получившее объект в оперативное управление, если иное не определено правовым актом по бюджетному учету казны. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, отраженной в реестре государственной (муниципальной) казны, и с учетом срока нахождения в составе имущества казны в порядке, предусмотренном п. п. 84 — 93 Инструкции N 157н. То есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации.

Начисление амортизации на имущество, находящееся в оперативном управлении

Вопрос-ответ по теме

1.Нужно ли начислять амортизацию на имущество, находящееся в ОУ?2.На какие счета приходовать? (балансовы или забалансовые)?

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

сообщаем следующее: 1.На имущество, закрепленное на праве оперативного управления, амортизация начисляется в общем порядке (с момента принятия имущества к учету в качестве основного средства).

2. Имущество, полученное от учредителя безвозмездно, сразу приходуется на балансовый счет 101, за исключением имущества, требующего госрегистрации. Если передается имущество, требующее госрегистрации, то оно приходуется на счет 101 после получения документов о госрегистрации права оперативного управления. До момента получения документов такое имущество целесообразно учитывать на забалансовом счете 01.

Если имущество относится к недвижимому или особо ценному, то дополнительно отражается показатель на счете 210.06.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Минфин пояснил порядок начисления амортизации по имуществу, полученному унитарным предприятием

Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия.

При этом в силу нормы пункта 2 статьи 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Минфин в письме № 03-03-06/1/9856 от 21.02.2017 пояснил, что если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием, было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования, то амортизация по такому имуществу не начисляется и остаточная стоимость такого имущества для целей налога на прибыль организаций равна нулю.

В случае если амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то в целях главы 25 НК РФ унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета этого другого унитарного предприятия, передающего имущество, которое обязано предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и установленном им сроке полезного использования, уменьшенном на период начисления им амортизации.

Если в данном случае стоимостный критерий переданного по остаточной стоимости имущества меньше стоимостного критерия амортизируемого имущества, то такое имущество не признается амортизируемом и учитывается в составе материальных расходов.