Мониторинг земель челябинской области

В Челябинской области оцифровано 1,3 млн гектаров земель

В работе совещания принял участие руководитель управления мониторинга земель сельскохозяйственного назначения ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России» Павел Денисов. Это ведомство является оператором Единой Федеральной информационной системы земель сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН). Открывая совещание, первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин подчеркнул актуальность внедрения цифровых технологий в землепользовании:«Сегодня пришло время, когда инфраструктура включает в себя не только предприятия, объекты коммуникации, энергоснабжения, обеспечивающие жизнь и работу на селе, но и информационную базу, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений сельхозтоваропроизводителями и органами государственной власти. Цифровизация земель поможет эффективнее использовать пашню и вовлечь в оборот простаивающие земли».

Руководитель профильного управления федерального аграрного ведомства Павел Денисов довел информацию о проведенной работе по созданию Единой федеральной информационной системы земель сельхозназначения (ЕФИС ЗСН) и перспективах ее развития. Приказом Минсельхоза России в апреле 2018 года система введена в эксплуатацию. ЕФИС ЗСН предназначена для получения актуальной и достоверной информации о землях сельскохозяйственного назначения, в том числе об их качественных характеристиках, о местоположении, фактическом использовании, состоянии сельскохозяйственных культур. Данные интерактивных карт помогут руководителям разного уровня, сельхозтоваропроизводителям проводить полный анализ условий, влияющих на урожайность на конкретном поле, сформировать рекомендации по внесению удобрений, распашке и т. д. Основная задача нового ресурса – заставить в полную силу работать более 197 млн гектаров сельхозугодий страны.

В настоящее время осуществляется исходное наполнение геоинформационной системы, пока в ней отражены сведения о 64 регионах страны, в том числе – о землях сельхозназначения Челябинской области, но поступление информации идет бурными темпами.

В Челябинской области оцифровка и мониторинг земель сельхозназначения на основе данных спутника началась в 2014 году Научно-образовательным Центром «Геоинформационные системы» Южно- Уральского государственного университета. На сегодняшний день центром оцифровано более 1,3 млн. гектаров земель в десяти районах области. Об этом рассказала руководитель организации Валентина Максимова. Одно из сельскохозяйственных предприятий, в котором проводилась данная работа, – фермерское хозяйство Николая Шаманина. Николай Шаманин заострил внимание на экономической эффективности применения цифровой картографии в хозяйстве: «Мы обрабатываем пять тысяч гектаров земли, поля расположены в двух районах на протяжении 50 км. Большая часть арендована у жителей, но земли оформлялись еще в 90-е годы прошлого века, когда межевание шло из кабинетов, без выезда на поле, по старым картам. Мы объехали все поля, колки, лога, сделали точные карты, оцифровали каждое поле, каждый год вносим изменения. Мне как хозяину нужно знать, сколько затратили средств на каждое поле, какая культура дала большую отдачу. Главная цель внедрения цифровой картографии – работать качественно, с отдачей и на перспективу».

В 2018 году в работу по цифровизации земель включился Уйский муниципальный район. Об этом на совещании рассказал начальник районного управления сельского хозяйства и продовольствия Сергей Урвачев: «В конце мая мы заключили договор с научно Научно-образовательным Центром «Геоинформационные системы» и провели инвентаризацию, определили неучтенные земли, уточнили объем необрабатываемых сельхозугодий. Внедрение системы в будущем поможет, кроме прочего, прогнозировать урожайность сельхозкультур. Наша цель – навести порядок в землепользовании и рациональнее работать на земле, ведь это наш основной производственный ресурс, практически все налоги в местный бюджет идут от использования земель».

Министерство сельского хозяйства, благодаря решениям губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, создает инструменты государственной поддержки, которые помогают активизировать процесс цифровизации земель сельхозназначения в регионе. Об этом рассказала заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Валентина Писарева: «Мы начали с того, что, используя труд квалифицированных специалистов вузов, выстроили их сотрудничество с сельхозпредприятиями, для которых выгодная работа с землей – основа бизнеса. При этом затраты аграриев на цифровое картографирование земель компенсируются через субсидии на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Кроме того субсидии направляются муниципалитетам, чтобы они, используя труд научных учреждений, могли наполнять интерактивные карты всей информацией о земле. Именно муниципалитеты обладают всей полнотой информации о землях в территориях – знают собственников, видят – работает пашня или зарастает бурьяном. В их полномочия входит осуществление муниципального земельного контроля, и при выявлении неиспользуемых или используемых не по назначению земель совместно с Россельхознадзором муниципалитеты могут выносить административные взыскания к нерадивым землепользователям. Планируется, что к концу 2018 года десять сельских муниципальных районов области получат субсидии на возмещение части затрат, связанных с разработкой и внедрением цифровых технологий в сфере землепользования. Объем субсидий муниципалитетам в 2018 году составит два миллиона рублей».

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ.

Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель. В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения».

При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

д) землеустроительной документации;

е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;

ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;

и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);

к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, а также земельный участок или группа земельных участков.

Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Показателями мониторинга использования земель являются:

— общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (для объекта государственного мониторинга земель — земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

— общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;

— площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— площадь застроенных земель в разрезе категорий;

— общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;

— иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Показателями мониторинга состояния земель являются:

а) количественные показатели состояния земель:

— общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (в разрезе категорий земель, установленных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

— общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

— общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных в государственный кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);

— общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения;

— количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством);

— общая площадь учтенных в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;

— количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством Российской Федерации);

б) качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса):

— площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

— площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

— площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

— площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

— площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Инвентаризация является отдельным видом землеустроительной деятельности – мероприятием по изучению объекта до проведения землеустройства. Необходимость проведения инвентаризации связана с отсутствием достоверных сведений об объекте работ или с основанием полагать, что имеющиеся сведения не актуальны. Иными словами основной задачей проведения работ по инвентаризации является получение или обновление сведений об объектах землеустройства:

• об их фактическом местоположении, площади, прохождении границ земельных участков;

• частях земельных участков, в том числе занятых объектами недвижимости или подлежащих ограничению в пользовании;

• о качестве земли: почвенные и геоботанические характеристики;

• об использовании земли: самовольных захватах, составе сельскохозяйственных угодий, степени развития процессов деградации почв, закустаривании и пр.;

• правовом режиме земель: целевом назначении, разрешенном использовании, виде права, субъектах земельных отношений.

Эффективное использование земли является одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации.

При инвентаризации применяется несколько методов. Для определения пространственных характеристик применяются топографо-геодезические, картографические, фотограмметрические работы. Для определения качественных характеристик – почвенные, геоботанические, геологические изыскания. Сведения о правовом режиме территорий определяются в процессе инвентаризации ранее учтенных сведений архивов комитетов по землеустройству, муниципальных комитетов по управлению имуществом, государственных фондов данных.

Результаты инвентаризации используются не только как источник исходной информации для территориального землеустройства, но и:

• для проведения кадастровой оценки земель, как источник данных об изменении качественных характеристик;

• для ведения мониторинга земель, как базовый уровень;

• для разработки документов территориального планирования, как основа изготовления опорного плана;

• для разработки и ведения ГИС различных уровней, в том числе используемых для контроля налогообложения в сфере земельных отношений.

« В постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2011 N 14765/10 указано, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка у всех его зарегистрированных правообладателей, включая собственника.

Т.е., разрешение спора о границах должно завершиться внесением соответствующих изменений в уникальные характеристики объекта недвижимости (а при отсутствии таких характеристик – их закрепление). Правоустанавливающие документы или же прекращение нарушения права на земельный участок площадь земельного участка как одна из его уникальных характеристик зависит от конфигурации границ соответствующего земельного участка. Также, если местоположение границы смежных земельных участков изменяется, меняется и их площадь» [4].

Росреестром был подготовлен Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2015 году (на 01.01.2016).

На 1 января 2016 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 383,7 млн. га (площадь земель данной категории в Республике Крым составила 1450,3 тыс. га). В сравнении с предшествующим годом площадь категории земель в составе земельного фонда Российской Федерации уменьшилась на 1,8 млн. га.

Уменьшение общей площади земель фонда перераспределения отмечено

в 24 субъектах Российской Федерации. Значительное уменьшение данных земель наблюдалось в Вологодской области (на 2247,8 тыс. га), Красноярском крае (на 338,4 тыс. га), Омской области (на 61,3 тыс. га), Камчатском крае (на 31,7 тыс. га), Еврейской автономной области (на 40,1 тыс. га), Республике Северная Осетия-Алания (на 24,6 тыс. га), а значительное увеличение – в Свердловской (на 137,7 тыс. га) и Псковской (на 64,3 тыс. га) областях, Республике Тыва (на 42,3 тыс. га), Магаданской (на 33,4 тыс. га), Костромской (на 28,1 тыс. га), Новгородской (21,4 тыс. га) областях.

В течение 2015 года наибольшие площади сельскохозяйственных угодий переведены в фонд перераспределения земель в Республике Тыва (33,3 тыс. га), Свердловской

(17,7 тыс. га), Новгородской и Псковской (12,2 тыс. га в каждом субъекте Российской Федерации) областях.

В 2015 году осуществлялось предоставление сельскохозяйственных угодий из земель фонда перераспределения для сельскохозяйственного использования. (Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2015 году).

Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям земель

п/п

Наименование категорий земель

на 1 января 2015 г.

на 1 января 2016 г.

2015 г. к 2014 г. (+/–)

Изменения

в процентах

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли населенных пунктов, в том числе:

городских населенных пунктов

сельских населенных пунктов

Земли промышленности и иного специального назначения

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Земли лесного фонда

Земли водного фонда

Итого земель в Российской Федерации

Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям

п/п

Наименование угодий

Площадь

(млн. га)

В процентах от категории

Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд

Земли под дорогами

Земли под водой

Земли под болотами

Итого

По состоянию на 1 января 2016 года площадь земель, отнесенных к данной категории, в целом по России составила 20,3 млн. га. Увеличение площади на 206,7 тыс. га, в том числе с учетом площади Республики Крым (187,6 тыс. га), в сравнении с предшествующим годом отражает результаты проведенных работ по инвентаризации земель, а также по упорядочению, установлению и утверждению границ городских и сельских населенных пунктов.

Большая доля площадей отражена по категории земель населенных пунктов в соответствии с распоряжениями (постановлениями) органов власти субъектов Российской Федерации о включении земельных участков в границы населенных пунктов с целью их расширения и развития при формировании территорий муниципальных образований. Наибольшее увеличение площади земель населенных пунктов отмечено в Краснодарском крае – на 6,0 тыс. га, Московской области – на 5,1 тыс. га, Нижегородской области – на 4,4 тыс. га, Иркутской области – на 3,5 тыс. га, Челябинской области – на 2,6 тыс. га, Белгородской области –

на 1,7 тыс. га. В тоже время отмечено и уменьшение данных земель. Наибольшее уменьшение наблюдалось в Воронежской (на 22,2 тыс. га, перевод городских лесов в городах Вороне ж и Нововоронеж в категорию земель лесного фонда) и Новгородской (на 3,6 тыс. га) областях.

На 1 января 2016 года площадь городских населенных пунктов составила 8,3 млн. га, сельских населенных пунктов – 12,0 млн. га.

Площадь земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов составила в целом по стране 31,9 тыс. га.

Площадь земель рекреационного назначения составила 219,4 тыс. га.

Удельный вес земель историко-культурного назначения в общей площади земель, отнесенных к данной категории, невелик. Их общая площадь составляет всего 25,4 тыс. га.

Увеличение площади сельскохозяйственных угодий, участвующих

в сельскохозяйственном обороте, наблюдалось в 36 субъектах Российской Федерации. Значительное вовлечение в сельскохозяйственный оборот продуктивных земель отмечено в Псковской (на 32,3 тыс. га), Кировской (на 16,0 тыс. га) областях, Забайкальском (на 13,6 тыс. га), Пермском (на 7,2 тыс. га) краях, Пензенской области, Республике Калмыкия и Карачаево-Черкесской Республике (на 6,0 тыс. га в каждом субъекте российской Федерации). Площадь сельскохозяйственных угодий, участвующих в сельскохозяйственном обороте в Республике Крым составляла 1417,3 тыс. га.

В целом по Российской Федерации из категории земель запаса переведено и предоставлено для сельскохозяйственного производства 18,0 тыс. га земель сельскохозяйственных угодий, из фонда перераспределения земель – 416,5 тыс. га.

Несмотря на увеличение площади сельскохозяйственных угодий, используемых в 2015 году в сельскохозяйственном секторе производства, уменьшение сельскохозяйственных угодий наблюдалось в 35 субъектах Российской Федерации. Значительные уменьшения продуктивных земель, участвующих в сельскохозяйственном обороте, отмечены в Республике Тыва (на 33,6 тыс. га), Свердловской (на 15,2 тыс. га), Новгородской (на 12,3 тыс. га), Челябинской (на 11,0 тыс. га) областях, Костромской области, Кабардино-Балкарской Республике и Республике Бурятия

(на 8,8 тыс. га в каждом субъекте Российской Федерации).

Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В ходе осуществления инвентаризации земель проводится уточнение или установление местоположения земельных участков, их границ и площади, зарегистрированных вещных прав и ограничений (обременений), выявление бесхозяйных, неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, определение экономических и качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения.

По данным государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами на 1 января 2016 года в частной собственности находилось 133,4 млн. га земель, что составило 7,8% земельного фонда страны. Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 115,3 млн. га, или 6,7%, в собственности юридических лиц находилось 18,1 млн. га, или 1,1% земельного фонда России (таблица 1.13). Площадь земель, находящихся

в государственной и муниципальной собственности, составила 1579,1 млн. га, или 92,2% от площади земельного фонда страны

В целом по России гражданами для производства сельскохозяйственной продукции использовалось 105,0 млн. га, или 20,1% всех земель, предоставленных для сельскохозяйственных целей. Граждане использовали земельные участки, предоставленные им для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения

и выпаса скота, а также участки при индивидуальных жилых домах, служебные наделы, дачные участки и земли традиционного промысла, земли собственников земельных долей и собственников земельных участков, не вошедшие в состав земель, используемых организациями.

На 1 января 2016 года 347,5 тыс. га земель числилось за ликвидированными крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции.

В целях эффективного выявления и пресечения земельных правонарушений территориальными органами Росреестра заключены соглашения с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль. В 2015 году в целом по Российской Федерации должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, выявлено 14905 нарушений земельного законодательства.

Целью Программы федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2019 годы)» является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, базирующаяся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества, обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации. Задачами Программы являются:

объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс; обеспечение организации предоставления услуг по принципу «одного окна» и переход к оценке гражданами качества предоставления услуг; повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения эффективности налогообложения недвижимости.

Государственный мониторинг земель Челябинской области

Пример готовой курсовой работы по предмету: Государственное и муниципальное управление

Глава 1. Теоретические основы государственного мониторинга земель…5

1.1. Обзор литературных источников…5

1.2. Обзор законодательной базы в области государственного мониторинга земель…8

1.3. Анализ современного состояния мониторинга земель в Челябинской области…9

Глава 2. Характеристика земель Челябинской области как объекта исследования:…12

2.2. Общая характеристика земельного фонда Челябинской области…13

2.3. Цель и задачи исследований…17

Список использованных источников

Выдержка из текста

Мониторинг земель впервые получил самостоятельный юридический статус в 1991 г. в связи с принятием Земельного кодекса РСФСР. Содержание и порядок мониторинга земель определяется «Положением о мониторинге земель», утверждённым постановление Правительства Российской Федерации №

1. июня 1992 года, а с 1993 г. он выделен в качестве подсистемы в Единой государственной системе экологического мониторинга. Мониторинг земель ведётся Государственным земельным комитетом РФ и Министерством природных ресурсов РФ по единой системе за счёт ассигнований из республиканского бюджета РФ и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю.

Цель мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в почвах, для выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

6. Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:

1) своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

3) обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации [1].

В основу решения данных задач положена разработка нормативно-правовой, научно-методической, организационной базы, производственных технологий, обеспечивающих постоянно действующую систему контроля и слежения за состоянием земель и качественным их использованием.

Объектом мониторинга земель являются все земли РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.

По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений [3].

В настоящее время на территории ряда субъектов Российской Федерации периодически проводятся выборочные обследования земельных ресурсов. При этом данные работы осуществляются по различным, нескоординированным между собой методикам, отсутствует единая система обработки и интерпретации результатов. Тем не менее, имеющиеся результаты позволяют отметить тенденцию ухудшения состояния и использования земель.

Список использованной литературы

1. Земельный кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.11.2011 N 331-ФЗ

3. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «О государственном земельном контроле»

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 №

68. «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»

6. Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 №

85. «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения»

7. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 14.11.2006 №

37. «Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»

8. Закон Челябинской области от 13.04.2015 № 154 — ЗО «О земельных отношениях»

9. Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2009 №

30. «Об утверждении положения об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области»

10. Варламов А.А. Захарова С.Н. Мониторинг земель. М.: ГУЗ, 2000. — 158 с.

11. Дамдын О. С. Понятие, задачи и виды мониторинга земель // Молодой ученый. — 2012. — № 1. Т.2. — С. 165−166.

12. Басова И.А., Иватанова Н.П. — Государственный мониторинг земель как фактор обеспечения рационального природопользования. Известия ТулГУ. Науки о земле — 2011 г, № 2.

13. Антоненко И.В. Мониторинг и охрана городских земель: Конспект лекций. — Челябинск: Изд -во ЮУрГУ, 2001. — 47 с.

14. А.П. Казаченко, О.Р. Камеристова, И.П. Добровольский, А.Ю. Даванков. Научные основы мониторинга, охраны и рекультивации земель. — Челябинск. — 2000. — 247 с.

15. Лебедева Т.А. Разработка научно-методического обеспечения земельно-оценочных работ по лесным землям Среднего Урала: Автореф. дис… канд.техн.наук: 25.00.26. / ФГБОУ ВПО «СГТА»., 2014.

16. Марова А.А. Адаптивные механизмы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения: Автореф. дис… канд.техн.наук: 25.00.26/МИИГАиК. — М., 2013. — 24 с.

17. Русских А.А., Головина Е.М., Германович Ю.Г. Материалы международной научно-практической конференции «Уральская горная школа — Регионам» на тему Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. Проблемы Государственного земельного надзора в Российской Федерации./ УГГУ. — 2016. — 12 с.

18. Гиниятов И.А. Основы земельного кадастра и мониторинга земель. Конспект лекций. — Новосибирск, СГГА, 2001. — 55 с.;

19. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. — 2008. — № 5. — С. 123 — 125.

20. Пашута А.О., Солодовникова М.П. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения как метод государственного управления земельными ресурсами//Вестник Воронежского государственного агарного университета. — 2015. — № 3(46);

21. Энциклопедия кадастрового инженера (учебное пособие) / М.И. Петрушина, В.С. Кислов, А.Д. Маляр, С.Н. Волков, Т.В. Красулина, Е.В. Швайковская; под редакцией М.И. Петрушиной — Москва: Кадастр недвижимости, 2007 г. — 656 с.

22. Сладкопевцев С.А. Космический мониторинг в решении проблем городского земельного кадастра / С. А. Сладкопевцев, С. Л. Дроздов // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2006.-№ 3. — С.77−82.

23. Печенев А.Н., Пичуков В.К., Прорвич В.А. Основы городского землеустройства и реформирования земельных отношений: Учеб. пособ. / Под ред. Прорвича В.А. — М., 2003. — 397 с.

24. Мельникова Б.Б. Разработка теоретических основ создания космического мониторинга с целью обеспечения оперативной информацией ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е. Б. Мельникова // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2006.-№ 4. — С.91−104.

25. Мельникова Б.Б. Разработка теоретических основ создания космического мониторинга с целью обеспечения оперативной информацией ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е. Б. Мельникова // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2006.-№ 4. — С.91−104.;

26. Губина М. В. Основы градостроительного менеджмента и мониторинга: Учеб. пособие для вузов / Киев: ВИРА-Р, 2002. — 247с.

27. Марова А.А., Архангельская Е.А. Модель комплексного механизма мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Люберецкого района Московской области // Сборник докладов IV Международной научно-практической конференции «Научно-техническое творчество молодежи — путь к обществу, основанному на знаниях» Москва, ВВЦ, 26 —

2. июня 2012 г. — С. 310−315.

28. Попович П.Р., Басманов А.Е., Горбачев В.В. и др. Мониторинг состояния земель / — М.: ЗАО ИПЦ «Буквица», 2010. — 384 с.

29. Лимонов А.Н. Структура концептуальной модели мониторинга земель дистанционными методами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2005. — № 5. — С. 100 -104.

30. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в Челябинской области в 2014—2015 гг.

31. Официальный сайт Министерства экологии Челябинской области — mineco 174.ru.

Состояние почв и почвенного покрова Челябинской области по результатам мониторинга земель сельскохозяйственного назначения / А.П.Козаченко ; Департамент кадровой политики и образования,Челяб.гос.агроинж.ун-т

Приложения для работы в НЭБ

Разработка OOO ЭЛАР по заказу Министерства Культуры РФ

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.