Министерство образования официальный сайт задать вопрос

Министерство образования официальный сайт задать вопрос

В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Как записаться на прием к Министру, заместителю министра и директору Департамента?

Министр образования и науки Российской Федерации осуществляет прием в помещении Приемной Правительства Российской Федерации. Запись на прием осуществляется сотрудниками Аппарата Правительства Российской Федерации по адресу: 103274, Москва, Краснопресненская наб., д. 2, стр. 2.

Заместители министра и директора Департаментов осуществляют прием в соответствии с графиком личного приема граждан, размещаемым на официальном сайте Минобрнауки России: минобрнауки.рф, по адресам:

  • 125993, Москва, Тверская ул., д. 11; 125993, Москва, Брюсов пер., д. 11;
  • 117997, Москва, Люсиновская ул., д. 51.

Как можно направить электронное обращение в Министерство?

Обращение может быть направлено на официальный адрес электронной почты Министерства образования и науки Российской Федерации info@mon.gov.ru, а также по ссылке «отправить электронное сообщение» в разделе «Связь» на официальном сайте министерства http://минобрнауки.рф.

По какому адресу можно лично принести почту?

Общественная приемная Минобрнауки России находится по адресу: 117997, Москва, Люсиновская ул., д. 51.

Министерство образования официальный сайт задать вопрос

В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Какие льготы в образовательной сфере предусмотрены для украинских беженцев и жителей Крыма?

В 2014-2015-м учебном году в виде исключения гражданам, являющимся вынужденными переселенцами из юго-восточных регионов Украины, была предоставлена возможность поступления в образовательные организации высшего образования на места, оставшиеся вакантными после окончания приема граждан Российской Федерации. Дополнительных бюджетных мест для них не выделялось.

В прошлом году крымчане поступали на обучение на специально выделенные для них бюджетные места, при этом количество бюджетных мест для приема иных граждан Российской Федерации уменьшено не было, в этом учебном году прием крымчан также будет осуществляться на места, выделенные для них в каждом российском вузе.

В каком случае студент вправе перевестись с платной основы на бесплатную?

Согласно пункту 2 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное (далее – Порядок), утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 443, переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе, количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией не менее двух раз в год.

В соответствии с пунктом 6 Порядка право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи обучающимся заявления о переходе с платного обучения на бесплатное (далее – заявление) академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из следующих условий:

а) сдачи экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку «отлично»; «отлично» и «хорошо», «хорошо»;

б) отнесения к следующим категориям граждан (за исключением иностранных граждан, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное):

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • граждан в возрасте до двадцати лет, имеющих только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

в) утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).

Вы можете претендовать на переход с платного обучения на бесплатное при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе и сдачи экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку «отлично», «отлично» и «хорошо», «хорошо».

Есть ли возможность у граждан Российской Федерации, обучающихся в организациях высшего образования на территории Украины, осуществить перевод в российские учебные заведения?

В случае невозможности продолжения обучения российскими студентами в образовательных организациях высшего образования на территории Украины студент имеет право на общих основаниях поступать в образовательную организацию высшего образования Российской Федерации (далее – образовательные организации). Так как перевод лиц, ранее обучавшихся в иностранных образовательных организациях, в образовательные организации Российской Федерации невозможен, гражданам необходимо поступить в российскую образовательную организацию на первый курс согласно пункту 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. № 839 (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2014 г., регистрационный № 33799).

Граждане могут поступать в образовательную организацию высшего образования Российской Федерации по результатам внутренних вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией, либо по единому государственному экзамену, и на конкурсной основе претендовать на обучение за счет средств бюджета.

Таким образом, при поступлении на первый курс студент может подать заявление на имя ректора образовательной организации, в которой будет обучаться, с просьбой перевести его на обучение по индивидуальному плану и при положительном решении вопроса продолжить обучение по ускоренной программе, в том числе пройти перезачет ранее изученных дисциплин.

Как обстоят дела с трудоустройством выпускников образовательных организаций?

Трудоустройство выпускников образовательных организаций в сложных экономических условиях является одной из важнейших совместных задач органов исполнительной власти, образовательных организаций, а также работодателей и самих обучающихся (будущих выпускников).

В Минобрнауки России ведется последовательная работа по стимулированию образовательных организаций на усиление содействия в трудоустройстве выпускникам образовательных организаций.

Одной из мер, предпринятых Минобрнауки России и призванных повысить заинтересованность образовательных организаций высшего образования в успешном трудоустройстве своих выпускников, является критериальный показатель мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и их филиалов, характеризующий трудоустройство выпускников.

Следует также отметить, что в настоящее время в образовательных организациях организована и ведется активная деятельность по содействию трудоустройству выпускников, которая представляет собой трехуровневую модель, включающую федеральный, региональный уровни и уровень образовательной организации.

Обращаем внимание, что Минобрнауки России также поручило федеральным университетам создать на своей базе Центры мониторинга рынка труда.

Их основными задачами стали мониторинг ситуации в соответствующем федеральном округе Российской Федерации в части высвобождения работающих специалистов по отраслям экономики, в части наличия вакансий на рынке труда и в части реализации программ дополнительного образования в образовательных организациях высшего образования и другие мероприятия по содействию в трудоустройстве.

Имеют ли граждане Узбекистана равные права с российскими гражданами при поступлении в высшие учебные заведения РФ?

В соответствии со статьей 1 Соглашения о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.) граждане Узбекистана, проживающие на территории Российской Федерации, имеют равные права на доступ к образованию.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год утвержден приказом Минобрнауки России от 27 июля 2014 г. № 839.

Таким образом, вы имеете право на прием на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на конкурсной основе наравне с гражданами Российской Федерации.

Как правительство борется с неэффективными организациями в сфере образования?

Минобрнауки России в целях обеспечения реализации статьи 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела V «Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту» плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р, и постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» проводит мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования и их филиалов (далее – мониторинг эффективности) в целях оценки эффективности их работы и выработки предложений по дальнейшим действиям в отношении образовательных организаций, имеющих признаки неэффективности.

В отношении организаций, имеющих признаки неэффективности, Межведомственной комиссией по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования формировались группы вузов и их филиалов, признанных нуждающимся в оптимизации деятельности и нуждающимися в реорганизации.

В отношении образовательных организаций, нуждающихся в реорганизации, проведены реорганизационные мероприятия, что позволит серьезно повысить эффективность использования имеющихся в образовательных учреждениях учебных площадей, учебно-лабораторного оборудования, а также оптимизировать расходы на образовательную деятельность, повысить качество образования и внести значительный вклад в социально-экономическое развитие субъекта.

Каким образом устанавливается порог бюджетных мест в высших учебных заведениях? Возможно ли вообще простому гражданину РФ получить высшее образование бесплатно?

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Согласно части 2 статьи 100 Федерального закона за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 100 Федерального закона контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального образовании и высшего образования.

Каким образом принимается решение о реорганизации образовательного учреждения ?

В соответствии со статьей 6 и частями 11 и 13 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации федеральной государственной образовательной организации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия ее учредителя, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки и порядок создании указанной комиссии и подготовки ею заключений, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. № 84.

Следует отметить, что комиссия дает положительное заключение (о возможности принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации) в случае, когда по итогам проведенного анализа достигнуты все значения критериев, в том числе значение критерия по обеспечению продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом (в случае принятия решения о реорганизации).

Как определяется стоимость проживания в общежитиях вузов?

Размер платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии.

Размер платы также определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Сумма в указанном акте платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги устанавливается Правительством Российской Федерации.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением в общежитии или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения студенческих советов и представительных органов обучающихся в высших учебных заведениях. Лица, обладающие льготами, указанные в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии.

Учитываются ли индивидуальные достижения лиц, сдавших нормы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования: программам бакалавриата? программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год?

Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме.

При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения: наличие серебряного и (или) бронзового значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне», при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

В связи с тем, что в настоящее время проходит организационно-экспериментальный этап внедрения Комплекса ГТО, Минобрнауки России подготовило методические рекомендации по учету индивидуальных достижений при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, которые включают раздел об учете наличия серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне», и начислении не более 1 балла за указанные достижения.

Однако образовательная организация по своему усмотрению может начислять или не начислять баллы за наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного на основании результатов выполнения видов испытаний (тестов), нормативов и оценки уровня знаний и умений Комплекса ГТО, которые осуществляются в соответствующих Центрах тестирования.

Министерство образования официальный сайт задать вопрос

В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Каким образом можно восстановить аттестат о полном среднем образовании в случае его утраты? Куда следует обращаться?

В соответствии с пунктом 26 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115, при утрате аттестата или приложения к аттестату выдача дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату осуществляется на основании письменного заявления выпускника или его родителей (законных представителей), подаваемого в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выдавшую аттестат, с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также приложением документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других).

В случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность, дубликат аттестата и (или) дубликат приложения к аттестату выдается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в ведении которых находилась указанная организация.

В связи с чем отменена «привязка» школ к микрорайону, где эта школа построена? Ученик первого класса живет в 30 метрах от нее и не имеет возможности устроиться. Как можно решить данную проблему?

Прием граждан на обучение по основным общеобразовательным программам в общеобразовательные организации осуществляется в соответствии со статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 утвержден Порядок приема граждан на обучение по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок).

Согласно пункту 14 Порядка прием заявлений в первый класс общеобразовательных организаций для граждан, проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (далее – закрепленная территория), начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Общеобразовательные организации, завершившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

В соответствии с частью 9 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (пункт 7 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона № 273-ФЗ.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Может ли ребенок быть освобожден от уроков физкультуры, если он занимается в спортивной школе? Или от уроков музыки в случае посещения занятий в музыкальной школе? Существует ли официальная процедура освобождения от занятий, чем она регламентируется?

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС), по которому в настоящее время обучаются учащиеся 1-4-х классов, и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 г., по которому обучаются учащиеся 5-11-х классов, учебный предмет «Физическая культура» является обязательным для изучения на всех уровнях общего образования, а учебный предмет «Музыка» – на уровнях начального общего и основного общего образования.

Учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (пункт 1 части 1 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ,

Вместе с этим учащимся предоставляются следующие академические права:

  • освоение наряду с учебными предметами, курсами по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов;
  • зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункты 6, 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, порядок зачета результатов освоения дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта в качестве результатов по учебным предметам «Музыка» и «Физическая культура» основной общеобразовательной программы (в том числе объем содержания осваиваемых программ и объем часов, подлежащих зачету) регламентируется общеобразовательной организацией самостоятельно.

Куда следует жаловаться в случае неправомерного поведения директора школы или учителя в отношении моего ребенка?

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 273-ФЗ в целях защиты своих прав учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

  • направлять в органы управления образовательной организацией обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права учащихся, родителей (законных представителей) учащихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением учащихся, родителей (законных представителей);
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
  • использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (статья 7 Федерального закона № 273-ФЗ), куда родители также вправе обратиться в случае нарушения права их ребенка на получение общего образования.

Кто должен покупать электронные учебники: школа или родители?

Учащимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), образовательных стандартов, образовательными организациями бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (часть 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ).

Буквальное толкование статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о праве учащегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия, в том числе их электронные версии.

Существуют ли нормы количества обучающихся в одном классе? Если да, то что следует делать и куда обращаться в случае их нарушения? Должны ли доплачивать учителю за обучение большего числа учеников?

В соответствии с пунктом 10.1. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее – СанПиН), наполняемость классов не должна превышать 25 человек.

Несоблюдение образовательной организацией требований СанПиН является административным правонарушением.

Могут ли родители настоять на том, чтобы детей разделили на два класса вместо одного?

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении административной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе о порядке комплектования классов.

Согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ, учащиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении школой в форме, определяемой уставом этой организации (через деятельность органов школьного самоуправления: управляющего совета, совета учащихся, совета родителей и др.). Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности, перед администрацией образовательной организации.

В соответствии с пунктом 10.1. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, наполняемость классов не должна превышать 25 человек.

Учитывая изложенное, родители вправе поднять вопрос о необходимости деления класса, в котором наполняемость превышает 25 человек, перед администрацией образовательной организации.

Прошу разъяснить порядок выдачи медали «За особые успехи в учении».

На основании части 10 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим ГИА и имеющим итоговые отметки успеваемости «отлично» по всем предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, школа одновременно с выдачей аттестата о среднем общем образовании с отличием вручает медаль «За особые успехи в учении».

В соответствии с пунктом 5.3 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115, итоговые отметки за 11-й класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования (за 10-11-й классы) и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

Как я могу получить дубликат аттестата о среднем общем образования?

В соответствии с пунктом 26 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115, выдача дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату осуществляется на основании письменного заявления выпускника или его родителей (законных представителей), подаваемого в школу, выдавшую аттестат:

  • при утрате аттестата или приложения к аттестату – с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также приложением документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других);
  • при повреждении аттестата и (или) приложения к аттестату, при обнаружении ошибки, допущенной при заполнении, – с изложением обстоятельств и характера повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования, или указанием допущенных ошибок, с приложением поврежденного (испорченного) аттестата и (или) приложения к аттестату, которые подлежат уничтожению в установленном порядке;
  • при изменении фамилии (имени, отчества) выпускника – с приложением копий документов, подтверждающих изменение фамилии (имени, отчества) выпускника.

Решение о выдаче или отказ в выдаче дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к нему принимается школой в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

Я не сдал ОГЭ по обязательным предметам (русскому языку и математике). Когда я могу их пересдать?

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2015 г. № 46 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году» выпускникам 9-х классов предоставляется возможность пересдать обязательные предметы в сентябре текущего года.

Министерство образования официальный сайт задать вопрос

В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Здравствуйте! Согласно закону № 608н от 08.09.2015г., преподаватели средних профессиональных образовательных организаций, имеющие по диплому квалификацию инженер, имеют ли право преподавать без дополнительного профессионального образования в области профессионального образования?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Просим вас дать разъяснение по педагогическим работникам, принятым до 26.08.2010 г. в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, т. е. до принятия приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по преподаваемым дисциплинам, но не имеющих образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Требуется ли пройти таким преподавателям профессиональную переподготовку в связи с введением профессиональных стандартов с 01.01.2017 г.?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте! Прошу растолковать в соответствии с утвержденным приказом Минтруда РФ № 608н и вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» п. 1 – 3 требований к образованию и обучению преподавателя СПО (раздел А «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП»). Верно ли, что преподаватель, имеющий «среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого . соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине» (п.1) при отсутствии педагогического образования (п. З) «должен получить дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения»? Будет ли в данном случае достаточным дополнительное профессиональное образование в объеме соответствующей программы повышения квалификации? Нужно ли ему проходить профессиональную переподготовку с присвоением новой квалификации педагогической направленности для осуществления вида профессиональной деятельности 01.004 «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении», учитывая, что этот вид деятельности регламентируется Стандартом «Педагог профессионального обучения»? Спасибо!

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации, при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Прошу разъяснить применение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» согласно пункта 3.1. «Преподаватель», требования к образованию и обучению в следующей ситуации: преподаватель в учреждении СПО имеет высшее образование (не педагогическое), окончил Уфимский технологический институт сервиса по специальности «экономист», преподает экономику. В стандарте прописано, что при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. Вопрос: что подразумевает собой дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения и должно ли оно быть педагогическим в конкретной ситуации?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте, в пункте 3.1 профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н) в разделе требования к образованию и обучению указано, что «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения», при этом не указана направленность дополнительного образования, в то время как, например, в пункте 3.3 указано «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование», подчеркиваю именно педагогическое дополнительное профессиональное образование.

Означает ли это, что для преподавания по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (пункт 3.1), необязательно наличие педагогического образования? Спасибо.

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

Здравствуйте! Я работаю преподавателем в ОГБГІОУ ДТК 15 лет, высшая категория (2012), образование высшее – специальность «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», квалификация – экономист-менеджер. Преподаю экономику организации, машиностроительное производство, профессиональный модуль ПM.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения по специальности «Технология машиностроения». В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации в объеме 108 часов по программе «Основы профессионально-педагогической деятельности». Могут ли мне отказать в педагогической нагрузке на 2016-2017 уч. год и уволить в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 г. профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»? Прошу не переадресовывать мой вопрос в Минобрнауки Ульяновской области.

Указанное высшее образование и дополнительное профессиональное образование соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н, указанным как необходимые для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

Согласно пунктам 4 и 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

При этом в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации возможно только при подтверждении такого несоответствия результатами аттестации.

Таким образом, недостаточность квалификации должна быть подтверждена результатами аттестации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.