Мидк досмотр

Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс сканирует и находит

Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК), который поступил на помощь досмотровым подразделениям, эксплуатируется во Владивостокской таможне с марта 2008 года.

Он действует по принципу обычной рентген-установки и используется для рентгенологического контроля крупногабаритных объектов, при этом сам объект (контейнер, автомобиль и т.п.) остается неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения комплекса. Рабочее место инспектора-оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгенизлучения, куда на монитор в уменьшенном или в увеличенном виде подается сканированное изображение объекта. Так за 3-5 минут можно получить визуальное изображение перевозимых товаров и обнаружить предметы, запрещенные к перевозке, а также оценить примерное количество и однородность товара. При необходимости «проблемные» участки сотрудник таможни может проверить уже обычным способом.

Такой комплекс может контролировать до 25 транспортных средств в час. Применение его не только ускоряет таможенные процедуры, но и является эффективным средством в борьбе с контрабандой.

Вначале в зону деятельности МИДК был включен только Владивостокский торговый морской порт, затем, после того, как была подготовлена необходимая площадка для эксплуатации, комплекс смог перемещаться для досмотров и во Владивостокский морской рыбный порт. В 2009 году увеличился штат МИДК и было образовано самостоятельное подразделение по его использованию из 7 человек.

За это время и таможенники, и участники внешнеэкономической деятельности убедились в эффективности сканирующего комплекса – от его всевидящего ока не уйдет ни один «не учтенный» в грузовой таможенной декларации товар, МИДК не подвержен коррупционной составляющей.

Стоит только назначить таможенный досмотр с применением МИДК – и недобросовестный коммерсант, решившийся на недостоверное декларирование, порой сам идет «с повинной» в таможню, не дожидаясь изобличающей картинки на мониторе. В 2008 году был проведен таможенный контроль 1583 контейнеров, а за 9 месяцев 2009 года – 4239. Количество выявленных административных правонарушений в этом году пока не превысило прошлогоднюю цифру (9), однако, анализируя результативность использования этого дорогостоящего оборудования, нужно иметь в виду и косвенный эффект его применения – профилактика и предотвращение нарушений.

МИДК дает «добро»

19 января 2012 года со стороны Украины в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни прибыл автомобиль марки «ВОЛЬВО» с прицепом, в котором из Турции в Россию ввозился в разобранном виде сборный модульный двухэтажный комплекс офисных зданий общей площадью около 800 м2 . Общее количество мест по документам составило 64, вес товара около 14 тонн.

Таможенниками был проведен осмотр автомобиля с грузом с применением мобильного инспекционного досмотрового комплекса (МИДК). При анализе полученного рентгеновского изображения выяснилось, что в грузовом отсеке транспортного средства находился товар, не указанный в документах, представленных перевозчиком. На выявление несоответствия у дежурного экипажа МИДК ушло не более 10 минут. Груз попал под подозрение. После этого был проведен таможенный досмотр с частичной выгрузкой и пересчетом товара, в ходе которого результаты сканирования нашли свое подтверждение. Было выявлено 438 предметов, о которых отсутствовала информация в представленных перевозчиком документах. «Излишки» оказались сантехническим оборудованием: пластиковыми трубами разных диаметров, умывальниками, напольными унитазами, сифонами, кранами, смесителями, поддонами, сантехнической фурнитурой и другим оборудованием для душевых комнат.

В отношении перевозчика, фирмы зарегистрированной в г. Москве, было возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ (сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и о наименовании товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов). Товар, не заявленный в товаросопроводительных документах, был изъят.

Аналогичный случай произошел при проведении таможенного осмотра с применением МИДК грузового автомобиля «MERCEDES-BENZ», доставлявшего на полуприцепе около 17 тонн лакокрасочных материалов из Италии в г. Волгоград. Водитель не смог объяснить, каким образом упаковочная продукция в виде заготовок картонных коробов в количестве 99 шт. и пакетов полиэтиленовых в количестве 100 шт. оказались в грузовом отсеке автомобиля.

Всего с весны 2012 года, когда в регионе ответственности Курской таможни начали действовать два мобильных инспекционно-досмотровых комплекса, осмотрено порядка 6000 объектов. При этом по фактам нарушения таможенного законодательства возбуждено 52 дела об административных правонарушениях. В частности, выявлены попытки провоза спиртного в скрытых полостях пассажирских автобусов, следующих из Молдовы. Найдены автомобильные запчасти, спрятанные в двойном дне инструментального ящика грузовой фуры, а также бортовые замки для прицепов, фурнитура для штор, перевозимые в грузовом отделении (товар по документам – ткани) и др.

МИДК считается одним из наиболее действенных инструментов таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств. Используя проникающее ионизирующее излучение, комплекс позволяет за минимальное время, не превышающее 3-5 минут, получить изображение, как сканированного транспортного средства, так и перевозимых в нем товаров. Оборудование и специальное программное обеспечение позволяет идентифицировать товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров без вскрытия и разгрузки грузового отсека.

МИДК абсолютно безопасен для персонала, транспортных средств и перевозимых грузов. В качестве источника ионизирующего излучения в нем используется импульсный ускоритель электронов, относящийся к генерирующим источникам ионизирующего излучения, не содержащим радиоактивных веществ. Комплексы оснащаются защитными экранами и коллиматорами, обеспечивающими необходимую защиту людей. Фотоядерные реакции и опасность появления наведенной активности в контролируемом грузе, окружающей среде и конструкциях комплекса полностью исключены, то есть, после проведения таможенного осмотра с применением МИДК, на объекте сканирования отсутствует какое-либо остаточное излучение, уровень радиационного фона остается неизменным и соответствует естественному. Все комплексы имеют необходимые разрешительные документы, выданные контрольными и надзорными органами, подтверждающие их безопасность. Периодически проводится радиационный контроль импульсных ускорителей.

МИДК – одно из самых эффективных технических средств таможенного контроля, позволяющее существенно ускорить совершение таможенных операций в пунктах пропуска и, соответственно, сократить время нахождения транспортных средств и товаров на границе.

Применение инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) компании Smiths Heimann на пропускных пунктах

После 11 сентября 2001 года практически все государства мира направили значительные усилия на обеспечение безопасности в аэропортах. Не остались без внимания морские порты и сухопутные пограничные пропускные пункты.

Действительно, через такие пропускные пункты ежегодно проходят миллионы автомобилей и контейнеров. Злоумышленники могут использовать их для перевозки оружия, наркотических и взрывчатых веществ, контрабанды. Ручной досмотр контейнера или большегрузного автомобиля – процедура длительная и дорогостоящая, требующая привлечения больших людских ресурсов. В связи с этим такая процедура может применяться только избирательно к грузу, вызывающему по каким-либо причинам подозрение. Необходимо обеспечить сотрудников пограничных пропускных пунктов инструментами, позволяющими быстро и эффективно посмотреть внутрь контейнера и проанализировать его содержимое без вскрытия. Такие инструменты существуют – это инспекционно-досмотровые комплексы.

Для досмотра перевозимых грузов на пропускных пунктах используются два основных метода:

— сканирование с помощью высокоэнергетического фотонного излучения, создаваемого ускорителем электронов;
— сканирование с использованием гамма-излучения радиоактивных изотопов кобальта или цезия (Кобальт 60, Цезий 137);

Основной принцип, лежащий в основе использования рентгеновского и гамма излучения состоит в том, что фотоны (гамма-кванты), генерируемые источником излучения, поглощаются и рассеиваются на своем пути в зависимости от плотности и атомной структуры материала, через который они проходят. Детекторная система на приемной стороне содержит элементы, преобразующие дошедшие до них фотоны в электрический сигнал.

Хотя рентгеновское и гамма-излучение являются ионизирующими и при их использовании должны приниматься специальные меры для защиты персонала, для автомобилей и грузов они никакой угрозы не представляют.

В системах на базе ускорителей электронов в качестве детекторов обычно используются сцинтилляционные кристаллы совместно с фотодиодами. В сцинтилляторах фотонное излучение преобразуется в видимый свет, который затем с помощью фотодиодов преобразуется в электрический ток. Величина тока пропорциональна количеству попавших в детектор фотонов.

В системах с использованием гамма-излучения обычно используют специальные детекторные линейки с фотоумножителями, так как излучение используемых в таких системах радиоактивных изотопов имеет существенно меньшую энергию. Достоинством таких систем является непрерывный характер излучения и, следовательно, отсутствие необходимости синхронизации излучающей и детектирующей подсистем. Также такие системы относительно компактны в связи с тем, что подсистема излучения имеет относительно простую конструкцию и небольшие размеры. Недостатком является относительно низкая проникающая способность и существенно меньшее разрешение, связанное с большими габаритными размерами фотоумножителей.

Существуют 3 основных критерия оценки эффективности досмотровых систем:

1. Проникающая способность;

2. Контрастная чувствительность;

Проникающая способность гамма излучения связана с активностью соответствующих источников (радиоактивных изотопов) и в существующих системах не превышает 180 мм в стали.
Рентгеновские ускорители электронов позволяют получать фотонное излучение с энергиями до 9 МэВ, что обеспечивает проникающую способность в стали до 440 мм.

Контрастная чувствительность — второй критерий для досмотра, очень важен для того, чтобы различать предметы внутри контейнера. Чем выше контрастная чувствительность, тем выше вероятность обнаружения подозрительных предметов в грузе.

Разрешение — способность различать отдельные детали на картинке. Если поставлена задача найти сотню килограммов наркотиков в контейнере, то достаточно просто увидеть на изображении аномалию, значительно выделяющуюся на фоне остального содержимого контейнера. Но если необходимо, например, обнаруживать компоненты ядерного оружия, то их размеры могут быть достаточно малы. Поэтому необходимо иметь системы с максимально возможным разрешением для эффективного обнаружения подобного рода угроз.

Все три критерия напрямую связаны с уровнем энергии и количеством фотонов, прошедших сквозь материал. Поэтому большое значение имеет выбор источника излучения.
В настоящее время наибольшее распространение получили системы на основе линейных ускорителей электронов (LINAC), но предпринимаются попытки приспособить для использования в этих комплексах ускорители других типов.

Производством оборудования для ИДК в мире занимаются несколько компаний, в частности Smiths Heimann, RapiScan, Nuctech и другие. Более подробно с видами комплексов и их характеристиками вы можете ознакомиться в подразделе Каталог оборудования — Инспекционно-досмотровые комплексы.

Производители обычно подразделяют свою продукцию на 3 группы:

• мобильные ИДК;
• перебазируемые ИДК;
• стационарные ИДК;

Мобильные — устанавливаются на автомобильное шасси и могут свободно перемещаться по дорогам общего пользования. В их состав входит система автономного электропитания (дизель-генератор), что позволяет использовать мобильный комплекс практически везде, где есть более-менее ровная площадка.

Перебазируемые и стационарные — устанавливаются в специально оборудованных зданиях. Обычно предполагается, что перебазируемый комплекс можно при необходимости достаточно быстро (в течение 3-4 недель) переместить в другое место, но отечественные требования к радиационной безопасности таких комплексов существенно отличаются от европейских. Свою лепту вносит климат, поэтому на практике и для перебазируемых и для стационарных комплексов в России принято строить капитальные здания.

В рамках программы по оснащению пунктов пропуска на государственной границе ИДК, ЗАО «Компания БЕЗОПАСНОСТЬ» построила подобный комплекс на базе оборудования от компании Smiths Heimann в Саратовской области на границе с Казахстаном в поселке Озинки.
Для оснащения была выбрана система HCVG-6040 компании Smiths Heimann, построенная на базе линейного ускорителя электронов.

Комплекс HCVM-6040 состоит из следующих основных компонентов:

1. Система тормозного фотонного излучения, генерирующая излучение с уровнем энергии до 6 МэВ, что обеспечивает проникающую способность по стали до 400 мм;

2. Система детектирования, представляющая из себя Г-образную детекторную линейку. В качестве детекторов используются сцинтилляционные кристаллы;

3. Жесткая стальная рама (портал), перемещающаяся с помощью электропривода по рельсам с постоянной скоростью. На раме установлены системы излучения и детектирования;

4. Компьютерная подсистема, обеспечивающая взаимодействие всех подсистем комплекса, визуализацию полученных изображений, их обработку, хранение и информационный обмен с внешними компьютерными системами;

5. Система управления на базе программируемого логического контроллера, отслеживающая состояние всех подсистем и обеспечивающая координирование всех операций;

6. Система бесперебойного электропитания;

7. Система радиационной безопасности;

8. Подсистема технологического видеонаблюдения, позволяющая оператору комплекса видеть происходящее в тоннеле сканирования и в коридорах;

9. Подсистема связи;

10. Подсистема громкого оповещения;

11. Подсистемы безопасности (охранная, пожарная сигнализация, система контроля доступа);

Преимуществом комплекса HCVM-6040 по сравнению с более ранними моделями является реализованная в нем функция дискриминации – разделения материалов по атомному номеру, что позволяет различать органические, неорганические вещества, металлы. Данная функция существенно облегчает и ускоряет анализ полученного изображения.

Серьезнейшее внимание уделено радиационной безопасности. Для размещения технологического оборудования используется специально спроектированное здание с бетонными стенами достаточной толщины и автоматизированными защитными воротами. Здание обеспечивает необходимый режим работы установки и защищает персонал от излучения.

Радиационная безопасность достигается следующими мерами:

1. Исключение доступа персонала и посторонних в досмотровый тоннель в процессе сканирования. Это обеспечивается организационными и техническими мерами. Система оснащена большим количеством блокировок, останавливающих излучение в случае попытки открытия двери в тоннель, появления посторонних в непосредственной близости от защитных ворот, а также в случае нажатия любой из двух десятков кнопок аварийного останова.

2. Применением защитных материалов, обеспечивающих значение дозы за час работы в любой точке в 10 см от внешней поверхности стен и защитных ворот не более 1 мкЗв. Доза в помещениях операторов не превышает установленного нормами радиационной безопасности порога для населения (не более 1мЗв/год).

3. Проведением постоянного радиационного контроля в помещениях операторов.

Длина досмотрового тоннеля позволяет сканировать автопоезда с максимально разрешенной российскими ПДД длиной. Производительность комплекса составляет до 23 транспортных средства в час в нормальном режиме.
Стабильная скорость движения портала, высокая проникающая способность излучения линейного ускорителя, минимальные размеры детекторов обеспечивают получение высококачественного изображения сканируемого автомобиля.
Программное обеспечение, используемое для анализа изображения, содержит большое количество мощных программных инструментов, что позволяет операторам анализа быстро и точно локализовывать подозрительные объекты, определять их размеры и относительное положение. Рентгеноскопические изображения вместе с таможенными декларациями хранятся в надежной и высокопроизводительной базе данных. Размер этой базы, размещенной на отказоустойчивом RAID-массиве позволяет хранить десятки тысяч изображений. При необходимости изображения можно экспортировать на съемные носители.

Использование подобных комплексов на пограничных пропускных пунктах позволяет перевести досмотр транспортных средств на качественно новый уровень и существенно повысить безопасность.

Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс HCVM Т

Характерные особенности

  • Досмотр груженых грузовых автомобилей и другого автотранспорта, а также контейнеров в портах, аэропортах и пунктах таможенного контроля.
  • Высокая пропускная способность — до 25 грузовых автомобилей в час в режиме сканирования и 150 автомашин — в пропускном режиме.
  • Проникающая способность по стали — до 320 мм при 6 МэВ.
  • Компактность.
  • Новейшая технология viZual, обеспечивающая высококачественную визуализацию с функцией дифференциации и цветового обозначения органического/ неорганического материала при единичном сканировании.

Серия рентгеновских систем HCVM Т предназначена для оптимизации контрольного досмотра в портах, аэропортах и таможенного досмотра. Эти системы используются для досмотра грузовых автомобилей (в том числе кабины) и других транспортных средств, а также контейнеров с целью обнаружения взрывчатых веществ, наркотиков, оружия массового уничтожения, контрабанды, а также для проверки задекларированных предметов, что устраняет необходимость открытия контейнеров.

В рентгеновских системах серии HCVM Т используются ускорители с диапазоном от 4 МэВ до 6 МэВ, что обеспечивает проникающую способность по стали от 280 мм до 320 мм. Пропускная способность систем достигает 25 грузовых автомобилей в час в режиме сканирования, и 150 автомашин — в пропускном режиме. Максимальное количество персонала в кабине — 4 оператора.

Функция высококачественной визуализации позволяет оператору получить детальное рентгеноскопическое изображение контейнера или транспортного средства и его содержимого, что обеспечивает быстрые и надежные результаты.

При оснащении автоматическим детектором радиоактивного материала система HCVM Т может одновременно выполнять рентгеновское сканирование и анализ на наличие радиоактивного гамма и/или нейтронного материала в контейнере или транспортном средстве.

Систему HCVM Т, установленную на прицепную платформу, можно перемещать из одной точки в другую при помощи стандартного тягача по любой дороге, что позволяет адаптировать систему к конкретным требованиям заказчика. Она также имеет разрешение на движение по дорогам, соответствующее правилам дорожного движения большинства стран мира. Система HCVM Т проста в эксплуатации и требует минимального обслуживания и внешней инфраструктуры, при этом соответствует самым строгим международным требованиям к системам контрольного досмотра.

Таможня дает добро на получение разработок «Росэлектроники»

Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы (МИДК), производимые Холдинговой компанией «Росэлектроника», поступят в распоряжение Федеральной таможенной службы (ФТС России) в первой половине следующего года.

Мобильные комплексы для досмотра, установленные на базе автомобиля, предназначены для пограничного или таможенного контроля и направлен на обнаружение незаконных веществ, незадекларированных товаров, оружия или боеприпасов. Возможностями МИДК могут воспользоваться и другие контролирующие структуры.

Принцип работы МИДК – сканирование содержимого неподвижного объекта (например, припаркованного автомобиля) при помощи рентгеновского излучения. Для качественного досмотра МИДК необходимо перемещаться вдоль досматриваемого объекта по ровной поверхности.

Разработка «Росэлектроники» позволяет по изображению, полученному с помощью рентгеновского снимка, опознавать перевозимые через пропускной пункт грузы, оценивая их общую массу, а также вес любой из его частей, если груз составной.

Кроме мобильных инспекционно-досмотровых комплексов АО «Росэлектроника» и партнеры разработали еще два вида контролирующих досмотровых устройств. Первый – для досмотра легкового и грузового автотранспорта, пропускная способность которого более двадцати транспортных средств в час. Второй – для контроля железнодорожных грузов, помещенных в вагоны. При этом, досмотр ж/д вагонов может осуществляться во время движения состава со скоростью около 70 километров в час.

Помимо поставок ИДК, Холдинг «Росэлектроника», согласно подписанному договору с ФТС России, будет производить техобслуживание и ремонт уже имеющихся ИДК, как мобильных, так и стационарных, уже установленных в пунктах досмотра на государственной границе РФ.

Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс заработал в Сочи

Комплекс доставили из Новороссийска и установили в Олимпийском парке с целью проведения таможенного досмотра въезжающих на его территорию транспортных средств.

Из Новороссийской таможни в Сочи прибыл мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК), с помощью которого будут проводиться проверки всех въезжающих на территорию Олимпийского парка во время проведения чемпионата мира по футболу транспортных средств.

Тщательный досмотр автомобилей позволит исключить провоз воспламеняющихся, взрывчатых веществ, оружия и других запрещенных к ввозу предметов. Использование МИДК позволяет ускорить процесс досмотра. Например, на досмотр грузового автомобиля необходимо в среднем 5-7 минут.

МИДК находится на специально подготовленной площадке удаленного пункта досмотра грузов в Олимпийском парке, где сочинские таможенники обеспечивают организацию работы комплекса и контроль за техническим обслуживанием для его бесперебойной эксплуатации.

Решение использования МИДК было принято после положительного опыта его применения для контроля грузов на таких крупных мероприятиях как Гран-при России «Форумлы-1» XIX Всемирного Фестиваля молодежи и студентов, Кубка конфедераций. В частности, в ходе последнего было обследовано более 400 транспортных средств, и никаких посторонних и опасных вложений выявлено не было.

Действующий по принципу рентген-установки и используемый для контроля крупногабаритных объектов мобильный инспекционно-досмотровый комплекс позволяет получить визуальное изображение перевозимых товаров и обнаружить среди них запрещенные к перевозке предметы и оценить примерное количество и однородность товара. В Сочи он проработает 25 мая по 10 июля, сообщает пресс-служба Сочинской таможни.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и всегда будьте в курсе последних новостей.

МОБИЛЬНЫЙ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЙ КОМПЛЕКС (МИДК) ДЛЯ БЕСКОНТАКТНОГО ДОСМОТРА КОНТЕЙНЕРОВ/ГРУЗОВИКОВ

Серия NUCTECH® MT, инновационная мобильная рентгенографическая система досмотра, может обеспечивать отличные характеристики сканирования, такие как распознавание органического/ неорганического материала, быстрое сканирование и мониторинг радиоактивности. Серия MT сочетает элегантный дизайн и современный внешний вид с гибкой маневренностью и быстрой подготовкой к работе.
Серия MT имеет линейный ускоритель с диапазоном от 4 МэВ до 6 МэВ (или 6/3 МэВ). Время развёртывания комплекса не превышает 15 минут. Система так же может использоваться во время транспортировки объектов по площадке. Она обеспечивает гибкие возможности по высоте сканирования, углу смещения сканирования и разнообразие режимов сканирования, таких как, например, режим проезда (DT) — режим с самой лучшей пропускной способностью и производительностью.

Основные преимущества

  • Мобильное (передвижное) исполнение.
  • Бесконтактный досмотр контейнеров/грузовиков.
  • Высокая производительность 20

25 объектов/ч в режиме сканирования и до 150 объектов/ч в DT режиме.

  • Малые габариты без дополнительной инфраструктуры.
  • Полностью автономная система с гибкими возможностями по высоте сканирования, углу смещения сканирования и разнообразия режимов сканирования.
  • Высокие эксплуатационные характеристики (устойчивость к пониженным и повышенным температурам, атмосферным осадкам).
  • Используется улучшенная технология Чередующейся Двойной Энергии (IDE) для распознавания материала и технология быстрого сканирования для высокой производительности.
  • Инспекционно-досмотровый комплекс Eagle M45

    Eagle M45 — мобильный инспекционно-досмотровый комплекс с энергией рентгеновского излучения 4,5 МэВ, использующийся для обнаружения скрытых угроз и контрабандных товаров.

    Что досматривает

    • Грузы

    Где применяется

    Описание

    Eagle M45 — мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, который является эффективным, удобным и безопасным средством для досмотра грузов средней и высокой плотности.

    Среди основных характеристик МИДК Eagle M45 — наличие нескольких режимов работы, мощный источник рентгеновского излучения ( 4,5 МэВ).

    Использование ускорителя с энергией рентгеновского излучения 4,5 МэВ позволяет достичь высоких пределов проникающей способности по стали до 275 мм.

    Таким образом, применение досмотрового комплекса существенно увеличивает пропускную способность до 50 автомобилей в час, за счет в том числе исключения ручного досмотра сотрудниками службы безопасности.

    Инспекционно-досмотровые системы данного типа активно применяются для досмотра автотранспорта и грузов во многих странах мира с целью выявления скрытых угроз, а также для проверки соответствия декларации груза содержимому.

    При стандартном режиме Eagle M45 движется вдоль досматриваемых объектов, в которых нет людей. При портальном режиме автомобильный транспорт проезжает через рамку, при этом в его кабине находятся люди. Этот режим применяется преимущественно там, где требуется высокая пропускная способность.

    Максимальная высота автомобильного транспорта, который можно обследовать на наличие скрытых угроз с помощью МИДК данной модели, — 5 метров.

    Мощный источник рентгеновского излучения энергией 4,5 МэВ

    Быстрая подготовка системы досмотра к работе