Международные водительские права старого образца

Водительское удостоверение или «права»

Водительские права — это документ, который дает право управлять транспортным средством определенной категории.
Для получения водительских прав необходимо сдать экзамен в ГИБДД.
Существуют определенные ограничения по возрасту и состоянию здоровья.

На данный момент действуют следующие категории водительских удостоверений:

составы транспортных средств с тягачом, относящиеся к категориям B, С или Д, которыми водитель имеет право управлять, но которые сами не входят в одну из этих категорий или в эти категории.

В удостоверении нового образца вместо категории Е появились следующие категории:

Предполагается, что в будущем число категорий увеличится до 9. Кроме того, появятся подкатегории.
В ноябре 2011 года Государственная Дума одобрила соответствующий законопроект.
Однако закон на основе этого законопроекта еще не принят и когда это случится, пока не известно.

Возрастные ограничения

Ограничения по возрасту указаны в Постановлении Правительства №1396 от 15 декабря 1999 года.
Закон определяет только нижнюю возрастную границу для допуска к экзаменам на право управления ТС. На категорию А можно сдавать с 16 лет, а на категории С и В — с 18 лет (либо с 17 лет, если обучение вождению проводилось по направлению военкомата). К управлению троллейбусом, трамваем, а также ТС категории Д допускают лиц, достигших возраста 20 лет. Для того, чтобы сдать экзамен на категорию Е, необходимо иметь стаж управления ТС категорий В, С или Д сроком не менее 12 месяцев.

«Верхняя» возрастная граница законом не определена. При отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья ТС может управлять человек сколь угодно преклонного возраста.

Ограничения по состоянию здоровья

Получение, замена и восстановление прав производятся только при наличии медицинской справки формы 083/у-89. Справка выдается после прохождения медосмотра в лицензированном медицинском учреждении. Ограничения по состоянию здоровья перечислены в Приказе Минздравсоцразвития РФ №302н от 12 апреля 2011 года.
Подробнее см. в статье «Медкомиссия на водительские права».

Удостоверения старого и нового образца

По факту сейчас действительны удостоверения трех образцов — два старых и один новый.

На фото: Жорик Вартанов

Оба документа заполнены на двух языках. Они имеют равную силу и могут использоваться как при управлении ТС как на территории России, так и за рубежом. В последнем случае российские права должны предъявляться вместе с международным ВУ.

Водительское удостоверение нового образца

Начиная с 1 марта 2011 года, ГИБДД выдает права нового образца.
При этом «старые» водительские удостоверения остаются действительными, и их нужно будет менять по истечении срока действия.
Новое ВУ представляет собой пластиковую карту с закругленными углами размером 85,6 х 54 мм.

Все водительские удостоверения, как старые, так и новое, действуют в течение 10 лет, если в них не указан другой срок действия.

В водительском удостоверении присутствует графа «особые отметки». Ее заполняют не всегда. Что там может быть написано?

Документы на водительские права

Какие документы нужно предъявить для допуска к экзамену на права, замены прав по окончании срока их действия или восстановления утерянного ВУ?
Во всех этих случаях предъявляется стандартный комплект документов, указанный в Постановлении Правительства №1396:

  • «Старые» права (если есть).
  • Мед. справка по форме 083/у-89.
  • Документ, удостоверяющий личность.
    Обычно предъявляется гражданский паспорт.
    Мичмана, прапорщики и офицеры могут предъявить удостоверение личности, остальные военнослужащие (как контрактники, так и срочники) — военный билет, граждане, постоянно проживающие за границей и временно находящиеся на территории РФ – загранпаспорт. Закон также разрешает предъявление других документов, выданных ОВД РФ и удостоверяющих личность водителя.
  • Документ, удостоверяющий регистрацию.
    Как и в предыдущем случае, этим документом обычно является паспорт с пропиской или регистрацией. Кроме того, может быть предъявлено свидетельство о регистрации и другие документы, на которых стоит отметка о регистрации, проставленная органом ФМС РФ.
  • Квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей за выдачу прав либо в размере 500 рублей за выдачу временного разрешения.

При сдаче документов для допуска к экзамену нужно также предъявить свидетельство об окончании автошколы. Однако этот документ не является обязательным, и, если вы готовились самостоятельно или с помощью частного инструктора, вас допустят к экзамену без свидетельства.
Раньше для получения, замены или восстановления ВУ необходимо было предъявлять фотографии. Теперь этого делать не нужно, поскольку фото на пластиковые права нового образца делается прямо в здании ГИБДД.

Международные водительские права

Международное ВУ является дополнительным документом, который считается действительным только при наличии российских прав. Оформить международные права можно в отделении ГИБДД по месту проживания или регистрации. Никаких экзаменов для этого сдавать не требуется. Нужно только предъявить комплект документов, указанный в статье «Международные водительские права».

Следует отметить, что, хотя с формальной точки зрения на территории всех стран-участниц Венского соглашения 1968 года можно управлять ТС, имея только национальные права, на практике это может обернуться неприятностями. Законодательная база некоторых государств в таком случае предусматривает штрафы. Кроме того, вам могут отказать в аренде автомобиля. Поэтому МВУ следует оформлять для всех случаев управления ТС за пределами российской территории.

Можно ли получить водительское удостоверение не в своем городе?

Постановление Правительства РФ №1396 указывает, что выдача прав производится по месту проживания или регистрации. Поэтому, если вы хотите получить права в другом городе, вам придется оформить временную регистрацию. Чтобы ускорить процесс допуска к экзаменам, следует получить в ГИБДД по месту вашего постоянного жительства справку о том, что ранее вы не получали права, не имеете неоплаченных штрафов и не были лишены права управления ТС.

В принципе, получение такой справки не является обязательным, но позволяет сэкономить время. В противном случае сотрудники ГИБДД должны будут произвести проверку самостоятельно, а, согласно Приказу МВД №782, такая проверка может продолжаться до 2 месяцев.

Может ли иностранный гражданин получить российские водительские права?

Да, если у него есть документ о регистрации на территории России. При этом права выдают не на 10 лет, как обычно, а на срок регистрации. Получить российское ВУ без экзаменов на основании иностранных прав могут только сотрудники посольств, консульств и представительств аккредитованных международных организаций. Остальным иностранным гражданам придется сдавать экзамен на общих основаниях.

За что могут лишить прав?

Есть ряд нарушений, за которые водителя могут лишить права управления. За некоторые из них вместо лишения прав возможен денежный штраф. Срок лишения колеблется от 1 месяца до 3 лет и зависит от серьезности правонарушения. Лишение прав производится только после вынесения соответствующего судебного решения.

При обнаружении правонарушения сотрудник ГИБДД обязан составить протокол, изъять права и выдать вместо них временное разрешение. Если суд вынесет оправдательный приговор, водитель получит права обратно. Если водителя лишат права управления, он будет обязан сдать временное разрешение в ГИБДД.

Подробно о нарушениях, которые могут повлечь за собой лишение прав, сроках лишения и особенностях процедуры см. в статье «Лишение водительских прав».

Вся правда про водительские удостоверения за границей

Отправляясь на отдых, многие продвинутые туристы и путешественники уже давно используют для перемещения по иностранному государству арендованный транспорт. Это действительно удобно, не очень дорого (иногда даже дешевле экскурсий) и позволяет быть полностью самостоятельными. В этом случае, всегда возникает вопрос: можно ли управлять в той или иной стране автомобилем или мотоциклом по российским правам, или нужно обязательно иметь международное водительское удостоверение? Этот вопрос давно уже оброс клубком мифов и заблуждений. Для того, чтобы его распутать мы постарались сами разобраться с этой проблемой и предлагаем вам следующую информацию.

Найти автомобиль в аренду по всему миру

Какие бывают виды прав?

Существует только два вида прав: национальные права и международные.

Национальные права – это документ, выдаваемый государственными органами и дающий право управлять транспортными средствами на территории России. При этом, все виды национальных прав, выполнены ли они в виде бумаги, пластика, только на русском или с дублированием на английском языках, с международной точки зрения по сути одно и то же.

Международное водительское удостоверение бывает только одного вида – в виде книжки формата А6. Вот как определяет международное водительское удостоверение «Венская конвенция о дорожном движении» от 1968 года (с изм. от 2006 года).

1. Международное водительское удостоверение представляет собой книжку формата А6 (148х105 мм — 5,82х4,13 дюйма). Она имеет серую обложку и белые внутренние страницы.

2. Лицевая и внутренняя стороны первого листа обложки идентичны, соответственно, прилагаемым образцам страниц N 1 и 2; они печатаются на национальном языке или, по крайней мере, на одном из национальных языков государства, в котором выдано удостоверение. В конце внутренних страниц две соседние страницы соответствуют прилагаемому образцу N 3 и печатаются на французском языке. На предшествующих им внутренних страницах повторяется на нескольких языках, их которых обязательными являются английский, испанский и русский языки, первая из этих двух страниц.

При этом существует ошибочное мнение, что новые пластиковые права, выдаваемые сейчас в РФ – это международные права. Это не верно. Даже самые «новомодные» пластиковые права, и даже выданные после 2012 года, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ. Это большое заблуждение и миф, что новые пластиковые права являются международными. По сути, это просто национальные (т.е. российские) права, которые, с точки зрения международного права, ничем не отличаются даже от старых заламинированных бумажных прав, разве что только тем, что они отвечают требованиям нового международного законодательства, а именно «Венской конвенции о дорожном движении» (в новой редакции от 2004 года).

Настоящие международные права (МВУ, международное водительское удостоверение) выдается дополнительно в национальным правам органами ГИБДД России. Для этого необходимо предоставить:

  • квитанцию об оплате пошлины на сумму 1600 рублей (цена 2018 года);
  • заявление о выдаче международного водительского удостоверения;
  • национальное водительское удостоверение;
  • медицинскую справку (больше она не требуется, отменена в 2014 году);
  • паспорт РФ;
  • фотографию 35×45 мм.

При оформлении заявки на получение МВУ через портал госуслуги.ру оплатить нужно будет не 1600 рублей, а только 1120 рублей.

Повторно сдавать экзамены не нужно, вам выдадут МВУ на основании национального. Действовать оно будет 3 года или до окончания действия вашего национального удостоверения. И, кстати, действует МВУ только совместно с национальными правами, их необходимо предъявлять вместе. Получить его можно, обратившись в ГИБДД или МФЦ, или оформить его на сайте госуслуги.рф, что, кстати, обойдется дешевле: всего 1120 рублей вместо 1600 при личном обращении.

Однако наличие у вас международного водительского удостоверения вовсе не означает, что вы можете водить машину по всему миру. Запутались? Читайте дальше внимательно, и тогда все станет понятно.

Внимание! Некоторые организации предлагают за энную сумму заверенный перевод на иностранный язык ваших национальных прав. Но это никоим образом не являет заменой международного водительского удостоверения и может действовать лишь в некоторых странах.

Но те торопитесь бежать в ГИБДД получать международные права, ведь вопрос состоит в том, а нужно ли вам на самом деле международное водительское удостоверение.

По каким правам и где можно ездить за границей?

Все страны в данном контексте можно разделить на три группы:

  • Страны подписавшие Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года
  • Страны подписавшие Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года
  • Страны не подписавшие ни ту ни другую конвенции.

Так вот, с какими правами можно управлять транспортным средством в определенной стране, зависит от того, какую конвенцию подписало государство.

Страны, которые не подписали ни одну из конвенций

Эти страны вообще не признают никакие из двух видов прав, кроме своих. Т.е. ваши международные и национальные права для них просто открытка, и никакой не документ. Есть лишь некоторые исключения – когда государство своими внутренними нормативными документами признает действительными права того или иного государства, или международные права. Об этом можно узнать, заранее до поездки, изучая информацию о конкретной стране.

В большинстве же случаев, управлять автомобилем или мотоциклом в таких странах можно только при условии сдачи соответствующих экзаменов и получении местных прав; или после получения специального разрешения в уполномоченном органе, представив национальные водительские права; или возможно использование национальных прав совместно с заверенным переводом. Есть и другие варианты, но все это необходимо выяснять для каждой конкретной страны.

В общем, «соваться» в таких странах на дороги со своими международными или национальными правами не стоит, пока все не выясните.

Страны, подписавшие Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года

Это самая приятная категория стран. Таких стран достаточно много (см. список).

Так вот, эти страны, подписав Конвенцию, признают на своей территории любые национальные водительские удостоверения, соответствующие определенным требованиям.

Из статьи 41 «Водительские удостоверения» Венской конвенции о дорожном движении 1968 года:

2. а) Договаривающиеся Стороны будут признавать:

i) любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции;

ii) любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением, действительным на своей территории для управления транспортным средством, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выданы удостоверения, при условии, что указанные удостоверения являются действительными и что они выданы другой Договаривающейся Стороной или одним из ее территориальных подразделений либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся Стороной;

Получается, что национальные водительские удостоверения (т.е обычные российские права), выдаваемые на территории РФ, соответствуют этим требованиям.

Здесь нужно сделать небольшое уточнение: 28.03.2006 года формат национального удостоверения, признаваемого на территории других стран, был изменен. Главное отличие состоит в том, что сведения (строки) на водительском удостоверении теперь должны в обязательном порядке нумероваться в определенном порядке. Странам-участницам Конвенции было дано 5 лет (т.е. до 28.03.2011 года) на приведение национальных удостоверений в соответствие новому формату. Этим требованиям полностью соответствуют новые выдаваемые в России водительские удостоверения. Даже, если у вас старое водительское удостоверение (выданное до 28.03.2011 года), где сведения не пронумерованы в соответствии все с той же Конвенцией (ст. 43 п.1), оно должно признаваться странами-участницами договора до окончания срока их действия. Еще раз повторюсь для тех, кто запутался: даже ваше водительское удостоверение старого образца (бумажное в ламинате), выданное до 28.03.2011 г. действительно в странах из списка без каких-либо переводов и международных водительских удостоверений .

Венская Конвенция устанавливает различные категории для транспортных средств. Это «А», «B», «C» и т.д. Категория «А» у вас в правах дает право управления мотоциклами. Категория «B» дает право управления ТС (за исключением «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Так вот, следует отметить, что наличие у вас в правах открытой только категории «B» или выше при отсутствии «А» вовсе не дает вам право управлять в другой стране мотоциклом. Это следует четко понимать. К счастью, в большинстве стран для того, чтобы арендовать мотоцикл, не нужно вообще предъявлять никаких водительских удостоверений. Права у вас могут потребовать только на дороге сотрудники полиции или других соответствующих дорожных служб. И опять же к счастью, во многих странах полицейские не слишком придирчивы к этому вопросу и готовы закрывать на это глаза или закрывать на это глаза в обмен на небольшой «штраф». Просто вам следует не забывать, что формально вы не правы и нарушаете закон, поэтому не доводите ситуацию до серьезного конфликта и «не качайте права». И еще, в случае ДТП вы будете однозначно признаны виновником, поскольку юридически нарушаете закон, и конечно же никакая страховка не поможет.

Если же у вас все в порядке с документами, то страховка покрывает вред, причиненный вашему здоровью и третьим лицам, имуществу и т.д. Правда, для этого необходимо оформлять туристическую страховку с соответствующими опциями. Подобрать и сравнить стоимость таких страховок можете через следующие сервисы поиска и сравнения страховых полисов:

Страны, подписавшие только Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года.

Эти страны договорились о том, что они признают на своей территории международные водительские удостоверения. Так что, смело отправляйтесь в эти страны, но не забывайте с собой брать и национальные права, поскольку без них международное удостоверение не действительно.

Все выше написанное очень приятно и удобно для российских путешественников обладателей национальных прав. Но на практике бывают расхождения с данной теорией. Некоторые страны, несмотря на то, что подписали Венскую конвенцию, не ратифицировали ее, и продолжают упорно требовать международные водительские удостоверения, или даже признают только выданные на своей территории права. Данные требования по международному законодательству неправомерны и в судебном разбирательстве обречены на провал, однако, такие ситуации все же случаются, особенно в странах Европы. Иногда можно решить проблему еще на дороге или в полицейском участке, доказав свою правоту ссылками на международное законодательство. Но есть еще одна проблема. «Прокатные» конторы могут спокойно отказать вам в аренде автомобиля при отсутствии у вас международных прав, поскольку это их дело, кому давать машину в прокат, а кому нет, и никакие международные законы им совсем не указ.

Поэтому перед поездкой в страну, даже если она и подписала Венскую конвенцию, на всякий случай, почитайте в Интернет об опыте путешественников по этой стране и если есть необходимость, не пожалейте денег и получите международные права. Ведь не стоит портить себе настроение на отдыхе разборками с полицией на дороге, пусть даже вы и на все 100% правы.

Также читайте официальный источник на сайте ООН с разъяснениями особенностей применения тех отдельных пунктов конвенции в отдельных странах — https://treaties.un.org, и сама Венская конвенция на русском языке в pdf

Список стран, подписавших Венскую конвенцию о дорожном движении

Можно управлять по национальным ВУ своей страны

  • Албания
  • Армения
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Багамы
  • Бахрейн
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Болгария
  • Босния и Герцеговина
  • Бразилия
  • Ватикан*
  • Великобритания*
  • Венгрия
  • Венесуэла*
  • Вьетнам
  • Гайана
  • Гана*
  • Германия
  • Греция
  • Голландия
  • Грузия
  • Дания
  • Заир
  • Зимбабве
  • Израиль
  • Индонезия*
  • Ирак
  • Иран
  • Испания*
  • Италия
  • Казахстан
  • Катар
  • Кения
  • Киргизия
  • Коста-Рика*
  • Конго
  • Кот-д’Ивуар
  • Куба
  • Кувейт
  • Латвия
  • Либерия
  • Литва
  • Люксембург
  • Македония
  • Марокко
  • Мексика*
  • Молдова
  • Монако
  • Монголия
  • Нигер
  • Норвегия
  • ОАЭ
  • Пакистан
  • Перу
  • Польша
  • Португалия
  • Республика Корея*
  • Россия
  • Румыния
  • Сан-Марино
  • Сейшелы
  • Сенегал
  • Сербия
  • Словакия
  • Словения
  • Таджикистан
  • Таиланд*
  • Тунис
  • Туркменистан
  • Турция
  • Узбекистан
  • Украина
  • Уругвай
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • ЦАР
  • Черногория
  • Чехия
  • Чили*
  • Швейцария
  • Швеция
  • Эквадор*
  • Эстония
  • ЮАР

* — данные страны подписали конвенцию, но не ратифицировали ее внутренним документом. Управляя транспортом в этих странах по национальному ВУ, вы рискуете попасть на проблемы с полицией, поэтому лучше для поездки в них лучше оформлять МВУ.

Список стран, подписавших Женевскую конвенцию о дорожном движении

Можно управлять только по международным ВУ

  • Австралия
  • Албания
  • Алжир
  • Андорра
  • Аргентина
  • Бангладеш
  • Белиз
  • Бенин
  • Ботсвана
  • Ватикан
  • Гаити
  • Гамбия
  • Гватемала
  • Гибралтар
  • Гонконг
  • Гренада
  • Доминиканская Республика
  • Египет
  • Западное Самоа
  • Индия
  • Иордания
  • Ирландия
  • Исландия
  • Камбоджа
  • Канада
  • Кипр
  • Киргизия
  • Китай
  • Конго
  • Лаос
  • Лесото
  • Ливан
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Малайзия
  • Мали
  • Мальта
  • Намибия
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Новая Каледония
  • Папуа — Новая Гвинея
  • Парагвай
  • Перу
  • Руанда
  • Свазиленд
  • Сингапур
  • Сирия
  • Сент-Винсент
  • и Гренадины
  • Сан-Люция
  • США
  • Сьерра-Леоне
  • Тайвань
  • Танзания
  • Того
  • Тринидад и Тобаго
  • Тунис
  • Турция
  • Уганда
  • Фиджи
  • Французская Полинезия
  • Ямайка
  • Япония

Водительские права международного образца — как выглядят и на сколько выдаются

Для беспрепятственных перемещений на автомобиле за рубежом необходимо оформить водительское удостоверение международного образца. В России выпуск прав нового образца, действительных по всему миру, начался с 2011 г. Внешний вид и содержание МВУ, оформляемых отделениями ГИБДД в России полностью соответствует стандартам принятой в 1968 г венской конвенции о дорожном движении.

Как выглядят современные международные права

С 2006 г в Вене приняты изменения стандартов, утверждающих внешний вид прав и информацию в содержании документов.

На данный момент водительское удостоверение международного образца выглядит как небольшой бланк из плотной бумаги с отличительными символами на лицевой стороне и переводом страниц на несколько языков, принятых в мире за основные.

МВУ выпускается в дополнение к основным национальным правам, является действительным только при наличии российских прав. Пересдавать экзамены в ГИБДД для выпуска международного водительского удостоверения не нужно.

Какая информация должна быть в международных правах

Водительские права международного образца имеют небольшой формат А6, первая страница заполняется латиницей (или арабским шрифтом). На ней указывается:

  1. Дата выдачи;
  2. Срок окончания действия удостоверения;
  3. Наименование субъекта РФ и отделения органа, выдавшего международное водительское удостоверение;
  4. Серия и номер;
  5. Печать подразделения, выдавшего документ, и подпись сотрудника этого подразделения.

На обороте страницы документа расположен перечень ограничений на вождение определенными категориями ТС (при наличии таковых). Эта же страница посвящена данным о водителе:

  1. Ф.И.О.;
  2. Дата и место рождения;
  3. Место регистрации и фактического проживания;
  4. В списке категорий транспорта ставятся отметки рядом с видами, к вождению которых у владельца удостоверения есть допуск.

Старый и новый вид прав – разница

Старый образец международного водительского удостоверения представлял собой книжицу из 2-х страниц, формат был намного крупнее современного варианта. На фото международных водительских прав современного типа заметно, что документ намного прочнее и компактнее. Предыдущий вариант МВУ заполнялся как вручную, так и машинным способом. Актуальные права всегда заполняются компьютером.

Независимо от типа прав, действительными считаются и новые, и старые международные удостоверения.

На сколько выдается международное удостоверение

Водительские права международного образца действительны в течение 3-х лет с момента выдачи.

Важно – МВУ является только приложением к национальным правам. Если основное удостоверение имеет срок действия меньше международного, то МВУ также придется заменить после получения нового национального удостоверения.

Где и как получить международные права

От многих российских автолюбителей, путешествовавших за границей на своём или прокатном автомобиле, приходилось слышать или читать сожаление о том, что они своевременно не оформили международные водительские права. А вызвано это сожаление было спором с представителями местной полиции о действительности российского водительского удостоверения.

В рамках данной статьи мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Для чего нужно водительское удостоверение международного образца?
  • Как получить международные права или заменить их, в какие сроки и сколько это стоит?
  • Почему у водителей возникают спорные ситуации за границей, и как в них может помочь международное водительское удостоверение?
  • Являются ли международные права заменой национального российского водительского удостоверения за границей и/или на территории России?

Также внизу этой страницы Вы найдете подробную видео-инструкцию по получению международных водительских прав через портал госуслуг.

Ответы на вышеперечисленные вопросы призваны помочь российским туристам за границей свести к минимуму неприятности, связанные с решением спорных (с точки зрения представителей местных властей) ситуаций.

Что такое международные водительские права и зачем они нужны

По сути, международные водительские права – это документ, представляющий согласованную международным сообществом форму перевода национальных прав.

Развитие автомобильного транспорта и его участие в международных перевозках и туризме естественным образом потребовали согласование национальных правил дорожного движения. Первое такое соглашение было разработано под эгидой ООН, принято осенью 1949 года в Женеве и носит название Женевская Конвенция о дорожном движении. К Конвенции присоединились 64 страны, среди которых были такие страны как США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Индия, Египет, Турция, но не было основных европейских стран, включая тогдашний СССР.

Большинство европейских стран, включая СССР, присоединились к другой, Венской Конвенции о дорожном движении, заключенной на конференции ЮНЕСКО в ноябре 1968 года в Вене. Список стран, где действуют международные водительские права, (присоединившихся к той или иной Конвенции) приведен в таблице на рисунке ниже.

Важной особенностью Венской Конвенции явилось признание национальных водительских удостоверений на территории стран участниц. Статья 41 п.1 Конвенции гласит о том, что «…стороны будут признавать …национальное удостоверение, составленное на их национальном языке… сопровождаемое заверенным переводом…». Таким образом, на территории стран участниц Венской Конвенции на то время помимо национального водительского удостоверения требовался его заверенный перевод.

И Женевская и Венская Конвенции предусматривали также право использования на территории стран участниц национальных водительских удостоверений совместно с другим документом: международным водительским удостоверением.

Как выглядят международные права?

Форма и содержание международных водительских прав впервые были сформулированы в тексте Женевской Конвенции и с тех пор претерпели очень немногочисленные изменения.

Изначально международные права представляли из себя книжку формата А6 (105х148 мм) с картонной обложкой серого цвета. Надписи на обложке производились на национальном языке и содержали сведения о стране, ссылке на Конвенцию, дату и место выдачи и печать, а на внутренних страницах воспроизводился перевод национальных прав на другие языки. При этом количество языков перевода предписывалось не менее 4, но не более 6.

Оговаривался в Женевской Конвенции и внешний вид национальных прав обязательных к предъявлению совместно с международными: лист розового цвета размером 74×105 мм с переводом названия документа на французский язык – Permis de conduire (то есть обычные российские водительские удостоверения «старого образца»).

Венская конвенция добавила со временем в бланк международных прав немногочисленные детали:

  • международный код страны,
  • номер удостоверения,
  • дата окончания действия.

И количество языков, на которые осуществляется перевод национальных прав, выросло до восьми:

  1. Английский;
  2. Португальский;
  3. Французский;
  4. Немецкий;
  5. Испанский;
  6. Китайский;
  7. Арабский;
  8. Японский;

Образец международного водительского удостоверения по состоянию на начало 2018 года приведен на рисунке выше.

Особенности езды с международными правами в разных странах

Что касается правил передвижения в странах-участницах Женевской Конвенции, то необходимость наличия у водителя удостоверения международного образца в них совместно с национальными российскими правами очевидна: без международного удостоверения водитель не имеет права управлять автомобилем. При этом неважно, какое российское водительское удостоверение предъявляется: старого или нового образца – в международных правах вписаны данные этого удостоверения.

Как это ни странно, но в странах-участницах Венской Конвенции всё гораздо более запутано.

  • До 2011 года российское национальное водительское удостоверение в виде пластиковой карточки розового цвета выпускалось в двух форматах: 74×105 (как это предусматривалось ещё Женевской Конвенцией) и вдвое меньшей площади, и по большинству отзывов российских туристов не требовало дополнительных документов (хотя формально перевод был необходим).
  • С марта 2011 года вступили в действие новые требования к оформлению национальных прав, признающихся участниками Венской Конвенции – пластиковая карточка теперь должна быть двух тонов: розового и голубого без привычного французского словосочетания Permis de conduire, зато с унифицированными во всех странах участницах строками, соответствующими разделам Конвенции.

И всё было бы хорошо, если бы обязательства принятые странами участницами безоговорочно выполнялись на их территории. Но, во-первых, не все российские водители сменили удостоверения на документы нового образца (попросту ещё не вышел срок действия старых). А во-вторых, если раньше на документе было хотя бы по-французски написано о том, что это – водительское удостоверение, теперь такое словосочетание отсутствует.

Иногда представитель дорожной полиции мотивирует отказ принять к рассмотрению российское водительское удостоверение тем, что он попросту не знает русского языка.

Конечно, можно постоянно возить с собой текст Венской Конвенции, а также комментарии к нему в стране пребывания. Более того, при судебном разбирательстве суд, скорее всего, встанет в этом вопросе на сторону автовладельца. Вот только есть ли время и силы заниматься таким разбирательством в чужой стране, находясь, к примеру, в кратковременном отпуске?

Сберечь время и нервы в спорных ситуациях помогает международное водительское удостоверение. Ведь в нем по существу даётся понятный представителям местных правоохранительных органов перевод национального водительского удостоверения (если только речь не идёт об экзотических случаях, когда водитель оказывается в глубинке страны, где не могут понять ни один из 8 языков).

Собственно в этом и заключается основное назначение международных водительских прав: понятный представителю органов власти для прочтения на месте происшествия или проверки документ.

Поскольку такие права являются авторитетным документом, согласованным международными конвенциями, часто возникает вопрос о возможности их использования без предъявления национального удостоверения. Ответ на этот вопрос однозначный:

Без национального водительского удостоверения международные права недействительны как за границей, так и на территории России.

Это и понятно, ведь по своей сути они представляют лишь согласованную международным сообществом форму перевода национальных прав. По ссылкам ниже смотрите подробную информацию, относительно российских водительских удостоверений:

Как получить международные водительские права и сколько это стоит

Вопреки распространённому мнению о долгой бюрократической процедуре, получение международных водительских прав в последние годы действительно упростилось. Перечень документов, необходимых для этого невелик:

  • Заявление о выдаче международного водительского удостоверения. Существуют два варианта получения: в ближайшем отделении ГИБДД, которое осуществляет выдачу водительских удостоверений международного образца, либо на портале госуслуг (подробней об этом ниже). В заявлении, состоящим из нескольких страниц, заявителем заполняется только первая страница, содержащая персональные данные;
  • Действующее российское водительское удостоверение;
  • Документы, удостоверяющие личность заявителя и место его регистрации. Для тех, у кого регистрация постоянная это может быть один документ: общегражданский паспорт с отметкой о регистрации. Если регистрация временная необходим документ ее подтверждающий;
  • Фотография размером 3,5х4,5 см цветная или черно-белая, на матовой бумаге без белого уголка;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.

На начало 2018 года размер государственной пошлины за получение международного водительского удостоверения составляет 1600 рублей (в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность). Её размер регламентируется п. 44 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.

А при оплате госпошлины через портал госуслуг предоставляется скидка в размере 30% (то есть размер госпошлины составит 1120 рублей). Акция действует до конца 2018 года.

Пользоваться порталом госуслуг удобно еще и потому, что помимо заполнения заявления и оплаты госпошлины, на нём можно в комфортной обстановке выбрать отделение ГИБДД для получения международного удостоверения, и записаться на время и день посещения. Подробную видео-инструкцию по получению международных водительских прав через госуслуги смотрите в конце статьи.

Также следует иметь в виду, что в отделениях ГИБДД, выдающих международные права, фотографии не делают, поэтому сфотографироваться необходимо заранее. Кроме того, в ГИБДД могут попросить предъявить Ваш действующий загранпаспорт для корректного написания латиницей имени и фамилии, так что будет не лишним приготовить заблаговременно и его.

А вот медицинская справка для получения прав международного образца не нужна, так как с февраля 2016 года вступили в силу изменения к перечню документов, необходимых для их получения.

На практике при условии, что все документы в порядке, процесс оформления и выдачи международного водительского удостоверения занимает не более 1 часа, а при благоприятном стечении обстоятельств – чуть более 20 минут.

Срок действия международных водительских прав

Необходимо помнить, что максимальный срок действия международного водительского удостоверения – не более 3 лет.

При этом если национальные права заканчиваются ранее 3 лет, например, через год, международное удостоверение будет выдано на срок не более года – до срока окончания действия национальных прав.

Процесс замены международных водительских прав ничем не отличается от процесса их первичного получения: тот же набор документов, стоимость госпошлины и тот же порядок действий.

Возможные последствия вождения автомобиля за границей без международных прав

После марта 2011 года некоторые страны участницы Венской конвенции (например, Австрия) стали требовать наличие водительского удостоверения международного образца для получения визы при въезде в страну на своём автомобиле.

Многие известные прокатные фирмы включили требование о наличии таких прав в условие получения автомобиля в аренду. А, например, в Италии, штраф за их отсутствие составляет от 300 евро, несмотря на то, что страна является участницей Венской Конвенции.

Если в разных странах подход к признанию национальных прав в обычных условиях может быть разным, то ситуация резко обостряется при совершении ДТП и последующих взаимоотношениях со страховыми компаниями. Ни одна страховая компания не примет к разбирательству полис «Зелёной карты», если у иностранного водителя отсутствует международное водительское удостоверение.

Вот почему эксперты при поездке за рубеж на своём автомобиле или при использовании прокатной машины настоятельно рекомендуют получить международные права.

Видео: получение международных водительских прав через госуслуги