Местный бюджет порядок формирования утверждения

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

В соответствии со ст. 9 БК РФ за органами местного само­управления закреплены две группы бюджетных полномочий. Эти органы, с одной стороны, формируют, утверждают и исполняют соответствующий местный бюджет, с другой стороны, издают нор­мативные правовые акты, которыми регламентируются все вопро­сы, касающиеся формирования и исполнения всей совокупности местных бюджетов на своей территории. При этом эти правовые ак­ты должны соответствовать требованиям, установленным БК РФ и законами субъектов Федерации. Например, в г. Омске решением Омского городского Совета от 14 ноября 2001 г. № 418 (в ред. 10 мая 2006 г.) утверждено Положение «О бюджетном процессе в городе Омске»1. В нем регламентируются процедуры: составления проекта городского бюджета; рассмотрения и утверждения этого проекта; исполнения городского бюджета; финансирования районов города; принятия поправок к городскому бюджету в процессе его исполне­ния; контроля за бюджетным процессом; составления и утвержде­ния отчетов об исполнении городского бюджета.

Органы местного самоуправления имеют право регулировать все вопросы бюджетного процесса, распределения доходов и разграни­чения полномочий по осуществлению расходов между различными местными бюджетами, определения условий предоставления фи­нансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов и опре­деления порядка осуществления муниципальных заимствований.

1. Формирование местного бюджета. Осуществляется оно испол­нительными органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 171 БК РФ подготовка проекта местного бюджета, а затем испол­нение утвержденного бюджета осуществляются местной администра­ций. Администрация проводит эту работу под руководством главы МО (главы администрации). Непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган, исполняющий бюджет муниципального образования.

Основой составления бюджета являются: Бюджетное послание Президента РФ; прогноз социально-экономического развития и прогноз сводного финансового баланса территории муниципально­го образования на очередной финансовый год; основные направле­ния бюджетной и налоговой политики муниципального образова­ния на очередной финансовый год; план развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.

Исполнительные органы муниципальной власти составляют про­ект бюджета, вносят его с необходимыми документами и материала­ми на утверждение представительных органов местного самоуправле­ния, осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление муниципальным долгом, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов ме­стного самоуправления, осуществляют иные полномочия (ст. 154 БК РФ). Так, основываясь на ст. 5 Положения «О бюджетном процессе в городе Омске», исполнительные органы местного самоуправления составляют проект бюджета и не позднее 1 ноября текущего года на­правляют в представительный органы местного самоуправления про­ект решения о бюджете и одновременно следующие документы: про­гноз социально-экономического развития муниципального образова­ния на очередной финансовый год; основные направления бюджет­ной и налоговой политики муниципального образования на следую­щий финансовый год; прогноз сводного финансового баланса по территории муниципального образования на очередной финансовый год; план развития муниципального сектора экономики города на очередной финансовый год, включающем, в том числе, программу приватизации муниципальной собственности и программу приобре­тения имущества в муниципальную собственность и др.

Работа по составлению проектов местных бюджетов, утвержде­ние и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответст­вии с бюджетной классификацией.

2. Рассмотрение и утверждение проектов местных бюджетов и актов о бюджете. Эта стадия бюджетного процесса, на которой со­ставленный проект местного бюджета становится обязательным фи­нансовым планом соответствующей территории на очередной фи­нансовый год, а проект акта о бюджете приобретает силу норма­тивного акта. Именно на стадии рассмотрения и утверждения бюд­жета реализуются исключительные права муниципальных образова­ний на утверждение местного бюджета.

Бюджетный кодекс РФ лишь в общих чертах регулирует процесс рассмотрения и утверждения местных бюджетов и актов об этих бюджетах. Более подробные положения содержатся в правовых ак­тах, принимаемых органами местного самоуправления.

По проекту решения о местном бюджете проводятся публичные слушания. Порядок проведения публичных слушаний определяется

Заинтересованные лица направляют в представительный орган ме­стного самоуправления заявки на участие в публичных слушаниях, по результатам рассмотрения которых, профильный комитет пред­ставительного органа местного самоуправления направляет заинтере­сованным лицам приглашения для участия в публичных слушаниях. Они также вправе направлять в представительный орган местного самоуправления в письменном виде предложения и замечания по выносимому на публичные слушания проекту решения о бюджете муниципального образования.

Публичные слушания носят открытый характер. Результаты публичных слушаний оформляются в виде рекомендаций и прини­маются путем их одобрения большинством участников публичных слушаний. Рекомендации подписываются председательствующим и в течение пяти дней направляются главе администрации для офи­циального опубликования.

Рассмотрение, утверждение местного бюджета осуществляется представительным органом МО в одном или нескольких чтениях. Омский городской Совет, например, рассматривает проект город­ского бюджета в двух чтениях. Правовым актом органа местного самоуправления установлена такая процедура рассмотрения проекта местного бюджета и соответствующего правового акта, в рамках которой их утверждение начинается с самых общих показателей и оканчивается наиболее детализированными. При этом в правовых актах органов местного самоуправления четко определены процеду­ры, которые применяются при отклонении бюджета в том или ином чтении.

В первом чтении обсуждается концепция бюджета, а также иные наиболее общие вопросы. Кроме того, в первом чтении утвержда­ются следующие характеристики местного бюджета: общий объем доходов бюджета; доходы бюджета города по группам, подгруппам, статьям и подстатьям классификации доходов бюджета; общий объ­ем расходов бюджета; состав целевых бюджетных фондов; дефицит

При рассмотрении представительным органов проекта решения о бюджете муниципального образования во втором чтении рассмат­риваются и утверждаются: расходы бюджета по разделам и подраз­делам, статьям и видам расходов функциональной классификации расходов Российской Федерации; расходы бюджета по ведомствен­ной классификации расходов бюджетов Российской Федерации с расшифровкой по группам, статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации; усло­вия, порядок и лимиты предоставления бюджетных кредитов; пере­чень предоставляемых юридическим лицам муниципальных гаран­тий на сумму, превышающую 0,01% расходов бюджета на очеред­ной финансовый год; адресная инвестиционная программа; пере­чень общегородских целевых программ, финансируемых из бюдже­та на очередной финансовый год, и объемы их финансирования; программа муниципальных заимствований на очередной финансо­вый год; перечень нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год.

Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование средств муниципального образова­ния до утверждения бюджета производится по соответствующим статьям бюджета истекшего финансового года ежемесячно в разме­ре 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом ин­декса потребительских цен.

Проекты решений о внесении изменений и дополнений в мест­ный бюджет вносятся на рассмотрение представительного органа главой муниципального образования (главой администрации).

В развитие принципа гласности (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ) предусматривается обязательное официальное опубликование проек­та местного бюджета, решения об утверждении местного бюджета, годового отчета о его исполнении, ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных слу­жащих органов местного самоуправления, работников муниципалы

В поселениях в случае невозможности опубликования указанных документов и сведений органы местного самоуправления обязаны обеспечить жителям возможность ознакомиться с ними, в том числе путем обеспечения открытого доступа к соответствующим материа­лам в специальном помещении, размещения на общедоступных стендах и т.п.

3. Исполнение бюджета. Исполнить бюджет — означает обеспе­чить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и профинансировать все запланированные бюдже­том расходы. При этом необходимо мобилизовать все запланирован­ные по бюджету доходы и финансировать предусмотренные расходы.

Исполнение местного бюджета производится в соответствии с БК РФ, который достаточно детально регулирует исполнение бюджетов, причем в отношении всех уровней бюджетной системы. В развитие норм БК РФ регулирование вопросов исполнения местного бюджета осуществляется нормативным правовым актом муниципального об­разования, который определяет порядок исполнения местных бюд­жетов и актов о них.

Исполнение местных бюджетов складывается из двух больших блоков отношений: исполнения бюджетов по доходам и исполнения бюджетов по расходам.

Исполнение местного бюджета по доходам предусматривает: пе­речисление и зачисление доходов на счет местного бюджета; возврат излишне уплаченных в местный бюджет сумм доходов; учет доходов местного бюджета и составление отчетности о доходах местного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

По поручению главы муниципального образования (главы адми­нистрации) организация исполнения бюджета возлагается на финан­совый орган, который: осуществляет процедуру подтверждения бюд­жетных обязательств; определяет и регулирует объемы и сроки при­нятия бюджетных обязательств; совершает разрешительные надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств; осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению получателей бюджетных средств через систему лицевых счетов распорядителей и получателей бюд­жетных средств, открытых в финансовом органе, исполняющем ме­

Исполнение местного бюджета осуществляется на основе бюд­жетной росписи. Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источ­ников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий рас­пределение бюджетных ассигнований между получателями бюджет­ных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классифи­кацией РФ. Она составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств, рас­порядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств и прямым получателем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической клас­сификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в финансовые органы муниципального образования в течение установленного срока.

Главный распорядитель средств местного бюджета — орган ме­стного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распоря­дителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюдже­та. Распорядителем муниципальных бюджетных средств является орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюд­жетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. В роли главных распорядителей, распорядителей средств местного бюджета могут выступать представительный орган, мест­ная администрация, отделы, управления местной администрации.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств финансовый орган, исполняющий местный бюджет, составляет сводную бюджет­ную роспись в течение установленного срока (например, в течение 15 дней после утверждения местного бюджета). Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем финансового органа, испол­няющего местный бюджет, и направляется для сведения главе муни­ципального образования, в представительный и контрольный органы муниципального образования.

Принцип казначейского исполнения бюджета заключается в том, что исключительным правом дачи распоряжения на списание бюд­

Принцип единства кассы при исполнении местного бюджета преду­сматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлече­ние и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Единый счет бюджета открывается в учреждении Центрального банка РФ и лишь при его отсутствии на соответствующей территории или невозможно­сти выполнения им данных функций — в кредитной организации.

С 1 января 2006 г. вступил в силу Порядок кассового обслужи­вания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и ме­стных бюджетов территориальными органами Федерального казна­чейства, утвержденный Приказом Федерального казначейства «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюдже­тов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов терри­ториальными органами Федерального казначейства» от 22 марта 2005 г. № Ін1. Указанный Порядок разработан в соответствии со ст. 6, 166.1, 168, 215.1 БК РФ и регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления и учета территориальными органами Феде­рального казначейства операций в валюте РФ по зачислению средств на единый счет местного бюджета и по списанию средств с единого счета местного бюджета.

Все кассовые операции по исполнению соответствующего бюд­жета осуществляются органом Федерального казначейства от имени и по поручению финансового органа (уполномоченного органа), ад­министратора поступлений или получателя средств бюджета на осно­вании платежных документов, оформленных ими с учетом положе­ний, установленных положением Банка России и Минфина России «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделения­ми расчетной сети Банка России и кредитными организациями (фи­лиалами) счетов органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах федерального казначейства Ми­нистерства финансов Российской Федерации» от 20 мая 2004 г. № 257-П и 46н2.

Кассовые операции учитываются органом Федерального казна­чейства по кодам бюджетной классификации РФ и отражаются в от­

Ежемесячно не позднее третьего числа месяца, следующего за от­четным, орган Федерального казначейства и финансовый орган (упол­номоченный орган) осуществляют сверку сумм кассовых поступле­ний в местный бюджет.

Глава муниципального образования (глава администрации) пред­ставляет в представительный орган муниципального образования годо­вой отчет об исполнении местного бюджета, информацию об исполне­нии местного бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев теку­щего года.

Годовой отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, ко­торые применялись при утверждении местного бюджета на отчетный год, и представлен в представительный орган в форме проекта реше­ния в течение определенного срока. Он подлежит утверждению пред­ставительным органом и вносится в представительный орган главой муниципального образования (главой администрации) со следующими дополнительными документами и материалами: отчетом об обслужи­вании и погашении муниципального долга; отчетом о внутренних за­имствованиях (по видам заимствований); отчетом о доходах, получен­ных от использования муниципального имущества; отчетом о предос­тавлении и погашении бюджетных кредитов, а также о других расхо­дах, по которым утверждены лимиты верхнего предела; отчетом о вы­данных муниципальных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспе­ченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выдан­ным гарантиям; информацией о расходовании средств резервного фон­да главы муниципального образования (главы администрации); ин­формацией о заблокированных расходах в течение финансового года.

Формирование местного бюджета

Социально-экономическое развитие регионов зависит, прежде всего, от финансовых ресурсов территориальных органов управления. Законодательством Украины определена система финансового обеспечения регионов; ее создают бюджеты всех уровней (областного, районного, городского, сельского, поселкового) и финансовые планы предприятий и организаций всех форм собственности, размещенных на соответствующей территории. Согласно резолюции, не допускается предоставление регионам трансфертов, когда можно сбалансировать их бюджеты отчислениями с налогов и сборов; вводится порядок закрепления на длительный срок одного из показателей, которые используются для определения параметров бюджетного регулирования, а именно – индекса налогоспособности региона. Это, несомненно, повышает заинтересованность местных органов власти в наращении собственной доходной базы.

В формировании межбюджетных отношений нормативы бюджетной обеспеченности играют важную, однако, не самую главную роль. Бюджетная обеспеченность 1 жителя должна свидетельствовать об уровне удовлетворения потребностей граждан в общественных благах и услугах. То есть нормативы бюджетной обеспеченности – это показатели, которые, с точки зрения государства, отображают достаточный для нормального развития общества уровень потребления товаров и услуг. Поэтому эти нормативы должны служить местным и региональным органам власти надежным ориентиром, который бы объективно содействовал оптимальному распределению бюджетных ресурсов для обеспечения бюджетных потребностей.

Нормативы бюджетной обеспеченности должны рассчитываться отдельно по каждой отрасли, которая содействует распределению ресурсов в отраслевом разрезе.

Статья 5. Местные бюджеты

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.
2. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

br> 3. Органы государственной власти гарантируют:
1) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
2) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иных решений органов государственной власти.
4. Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
6. В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
7. Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
8. Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.

Статья 6. Доходная часть местных бюджетов

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Статья 7. Собственные доходы местных бюджетов

1. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

2. К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

3. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
Федеральным законом N 194-ФЗ действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части доходов от приватизации федерального имущества.
2) не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций);
Федеральным законом N 150-ФЗ действие подпункта 9 пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 год.
9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

4. К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

К указанным доходам относятся:

1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;
2) часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;
3) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;
4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;
5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации.

5. Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

6. К собственным доходам местных бюджетов могут относиться также другие платежи, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта Российской Федерации. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе (полностью или частично) собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов

1. Представительные органы местного самоуправления вправе:

1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;
2) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

2. Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

3. Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

Статья 9. Основные принципы межбюджетных отношений, средства и порядок бюджетного регулирования

1. Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

2. Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

— взаимной ответственности;
— применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;
— выравнивания доходов муниципальных образований;
— максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;
— компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
— повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;
— гласности межбюджетных отношений.

3. К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

1) нормативные отчисления от регулирующих доходов;
2) дотации и субвенции местным бюджетам;
3) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
4) средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Нормативы отчислений (в процентах) от регулирующих доходов, а также доли (в процентах) средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются путем применения единой методологии, разрабатываемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок предоставления субвенций устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти. Указанные органы осуществляют контроль за целевым использованием выделенных средств.

6. Фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей (в процентах) средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

7. При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, а после принятия положительного решения проверять достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблюдению законодательства Российской Федерации по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование.

8. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.

Статья 10. Порядок формирования и функционирования фонда финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте Российской Федерации

1. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в бюджете субъекта Российской Федерации.

2. Средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации.

3. Распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности данного субъекта Российской Федерации.

4. Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

5. Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь.

6. Сведения о фактическом объеме средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований публикуются в средствах массовой информации ежемесячно.

Статья 11. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании

1. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

2. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации.

3. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительного органа местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования.

4. В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

5. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов.

Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.

6. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Федеральную службу государственной статистики.

Статья 12. Расходная часть местных бюджетов

1. Расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

2. Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Выработка
Доходы населения
Формы капитала
Макроэкономическое равновесие
Государственное регулирование экономики

Назад | | Вверх

МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ — бюджет муниципального образования. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местного бюджета и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местного бюджета.

В местном бюджете раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного само-управления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местного бюджета.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 289.

Местный бюджет: формирование, утверждение, исполнение.

Каждое МО имеет собственный бюджет (местный бюджет). При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами МСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы МСУ представляют в федеральные и (или) региональные органы государственной власти отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. Это может осуществляться, например, путем вывешивания данных документов на информационных стендах и т.п.

Деятельность органов МСУ муниципального образования и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением, как правило, регулируется положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе МО, принимаемым решением представительного органа в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят представительный орган, глава муниципального образования, администрация МО, контрольный орган и иные органы, должностные лица, на которые федеральным и региональными законодательствами, муниципальными правовыми актами возложены бюджетные полномочия.

Решение о подготовке проекта местного бюджета МО, как правило, принимает его глава. Подготовку проекта местного бюджета осуществляет администрация МО на основании прогнозов социально-экономического развития МО и отраслей экономики, а также сводных финансовых балансов.

Порядок и сроки подготовки проекта местного бюджета, перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

Бюджет МО рассматривается и утверждается представительным органом по представлению главы МО. Проект местного бюджета муниципального образования предварительно рассматривается комиссией (комитетом) представительного органа МО, ведающей вопросами бюджета.

Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган администрации МО.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в порядке, установленном Правительством РФ.

Глава муниципального образования обязан периодически направлять в представительный орган информацию о ходе исполнения местного бюджета .

Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган МО в порядке и сроки, установленные положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в форме проекта решения вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом РФ.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению представительным органом МО. Этот орган принимает решение по отчету об исполнении местного бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной контрольным органом МО.

Если в ходе проверки местного бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому решению о бюджете (в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов), представительный орган МО имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении местного бюджета.