Мероприятие защита прав детей

Классный час (7 класс) по теме:
Внеклассное мероприятие по правам ребенка.

Презентация » Конвенция о правах ребенка»

Предварительный просмотр:

1.Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка». Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей.

2.Учить детей отстаивать свои права.

1.Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.

2.Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.

3.Воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.

• плакат «Знать законы, значит — защищать свои права»;

• плакат «Конвенция о правах ребёнка» (печатный текст);

• плакаты «Права человека», «Права ребенка», «Права ребенка на защиту»;

• раздаточный материал (текст о правах ребёнка на основании «Конвенции о правах ребёнка») — 15 шт.:

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас презентация важного документа международного значения — «Конвенции о правах ребёнка».

— «презентация» — подарок, представление;

— «конвенция» — договор, соглашение;

— «Конвенции о правах ребёнка» — соглашение государств о правах ребёнка.

— Вы познакомитесь с правами ребёнка, с защитой прав детей (подарок для вас).

— Познакомитесь с законами РФ, где закреплены основные положения

«Конвенции о правах ребёнка».

Мы работаем под лозунгом:

«Знать законы, значит — защищать свои права».

2. Подготовительная работа к ознакомлению с «Конвенцией о правах ребёнка».

— Что такое право?

(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).

Существует документ международного значения — «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.

(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).

Цель ООН — борьба за мир и сотрудничество между государствами.

Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.

Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».

(Принята 20 ноября 1989 г. ООН), в которой говорится, что

— все дети пользуются одинаковыми правами: имеют право общаться с обоими родителями и расти в семье.

— Дети, не живущие с родителями, имеют право на регулярные контакты с ними.

— Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Его мнение должно приниматься во внимание при решении любых вопросов, касающихся данного ребенка.

— Ребенок имеет право на защиту от вмешательства в его личную семейную и домашнюю жизнь.

— Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурно и творческой жизни.

20 ноября ежегодно отмечается как Всемирный день детей.

В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

Вы прекрасно знаете о «горячих точках» — это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.

В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;

2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека — это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.

У каждого человека есть права.

Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.

Они отличаются от прав взрослых:

1) меньшими возможностями защитить самого себя;

2) физической и психологической незрелостью;

4) зависимостью от опеки старших.

Поэтому и права его в чём-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.

3. Ознакомление с «Декларацией прав ребенка».

В 1959 г. была принята «Декларация прав ребёнка».

В ней записано о правах ребёнка:

« Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».

«Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться всеми детьми без всяких исключений…Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. »

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде ребята.

Есть еще такое право

помнить думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить.

Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться ,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки —

Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать .

Будь ты слабым или сильным ,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.

(Последние слова чтецы говорят хором)

Дети поют песню « По секрету всему свету».

4. Работа с печатным материалом.

1) стр.2. «Сокращённый перечень прав ребёнка» — (приложение).

— Посмотрите, какие ещё не назвали права? Дополните (ст.8, 38, 40).

2) дополнение — ст. 3, 4, 5.

3) работа по «Конвенции о правах ребёнка» (54 статьи)

— называют «Мировой конституцией прав детей».

Это документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для всех государств, подписавших её.

В Конвенции права детей рассматриваются с 4-х аспектов: выживания, развития защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

— (Работа с печатным материалом) — (приложение).

а) чтение названия;

б) перечислите основные аспекты, которые рассматриваются в «Конвенции о правах ребёнка»;

в) характеристика прав ребёнка по каждому аспекту (Какие права можно 1 назвать?).

1. Когда была принята Конвенция?

2. Почему «Конвенцию о правах ребёнка» называют «Мировой конституцией прав детей»?

5. Работа с законами РФ, в которых закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка».

— Как Российское государство отнеслось к Конвенции?

Российское государство согласилась с Конвенцией. Значит, оно обязано принять такие законы, которые будут защищать права ребёнка.

Основные положения Конвенции закреплены в российских законах.

Глава II. «Права и свободы человека и гражданина». 47 статей.

(Перечислите права и взрослых и детей). «Лучший раздел» Конституции РФ (ст. 38) гласит:

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забот о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. ».

Защита материнства и детства осуществляется в России путём принятия самых разнообразных законов, а также проведения различных мероприятий по охране здоровья женщин, по социальному обеспечению, предоставлению отпусков по уходу за ребёнком.

По Конституции нашей страны каждый ребёнок имеет право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается путём возложения на родителей равной обязанности по его воспитанию. Родительские права не должны противоречить интересам детей. ».

С правами несовершеннолетних вас познакомят участники нашего мероприятия, исполняющие роль представителей российского законодательства.

1) Права несовершеннолетних по гражданскому законодательству;

2) Права несовершеннолетних по семейному законодательству;

3) Права несовершеннолетних по уголовному законодательству;

— что является преступлением против несовершеннолетних;

4) 1 Права и обязанности учащихся школы №2.

— В каких законах РФ закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка»?

5) Практическое задание — (см. приложение).

6. Подведение итогов.

Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.

Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым нормальным путём.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце. » («Солнечный круг»).

Подарком для учащихся является текст «Конвенции о правах ребёнка» — (см. приложение).

• формирование у учащихся знаний о правах ребёнка, зафиксированных в международно-правовых актах и в российских законах;

• 1 формирование у учащихся умений защищать и отстаивать свои права;

• развитие интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.

Конвенция о правах ребенка

Принята 20 ноября 1989 г. ООН.

В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:

Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей — это неотъемлемое право на

жизнь. Все государства должны обеспечить «в максимальной возможной

степени выживаемость и развитие ребенка». Также Конвенция признает

право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище), право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование,

отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с уважением относиться к его взглядам.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка в разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных детей, детей беженцев, детей-сирот, детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей.

Обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции записано, что все дети имеют право выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений, касающихся их жизни. Дети имеют право на личную жизнь, тайну корреспонденции и защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию.

Сокращенный перечень прав ребенка. ( из Конвенции о правах ребенка)

— У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.

— Право на имя при рождении, на получение гражданства.

— Право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.

— Право сохранять связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

— Право на общение с обоими родителями.

— Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству в необходимых случаях.

— Право свободно выражать свои взгляды и мнение.

— Право на уважение человеческого достоинства и обеспечение интересов.

— Право на достойный уровень жизни.

— Право на защиту от жестокого обращения.

— Право на медицинскую помощь.

— Право на образование.

— Право на отдых, досуг и участие культурной и творческой жизни.

— Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

— Право на защиту от всех форм насилия.

— Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу.

— Право исповедовать любую религию.

1.Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

2.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.

3. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

4.Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев , когда это противоречит его интересам.

5.Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

6.Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

7.У ребенка есть право на свободу мысли, совести и религии.

8.Ребенок имеет право на защиту закона от незаконного вмешательства в осуществление его прав.

9.У ребенка есть право на уровень жизни , необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. У ребенка есть право на образование.

10.За ребенком признается право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опастность для его здоровья.

ПРАВО РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ:

1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, а в случаях предусмотренных законом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

2.Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Защита интересов ребенка государством.

Государства участники Конвенции по правам ребенка уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

4.Должностные лица и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов , обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

1. Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.

2. Никто не имеет права обижать другого человека , унижать его и жестоко наказывать!

3. Каждый человек имеет право на хорошие условия работы! Рабочий день не должен быть слишком длинным, а отпуск должен оплачиваться! За одинаковую работу люди должны получать равную плату! Каждый имеет право работать и выбирать работу по своим возможностям и желанию!

4. Никто не имеет права посадить человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд.

5. Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи!

6. У каждого человека есть право иметь собственное мнение и говорить то, что он думает!

7. Каждый человек имеет право исповедовать свою религию!

8. Каждый человек имеет право искать защиту в суде! Законы должны быть одинаковыми для всех и защищать каждого!

9. Каждый человек может жить там, где ему хочется. Никто не имеет права выгнать человека из страны в которой он живет. Каждый человек имеет право уезжать из своей страны и возвращаться обратно! Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство

10. Каждый человек имеет право считаться невиновным пока его вина не будет доказана в суде.

11.Неважно, какой у тебя цвет кожи, какой ты национальности и на каком языке говоришь, неважно , какие у тебя политические взгляды, религия, и из какой ты семьи, неважно, богат ты или беден, мужчина или женщина, и в какой стране ты живешь- все права и свободы, указанные в Декларации принадлежат каждому человеку!

12.Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живет, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал представляет собой сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию, посвящённого Конвенции о правах ребёнка, с пошаговым обсуждением текста книги Ю. Я. Яковлева «Ваши права, .

Разработка внеклассного мероприятия по праву в 8-11 классах. Цели мероприяти: заинтересовать учащихся в изучении дополнительной литературы по правоведению, воспитать чувство уважения к закону, праву.

мероприятие в виде игры Брейн — ринг (однако, надо учитывать, что прошло несколько лет и законы изменились). можно переработать идею.

В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие «Имею право, но обязан» поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно.

Вопросы понимания цены Победы в Великой Отечественной войне с каждым годом становятся всё острее. Всё больше приходится педагогам прикладывать сил, умения, фантазии для изобретения различных форм меро.

21 век назван Веком ребёнка. В календаре существуют специальные дни, которые призваны напомнить нам об этом: 1 июня — Международный день защиты детей. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. .

Внеклассное мероприятие «Права ребёнка»

Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы их травим наркотиками?
Мы не хотим вреда нашим детям –
Так почему же мы истребляем окружающую среду?
Мы не хотим вреда нашим детям –
И все же убиваем их на войне.
Пожалуйста, спасите наших детей!

Цель: знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей создания документа;
  • познакомить с основными правами ребенка, закрепленными в Конвенции;
  • закрепить полученные знания с помощью заданий викторины;
  • дать основные сведения о соблюдении прав ребенка в нашей стране.

Ведущий 1. Добрый день, друзья. Сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших правах. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от
всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества:
здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.

Ведущий 2. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная Организация – ООН.

Ведущий 1. Организация Объединенных Наций – международная организация, основанная в 1945 г., со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй Мировой войны. Основные цели этой организации – мир, прогресс, демократия. Она заботится о правах каждого отдельного человека.

Ведущий 2. Декларация включает 30 статей, устанавливающих основные права и свободы человека, которыми должны обладать все мужчины и женщины без исключения. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась много лет. Наконец, 20 ноября 1989 г., Конвенция о правах ребенка вступила в силу.

Ведущий 1. О каких же правах идет речь в конвенции? Прежде всего, признано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Каждый ребенок от рождения имеет право на жизнь. Это естественно, но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами ценности любой жизни. Нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Было в древности государство Спарта, которое славилось сильными, выносливыми воинами. Но как государство относилось к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый, то пусть
живет, если слабый – сбросить его со скалы. Но ведь и слабый может вырасти сильным, может стать талантливым художником, врачом, изобретателем.Ребенок с рождения имеет право на имя, гражданство, право знать своих родителей, право на их заботу и неразлучение с родителями, на их ответственность и обязанность заботиться о детях.

Ведущий. В документе записано, что неполноценный в физическом или умственном отношении ребенок также имеет право на заботу и внимание государства. Все дети имеют право на полноценную медицинскую помощь, а нуждающиеся – на социальную помощь.
Ребенок имеет право на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и
психотропных веществ, от похищения и торговли детьми.
Установлен минимальный возраст приема на работу, есть требования по продолжительности рабочего дня. Ребенок защищен от выполнения любой работы, которая опасна для здоровья или служит препятствием в получении им образования

Ведущий. У ребенка есть определенные права при совершении им правонарушения или преступления. Лицам моложе 18 лет не назначается смертная казнь или пожизненное заключение.Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным путем. Арест или тюремное заключение используется только в качестве крайней меры. Каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых. Ребенок имеет право на особую охрану во время боевых действий и вооруженных конфликтов.
Принимаются все меры, чтобы в военных действиях не участвовали лица, не достигшие 15-летнего возраста.

Ведущий. Ребенок имеет право на бесплатное и обязательное начальное образование, в нашей стране – на получение бесплатного среднего образования, на обеспечение школьной
дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Необходимо воспитывать уважение к национальному языку страны, в которой проживает ребенок, готовить его в духе понимания, терпимости, равноправия мужчин и женщин,
дружбы между народами. Каждый ребенок имеет право исповедовать свою религию, пользоваться своей культурой, своим родным языком.
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

Ведущий. Ребенок имеет право на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, на доступ к сбору и распространению информации.
Ребенок может быть заслушан в ходе судебного заседания с 10 лет.
Усыновление только с согласия ребенка – с 10 лет.
Изменение гражданства только с согласия ребенка – с 14 лет.
Изменение фамилии – с 16 лет.

Ведущий. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме. Но есть определенны ограничения: нужно уважать права других лиц,
не должно быть опасности для общественного порядка.
Ребенок свободен исповедовать свою религию. Ограничения только в том случае, если это противозаконно, против прав и свобод других лиц.
Ребенок имеет право на свободу собраний, организаций, если они не фашистского, расистского, мафиозного направления.
У ребенка есть право на неприкосновенность жилища, право на личную жизнь, тайну переписки

Ведущий. Мы познакомились с основным содержанием документа. Сейчас постараемся применить их к ситуациям в нашей повседневной жизни.

Ведущий. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» – эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, стремления получать, а не отдавать.
Сейчас перед вами ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах. Вам нужно составить грамотный ответ взрослого или подискутировать на затронутую тему.

(Ситуации раздаются по группам и разыгрываются учениками, затем идет обсуждение, ответы на вопросы)

Ситуация 1.

Мать. Сколько раз тебе говорить – после 11 вечера ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын. Но мам, ты все равно не спишь еще в 11. Кроме того, я имею право на свободу мирных собраний.
Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить непослушному сыну.

Ситуация 2.

Ученик. Марья Иванна, я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы историю не знаете. Пусть нам другого учителя найдут.
Учитель. Да как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик. Смею. У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал
– меня за вашу двойку знаете как наказали?.
Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителей. Но чего нельзя допускать, заявляя о своих правах.

Ситуация 3.

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой посуду, сходи в магазин.
Сын. Мама, некогда мне. У меня дел много.
Мама. Успеешь. Нельзя же оставлять в доме бардак.
Сын. По правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Ведущий. Как вы разрешите данную ситуацию?

Ведущий. Сейчас, чтобы закрепить все полученные сведения, мы проведем небольшую викторину.

Викторина

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни. (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.)

  1. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)
  2. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним как с животным. (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.)
  3. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из «Ледяной избушки»)
  4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)
  5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)

«Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия»

Ведущий. Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями.

(Группа получает по несколько карточек с правами и обязанностями, приобретаемыми в зависимости от возраста. На доске записаны основные возрастные вехи в жизни ребенка. Затем проверяем все вместе полученные результаты)

Запись на доске.

Основные возрастные вехи в жизни ребенка:

– с рождения
– с 6 лет;
– с 10 лет;
– с 14 лет;
– с 15 лет;
– с 16 лет;
– с 17 лет;
– с 18 лет

Карточки:

  1. Становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права.
  2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет.
  3. Несет уголовную ответственность за любые преступления.
  4. Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке через комиссию по делам несовершеннолетних за некоторые правонарушения (например, за мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.
  5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора, сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 38 часов)
  6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
  7. Имеет право управлять мопедом при езде по дороге.
  8. Может быть членом кооперативного акционерного общества.
  9. Может быть объявлен в установленном порядке, полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
  10. Имеет право на получение паспорта.
  11. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
  12. Имеет право поступить на работу при сокращенной рабочей неделе в 24 часа.
  13. Может быть исключен из школы за нарушения.
  14. Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
  15. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).
  16. Может вступать в молодежные общественные объединения.
  17. Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
  18. Допускается поступление на работу на легкий труд не более 4 часов в день с согласия одного из родителей.
  19. Может вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
  20. Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами
  21. Может выбирать себе место жительства с согласия родителей
  22. Дает письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями.
  23. Может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств.
  24. Может вступать в детские общественные объединения.
  25. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
  26. Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
  27. Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью.
  28. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии.
  29. Вправе посещать школу.
  30. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
  31. Имеет право на имя, отчество, фамилию.
  32. Приобретает право на гражданство.

Ведущий. Сегодня мы познакомились с основными правами детей. Теперь предлагаем вам написать, какие права вы бы еще дополнили к уже существующим, в чем, по вашему мнению, причина невыполнения прав некоторыми людьми.Данные ответы обрабатываются и используются в дальнейшем.

Классный час на тему:
Внеклассное мероприятие «Всемирный день прав ребенка»

В данном мероприятии — материал ко Всемирному дню прав ребенка.

Предварительный просмотр:

Иловлинский муниципальный район

МБОУ Логовская СОШ

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Ляпина Галина Сергеевна

Классный час «Всемирный день прав ребенка»

Цели: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника; формировать гражданскую позицию;

развивать познавательную, творческую, коммуникативную активность детей;

воспитывать чувство справедливости и ответственности перед окружающими;

Учитель: 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны!

Имеет каждый право на гражданство,

Неважно, чья ты дочь и чей ты сын.

Живёт в стране и равенство, и братство,

И каждый человек здесь гражданин!

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.

Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка. Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

ПЕСНЯ на мотив «Чему учат в школе»

Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать

Учат в школе / 3раза

И законы уважать,

Малышей не обижать

Учат в школе /3раза

На учебу есть права

И на отдых есть права

Учат в школе /3раза

На заботу есть права,

На работу есть права

Учат в школе /3раза

Свод законов есть большой,

Вместе мы его с тобой

Учим в школе /3раза

Чтоб сумел их применять,

Смог себя ты защищать

Учат в школе /3раза

Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Учеба – очень интересный труд,

Нам силу, радость

К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

Над миром пролетают годы,

Приходит лето за весной,

Мы все – как дети у природы

И что же нам делить с тобой?

Пускай различны цветом кожи,

Поём на разных языках,

Но дети мы, и тем похожи,

И мир у нас с тобой в руках.

Всемирный день ребенка —
Детей ведь нет дороже!
Мальчишки и девчонки —
Счастливых им дорожек!

Пусть дети удивляют,
Мечтают и растут!
Пусть малыши все знают
Достаток и уют!

Сегодня ваш праздник, ребята!
Все дети огромной Земли
Друг к другу спешат с поздравленьем,
Желая здоровья, любви!

И мы вам, родные, желаем, —
Растите и радуйте нас,
Пусть сбудутся ваши желанья
И мир будет добрым для вас!

Детство — удивительное время
Беззаботной радости, мечты,
Смеха, игр, забав и удивленья
Миром бесконечной красоты!

Пусть будет мир на всей планете

И в каждой маленькой стране.

Пусть весело смеются дети

И все забудут о войне.

ПЕСНЯ «Должны смеяться дети»

Детство, детство, детство — это свет и радость.
Это песни, это дружба и мечты.
Детство, детство, детство — это краски радуг.
Детство, детство, детство – это я и ты.

Все люди на большой планете
Должны всегда дружить.
Должны всегда смеяться дети
И в мирном мире жить.
Должны смеяться дети,
Должны смеяться дети,
Должны смеяться дети,
И в мирном мире жить.

Ярко, ярко пусть пылают лишь рассветы.
Ночью звездной пусть спокойно спят поля.
Детство, детство добротой не зря согрето.
Детство, детство завтрашних людей земля.

Детство, детство, детство — это летний ветер.
Парус неба и хрустальный звон зимы..
Детство, детство, детство — это значит дети.
Дети, дети, дети – это значит мы.

СЛОВА ДЛЯ СЦЕНКИ

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал может быть использован при проведении мероприятия по гражданско-патриотическому мероприятию в начальных классах по теме «Конвенция о правах ребенка».

Материал можно использовать как для проведения классного часа, так и для открытого внеклассного мероприятия для 4 класса.

Первое знакомство детей со своими правами.

Привлечь внимание учащихся к общероссийской проблеме безопасности дорожного движния, воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь других.

Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; рассказать о целебных свойствах воды.

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка,провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.Права есть и у взрослых и у детей.

Направление: гражданско-правовое воспитание.