Материнский капитал проблемы и перспективы

Материнский капитал как мера стабилизации демографической ситуации в России

(Куликова Н. А., Березина В. Ю.) («Социальное и пенсионное право», 2012, N 2) Текст документа

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК МЕРА СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

Н. А. КУЛИКОВА, В. Ю. БЕРЕЗИНА

——————————— Kulikova N. A., Berezina V. Yu. Maternity capital as a measure of stabilization of the demographic situation in Russia.

Куликова Наталья Алексеевна, старший преподаватель кафедры социально-правовых дисциплин юридического факультета Муромского института (филиала) ФГБОУ «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых».

Березина Валерия Юрьевна, студентка факультета социальных технологий и педагогики Муромского института (филиала) ФГБОУ «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых».

В работе рассматривается материнский капитал как право на дополнительную государственную поддержку семьи, имеющей детей, а также как мера стабилизации демографической ситуации. Анализируются направления, возможности и эффективность применения материнского капитала, его достоинства и имеющиеся недостатки.

Ключевые слова: демографическая ситуация, уровень и качество жизни российской семьи, материнский капитал, нормативно-правовая база.

The article considers maternity capital as right on supplementary measure of state support of family with children and as the measure of stabilizing of demographic situation. In this article we analyse kinds, possibilities, efficiency of application of maternity capital, its dignity and defects.

Key words: demographic situation, level and quality of life of Russian family, maternity capital, legal base.

Демографическая ситуация в России последних десятилетий характеризуется снижением рождаемости и ростом смертности населения, которые сравнимы с людскими потерями в ходе интенсивных боевых действий. По данным Росстата, за период с 2001 — 2006 гг. численность россиян сократилась с 146,3 млн. человек до 142,2 млн. человек . В этих условиях актуализируется необходимость поиска адекватных государственных мер, направленных на стабилизацию рождаемости, на что был направлен Федеральный закон N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. Поэтому своей целью мы ставим анализ динамики правового регулирования мер по социальной поддержке семей, имеющих детей. Данный анализ будет затрагивать следующие аспекты. ——————————— Численность и состав населения в Российской Федерации // URL: http://www. gks. ru (дата обращения: 25.11.2011).

1. Анализ возможностей использования материнского капитала. 2. Изменение размера материнского капитала. 3. Механизм реализации прав на материнский капитал. 4. Перспективы развития материнского капитала. В настоящий момент российское общество не ориентировано на многодетность. Как правило, количество детей в семье определяется, с одной стороны, репродуктивными установками супругов, а с другой — внешними обстоятельствами, которые в основном не благоприятствуют рождению второго ребенка. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2008 г. основными проблемами материнства и детства в России граждане считали: 1) низкий уровень жизни, высокие цены на товары и услуги (20%); 2) недостаточность детских пособий (19%); 3) недостаточное число детских воспитательных учреждений (17%); 4) неудовлетворительное медицинское обслуживание (13%); 5) отсутствие собственного жилья (8%); 6) высокая плата медицины, образования, детских садов, детского питания (7%). Материнский капитал рассматривается как право на дополнительную государственную поддержку, которую, начиная с 1 января 2007 г., имеют: 1) женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего и последующих детей, начиная с 1 января 2007 г.; 2) мужчины, которые являются единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей и ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) несовершеннолетние дети в случае смерти одного или двух родителей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с которым возникло право на дополнительные меры . ——————————— Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.11.2011).

Первоначально сумма материнского капитала составляла 250 тыс. руб., однако она не является застывшей и увеличивается за счет проводимой индексации и, что немаловажно, не облагается налогом. На 2011 г. данная сумма увеличилась и составляет 365,648 тыс. руб. С января 2012 г. размер материнского капитала будет равен 387 тыс. руб. С момента выхода Федерального закона было разрешено использовать средства материнского капитала в трех направлениях: на улучшение жилищных условий, на получение образования ребенком (либо детьми), на формирование накопительной части пенсии матери. С течением времени был принят ряд изменений, которые дополнили сферу использования данных средств в целях совершенствования материальной поддержки и максимального выделения самых важных направлений средств материнского капитала. С мая 2009 г. предоставлена возможность получить единовременную выплату в размере 12 тыс. руб. за счет средств материнского капитала, что являлось первой попыткой обналичивания определенной суммы, которую можно потратить на любые нужды, повышающие жизненный уровень семьи и ее благосостояние . Вместе с тем с 31 марта 2011 г. семьи лишены права на единовременную выплату, которая оценивалась ими как своевременная и полезная. ——————————— Федеральный закон Российской Федерации от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 21.11.2011).

В настоящее время материнский капитал можно использовать в качестве погашения основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, по 31 декабря 2010 г. включительно, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей . Однако реально воспользоваться данным правом и приобрести или построить жилье смогут те семьи России, которые используют материнский капитал в качестве первоначального взноса, имея при этом возможность в дальнейшем заработать финансовые средства на погашение оставшейся части кредита или которые смогут погасить ранее взятый кредит, используя материнский капитал. В настоящее время подавляющее большинство российских семей нуждается в улучшении быта в имеющемся жилье, однако Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не дает права, например, на покупку мягкой мебели, телевизора и любых других предметов, необходимых в быту. ——————————— Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 21.11.2011).

С 16 декабря 2010 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ N 937 «О внесении изменений в Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», которым внесены изменения в порядок использования материнского капитала на улучшение жилищных условий. В соответствии с этим семьям предоставлено право использовать средства материнского капитала на строительство или реконструкцию жилого помещения не только с привлечением специализированных подрядных организаций, но и без привлечения организации-подрядчика. В этом случае владельцы сертификатов могут обратиться в управление Пенсионного фонда с соответствующим заявлением в любое время по истечении трехлетнего возраста ребенка, с рождением которого возникло право на материнский капитал. В двухмесячный срок со дня подачи заявления сумма, не превышающая 50% остатка средств материнского капитала заявителя, будет перечислена на его банковский счет, указанный в заявлении. Спустя 6 месяцев с момента первоначального перечисления средств для получения оставшейся суммы заявителю необходимо представить в Пенсионный фонд пакет документов, подтверждающих выполнение основных работ по строительству или реконструкции жилья. Материнский капитал направлен на решение проблемы образования детей в семье. Часть средств материнского капитала можно использовать на обучение первого ребенка. Остаток средств материнского капитала будет постоянно расти за счет индексации. В возможности направлять материнский капитал на формирование накопительной части пенсии матери существуют недостатки. Во-первых, семья, родившая второго ребенка, остро нуждается в государственной поддержке «здесь и сейчас». Во-вторых, не исключена вероятность потери материальных средств путем долгосрочного вложения в пенсию по причине нестабильности финансово-экономической ситуации в стране. Понимание бесперспективности долгосрочных вложений вынуждает молодые семьи оформлять крупные долгосрочные кредиты, что еще больше ухудшает их финансовое положение. В Федеральном законе не предусмотрено направление средств материнского капитала на лечение как самого ребенка, так и его родителей, в частности матери. Представители власти объясняют это тем, что не исключена вероятность вымогательства медицинскими учреждениями средств из материнского капитала на те медицинские услуги, которые предусмотрены быть бесплатными, что не выглядит недостаточно убедительно. Особенно востребованным и необходимым данное направление является в тех семьях, где право на дополнительные меры государственной поддержки возникло с рождением второго ребенка с ограниченными возможностями. Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ позволяет получать государственный сертификат на материнский капитал семьям, у которых один из детей умер на первой неделе . Ранее, когда ребенок умирал на первой неделе жизни, органы ЗАГС ограничивались справкой о рождении. В ситуации отсутствия свидетельства о рождении Управления ПФР вынуждены были отказывать в выдаче государственного сертификата на материнский капитал. По нашему мнению, это был один из самых сложных и не вполне корректно решаемых моментов для семьи, находящейся в сложной жизненной ситуации, связанной со смертью ребенка. Например, имеются прецеденты, когда территориальный суд Владимирской области обязывал Пенсионный фонд принять заявление на материнский капитал от матери на основании справки о рождении и свидетельстве о смерти ребенка, но Конституционным Судом эти решения были отменены. ——————————— Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 24.11.2011).

Сроки действия дополнительных мер государственной поддержки ограничены 2016 г. Перспективы развития материнского капитала недостаточно четко определены, что вызывает обоснованную тревогу благополучателей за материальные средства, которые находятся в безналичном состоянии. Представители власти обосновывают ситуацию тем, что данный Федеральный закон является экспериментальным, а значит, по истечении срока существования он либо трансформируется, либо приобретет новые направления. В частности, на данный момент в Государственную Думу внесено четыре законопроекта, касающихся материнского капитала. Первый законопроект призван помочь семьям с их текущими нуждами. Предлагается предоставить возможность получить всю сумму материнского капитала на специальный счет в банке, с которого деньги нельзя будет снять, но ежемесячно будут выплачиваться проценты. После предварительного рассмотрения законопроект был отправлен на доработку в связи с наличием ряда технических недоработок. Второй законопроект предлагает использовать материнский капитал на образование родителей. В настоящее время проект проходит процедуру обсуждения. Третий законопроект касается получения материнского капитала в случае рождения двух и более детей за один раз. Правительство планирует выдачу капитала на каждого ребенка. Четвертый законопроект предусматривает возможность получить материнский капитал женщинам и мужчинам, у которых один (или несколько) из детей являются пасынками или падчерицами. На наш взгляд, четвертый законопроект является наиболее перспективным и востребованным, в силу того что современные семейные реалии таковы, что типичным явлением становится воспитание пасынков и падчериц. Материнский капитал часто рассматривается как толчок к увеличению рождаемости. Официальные данные свидетельствуют о том, что впервые за 15 лет в России наблюдается прирост населения. По данным за 2010 г., число родившихся младенцев составляет 1 млн. 788 тыс. 948 человек. Данный показатель превышает численность родившихся за 2009 г. на 27261 человек . По данным пресс-релиза, численность получателей материнского капитала неуклонно растет и по состоянию на 1 июля 2010 г. отделением Пенсионного фонда России по Владимирской области выдано 18 тыс. 633 сертификата на материнский капитал. Однако прослеживается отсутствие статистических данных об изменении тенденции рождаемости в сторону увеличения за счет введения в России именно данной меры государственной поддержки семьи. Вместе с тем существует небесспорная точка зрения о том, что Закон о материнском капитале актуален по большей части для представителей народов, норма детности которых традиционно высока, в силу чего они по максимуму используют все его преимущества. ——————————— Естественное движение населения в Российской Федерации // URL: http://www. gks. ru (дата обращения: 27.11.2011).

Эффективность действия данного вида экономической поддержки семьи напрямую зависит от качественной работы консультативных служб управления Пенсионного фонда РФ в регионах. Консультированию семьи по вопросам получения материнского капитала следует отводить особое место, в связи с тем, что с него начинается процесс подачи необходимых документов на получение сертификата и подтверждение права семьи на получение материнского капитала . ——————————— Тяжева В. Роль консультирования семьи в процессе получения материнского капитала // Международная молодежная научная конференция XXXVII Гагаринские чтения. М., 2011. Т. 7. С. 859 — 860.

Материнский капитал, составляющий на 2011 г. сумму 365,648 тыс. руб., направлен на социально-экономическую поддержку семьи, родившей второго, третьего и последующего ребенка, начиная с 2007 г. Частично дополнительные меры государственной поддержки способны повысить уровень жизни семей, имеющих на них право, однако в ситуации неуклонного роста цен практически на все виды товаров и услуг значимость суммы материнского капитала значительно опускается, несмотря на осуществляемую индексацию. В связи с этим нельзя однозначно ответить на вопрос о существенном повышении уровня и качества жизни российских семей, которые воспользуются материнским капиталом. Практика показывает, что Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» нуждается в совершенствовании, особенно в расширении направлений и вариантов использования средств материнского капитала. В частности, с ноября 2011 г. семьи могут использовать часть материнского капитала в качестве оплаты за дошкольное образование и основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В настоящее время правительством разрабатываются дополнительные варианты использования материнского капитала, что свидетельствует о перспективе и совершенствовании его развития как меры стабилизации демографической ситуации в России.

Материнский капитал: состояние и перспективы

экономические науки

  • Сираева Раиса Рафаиловна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Фролова Алиса Константиновна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ
  • СЕМЕЙНЫЙ КАПИТАЛ
  • ИНДЕКСАЦИЯ
  • ПРОЦЕНТНЫЙ РОСТ
  • СЕРТИФИКАТ

Похожие материалы

Материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Он выдается семьям, в которых появился второй и последующие дети. В нашей стране закон о материнском капитале вступил в силу с 1 января 2007 года. С начала действия закона, его обладательницами стали более 5 миллионов россиянок.

В настоящее время средства материнского капитала могут расходоваться на улучшение жилищных условий, на получение ребенком (детьми) образования, а также на формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. Абсолютным лидером среди всех этих направлений является расходование средств семейного капитала на улучшение жилищных условий [1].

Право на получение материнского (семейного) капитала имеют:

  • женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;
  • мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
  • отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;
  • несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок (дети) до достижения им (ими) 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных Федеральным законом случаях.

По данным ПФР к третьему кварталу 2014 года, с начала 2010 года поступило почти 490000 заявок на предоставление материнского капитала. При этом 89,7% (440000 заявок) подавших заявки родителей пожелали направить выплату на улучшение жилищных условий, 9,4% (46000 заявок) — на обучение детей, и только 0,4% (1260 заявок) — на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы.

Стартовым размером материнского капитала в 2007 году был равен 250000 рублей, а за семь лет он вырос более чем на 80%, составив на 2014 год сумму 429408 рублей.

Материнский капитал проблемы и перспективы

Библиографическая ссылка на статью:
Коробкова Н.А., Алимова Д.А. Материнский капитал как институт: проблемы формирования и перспективы его использования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50685 (дата обращения: 24.09.2018).

В феврале 2015 года Минтруд России опубликовал проект плана мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года на 2015-2018 годы. Данным проектом плана предусмотрено совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала и подготовка предложений по продлению программы материнского капитала после 2016 года.

Первоначально программа поддержки рождаемости Материнский капитал планировалась к завершению до конца 2016 года. В частности Министерство экономического развития в целях экономии бюджетных средств предлагало ее завершение.

Необходимость продления материнского капитала и определение направлений совершенствования данного института определило актуальность данной статьи.

Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Материснкий капитал в настоящее время является значимым элементом социальной политики.

Социальная политика – универсальный инструмент воздействия на поведение общества в целом и отдельных граждан в частности, она является ответом на происходящие в стране социальные процессы и параллельно с этим формирует их[1]. Особого внимания заслуживает семейная политика, поскольку ее целью является регулирование такой тонко организованной, приватной сферы социального, как семейные взаимоотношения, а именно – родительство. Родительство было и остается важнейшей семейной функцией, параллельно с этим находясь в центре российской семейной политики[2].

Под материнским, или, как его еще называют семейным капиталом понимаются денежные средства, выделяемые государством в рамках закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» из федерального бюджета, для обеспечения материальной поддержки граждан, имеющих (планирующих) двух и более детей. Эти средства не приносят семье большой материальной выгоды, так как предоставляются в безналичном виде (сертификат), зачисленном на счета Пенсионного Фонда региона или города, в котором зарегистрированы родители и ребенок, подавшие документы. Это своего рода вознаграждение семьям, решившимся улучшить демографию в стране[3].

Соответствующий Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ) вступил в силу 1 января 2007 года, в котором законодатель установил перечень допустимых направлений использования материнского (семейного) капитала, а именно[4]:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

В законе капитал называется материнским (семейным) — эти термины употребляются как синонимы, но это два самостоятельных социальных института. Фактически право на получение сертификата имеет не семья, а женщина — мать ребенка, и только в случае ее отсутствия — отец ребенка, усыновитель (или иной официальный представитель ребенка) и несовершеннолетний ребенок.

Основным органом регламентирующим получение материнского капитала является ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) и его территориальные органы. Для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее — сертификат) необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке)[5].

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 «О порядке вы дачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее — заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом № 256-ФЗ. При этом заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

В рамках института материнского капитала можно выделить и неформальные правила. Жесткие ограничения по расходованию средств материнского (семейного) капитала уже явились поводов для мошенничества. В некоторых российских городах мошенники, пользуясь безграмотностью граждан и малой осведомленностью в данном вопросе, за определенную плату предлагают помощь по переводу сертификата на материнский капитал в наличные деньги.

По данным Пенсионного фонда РФ, количество владельцев сертификатов, в отношении которых приостановлены действия по перечислению средств материнского капитала по обращениям правоохранительных органов, составляет 312 человека. Проще говоря, именно столько российских граждан уличены за время действия программы «Материнский капитал» в попытке нарушить ее условия.

Поскольку всего на сегодня по стране выдано 3,45 млн. «материнских» сертификатов, число правонарушений выглядит ничтожно малым. Но любой криминалист пояснит, что раскрываемость по любым видам преступлений никогда не бывает стопроцентной. А значит, кое-кому из недобросовестных получателей удалось остаться с деньгами.

Так, в поисковой системе “Google” на запрос «обналичить» подсказка «материнский капитал» всплывает первой, а сайтам, поясняющим как это сделать, нет числа. Значит, правонарушение пользуется повышенным спросом. Уточним, в законных рамках максимум, что можно получить наличными из средств материнского капитала, — это 12 тыс. руб.

Схемы предполагают определенные потери — до 25% за услуги посредников и приблизительно выглядят следующим образом. Первая — найти жилье, по метражу превышающее то, что имеет обладатель сертификата на материнский капитал. Купить это жилье с привлечением средств МСК, таким образом — «улучшить жилищные условия», а затем банально продать, оставаясь проживать в изначальной квартире. На первый взгляд кажется, что такая сделка не всем по карману, но никто не обязывает приобретателя ориентироваться на покупку в своем регионе. В стране достаточно городов, где суммы МСК будет почти хватать на приобретение оперативно ликвидной недвижимости. И, кстати, эта схема, в отличие от других, не нарушает законы.

Согласно второй схеме находится родственник (в идеале бабушка-дедушка) с собственным жильем и другой фамилией. После регистрации сделки сертификат погашается, а деньги перечисляются «продавцу», который, в свою очередь, возвращает эту сумму уже бывшему владельцу сертификата.

Третий вариант предполагает, по сговору между покупателем и продавцом, завышение цен на приобретение. Нарушитель приезжает в дальнюю деревню, выбирает крайнюю избу, цена которой — копейка, а «официально» расплачивается «по полной». Далее продавец, взяв реальную стоимость и процент за труды, преимущественную часть суммы возвращает.

Есть и четвертая, и другие схемы, и все строятся на сговоре. В договоре одна цена, по факту — другая.

Одни регионы менее активны в борьбе с обналичкой, другие буквально неистовствуют. Так, в октябре ушедшего года прокуратура Нижегородской области сообщала, что получила по такому поводу от ПФР 66 обращений. В результате проверок были возбуждены уголовные дела в отношении двух фирм-посредников и восемнадцати семей. А в Волгоградской области по иску прокуратуры в нынешнем январе запрещено размещение в местной газете рекламы коммерческой организации, предлагающей выдачу наличных денег под материнский капитал[6].

То есть по нарушениям возбуждаются как административные, так и уголовные дела. Другое дело, что пока никого за махинации с материнским капиталом в тюрьму не посадили. Реальная санкция — суд может обязать виновного возмещать государству сумму, использованную с сертификата незаконно.

Изначально выплаты составляли 250 тыс. руб., а к настоящему времени размер материнского капитала увеличился до 408 тыс. руб. За эти годы материнский капитал в представлении российских граждан стал одним из наиболее заметных примеров ответственного подхода государства к вопросам социальной политики. Тем не менее, заявленная цель состояла именно в повышении рождаемости, и здесь оценить ситуацию по существу могут только специалисты.

После катастрофического спада 1999 года, показатели рождаемости действительно росли, более того существенный сдвиг в этой сфере произошел именно в 2007 году. Тем не менее, рассуждая о специфике этих процессов, эксперты зачастую не фиксируют здесь жесткой связи именно с мерами государственной политики, либо находят эффект данных усилий несколько преувеличенным.

Ведущий сотрудник Центра по изучению народонаселения экономического факультета МГУ Владимир Архангельский говорит о том, что отрицать влияние материнского капитала на позитивные процессы в российской демографии просто безграмотно. Ученый полагает, что два основания позволяют связать повышение показателей рождаемости с действием материнского капитала: «Во-первых, совпадение по срокам – 2007 год (никаких других кардинальных изменений в нашей социально-экономической сфере в 2007 году не произошло, а резкий скачок был именно тогда), во-вторых, этот скачок был именно по вторым и третьим рождениям, а материнский капитал у нас выдается на второго и последующего ребенка».

Архангельский не дает однозначного ответа на вопрос о том, был ли скачок в рождаемости только «тайминговым» (то есть дети все равно бы родились, но только немного позже), либо же речь идет о реальных изменениях в структуре рождаемости за счет более полной реализации потребности в детях. По словам эксперта, выяснить это однозначно можно будет лишь тогда, когда возрастные когорты женщин, получивших материнский капитал, закончат свой позитивный период. Позиция Архангельского состоит в том, что, прекратив выплату материнского капитала после 2016 года, государство с одной стороны выставит себя не в лучшем свете перед гражданами страны, показав, что до этого они имели дело не с продуманной политикой, а очередной «кампанией», и с другой стороны усилит эффект от демографической ямы конца 1980-х-начала 1990-х – ведь женщины, родившиеся в этот период как раз сейчас входят в активный репродуктивный возраст, и их очень мало.

Директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова разделяет эффекты «материнского капитала» на три группы: экономические, социальные и политические. В отличие от Архангельского, Овчарова уверена, что демографические последствия введения материнского капитала были минимальными, причем даже этот потенциал уже исчерпан. Вместе с тем Овчарова очень высоко оценивает социальный «благосостоянческий» и политический эффекты этой меры. Такая форма государственной поддержки оказалась не только «эффективным», но и «эффектным» инструментом социальной политики. Эксперт отмечает, что программа изначально была введена как временная и не сможет существовать в неизменном виде после 2016 года. Именно поэтому концепция материнского капитала должна быть переосмыслена для того чтобы в дальнейшем программа реализовывалась уже на новых основаниях: «В существующей форме материнский капитал не может сохраняться, его нужно трансформировать в постоянно действующий инструмент поддержки семей с детьми, целью которого является именно повышение благосостояния и возможности роста благосостояния, а не стимулирование рождаемости».

С Овчаровой солидарен заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко. Он также скептически относится к демографическим эффектам введения материнского капитала, но вместе с тем высоко оценивает его в качестве инструмента борьбы с бедностью. Эксперт говорит о том, что в случае прекращения действия программы, государство должно разработать альтернативные механизмы поддержки семей с детьми.

В свою очередь эксперты Центра политического анализа согласны с мнением коллег из Московского университета. Мы полагаем, что программа «материнского капитала» должна сохраниться и после 2016 года. Возможно, что эта программа требует уточнения, однако нужно учесть возможные социальные последствия отмены «материнского капитала», поскольку 77% граждан страны, по данным исследовательского центра Superjob.ru, считают, что программу необходимо сохранить.

Таким образом, институт материнского капитала оказывает хоть и незначительное, но положительное влияние на рождаемость населения, что говорит об эффективности проводимой государствами демографической политики, но все-таки ряд проблем остается неразрешенным. Поэтому проводимая государствами демографическая политика требует усовершенствования.

На наш взгляд, очень недостает еще одного направления использования МСК — лечение и медицинская помощь ребенку. На сегодняшний день в России очень низкие показатели здоровья детей, высокая младенческая смертность. И, несмотря на то что медицина у нас бесплатная, но не безграничная, такое направление расходования средств очень необходимо. С таким же успехом можно ответить, что и образование у нас бесплатное, но ведь такой пункт расходов заложен в законе.

В средствах массовой информации высказываются мнения относительно целевого использования средств материнского (семейного) капитала.

Предлагается использовать его как стартовый капитал для открытия своего малого бизнеса, что могло бы помочь в условиях высокой безработицы начать собственное дело; на лечение детей, включая детей-инвалидов; для погашения кредита на приобретение автомобиля и др.

В любом из вышеперечисленных случаев речь идет о расширении списка целей, на которые можно потратить средства материнского капитала. И понятно, что, учитывая сложности, с которыми приходится сталкиваться, вопрос об изменении Закона о материнском капитале стоит остро, хотя даже нельзя еще сказать о полноценном его применении.

Институт материнского капитала – конечно, не единственная мера, направленная на стимулирования рождаемости. Это лишь дополнительный стимул, цель которого заключается в ликвидации барьеров и повышении социальной безопасности у семей, которые хотят детей. Тем не менее ожидания, связанные с получением права на материнский (семейный) капитал, наряду с другими мерами поддержки материнства и детства, оправдываются.

Таким образом, значение закона о материнском капитале велико и неоднозначно. Несомненно, что он является одним из важнейших способов стимулирования рождаемости и решения демографической проблемы в Российской Федерации, а с другой стороны, может явиться поводом для мошеннических действий. Поэтому сложность реализации данной меры государственной поддержки семей заключается, главным образом в проблеме исключения или максимально предотвращения ситуации, при которых рождение ребенка становится лишь средством для получения денег.

Материнский капитал проблемы и перспективы

Результаты, правовые проблемы и перспективы совершенствования материнского капитала, как средства государственной поддержки

В официальных данных отражается информация о том, что впервые за пятнадцать лет в Российской Федерации обозначился прирост численности населения. За 2015 г., число новорожденных составляет 1 944 136 человек. Данное значение существенно превышает число родившихся младенцев род в 2014 г. на 14530 человек Естественное движение населения в Российской Федерации [Электронный ресурс ]. — режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.03.2016).. По данным предоставленным Пенсионным Фондом РФ в официальных источниках, число адресатов материнского капитала непристанно растет и на 1 июля 2015 г. Пенсионный фонд России уже выдал более 2 млн. государственных сертификатов на материнский капитал. Но, к сожалению, просматривается отсутствие данных в статистике об изменении тенденций численности рожденных детей в сторону увеличения под влиянием именно данной меры введенной в России государственной поддержки семьи. Но следует отметить, что многие поддерживают небесспорную точку зрения о том, что Закон о материнском капитале наиболее актуален для представителей общества, уровень жизни и общественной грамотности которых, достаточно высок. Так как они максимально способны использовать все его преимущества. Что, возможно, увеличивает значимость нормы для государства, т.к. это поддерживает должный уровень развития последующих поколений.

Эффективность воздействия данной разновидности социально-экономической поддержки семьи непосредственно зависит от качества работы служб управления Пенсионного фонда РФ, оказывающих консультационную услугу в регионах. Консультирование семей по вопросам связанным с получением семейного капитала следует отводить одно из определяющих мест, в связи с тем, что именно с грамотной консультации начинается процесс подготовки и подачи всех «необходимых документов на получение сертификата и подтверждение права семьи на получение материнского капитала» Тяжева В. Роль консультирования семьи в процессе получения материнского капитала/ В. Тяжева//Международная молодежная научная конференция XXXVII Гагаринские чтения 5-9 марта 2011 года/отв. ред. Г.А.Смирнова. — Москва — 2011. — С. 859 — 860..

В 2016 году материнский капитал, составляет сумму 453 026,0 руб. О федеральном бюджете на 2016 год: Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 51 (часть I, II, III). — Ст. 7230., направлен на экономическую и социальную поддержку семьи, родившей второго, третьего и последующего ребенка, начиная с 2007 г. В общем рассматриваемые меры поддержки семьи помогают повысить уровень благосостояния семей, обладающих этим правом, тем не менее в условиях беспрестанного роста цен на большинство видов товаров и услуг значимость размера материнского капитала значительно опускается, несмотря на проводимую индексацию. Поэтому нельзя однозначно дать ответ на вопрос о значимом увеличения уровня и качества жизни российских семей, которые воспользовались материнским капиталом.

С 2007 года осуществляется проект материальной помощи семьям с двумя и более детьми, именуемая «семейным капиталом». С начала запуска программы сумма, выплачиваемая семье выросла практически в два раза.

В связи с современным кризисным положением в стране, законодатели пришли выводу о необходимой возможности обналичить часть средств семейного каптала для использования их для удовлетворения актуальных потребностей семьи . Двадцать тысяч рублей из материнского капитала сегодня разрешено израсходовать всем проживающим в Российской Федерации обладателям сертификата на семейный капитал. Законодатели также обозначили порядок и правила получения наличных средств. Пакет необходимых документов включает сам сертификат на материнский капитал, документ удостоверяющий личность заявителя (паспорт) и справка гарантирующая верность банковских реквизитов непосредственно обладателя прав на сертификат

Также получателю необходимо иметь в виду, что лицевой счет должен быть открыт только в российском банке, функционирующем не менее трех лет (на консультации в органах ПФР, чаще всего предлагают открыть счет в Сбербанке, как наиболее доступном знакомом для большинства граждан, но ни каким образом не ограничивают получателя в выборе).

С подготовленным пакетом документов необходимо обратиться в отделение пенсионного фонда и написать заявление о единоразовой выплате части средств семейного капитала , по предоставленному образцу. Обычно денежные средства перечисляют в течении двух месяцев.

Главным преимуществом этой формы расходования материнских средств является право тратить их на любые потребности семьи, без предоставления отчетности. Опросы пенсионного фонда показали, что граждане чаще всего тратят средства на первоначальные нужды ( еда, одежда, лекарства, оплата коммунальных услуг ) — 23,45%, образование детей (учебные матер алы, кружки) — 14,23%, организация детского досуга — 7,23% и другие

Правом расходовать 20 000 рублей наличными средствами обладает любая семья, обладающая материнским сертификатом, вне зависимости от уровня дохода и социального положения. И вне зависимости от того была ли ранее реализована любая другая целевая трата части средств, например на улучшение жилищных условий.

Данная мера государства получила значительный положительный отклик населения (воспользовались порядка 22,6% обладателей права), но также следует отметить, что согласно опросам большинство (а именно 56,23%) считают сумму в размере 20 000 рублей не достаточной.

А.Н. Ахмедшина акцентирует наше внимание на неопределенность проблемы о судьбе капитала, полученного в рамках программы, в случае распада семьи и предлагает рассмотреть некоторые варианты решения данного вопроса: «Если рассматривать материнский капитал как меру поддержки женщины, супруг не может претендовать на него. Если рассматривать его как средство поддержки семьи, то супруг может поставить вопрос и о его доле, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий. Возможен и третий путь решения проблемы: право на материнский капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им»Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечении/ А.Н. Ахмедшина // Журнал российского права. — 2009. — № 1. — С. 102.. Полагаем, что при расторжении гражданского брака право получения материнского капитал надлежит следовать за детьми, так как понятие семья относится и к одинокому родителю, воспитывающему ребенка и проживающему совместно с ним. Данный подход соответствует адресности исследуемых мер государственной поддержки семьи, имеющей более двух детей, определенной в преамбуле Закона, т.е. создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойный уровень жизни

В современном рассматриваемом законодательстве о мерах государственной поддержки семьи, отчетливо заметен перекос баланса социального и экономического функционала государства в данном вопросе. Материнский капитал это в первую очередь мера социальной помощи, для увеличения благосостояния семьи, но определенный в законе механизм и целевое направление расходования (улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии матери) ограничивают возможности использования гарантированных государством средств материнского капитала. Это подтверждается фактически, например на 1 января 2010 г. семейным капиталом воспользовались всего 0,9% семей, от общего количества получивших сертификаты. Также экспертами отмечается, что даже при наличии материнского капитала около половины его адресатов на практике не смогут поучаствовать в существующих схемах ипотечного кредитования, так как для многих из них это единственный материальный ресурс, не поддерживаемый другими возможностями. В малообеспеченных семьях не удовлетворяются не только потребности в жилищных условиях и образовании, но и потребности самого низкого порядка (питание, одежда, обувь, оплата коммунальных услуг и др.) Овчарова, Л.Н. Новые меры поддержки материнства и детства: рост уровня жизни семей с детьми или рост рождаемости? Анализ мер поддержки материнства и детства, внедренных в 2007 году в Российской Федерации / Л.Н. Овчарова // Независимый институт социальной политики. — 2007. — №4. — С. 22.. Данные семьи будут пытаться найти возможности для обналичивания средств капитала для использования в текущем потреблении. Таким образом, цели, которые определяет государство, будут недостигнутыми и значительная часть денежных потоков, адресованных законодателем семье, перейдет к посредникам.

Должно полагать, что порядок и направление использования средств материнского капитала адресатами, которые уже получили сертификат, должны быть упрощены и расширены так, чтобы по максимуму удовлетворить потребности и интересы семьи с детьми и интерес законодателя в исполнении государственной задачи, которая определяет целевое расходование средств и увеличение количества рожденных в семьях детей. Законодателю стоит обратить внимание на предложения по расширенной направленности использования средств семейного капитала на цели капитального ремонта жилых помещений, высокотехнологичной медицинской помощи ребенку (детям), получения образования матерью детей и др. А также отдельно стоит заняться вопросом возможности использования материнского капитала на оперативные нужды семьи в случае наступления для нее тяжелой жизненной ситуации. Что, безусловно, потребует многофакторной детальной разработки и возможно даже отдельного законопроекта.

К способу расходования материнского капитала как формирования накопительной части пенсии для матери есть множество вопросов. Во-первых, в условиях нестабильной экономическо-финансовой ситуации на рынке в России и мере в целом, у семей существует опасение потери долгосрочных вложений в пенсию матери, что подталкивает их оформлять крупные долгосрочные, и тем самым рискованные, кредиты, этим ухудшает и без того неокрепшее экономическое положение молодой семьи в условиях современного рынка. Во-вторых поддержка семье, в которой родился еще один ребенок необходимо чаще всего остро необходима непосредственно в первые годы после рождения, т.к. мать ребенка находясь в декретном отпуске имеет достаточно скудное материальное обеспечение и не имеет возможности дополнительного заработка.

Таким образом, несмотря на то, что введение материнского капитала является несомненным достижением отечественного законодателя и принесло ощутимые результаты в разрешении проблемы депопуляции российского населения, но стоит отметить, что опыт реализации населением права на материнский капитал показал, что существуют законодательные и практические проблемы.