Материнский капитал и автомобиль в 2014 году

Содержание:

Дети помогут авторынку

Материнский капитал могут разрешить потратить на покупку автомобиля

Тратить материнский капитал на покупку новой машины могут разрешить уже с февраля следующего года. Изучить возможность такой поддержки российского автопрома поручил ряду министерств премьер Дмитрий Медведев. Эксперты уверены, что такая мера поможет не только авторынку, но и будет полезной для большинства молодых семей.

Правительство России поручило Министерству труда, Министерству промышленности и другим ведомствам до 12 февраля 2015 года рассмотреть возможность использования средств материнского капитала для покупки автомобиля. Об этом говорится в сообщении на сайте правительства. Эти поручения премьер Дмитрий Медведев дал по итогам совещания о мерах по поддержке российского рынка автомобильной техники.

Отметим, что в 2014 году сумма материнского капитала составляет 429 408,5 руб. С 1 января 2015 года материнский капитал увеличится на 5,5 процентов и составит 453 тыс. 026 руб.Сертификат выдается за второго или последующего рожденного или усыновленного ребенка.

Выплачиваемые средства не облагаются налогом на доходы. При этом размер капитала зависит не от года рождения ребенка, а от года, когда семья решает воспользоваться средствами. Так, если родители уже распорядились частью средств, оставшаяся сумма увеличится с учетом инфляции. Согласно действующему законодательству, в настоящее время существует три возможных способа использования средств материнского капитала: улучшение жилищных условий семьи, получение образования ребенком и формирование накопительной части трудовой пенсии для матери.

«Минтруду России, Минфину, Минэкономразвития, Минпромторгу рассмотреть вопрос о возможности использования средств материнского (семейного) капитала на приобретение транспортных средств и о результатах доложить в правительство Российской Федерации. Срок — 12 февраля 2015 года», — говорится в документе.

Между тем, вице-премьер Ольга Голодец уже выразила сомнение в целесообразности использования средств материнского капитала на приобретение автомобиля. Она уверена, что эти средства стоит инвестировать в более надежные вложения.

«Об этом нужно серьезно подумать, потому что автомобиль — дело приходящее, и это вложение, которое теряет в стоимости. Для семьи очень важно иметь что-то более надежное, а именно — квартиру. 97% семей используют маткапитал на приобретение жилья. Это существенно более важная тема для молодых семей», — сказала Голодец журналистам.

Депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, напротив, возможность использования материнского капитала для приобретения автомобиля оценивает положительно.

В 2015 году на программу утилизации выделят 10 млрд рублей

«Автомобиль для многих семей с несколькими детьми является необходимой вещью, — рассказал «Газете.Ru» депутат.

— Возможности для использования материнского капитала нужно расширять, и если первоочередной необходимостью для семей является покупка машины, то почему бы не дать им такое право».

Парламентарий полагает, что эта инициатива изначально могла исходить от чиновников Минпрмторга. «Едва ли их интересуют проблемы семьи — они нацелены на то, чтобы поддержать авторынок в России, — считает Лысаков. — Но и в цинизме их обвинить сложно, ведь эта инициатива сможет не только положительно сказаться на объемах авторынка, но и быть полезной многим российским семьям».

В свою очередь, старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко считает, что такая мера поддержки авторынка не сможет существенно повлиять на объемы продаж новых машин.

«Уверен, что не так много семей будут пользоваться такой возможностью и тратить материнский капитал на покупку машины, — рассказал «Газете.Ru» Литвиненко. — Все-таки эти средства большинство людей пытаются использовать в инвестиционных целях».

Однако эксперт отметил, что, учитывая пессимистичные прогнозы по авторынку на следующий год, любые меры его стимулирования будут не лишними.

«Эта инициатива, вместе с программой утилизации и другими мерами поддержки авторынка, сможет оказать большее влияние на объемы продаж новых машин, — пояснил Литвиненко. — Вопрос в том, как это будет реализовано. Например, можно ли будет купить новый автомобиль по программе утилизации и трейд-ин, используя при этом материнский капитал».

Отметим, что 2 декабря премьер провел совещание о мерах поддержки российского рынка автотехники с руководством Минпромторга и представителями крупнейших автокомпаний в Татарстане. Тогда было принято решение выделить еще 2,9 млрд руб. на программу утилизации в этом году и 10 млрд руб. — в 2015-м.

Депутатов Госдумы попросили разрешить тратить материнский капитал на покупку автомобиля

При этом предложения от депутатов разрешить использовать средства материнского капитала на приобретение новой машины, произведенной в России, звучали еще в августе текущего года.

Соответствующий законопроект, позволяющий тратить материнский капитал на покупку новых российских автомобилей, был внесен на рассмотрение в Госдуму законодателями Ростовской области. Речь шла о внесении изменений в федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Купленный с использованием материнского капитала автомобиль авторы инициативы предлагали оформить в общую долевую собственность родителей и ребенка (в том числе первого, второго и последующих детей).

Однако мотивация у региональных законодателей имела более социальную, нежели экономическую направленность. По их мнению, существующие меры государственной поддержки семей недостаточно стимулировали увеличение рождаемости, поскольку могут оказаться просто не нужны молодой семье. Тогда в Госдуме инициативу не поддержали.

Еще один запрет — материнский капитал нельзя будет потратить на покупку автомобиля

Правительство дало отрицательное заключение на инициативу, предлагающую разрешить тратить материнский капитал на покупку отечественного легкового автомобиля, сообщает ТАСС. В отзыве Кабмина отмечается, что при приобретении транспортного средства, которое оформляется на одного из супругов, «не учитываются интересы ребенка, при рождении которого возникло право на дополнительные меры поддержки».

Одновременно с этим, указывают в Кабмине, исполнение инициативы приведет к росту числа заявлений граждан о распоряжении материнским капиталом, «что потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований». Напомним, сейчас маткапитал можно потратить на улучшение жилищных условий, образование детей, на накопительную пенсию матери и социальную адаптацию детей-инвалидов до трех лет (это направление действует с 1 января 2016 года).

Однако в некоторых субъектах Федерации действуют региональные программы предоставления материнского капитала, который, в том числе, можно потратить и на покупку автомобиля.

В связи с этим правительство не поддержало инициативу.

  • Отрицательное заключение правительство дало на законопроект, который в марте этого года предложили представители сразу трех фракций Госдумы — ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ.
  • Идея использовать средства материнского капитала подобным образом зародилась еще в 2014 году, но с тех пор чиновники так и не решились ее реализовать.

Материнский капитал для покупки машины. За и против

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил министрам изучить вопрос использования маткапитала для покупки машины. Поможет ли эта мера авторынку, находящемуся в глубоком кризисе?

Накануне премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил министру труда Максиму Топилину, министру промышленности Денису Мантурову и министру финансов Антону Силуанову до 12 февраля 2015 года рассмотреть вопрос о возможности потратить материнский капитал на покупку автомобиля. Отметим, что подобные предложения звучали и ранее: на рассмотрении Госдумы с лета находится соответствующий законопроект, подготовленный заксобранием Ростовской области. Сегодня, когда отечественный авторынок пребывает в глубоком кризисе (в октябре продажи новых автомобилей сократились сразу на 9,9 %), инициатива вновь обрела актуальность. Скажется ли подобное решение на динамике продаж? И разумно ли тратить маткапитал на покупку машины? С такими вопросами АиФ.ru обратился к рыночным аналитикам и общественным экспертам.

Михаил Кузьмин, финансовый аналитик агентства бизнес-аналитики «Инвесткафе»: «Это не очень правильная инициатива, на мой взгляд. Материнский капитал — ресурс для долгосрочных целей, вроде покупки квартиры или образования ребёнка. Тратить его на приобретение машины как-то некорректно. Хотя бы потому, что содержание машины ложится дополнительным грузом на многодетную семью. Тем более, это не поможет нашему авторынку: во-первых, денег всё-таки мало, чтобы купить машину, во-вторых, немногие захотят их так тратить».

По словам эксперта, государству для эффективной помощи авторынку необходимо определиться с политикой в отношении личного транспорта, которая сегодня выглядит противоречиво. «С одной стороны, мы наблюдаем стремление помочь автоиндустрии при помощи различных государственных программ, вроде программы утилизации. С другой стороны, проводится целенаправленная политика снижения привлекательности личного транспорта: введение платной эвакуации, увеличение штрафов и транспортного налога. Лучшей помощью автопрому было бы смягчение этой политики», — отметил Кузьмин.

Владимир Соколов, председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов»: «Это очень хорошая инициатива, так как материнский капитал сегодня крайне ограничен по применению, и пока представится возможность его куда-то вложить, всё может сильно измениться. Например, из-за инфляции, как сейчас. То есть, это законная возможность обналичить деньги и вложить их во что-то материальное. Тем более, что машина в семье с маленькими детьми — далеко не бесполезная вещь».

Пётр Шкуматов, координатор общественного движения «Общество синих ведёрок»: «Более чем разумный шаг в условиях, когда авторынок идёт ко дну. Кризис на рынке для нас означает сокращение рабочих мест в крупных городах — Санкт-Петербурге, Калуге; везде, где собираются автомобили. Потом, машина — необходимая вещь в семье с двумя и более детьми. Думаю, и многодетные родители со мной согласятся. Реалии таковы, что люди сегодня обналичивают материнский капитал при помощи различных серых схем, чтобы купить в семью автомобиль. Если это можно будет делать законно, не теряя денег, граждане от этого только выиграют».

Аналитическое агентство «Автостат»: «Такая мера может благоприятно отразиться на российском автомобильном рынке, который испытывает падение. В нынешних условиях, особенно на фоне повышения цен на автомобили, она может быть очень действенной в плане роста покупательской активности. В первую очередь от этого выиграют, конечно же, вазовские автомобили, стоимость которых как раз укладывается в 450 тысяч рублей (таков будет размер материнского капитала в 2015 году), и некоторые бюджетные иномарки, собираемые в России».

Напомним, что программа материнского капитала существует с 2007 года. Её цель заключается в материальном обеспечении женщин, родивших или усыновивших более одного ребёнка: через три года женщина имеет право получить сертификат на определённую сумму (в 2014 году её размер составил 429 тысяч рублей). Эти деньги можно потратить для погашения ипотечных кредитов, формирования накопительной части трудовой пенсии, а также оплату образования детей.

Транспортная недоступность: материнский капитал нельзя будет потратить на покупку машины

Источник в Министерстве труда и социальной защиты рассказал RT, что в правительстве не планируют расширять перечень способов, с помощью которых можно воспользоваться материнским капиталом. Таким образом, от идеи разрешить тратить пособие на автомобиль решили отказаться.

Эту информацию подтвердили и в пресс-службе ведомства.

«Срок действия программы материнского (семейного) капитала продлён на два года — до 2018 года включительно с сохранением действующих направлений его использования (улучшение жилищных условий; образование детей; накопительная пенсия матери; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов)», — заявили в министерстве.

Напомним, о включении покупки автомобиля в программу начали говорить ещё в 2009 году. Тогда были предложены два законопроекта об использовании маткапитала для покупки отечественного автомобиля. Аналогичные законопроекты были внесены в Госдуму в 2011-м и в 2014 годах. Кроме того, с такой же инициативой обращался в правительство член Общественной палаты Владимир Слепак в 2014 году. Ещё два года спустя ассоциация «Российские автомобильные дилеры» попыталась вернуться к обсуждению вопроса. В итоге ни одно из этих предложений не было поддержано ни в нижней палате парламента, ни в правительстве.

Член совета директоров компании «Автомир», член ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Дмитрий Гулин оценивает отказ правительства с профессиональной точки зрения отрицательно. Он заявляет, что возможность покупки автомобиля на средства материнского капитала могла бы хорошо поддержать отечественный рынок.

По словам эксперта, многодетные семьи в больших городах довольно часто покупают машины. Обычно они выбирают бюджетные модели-универсалы, где можно уместить много вещей.

«Как раз наш автопром выпускает свои автомобили, начиная с седана, в формате универсала. Но материнского капитала даже на такой недорогой автомобиль не хватило бы — их стоимость начинается от 700 тыс. рублей, пришлось бы добавлять (сумма материнского капитала на 2016 год составляет 453 тыс. руб. — RT)», — замечает Гулин.

Отметим, что исследование «Рейтинги авто года» за 2015 год назвало отечественную «Ладу Ларгус» лучшим семейным автомобилем. Она была признана «самым экономичным, вместительным и оптимальным по цене». Вслед за ней идут немецкий «Volkswagen Touran» и южнокорейский «Hyundai H-1».

Многодетная мать Наталья Польскова замечает, что собственный транспорт важен для многодетной семьи, однако возможность расплатиться за него материнским капиталам будет способом обналичивания средств.

«Даже если поставят ограничение, что эту машину нельзя будет в течение трёх лет продать, то всё равно рано или поздно она может на деле превратиться в средство обогащения. С точки зрения реальности принятие такого закона маловероятно, потому что это даёт людям возможность просто монетизировать льготу», — считает Польскова.

Напомним, материнский капитал с 2007 года выплачивают семьям при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство. Сейчас сумма выплаты составляет 453 тыс. рублей. Воспользоваться правом на получение материнского капитала можно только один раз.

Материнский капитал в обмен на Lada

Россиянам могут разрешить тратить материнский капитал на покупку нового автомобиля. Авторы инициативы полагают, что такие меры помогут убить сразу двух зайцев – повысить рождаемость и поддержать российский автопром.

Сейчас материнский капитал можно направить на покупку жилья, образование ребенка или будущую пенсию матери. Ростовские депутаты считают данные меры господдержки недостаточными. Это касается не только трудовой пенсии и образования, но и жилья. Ввиду успешной реализации различных форм господдержки в решении жилищной проблемы (поддержка молодых семей, военнослужащих и членов их семей, переселение граждан из ветхо-аварийного жилья) все больше семей не нуждаются в улучшении жилищных условий, а накопление на пенсию или на получение образования ребенком являются отложенными потребностями, о которых молодые семьи пока не задумываются. В таком случае новый автомобиль станет настоящим подспорьем для семьи, как в личных целях – доставка детей детсад, школу или больницу, так и в коммерческих для пополнения семейного бюджета.

Законопроект, предполагающий внесение изменений в федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», был вынесен на рассмотрение в Госдуму во вторник.

«Когда родители используют маткапитал на покупку жилья, дети получают долю от этого жилья. В случае, если банк забирает квартиру за долги за детьми, эта доля зафиксирована. А что они получат от машины, если она будет разбита? Еще один момент – автомобили очень быстро теряют в цене, в отличии от недвижимости, – считает жительница Челябинска, мать двоих детей Татьяна Касьянова. – Свой материнский капитал мы направили на оплату ипотеки. На мой взгляд, эта инициатива больше заботится об автопроме, чем о семьях».,

Между тем не все челябинцы так категоричны. «У нас большая семья, и нам как-то надо добираться до дачного участка. Нам было бы удобно потратить семейный капитал на покупку машины – для нас цели такого приобретения очевидны и оправданы», – говорит отец семейства Игорь Любомирский.

Материнский (семейный) капитал – форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Выплачиваемые средства не облагаются налогом на доходы. На сегодняшний день сумма материнского капитала составляет 429 тысяч 408 рублей.

В пояснительной записке к проекту говорится, что такая мера господдержки может быть предоставлена только при соблюдении обязательных условий. Во-первых, автомобиль должен быть произведен на территории РФ, а во-вторых, приобретаемый автомобиль должен быть новым, то есть машина не должна стоять на регистрационном учете. При этом купленный на материнский капитал автомобиль будет оформляться в общую долевую собственность родителей и ребенка (в том числе первого, второго, третьего и последующих детей).

Как считают авторы инициативы, принятие законопроекта позволит усилить стимулирующую роль материнского капитала и как следствие повысить уровень рождаемости в РФ. Также это станет дополнительной мерой государственной поддержки для предприятий автомобильной промышленности, осуществляющих свою деятельность на территории России. Председатель Законодательного собрания Ростовской области Виктор Дерябкин акцентирует внимание на то, что принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

Автомобили, которые вписываются в сумму материнского капитала

Материнский капитал и автомобиль в 2014 году

В правительстве подчеркнули, что такая инициатива «не учитывает интересы ребенка, при рождении которого возникло право на дополнительные меры поддержки», так как автомобиль оформляется лишь на одного из супругов.

Также в кабинете министров считают, что принятие этого закона приведет к увеличению числа заявлений граждан о распоряжении материнским капиталом. В свою очередь, это «потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований». При этом источники и порядок соответствующих расходных обязательств в документе не определены.

Ранее с предложением разрешить тратить средства материнского капитала на покупку автомобиля выступили депутаты фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Также в разработке документа участвовал Национальный автомобильный союз. В законопроекте отмечается, что приобретаемый таким образом автомобиль должен быть произведен в России. Под действие законопроекта подпадают многодетные семьи, а также семьи с приемными детьми и с детьми с инвалидностью.

При этом документ ограничивает возможность продажи купленного семьей автомобиля. Продать транспортное средство, купленное на материнский капитал можно будет только спустя три года после покупки. Также парламентарии предложили разрешить выплачивать автокредиты из средств материнского капитала.

Можно ли потратить средства материнского капитала на покупку автомобиля?

Программа государственного содействия семьям с детьми существует уже восьмой год. Сколько за это время было предпринято попыток изменить, а то и вовсе убрать «материнский капитал » — не сосчитать. В разное время предлагалось разрешить семьям обналичивать деньги, использовать их на образование мамы, газификацию жилья, лечение, приобретение специальной техники для детей-инвалидов. Но, пожалуй, самое популярное и самое осуждаемое предложение — это возможность потратить материнский капитал на автомобиль.

Идея настолько популярна, что выносилась на суд Государственной Думы уже четырежды! В 2009-м, 2011-м и не далее как в текущем 2014-м году. Что мешает принять законопроект и почему его рассматривают снова и снова? Разбираемся вместе.

В центре разногласий

Начало автомобильной истории материнского капитала было положено в 2009 году. В конце августа депутат, представитель «Единой России» А.С. Иванов направил на суд Госдумы проект закона №249304-5, предусматривающий внесение поправок в ФЗ №256 от 29.12.06г. Предполагалось, что поправки затронут третью часть статьи 7 указанного ФЗ и позволят семьям направлять средства МК на покупку легковых автотранспортных средств. Документ зарегистрировали, но в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей он проверку не прошел. Отказ был мотивирован несоответствием законопроекта третьей части статьи 104-ой Конституции РФ. 15.09.09г. документ был возвращен на доработку.

Новая попытка Ивановым была сделана уже ближе к концу 2009-го года. Законопроект доработали и дополнили. В список разрешенных марок попали только те, что произведены на территории РФ. По задумке составителей мера должна была способствовать укреплению позиций отечественных производителей. Предполагалось также разрешить приобретать не только легковые, но и грузовые авто, а также направлять средства МК на погашение целевых автокредитов. На этот раз формальные процедуры документ с порядковым номером №302723-5 преодолел и даже попал на рассмотрение весенней сессии Госдумы. Однако из-за отсутствия должной поддержки со стороны Правительства РФ, 11.02.2011г. проект закона вновь отклоняется и убирается в ящик до «лучших времен».

Ждать пришлось немало. Целых три года. За это время сменился и состав ГД, и президент. И вот в 2014 году законодатели вновь заговорили об использовании материнского капитала на покупку автомобиля. На этот раз инициатива принадлежит Законодательному Собранию Ростовской области. 17 июля 2014 года в Госдуме под номером №583192-6 зарегистрировали очередной проект поправок.

В чем отличия нового документа?

Новый документ от предыдущих двух отличается принципиально всего двумя моментами

  1. Формулировкой 4 пункта части 3 статьи 7 ФЗ №256. В документе 2014 года четко оговорено, что приобрести можно только новый автомобиль, произведенный на территории РФ. Более ранние законопроекты указаний на новизну авто не содержали.
  2. Режимом собственности, устанавливаемым на приобретенное ТС. В законопроектах 2009 и (условно) 2011 годов предполагалось, что приобретенное ТС становится либо общей собственностью родителей, либо по обоюдному желанию — индивидуальной собственностью кого-то одного. При этом интересы детей при разделе имущественных прав никак не учитывались . В новом документе на ТС устанавливается режим долевой собственности детей и родителей. В случае развода последних дети не будут обделены, каждый из них получит свою долю в ТС.

Несмотря на то, что данные изменения, безусловно, поднимают шансы законопроекта на принятие, по состоянию на конец 2014 года судьба его так и не ясна.

Впрочем, уже сейчас видно — сторонников и противников у законопроекта хватает. С одной стороны возможность потратить материнский капитал на машину позволила бы многим российским семьям стать более мобильными, свободнее перемещаться как внутри населенного пункта, так и между ними. Например, путешествовать на автомобиле большой семье выгоднее, чем приобретать билеты на поезд или самолет.

В свою очередь консервативно настроенные политики считают, что машина более «полезна родителям», а не детям. Авто не удовлетворяет базовые потребности детей, быстро изнашивается и стремительно теряет в цене. С точки зрения инвестиций гораздо выгоднее дать образование детям или купить квартиру, которая с годами только вырастет в цене.

Ощутимые меры поддержки — региональные субсидии

Итак, независимо от исхода дела, в 2015 году купить машину на материнский капитал все еще нельзя. Но это не значит, что у семей с несколькими детьми нет никакой надежды. В настоящее время практически все регионы страны выделяют региональные субсидии для поддержки многодетных семей. Некоторые из них позволяют тратить деньги на приобретение ТС.

К числу таких регионов относятся:

  • республика Дагестан;
  • республика Бурятия;
  • г.Липецк и обл.;
  • г.Калининград и обл.;
  • г.Орел и обл.;
  • г. Новосибирск и обл.;
  • г.Ульяновск и обл.;
  • Камчатский край.

Размер субсидии в регионах варьируется от 20 тыс. руб. до 120 тыс. руб. Конечно, регионального материнского капитала (РМК) едва ли хватит на оплату полной стоимости при покупке машины. Однако его вполне можно использовать как доплату или в качестве первоначального вноса по целевому автокредиту.

Условия получения субсидии в каждом регионе свои. Но, как правило, на субсидию могут претендовать только многодетные семьи, постоянно проживающие на территории региона в течение какого-то определенного отрезка времени (например, 3 года в Орловской области). Узнать условия выдачи РМК и порядок его получения можно обратившись в территориальный орган ПФР или через МФЦ вашего района.

Как и где разрешают тратить материнский капитал на автомобиль?

Проблема приобретения транспортного средства семьей на выделяемую государством субсидию существует с декабря 2006 года, с момента начала функционирования программы, предусматривающей государственную поддержку семей с двумя или более детьми. Предлагаемые федеральным законом направления использования материнского капитала способствовали возникновению объективных сложностей, по причине которых семьи не могли осуществить освоение отчисляемой суммы денег. Решение жилищного вопроса без дополнительной помощи осуществить нельзя, образование детей и накопление пенсии для матери кажутся перспективами далекого будущего. Тогда можно ли на материнский капитал купить машину? Этот вопрос стал насущным для многих семей.

Появившаяся возможность покупки на материнский капитал автомобиля, такого необходимого в семье, где детей надо отвозить в дошкольное учреждение, школу, или поликлинику, стала предметом активных дискуссий.

Обсуждение данной проблемы достигло особого уровня остроты в декабре 2014 года, когда Кабинету министров поступило распоряжение Дмитрия Медведева, премьер-министра России, о необходимости рассмотрения до 12 февраля 2016 года реальной возможности приобретения транспортных средств за счет материнского капитала, как необходимого условия поддержания уровня развития российской автомобильной промышленности. У многих российских семей появилась надежда на положительный исход разрешения данной проблемы.

Материнский капитал на покупку автомобиля: позитив и негатив

Использование материнского капитала на покупку автомобиля имеет ряд положительных доводов:

  • Устранение проблематичности перемещения семьи с детьми в городских условиях.
  • Обеспечение доступности транспортного сообщения жителям сельской местности с районными и областными центрами (получение качественного образования, медицинского обслуживания, покупка товаров первой необходимости).
  • Появление возможности привлечения дополнительных денежных средств в семью за счет покупки машины (подработка таксистом).
  • Поддержание производителей машин и автомобильного рынка в условиях кризиса (снижение уровня потребления изготовляемой продукции).
  • Получение семьями возможности реализации своего права на материнский капитал без добавления дополнительных денежных средств по причине сопоставимости стоимости автомобиля с суммой материнского капитала, составляющей в 2018 году 475 000 рублей.

Данные аргументы являются подтверждением того, что приобретение личного транспорта способствует в полной мере улучшению уровня жизни российских семей.

Однако наличие определенных сложностей порождает негативное отношение к такому способу расходования материнского капитала. Среди отрицательных оснований выделяют следующие:

  • определенная степень риска обналичивания сертификата;
  • вероятность быстрой перепродажи транспортного средства;
  • угроза угона и умышленное приведение автомобиля в негодность;
  • возможность утраты автомобиля по причине определенных технических проблем или попадания в ДТП;
  • риск быстрой изнашиваемости автомобильного транспорта (особенно отечественного производства), как результат – потеря его стоимости;
  • невозможность отслеживания реального использования приобретенной покупки на сумму материнского капитала.

Эксперимент регионов

Введение регионального материнского капитала в 2008 году предоставило семьям (с рождением третьего ребенка и последующих детей) возможность распоряжения выделяемыми денежными средствами для покупки автомобиля. Где и как купить машину на материнский капитал?

Положительный опыт расходования материнского капитала на покупку автомобиля известен в следующих регионах России:

  • Калининградская область;
  • Камчатский край;
  • Новосибирская область;
  • Орловская область;
  • Ульяновская область.

Оформление сертификата на материнский капитал (обычно сумма от 100 тысяч рублей) в 2018 году осуществляется при наличии заявления, гражданского паспорта матери, свидетельств о рождении или усыновлении детей в Пенсионном фонде по месту регистрации заявителя. Между тем данная организация может инициировать запрос на предоставление дополнительных документов, которые подтверждают период проживания заявителя в регионе и размер его доходов. В случае отсутствия матери документы на субсидию оформляются на отца или сирот.

Документы и сроки

Рассмотрение документов реализовывается в течение 1 месяца. Для использования денежной субсидии заявителю следует подать в местные органы соцзащиты пакет следующих документов:

  • паспорт;
  • сертификат на капитал;
  • заявление на его использование (на покупку машины);
  • договор купли-продажи автомобиля;
  • паспорт автомобиля, оформленный на покупателя;
  • договор автокредитования (заключается между владельцем сертификата и кредитной организацией);
  • справка из банка, содержащая реквизиты счета для перевода денег и размер долга с остатком задолженности по процентам;
  • справка о размере невыплаченной суммы по договору (в случае покупки машины в рассрочку у физического лица).

Возможность оформления покупки автомобиля в семье на маму – показатель доверия женщине со стороны законодателей региона и подтверждение ее права свободного распоряжения сертификатом на материнский капитал.

Распоряжение материнским капиталом на страже закона

Низкий уровень освоения денежной субсидии, выделяемой государством для семей, свидетельствует о несовершенстве направлений расходования материнского капитала на федеральном уровне. По этой причине депутаты Федерального собрания инициируют принятие определенных решений на законодательном уровне. Их предложения направлены на необходимость оформления автомобиля (в случае расходования материнского капитала на его покупку) в общую долевую собственность как родителей, так и всех детей в семье.

Причем машина должна быть обязательно российского производства (возможна иномарка отечественной сборки), не состоять прежде на регистрационном учете. Инициировался также запрет перепродажи покупаемой машины (не обязательно легковой) в течение определенного периода времени.

Государственная Дума занималась рассмотрением законопроектов, предложенных депутатами, в 2009, 2011, 2014 годах. Однако ни один из вынесенных на рассмотрение законопроектов так и не был принят. Среди объективных причин выделялись следующие:

  1. Непринятие в расчет интересов детей по причине возможности оформления транспорта на одного из родителей.
  2. Затруднение в осуществлении процедуры контроля о принесении реальной пользы детям в случае покупки автомобиля.
  3. Неограниченность стоимости приобретаемого автомобиля, позволяющая осуществить обмен на сертификат или требующая дополнительной суммы денег от покупателя.

Это доказывает стремление законодателей предотвратить злоупотребление выдаваемым государством пособием.

Однако существуют факты незаконных сделок с материнским капиталом, в результате которых семьи теряют деньги или привлекаются к уголовной ответственности по статье «Мошенничество». Возникающий вопрос: можно ли обменять материнский капитал на автомобиль, совершенно неуместен.

В 2018 году разрешения на покупку автомобиля или его обмена на материнский капитал на федеральном уровне нет, программа работает только лишь в отдельных регионах страны.

23 марта 2015 года проводимое совещание правительства по принятию срочных и радикальных мер для поддержки российского автопрома не включило в качестве рассмотрения предложение о возможности приобретения автомобилей отечественного производства на материнский капитал. Следовательно, владельцы сертификатов на материнский капитал, желающие расходовать его на покупку автомобиля, оставлены в состоянии ожидания новых законопроектов в Госдуму со стороны депутатов в 2018 году.