Ликвидация юридического лица гк рф 2018

Статья 1253. Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нарушением исключительных прав

Информация об изменениях:

Статья 1253 изменена с 3 июня 2018 г. — Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 116-ФЗ

Статья 1253. Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нарушением исключительных прав

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 1253 ГК РФ

В случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд в соответствии с пунктом 3 статьи 61 настоящего Кодекса при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Если такие нарушения допущены гражданином при осуществлении им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена при наличии его вины в нарушении исключительных прав по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Статья 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарии к ст. 61 ГК РФ

Под ликвидацией юридического лица понимается его прекращение без правопреемства.

Основаниями ликвидации являются:

— желание учредителей (при условии выполнения всех предусмотренных законом формальностей);

— достижение целей, ради которых создавалось юридическое лицо;

— грубые, носящие неустранимый характер нарушения при создании юридического лица;

— осуществление юридическим лицом лицензируемого вида деятельности без лицензии либо деятельности, прямо запрещенной законом;

— нарушение юридическим лицом Конституции РФ либо совершение иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов;

— систематическое осуществление некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

— признание юридического лица несостоятельным (банкротом) (см. комментарий к статье 65).

Правом принятия решения о ликвидации юридического лица по первым двум основаниям наделены учредители юридического лица либо его орган, уполномоченный на это в соответствии с учредительными документами.

Решение о ликвидации юридического лица по всем прочим основаниям принимается судом. В этой связи Высшим арбитражным судом были даны следующие разъяснения (информационное письмо ВАС РФ от 5 декабря 1997 года N 23).

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании статьи 14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»), Центральным банком РФ (на основании статьи 20 Закона РФ «О банках и банковской деятельности»), прокурором (на основании статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).

При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований суды должны выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется.

Новые правила существования юридических лиц (изменения главы 4 Гражданского Кодекса)

В Гражданский кодекс внесены грандиозные изменения. Они затрагивают практически все стороны гражданского оборота, начиная с процедуры создания юридических лиц и заканчивая регулированием правоотношений в сфере интеллектуальной собственности. В данной статье приведен обзор поправок, касающихся правового положения юридических лиц.

Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» принят 5 мая 2014 года. Закон пересматривает статус юридических лиц. В нем закреплены многие подходы, ранее уже сформированные судебной практикой.

Основные изменения касаются:

  • общих правил о юридических лицах;
  • классификации организаций;
  • правил реорганизации и ликвидации;
  • корпоративного управления.

Общие правила о юридических лицах

Прежде всего, закон уточнил понятие юридического лица. Это такая организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, а также может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ). В новой норме имущество стало обособленным, т.е. отдельным, не уточняется форма владения, пользования и распоряжения имуществом. Исключено право фирмы на реализацию личных неимущественных прав.

Иначе определяется момент наступления правоспособности организации: с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании. Ранее этот момент определялся временем создания фирмы (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Устанавливается открытый перечень сведений, которые должно содержать в себе решение учредителей или единоличного учредителя об учреждении общества. Среди них: сведения об учреждении, утверждении устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании или назначении органов юридического лица (ст. 50.1, 65.1 ГК РФ).

Кроме лицензии в Гражданском кодексе добавлена обязанность получения свидетельства о допуске к определенному виду работ, выдаваемого саморегулируемой организацией, для ведения отдельных видов деятельности (ст. 49 ГК РФ).

Пересмотрен вопрос об учредительных документах. Устав станет единственным учредительным документом любых юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, которые действуют на основании учредительного договора. Фирма может использовать типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом. Кстати, такая возможность давно предоставлена в странах, где действует английское общее право.

Место нахождения общества теперь будет определяться местом его государственной регистрации путем указания в уставе наименования населенного пункта или муниципального образования. А в ЕГРЮЛ нужно указывать не только место нахождения, но и полный адрес организации. Неполученные сообщения (письма) будут считаться доставленными вне зависимости от того, находится на самом деле организация по данному адресу или нет (ст. 54 ГК РФ).

Пересмотрен вопрос об учредительных документах. Устав станет единственным учредительным документом любых юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, которые действуют на основании учредительного договора. Фирма может использовать типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом. Кстати, такая возможность давно предоставлена в странах, где действует английское общее право.

Кроме того, фирма может утвердить внутренние регламенты или другие документы для регулирования внутрикорпоративных отношений при условии, что они не противоречат учредительным документам (ст. 52 ГК РФ).

В ЕГРЮЛ необходимо будет указывать сведения о представительствах и филиалах (ст. 55 ГК РФ). Ранее они указывались только в учредительных документах. Между прочим, основное общество теперь будет солидарно отвечать с дочерним по сделкам, заключенным последним, как в исполнение указаний материнского общества, так и с его согласия (ст. 67.3 ГК РФ).

Классификация юридических лиц

Закон иначе выстраивает систему юридических лиц. Общества разделены на корпоративные и унитарные. В корпорации учредители или участники обладают правом участия или членства в них и формируют их высший орган управления (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, кооперативы, ТСЖ и другие). К хозяйственным обществам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными (ГУП, МУП, учреждение и т.д.).

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ делит общества на публичные и непубличные. К публичным отнесены акционерные общества (АО), чьи акции или конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются или обращаются, а также те, в уставе или фирменном наименовании которых содержится указание на публичность. Непубличными станут остальные АО и все ООО. АО, отвечающие признакам публичности, признаются таковыми независимо от указания на это в уставе. ЗАО, ОАО и ОДО останутся в прошлом (ст. 63.1 ГК РФ).

Далее закон делит общества на публичные и непубличные. К публичным отнесены акционерные общества (АО), чьи акции или конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются или обращаются, а также те, в уставе или фирменном наименовании которых содержится указание на публичность. Непубличными станут остальные АО и все ООО. АО, отвечающие признакам публичности, признаются таковыми независимо от указания на это в уставе. ЗАО, ОАО и ОДО останутся в прошлом (ст. 63.1 ГК РФ).

Со дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ юридические лица должны создаваться только в формах, предусмотренных новой редакцией Гражданского кодекса. При этом к юридическим лицам, создаваемым на основании отдельных федеральных законов, положения Гражданского кодекса будут применяться, если иное не предусмотрено этими законами.

Подробно урегулированы процессы реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Появилась возможность сочетать различные формы реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Например, можно будет провести преобразование ООО в АО одновременно с разделением на два АО, одновременное выделение и присоединение. Благодаря этому процедура реорганизации станет проще и удобнее. Более того, станет возможна реорганизация сразу между несколькими фирмами разных организационно-правовых форм — совмещенная: слияние двух АО и трех ООО, присоединение к одному АО двух ООО и т. д. Но нельзя будет преобразовать некоммерческие организации в коммерческие, и наоборот.

Закон уравновешивает баланс интересов общества и его кредиторов (ст. 60 ГК РФ). До завершения реорганизации необходимо будет удовлетворить требования кредиторов. Сейчас такого ограничения нет. Если требования кредитора не удовлетворены, то солидарную ответственность перед ним вместе с реорганизованным обществом несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия таких лиц, члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению неблагоприятных последствий для кредитора. Также предусматривается солидарная ответственность созданной фирмы по долгам своего предшественника, когда невозможно определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов.

Появилась возможность признать решение о реорганизации недействительным по требованию участников или иных лиц, имеющих такое право по закону. Такое требование может быть предъявлено не позднее трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (ст. 60.1 ГК РФ). Следовательно, срок процедуры будет увеличен.

Появилась возможность сочетать различные формы реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

В целях сохранения стабильности предпринимательской деятельности установлено, что признание решения о реорганизации недействительным не влечет автоматической ликвидации образовавшихся обществ, а также не является основанием для признания недействительными заключенных ими сделок.

Последствием признания реорганизации недействительной будет обязанность общества и его участников, недобросовестно способствовавших принятию недействительного решения, а также членов коллегиального органа управления, голосовавших за реорганизацию, возместить убытки не голосовавшим участникам или тем, кто голосовал против реорганизации, и кредиторам реорганизованных фирм.

Новеллой стала возможность признать реорганизацию несостоявшейся по иску участника корпорации, голосовавшего против решения о реорганизации корпорации или не принимавшего участия в голосовании (ст. 60.2 ГК РФ). Условиями предъявления этого требования являются: непринятие участниками реорганизованной компании решения о реорганизации или предоставление в госорган документов, содержащих заведомо недостоверную информацию.

Последствия такого признания прописаны очень подробно (п.2):

  • восстанавливаются организационно-правовые формы всех юридических лиц, существовавших до проведения процедуры;
  • сделки реорганизованных юридических лиц с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных обществ, которые являются солидарными должниками и/или солидарными кредиторами по таким сделкам;
  • признается несостоявшимся переход прав и обязанностей со всеми вытекающими последствиями;
  • участники ранее существовавшей организации признаются обладателями долей участия в ней в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а если они уже были отчуждены — по новым правилам. Такие участники имеют право потребовать возврата своей доли с выплатой соразмерной компенсации, которую определяет суд (п. 3 ст. 65.2 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица

Закон расширяет нормы, регулирующие ликвидационный процесс (ст. 62 ГК РФ). Уточнены, перечень субъектов, которые могут обращаться с исками о ликвидации в суд, и основания процедуры (ст. 61 ГК РФ).

Скорректирован порядок проведения ликвидации организации. Приведено в соответствие со статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» правило, согласно которому учредители (участники) общества, принявшие решение о ликвидации, должны сообщить об этом в ФНС России, которая ведет ЕГРЮЛ, в течение трех рабочих дней. Сейчас Гражданский кодекс говорит о незамедлительном сообщении.

Предложено разрешение проблемы источников средств для ликвидации. Если для ликвидации недостаточно средств организации, то учредители или участники обязаны ее завершить за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Если ликвидационная комиссия установит недостаточность имущества фирмы, то для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая его ликвидация должна осуществляться в соответствии с законодательством о банкротстве. Об этом ликвидационная комиссия обязана уведомить всех известных ей кредиторов.

Кодекс регулирует процедуру распределения имущества ликвидированного общества, которое было обнаружено впоследствии (ст. 64 ГК РФ). Заинтересованное лицо или уполномоченный госорган могут обратиться в суд с требованием о назначении процедуры распределения в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.

Подтверждается правило, согласно которому фирма считается фактически прекратившей свою деятельность и исключается из ЕГРЮЛ, если она в течение 12 месяцев, предшествующих ее исключению из ЕГРЮЛ, не представляла документы отчетности и не осуществляла операции хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ). Аналогичное положение содержится в статье 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Новеллы корпоративного управления

Особое внимание уделено проблемам управления в корпорациях, контроля над ними, ответственности контролирующих лиц. С сентября всем видам АО придется проводить ежегодный аудит (ст. 67.1 ГК РФ).

Регулирование отношений с участием непубличных хозяйственных обществ изменилось в сторону большей свободы и устанавливается в их внутренних, в том числе учредительных, документах (ст. 66.3 ГК РФ). Например, можно отказаться от формирования ревизионной комиссии. В большинстве случаев полномочия общего собрания могут быть перераспределены. Так, можно передать компетенцию общего собрания наблюдательному совету или коллегиальному исполнительному органу, закрепить за наблюдательным или иным советом функции коллегиального исполнительного органа или передать директору функции коллегиального исполнительного органа. Уставом корпорации можно предусмотреть несколько должностей директоров, действующих совместно или независимо друг от друга. Появился запрет на совмещение директором и членами коллегиального исполнительного органа должности председателя наблюдательного совета (ст. 65.3 ГК РФ).

Сроки и порядок созыва общих собраний могут определяться обществом самостоятельно. Компетенция общего собрания участников (акционеров) непубличных обществ может быть расширена. В публичных АО это, наоборот, запрещается. При этом в них должен быть создан коллегиальный орган управления, состоящий из пяти или более членов (ст. 97 ГК РФ).

Уточнен порядок оплаты уставного капитала, а также виды имущества, которые могут быть в него внесены (ст. 66.2 ГК РФ). Законы о хозяйственных обществах будут определять минимальный размер уставных капиталов. Оценка неденежных вкладов должна будет осуществляться только независимым оценщиком. По общему правилу, в уставный капитал нужно вносить не менее 3/4 его общей суммы до государственной регистрации общества. Остальную часть уставного капитала необходимо будет оплатить в течение первого года деятельности общества.

Если будет доказано, что руководители, члены коллегиальных органов управления или лица, определяющие действия фирмы, поступали недобросовестно или неразумно, они понесут ответственность в соответствии со статьей 53.1 Гражданского кодекса. Например, если их действия (бездействие) не отвечали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску, ответственные лица обязаны возместить убытки, причиненные ими организации.

Кроме того, в статье 53.2 Гражданского кодекса вводится отсылочная норма об аффилированности. В случаях, если закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности, наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

Учредительные документы юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, необходимо будет привести в соответствие с Законом при их первом изменении. Перерегистрацию ЗАО, ОАО и ОДО производить не требуется. До внесения изменений в учредительные документы, они будут действовать в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. При регистрации изменений госпошлину уплачивать не нужно. Изменять фирменное наименование компании в правоустанавливающих и иных документах не обязательно.

Ужесточен порядок оформления решений общих собраний участников (акционеров) (ст. 67.1 ГК РФ). Теперь состав присутствующих (участников) при принятии решения должен подтверждаться:

  • в публичном АО – регистратором;
  • в непубличном АО – регистратором или нотариусом;
  • в ООО – нотариусом. Иной способ может быть предусмотрен уставом или единогласным решением всех участников. Закон перечисляет возможные способы подтверждения: подписание протокола всеми участниками или частью участников; использование технических средств, позволяющих достоверно установить фат принятия решения; иной способ, не противоречащий закону.

Закон вводит нормы о корпоративном договоре (ст. 67.2 ГК РФ). Корпоративный договор заключается всеми или некоторыми участниками хозяйственного общества для осуществления ими своих прав особым способом.

В договоре можно определить порядок голосования, осуществление иных действий по управлению обществом. Либо участники общества могут отказаться от реализации своих прав. Так, объем правомочий участников непубличного общества может определяться не только пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем полномочий можно закрепить в уставе или договоре.

Важным нововведением является возможность оспаривать корпоративные решения и даже некоторые сделки, противоречащие корпоративному договору. Сведения о корпоративном договоре должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Кроме того, установлен порядок возврата участнику корпорации права участия в ней в случае утраты такого права помимо его воли (ст. 65.2 ГК РФ). Определены права и обязанности участников корпораций (ст. 67 ГК РФ).

Вступление в силу и переходные положения

Закон содержит множество других нововведений, включая изменение регулирования некоммерческих организаций. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 года.

Учредительные документы юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, необходимо будет привести в соответствие с Законом при их первом изменении. Перерегистрацию ЗАО, ОАО и ОДО производить не требуется. До внесения изменений в учредительные документы, они будут действовать в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. При регистрации изменений госпошлину уплачивать не нужно. Изменять фирменное наименование компании в правоустанавливающих и иных документах не обязательно.

Анна Полетаева, юрист, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Юрист на предприятии

С бератором «Юрист на предприятии» Вы с легкостью разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки. Также вы быстро найдете форму любого документа, нужную статью закона, пример из арбитражной практики. Узнайте об издании больше >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Читайте также по теме:

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61 — 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Выделяют формы ликвидации юридического лица:

Добровольная ликвидация юридического лица по решению его учаственников (акционеров) (п. 2 ст. 61 ГК РФ);

Ликвидация юридического лица по решению суда (п. 3 ст. 61 ГК РФ);

Ликвидация юридического лица в результате его признания несостоятельным (банкротом) (ст. 65 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица

1) Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Порядок уведомления о ликвидации юридического лица изложен в статье 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2) Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

3) Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

4) После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

5) Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

6) После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

7) Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Бухгалтерская отчетность при ликвидации

Особенность составления бухгалтерской отчетности при ликвидации юридического лица определена в ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

1. Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

2. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.

3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

• Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация

Сайт использует
госсервисы:

Необходимая при заполнении форм информация:

Ликвидация юридического лица 2018 добровольная и альтернативная, ликвидация юридического лица виды и последствия

Когда речь идет о ликвидации юридического лица, искушенный специалист, скорее всего, спросит о какой именно ликвидации идет речь, несмотря на то, что ст. 61-64 ГК РФ предусмотрен только один её вид — собственно ликвидация. Однако в обиходе существует несколько вариантов так называемой «альтернативной» ликвидации.

Рассмотрим их в порядке их законности:

Как видим, вариантов несколько. Давайте разберем подробнее, что каждый из них из себя представляет.

Ликвидация юридического лица

Иногда называют «добровольная ликвидация». Актуальна в том случае, когда владельцы бизнеса хотят закрыть компанию без долгов. А если с долгами — то честно рассчитаться со всеми кредиторами (или с частью, на сколько хватит средств). Состоит из нескольких этапов, общая продолжительность всей процедуры — около 3 месяцев. Подробнее о процедуре добровольной ликвидации юридического лица читайте в статье — Ликвидация ООО 2018 самостоятельно бесплатно.

Плюсы: относительно недолгий процесс, идеально подходит для «нулевок», от которых решили избавиться.

Минусы: если есть долги, ликвидация может превратиться в процедуру банкротства — это уже совершенно другие затраты и сроки. Если есть долги перед бюджетом — компанию не исключат из реестра даже при наличии задолженности в несчастные 13 копеек.

Вывод: самый правильный вариант, позволяющий спокойно закрыть ставшую ненужной компанию.

Банкротство или несостоятельность

Как иногда говорят об этой процедуре — единственный законный способ ликвидации компании с долгами. Процедура дорогая, долгая (в среднем, 1 год и 9 месяцев), однако есть некоторая гарантия того, что компания будет избавлена от долгов. Еще одна проблема банкротства — компании нужно соответствовать признакам несостоятельности, чтобы можно было начать эту процедуру. При отсутствии этих признаков в процедуре откажут. При «искусственном» создании этих признаков (например, наращивание фиктивной кредиторской задолженности через свои компании) — чревато уголовной ответственностью. Опять же, многое решает арбитражный управляющий.

Плюсы: можно ликвидировать компанию с долгами.

Минусы: долгий срок, большие затраты, риск уголовного преследования при использовании незаконных схем.

Вывод: если есть долги, выплачивать их нечем — придется объявлять о несостоятельности.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего

Иногда называется «административная ликвидация». Инициируется ФНС в случае, если компания в течение 1 года не сдает отчетность и не осуществляет операций по счетам. Иногда используется самими владельцами фирм — они просто дожидаются, чтобы налоговая сама вычеркнула компанию из реестра на основании ст. 21.1 129-ФЗ о регистрации.

Плюсы: Бесплатно. ФНС все делает сама, ничего самим делать не нужно.

Минусы: ФНС не всегда оперативно отслеживает такие компании в реестре. По ряду компаний может быть только принято решение о предстоящем исключении, но по факту они так и будут числиться в ЕГРЮЛ. Могут вычеркнуть по ошибке другую компанию, вполне действующую. Если есть долги перед бюджетом — компанию не исключат, и при этом, если ее директор или участник с долей не менее 50% захотят учредить/стать директором в другой компании — им откажут.

Вывод: лучше не использовать, поскольку трудно предсказать точные сроки и результат.

Реорганизация в форме присоединения

Обычно услуга оказывается в комплексе — сначала меняется директор, участники на номинала, затем меняется место нахождения на другой регион, в этом регионе компания присоединяется к другому юр. лицу, которое, в свою очередь, впоследствии ликвидируется. По-хорошему, вся процедура рассчитана на то, чтобы «запутать следы», однако больше тут удается запутать заказчика и заставить его заплатить за процедуру. При желании, вся процедура отлично прослеживается через ЕГРЮЛ, находятся участники, директора, их адреса, телефоны — и, при наличии долгов, их ждет разбирательство. Вся процедура занимает около полугода.

Плюсы: неплохо продаваемая услуга.

Минусы: в последнее время ФНС стала обращать пристальное внимание на подобные «миграции» компаний, и в некоторых случаях может инициировать проверку на предмет внесения недостоверных сведений в ЕГРЮЛ. В частности, если в реорганизации участвует более 2 юридических лиц. В течение 3 месяцев после окончания процедуры реорганизация может быть обжалована заинтересованными лицами.

«Слив помойки», или смена участника(ов) и директора на номинала, смена адреса и (или) места нахождения

Широко использовалось в конце нулевых годов, иногда используется в настоящее время. Если не хотелось делать официальную ликвидацию, компанию просто «продавали». Однако от ответственности директора или участников это не освобождает, опять-таки по ЕГРЮЛ все отслеживается. Если был факт уклонения от налогов — ответственным будет тот директор, который управлял организацией в момент совершения деяния. А значит, простая смена тут ничем не поможет.

Плюсы: быстро и относительно недорого.

Минусы: компания в этом случае остается в ЕГРЮЛ, что увеличивает вероятность ее проверки и привлечения к ответственности директора, в чей период нахождения в должности было совершено противоправное деяние.


Ваши замечания и предложения по улучшению данной статьи оставляйте в комментариях.

Порядок ликвидации юридических лиц

Порядок ликвидации юридического лица может отличаться. Это зависит от конкретной ситуации, когда ликвидация может быть добровольной, принудительной или связанной с банкротством.

Основной причиной для ликвидации компании является то, что она перестала приносить доход и дальнейшее ее существование становится нецелесообразным.

Ликвидация организации также осуществляется при достижении цели или истечении срока, на который создавалась организация.

Законодательство

Выделяют следующие законы, которые регулируют ликвидацию юридических лиц:

  • ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года;
  • ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года;
  • ФЗ № 41 «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 года;
  • ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года;
  • ФЗ № 127 «О банкротстве».

Все эти федеральные законы отвечают за регулирование определенных вопросов, касающихся ликвидации организации в зависимости от выбранной для нее организационно-правовой формы.

Выделяют ряд этапов, которые необходимо пройти в случае с ликвидацией компании:

  1. Принятие соответствующего решения о ликвидации компании. В данном случае проводится общее собрание, на котором назначается председатель и ликвидационная комиссия, выполняющая функции ликвидатора. Сведения о принятом решении передаются в регистрирующий орган в течение 3-х дней.
  2. Публикация в «Вестнике». Если речь идет о ликвидации компании с долгами, важно уведомить потенциальных и известных кредиторов. Для этого необходимо поместить в «Вестнике» соответствующие данные.
  3. Уведомление для кредиторов. Это необходимо сделать еще до запуска процедуры ликвидации. Оно осуществляется в письменной форме. При этом у компании должны оставаться подтверждения, которые могут быть представлены заказными письмами с уведомлением или подписью ответственного лица.
  4. Налоговая проверка. Инспекция может провести выездную внеплановую проверку еще до передачи промежуточного ликвидационного баланса. Но если говорить о практической стороне, этот пункт осуществляется не всегда.
  5. Предоставление промежуточного баланса. Документы на утверждение промежуточного баланса на ликвидацию можно подать только через два месяца после публикации в «Вестнике».
  6. Сдача баланса и ликвидация компании. В качестве заявителя выступает ликвидатор или председатель комиссии. Именно это лицо является ответственным для предоставления необходимых документов. Также выполняется передача имеющихся документов в архив, производится уничтожение печатей и закрытие расчетных счетов.

Порядок ликвидации юридического лица

Ликвидация является прекращением юридического лица без возможности его правопреемства.

При этом его права и обязанности не переходят к другим организациям. Все правовые особенности осуществления самой процедуры закрепляются в федеральных законах, ГК РФ и некоторых других актах.

Можно выявить следующие варианты ликвидации:

Также выделяют ликвидацию, осуществляющуюся путем реорганизации.

В данном случае для запуска процедуры необходимо только решение учредителей или органов, которые уполномочены на данные действия учредительной документацией.

Если речь идет о ликвидации организации муниципальной или государственной, решение будет принимать собственник имущества.

В его качестве может выступать:

  • орган местного самоуправления;
  • государственный орган.

Если речь идет о принудительной ликвидации, решение принимается только в следующих ситуациях:

  • когда деятельность осуществляется без лицензии, если в ней есть необходимость;
  • когда осуществляется деятельность, запрещенная на законодательном уровне;
  • однократное или неоднократное, но при этом грубое нарушение действующего законодательства.

Путем реорганизации

Если ликвидация осуществляется путем реорганизации, ранее существующее юридическое лицо прекращает свое действие (статья 51 ФЗ № 14).

Это может быть поглощение, слияние или преобразование.

При таком способе ликвидации неисполненные обязательства не подлежат дальнейшему исполнению, так как они погашаются.

Это связано с тем, что все обязательства переходят к правопреемнику, в результате чего подлежат исполнению наравне с собственными обязательствами.

Какие документы требует налоговая при ликвидации ООО? Подробности тут.

Пошаговая инструкция

Если решение принято, важно понять, как правильно осуществляется ликвидация юридического лица, какова пошаговая инструкция в 2018 году.

Важно провести все правильно, чтобы в дальнейшем не возникло проблем.

Принятие решения

Само решение о ликвидации принимается на общем собрании участников. В результате формируется ликвидационная комиссия.

Но и может назначаться лицо, которое берет на себя ответственность за всю процедуру ликвидации. Это так называемый ликвидатор.

С момента его назначения к нему переходит вся полнота полномочий по управлению компании.

Когда будет принято окончательное решение о ликвидации компании, в течение трех лет передается уведомление по месту расположения организации (статья 20 ФЗ № 129).

Уведомление предоставляется по форме Р15001. В обязательном порядке к нему необходимо приложить решение по ликвидации.

Уведомление может предоставляться в налоговый орган не только лично, но и через своего законного представителя с доверенностью.

Также его можно направить посредством Интернета или по почте. Но важно подтвердить подпись у нотариуса.

Образец уведомления о ликвидации юридического лица здесь.

Ликвидационная комиссия

После этого назначается ликвидатор или целая ликвидационная комиссия.

С данного момента ликвидатор не только берет на себя ответственность по управлению, но и представляет интересы юридического лица в судебных органах.

Увольнение сотрудников

Увольнение сотрудников осуществляется согласно требованиям законодательства. Оно происходит не позже, чем за 2 месяца до возможного увольнения.

Для этого каждый сотрудник получает уведомление в письменной форме в связи с прекращением деятельности организации.

Также в письменной форме уведомляется Служба занятости населения.

Увольнение будет считаться массовым, если оно коснулось более 15 человек. По истечении двух месяцев с того момента, как будет вручено уведомление, сотрудников можно рассчитать и уволить.

Образец уведомления сотрудников об увольнении в связи с ликвидацией организации здесь.

Происходит формирование активов и пассивов компании.

С данной целью:

  • предпринимаются меры в получении дебиторской задолженности;
  • выявляются кредиторы;
  • проводится подробная инвентаризация всего имущества.

Согласно законодательству, в такой организации осуществляется выездная налоговая проверка.

Как правило, налоговые службы проводят проверку в течение 2-3 месяцев.

Если выявлены недоимки по налогам, выносится решение к привлечению компании к налоговой ответственности.

Важно оплатить не только долги, но и пени со штрафами. Подобное решение можно оспорить в судебном порядке.

Когда пройдет два месяца с публикации, ликвидатор или комиссия составляют необходимый для этого промежуточный ликвидационный баланс.

Данные об этом предоставляются в регистрирующий орган.

Нужен образец решения о добровольной ликвидации ООО? Смотрите в этой статье.

Сколько стоит ликвидация ООО без долгов? Узнайте здесь.

Закрытие счетов

Оно осуществляется после получения свидетельства о ликвидации.

Это связано с тем, что при выявлении задолженности должны быть счета, через которые можно будет ее закрыть.

Образец заявления о закрытии расчетного счета при ликвидации юридического лица здесь.

Необходимые документы

Для осуществления ликвидации требуются следующие документы:

  • свидетельство ОГРН;
  • свидетельство ИНН;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • уставные документы;
  • учредительный договор, если у компании несколько учредителей;
  • номер ИНН и копия паспорта ликвидатора;
  • справка о кодах статистики;
  • квитанция об оплате пошлины за ликвидацию;
  • печать организации.

Образец заявления о ликвидации юридического лица тут.

Таким образом, представив все необходимые документы и выполнив все действия последовательно, организацию можно ликвидировать правильно и в короткие сроки.

На видео о процедуре закрытия юр. лица