Лекции земельное право рк

Лекция 16 Основы земельного права

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Тема: «Основы земельного права»

Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Время (продолжительность): 50 минут.

Утверждена на методическом совещании кафедры:

от «19» июня 2008г.

Зав. кафедрой: Никитина О.К.

Тема: Формируемая национальная система права РК складывается из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой крупных звеньев — отраслей права. Отрасль права может возникнуть и существовать, прежде всего, при наличии соответствующей сферы общественных отношений, нуждающейся в правовом регулировании. Объективно существующие общественные земельные отношения, их своеобразие, экономическая и социальная значимость земли в жизни общества выступают важнейшими факторами, обусловившими формирование и функционирование отрасли земельного права.

Цель лекции:раскрыть понятие земельного права. Представить землю как объект материального мира и общественных отношений. Обратить внимание на особенности и свойства земли, функциональные характеристики. Выявить круг отношений, составляющих предмет правового регулирования земельного права, как отрасли права; выявить особенности предмета современного земельно-правового регулирования. Представить систему земельного права и каждый из её элементов.

Понятие, предмет и система земельного права

Принципы земельного права

Право собственности на землю – вещное право.

Иные вещные права на землю

1. Объект земельного права

Наличие в национальной системе права самостоятельной отрасли земельного права связано, в первую очередь, с существованием земли как объекта материального мира и правового регулирования. Поэтому очень важно определить юридическое содержание термина «земля», используемого в Конституции РК и специальном земельном законодательстве.

В литературе существуют различные подходы к трактовке понятия земли. В широком смысле под словом «земля» понимается планета Земля со всеми ее естественными компонентами, в узком – только ее поверхностный слой, включающий почву, а также поверхность дна водоемов.

Земля как государственная территория включает в себя все природные компоненты в пре­делах того пространства, на которое распространяется государственный суверенитет. В отличие от этого земля как объект земельно-правового регулирования является одним из объектов природной среды, она не включает в себя другие природные объекты, например, недра. По смыслу Конституции РК земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы рассматриваются в качестве самостоятель­ных объектов правового воздействия.

Исходя из вышеизложенных правовых положений, землю следует рассматривать как земную поверхность государственной территории, включающей ее почвенный слой и дно водоемов.

Земля как объект материального мира и общественных отношений обладает рядом особенностей, которыми предопределяется специфика земельных отношений и в конечном итоге обусловливается существование, и определяются пределы действия отрасли земельного права.

От многих объектов материального мира земля отличается своим естественным происхождением — она не является результатом приложения человеческого труда. Земля — наиглавнейший компонент окружающей природной среды, выполняющий экологическую функцию. Кроме того, земля служит местом и условием жизни человека, выступает территорией, определяющей поверхностный пространственный предел государства.

В процессе материального производства земля представляет собой пространственный, операционный базис, а в сельском и лесном хозяйствах является еще и материальным условием, основным средством производства. Земле как объекту правового регулирования присущ ряд других свойств, отличительных особенностей:

плодородие поверхностного слоя почвы;

возможность сохранения, воспроизводства ее потребительской ценности и производительной способности;

незаменимость, невозможность использования вместо нее других средств производства;

неперемещаемость, постоянство местонахождения.

Именно эти особенности и свойства земли определяют ее функциональные характеристики и, соответственно, социальную ценность.

Так, благодаря плодородию поверхностного почвенного слоя земля может выступать главным средством и условием производства в сельском и лесном хозяйствах. Уровнем плодородия почвы определяется ценность земель, используемых в качестве источника получения сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции.

Рациональное использование земель позволяет не только сохранить, но и увеличить производительную способность земли. В отличие от этого другие средства производства по мере вовлечения в хозяйственный оборот подвергаются амортизации, изнашиваются и утрачивают свои полезные свойства.

Земля имеет естественные пространственные пределы, остающиеся неизменными. Возможность использования земли объективно ограничивается этими пределами, что порождает необходимость рационализации землепользования. Земля является недвижимым объектом, поэтому в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве. В силу указанного обстоятельства юридическая судьба земельного участка всегда определяется судьбой расположенных на нем строений и сооружений.

Земля как природный объект отличается функциональной и качественной неоднородностью, что неизбежно влечет дифференциацию ее правового режима в зависимости от плодородия почвы, ландшафта, водообеспеченности и т. д. Земля характеризуется незаменимостью как место и условие жизнедеятельности человека, пространственный и операционный базис материального производства, основное средство и обязательное условие сельскохозяйственного производства. Никакой другой объект материального мира не в состоянии заменить землю и выполнять ее функции.

Предмет земельного права

Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Какие общественные отношения составляют предмет собственно земельного права и регулируются соответствующими правовыми нормами? Ответ на этот вопрос является важным для уяснения сути современного земельного права. Правильное определение предмета земельно-правового регулирования имеет значение для правоприменения, точной юридической квалификации и разрешения возникающих вопросов практики. Поэтому исследованию предмета земельного права на всех этапах его развития уделялось достаточное внимание. Как уже говорилось, из-за различий в определении предмета земельного права существует узкая и широкая трактовка отрасли земельного права. В узком смысле предмет и, соответственно, отрасль земельного права ограничивались отношениями, связанными лишь с земной поверхностью.

В широком значении предметом земельного права рассматривались не только отношения, связанные с правом собственности на поверхность земли и ее использованием, но и отношения, связанные с правом собственности на недра, воды и леса, использованием этих объектов государственной собственности.

Естественные свойства, параметры, отличительные особенности и характеристики земли обусловливают множественность ее функций и, соответственно, объясняют весьма сложное, многообразное и разноплановое содержание отношений по поводу земли.

Исходя из этого в отношениях по поводу земли применяются множество различных форм и методов правового опосредования. При этом потребность в правовом регулировании и обеспечении упорядоченности земельных отношений непрерывно усиливается. В силу этого земля становится объектом воздействия правовых норм практически всех отраслей национальной системы права. Возникает целый комплекс правоотношений, связанных с землей.

Нормами государственного права определяются территория государства, пространственный предел государственной власти, государственные границы, формы собственности на землю.

Административное право содержит принципы, определяющие основы управления земельным фондом, нормы административно-правовой ответственности с описанием различных составов земельных правонарушений, санкции и процедуру их применения.

Нормы гражданского права применяются при регулировании отношений собственности на земельные участки, отношений землепользования и иных вещных, обязательственных отношений, возникающих по поводу земельных участков или земельных прав. Они применяются, например, при совершении сделок с землей, определении оснований и пределов возмещения ущерба, причиненного нарушением земельного за­конодательства.

Экологическое право участвует в регулировании экологического аспек­та земельных отношений, поскольку земля, будучи объектом окружающей природной среды, одновременно входит и в экологическую систему.

Правовое регулирование земельных отношений в Казахстане уходит корнями в далекое прошлое. На всех этапах развития человеческого общества характер использования земельных ресурсов находится в тесной взаимосвязи с природными условиями конкретных территорий и направленностью материального производства. Вовлечение земель в сферу хозяйственного использования обусловливает поиск путей правового регулирования земельных отношений в процессе эволюции человеческого общества.

С обретением государственной независимости и провозглашением курса перехода к рыночной экономике весьма интенсивно существенно изменилось содержание земельных отношений. Основная направленность новшеств — преобразование и приспособление земельных отношений к условиям рынка, трансформирование их в органический компонент рыночных отношений, создание правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны земельных прав граждан и юридических лиц. В рамках экономической реформы произошла демократизация земельных отношений, увеличение состава субъектов права собственности и землепользования, расширение объема их правомочий, постепенное ограничение административно-командного метода организации земельных отношений.

Таким образом, новое земельное законодательство предоставляет широкую свободу хозяйствования на земле. Развиваются институты права частной собственности на земельный участок и права землепользования. По мере вовлечения земель в гражданский оборот земельные отношения утратили ряд специфических особенностей и одновременно приобрели имущественный характер.

Соответственно произошли существенные изменения в содержании современных земельных отношений, задачах и методах их правового опосредования. Однако, несмотря на это, сфера земельных отношений сохраняет целый ряд особенностей, идентифицирующих ее самостоятельность. Именно их наличие предопределяет необходимость формирования и действия в национальной системе права самостоятельной, адаптированной к условиям рынка, отрасли земельного права.

Земельная реформа, проведенная в рамках масштабных социальных и рыночных преобразований в стране, привела к интенсивному изменению и развитию земельного законодательства, становлению принципиально новой во многих отношениях отрасли земельного права, способной оказать реальное воздействие на развитие современных земельных отношений.

Земельное право Республики Казахстан, составляя самостоятельную отрасль национальной правовой системы, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию и охране земли как природного ресурса и объекта хозяйствования, условия и средства производства в целях организации ее рационального использования и охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны права на землю граждан и юридических лиц, создания и развития земельного рынка, укрепления законности в области земельных отношений.

Факторами формирования отрасли земельного права являются: наличие предмета правового регулирования — самостоятельной, особой сферы земельных отношений, нуждающейся в соответствующей упорядоченности; заинтересованность государства и других субъектов земельных отношений в их регулировании; разработка и принятие специальных правовых норм; необходимость особого сочетания методов правового регулирования.

2. Земельное право Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1) целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан;

2) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;

3) охраны и рационального использования земель;

4) обеспечения экологической безопасности;

5) целевого использования земель;

6) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

7) обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности;

8) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;

9) предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий;

10) платности использования земли.

3. Понятие вещных прав на землю

Юридическое закрепление системы вещных прав на землю в нашей стране непосредственно связано с развитием рыночных отношений и вовлечением земель в сферу гражданского оборота.

Институт вещных прав охватывает огромный пласт имущественных отношений, имеет очень сложное содержание. Поэтому в правовой науке до сих пор нет всеохватывающего, бесспорного определения вещного права. Соответственно нет и общепризнанного определения вещных прав на землю. Вещные права на землю выражают имущественный аспект земельных отношений, включающий различные правовые способы реализации собственности, осуществления обладания и воздействия на землю. Вещные права на землю представляют собой правоотношения по осуществлению правообладателем закрепленных законом правомочий, связанных с владением, пользованием или распоряжением землей либо правами на землю.

Для понимания сущности и содержания вещных прав на землю важными представляются следующие положения. Вещные права являются разновидностью имущественных прав. Вещные правоотношения возникают в связи с принадлежностью тем или иным субъектам определенных вещей — предметов внешнего материального мира, созданных тру­дом человека или находящихся в естественном состоянии, — выступаю­щих объектом соответствующего вещного права. Вещное право всегда следует за вещью. Вещные права являются абсолютными правами. Обладателю вещных прав противостоит обязанность всех и каждого не препятствовать осуществлению этих прав. Объект абсолютного права всегда является индивидуально определенным. Обладателю вещных прав принадлежит различный набор правомочий владения, пользования и распоряжения.

Вещные права имеют деление: на право собственности и на вещные права лиц, не являющихся собственниками. Право собственности — основное вещное право, от которого образуются большинство иных вещных прав.

Понятие «вещные права на землю» своим появлением связано с Гражданским кодексом РК, статья 195 которого в перечне вещных прав особо выделила право землепользования.

Несмотря на отсутствие в прежнем земельном законодательстве термина «вещное право», институт вещных прав на землю существует уже давно.

Отдельные виды вещных прав, как земельный сервитут в виде скотопрогонных трасс временного (сезонного) пользования, право землепользования известны земельному законодательству Казахстана еще с советских времен.

В постсоветский период реформирования земельных отношений институт вещных прав на землю наполнился новым содержанием в результате закрепления земельным законодательством аренды земли, купли-продажи, залога права землепользования и др.

Впервые в земельном законодательстве страны понятие вещного права на землю было введено в юридический оборот Указом «О земле». Земельный кодекс Республики Казахстан также оперирует данным понятием. В перечень вещных прав на землю входят: право собственности, право землепользования, сервитут и иные вещные права.

К иным вещным правам с некоторыми определенными оговорками относятся: право аренды земли, ипотека (залог) земли, право доверительного управления земельным участком.

В качестве особенностей вещных прав на землю можно выделить следующие моменты, связанные с естественной и функциональной характеристикой земель. К отношениям по использованию земель применяется прежде всего земельное законодательство, лишь затем — гражданское. Так, Земельный Кодекс говорит о возможности применения к праву землепользования норм о праве собственности постольку, поскольку оно не противоречит настоящему кодексу (Земельному Кодексу) или природе вещного права. Вещные права на землю устанавливаются в отношении земли как природного ресурса, а не объекта, элемента окружающей природной среды.

Понятие права собственности на землю.

Собственность — общественная форма и содержание экономических отношений, вне отношений собственности нет ни общественного производства, ни присвоения материальных благ. Собственность как объективно обусловленное общественное отношение по поводу материальных благ выступает универсальным способом жизнеобеспечения общества. Собственность на землю определяет основу и сущность земельных отношений, отражает процесс и способы потребления земельных ресурсов.

Экономические отношения собственности на землю складываются по поводу владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами. В результате их правового опосредования возникает собственность в юридическом смысле.

Правовое опосредование отношений собственности также является объективно неизбежным состоянием, хотя правоотношения собственности, в отличие от отношений собственности, являются надстрочной категорией — результатом проявления человеческой воли. Вне правового регулирования, без механизма принуждения государства, в отношениях собственности не будет обеспечена устойчивость, упорядоченность, их нормальное функционирование.

Право собственности, согласно гражданскому законодательству, есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом (статья 188 ГК РК).

Право собственности, таким образом, является юридической категорией, производной от экономических отношений собственности, возникает лишь с появлением государства и права.

В гражданском и земельном законодательстве право собственности на землю трактуется как основополагающее вещное право, от которого, так или иначе производна вся система иных вещных прав на землю.

Право собственности содержит все основные признаки вещного права, которые проявляются в нем в наиболее полной мере, и собственник обладает наибольшим объемом правомочий. Основные признаки права собственности на землю как субъективного вещного права проявляются посредством триады правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение. Право владения означает юридически обеспеченную возможность осуществления фактического обладания землей, право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность присвоения естественных полезных свойств земли, право распоряжения — обеспеченную законом возможность определения юридической судьбы земли.

Собственник находится в абсолютном правоотношении со всеми субъектами, которые обязаны воздерживаться от действий, ущемляющих права собственника. В свою очередь, собственник обременяется взаимной обязанностью воздерживаться от действий, нарушающих права других собственников. Исходя из своих правомочий, собственник имеет право: совершать определенные действия — самостоятельно хозяйствовать на зе­мельном участке, возводить на нем строения и сооружения, выращивать урожай и так далее; требовать определенного поведения со стороны других лиц — соблюдения неприкосновенности земельного участка, обеспечивания права доступа к земельному участку, несовершения действий, нарушающих землеохранные требования, и так далее.

Нарушение субъективного права собственности влечет возникновение охранительного правоотношения по его защите.

Праву собственности на землю присущи все основные черты, свойственные праву собственности вообще. Вместе с тем есть и принципиальные отличия: право собственности на землю неизменно сопровождается ограничениями, вытекающими из интересов государства и других субъектов земельных правоотношений. При этом степень публичного ограничения рассматриваемого права значительно выше, нежели ограничения в других сферах имущественных отношений.

Земельным кодексом провозглашено право собственников на свободное владение, пользование и распоряжение землей. Однако осуществление принадлежащих им прав не должно наносить вреда земле как природному объекту, окружающей природной среде, а также правам и правомерным интересам других лиц.

Прежде всего, на соблюдении этого общего императива должно основываться свободное и самостоятельное осуществление собственником своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей.

Поэтому право собственника на землю — это всегда право с ограничениями: провозглашая право собственников самостоятельно владеть, пользо­ваться и распоряжаться земельным участком, закон одновременно устанавливает определенные ограничения и требования. Объем и пределы собственности определяются законом таким образом, чтобы реализация собственниками своих прав одновременно служила общественному благу.

Ограничения права собственности на землю обусловлены ее естественным происхождением, функциональными особенностями, ограниченностью в пространстве, незаменимостью другими материальными объектами, а также приоритетами, целями и задачами земельной политики страны. Ограничения могут затронуть любой элемент права собственности — владения, пользования и распоряжения.

Ограничения права собственности выражаются в законе посредством введения запретов на определенные виды поведения, либо предписаний, обязанностей на совершение необходимых действий.

К основным ограничениям, имеющим постоянный характер, относятся обязанности: использовать землю в строгом соответствии с ее целевым назначением; не допускать причинения вреда окружающей природной среде и ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности; не допускать использования земель способами и средствами, приводящими к ухудшению состояния окружающей среды; не допускать снятия плодородного слоя почвы, за исключе­нием случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя; обеспечивать предоставление сервитутов; соблюдать особый режим использования земель, охраняемых природных территорий, санитарно-защитных, водоохранных и других видов охранных зон.

В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность на землю. Субъектом государственной собственности на землю на территории Казахстана выступает – Республика Казахстан. Субъектом частной собственности – граждане и негосударственные юридические лица. В частной собственности граждан могут находится земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставляемые (предоставленные) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания.

В частной собственности негосударственных юридических лиц могут находиться земельные участки, предоставляемые (предоставленные) для ведения товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания.

В частной собственности иностранных граждан могут находиться земельные участки предоставляемые (предоставленные) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания.

3. Термин «право землепользования» введен в юридический оборот достаточно давно. Его содержание претерпело существенную эволюцию. До принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (28 февраля 1990 г.) право землепользования было единственным юридическим основанием наделения учреждений, предприятий, организаций и граждан правом владения и пользования землей.

Понятие «право землепользования» имело несколько значений:

а) правовой институт отрасли земельного права;

б) субъективное право субъекта на совершение определенных действий;

в) земельное правоотношение, в процессе которого реализуются права и обязанности землепользователя;

Земельное право Республики Казахстан

Обзор основных положений земельного права: предмет и объект; понятие вещных прав на землю; право постоянного и временного землепользования; земельные сервитуты; назначение и содержание государственного земельного кадастра; служебный земельный надел.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Земельное право Республики Казахстан

ТЕМА: Понятие, предмет и система земельного права

3. Система земельного права.

Раскрыть понятие земельного права. Представить землю как объект материального мира и общественных отношений. Обратить внимание на особенности и свойства земли, функциональные характеристики. Выявить круг отношений, составляющих предмет правового регулирования земельного права, как отрасли права; выявить особенности предмета современного земельно-правового регулирования. Представить систему земельного права и каждый из её элементов.

Формируемая национальная система права РК складывается из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой крупных звеньев — отраслей права. Отрасль права может возникнуть и существовать, прежде всего, при наличии соответствующей сферы общественных отношений, нуждающейся в правовом регулировании.

Объективно существующие общественные земельные отношения, их своеобразие, экономическая и социальная значимость земли в жизни общества выступают важнейшими факторами, обусловившими формирование и функционирование отрасли земельного права.

Объект земельного права

Наличие в национальной системе права самостоятельной отрасли земельного права связано, в первую очередь, с существованием земли как объекта материального мира и правового регулирования. Поэтому очень важно определить юридическое содержание термина «земля», используемого в Конституции РК и специальном земельном законодательстве.

В литературе существуют различные подходы к трактовке понятия земли. В широком смысле под словом «земля» понимается планета Земля со всеми ее естественными компонентами, в узком — только ее поверхностный слой, включающий почву, а также поверхность дна водоемов.

Земля как государственная территория включает в себя все природные компоненты в пределах того пространства, на которое распространяется государственный суверенитет. В отличие от этого земля как объект земельно-правового регулирования является одним из объектов природной среды, она не включает в себя другие природные объекты, например, недра. По смыслу Конституции РК земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы рассматриваются в качестве самостоятельных объектов правового воздействия.

Исходя из вышеизложенных правовых положений, землю следует рассматривать как земную поверхность государственной территории, включающей ее почвенный слой и дно водоемов.

Земля как объект материального мира и общественных отношений обладает рядом особенностей, которыми предопределяется специфика земельных отношений и в конечном итоге обусловливается существование, и определяются пределы действия отрасли земельного права.

От многих объектов материального мира земля отличается своим естественным происхождением — она не является результатом приложения человеческого труда. Земля — наиглавнейший компонент окружающей природной среды, выполняющий экологическую функцию. Кроме того, земля служит местом и условием жизни человека, выступает территорией, определяющей поверхностный пространственный предел государства.

В процессе материального производства земля представляет собой пространственный, операционный базис, а в сельском и лесном хозяйствах является еще и материальным условием, основным средством производства. Земле как объекту правового регулирования присущ ряд других свойств, отличительных особенностей:

плодородие поверхностного слоя почвы;

возможность сохранения, воспроизводства ее потребительской ценности и производительной способности;

незаменимость, нево зможность использования вместо нее других средств производства;

неперемещаемость, постоянство местонахождения.

Именно эти особенности и свойства земли определяют ее функцональные характеристики и, соответственно, социальную ценность.

Так, благодаря плодородию поверхностного почвенного слоя земля может выступать главным средством и условием производства в сельском и лесном хозяйствах. Уровнем плодородия почвы определяется ценность земель, используемых в качестве источника получения сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции.

Рациональное использование земель позволяет не только сохранить, но и увеличить производительную способность земли. В отличие от этого другие средства производства по мере вовлечения в хозяйственный оборот подвергаются амортизации, изнашиваются и утрачивают свои полезные свойства.

Земля имеет естественные пространственные пределы, остающиеся неизменными. Возможность использования земли объективно ограничивается этими пределами, что порождает необходимость рационализации землепользования. Земля является недвижимым объектом, поэтому в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве. В силу указанного обстоятельства юридическая судьба земельного участка всегда определяется судьбой расположенных на нем строений и сооружений.

Земля как природный объект отличается функциональной и качественной неоднородностью, что неизбежно влечет дифференциацию ее правового режима в зависимости от плодородия почвы, ландшафта, водообеспеченности и т. д. Земля характеризуется незаменимостью как место и условие жизнедеятельности человека, пространственный и операционный базис материального производства, основное средство и обязательное условие сельскохозяйственного производства. Никакой другой объект материального мира не в состоянии заменить землю и выполнять ее функции.

Предмет земельного права

Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Какие общественные отношения составляют предмет собственно земельного права и регулируются соответствующими правовыми нормами? Ответ на этот вопрос является важным для уяснения сути современного земельного права. Правильное определение предмета земельно-правового регулирования имеет значение для правоприменения, точной юридической квалификации и разрешения возникающих вопросов практики. Поэтому исследованию предмета земельного права на всех этапах его развития уделялось достаточное внимание. Как уже говорилось, из-за различий в определении предмета земельного права существует узкая и широкая трактовка отрасли земельного права. В узком смысле предмет и, соответственно, отрасль земельного права ограничивались отношениями, связанными лишь с земной поверхностью.

В широком значении предметом земельного права рассматривались не только отношения, связанные с правом собственности на поверхность земли и ее использованием, но и отношения, связанные с правом собственности на недра, воды и леса, использованием этих объектов государственной собственности.

Естественные свойства, параметры, отличительные особенности и характеристики земли обусловливают множественность ее функций и, соответственно, объясняют весьма сложное, многообразное и разноплановое содержание отношений по поводу земли.

Исходя из этого в отношениях по поводу земли применяются множество различных форм и методов правового опосредования. При этом потребность в правовом регулировании и обеспечении упорядоченности земельных отношений непрерывно усиливается. В силу этого земля становится объектом воздействия правовых норм практически всех отраслей национальной системы права. Возникает целый комплекс правоотношений, связанных с землей.

Нормами государственного права определяются территория государства, пространственный предел государственной власти, государственные границы, формы собственности на землю.

Административное право содержит принципы, определяющие основы управления земельным фондом, нормы административно-правовой ответственности с описанием различных составов земельных правонарушений, санкции и процедуру их применения.

Нормы гражданского права применяются при регулировании отношений собственности на земельные участки, отношений землепользования и иных вещных, обязательственных отношений, возникающих по поводу земельных участков или земельных прав. Они применяются, например, при совершении сделок с землей, определении оснований и пределов возмещения ущерба, причиненного нарушением земельного законодательства.

Экологическое право участвует в регулировании экологического аспекта земельных отношений, поскольку земля, будучи объектом окружающей природной среды, одновременно входит и в экологическую систему.

Правовое регулирование земельных отношений в Казахстане уходит корнями в далекое прошлое. На всех этапах развития человеческого общества характер использования земельных ресурсов находится в тесной взаимосвязи с природными условиями конкретных территорий и направленностью материального производства. Вовлечение земель в сферу хозяйственного использования обусловливает поиск путей правового регулирования земельных отношений в процессе эволюции человеческого общества.

В середине и конце прошлого века правовое регулирование земельных отношений сводилось в основном к определению порядка предоставления и изъятия земель государственными органами, прав и обязанностей землепользователей. При этом наблюдались чрезмерное вмешательство в технологию земледелия, несовершенство правовых, экономических и иных стимулов эффективного земледелия, а также отсутствие свободы хозяйствования на земле.

Государство в лице уполномоченных органов полностью определяло, например, способы и сроки посевных работ, уборки, заготовки и хранения урожая, устанавливало фиксированные цены на продукцию. Хозяйства были лишены права свободной реализации своей продукции.

Исключительная государственная собственность на землю, отсутствие правовой и хозяйственной свободы субъектов землепользования и землевладения привели к отчуждению крестьянина и других производителей от земли, разрыву зависимости между трудом земледельца и его результатом, утрате заинтересованности в рациональном использовании земель. Как следствие перечисленных факторов, резко снижалась эффективность производства, значительные площади земель были деградированы и выведены из хозяйственного оборота. Ситуация усугублялась безответственностью уполномоченных органов и их должностных лиц за неблагоприятные экономические и экологические последствия непродуманных управленческих решений по вопросам организации использования и охраны земель.

С обретением государственной независимости и провозглашением курса перехода к рыночной экономике весьма интенсивно существенно изменилось содержание земельных отношений. Основная направленность новшеств — преобразование и приспособление земельных отношений к условиям рынка, трансформирование их в органический компонент рыночных отношений, создание правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны земельных прав граждан и юридических лиц. В рамках экономической реформы произошла демократизация земельных отношений, увеличение состава субъектов права собственности и землепользования, расширение объема их правомочий, постепенное ограничение административно-командного метода организации земельных отношений.

Преобразование земельных отношений особенно заметно было в аграрной сфере, где задействовано три четверти земельного фонда республики и земли являются основным средством и условием сельскохозяйственного производства. На 1 ноября 1990 г. в аграрном секторе республики насчитывалось 4 069 хозяйств, из них: колхозов — 411; совхозов — 2 094; другие государственные предприятия — 1 564. Им принадлежала практически вся площадь сельскохозяйственных угодий республики.

Нормативной основой преобразований явились следующие акты: Указ Президента РК от 5 марта 1993 г. № 1135 «О Национальной программе разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993- 1995 гг. (2 этап)»; Законы «О земельной реформе в Казахской ССР» от 28 июня 1991 г. № 729-ХП, «Об особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий» от 14 января 1992 г.; Указы Президента РК от 9 марта 1994 г. № 1585 «О передаче части имущества совхозов в собственность директоров», «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» от 24 января 1994 г. № 1516, «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений» от 5 апреля 1994 г. № 1639; постановления Правительства Республики Казахстан «О продаже государственных сельскохозяйственных предприятий в частную собственность граждан» от 10 июня 1994 г., «Об утверждении Порядка уступки права на земельную долю (пай) при приватизации государственных предприятий» 10 июня 1994 г. № 611 и др. Дальнейшее развитие земельного законодательства ознаменовалось принятием 22 декабря 1995 года Указа Президента РК, имеющего силу закона «О земле», и, наконец, разработкой и принятием 20 июня 2003 года действующего на сегодняшний день Земельного кодекса Республики Казахстан.

Таким образом, новое земельное законодательство предоставляет широкую свободу хозяйствования на земле. Развиваются институты права частной собственности на земельный участок и права землепользования. По мере вовлечения земель в гражданский оборот земельные отношения утратили ряд специфических особенностей и одновременно приобрели имущественный характер.

Соответственно произошли существенные изменения в содержании современных земельных отношений, задачах и методах их правового опосредования. Однако, несмотря на это, сфера земельных отношений сохраняет целый ряд особенностей, идентифицирующих ее самостоятельность. Именно их наличие предопределяет необходимость формирования и действия в национальной системе права самостоятельной, адаптированной к условиям рынка, отрасли земельного права.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщения и выводы.

Особенности земли как природного объекта хозяйствования, значение ее экономических функций в обеспечении жизнедеятельности людей предопределяют существование особой сферы, земельных отношений, нуждающейся в соответствующем правовом регулировании.

Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание.

В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве — главным средством и условием производства.

При всей множественности выполняемых землей экономических, социальных и иных функций ее объективные особенности предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношений.

Содержание земельных отношений зависит от видов и форм собственности, на землю, проводимых в обществе экономических и социальных преобразований, конкретных целей, задач земельной политики.

Земельная реформа, проведенная в рамках масштабных социальных и рыночных преобразований в стране, привела к интенсивному изменению и развитию земельного законодательства, становлению принципиально новой во многих отношениях отрасли земельного права, способной оказать реальное воздействие на развитие современных земельных отношений.

Земельное право Республики Казахстан, составляя самостоятельную отрасль национальной правовой системы, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию и охране земли как природного ресурса и объекта хозяйствования, условия и средства производства в целях организации ее рационального использования и охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны права на землю граждан и юридических лиц, создания и развития земельного рынка, укрепления законности в области земельных отношений.

Факторами формирования отрасли земельного права являются: наличие предмета правового регулирования — самостоятельной, особой сферы земельных отношений, нуждающейся в соответствующей упорядоченности; заинтересованность государства и других субъектов земельных отношений в их регулировании; разработка и принятие специальных правовых норм; необходимость особого сочетания методов правового регулирования.

Система земельного права

Земельное право, занимая определенное место в национальной системе права, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими отраслями права, само также представляет определенное системное образование. Оно характеризуется внутренней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы: нормативные положения, группы, норм, институты.

Эти элементы располагаются в строгой иерархической, субординационной и функциональной последовательности. Система отрасли земельного права отражает последовательность расположения, принципы, правила упорядочения образующих ее элементов в зависимости от их значимости, содержания, характера и особенностей регулируемых земельных отношений.

Система земельного права в конечном итоге обусловливается объективными факторами и под их воздействием непрерывно изменяются ее элементы, их соотношение и взаимодействие. Поэтому система земельного права, прежде всего, позволяет уяснить закономерности внутренней расстановки и группировки, функциональных взаимосвязей входящих в эту отрасль нормативных положений.

Исходным элементом системы земельного права является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Земельно-правовая норма закрепляется в тексте закона или же вытекает из смысла действующего законодательства, содержит правило поведения, установленное для субъектов земельных отношений и направленное на многократное применение к повторяющимся ситуациям земельной сферы.

Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, необходимые для ее применения или реализации. Такими условиями чаще всего выступают факты и события, имеющие юридическое значение.

Диспозиция земельно-правовой нормы устанавливает характер, содержание и параметры поведения субъектов.

Санкция земельно-правовой нормы выражает меру ответственности, предусматривает наказание за нарушение требований земельного законодательства, неблагоприятные последствия неправомерного поведения субъектов земельных отношений. Именно санкция обеспечивает регулятивный эффект правовой нормы, отражает ее специфику, отличительную особенность от иных норм социального регулирования (нормы морали в сфере землепользования, традиции и обычаи земледельческих народов, групп и общин).

Элементы земельно-правовой нормы могут оказаться в одном нормативно-правовом акте или его структурах: разделе, главе, статье, пункте. Однако чаще всего они бывают разбросанными по нескольким нормативным актам, относящимся иногда к различным отраслям законодательства. Земельно-правовые нормы, регулирующие однородные виды или цельную общность земельных отношений, объединяются в отдельный правовой институт. Так, например, нормы, призванные регулировать отношения, связанные с изъятием земель для государственных нужд, составляют правовой институт изъятия земель для государственных нужд. Нормы, определяющие гарантии, основания, условия и порядок возмещения причиненного ущерба земле, образуют правовой институт возмещения ущерба земле.

Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов — общей и особенной частей.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельно-правового регулирования.

Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса.

Институты общей части отличаются емким, сложным содержанием. Они, как правило, состоят из нескольких субинститутов (пединститутов), каждый из которых представляет собой относительно самостоятельный и достаточно целостный блок нормативных образований.

Например, институт права собственности на землю состоит из таких блоков, как право государственной собственности на землю и право частной собственности на землю. Институт государственного управления земельным фондом включает субинституты: контроля за использованием и охраной земель; государственного земельного кадастра и землеустройства; государственной поддержки землеохранных мероприятий; разрешения земельных споров. Институт права землепользования проявляется через такие взаимосвязанные и в то же время существенно различающиеся нормативные блоки, как право государственного землепользования, право негосударственного землепользования, право постоянного или временного землепользования, право землепользования граждан или юридических лиц и т.д.

Одни и те же нормы или нормативные массивы общей части могут входить одновременно в состав двух и более правовых институтов. Например, нормы о возмещении ущерба земле могут рассматриваться как элемент института государственного управления земельным фондом, если исходить из аспекта охраны земель, вместе с тем без них сложно представить институт защиты права собственности и иных вещных прав на землю. Таким образом, земельно-правовые нормы, их блоки в рамках двух и более правовых институтов могут взаимопроникать, дополнять друг друга, создавая тем самым нормативные предпосылки эффективного правового регулирования.

Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно — через нормы институтов особенной части Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель.

В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.

земельное право кадастр сервитуты

Конституция Республики Казахстан, принятая на Республиканском Референдуме 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года).- Алматы: Казахстан, 1998. — 96 с.

Гражданский кодекс Республики Казахстан.- Алматы: ТОО «Баспа», 2001.- 400 с.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 года № 2727 //Ведомости Парламента Республики Казахстан 1997, № 21. Ст. 277.

Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442 // Казахстанская правда от 26 июня 2003г. № 183-184 (24123-24124)

Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 года № 162-1 //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997, № 17-18. Ст. 215.

Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года № 160-1 //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997, № 17-18. Ст. 213.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О приватизации» от 23 октября 1995 года № 2721 //Ведомости, 1995, № 24. Ст. 163.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О недрах и недропользовании» от 27 декабря 1996 года № 2828 //Казахстанская правда от 24 августа 1999 года, № 206-207; от 1 сентября 1999 года № 212-213.

Архипов И.Г. Земельное право. Учебное пособие.- Алматы: ЮРИСТ, 2000.

Аксенок Г.А. Земельное право.-М.: Наука, 1972.

Архипов И.Г. Земельное право (программа и методические материалы)- Алматы «Высшая школа права «Эдилет», 1996.

Еренов А.Е., Мухитдинов Н.Б., Ильяшенко Л.В. Предмет и система советского земельного права.- Алма-Ата:Наука, 1981.

Ерофеев Б.В. Земельное право России.- М.: Юрист, 1994.

Архипов И.Г. Программа, методические рекомендации, планы семинаров, темы контрольных работ к изучению курса «Земельное право»- Алматы: Высшая школа права «Эдилет», 1996.

Байдельдинов Д.Л. Экологическое законодательство Республики Казахстан.- Алматы: Жетi Жаргы, 1995.

Байсалов С.Б., Ильяшенко Л.В. 200 вопросов и ответов по охране природы.- Алма-Ата: Кайнар, 1987.

Гелятин М.Ю. США: Правовое регулирование использования земель.- М.: Наука, 1991.

ДегтяревИ.В., Осипов Л.И. Земельное право и земельный кадастр. -М.: Наука, 1981.

Казанцев Н.Д. Земельное право.- М.: Юридическая литература, 1971.

Петров В.В. Экологическое право России.- М.: БЕК, 1995.Советское гражданское право: в 2 ч. Учебник. /Отв. Ред. В. А. Рясенцев. -3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юридическая литература. Ч. 1, 1986.- 559с.

Гражданское право Республики Казахстан: (Общая часть). Учебное пособие. /Отв. ред. Г. И. Тулеугалиев, К. С. Мауленов. -2-е изд., перераб. и доп. — Алматы: Гылым. Т.1, 1999. -227 с.

ТЕМА: Право собственности на землю — вещное право

1. Понятие вещных прав на землю

2. Понятие права собственности на землю.

3. Содержание права собственности на землю.

Определить понятие вещных прав на землю. Обозначить основные черты права собственности на землю. Обратить внимание на принципиальные отличия права собственности на землю от права собственности вообще. Привести трактовку термина «право собственности на землю». Раскрыть содержание права собственности на землю.

Понятие вещных прав на землю

Юридическое закрепление системы вещных прав на землю в нашей стране непосредственно связано с развитием рыночных отношений и вовлечением земель в сферу гражданского оборота.

Институт вещных прав охватывает огромный пласт имущественных отношений, имеет очень сложное содержание. Поэтому в правовой науке до сих пор нет всеохватывающего, бесспорного определения вещного права. Соответственно нет и общепризнанного определения вещных прав на землю. Вещные права на землю выражают имущественный аспект земельных отношений, включающий различные правовые способы реализации собственности, осуществления обладания и воздействия на землю. Вещные права на землю представляют собой правоотношения по осуществлению правообладателем закрепленных законом правомочий, связанных с владением, пользованием или распоряжением землей либо правами на землю.

Для понимания сущности и содержания вещных прав на землю важными представляются следующие положения. Вещные права являются разновидностью имущественных прав. Вещные правоотношения возникают в связи с принадлежностью тем или иным субъектам определенных вещей — предметов внешнего материального мира, созданных трудом человека или находящихся в естественном состоянии, — выступающих объектом соответствующего вещного права. Вещное право всегда следует за вещью. Вещные права являются абсолютными правами. Обладателю вещных прав противостоит обязанность всех и каждого не препятствовать осуществлению этих прав. Объект абсолютного права всегда является индивидуально определенным. Обладателю вещных прав принадлежит различный набор правомочий владения, пользования и распоряжения.

Вещные права имеют деление: на право собственности и на вещные права лиц, не являющихся собственниками. Право собственности — основное вещное право, от которого образуются большинство иных вещных прав.

В специальной литературе выделены следующие основные признаки вещного права: 1) имущественное право; 2) объектом является индивидуально-определенная вещь; 3) абсолютное право; 4) обладает специфическими средствами защиты от всех и каждого с помощью особых вещно-правовых исков; 5) должно быть установлено законом; 6) характеризуется наличием правомочий владения и /или пользования и/или распоряжения; 7) наличие права следования — право следует за вещью; 8) наличие права преимущества — приоритетность осуществления вещного права; 9) возможность непосредственного воздействия на вещь.

Понятие «вещные права на землю» своим появлением связано с Гражданским кодексом РК, статья 195 которого в перечне вещных прав особо выделила право землепользования.

Несмотря на отсутствие в прежнем земельном законодательстве термина «вещное право», институт вещных прав на землю существует уже давно.

Отдельные виды вещных прав, как земельный сервитут в виде скотопрогонных трасс временного (сезонного) пользования, право землепользования известны земельному законодательству Казахстана еще с советских времен.

В постсоветский период реформирования земельных отношений институт вещных прав на землю наполнился новым содержанием в результате закрепления земельным законодательством аренды земли, купли-продажи, залога права землепользования и др.

Впервые в земельном законодательстве страны понятие вещного права на землю было введено в юридический оборот Указом «О земле». Земельный кодекс Республики Казахстан также оперирует данным понятием. В перечень вещных прав на землю входят: право собственности, право землепользования, сервитут и иные вещные права.

К иным вещным правам с некоторыми определенными оговорками относятся: право аренды земли, ипотека (залог) земли, право доверительного управления земельным участком.

В качестве особенностей вещных прав на землю можно выделить следующие моменты, связанные с естественной и функциональной характеристикой земель. К отношениям по использованию земель применяется прежде всего земельное законодательство, лишь затем — гражданское. Так, Земельный Кодекс говорит о возможности применения к праву землепользования норм о праве собственности постольку, поскольку оно не противоречит настоящему кодексу (Земельному Кодексу) или природе вещного права. Вещные права на землю устанавливаются в отношении земли как природного ресурса, а не объекта, элемента окружающей природной среды.

Понятие права собственности на землю

Собственность — общественная форма и содержание экономических отношений, вне отношений собственности нет ни общественного производства, ни присвоения материальных благ. Собственность как объективно обусловленное общественное отношение по поводу материальных благ выступает универсальным способом жизнеобеспечения общества. Собственность на землю определяет основу и сущность земельных отношений, отражает процесс и способы потребления земельных ресурсов.

Экономические отношения собственности на землю складываются по поводу владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами. В результате их правового опосредования возникает собственность в юридическом смысле.

Правовое опосредование отношений собственности также является объективно неизбежным состоянием, хотя правоотношения собственности, в отличие от отношений собственности, являются надстрочной категорией — результатом проявления человеческой воли. Вне правового регулирования, без механизма принуждения государства, в отношениях собственности не будет обеспечена устойчивость, упорядоченность, их нормальное функционирование.

Право собственности, согласно гражданскому законодательству, есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом (статья 188 ГК РК).

Право собственности, таким образом, является юридической категорией, производной от экономических отношений собственности, возникает лишь с появлением государства и права.

В гражданском и земельном законодательстве право собственности на землю трактуется как основополагающее вещное право, от которого, так или иначе производна вся система иных вещных прав на землю.

Право собственности содержит все основные признаки вещного права, которые проявляются в нем в наиболее полной мере, и собственник обладает наибольшим объемом правомочий. Основные признаки права собственности на землю как субъективного вещного права проявляются посредством триады правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение. Право владения означает юридически обеспеченную возможность осуществления фактического обладания землей, право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность присвоения естественных полезных свойств земли, право распоряжения — обеспеченную законом возможность определения юридической судьбы земли.

Собственник находится в абсолютном правоотношении со всеми субъектами, которые обязаны воздерживаться от действий, ущемляющих права собственника. В свою очередь, собственник обременяется взаимной обязанностью воздерживаться от действий, нарушающих права других собственников. Исходя из своих правомочий, собственник имеет право: совершать определенные действия — самостоятельно хозяйствовать на земельном участке, возводить на нем строения и сооружения, выращивать урожай и так далее; требовать определенного поведения со стороны других лиц — соблюдения неприкосновенности земельного участка, обеспечивания права доступа к земельному участку, несовершения действий, нарушающих землеохранные требования, и так далее.

Нарушение субъективного права собственности влечет возникновение охранительного правоотношения по его защите.

Праву собственности на землю присущи все основные черты, свойственные праву собственности вообще. Вместе с тем есть и принципиальные отличия: право собственности на землю неизменно сопровождается ограничениями, вытекающими из интересов государства и других субъектов земельных правоотношений. При этом степень публичного ограничения рассматриваемого права значительно выше, нежели ограничения в других сферах имущественных отношений.

Земельным кодексом провозглашено право собственников на свободное владение, пользование и распоряжение землей. Однако осуществление принадлежащих им прав не должно наносить вреда земле как природному объекту, окружающей природной среде, а также правам и правомерным интересам других лиц.

Прежде всего, на соблюдении этого общего императива должно основываться свободное и самостоятельное осуществление собственником своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей.

Поэтому право собственника на землю — это всегда право с ограничениями: провозглашая право собственников самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, закон одновременно устанавливает определенные ограничения и требования. Объем и пределы собственности определяются законом таким образом, чтобы реализация собственниками своих прав одновременно служила общественному благу.

Ограничения права собственности на землю обусловлены ее естественным происхождением, функциональными особенностями, ограниченностью в пространстве, незаменимостью другими материальными объектами, а также приоритетами, целями и задачами земельной политики страны. Ограничения могут затронуть любой элемент права собственности — владения, пользования и распоряжения.

Ограничения права собственности выражаются в законе посредством введения запретов на определенные виды поведения, либо предписаний, обязанностей на совершение необходимых действий.

К основным ограничениям, имеющим постоянный характер, относятся обязанности: использовать землю в строгом соответствии с ее целевым назначением; не допускать причинения вреда окружающей природной среде и ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности; не допускать использования земель способами и средствами, приводящими к ухудшению состояния окружающей среды; не допускать снятия плодородного слоя почвы, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя; обеспечивать предоставление сервитутов; соблюдать особый режим использования земель, охраняемых природных территорий, санитарно-защитных, водоохранных и других видов охранных зон.

Установленные ограничения, исходя из интересов всего общества, социально-экономической значимости и особенностей земли, уточняют пределы действия и содержание права собственности на землю.

Помимо понимания права собственности на землю как субъективного права собственника, термин «право собственности на землю» принято трактовать как:

1. Институт земельного права Республики Казахстан, нормы которого содержатся в Конституции РК, Земельном кодексе, в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах;

2. Земельное правоотношение, в котором выступают как субъекты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей. Например, в правоотношениях по возникновению права земельной собственности участвуют не только земельные собственники, но и органы государственного управления;

3. Юридический факт, порождающий определенные правоотношения как для собственников, так и для иных лиц. Например, в результате вынесения решения о предоставлении земельного участка в частную собственность возникают правоотношения по прекращению государственной собственности на предоставляемый участок; фактическому отводу земельного участка на местности; выдаче государственного акта о праве частной собственности на земельный участок; государственной регистрации права частной собственности на земельный участок.

В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность на землю. Субъектом государственной собственности на землю на территории Казахстана выступает — Республика Казахстан. Субъектом частной собственности — граждане и негосударственные юридические лица. В частной собственности граждан могут находится земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставляемые (предоставленные) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания.

В частной собственности негосударственных юридических лиц могут находиться земельные участки, предоставляемые (предоставленные) для ведения товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания.

В частной собственности иностранных граждан могут находиться земельные участки предоставляемые (предоставленные) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания.

Содержание права собственности на землю

Содержание права собственности составляют правомочия собственника. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащей ему землей.

Первоначальным и основным правомочием собственника является владение землей. Владение означает основанную на законе возможность фактического обладания. Правоотношения по всем видам и формам собственности на землю, так или иначе, возникают по поводу конкретного земельного участка. Государство обладает всем земельным фондом страны, за исключением той его части, которая предоставлена в частную собственность, а граждане и негосударственные юридические лица — отдельными земельными участками. Право владения является необходимой юридической предпосылкой для осуществления правомочий пользования и распоряжения.

Пользование означает допустимую законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли и извлечение из нее определенной выгоды.

Собственники земельных участков вправе:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях, вытекающих из назначения земельного участка;

2) использовать в установленном порядке для нужд своего хозяйства имеющиеся на земельном участке песок, глину, гравий и другие общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, поверхностные и подземные воды, а также эксплуатировать иные полезные свойства земли;

3) требовать возмещения убытков в полном объеме при изъятии (выкупе) земельного участка для государственных надобностей;

4) возводить на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения, не противоречащие целевому назначению земельного участка, с соблюдением установленных архитектурно-планировочных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных специальных требований (норм, правил, нормативов);

5) проводить оросительные, осушительные и иные мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Право пользования земельным участком сопровождается определенными обязанностями собственника:

1) использовать землю в соответствии с ее основным целевым назначением, а при временном землепользовании — в соответствии также с актом предоставления земельного участка или договором аренды (договором временного безвозмездного землепользования);

2) применять технологии производства, соответствующие санитарным и экологическим требованиям, не допускать причинения вреда здоровью населения и окружающей природной среде, ухудшения санитарно-эпидемиологической, радиационной и экологической обстановки в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности;

3) осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные земельным и природоохранным законодательством;

4) своевременно вносить земельный налог (арендную плату) и другие, предусмотренные законодательством и договором платежи;

5) соблюдать порядок пользования животным миром, лесными, водными и другими природными ресурсами, обеспечивать охрану памятников истории, архитектуры, археологического наследия и других, расположенных на земельном участке объектов, охраняемых государством;

6) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на земельном участке соблюдать строительные, экологические, санитарно-гигиенические и иные специальные требования (нормы, правила, нормативы);

7) своевременно представлять в государственные органы установленные земельным законодательством сведения о состоянии и использовании земель;

8) не нарушать прав других собственников и землепользователей;

9) не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также ухудшения плодородного слоя почвы с целью продажи или передачи ее другим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя;

10) обеспечивать предоставление сервитутов в порядке, установленном законодательством.

Землепользователи могут иметь другие обязанности, предусмотренные законодательными актами и договорами о временном землепользовании.

Государство как субъект права государственной собственности на землю само не осуществляет хозяйственную эксплуатацию земли. Земля государством предоставляется в постоянное или временное землепользование субъектам права землепользования. У собственника в этом случае сохраняется право на земельную ренту посредством ее извлечения через арендную плату за землю, земельный налог и другими предусмотренными законодательством способами.

Собственнику принадлежит право распоряжения землей. Распоряжение землей выражается в юридически обеспеченной возможности определения собственником юридической судьбы земельного участка.

С введением частной собственности на землю право распоряжения землей наполнилось качественно новым содержанием.

Право распоряжения землей для государства означает: продажу или безвозмездную передачу в частную собственность, предоставление в постоянное или временное землепользование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности.

Распоряжение землей, принадлежащей на праве государственной собственности, осуществляется уполномоченными государственными исполнительными органами путем: создания специального земельного фонда района; предоставления земельных участков в частную собственность или землепользование; предоставления или изъятия земельных участков для государственных надобностей; выдачи разрешений на временное занятие земельных участков для проведения изыскательских работ.

Граждане и юридические лица — собственники земельных участков осуществляют право распоряжения земельным участком по своему усмотрению, без получения каких-либо разрешений государственных органов, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

Так, собственник земельного участка вправе:

1) совершать в отношении своего земельного участка любые сделки, не запрещенные законодательными актами, в частности, продать по договорной цене, внести в качестве взноса в уставный капитал хозяйственного товарищества, передать в залог, подарить и завещать земельный участок;

2) сдавать земельный участок во временное пользование на основе договора о временном пользовании земельным участком.

Право распоряжения земельным участком может выражаться также в совершении действий, направленных на изменение его качественных и функциональных характеристик. Так, собственник вправе: в установленном порядке добиваться изменения целевого, хозяйственного назначения земельного участка, исходя из соображений обеспечения наиболее целесообразного и эффективного его использования; требовать консервации земель в случаях невозможности восстановления плодородия почв деградированных сельскохозяйственных угодий и так далее.

Правомочия владения, пользования и распоряжения принадлежат также обладателям земельных (условных земельных) долей. Земельная доля представляет собой количественно определенную долю участия вместе с другими лицами в правах и обязанностях на земельный участок, выделение которой может быть произведено в случаях и на условиях определенных законодательством. Возникновение земельной (условной земельной) доли на землях сельскохозяйственного назначения явилось следствием преобразований в аграрном секторе, реорганизации колхозов и преобразования совхозов и других государственных сельхозпредприятий в негосударственные формы хозяйствования. Поэтому обладание правом на условную земельную долю на землях сельскохозяйственного производства, как правило, основано на специальных земельно-правовых актах. Субъектами указанного права являются: члены ликвидируемых или реорганизуемых колхозов, работники преобразуемых государственных сельскохозяйственных организаций, а также пенсионеры и лица, занятые в производственной и социально-культурной сферах обслуживания данных хозяйств и проживающие на их территории.

Условная земельная доля определяется как количественно определенная доля указанных лиц, в соответствии с которой осуществляется предоставление прав на земельные участки, ранее входившие в состав землепользования указанных организаций, или реализуется иные права, предусмотренные Земельным Кодексом.

Возникновение земельной (условной земельной) доли может явиться также следствием неделимости земельного участка, а также добровольного объединения собственниками (землепользователями) принадлежащих им земельных участков в один участок.

Таким образом, земельная (условная земельная) доля существует или может возникнуть только в отношении тех земельных участков, которые принадлежат двум или нескольким лицам на праве общей собственности или общего землепользования.

Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности или общем долевом землепользовании, являются самостоятельным объектом земельных прав и обязанностей, если законодательными актами не установлено иное.

Право пользования земельной (условной земельной) долей реализуется собственником или землепользователем в процессе пользования земельным участком, куда входит соответствующая земельная (условная земельная) доля.

Право распоряжения земельной долей означает допустимую законом возможность выдела субъектам права на земельную долю своей земельной доли из общего земельного участка в натуре (на местности).

При совершении сделки в отношении земельной доли, такая доля в установленном порядке должна быть предварительно выделена в самостоятельный земельный участок. Иначе говоря, земельная доля может выступать самостоятельным предметом гражданско-правовых сделок лишь в том случае, если она составляет часть делимого земельного участка.

Если выдел земельной доли в натуре не допускается законодательными актами или невозможен без несоразмерного ущерба земельному участку и всему, что с ним прочно связано, выделяющийся собственник (землепользователь) имеет право на выплату ему стоимости его земельной доли другими участниками общей долевой собственности (общего землепользования), за исключением случая, когда земельная доля находится в составе объекта кондоминиума.

Несколько иные правила предусмотрены в отношении условных земельных долей на землях реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных предприятий. Здесь обладатели условных земельных долей имеют право:

1) передать право на условную (персонифицированную) земельную долю в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или в качестве взноса в производственные кооперативы, образуемые на землях ликвидированных или реорганизованных государственных сельско-хозяйственных организаций;

2) на получение земельного участка в соответствии с условной (персонифицированной) земельной долей для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иной деятельности, связанной с сельско-хозяйственным производством;

3) передать по наследству или произвести отчуждение права на условную (персонифицированную) земельную долю.

Обладатели права на условную (персонифицированную) земельную долю, передавшие принадлежащие им права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или в качестве взноса в производственные кооперативы, а также вошедшие в состав крестьянских (фермерских) хозяйств, утрачивают права на условные (персонифицированные) земельные доли. Указанные лица имеют право выхода из состава участников (членов). При выходе из состава участников (членов) для образования крестьянского (фермерского) хозяйства или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, они имеют право на выдел (раздел) в натуре доли или пая, включая земельный участок. При этом местоположение выделяемого в натуре земельного участка определяется в порядке, предусмотренном в учредительных документах хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств или соглашением сторон.