Курс лекций земельное право

Курс лекций земельное право

СПбГУАП. СПб., 2000. 215 с.

Изложен материал общей и особенной частей курса «Земельное право». Использованы теоретические изыскания виднейших ученых, занимающихся проблемами земельного права. Предложен и собственный взгляд автора. Содержание курса лекций опирается на действующее законодательство по регулированию земельных отношений.
Предназначен для студентов юридического и других факультетов очного, заочного обучения и экстерната.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Конспект лекций предназначен для изучения курса «Земельное право» студентами, обучающимися по специальности 02.11.00 «Юриспруденция». Вместе с тем, для надлежащего освоения положений дисциплины «Земельное право», в том числе для успешной сдачи экзаменов и зачетов, применения знаний на практике, необходимо самостоятельное изучение студентом земельного законодательства и указанной в конспекте учебной литературы.

Земельное право. Курс лекций. Учебное пособие

Данное издание подготовлено на основе новейшего российского земельного законодательства, норм международного права, Государственного образовательного стандарта и программы учебного курса «Земельное право». Курс лекций состоит из двух частей – общей и особенной. В общей части дается представление о понятии, предмете и источниках земельного права, о соотношении земельного и гражданского права в регулировании земельных отношений, права собственности, вещных и иных прав на землю, рассматриваются вопросы правового регулирования сделок с землей, государственного управления земельными отношениями, защиты земельных прав граждан и юридических лиц, разрешения земельных споров, ответственности за земельные правонарушения. Особенная часть посвящена специфике правового режима земель различного целевого назначения. Издание содержит контрольные вопросы к каждой теме курса, необходимый словарь терминов, письменные задания, а также библиографические списки литературы, которую необходимо изучить для более глубокого понимания предмета.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, работников федеральных и региональных и муниципальных органов государственной власти, специализирующихся в области земельного права.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО Курс лекций для бакалавров ЮСТИЦИЯ

1 Г.В. Романова ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО Курс лекций для бакалавров ЮСТИЦИЯ Москва 2016

2 УДК ББК 6 Р69 Р69 Романова Г.В. Земельное право : курс лекций для бакалавров / Г.В. Романова. М. : ЮСТИЦИЯ, с. ISBN DOI / В системе подготовки бакалавриата существенное место занимает изучение дисциплины «Земельное право». Основной задачей преподавания курса является подготовка высококвалифицированных специалистов в области земельно-имущественных отношений, владеющих теорией в области земельного права, а также выработка у них умений применения земельного законодательства в профессиональной деятельности. Настоящее учебное пособие представляет собой краткий курс лекций по Земельному праву России, отражающий содержание основных институтов общей и особенной части земельного права. Рекомендуется студентам, магистрам, аспирантам и слушателям, изучающим российское земельное право. Подготовлено на кафедре государственно-правовых дисциплин юридического института ГАОУ ВО МГПУ. УДК ББК 6 ISBN Романова Г.В., 2016 ООО «ЮСТИЦИЯ», 2016

3 Содержание Лекция 1. Предмет, метод, система и принципы земельного права. 4 Лекция 2. Источники земельного права Лекция 3. Право собственности и другие вещные права на землю Лекция 4. Договоры с земельными участками Лекция 5. Управление в сфере использования и охраны земель Лекция 6. Плата за землю Лекция 7. Правовая охрана земель Лекция 8. Ответственность за нарушение земельного законодательства Лекция 9. Земли сельскохозяйственного назначения Лекция 10. Земли населенных пунктов Лекция 11. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Лекция 12. Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Лекция 13. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса Список используемой и рекомендуемой литературы Тесты для самопроверки

4 Лекция 1. Предмет, метод, система и принципы земельного права Земельное право представляет собой отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с предоставлением, приобретением, использованием и охраной земельных участков. Отношения, регулируемые земельным законодательством, подразделяются на три группы: 1. Отношения по предоставлению земельных участков. 2. Отношения по использованию земельных участков, в свою очередь, подразделяются на отношения по использованию земельных участков в качестве средства производства и отношения по использованию участков для строительства. 3. Охрана земельных участков предполагает защиту земельных участков от двух видов негативного воздействия: антропогенного и природного 1. Согласно статье 3 Земельного кодекса РФ от ФЗ (далее ЗК РФ) земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующий территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. В соответствии со статьей 5 ЗК РФ субъектами земельных правоотношений являются: граждане и юридические лица; Российская Федерация и субъекты Российской Федерации; муниципальные образования. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли (ст ЗК РФ), поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти выступают субъ- 1 См. подробнее: Земельное право: Учебник / В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов и др. М.: Частное право, с. 4

5 ектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений. Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности, поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Данные органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений (ст. 11 ЗК РФ), поэтому также могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель. В соответствии со статьями ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований органы местного самоуправления. Федеральным законом от ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальное образование это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законодательством. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю. Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы 1. 1 См.: Крассов О.И. Земельное право современной России: Уч. пособие. М: Дело,

6 Граждане как субъекты земельных правоотношений должны обладать: а) правоспособностью, т.е. способностью приобретать права и нести обязанности (возникает с момента рождения и прекращается смертью); б) имя и место жительства; в) дееспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (возникает по достижении 18-летнего возраста, исключение: эмансипация). Действующее законодательство не устанавливает ограничений по субъектам земельных отношений. Однако пунктом 3 статьи 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ, и на иных установленных особо охраняемых территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. В настоящее время перечень приграничных территорий не установлен, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее Закон о введении в действие ЗК РФ) не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Иностранные государства не рассматриваются российским земельным законодательством в качестве субъектов земельных отношений. Однако в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от на государство пребывания возложена обязанность оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства. Данное положение международного публичного права можно проиллюстрировать не только международными правовыми актами, но и российскими. Распоряжением Правительства РФ от р предусматривается предоставление Германской стороне в аренду на 99 лет для использования Посольством Федеративной Республики Германия в Российской Федерации здания и строений, а также занятого ими земельного участка с установлением арендной платы за пользование этой недвижимостью в размере 1 рубль (один рубль) в год. Возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам на определенных условиях приобретать в собственность, а именно владеть, пользоваться 6

7 и распоряжаться земельными участками регламентируется действующим законодательством 1. Так, Федеральный закон от ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон об обороте земель), в статье 3 закрепляет, что иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. В соответствии со статьей 6 ЗК РФ объектами земельных правоотношений являются: земля, как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Общим объектом земельных правоотношений является земля как определенная часть земельной поверхности. Это определенная территория пространственная сфера деятельности использующего ее лица. На ней могут возводиться здания, строения и сооружения. Земля также может использоваться как средство производства для выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и других растений. Непосредственным объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть индивидуально определен, т.е. должны быть определены его размер, границы и местоположение в кадастровом плане в порядке, предусмотренном Федеральном законом от ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Законом о кадастре). Согласно статье 7 Закона о кадастре описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр объектов недвижимости. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является такой участок, который может быть разделен на части, каждая из которых образует после раздела самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав другой категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы». 7

8 Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Предметом земельного права являются общественные отношения, урегулированные нормой земельного права, складывающиеся по поводу использования и обеспечения охраны земельных участков, а также управлении земельным фондом Российской Федерации. Предмет правового регулирования, его границы могут быть уточнены с помощью метода, присущего той или иной отрасли права. Методом земельного права является совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельно-имущественных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами это административно-правовой метод (метод власти и подчинения) и гражданско-правовой метод (метод дозволения). Императивный метод это метод воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Метод императивных предписаний, по существу является не отраслевым, а общеправовым методом. Он свойственен любой отрасли права. Диспозитивный метод это метод определения пределов поведения участников земельных отношений, предоставляющий им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в установленных пределах. Система земельного права это совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельно-имущественные отношения, обладающие единством. 8

9 Систему земельного права составляют общая и особенная части. Общая часть земельного права включает общие правила и нормы правового регулирования земельных отношений по использованию и охране земель. Институтами общей части земельного права являются: право собственности и иные вещные права на землю; права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; управление в сфере использования и охраны земель; правовая охрана земель; правовое регулирование платы за землю; ответственность за нарушение земельного законодательства. Особенная часть земельного права изучает особенности использования и правовой режим отдельных категорий земель в зависимости от их целевого назначения. Институтами особенной части земельного права являются: правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель населенных пунктов; правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения; правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов; правовой режим земель лесного фонда; правовой режим земель водного фонда; правовой режим земель запаса. Принципы земельного права это основополагающие начала, которыми руководствуются участники земельных правоотношений. Основные правовые принципы сформулированы в статье 1 ЗК РФ, а изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: 1) Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (ст. 9, п.п. 3 п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 42, п. 4 ст. 42 ЗК РФ). 2) Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряже- 9

10 ние землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. 3) Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (ст.ст. 7, 41, 42, 55, 74 Конституции РФ; стст. 41, 42, 43, 60-63, ЗК РФ; Федеральные законы: от ФЗ «Об охране окружающей природной среды», от ФЗ «О радиационной опасности населения», от ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимиками»). 4) Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством (п. 2 ст. 23, ст. 31 ЗК РФ). 5) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 4 ст. 35 ЗК РФ, ст. 273 ГК РФ) 1. 6) Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подробнее: главы 17, 18 ЗК РФ, Закон 1 См.: Романова Г.В. Приобретение права собственности на земельные участки собственниками расположенных на них зданий, строений и сооружений // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки» (10). 10

11 об обороте земель, Лесной кодекс РФ от ФЗ (далее ЛК РФ), Федеральный закон от ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). 7) Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подробнее гл. 10 ЗК РФ, гл. 31 Налоговый кодекс РФ (ч. 2) от ФЗ). 8) Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (ст. 7, гл.гл ЗК РФ). 9) Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому, правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. 10) Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы. 11) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ установлен приоритет земельного законодательства перед гражданским при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, так как гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное специальные. Поэтому если конкретное земельное правоотношение урегулировано специальной нормой, содержащейся в ЗК РФ или другом земельном правовом акте, то общая норма гражданского законодательства Российской Федерации не применяется. 11

12 Земельные отношения являются сложными отношениями, поскольку они могут регулироваться нормами как земельного, так и гражданского законодательства, а нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения 1. Взаимосвязь земельного права с гражданским и административным правом вызвана сходством предмета правового регулирования данных отраслей права. Как известно, предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения (ст. 2 ГК РФ), а предметом административного права управленческие отношения. Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений по использованию и охране земельного фонда Российской Федерации. Особенность предмета земельного права состоит в том, что с одной стороны, земельные имущественные отношения могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений привлекается метод административного права с его властными предписаниями о порядке ведения земельного кадастра, регистрации земельных участков, а также об особом режиме их использования и т.д. Общей сферой правового регулирования земельного и гражданского законодательства являются вопросы права собственности на землю, иных вещных прав на земельные участки, оборотоспособности земельных участков, в незначительной степени договоров с земельными участками и гражданско-правой ответственности за нарушение земельного законодательства. Проблема соотношения гражданского и земельного права исследовалась учеными-юристами и ими сделаны выводы о том, что гражданское и земельное право соотносятся как общее и специальное. Нормы гражданского права применяются в тех случаях, когда соответствующая норма отсутствует в земельном законодательстве и при коллизии норм этих отраслей права используется норма земельного законодательства. 1 Романова Г.В. Значение земельной реформы 1990-х годов для России. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки» (11). С

13 Список используемой и рекомендуемой литературы Нормативные правовые акты: 1. «Принципы по дистанционному зондированию Земли из космоса» (Приняты Резолюцией 41/65 Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, С «Конвенция о передаче и использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса» (Заключена в г. Москве ) // Борьба СССР за мирное использование космоса. Т. 2. М.: Политическая литература, С Конституция РФ от Гражданский кодекс РФ (ч. I) от ФЗ. 5. Гражданский кодекс РФ (ч. II) от ФЗ. 6. Налоговый кодекс РФ (ч. I) от ФЗ. 7. Налоговый кодекс РФ (ч. II) от ФЗ. 8. Земельный кодекс РФ от ФЗ. 9. Семейный кодекс РФ от ФЗ. 10. Жилищный кодекс РФ от ФЗ. 11. Трудовой кодекс РФ от ФЗ. 12. Уголовный кодекс РФ от ФЗ. 13. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от ФЗ. 14. Кодекс РФ об административных правонарушениях от ФЗ. 15. Градостроительный кодекс РФ от ФЗ. 16. Водный кодекс РФ от ФЗ. 17. Лесной кодекс РФ от ФЗ. 18. Закон РФ от «О плате за землю». 19. Закон РСФСР от «О закрытом административно-территориальном образовании». 20. Закон РФ от I «О Государственной границе Российской Федерации». 21. Закон РФ от I «О космической деятельности». 22. Федеральный закон от ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». 165

14 23. Федеральный закон от ФЗ «О животном мире». 24. Федеральный закон от ФЗ «О племенном животноводстве». 25. Федеральный закон от ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте». 26. Федеральный закон от ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». 27. Федеральный закон от ФЗ «Об использовании атомной энергии». 28. Федеральный закон от ФЗ «Об экологической экспертизе». 29. Федеральный закон от ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». 30. Федеральный закон от ФЗ «О мелиорации земель». 31. Федеральный закон от ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». 32. Федеральный закон от ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». 33. Федеральный закон от ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 34. Федеральный закон от ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». 35. Федеральный закон от ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». 36. Федеральный закон РФ от ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». 37. Федеральный закон от ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». 38. Федеральный закон от ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». 39. Федеральный закон от ФЗ «О санитарноэпидемилогическом благополучии населения». 40. Федеральный закон от ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». 41. Федеральный закон от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». 166

15 42. Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды». 43. Федеральный закон от ФЗ «О землеустройстве». 44. Федеральный закон от ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». 45. Федеральный закон от ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». 46. Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды». 47. Федеральный закон от ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». 48. Федеральный закон от ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». 49. Федеральный закон от ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». 50. Федеральный закон от ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». 51. Федеральный закон от ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». 52. Федеральный закон от ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 53. Федеральный закон от ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». 54. Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». 55. Федеральный закон от ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». 56. Указ Президента РФ от «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования». 57. Указ Президента Российской Федерации от «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками». 58. Указ Президента РФ от «О структуре федеральных органов исполнительной власти». 167

16 59. Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации». 60. Постановление Правительства РФ от «О порядке определения нормативной цены земли». 61. Постановление Правительства РФ от «О методике определения сопоставимости по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий». 62. Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства». 63. Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества». 64. Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства». 65. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. 262 «Об утверждении правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц». 66. Приказ Роскомзема от «Правила оформления кадастрового плана земельного участка». 67. Приказ Ростехнадзора от «Об утверждении инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)». 68. Приказ Минэкономразвития РФ от «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». 69. Закон г. Москвы от «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры». 70. Закон г. Москвы от «Об особо охраняемых территориях города Москвы». 71. Закон г. Москвы от «О земельном налоге». 72. Закон г. Москвы от «Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научнопромышленного потенциала города Москвы». 168

17 73. Закон г. Москвы от «О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы». 74. Закон города Москвы от «О городских почвах». 75. Закон города Москвы от «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях». 76. Закон г. Москвы от «О землепользовании в городе Москве». 77. Закон г. Москвы от «Градостроительный кодекс города Москвы». 78. Закон города Москвы от «О генеральном плане города Москвы». 79. Постановление Правительства Москвы от ПП «О предоставлении в пользование Данилову ставропигиальному мужскому монастырю Русской Православной Церкви г. Москвы земельного участка по ул. Даниловский Вал, вл. 13 под строительство Центра духовного развития молодежи (Южный административный округ)». 80. Распоряжение префектуры САО г. Москвы от «О предоставлении региональной общественной организации «Московский городской союз автомобилистов» в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Базовская, вл. 4 (Северный административный округ города Москвы)». Основная и дополнительная литература: 81. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика. Пандаков К.Г., Черноморец А.Е. 3-е изд., испр. и доп. Саратов: Научная книга, с. 82. Государственная регистрация прав на земельные участки: проблемы и пути их решения. Романова Г.В. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки» (5). С Государственный доклад Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» // Гражданское право. Учебник: В 3 т. 6-е изд., перераб. и доп. / Сост. Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби; Проспект, Т с. 169

18 85. Ерофеев Б.В.; Земельное право России: учебник для вузов / науч. ред. Л.Б. Братковская. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, с. 86. Земельное право: Курс лекций. Болтанова Е.С. М.: ИН- ФРА-М, с. 87. Земельное право: Учебник / Боголюбов С.А., М.: Юрайт- Издат, с. 88. Земельное право: Курс лекций. Галиновская Е.А. М.: Эксмо, с. 89. Земельное право: Учебник /Жариков Ю.Г., Галиновская Е.А., Боголюбов С.А. М.: Проспект, с. 90. Земельное право: Учебник / Ерофеев Б.В., М.: Юрайт- Издат, с. 91. Земельное право России: учебник для бакалавров / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин; под ред. А.П. Анисимова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, с. 92. Значение земельной реформы 1990-х годов для России. Романова Г.В. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки» (11). С Ильин А. Пашня как товар // Российская газета С Ипотека недвижимости: проблемы и перспективы развития. Романова Г.В. // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: Материалы ежегодной научной конференции памяти профессора Ф.М. Рудинского, 24 апреля 2014 года. М.: МГПУ, Изд-во ЦОЗ, Ипотека жилья в России: проблемы и перспективы развития. Романова Г.В. // Сборник научных статей, посвященный 10-летию кафедры международного права и прав человека Юридического института МГПУ «Права человека в международном и национальном праве» / Под общ. ред. Е.М. Павленко. М.: Права человека, Исторические предпосылки возникновения частной собственности на землю в России. Романова Г.В. // Вестник Академии права и управления Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Болтанова Е.С., Женетль С.З.. М.: РИОР, Инфра-М, с. 98. Крассов О.И. Земельное право современной России: Уч. пособие. М: Дело, с. 99. Крассов О.И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М: Юристъ,

19 100. О государственном регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения. Быстров Е.Г. // Право и политика С Правовое регулирование кадастровой оценки недвижимости. Романова Г.В. // Современные проблемы права и социальногуманитарных наук: Научные труды XVI Международной научнопрактической конференции, 17 декабря 2014 года. Сборник 16. М.: НОУ ВПО МГТА, 2015 г. 106с Правовое регулирование определения кадастровой стоимости земли: проблемы и пути решения. Романова Г.В., Дорохова Е.С. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки» (17) Содержание права собственности на земельные участки: Монография. Романова Г.В. М.: Юрист, с Чубуков Г.В. Земельное право России: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., с.

Земельное право: конспект лекций (автор — Копилян В.А.)

Земельное право: конспект лекций

В учебном пособии рассматриваются вопросы земельного права, сочетающие теоретические основы в области земельного права и новейшие разработки в области земли в Российской Федерации. Особое внимание уделяется раскрытию вопросов земельного права в Крымском федеральном округе. Нормативно-правовая база соответствует последним изменениям российского законодательства в сфере земельных правоотношений на март 2016 г. Предназначено для преподавателей, государственных и муниципальных служащих, депутатов различных уровней власти, практикующих юристов, представителей правоохранительных органов, судей, студентов, обучающихся по направлению учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО «Земельное право».

Земельное право. Конспект лекций. Павловский И.А.

М: МИЭМП, 200 4 . — 70 с.

Конспект лекций предназначен для изучения курса «Земельное право» студентами, обучающимися по специальности 02.11.00 «Юриспруденция». Вместе с тем, для надлежащего освоения положений дисциплины «Земельное право», в том числе для успешной сдачи экзаменов и зачетов, применения знаний на практике, необходимо самостоятельное изучение студентом земельного законодательства и указанной в конспекте учебной литературы.

Печатается по решению научно-методического совета Московского института экономики, менеджмента и права.

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 5
ТЕМА № 1. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВ А . 6
ТЕМА № 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ 11
ТЕМА № 3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВ А 1 6
ТЕМА № 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 20
ТЕМА № 5. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 24
ТЕМА № 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 30
ТЕМА № 7. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТР А 33
ТЕМА № 8. ЗЕМЕЛЬНО — ПРАВОВЫЕ СДЕЛКИ 3 7
ТЕМА № 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 42
ТЕМА № 10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 46
ТЕМА № 11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ 50
ТЕМА № 12. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА. ЗЕМЛИ ЗАПАСА 53
ТЕМА № 13. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Земельное право. Общая часть Курс лекций — Бородин С.С

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

ÓÄÊ 349.4 ÁÁÊ 67.99(2)5

Б83 Земельное право. Общая часть: Курс лекций / СПбГУАП. СПб., 2000. 215 с. ISBN 5-8088-0049-8

Изложен материал общей и особенной частей курса “Земельное право”. Использованы теоретические изыскания виднейших ученых, занимающихся проблемами земельного права. Предложен и собственный взгляд автора. Содержание курса лекций опирается на действующее законодательство по регулированию земельных отношений.

Предназначен для студентов юридического и других факультетов очного, заочного обучения и экстерната.

доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент ÌÀÍ ÂØ Â. Ì. Áîåð ;

доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент ААН, Заслуженный юрист Российской Федерации Н. Г. Янгол

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве курса лекций

© С. С. Бородин, 2000

Земельное право – одна из юридических дисциплин, изучаемых в высших образовательных учреждениях. Проблемой изу- чения земельного права является то, что материалы учебников, содержащие многочисленные нормативные акты по конституционному, земельному, административному, гражданскому и другим отраслям права, регулирующие земельные отношения, значительно отстают от действующего законодательства и нередко к моменту издания учебника являются отмененными. К тому же авторы учебников излагают материал безотносительно к программам курса конкретных образовательных учреждений, поэтому ни в названиях тем, ни в их содержании не просматривается единый подход.

Целью издания курса лекций по земельному праву является изложение материала в соответствии с программой, утвержденной Ученым советом Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, оказание помощи студентам университета в изучении действующих законодательных и других нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.

Курс лекций рассчитан на две части – общую и особенную, включающие двадцать тем. В общей части излагаются одиннадцать тем: предмет и система земельного права; история земельного права России; земельно-правовые нормы и земельные правоотношения; источники земельного права; право собственности на землю; иные, кроме права собственности, виды прав на землю; правовое регулирование сделок с землей; государственное регулирование земельных отношений; землеустройство и государственный земельный кадастр; охрана и воспроизводство земельных ресурсов; ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть включает темы, регулирующие правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, крестьянских (фермерских) хозяйств, поселений, промышленности, транспорта; земель лесного и водного фондов, особо охраняемых территорий.

Изучение данного курса предусматривает получение знаний студентами во время чтения лекций, на семинарских и практических занятиях, а главное – в процессе самостоятельной работы студентов.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Предметом отрасли права, в том числе земельного, является определенная группа обще-

ственных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. Предметом земельного права являются волевые общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием охраной земель и регулируемые нормами земельного права.

При определении предмета правового регулирования в области земельных отношений необходимо помнить следующее.

1. Предметом являются не все, а лишь волевые общественные отношения, т. е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими. Например, проведение или не проведение работ по повышению плодородия земель зависит от воли людей, а значит, они входят в предмет правового воздействия.

Вместе с тем не всегда человек волен немедленно восстановить земли, загрязненные сверх допустимых концентраций химическими или иными веществами. В связи этим Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) дает право землепользователям консервировать указанные земли в порядке, установленном правительством РФ.

2. Предмет правового регулирования составляют не всякие волевые общественные отношения, а лишь те, которые возможно урегулировать правовыми нормами. Так, законом невозможно обязать исполнителей создать благоприятную экологическую среду и выгодное людям состояние природных ландшафтов, так как это зависит не только от их воли, но и от многих других факторов: состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей природной среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов данной административно-территоральной единицы; последствий, возникших в результате деятельности предыдущих поколений

Понятие предмета и метода земельного права

и т. д. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цель землеустройства – улучшение (а не создание) природных ландшафтов.

3. К предмету правового регулирования относятся также волевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются в урегулировании правовыми средствами. Например, невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлению нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в почве. В связи с чем земельное законодательство устанавливает определенные обязанности для пользователей земли в интересах плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.

4. Наконец, в предмет правового регулирования входят лишь те общественные отношения, которые подпадают под действие правовых норм. Например, правовой обязанностью всех пользователей земли является повышение плодородия почв, однако они не обязаны искусственно создавать какой-то новый тепловой, воздушный, солевой, водный и иной режим почв. Эти отношения законом не регламентируются и, следовательно, не подпадают под действие правовых норм 1 .

Вместе с тем отсутствие в российском законодательстве понятий “земля” и “почва” затрудняет определение предмета земельного права. Понятие “земля” раскрывается лишь в ГОСТ 26640-85 “Земля. Термины и определения”, в п. 1 которого сказано, что “земля – это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства” 2 .

Однако ГОСТы не имеют законодательной силы, поскольку являются лишь нормативными документами по стандартизации, и обязательные к исполнению требования в них касаются ограниченного круга вопросов: обеспечение безопасности окружающей среды, жизни и здоровья людей и т. д.

1 Ñì.: Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. акад.

Ã. В. Чубукова ; М.: Новый Юрист, 1998. С. 9–10.

2 Öèò. ïî: Ерофееву Б. В . Óêàç. ñî÷. Ñ. 12.

Предмет и система земельного права

Вместе с тем земля имеет особенности и свойства, которые могут быть урегулированы законом. Рассмотрим их.

1. Земля является единственным местом обитания человека, его родным домом, поэтому человек не может покинуть Землю и переселиться на другие планеты. Земля – основа основ бытия. Она является всемирным общежитием, и каждое уходящее поколение оставляет в наследство потомкам следы своей деятельности. Так, недостатки реформы 1861 года, при которой не учли ее экологических последствий, привели к значительным трудностям последующего земледелия, поскольку крестьяне, вытесненные в результате реформы на худшие земли, вовлекли в неправильную систему обработки склоны оврагов, положив на- чало почвенно-эрозионным процессам. Еще более удручающее положение сложилось после проведения земельной реформы 1990–1994 гг., когда Россия оказалась на пороге экологического кризиса. Достаточно сказать, что из 134,2 млн га пахотных земель около 55 млн га – это земли эрозированные, и ежегодно к ним прибавляются 0,4–1,5 млн га. Каждый год оврагов становится больше на 80–100 ãà 1 .

Сказанное порождает следующие особенности правового регулирования земельных отношений:

à ) поскольку земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе, то каждый человек должен быть собственником этого бесценного дара. В силу этого основным субъектом земельной собственности должны быть именно граждане РФ;

á ) деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли осуществляется, как правило, с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;

â ) распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местного самоуправления, в результате должно пресекаться преобладание частных или ведомственных интересов над общенародными;

1 Подробнее см.: Государственный доклад “О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1993 г.” // Зеленый мир. 1994. ¹ 24–30; 1995. ¹ 1–5.

Понятие предмета и метода земельного права

ã ) в земельном праве не полностью применяются сроки исковой давности, предусмотренные для гражданских, административных, уголовных и иных правоотношений. Так, если ранее за самовольный захват земельного участка наступала уголовная ответственность, то сейчас за это деяние лицо привлекается к административной ответственности.

2. Земля – важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей или равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит с другими орудиями и средствами производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права,

à должны – нормами земельного права с учетом норм гражданского права и только в части, не урегулированной нормами земельного права.

В условиях рыночной экономики цена земельных участков определяется исходя из спроса и предложения и имеет постоянную тенденцию к росту.

Все это породило необходимость учета земельных ресурсов в виде земельного кадастра, регистрации сделок с землей – требуются критерии рациональности землепользования на всех землях путем кадастровых оценок.

3. Земля представляет собой сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере деятельности различных отраслей права:

à ) конституционного, нормами которого регулируются ад- министративно-государственное устройство, государственные границы и суверенитет народов. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этни- ческих групп может быть установлен, по согласованию с органом местного самоуправления, особый режим использования земель;

Предмет и система земельного права

á ) административного, определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правоотношений и т. п.;

â ) гражданского, нормы которого особенно расширили сферу правового регулирования земельных отношений после принятия нового Гражданского кодекса (ГК РФ) в 1994 году. Восстановление категории недвижимости, т. е. объектов, неразрывно связанных с землей (строений, сооружений, мелиоративных систем), введение купли-продажи земли, земельного рынка, ипотеки и др. – все это должно способствовать возрастанию норм гражданского права в регулировании земельных отношений 1 ;

ã ) трудового, поскольку хозяйственная эксплуатация земельных участков осуществляется работниками предприятия, труд которых регулируется преимущественно трудовым правом;

ä ) экологического, так как земля представляет собой часть экологической системы (почвенной, воздушной, водной и т. д), одновременно входя в качестве важнейшего элемента в систему биосферы, являясь частью космической системы.

4. Как уже отмечалось, земельные отношения имеют имущественное содержание. В силу своих специфических особенностей земля является имуществом особого рода. Она не имеет и не может иметь стоимости. Ей придается лишь видимость имущественной ценности. В условиях рыночных отношений цена земли определяется по закону спроса и предложения, она имеет тенденцию к увеличению, так как потребность в ней все время возрастает ввиду ограниченности плодородных и расположенных в более благоприятных условиях земельных участков, в которых постоянно нуждаются люди. Этот фактор активно используется любителями спекулятивных сделок. Для предупреждения таких негативных явлений земельный рынок должен регулироваться государством. Сделки с землей не должны определяться по тем же правилам, какие действуют при продаже различного имущества, а должны регулироваться земельным законодательством, которое точнее отражает естественную природу и значимость земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

1 Ñì.: Ерофеев Б. В. Óêàç. ñî÷ Ñ. 9–15.

Понятие предмета и метода земельного права

Таким образом, предметом земельного права являются общественные земельные отношения, имеющие экономическое содержание. Специфика данных общественных отношений обусловлена природными особенностями земли как уникального объекта общественных отношений.

Если предмет правового регулирования – это то, что регулируется правовыми нормами, то его метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет.

В литературе выделяют два метода регулирования земельных отношений: императивный и диспозитивный, – каждый из которых имеет ряд особенностей 1 .

Императивный (от лат. imherativus – повелительный) метод правового регулирования выражается в установлении обязанностей субъектов правоотношений и запретов, подлежащих исполнению.

Установление обязанностей – ведущий способ правового регулирования, поскольку они занимают значительный удельный вес в содержании земельно-правовых норм. Это обязанности: соблюдать субординацию органов власти в части регулирования земельных отношений, соблюдать приоритет земель сельскохозяйственного назначения, порядок предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке и т. д.

Установление запретов в земельном праве – это определение границ как возможного, так и должного поведения участников земельных правоотношений. Границы должного поведения определяются для того, чтобы способы, которыми субъекты земельных правоотношений выполняют свои обязанности и достигают своих целей, не противоречили государственным и общественным интересам и не наносили им вреда. Например, осуществляя строительство на земельном участке, всякий землепользователь обязан руководствоваться действующими строительными нормами и правилами, согласовывать это строительство с землеустроительными, санитарными, пожарными, природоохранительными и иными органами, осуществляющими государственный контроль за этой сферой хозяйственной деятельности.

1 Ñì.: Ерофеев Б. В . Указ. соч. С. 21; Земельное право России: Учебник по специальности “Правоведение” / Под ред. В. В. Петрова . М.: Зерцало, 1997. С. 12–13.

Предмет и система земельного права

Диспозитивный (от лат. dispositio – расположение) метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих целей или задач.

Б. В. Ерофеев различает три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий 1 .

1. Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного, самостоятельного поведения субъекта земельных правоотношений для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государственного органа, облегчают ему выбор того или иного решения. Например, экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель предусматривает выделение средств из федерального или местного бюджетов (ст. 106 ЗК РФ) для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли. Однако вопрос о том, в каких размерах, в какие сроки и кому выделять такие средства, решается местными органами.

2. Санкционирующий метод выражается в том, что решение

î реализации своих земельных полномочий субъект земельного правоотношения принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом. Так, материалы предварительного согласования места размещения объекта готовятся заинтересованными лицами, однако юридически значимыми они становятся лишь после утверждения соответствующими органами местного самоуправления.

3. Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий. Например, исклю- чительно от воли гражданина – собственника земельного участка зависит передача земельного участка по наследству. Государство вправе вмешаться лишь в случае, если гражданином не было составлено завещание и отсутствуют наследники по закону.

Однако в указанной системе методов неизбежно выделяются те или иные виды или подвиды. Так, в регулировании порядка