Контрабанда ст 188 ук состав и виды этого преступления

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Контрабанда (ст. 188 УК). Непосредственный объект преступ­ления: основной — совокупность общественных отношений, регу­лирующих нормальное осуществление внешнеэкономической дея­тельности, а также финансовые интересы государства. Дополни­тельными объектами при контрабанде особыми видами предме­тов, указанных в ч. 2 ст. 188 УК, являются общественные отно­шения по обеспечению здоровья населения — при перемещении наркотических средств и психотропных веществ; по обеспече­нию общественной безопасности — при перемещении огнестрель­ного оружия, боеприпасов, взрывных устройств; по обеспечению мира и безопасности человечества — при перемещении различных видов оружия массового поражения. В качестве факультативного объекта может выступать здоровье лица, осуществляющего тамо­женный контроль.

Предмет контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК, со­ставляют товары и иные предметы, за исключением указанных в ч. 2 этой же статьи. Под товарами согласно ст. 18 Таможенного кодекса РФ* следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую, иные виды энергии, транспортные средства.

*ВВС. 1993. №31. Ст. 1224.

Контрабанда указанными товарами уголовно наказуема, если они перемещаются в крупном размере. В соответствии с примеча­нием к ст. 188 УК размер является крупным, если стоимость пере­мещенных товаров превышает пятьсот минимальных размеров оп­латы труда (в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 1998г.).

Предмет контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188 УК, обра­зуют предметы, в основном изъятые из свободного гражданского оборота или ограниченные в нем, представляющие угрозу для здо­ровья населения, общественной безопасности, а также предметы, составляющие культурное достояние России или иных государств. К ним относятся: наркотические средства, психотропные, сильно­действующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные, взрывча­тые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и дру­гие виды оружия массового поражения, материалы и оборудова­ние, которые могут быть использованы при создании оружия мас­сового поражения, стратегически важные сырьевые товары, куль­турные ценности. Незаконное перемещение указанных предметов через таможенную границу уголовно наказуемо независимо от раз­мера.

Объективная сторона преступления представляет собой неза­конное перемещение указанных предметов через таможенную гра­ницу Российской Федерации.

Под перемещением предметов через таможенную границу сле­дует понимать совершение действий по ввозу на таможенную тер­риторию РФ или вывозу с нее товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в почтовых международных отправ­лениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст. 18 Таможенного кодекса — далее ТК).

Таможенной границей РФ являются пределы таможенной тер­ритории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная территория РФ включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также острова, установ­ки, сооружения, находящиеся в морской исключительной эконо­мической зоне РФ, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 3 ТК).

Обязательным признаком объективной стороны контрабанды является способ перемещения товаров и иных предметов через та­моженную границу РФ. Этими способами являются:

1) совершение перемещения помимо таможенного контроля, т.е. вне определенных органами таможенного контроля мест дозво­ленного перемещения товаров;

2) с сокрытием от таможенного контроля, т.е. любым способом, затрудняющим обнаружение утаиваемых товаров или предметов; это возможно как с использованием тайников (например, двойное дно чемодана, выдолбленное пространство в каблуке, естественные полости человеческого тела и др.), так и без такового;

3) с обманным использованием документов или средств тамо­женной идентификации, т.е. с предоставлением лицам, осущест­вляющим таможенный контроль, заведомо подложных документов, документов, полученных незаконным путем (например, в ре­зультате дачи взятки соответствующему должностному лицу), а также использование фальсифицированных средств таможенной идентификации — печатей, пломб, буквенных или цифровых мар­кировок и т.д.;

4) с недекларированием или недостоверным декларированием, т.е. без заявления о перемещении товаров или иных предметов в установленной законом форме в таможенной декларации либо с заявлением недостоверных сведений.

Преступление окончено с момента фактического незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную гра­ницу РФ, т.е. состав формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достиг­шее 16 лет.

Квалифицированные виды деяний, указанных в ч. 1, 2 ст. 188 УК, названы в ч. 3 названной статьи. Квалифицирующими при­знаками являются совершение преступления:

б) должностным лицом с использованием своего служебного по­ложения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможен­ный контроль.

К должностным лицам в данном случае относятся работники таможенных органов, а также должностные лица, освобожденные на основании положений закона от определенных форм таможен­ного контроля. Статья 188 ТК определяет их круг. Среди них Пре­зидент РФ, а также депутаты Государственной Думы и члены Со­вета Федерации, члены Правительства РФ, если они пересекают таможенную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

Насилие, применяемое к лицам, осуществляющим таможен­ный контроль, может быть как физическим, так и психическим в виде угрозы применить насилие. Физическое насилие может выра­жаться в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести или тяжкого, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 111 УК. Причинение более тяжкого вреда и убийство потерпев­шего требуют дополнительной квалификации по ч. 3 или 4 ст. 111 либо по ст. 105 УК.

Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступ­ления является совершение его организованной группой (ч. 3 ст. 188 УК).

Статья 188. Контрабанда

Статья 188. Контрабанда

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в часть 1 статьи 188 внесены изменения

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П положения части первой статьи 188 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования позволяют при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П часть первая статьи 188 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет — во взаимосвязи с примечанием к статье 169 настоящего Кодекса — при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250 000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ в часть вторую статьи 188 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ в часть 3 статьи 188 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

Статья 188 УК РФ. Утратила силу.

Новая редакция Ст. 188 УК РФ

Статья 188. Утратила силу — Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

Комментарий к Статье 188 УК РФ

1. Нормативный материал к статье: ТК; ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 02.02.2006) ; Постановление Пленума ВС СССР от 03.02.1978 N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» (в ред. от 06.12.1979) , в части, не противоречащей новому уголовному закону и др.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 6. Ст. 636.

Сб. постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924 — 1986. М.: Известия СНД СССР, 1987.

2. Комментируемая статья предусматривает два вида уголовно наказуемой контрабанды: менее опасный, включенный в ч. 1 ст. 188, и более опасный, который определяется ч. 2 этой статьи. Разграничение между названными видами контрабанды происходит в основном по предмету — незаконно перемещаемым через границу ценностям и по одному из элементов объективной стороны — размеру этих ценностей. По ч. 1 деяние должно быть совершено в крупном размере; для более опасного вида контрабанды это не является обязательным условием.

3. Предметом менее опасного вида контрабанды (ч. 1) выступают любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч. 2 коммент. статьи. Чаще других в качестве контрабанды перевозятся валюта, ювелирные ценности, часы, техника различного назначения и др.

4. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2 коммент. статьи, выступают следующие категории предметов: а) наркотические средства; б) психотропные вещества; в) сильнодействующие вещества; г) ядовитые вещества; д) отравляющие вещества; е) взрывчатые вещества; ж) радиоактивные вещества; з) радиационные источники; и) ядерные материалы; к) огнестрельное оружие; л) взрывные устройства; м) боеприпасы; н) оружие массового поражения; о) средства его доставки; п) иное вооружение; р) иная военная техника; с) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ; т) стратегически важные сырьевые товары; у) культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.

5. Наркотические средства — это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (в ред. от 08.07.2006) , в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах (1961 г.) . Подробнее см. коммент. к ст. 228.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3198; 2004. N 8. Ст. 663, N 47. Ст. 4666; 2006. N 29. Ст. 3253.

СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2269.

К наркотическим средствам относят, например, марихуану, гашиш, смолу каннабиса, опий, солому маковую, морфин, героин, кодеин, промедол, омнопон, морфилонг, катинон, псилоцибин и т.д.

6. К психотропным веществам относят вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Они оказывают преимущественное влияние на психику человека и могут иметь форму антидепрессантов, нейролептиков, психостимулирующих и седативных средств, транквилизаторов и т.д.

К психотропным веществам относятся: амобарбитал, диморфан, кетамин, 4-метиламинорекс, пентабарбитал, фентермин, фепранон, фтиротан, хальцион, ципепрол, мембутал.

7. Сильнодействующие вещества — это вещества, вызывающие отравления и вред здоровью или жизни человека, например, ожоги, при принятии их человеком даже в незначительных дозах или при нарушении правил их применения.

К сильнодействующим веществам относятся: амизил, бензонал, диазепам, клофелин, меназепам, мепробамат, оксазепам, рожки спорыньи эрготаминового штамма, солутан, толуол, хлорэтил, эфир для наркоза, синтетический этиловый спирт и т.д.

8. К ядовитым веществам следует относить вещества, которые вызывают отравление и могут привести к смерти. В их числе: ангидрид уксусной кислоты, ацеклидин, барий цианистый, глифтор, дильдрин, зарин, змеиный яд, кальций цианистый, метиловый спирт, мышьяковый и мышьяковистый ангидрид, пчелиный яд очищенный и др.

9. Отравляющими веществами считают высокотоксичные химические соединения и их реагенты. Они воздействуют на органы дыхания человека и его центральную нервную систему, вызывая их поражение. Такими веществами выступают иприт, хлор, фосген и другие.

10. Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п. (см. п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5).

11. Радиоактивные вещества представляют собой не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

12. Радиационные источники — это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

13. К ядерным материалам относят материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

14. Постановление Пленума Верховного Суда от 12.03.2002 N 5 (абз. 2 п. 2) предлагает понимать под огнестрельным оружием все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.

15. Взрывное устройство — промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.). Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

16. Боеприпасы — это предметы вооружения и метаемое снаряжение как отечественного, так и иностранного производства, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание. К категории боеприпасов относят артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т.п., независимо от наличия или отсутствия у них средств для инициирования взрыва, предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к огнестрельному оружию, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом.

17. Оружие массового поражения включает в себя: а) ядерное; б) химическое; в) бактериологическое (биологическое); г) токсинное оружие.

18. Средства доставки оружия массового поражения представляют собой ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

19. ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (в ред. от 25.10.2006) дает понятие вооружения и военной техники. К ним он относит комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие; системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой; системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства и др.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610; 2006. N 44. Ст. 4532.

20. Понятие материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, дается в ряде нормативных актов, подробнее см. в коммент. к ст. 189. Как правило, указанные материалы и оборудование имеют двойное назначение, т.е. могут использоваться и в мирных, и в военных целях.

21. Стратегически важные сырьевые товары определяются Правительством России в специальных перечнях. К ним обычно относят нефть, нефтепродукты, черные, цветные и редкоземельные металлы, лес, лесоматериалы, пшеницу твердых и мягких сортов, икру, ценные породы рыб и водных животных, лекарственное сырье растительного и животного происхождения и т.п.

22. Культурные ценности по составу включают в себя, например, художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные культурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы, произведения декоративно-прикладного искусства, старинные книги, изделия, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях и т.п.

23. Объективная сторона составов преступления, предусмотренных ч. 1 и 2 коммент. статьи, совпадает полностью, за исключением одного признака — размера перемещаемых ценностей, и заключается в незаконном перемещении предметов посягательства через таможенную границу РФ. По ч. 1 статьи предметы контрабанды, указанные для нее, перемещаются в крупном размере.

24. Формы незаконного перемещения: а) перемещение помимо таможенного контроля; б) перемещение с сокрытием от таможенного контроля; в) перемещение с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; г) перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

25. Перемещение через таможенную границу заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

26. Местом совершения преступления признаются таможенная территория и таможенная граница.

27. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем: проверки документов; устного опроса; получения пояснений; таможенного наблюдения; таможенного осмотра товаров и транспортных средств; таможенного досмотра товаров и транспортных средств; личного досмотра; проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенной ревизии.

28. Перемещение товаров помимо таможенного контроля означает перемещение их вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.

29. Под сокрытием товаров от таможенного контроля понимают использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других.

Тайники представляют собой специально созданные в целях сокрытия приспособления или хранилища (двойное дно в чемоданах, специально выдолбленные отверстия в каблуках обуви, в тростях, ручках зонта, магнитные контейнеры, прикрепляемые к транспортным средствам в труднодоступных местах, и т.д.). Другие способы, затрудняющие обнаружение товаров, — это, например, провоз товаров в тамбурах поездов, хвостовой части самолетов, в туалетах, в труднообозримых местах транспортных средств, на себе — под одеждой, в естественных складках тела и т.п.; придание одним товарам вида других: ювелирное изделие, например, предъявляется как бижутерия, произведение искусства — как подделка, типографская или иная копия.

30. Предметом такой формы контрабанды, как перемещение товаров с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, выступают документы и средства таможенной идентификации.

Под документами здесь следует понимать все виды документов, о которых указывает ТК: транспортные (перевозочные) — коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках; коммерческие — счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из ТК не вытекает другое; таможенные — документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций и т.д.

31. Обманное использование документов или средств таможенной идентификации состоит в представлении таможенному органу поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства таможенной идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

32. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров или транспортных средств заключается в незаявлении по установленной письменной, устной, электронной или конклюдентной форме достоверных сведений либо заявлении недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

33. Вопрос о моменте окончания преступления решается различно в зависимости от ввоза или вывоза товаров. При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию моментом окончания контрабанды является фактическое пересечение таможенной границы. При вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории момент окончания контрабанды связан с подачей таможенной декларации или иным действием, непосредственно направленным на реализацию намерения вывезти предмет посягательства.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз, ТК относит вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест.

34. Обязательным условием ответственности по любой форме контрабанды по ч. 1 коммент. статьи является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов. Действия признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещаемых товаров превышает 250 тыс. руб. (примеч. к ст. 169).

35. Субъективная сторона контрабанды характеризуется прямым умыслом.

36. Субъектом преступного посягательства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

37. Часть 3 коммент. статьи содержит квалифицирующие признаки к обоим видам контрабанды; ими признаются: 1) совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3) и 2) совершение деяния с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. «в» ч. 3).

38. Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ч. 1, 2 ст. 111).

39. В ч. 4 коммент. статьи предусмотрено ужесточение наказания, если контрабанда совершена организованной группой (см. ч. 3 ст. 35).

40. Контрабанда, предусмотренная ч. 1, является преступлением средней тяжести; деяния, указанные в ч. 2 и 3, отнесены законодателем к категории тяжких, а содержащееся в ч. 4 — к категории особо тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 188 УК в процессе написания. Заходите позже.

Суть контрабанды заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов.

Объект преступления — установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Диспозиция носит бланкетный характер, так как необходимо применение норм и положений, указанных в Таможенном кодексе РФ. Кроме того, в ч. 1 и ч. 2 ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусмотрены самостоятельные составы преступлений, но полностью совпадающие по объективным и субъективным признакам.

Отличие между данными составами состоит в различных предметах преступления, то есть в предметах, которые перемещаются через таможенную границу.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ такими предметами признаются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, домашние животные и т.д. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ. Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности регулируется Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Часть 2 ст. 188 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

Объективная сторона преступления выражается в действии — перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

Основные вопросы, связанные с толкованием признаков объективной стороны и квалификации деяния, раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»:

  1. Перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (п. 4).
  2. Перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля состоит в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля (п. 8).
  3. Сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов являются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела) (абз. 2 п. 8).
  4. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 188 УК РФ товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указанных в ст. 83 ТК кодекса РФ) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам (п. 9).
  5. Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом РФ способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей (абз. 1 п. 10).
  6. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей (абз. 2 п. 10).
  7. Момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом РФ, например получение разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 79 — 90) или международного таможенного транзита (ст. 167 — 169), предварительное, периодическое и периодическое временное декларирование (ст. 130, 136 и 138) (абз. 2 п. 4).
  8. При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов (абз. 2 п. 5).

В случаях когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 188 УК РФ, считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры — с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля (абз. 3 п. 5).

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории Российской Федерации (абз. 4 п. 5).

Контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории Российской Федерации, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК РФ, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля (абз. 1 п. 6).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что перемещает через таможенную границу предмет контрабанды указанными способами и желает этого.

Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующий признак — совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

В тех случаях когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

Контрабанда — квалифицированный и особо квалифицированный состав: Видео

Контрабанда образцов дикой природы: объект и понятие предмета преступления

Анализ признаков предмета контрабанды имеет немалое значение для уголовно-правовой характеристики этого преступления. Как отмечает С.Дорожков, в теории уголовного права предметом преступления признаются материальные объекты, вещи (предметы), в которых проявляются определенные свойства охраняемых уголовным законом общественных отношений и на которые непосредственно воздействует лицо, совершающее преступление. Если объект преступления — категория абстрактная, недоступная для непосредственного восприятия, то предмет всегда материален, доступен для восприятия человеком [1, с. 2].

Объектом контрабанды является установленный законом порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, указанных в диспозиции ст. 188 УК РФ.

Уголовный кодекс РФ не содержит специальных составов, предусматривающих наказание за незаконное перемещение собственно образцов дикой природы (образцов СИТЕС). В то же время, поскольку образцы дикой природы (образцы СИТЕС) признаются товарами, перемещаемыми через границу России, к ним применяются общие правила. Основным составом преступления, связанным с незаконным перемещением товаров через границу, признается контрабанда (ст. 188 УК РФ).

Объектомданного вида преступлений является товар — образцы дикой природы (образцы СИТЕС). В данном случае важно определить, что является товаром. Приказ ГТК РФ от 24.11.1999 № 815 «Об утверждении правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» предусматривает перемещение любых товаров, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Контрабанда образцов дикой природы (образцов СИТЕС) — классическое предметное преступление.

При определении состава какой-либо статьи УК РФ после объекта преступления принято рассматривать его предмет — материальный объект внешнего мира, в связи с которым или по поводу которого совершено преступление. Предмет в статье о контрабанде — конститутивный признак. Именно по предмету различаются части 1 и 2 ст. 188 УК РФ. «Учитывая характер незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов, можно признать, что контрабанда в ряде случаев (ч. 2 ст. 188) является посягательством на национальную и общественную безопасность, экологические, культурные и другие интересы России» [2, с. 182].

В ч.1 ст.188 УК РФ названы «иные предметы», но самого определения «иных предметов» в законодательстве нет, что порождает на практике немало проблем. Под «иными предметами» понимается разновидность товаров, которые либо не указаны в ч.2 ст.188 УК, либо не обладают потребительской стоимостью [3, с. 25]. К этим предметам некоторые исследователи относят контрабанду дериватов: желчь медведя, мускус кабарги, скелеты и мелкие кости тигров, панты пятнистого оленя, дикоросы, а также отдельные виды морской продукции [4, с. 10]. В Комментариях к КоАП РФ Е.И. Майорова дает следующее определение дериватов: «Под дериватами следует понимать объекты, являющиеся производными от редких или находящихся под угрозой исчезновения животных (в разных документах в качестве дериватов называются шкуры и скелеты уссурийского тигра, желчь бурого медведя, панты, рог носорога и пр.)» [5, гл. 8].

Предмет преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, имеет уголовно-правовое значение. Как отмечает Л.Ф.Рогатых: предмет общественного отношения в силу своей социальной природы определяет содержание самого общественного отношения. Социальная роль перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ предметов и веществ обусловлена тем, что в силу своих свойств все они источники повышенной опасности, за исключением культурных ценностей, являющихся национальным достоянием [6, с. 9].

Однако возникает резонный вопрос: а почему дикие животные и растения, и в особенности редкие и исчезающие виды флоры и фауны, не являются национальным достоянием. Они не могут быть лишь стратегически важными сырьевыми товарами, они прежде всего представляют собой национальное достояние, ценный биоресурс. Именно при наличии контроля за оборотом образцов дикой природы со стороны государства можно гарантировать их рациональное использование в интересах общества. Таким образом, преступления, совершенные с использованием образцов дикой природы, в т.ч. при их незаконном перемещении через границу, будут квалифицированы как посягательство на общественную безопасность, общественный порядок, национальное достояние и здоровье населения.

Предметом контрабанды могут быть образцы дикой природы как российского, так и зарубежного происхождения. Под иными предметами можно понимать любые имеющие стоимость образцы дикой природы, за исключением указанных в части 2 ст. 188 УК РФ. Образцы дикой природы, как предметы контрабанды отправляются и перевозятся, перемещаются в пространстве, переходят из владения, пользования, распоряжения одних лиц к другим и т.д.

Понятие «иные предметы» применимо к образцам дикой природы в том значении, которое включает в себя перечень стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, т.к. «иных» образцов дикой природы (образцов СИТЕС) просто не существует.

А.В.Грязнов отмечает, что при описании предмета контрабанды как товара и иных предметов (ч.1 ст.188 УК РФ), допущена тавтология: «иные предметы» — также являются товаром, ничем иным они и быть не могут. В связи с этим обосновывается предложение об исключении указания на «иные предметы» из текста ст.188 УК РФ [7, с. 114-115].

С другой стороны, «иные предметы» могут быть представлены объектами международного обмена, которые не подпадают под понятие «товары» и не названы в ч. 2 ст. 188 УК, но выступают как объекты гражданских прав. Это могут быть те случаи, когда перемещение осуществляется с наруше­нием специальных правил. Например, вывоз или ввоз отдельных видов флоры или фауны, на перемещение которых требуется разрешение Административного органа СИТЕС и торговля которыми запрещена. Однако сам факт владения такими предметами при отсутствии подобного разрешения есть результат неправомерных действий, что исключает законность владения этими предметами в связи с торгово-экономическим обменом.

В ст. 188 УК предмет контрабанды сформулирован двояко: а) исходя из родового понятия — товары и иные предметы; б) по видовому понятию — указаны и стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, к которым относятся дикие животные и растения, их части и дериваты, и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Заслуживает внимания предложение разделить контрабанду на два самостоятельных состава и поместить в разные разделы кодекса. Состав преступления, где предметом незаконного перемещения через таможенную границу являлись товары, транспортные средства, иные ценности, в том числе культурные, относить к числу хозяйственных преступлений; контрабанду же иных предметов — наркотических средств, сильнодействующих и иных опасных для здоровья веществ, оружия массового поражения и других, обладающих общеопасными свойствами, стратегически важных сырьевых товаров — к числу преступлений против общественной безопасности [8, с. 58]. Следовательно,контрабанда образцов дикой природы будет относиться к преступлениям против общественной безопасности.

Согласно теории таможенного права, «недви­жимые вещи, находящиеся в одном и том же месте, обладающие индивидуальными признаками, как правило, не являются предме­тами таможенного регулирования. Иногда объекты недвижимости (здания, сооружения, растения на корню) могут стать движимыми и как таковые предметами таможенного регулирования. В этом слу­чае говорят о «будущей движимой собственности» [9, с. 29-30]. Из данных рассуждений следует, что недвижимое имущество может быть предметом внешнеэкономической сделки и в случае его неза­конного перемещения через таможенную границу РФ при наличии всех других признаков образует состав кон­трабанды.

Таким образом, товары как предмет контрабанды понимаются достаточно широко: к ним относится все, что может быть предме­том внешнеторговой деятельности, и в частности образцы дикой природы.

Однако следует обратить внимание на существенный момент в правоприменительной практике при контрабанде образцов дикой природы. До настоящего времени, несмотря на наличие особого порядка регулирования ввоза и вывоза диких животных, дикорастущих растений, а также их частей и дериватов, образцы флоры и фауныне являются предметами преступления, предусмотренного ч.2 ст. 188 УК РФ. При этом правоприменительная практика придерживается двух основных путей квалификации: по ч.1 ст. 188 УК РФ, либо по ч.2 ст. 188 УК РФ, но в случае признания образцов флоры и фауны культурными ценностями. Для решения подобной проблемы будет целесообразнодополнить перечень специальных предметов контрабанды в ч. 2 ст. 188 УК РФ указанием на образцы дикой природы, если они были незаконно изъяты из критических мест обитания, либоотносятся к редким или находящимся под угрозой исчезновения видам животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, и подпадающих под действия международных договоров Российской Федерации.

Предметом неквалифицированного вида контрабанды (ч. 1 ст. 188 УК РФ) являются товары и иные предметы. В п. 1 ст. 11 ТК РФ дано понятие только в отношении «товара», но полностью отсутствует определение в отношении понятия «иные предметы». При решении вопроса об уголовно наказуемой контрабанде необходимо, чтобы стоимость перемещаемых образцов дикой природы превышала 250 тысяч рублей (примечание к ст. 169 УК РФ). Это обусловлено тем, что обязательным условием ответственности по ч.1 ст.188 УК является крупный размер перемещаемых товаров и иных предметов.

Предметом квалифицированного вида контрабанды (ч. 2 ст. 188 УК РФ) являются: стратегически важные сырьевые товары, в т.ч.образцы дикой природы, и культурные ценности, к которым относятся коллекции редких образцов флоры и фауны.

Квалифицирующим признаком контрабанды в отличие от административных правонарушений помимо прямого перечня объектов (ч.2 ст.188) служит «крупный размер», т.е. величина стоимости объекта незаконно перемещаемого через таможенную границу. Согласно приложению к ст. 169 УК РФ крупным размером (а также крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере) признается стоимость (ущерб, доход либо задолженность) в сумме, превышающей 250 тыс. рублей, особо крупным — 1 млн. рублей.

Таким образом, при пересечении таможенной границы, провозимые без соответствующих документов образцы дикой природы признаются контрабандой в случае, если их стоимость превысит 250 тыс. рублей. В связи с этим после идентификации образца дикой природы в первую очередь необходимо установить его стоимость.

Однако в отношении контрабанды образцов дикой природы следует учитывать особый подход в определении величины их стоимости при незаконном перемещении через таможенную границу. К примеру, по словам замначальника Дальневосточной оперативной таможни Александра Брова, если у контрабандиста изъяли 200 лап медведя, получается, что он убил 50 животных. Но это не считается преступлением, ибо общая стоимость этих лап меньше 250 тыс. рублей. При этом браконьер-контрабандист, убивший одного или нескольких медведей, будет привлечен к административной ответственности, т.е. наказан небольшим штрафом. Не менее острая ситуация и с контрабандой пушнины [10, с. 1]. Следовательно, за уничтожение диких животных и растений, в т.ч. редких и исчезающих видов, даже при условии, что их общая стоимость не превышает 250 тыс. руб., следует ввести уголовную ответственность, что в значительной степени приведет к позитивным последствиям. Иными словами, следует перенести образцы дикой природы (образцы СИТЕС) в список предметов, контрабанда которых считается уголовным преступлением без учета их стоимости, также как наркотики, боеприпасы, оружие.

В настоящее время на основании постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.07.2008г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» дано разъяснение о том, что «определяя размер контрабанды, следует исходить из регулируемых государством цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, а в случае отсутствия таких цен — из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов. Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в части 2 статьи 188 УК РФ, не является обязательным признаком этого состава преступления». Такое решение можно рассматривать как более прогрессивное в деле борьбы с контрабандой образцов дикой природы, но необходим более радикальный подход в реализации данного вопроса.

Следует обратить внимание на следующий аспект. К ст. 188 УК отсутствует примечание с указанием, на какой момент совершения рассматриваемого деяния должен учитываться установленный федеральным законом крупный размер, что, несомненно, можно признать пробелом законодательства. Тем более что в аналогичной ситуации применительно к другим статьям (примечание к ст. 158, 169 УК РФ) прямо указано: крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 250 тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей, установленный законодательством Российской Федерациина момент совершения преступления. Было бы логичным поступить таким же образом и применительно к контрабанде образцов дикой природы (образцов СИТЕС), дополнив ст. 188 УК РФ. Исходя из вышесказанного, примечание к ст. 188 УК РФ необходимо дополнить в следующей редакции:

Примечание. Крупным размером признается стоимость образцов дикой природы (образцов СИТЕС), установленная законодательством Российской Федерациина момент совершения преступления.

Реализация подобного предложения не только будет способствовать единообразному отражению в УК одинаковых обстоятельств совершения преступлений, улучшению законодательной техники, но и позволит исключить возможные ошибки в правоприменительной деятельности, в частности, при разграничении контрабанды как административно-правового деликта и контрабанды как преступления.

Если же будет реализовано предложение о переносе категории «образцы дикой природы (образцы СИТЕС)» в список предметов, контрабанда которых считается уголовным преступлением без учета их стоимости, то данное примечание утрачивает свою актуальность.