Конституционное право на образование в российской федерации

Конституционное право граждан на образование (4)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Основные данные о работе

Конституционное право граждан на образование

1 Конституционное право на образование в Российской Федерации………………. 7

1.1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ………………7

1.2 Система российского законодательства, регулирующего право на образование.14

2 Реализация конституционного права на образование в Российской Федерации. 18

2.1 Система образования в Российской Федерации: понятие и характеристика……18

2.2 Принципы и гарантии осуществления права на высшее образование…………. 20

Список использованных источников…………………………………………………. 32

Образование — особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации.

Образование в системе ценностей современного человека занимает одно из первых мест. Система образования в России — это сложный меняющийся механизм. Постоянные преобразования в данной сфере затрагивают практически всех граждан России.

Приведение образования в соответствие с мировым уровнем требует значительных материальных и организационных усилий со стороны государства и его органов, а также содействия со стороны общества. Главные направления реформы образования связаны с повышением инвестиционной привлекательности сферы образования и обеспечением доступности качественного образования, а также переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг. Все это обусловливает необходимость процесса модернизации образования, который тем не менее должен осуществляться крайне продуманно.

Изменения в образовательное законодательство, находящиеся на рассмотрении Федерального Собрания РФ, ни в коей мере не должны

уменьшать гарантии конституционного права на получение

образования в России. Тем не менее нельзя не констатировать, что многие

нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования уже не отвечают потребностям современного периода. Новые реалии разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления диктуют необходимость пересмотра и перераспределения компетенции в сфере образования. Кроме того, потребности рыночной экономики заставляют по-новому подойти к востребованности выпускников вузов, к содержанию нового поколения государственных образовательных стандартов высшего образования, к рейтингу вузов.

Под образованием, согласно преамбуле Закона РФ «Об образовании», понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Социологи нередко определяют образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека или группы другим. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

Основная цель данной работы – изучение юридической природы и содержания конституционного права граждан на образование и проблем его осуществления в Российской Федерации.

В соответствии с указанной целью в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:

1.анализ теоретических основ, терминологической базы правового регулирования конституционного права на образование;

2.выявление юридической природы конституционного права на образование как относительно самостоятельного элемента конституционного

3.анализ места конституционного права на образование в системе основных прав и свобод человека и гражданина;

4.исследование структуры действующего законодательства в сфере образования.

Объектом исследования общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционного права на образование.

Субъектом теоретико-правовые основы-реализации конституционного права на образование; нормы, закрепленные в международно-правовых актах, Конституции РФ, в законодательных и иных нормативно-правовых актах.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Конституционное право граждан на образование» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

1 Конституционное право на образование в Российской Федерации

1.1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948), ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000).

Право на образование единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры[1]. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

Социальный аспект права на образование заключается в вопросе о платности или бесплатности его получения, в предоставлении государством социальных гарантий его получения.

Культурный аспект права на образование выражается, в том, что образование является необходимой предпосылкой духовного развития каждого человека, его благополучия и культуры.

Экономический аспект права на образование заключается, в том, что его реализация является важнейшим фактором научно-технического и экономического роста государства, который может быть обеспечен только высокообразованными гражданами. Отнесение конституционного права на образование к группе социально-экономических прав и свобод обосновывается еще и тем обстоятельством, что получение соответствующего образования, как правило, предшествует реализации другого важного социально-экономического права — права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий.

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека. Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992г. «Об образовании» 1 провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» 2 от 11 июля 1991г. В нем предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.

Как известно, Всеобщая декларация прав человека 1948г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом «Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Это право закреплено также в ст. 13 международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г. и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.

Статья 43 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Статье 43 Конституции РФ

1. Образование — процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования — знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру.

Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

После внесения в 2007 г. поправок в Закон об образовании в России была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование). По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575). На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным. Качество образования недостаточное. Все это характеризует действие конституционных норм на практике. Россия подписала соглашение о присоединении до 2010 г. к так называемому Болонскому (европейскому) процессу образования. Поэтому в целях совершенствования образования в России с 2006 г. действует приоритетная национальная программа «Образование»*(577). На науку расходуется 1% ВВП (в Китае — 2,3%)*(578).

Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления.

Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации (в форме экзаменов и др.) достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании.

Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного вуза (в вузах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать теперь свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Государственные элементы управления образованием означают существование соответствующего законодательства, государственных стандартов, определяющих минимум обязательных знаний (стандарты утверждены Минобрнауки России в качестве временных мер), управленческую деятельность министерств и их местных органов, ведающих образованием, и др. Общественный характер управления образованием обеспечивается созданием общественных советов при Минобрнауки России, включением в коллегию Министерства выдающихся ученых в сфере образования, выборностью руководителей некоторых образовательных учреждений, существованием попечительских советов учреждений, созданием педагогических советов в школах, ученых и диссертационных советов в вузах, родительских комитетов классов и школ, студенческих советов, составлением учебных планов, программ курсов самим преподавательским коллективом и т.д.

В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см. Постановление от 16.11.2004 N 16-П*(579)).

В России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В государственных и муниципальных учреждениях обучение бесплатное; студенты, которые учатся не ниже, чем на «хорошо», получают небольшую государственную стипендию. Передача определенных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень не противоречит Конституции, но одновременно Суд сформулировал важное положение более общего значения, имеющее отношение к известному Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ: при такой передаче Федерация или субъект РФ сохраняют свои конституционные обязанности (см. Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П*(580)). В частных учреждениях обучение платное, стипендии могут выплачиваться лишь некоторым студентам из благотворительных фондов и иных негосударственных источников. Образовательные учреждения могут сдавать в аренду свое имущество, независимо от формы собственности. Они освобождаются от уплаты налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, но некоторые другие налоги они уплачивают.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г. в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату). В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз — 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат).

Порядок итоговой аттестации (в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, это государственная итоговая аттестация) регулируется Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, который внес значительные изменения в Закон об образовании и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»*(581). Он законодательно устанавливает единый (с общими требованиями для всей страны) государственный экзамен (ЕГЭ) при окончании 11 классов школы. Документ о сдаче такого экзамена служит основанием для конкурсного поступления в государственное или муниципальное учреждение высшего образования или для поступления в частный вуз. 2007-2008 гг. — переходный период, когда в отдельных местностях выпускные экзамены в школах будут проходить по прежним требованиям, с 1 января 2009 г. ЕГЭ обязателен повсеместно. Родители учеников подавали иски в суды против введения ЕГЭ, но в 2009 г. Верховный Суд РФ признал его правомерным. Правда, в отношении лиц, закончивших школу в прежние годы, а также в отношении лиц, поступающих на заочные и вечерние отделения вузов, допускаются исключения. Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями как результаты вступительных испытаний по соответствующим предметам (т.е. сдавать экзамены по этим предметам при поступлении не нужно). Прием осуществляется на конкурсной основе по данным ЕГЭ. Для организации ЕГЭ создаются базы данных (федеральные и субъектов РФ) об участниках ЕГЭ и его результатах. Участник ЕГЭ имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в базе данных.

При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания. Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса.

Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.). Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад. Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

2. Часть 2 комментируемой статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Закон об образовании устанавливает также общедоступность и бесплатность среднего (полного) образования в объеме 11 классов и начального профессионального образования, цель которого — подготовка работников квалифицированного труда с одновременным получением знаний в объеме основного общего образования. Общедоступность и бесплатность относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, но получение второго высшего образования в них возможно только на платной основе.

Содержание образования определенного уровня и направленности определяется соответствующими программами: дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Программы могут быть типовыми или дополняться самими образовательными учреждениями, но в любом случае должны соответствовать государственным образовательным стандартам. В настоящее время действуют государственные программы, содержащие в основном предметные требования. В отличие от них разрабатываются программы «второго поколения», которые подлежат введению в действие в основной школе с 1 января 2008 г., в «старшей школе» — в 2009 г.*(582) Обучение происходит в дошкольных учреждениях (детских садах), общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии), профессионально-технических училищах, специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и т.д. Наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями дети могут обучаться в частных учреждениях, а также в учреждениях, создаваемых религиозными и общественными объединениями. Образовательные стандарты обязательны и для них.

3. По статье 43 Конституции России Каждый гражданин РФ может получить на конкурсной основе бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (неграждане России могут получить его за плату). Кроме того, каждый гражданин России и не имеющий российского гражданства может получить высшее образование в частном образовательном учреждении (за плату). Такое учреждение, если оно прошло лицензирование, а затем аккредитацию (особую проверку состояния образования), также выдает диплом государственного образца. Обучающиеся в таких вузах имеют отсрочку от призыва на военную службу, студенты негосударственных вузов, не имеющих аккредитации, такой отсрочкой не пользуются (см. Постановление КС РФ от 21.10.1999 N 13-П*(583)). Преподавание в высшей школе строится с учетом академической свободы. Преподаватель обязан дать обучающимся учебный материал в объеме стандарта и учебной программы, но возможно изложение его с позиций различных взглядов.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (а также частные) имеют три организационные формы: институт (однопрофильное учреждение), академия (не менее двух факультетов), университет (не менее пяти факультетов). Общее руководство вузами осуществляет Минобрнауки России, в составе которого есть службы и агентства. Они считаются учредителями государственных вузов (учредители муниципальных вузов — соответствующие органы местного самоуправления, частных — физические и юридические лица). Минобрнауки России разрабатывает (при участии научной и педагогической общественности) государственные стандарты, определяет (в соответствии с законом) некоторые правила приема в вузы, решает вопросы материального и финансового обеспечения вузов, находящихся в федеральной собственности (вузы субъектов РФ и муниципальных образований обеспечиваются ими), осуществляет контроль за качеством учебного процесса (для этого в составе Министерства существует надзорная служба), организует проверку остаточных знаний студентов разных курсов (тестирование и др.).

Лица, у которых есть диплом о высшем образовании, имеют возможность получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура и др.), готовиться к научной или педагогической работе, создавать исследования для получения ученой степени.

4. Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование — 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Учеба в школе начинается с шести с половиной лет, но не позже восьми лет. После завершения основного общего образования проводится государственная аттестация учащегося. Аттестат дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования, но чтобы иметь право поступить в вуз, нужно окончить 11 классов.

Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет. Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми такого образования. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.

5. Чтобы обеспечить необходимый уровень образования, в России (в отличие от многих зарубежных стран) законодательно закреплена необходимость государственных образовательных стандартов. Учебный план вуза (факультета и т.д.) включает федеральный компонент и может включать региональный (субъекта РФ) и вузовский компоненты. Федеральный компонент обязателен для любого образовательного учреждения. Он определяет необходимый минимум содержания программ основных учебных курсов по данной специализации, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аудиторные занятия и количество часов, предусмотренное для самостоятельной работы), содержит требования к уровню подготовки выпускников. Такие стандарты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Региональный компонент может быть предложен соответствующими органами государственной власти субъекта РФ. Для вузов, находящихся в федеральной собственности, он является рекомендацией, для вузов данного субъекта РФ и его муниципальных образований он может быть обязательным. Учебный план может включать также вузовский компонент — дополнительные дисциплины по специализации вуза.

Законодательство предусматривает возможность различных форм обучения. В Законе об образовании говорится, что с учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы по той или иной учебной дисциплине могут быть освоены: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной. Возможны также семейное образование, самообразование, экстернат. При любой форме образования аттестация должна проходить в образовательном учреждении, имеющем на это право. Для всех форм образования действует единый государственный стандарт и общие учебные программы по дисциплинам; по другим системам учащиеся обязаны знать и выполнять требования учебных программ. Некоторые профессии и специальности не могут быть освоены в заочной форме или в форме экстерната (например, медицина, иностранные языки, военное дело и др.). Перечень таких специальностей установлен Правительством РФ.

Статья 43 Конституции РФ гласит, что государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.

Конституционное право на образование в российской федерации Третьяк Наталья Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Третьяк Наталья Владимировна. Конституционное право на образование в российской федерации: автореферат дис. . кандидата юридических наук: 12.00.02 / Третьяк Наталья Владимировна;[Место защиты: Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина].- Москва, 2011.- 29 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное состояние развития науки конституционного права обусловливает переориентацию исследовательских устремлений от общих вопросов к более конкретным. В нашем случае это означает предпочтение в исследовании не института прав и свобод человека и гражданина в целом, а лишь отдельной его составляющей – права на образование, поскольку проблематика общего характера в конституционном праве в определенной степени разрешена, необходимые знания накоплены, а концепции и теории выстроены.

Вместе с тем в целях дальнейшего развития конституционно-правовой мысли существует потребность в углублении и конкретизации научных знаний. Поэтому большинство исследований в области прав и свобод личности, выполненных за последние несколько лет, посвящены определенным правам и свободам личности. Настоящая работа также обусловлена указанной научной тенденцией.

Актуальность изучения конституционного права на образование предопределена объективно существующими социальными потребностями.

Во-первых, возрастает значение образования как важнейшего общественного блага, доступ к которому обеспечивает всестороннее развитие личности, высокое социальное положение и материальную состоятельность граждан, а признание и гарантирование права на образование открывает реальную возможность для пользования им. Вместе с тем удовлетворение правовых притязаний человека во многом зависит от уровня организации системы образования, которая реформируется на протяжении длительного периода времени и нуждается в теоретических обобщениях и оценке. Кроме того, образование признано одним из приоритетных национальных проектов, что означает активизацию организационной, нормотворческой и финансовой деятельности государства в направлении усовершенствования условий получения образования.

Во-вторых, интеграция российской системы образования в международное образовательное пространство открывает для граждан широкие возможности в получении и продолжении образования не только внутри страны, но и за ее пределами. Эти процессы порождают проблемы интегрирования норм международного права, регулирующих сферу образования, в российскую национальную правовую систему, которые должны быть решены путем обеспечения соответствия законодательства об образовании положениям международных договоров Российской Федерации.

В-третьих, в последнее время произошло значительное обновление образовательного законодательства, что также требует научного осмысления.

Помимо социальных предпосылок существует и научная обусловленность в изучении заявленной темы. Значительно расширяется круг исследователей, занимающихся изучением права на образование, появляются новые работы, монографии, статьи, учебная литература, создаются исследовательские центры, выпускаются специализированные печатные издания.

Вместе с тем до сих пор отсутствуют современные комплексные исследования в сфере конституционного права на образования, позволяющие всесторонне охватить существо указанного права. Последние работы подобного плана были выполнены в 80-х годах прошлого столетия в принципиально иных правовых и политических условиях.

Следует отметить также научную перспективность исследования, определяемую реальной возможностью практического воплощения научных изысканий, в связи с продолжающимся активным нормотворчеством в области образования, в частности, проводимой Министерством образования и науки России работой по подготовке проекта единого интегрированного законодательного акта в сфере образования.

Все указанные обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования и ее актуальность.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является раскрытие сущности и содержания конституционного права личности на образование, гарантий и механизма его реализации.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

— раскрыть правовое закрепление социального значения и функции образования;

— проанализировать процесс становления конституционного права на образование и его национального и международного признания;

— исследовать юридическую природу права на образование;

— определить место права на образование в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина;

— выявить конституционное содержание права на образование;

— изучить конституционные принципы права на образование, обеспечивающие его реализацию;

— проанализировать образовательное законодательство на предмет соответствия положениям Конституции Российской Федерации, закрепляющим и гарантирующим право на образование;

— выявить правовые коллизии в области нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования;

— рассмотреть механизм защиты права на образование и изучить правоприменительную практику;

— сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию образовательного законодательства.

Объектом исследования выступают конституционные отношения, складывающиеся в рамках осуществления права на образование, в динамике их становления и развития.

Предмет исследования составляют правовые нормы и идеи, лежащие в основе регулирования и реализации права на образование, а также образовательное законодательство, международные договоры и судебные решения.

Степень научной разработанности темы исследования. В ходе проведения диссертационного исследования были использованы труды ведущих российских правоведов, исследовавших институт прав и свобод человека и гражданина, и, в частности, право на образование. В их числе работы С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, С. В. Барабановой, Л. Д. Воеводина, Е. Д. Волоховой, И. В. Демяненко, Л. А. Дольниковой, Г. А. Дороховой, А. Я. Капустина, В. В. Кваниной, С. Ф. Кечекьяна, Е. И. Козловой, А. Н. Козырина, А. Н. Кокотова, Г. Н. Комковой, С. В. Курова, О. Е. Кутафина, Е. А. Лукашевой, И. А. Малышок, М. С. Матейковича, Н. И. Матузова, Т. Н. Матюшевой, И. М. Мацкевич, А. А. Меншикова, В. В. Насонкина, М. В. Никитина, И. Ф. Никитиной, Л. А. Нудненко, Ю. П. Орловского, Л. А. Резвановой, Т. С. Румянцевой, В. В. Рыбаковой, М. В. Смирновой, В. В. Спасской, Б. А. Страшуна, В. М. Сырых, О. А. Тепляковой, М. Ю. Федоровой, Т. Я. Хабриевой, В. И. Шкатуллы, Л. С. Явича, Д. А. Ягофарова и др.

Методологическую основу исследования составляют диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы познания и системно-функциональный анализ. Положения и выводы диссертации основываются на изучении Конституции Российской Федерации, федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также судебной практики их применения. Полученные результаты исследования изложены и обобщены на основе формально-логического метода.

Эмпирическая база исследования представлена нормативными правовыми актами федерального уровня (57) , субъектов Российской Федрации (13) ,, международными правовыми актами и соглашениями, решениями Европейского суда по правам человека (более 20), материалами судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (более 35), материалами правоприменительной практики (отчеты Рособрнадзора, прокурорские обращения, вопросы граждан – субъектов образовательных правооношений), а также материалами периодической печати (более 50), имеющими отношение к теме исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что настоящая работа является первым комплексным исследованием конституционного права на образование на новом этапе развития образовательных отношений, в котором обобщены и нашли свое развитие научные представления о правовых возможностях граждан в области образования, изложено авторское понимание конституционного содержания права на образование, выявлены проблемы его адекватной реализации в текущем законодательстве и на практике, а также сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования системы образования.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся новые или содержащие элементы новизны положения:

Развитие российского государства и общества обуславливает возрастание социального значения права на образование и его роли в формировании личности, в укреплении духовно-нравственных, социально-экономических, политических и правовых основ государственной и общественной жизни. Это требует новых подходов к законодательному регулированию права на образование, его содержания и гарантий (его) реализации. По мнению автора, законодатель в своей деятельности по правовому регулированию отношений в сфере образования должен исходить из того, что право на образование представляет не только ценность для отдельного человека, но и государственную, общественную ценность, обусловленную взаимными интересами человека, общества и государства.

Автор рассматривает конституционное право на образование не только как субъективное право гражданина, но и как комплексный правовой институт, нормы которого регулируют разнородные по своему содержанию общественные отношения, возникающие в области образования и связанные единым предназначением по реализации и защите конституционного права личности на образование. Автор критически оценивает имеющиеся в науке предложения: рассматривать данный институт как самостоятельную отрасль права (образовательное право) или подотрасль административного или гражданского права. Отрасль (подотрасль) права предполагает наличие собственного предмета регулирования, который составляют общественные отношения, имеющие общее содержание, обусловливающее их объединение в самостоятельную группу отношений, требующих самостоятельного правового регулирования. Этим требованиям не отвечает указанное выше предложение.

3. Проведенное исследование судебной и административной практики в сфере образования (решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека) позволяет выявить:

1) Тенденцию развития административно-правовых мер защиты и повышения их роли в общей системе гарантий права на образования.

2) Тенденцию к уменьшению обращений в суды Российской Федерации по вопросам защиты права на образование.

3) Практическую невостребованность международно-правовых механизмов защиты.

4. Анализ международно-правовых актов в сфере образования показывает, что они предполагают наличие трех ступеней образования: начального, среднего и высшего. Российское законодательство исходит из иной классификации ступеней, уровней и видов образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, профессиональная подготовка, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование бакалавр, высшее профессиональное образование магистр, специалист; послевузовское профессиональное образование с получением степени кандидата и доктора наук; дополнительное образование), которую автор подвергает критике и предлагает ввести в научный оборот и законодательно закрепить следующие компоненты содержания образования: ступеней образования (начальное, среднее и высшее) и характер образования (общее и профессиональное образование).

5. Автор делает вывод о том, что содержание права на образование , его закрепление в действующем законодательстве, реализацию и защиту определяют специальные конституционные принципы права на образование (общей доступности начального и среднего образования; одинаковой доступности высшего образования на основе способностей каждого; общей доступности профессионального образования; бесплатности начального и среднего образования; бесплатности профессионального среднего образования; бесплатности высшего образования на конкурсной основе; обязательности общего среднего образования; многообразия форм образования и самообразования; направленности образования на развитие личности; преемственности образования), которые являются производными от конституционных общеправовых принципов и общих принципов правового статуса личности.
Указанные три уровня конституционно-правовых принципов автор рассматривает в качестве элемента системы правовых гарантий реализации конституционного права на образование наряду с судебной защитой и законодательством.

Выявленные концептуальные противоречия действующего законодательства положениям Конституции Российской Федерации в части определения субъекта конституционного права на образование и обеспечения доступности профессионального образования могут быть преодолены только в рамках нового федерального закона, системно регулирующего область образования, в котором должны быть четко определены следующие концептуальные положения:

правовые притязания каждого в области образования: право на начальное образование, право на среднее образование, право на высшее образование; право на общее образование, в том числе, право на дошкольное общее образование и право на основное (школьное) общее образование; право на профессиональное образование, в том числе, право на профессиональное среднее образование и право на профессиональное образование на ступени высшего образования;

специальные принципы конституционного права на образование: общей доступности начального и среднего образования; одинаковой доступности высшего образования на основе способностей каждого; общей доступности профессионального образования; бесплатности начального и среднего образования; бесплатности профессионального среднего образования; бесплатности высшего образования на конкурсной основе; обязательности общего среднего образования; многообразия форм образования и самообразования; направленности образования на развитие личности; преемственности образования;

все три ступени образования: начальное образование, среднее образование и высшее образование;

характер образования: общее образование и профессиональное образование;

гарантии получения общего образования в соответствии с образовательными программами и государственными стандартами общего образования (дошкольного общего и основного (школьного) образования) в дошкольных и школьных образовательных учреждениях и профессионального образования в соответствии с образовательными программами и государственными стандартами профессионального образования (профессионального среднего образования, высшего образования – профессионального образования по квалификации «бакалавр», профессионального образования по квалификации «магистр» и профессионального образования с присуждением ученой степени) в учреждениях профессионального среднего образования, в высших учебных заведениях и научных учреждениях.

В этой связи в работе даются предложения по совершенствованию проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 2 «Основные понятия» нуждается в дополнении основными понятиями « ступени образования: начальное образование, среднее образование и высшее образование» и «характер образования: общее образование и профессиональное образование». Введение данных понятий позволит обеспечить соответствие законодательства об образовании нормам Конституции Российской Федерации и положениям базовых международных правовых актов, а также гарантировать реализацию конституционного права на образования при существовании различных уровней образовательных цензов, видов и типов образовательных программ и образовательных учреждений.

В пунктах 3, 4 и 5 статьи 10 «Структура системы образования» целесообразно более точно дать указания на характер образования (общее и профессиональное), исключив из этой категории дополнительное образование и профессиональную подготовку, а также предусмотреть отнесение общего и профессионального образования к ступеням образования (начальное образование, среднее образование и высшее образование).

В пункте 4 статьи 4 «Законодательство об образовании» при определении сферы общественных отношений, регулируемых данным законом (подпункты 1 и 2) , следует указать общественные отношения по реализации конституционных права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения); и общественные отношения, связанные с образовательными отношениями, целью которых является создание условий для реализации конституционных прав граждан на образование.

В пункте 4 статьи 31 «Организации, осуществляющие обучение» следует снять ограничение на осуществление отдельных видов образовательной деятельности, установленное в отношении юридических лица, для которых образовательная деятельность не является основной, так как такое ограничение входит в противоречие со статьей 43 Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантии получения общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования и на конкурсной основе бесплатного высшего образования на государственных и муниципальных предприятиях .

Из статьи 73 «Общие требования к организации приема в образовательную организацию для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста» целесообразно исключить подпункт 2 пункта 4 и пункт 6, предусматривающие возможность прием в пределах установленной квоты, так как данная норма не в полной мере отвечает конституционному принципу бесплатности высшего образования на конкурсной основе.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что предложения и выводы диссертанта могут быть учтены при реализации Приоритетного национального проекта «Образование», в ходе проведения реформы системы образования, а также в нормотворческой деятельности, в частности, при доработке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Отдельные положения исследования могут быть полезны при подготовке спецкурсов по проблемам осуществления конституционного права на образование в Российской Федерации, разработке лекционных материалов и учебных пособий по образовательному праву.

Апробация результатов исследования. Основные положения и материалы диссертации нашли свое отражение в публикациях автора в юридических, научно-практических журналах и изданиях, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией. Всего по теме исследования опубликованы 6 работ.

Также материалы диссертационного исследования были представлены в выступлениях автора на научных конференциях, в частности на конференции «Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов», проходившей 11 апреля 2007 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, на Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования российского законодательства при реализации приоритетных проектов образования», проходившей 30 марта 2007 г. в Москве, в Фонде правовых проблем федерализма и местного самоуправления. Результаты диссертационного исследования использовались в ходе практической деятельности в Департаменте государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Экспертном совете по законодательному обеспечению образования при Комитете Совета Федерации по образованию и науке, а также в выступлениях на парламентских слушаниях на тему «О концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», 23 сентября 2010 г. и «Профессиональное образование и модернизация России: законодательный аспект», 2 декабря 2010 г.

Структура диссертации. Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.