Конституционное право как наука этапы развития

Наука конституционного права России: понятие, предмет, задачи, источники, этапы исторического развития.

Наука конституционного права — это система взглядов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

Наука Конституционного права является составной частью всей юридической науки, которая входит в систему общественных наук. Это отраслевая наука, то есть предметом ее является одноименная отрасль российского права – Конституционное право. Наука Конституционного права раскрывает закономерности, основные понятия и категории, функции и роль правовых институтов, изучает нормы и процесс их реализации, эффективность их действия, вырабатывает способы повышения этой эффективности, причем в историческом развитии на общем фоне общества.

Наука Конституционного права исследует следующие теоретические проблемы:

Народное представительство; Государственный, национальный, народный суверенитет; Федерализм; Автономия; Формы государственного и территориального устройства; Правовой статус личности; Организация гражданского общества; Государственная власть.

Источники науки Конституционного права – это факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, практика, то есть те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов (например, практическая деятельность государственных органов).

Методы науки Конституционного права:

Исторический – в историческом развитии, преемственность, тенденции, причины.

Сравнительно-правовой – сравнительный анализ Конституционных норм различных стран, использование передового опыта.

Системный – каждая отрасль права представляет собой систему, и наука Конституционного права позволяет эту систему выявить, понять ее структуру, элементы, взаимосвязи.

Статистический – выявляет эффективность воздействия норм на общественные процессы (количественный фактор), обоснование системы мер по исправлению норм.

Конкретно-социологический – изучение определенной социальной или политической сферы реализации правовой нормы, условия ее реализации и применения.

Среди юридических наук наука Конституционного права является одной из самых сложных и требующих особого внимания. Конституционное право как отрасль занимает ведущее место в правовой системе любого государства. Это происходит в силу содержания предмета Конституционного права, то есть регулируемых данной отраслью общественных отношений, складывающихся в сфере организации и осуществления государственной власти, ее взаимоотношений с гражданами государства. Главенствующее положение Конституционного права определяется еще и тем, что основным источником данной отрасли права является Конституция, а это правовой акт, обладающий верховенством по отношению к самой власти и ко всем другим источникам права.

В настоящее время снижается интерес к науке Конституционного права, что вполне объяснимо. Для этого достаточно лишь обратить внимание на реалии постепенно складывающейся у нас в стране рыночной экономики. Происходит смена приоритетов в юридическом образовании и частной практики: от публично-правового к частноправовому. Студенты – будущие юристы стремятся посвятить себя бизнесу, зарабатыванию денег. Отсюда – пальма первенства отдается дисциплинам частного права. Есть и другая причина. В прошлом публичноправовые науки были сверх всякой меры политизированы и идеологизированы, и уйти от этого не удается до сих пор, тем более, что по своему предмету Конституционное право, поскольку оно имеет дело с отношениями власти (как, впрочем, и Административное право), всегда было и остается наукой политической, а допущение в ней свободы взглядов и идей определяется степенью свободы, присущей данному конкретному обществу.

Не в пользу Конституционного права говорит и затянувшаяся Конституционная реформа, борьба ветвей власти, часто забывающих в перипетиях этой борьбы закон и Конституцию, использующих для достижения своих целей различные методы и способы, в том числе и неконституционные, а также обычная (к несчастью) некомпетентность наших законодателей и должностных лиц исполнительной власти, низкий уровень их Конституционной ответственности перед народом.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, которые данной отраслью опосредуются. По сравнению с другими отраслями права предмет Конституционного права имеет существенные отличия.

Предметом Конституционного права являются базовые общественные отношения, основополагающие для всех общественных и политических институтов российского государства. Это отношения служат фундаментом российской государственности. Эти отношения являются системообразующими, они возникают во всех сферах жизнедеятельности государства и его граждан: политической, экономической, социальной, духовной и других.

Отношения, регулируемые Конституционным правом, возникают в связи с закреплением и регулированием:

Устройства государства – отношения определяющие суверенитет государства, его форму, субъектов государственной власти, способы ее практической реализации.

Основ экономической системы – отношения определяющие формы собственности существующие в государстве, гарантии защиты прав собственника, способы хозяйственной деятельности.

Основ правового статуса граждан – это одни из важнейших отношений, имеющих огромное значение для признания государства демократическим и правовым. Данные отношения включают принципы взаимосвязи общества, государства и личности, основные права, свободы и обязанности граждан, а также правовые гарантии их соблюдения и защиты.

Основ федерализма – эти отношения определяются федеративным устройством Российской Федерации. Они закрепляют принципы единства и целостности государства, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, их взаимоотношения между собой.

Системы органов государственной власти и органов местного самоуправления – эти отношения устанавливают механизм осуществления власти в государстве, виды государственных органов, их компетенцию, формы деятельности.

Вышеперечисленные отношения составляют систему Конституционного права как одной из отраслей российского права.

СИСТЕМА НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

На систему науки Конституционного права оказывают влияние глубокие качественные изменения в общественном и государственном строе Российской Федерации, которые привели к утверждению новых идей, касающихся организации и осуществления государственной власти, взаимоотношений государства и личности, признанию идеологического плюрализма. Целостность составляющего ее знания обеспечивается единством понятий и категория при идеологическом многообразии в методологии исследования, выводах и оценках. Выделение отдельных структурных частей науки Конституционного права связывается с тем или иным аспектом исследования, характером и методам получения результата, а также конкретным предметом изучения. Так, в зависимости от применяемого основного метода исследования можно говорить о теории и истории Конституционного права, сравнительном Конституционном праве. Изучение отдельных категорий и институтов Конституционного права, тех или иных направлений государственно-правовой практики также приводит к формированию относительно самостоятельных блоков (разделов) Конституционно-правового знания. Объектом познания может выступать Конституционное право конкретного государства либо группы государств, объединенных по тому или иному признаку, что является основанием выделения в системе Конституционного права соответствующих научных и учебных дисциплин (например, российского Конституционного права, Конституционного права США, Конституционного права англосаксонской правовой системы). По предмету, целям и методам их следует отнести к той части науки Конституционного права, которую, с определенной долей условности, можно назвать особенным Конституционным правом.

Общее же в Конституционном праве различных стран, обусловленное объективными закономерностями общественного развития, взаимным влиянием Конституционно-правовых идей и практики, составляет обособленную часть системы науки – общее Конституционное право. Оно отличается высоким уровнем абстракции, формируется преимущественно путем использования историко-правового и сравнительно-правового методов. Предмет Конституционного права здесь изучается с позиции общих принципов, обоснованных теоретически и закрепленных юридически в положительном Конституционном праве современного государства.

Основные задачи общего Конституционного права:

Изучение общих понятий и категорий науки Конституционного права в их системе.

Овладение методикой правового анализа норм Конституционного права и основанной на них деятельности государственных учреждений и общественных институтов.

Уяснение влияния факторов политического, экономического, культурного и нравственного характера на Конституционно-правовые нормы и практику.

Выделение наиболее целесообразной (идеальной) модели Конституционно-правового регулирования, ориентированную на общечеловеческие ценности и выяснения возможности ее применения в тех или иных конкретных исторических условиях.

В российском Конституционном праве должно уделяться больше внимания системному изучению Конституции Российской Федерации 1993 года, конституционно-правовой системы Российской Федерации, юридических аспектов ее применения, анализу конкретных норм и отношений, их оценке с позиции права, проблемы Конституционно-правовой ответственности. Организация и деятельность государственных органов Российской Федерации и общественных институтов должна рассматриваться с позиции их Конституционно-правового статуса и процедурных правил его реализации. Взаимоотношения государства и личности должно изучаться на самом высоком уровне правовых отношений по поводу обеспечения индивиду свободы от притязаний власти, обязанностей последней гарантировать права человека и право граждан в осуществлении власти. Вопрос государственно-территориального устройства должен освещаться в связи с правами государства на его территорию, правовой гарантии ее целостности, особенностями федеративного устройства Российской Федерации и правовыми проблемами разделения властей между Российской Федерации и ее частями, юридическим закреплением процесса реализации федеральной компетенции и компетенции субъектов Российской Федерации, порядка разрешения споров о компетенции между ними. При этом важно уделить значительное внимание вопросам процедуры реализации Конституционно-правовых норм и деятельности государственных органов. Конституционно-правовой процесс представляет собой динамичную сторону рассматриваемой отрасли права, а изучение его позволяет познать механизм действия норм, закрепляющих основные права и свободы, регулирующих законодательный процесс, процедуры проведения выборов и референдумов, участия различных субъектов в политическом процессе, процессуальный порядок заключения и реализации договоров между федерацией и ее субъектами, разрешение споров о компетенции.

Таким образом, наука Конституционного права занимает среди юридических наук важнейшее место и вслед за теорией и историей государства и права является теоретической базой для изучения специальных юридических наук.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 44 ; Нарушение авторских прав

Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем

В XX в. в России сменилось два типа конституционного права:

1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 г. — февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль — октябрь 1917 г.);

2) тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 1980-х гг.).

Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.

Смена типов конституционного права каждый раз сопровождалась бурными событиями и общественными потрясениями. И каждый раз новый тип полностью отрицал предыдущий. Так что о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить весьма условно или даже негативно, хотя отрицание предшествующего типа всегда оказывало большое (отрицательное или положительное) влияние на последующее развитие.

Нынешний, демократический тип конституционного права принципиально отрицает тоталитарный тип, но через «отрицание отрицания» он как бы возвращает государство к этапу развития, прерванному большевистской революцией. Но это все же не простое возвращение назад, а скорее восприятие демократических принципов, выработанных мировой цивилизацией. Следовательно, новое конституционное право России, с одной стороны, восстанавливает связь времен, а с другой — возрождает старое государство на новой исторической основе.

Естественно, что столь крутые смены типов конституционного права оказывали радикальное воздействие на развитие науки о конституционном праве. Эта наука, наиболее политизированная из всех отраслей юридической науки, имеет задачей не только теоретическое истолкование действующих правовых норм, но и развитие общественных представлений о свободе и справедливости, которые искренне или лживо определяют основные цели любого типа права. Будучи свободной или, напротив, несвободной, эта наука ищет пути к усилению демократизма конституционного права или занимается апологией насилия, скрывающегося под псевдодемократическим обличьем. Но в любом случае она внедряет в общественное сознание определенные представления о принципах организации государственной власти, подсказывает законодателю пути совершенствования конституционного строя в соответствии с господствующими воззрениями о роли государства в общественном развитии. В этом ее главная функция.

Этапы формирования и развития отрасли и науки конституционного права России;

Наука конституционного (государственного) права в современном представлении начала складываться в России в XIX в. и развивалась в тесной взаимосвязи с соответствующей наукой в зарубежных странах, особенно в сфере государствоведческих исследований.

Наиболее заметный вклад в науку конституционного (государственного) права российскими учеными был внесен во второй половине XIX в. и начале XX в. При этом после 1905 г. круг проблем государственно-правовой науки существенно меняется. Если до начала XX в. русские ученые пропагандировали западные модели организации государственной власти, рассуждали, каким должно быть государство, разрабатывали теорию правового государства, обосновывали необходимость создания конституционного правового государства, то после 1905 г. главное внимание уделялось проблемам народного представительства, его месту в организации государственной власти, взаимодействию с верховной государственной властью.

Ученые-государствоведы исповедовали взгляды различных школ и направлений в науке. К числу сторонников школы естественного права относился Б.Н. Чичерин. Представителем школы юридического позитивизма был Н.М. Коркунов. На позициях социологического позитивизма стояли А.С. Алексеев, М.М. Ковалевский, В.В. Ивановский и др. Необходимо отметить также таких государствоведов, как И.Е. Андриевский, Н.И. Лазаревский, Ф.Ф. Кокошкин, А.Д. Градовский, В.М. Гессен, М.И. Свешников. Доктрины и теории, разработанные российскими государствоведами более 100 лет назад, актуальны и в настоящее время.

В связи с изменением в 1917 г. общественного и государственного строя страны коренным образом изменилась и конституционно-правовая теория. В ее основу было положено марксистско-ленинское учение о государстве, праве, демократии. Наука конституционного права стала идеологизированной, ее выводы должны были совпадать с идеями и принципами марксизма-ленинизма. В связи с этим наука не в полной мере выполняла свое предназначение. Она очень много внимания уделяла правильности принятия тех или иных партийно-государственных решений, но почти не выполняла функцию объективного прогноза. Этим объясняется то, что в условиях реформирования общества и государства в конце XX в. наука о государстве и праве оказалась не готова к раскрытию важнейших для государства проблем.

Вместе с тем, отбросив идеологическую и политическую шелуху, в деятельности государствоведов того периода нельзя не заметить значительных достижений в разработке многих теоретических проблем. Среди них: общетеоретические проблемы науки и отрасли конституционного права, в том числе вопросы предмета, источников, системы данной науки, государственно-правовых отношений; проблемы народного, государственного, национального суверенитета, народного представительства, правового статуса личности, государственного устройства и его форм. Большой вклад в науку советского периода внесли такие известные государствоведы, как Г.В. Барабашев, Д.Л. Златопольский, И.П. Ильинский, И.Д. Левин, В.Ф. Коток, А.И. Ким, М.Г. Кириченко, А.И. Лепешкин, B.C. Основин, И.П. Трайнин, Ю.Г. Судницын, В.А. Пертцик, Б.В. Щетинин.

В современных условиях государствоведческая наука утверждается как российская наука конституционного права.

Используя наработки предшествующих ученых, она разрабатывает новые концепции, уделяя значительное внимание анализу институтов и принципов Конституции РФ 1993 г., проблем ее реализации. Серьезное внимание уделяется исследованию основ конституционного строя, закрепляющих исходные принципы организации российского общества и государства, проблем российского федерализма, путей его совершенствования.

В числе вопросов, которые активно стали разрабатываться в самое последнее время, назовем статус политических партий, религиозных объединений, средств массовой информации, конституционно- судебное право, процессуальные аспекты законотворчества.

Наука конституционного права, её понятие и предмет

Наука конституционного права: понятие и предмет исследования

Термин «конституционное право» употребляется в трех основных значениях: как наука, отрасль права и учебная дисциплина. Все они взаимосвязаны и могут существовать, развиваться, находясь в единстве. В этом единстве объединительную функцию выполняет наука. Так, отрасль права является одной из сторон объекта и предмета ее изучения, а учебная дисциплина — совокупностью определенных сведений из области науки.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Это наиболее общее понятие науки конституционного права и оно при замене некоторых терминов приемлемо для определения любой другой юридической науки. Сказанное обусловлено тем, что наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве) и на нее распространяются все признаки, характеризующие правоведение в целом.

Вместе с тем наука конституционного права является неотъемлемой частью государствоведения (науки о государстве). Однако предмет государствоведения применительно к государственной организации общества значительно шире, нежели у науки конституционного права. Государствоведение изучает государство в целом, его возникновение, типы, закономерности развития, а наука конституционного права — с позиций правового регулирования тех или иных государственных институтов. Государство всегда выступает одной из сторон конституционно-правовых отношений.

Роль любой науки о праве в жизни общества и ее место среди других юридических наук определяется предметом исследования, т. е. кругом изучаемых проблем, влиянием последних на общественную жизнь. Предмет науки конституционного права составляет то, на что направлено исследование в процессе изучения действительности. Этот предмет условно можно подразделить:

  • на нормы конституционного права, составляющие в совокупности отрасль права;
  • регулируемые этими нормами общественные отношения.

Наука конституционного права изучает:

  • все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства, а также то, насколько прошлый опыт может быть использован в настоящее время и в будущем;
  • не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;
  • властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти; территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства;
  • конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;
  • вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Наука конституционного права занимает особое место среди других юридических наук, изучая наряду с философией права, теорией государства и права общество как целостную систему.

В связи с этим многие категории, понятия, выводы, теоретические обобщения в науке конституционного права являются основополагающими для других отраслей правовых знаний. Например, разработанные ею теоретические положения, принципы, категории имеют определяющее значение для административного, муниципального и других отраслей права. В этом и заключается ведущая роль конституционного права в национальных системах права всех современных государств.

Наука конституционного права тесно связана с рядом других гуманитарных наук, например с политологией. Они взаимодействуют при исследовании таких вопросов, как организация публичной власти, осуществление народом своего суверенитета, участие граждан в управлении делами государства и общества. Подобное сотрудничество способствует разработке оптимальных способов правового регулирования общественных отношений.

Ведущее положение науки конституционного права среди других правовых наук предопределяет и ее задачи. Это: обеспечение конституционно-правовыми средствами реального самоуправления народа, свободы личности, эффективного функционирования государственной власти; теоретическая разработка проблем федеративных отношений, а также вопросов, вытекающих из демократических процессов; определение основных тенденций развития отрасли конституционного права; прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества; установление последствий, которые могут быть вызваны введением или упразднением конституционных норм или отсутствием таковых.

Учитывая изложенное, можно предложить следующее определение науки конституционного права.

Структура системы науки конституционного права

Наука конституционного права — это система взглядов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

Под системой науки обычно понимается структура расположения накопленных знаний в их логической последовательности. При рассмотрении этой системы наиболее часто применяются два подхода, опирающиеся на систему отрасли конституционного права, на структуру Конституции. Один из них предполагает следующую структуру системы науки конституционного права:

  • общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права;
  • учение о Конституции;
  • основы конституционного строя (конституционные основы устройства общества и государства);
  • конституционный статус индивидов, их объединений;
  • территориальная организация государственной (публичной) власти;
  • конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности.

Несколько иной подход предлагает Н. А. Богданова. Она в систему науки включает:

  • конституционное право как юридическую науку;
  • конституционное право как отрасль права;
  • конституционные основы устройства общества и государства;
  • конституционные основы правового положения личности;
  • конституционные основы территориальной организации государственной власти;
  • конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

В этих двух подходах нет существенных различий, за исключением того, что во втором из них наука и отрасль включены в систему науки в качестве отдельных разделов и исключен как самостоятельный раздел «Учение о Конституции».

Имеются и иные схемы системы науки конституционного права.

Остановимся подробнее на первом варианте системы науки конституционного права, поскольку именно он, как правило, лежит в основе учебных программ и учебной литературы.

Общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права

Наука конституционного нрава, относящаяся к числу отраслевых, изучает элементы отрасли конституционного права. Этим ее задачи не ограничиваются, ибо она наряду с познанием составных частей исследует то общее, что присуще отрасли конституционного права в целом, т. е. характер и особенности ее предмета, специфику теории, особенности регулируемых конституционно-правовых отношений.

В рамках данного раздела изучаются предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права, взаимосвязь с другими науками, понятие, предмет, источники конституционного права как отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития отрасли, ее значение в подготовке юристов.

Учение о Конституции

В науке конституционного права Конституция выполняет двоякую функцию. С одной стороны, она носитель конституционно-правовых идей, с другой — форма выражения норм отрасли конституционного права.

Конституция является основным источником конституционного права как отрасли. Поэтому целый раздел системы науки конституционного права посвящен этому феномену. В этом разделе изучаются сущность, особенности и юридические свойства Конституции, ее виды, форма, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана и защита Конституции.

Основы конституционного строя

Это новый раздел в науке конституционного права. Его появление обусловлено введением одноименного института в Конституцию РФ 1993 г.

Наука конституционного права призвана сформулировать понятие основ конституционного строя, дать соотношение конституционного строя с государственным и общественным строем, выяснить, какие принципы в своей совокупности могут составлять эти основы, объективно ли введены в Конституцию правовые нормы, составляющие этот институт.

В этом разделе рассматриваются характеристики государства, форм правления, формы осуществления власти народом, суверенитета народа и суверенитета Российской Федерации.

Важное значение имеет исследование конституционных основ общественного устройства. При этом главными проблемами, вытекающими из факта становления в России гражданского общества, являются понятие гражданского общества, его структура, место в нем политической системы, особенности конституционного регулирования отдельных видов общественных отношений, его пределы, втом числе экономических, политических, социальных отношений, а также система общественных структур, функционирующих в обществе.

Конституционный статус индивидов, их объединений

Раздел посвящен анализу взаимоотношений государства и граждан, их объединений, учению о правах, свободах и характеристике их отдельных видов. Это целый комплекс проблем, вытекающих из положения человека и гражданина в государстве и обществе, из конституционного закрепления прав, свобод, обязанностей граждан, их гарантий, юридической природы данных прав и свобод. Сюда же примыкают такие проблемы, как демократия и личность, права человека и общие принципы демократии, их соотношение.

Территориальная организация государственной (публичной) власти

В этом разделе изучаются вопросы, связанные с территориальной организацией государственной власти, распределением этой власти по вертикали в соответствии с теми или иными формами государственного устройства. Проблемными для исследования являются общетеоретические вопросы государственного устройства, проблемы федерализма, унитаризма и автономии, особенности устройства Российской Федерации, виды и характер ее субъектов, суверенитет Российской Федерации, оптимизация федеративных связей, административно- территориальное деление субъектов Федерации.

Конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности

В этом разделе объединяются исследования по многочисленным вопросам организации и осуществления государственной власти. Объектами таких исследований являются система и виды государственных органов, конституционно-правовые статусы конкретных государственных органов, принципы построения этой системы, статус и формы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, конституционные основы организации местного самоуправления. Особенность этого раздела выражается в наличии таких подотраслей, как избирательное, парламентское, конституционно-судебное право.

В заключение отметим, что с развитием государства и общества возникают новые подходы к изучению предмета науки конституционного права и ее системы, появляются новые теории и концепции.

Конституционное право как наука этапы развития

В XX в. в России сменилось два типа конституционного права:

1) дореволюционное конституционное (государственное) пра­во, отражающее переходы страны от абсолютной к конституци­онной монархии (1905 г. — февраль 1917 г.), а затем к парла­ментской республике (февраль 1917 г. — октябрь 1917 г.);

2) тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и
просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 1980-х гг.).

Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учре­ждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.

Каждый раз смена типов конституционного права сопровож­дала бурные события и общественные потрясения. И каждый раз новый тип полностью отрицал предыдущий. Так что о преемст­венности в развитии российского конституционного права мож­но говорить весьма условно или даже негативно, хотя отрицание предшествующего типа всегда оказывало большое (отрицатель­ное или положительное) влияние на последующее развитие.

Нынешний, демократический тип конституционного права принципиально отрицает тоталитарный тип, но через «отрицание отрицания» он как бы возвращает государство к этапу развития, прерванному большевистской революцией. Но это все же не про­стое возвращение назад, а скорее восприятие демократических принципов, выработанных мировой цивилизацией. Следователь­но, новое конституционное право России, с одной стороны, как бы восстанавливает связь времен, а с другой — возрождает госу­дарство на новой исторической основе.

Естественно, что столь крутые смены типов конституционно­го права оказывали радикальное воздействие на развитие науки о конституционном праве. Эта наука, наиболее политизированная из всех отраслей юридической науки, имеет своей задачей не только теоретическое истолкование действующих правовых норм, но и развитие общественных представлений о свободе и справедливости, которые искренне или лживо определяют основ­ные цели любого типа права. Будучи свободной или, напротив, несвободной, эта наука ищет пути к усилению демократизма конституционного права или занимается апологией насилия, скрывающегося под псевдодемократическим обличьем. Но в лю­бом случае она внедряет в общественное сознание определенные представления о принципах организации государственной вла­сти, подсказывает законодателю пути совершенствования кон­ституционного строя в соответствии с господствующими воззре­ниями о роли государства в общественном развитии. В этом ее главная функция.

§ 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право

Со второй половины XIX в. (с начала царствования Александ­ра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарас­танием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. 17 октября 1905 г. Николаем II был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосно­венности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о граж­данских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Ма­нифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом 1 .

Между тем Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственной думы), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих пра­вовых актов этот акт положил начало конституционному разви­тию страны. Основные законы учредили двухпалатную парла­ментскую систему (Государственная дума и Государственный совет) при сохранении сильной власти царя: без его утверждения закон не мог вступить в силу. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответст­венный только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для избрания Государствен­ной думы вводилось избирательное право, основанное на при­влечении к выборам широких слоев населения, хотя и на нерав­ных условиях. Государственной думе, которая должна была изби­раться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты не несли ответст­венности перед избирателями.

Вторая палата (Государственный совет) имела те же права, что и Дума. Она рассматривала все законопроекты, принятые первой палатой, и только в случае ее одобрения законопроект передавал­ся на утверждение царю. Состав Государственного совета напо­ловину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности.

Эти конституционные акты привели к легализации политиче­ских партий и обострению межпартийной борьбы. Государствен­ная дума первого созыва оказалась бесплодной и просуществовала 72 дня, второго созыва — 102 дня. Монарх активно пользовался своим правом издания указов законодательного характера «во вре­мя прекращения занятий Государственной думы», а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, Государственным советом был отклонен ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали занимать все большее место среди источников конституционного права.

Развитие нового конституционного права происходило под влиянием ведущих политических партий, и особенно Партии конституционных демократов (кадетов). В программе этой пар­тии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 г., выдвигалось предложение создать двухпалатный парламент, в котором вторая палата формировалась бы из представителей орга­нов местного самоуправления. Парламенту предоставлялось право утверждать любой закон и принимать бюджет. Другая влиятельная партия центра «Союз 17 октября» также требовала принятия кон­ституции, представительной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, хотя она не отвергала самодержавия, силь­ной власти. Ни в одной программе не было идеи федерализма; многими отвергалась даже автономия территорий.

Правые же партии, черносотенцы («Союз русского народа») упорно настаивали на незыблемости самодержавия как основы формы правления, по существу, вообще не хотели какого бы то ни было изменения государственного строя. Напротив, левые партии (социал-демократы и эсеры) объявляли самодержавие пе­режитком и главным препятствием демократизации системы вла­сти. Социал-демократы выдвигали идеи однопалатного законода­тельного собрания на основе всеобщего, равного и прямого изби­рательного права, выборности судов, замены армии вооружением народа, отделения церкви от государства. Они поддерживали пе­редачу власти Учредительному собранию, хотя в то же время большевики бичевали Государственную думу, называя ее лжепар­ламентом, и не признавали реальными перемены в государствен­ном строе. Схожие с социал-демократами планы конституцион­но-правовой реформы выдвигали эсеры.

Таким образом, страна медленно, но определенно эволюцио­нировала в сторону конституционной монархии западного типа. Императору принадлежала верховная самодержавная власть, но она уже не закреплялась как неограниченная. Постепенно в практику и правосознание внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что подводило к восприятию теории правового государства и народного суверенитета. Однако обста­новка революционного брожения, особенно в условиях военного времени, постоянно толкала режим к репрессиям против рево­люционеров, использованию военно-полевых судов, других чрез­вычайных мер поддержания общественного порядка. Демократи­зация конституционного права сознательно срывалась усилиями большевиков и эсеров, понимавших враждебность любых реформ своим революционным устремлениям.

В ходе Февральской революции (1917 г.) конституционная монархия была легитимно свергнута. Император Николай II спе­циальным актом передал власть брату Михаилу, который, в свою очередь отрекшись от престола, предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию. Депутаты Государственной думы сформировали Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гра­жданские права и свободы. Были упразднены жандармерия, по­лиция и цензура. Это правительство последовательно проводило курс на недопущение скатывания страны к диктатуре, на прове­дение Учредительного собрания.

1 сентября 1917 г. Временное правительство провозгласило Россию республикой (к этому времени прекратила свои заседа­ния Государственная дума). Правительство носило коалицион­ный характер, что было связано со стремлением объединить де­мократические силы страны. Оно приняло ряд прогрессивных за­конов (о печати, о рабочих комитетах и др.), отказалось от применения чрезвычайных мер (аресты без суда и проч.). Специ­альным актом (август 1917 г.) были введены критерии использо­вания в новых условиях старых законов и постановлений.

Временное правительство при содействии общественности и созываемых им совещаний готовило конституционную реформу, которую было призвано осуществить Учредительное собрание. Главой государства и правительства должен был стать временный президент республики с широкими полномочиями, от имени ко­торого в Учредительное собрание должны были вноситься зако­нопроекты. Учредительное собрание тем самым превращалось в законодательный орган. Это были только наметки, и трудно ска­зать, какая форма правления в конечном счете была бы избрана Учредительным собранием. В начале XX в. конституционный строй с такими институтами прочно утвердился в Великобрита­нии, Франции и других странах Западной Европы, что не могло не оказывать влияния на конституционно-правовое развитие России. Можно смело предположить, что Учредительное собра­ние установило бы демократическую республику с конституци­онным строем, свободно избранным парламентом и контроли­руемой исполнительной властью. Но этим предначертаниям ис­тории и желаниям народа не суждено было сбыться.

Реформы государственного строя, проводившиеся с начала XX в., были в значительной мере подготовлены предшествующим развитием науки государственного права. Среди ее представите­лей были блестящие ученые-юристы, составившие оригинальную русскую школу государственного права. Эту школу отличали склонность к высокой теории и приверженность демократиче­ским идеалам. Почти все государствоведы одновременно занимались и общей теорией права. Они хорошо знали иностранное го­сударственное право, историю политических учений и всеобщую историю государства и права, были всесторонне образованны в области не только юридических, но и многих других наук (фило­софии, лингвистики, истории, психологии и др.). Практически никто из них не воспринял марксизм с его классовой теорией го­сударства и права.

Развивавшаяся на базе университетских кафедр и тесно свя­занная с демократически настроенной студенческой молодежью, русская школа государственного права сосредоточила основное внимание на проблемах самодержавия и народного представи­тельства, которые лежали в центре внимания российского осво­бодительного движения.

Хорошо зная западные конституционно-правовые воззрения, русские ученые привнесли в научный оборот актуальные для России теории естественного права, разделения властей, право­вого государства, независимого правосудия, парламентаризма и др. Эти общепризнанные ценности свободного общества пре­допределили методологическую основу русской науки государст­венного права, которая была чужда какой-либо идеологической односторонности. Поэтому ни у кого не было попыток припи­сать государственному праву функцию закрепления «основ обще­ственного строя», подчинять права и свободы граждан идеологи­ческим целям. В соответствии с логикой и здравым смыслом предмет этой отрасли права виделся реалистически, хотя и в раз­ных париантах: в устройстве власти, положении граждан и орга­низации управления территориями. Все исследователи видели Россию единым унитарным государством, впрочем, и здесь воз­никала сложность в связи с ее имперским статусом, особенно в отношении Финляндии и Польши. О проблеме федерализма применительно к России никто и не думал.

Русское государствоведение конца XIX — начала XX в. обра­зует единый этап развития науки государственного права. В то же время этот этап можно разделить на два периода: до издания Манифеста 17 октября 1905 г. и после. В первый из этих перио­дов наука государственного права делала акцент на изучении за­рубежных форм правления: подчеркивала, например, преимуще­ства английской конституционной монархии, что способствовало осознанию отсталости российского самодержавного строя и под­талкивало власти к реформам. Во время второго периода нача­лась разработка теории новой формы правления в России.

Для русской школы государственного права была характерна тесная связь с философскими учениями, развивавшимися в рос­сийском и европейском обществе. Отсюда три основных направ­ления в науке государственного права: либерализм, позитивизм и социологический позитивизм, которые, однако, не были лишены взаимопроникновения идей.

Среди ученых либерального направления выделялся Б. Н. Чи­черин (1828—1904). Он стремился применить к российским усло­виям западную модель государственной власти. Отсюда его убеж­дение в необходимости конституционной монархии, что тогда оз­начало отказ от неограниченного самодержавия. Он предлагал создать двухпалатный представительный орган сословного харак­тера с большими правами. Как истинный либерал, Б. Н. Чичерин стоял на позициях естественного права, правового государства, разделения властей, отстаивал обязанность государства охранять гражданские и политические свободы, особенно выделяя необхо­димую для этого независимость суда. Он писал: «Монархия пред­ставляет начало власти, народы или его представители — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели» 1 . В начале века Б. Н. Чиче­рин с известной горечью предупреждал, что в России нет условий для парламентаризма: «Парламентское правление требует опытно­сти, образования, сложившихся партий. Всего этого у нас нет» 2 .

Крупнейшим представителем юридического позитивизма был Н. М. Коркунов (1853—1904). Как все позитивисты, он был про­тив естественного права, хотя и видел в государстве «обществен­ный союз, представляющий собой. принудительное властвова­ние над свободными людьми» 3 . Государственное право, по его мнению, определяет организацию государственной власти, регу­лирует ее деятельность и устанавливает права и обязанности гра­ждан. Н. М. Коркунов внес большой вклад в разработку вопроса о подзаконное™ указов и других актов государственного управле­ния, считая это важным условием конституционной законности.

Сторонники социологического позитивизма как бы уходили от игнорирования социальных факторов, что было свойственно юридическому позитивизму, вносили в государственное право социально-политические акценты. Представитель этого направ­ления А. С. Алексеев, у которого исследователи отмечают также значительное тяготение к юридическому позитивизму, много сделал для разработки теории правового государства с его прав­лением через приоритет законов. Под государственным правом он понимал «совокупность норм, определяющих существо и ор­ганизацию верховной власти, состав и деятельность властей под­чиненных, права и обязанности подданных» 1 .

В своих учебных лекциях А. С. Алексеев различал науку об­щего государственного права и науку русского государственного права. В первую он включил политические и государственно-правовые учения, основные категории и понятия государствен­ного права в их связи с социологией и историей. Рассуждения А. С. Алексеева сводились к идее конституционного государства.

Последовательным сторонником социологического позити­визма выступал М. М. Ковалевский (1851 — 1916). Он развивал резко оппозиционные взгляды по отношению к самодержавию, находился под влиянием революционных идей, за что был даже уволен из Московского университета. До 1905 г., создав интерес­ные работы по государственному праву европейских держав, М. М. Ковалевский обосновывал необходимость конституцион­ного правового государства по английскому типу, но критиковал западную систему гражданских свобод за ее формализм, подчер­кивая, что «правительство служит не столько интересам всего на­рода, сколько интересам тех классов, которые сосредоточивают в своих руках капитал и земельную собственность» 2 . Но в целом теорию классового государства он не разделял.

Крупным представителем социологического позитивизма в науке государственного права был также В. В. Ивановский. Он считал, что государственное право не чисто юридическая наука, а часть обществоведения; ее предметом является не только форма государства, но и государство в целом 3 .

Из крупных ученых-государствоведов, работавших в послед­ние десятилетия XIX в., необходимо также отметить А. Д. Гра­новского, С. А. Котляревского, М. И. Свешникова и др. 1

После 1905 г. круг проблем государственно-правовой науки во многом меняется. Ее представители сосредоточивают свое вни­мание на проблемах народного представительства и его соотно­шении с верховной самодержавной властью. Манифест 17 октяб­ря 1905 г. отличался неопределенностью формулировок, он уста­новил власть монарха как самодержавную, но изъял слово «неограниченная», что заставило ученых-государствоведов искать объяснение этой формулы, которую черносотенные сторонники трона трактовали в пользу незыблемости самодержавия. Н. М. Коркунов еще до издания Манифеста высказывался о том, что власти неограниченного монарха не может быть противопос­тавлена никакая другая ограничивающая ее власть 2 . Создание же Думы многие видные ученые — Ф. Ф. Кокошкин, Н. И. Лазарев­ский, В. М. Гессен 3 — справедливо расценили как ограничение власти царя. Они полагали, что новый конституционный строй складывается на основе принципов западных конституционных монархий. М. М. Ковалевский, обосновывая преимущества кон­ституционной монархии по сравнению с республиканской фор­мой правления, отмечал, что дело не в порядке замещения поста главы государства, а в существовании ответственного перед пар­ламентом правительства. Он уделял большое внимание принципу разделения властей, народному суверенитету, народному пред­ставительству. М. М. Ковалевский обращал внимание на то, что «изучение законодательства какой-либо страны далеко еще не является изучением «действующей» ее конституции» 4 . Этот заме­чательный либеральный ученый, которого, кстати, Ленин отнес к «краснобаям либерализма», доказывал, что государство не может в интересах самосохранения упразднить личные права, что право имеет приоритет перед государством, и в этом ясно проявляется его приверженность демократическим идеалам.

Русская школа государственного права развивалась в трудных условиях самодержавной власти. Ее представители не были рево­люционерами, они верили в эволюцию государственного строя по западному образцу. Они не успели создать теорию российско­го республиканизма — слишком коротким оказался этот период, сменившийся большевистским тоталитаризмом.