Конституционное право багмет

Содержание:

Конституционное право багмет

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Конституционное право России. Схемы и определения

Раскрываются традиционные для учебной дисциплины, науки и отрасли конституционного права вопросы, представленные в виде схем и основных определений.Для курсантов, слушателей и студентов юридических вузов и специальностей, а также для всех интересующихся проблемами конституционного права России.

Конституционное право багмет

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Шапорева Д.С.

Год издания: 2019

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Бочкарева Н.А.

Год издания: 2019

Издательство: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа

Автор: Резепова В.Е., Захарова Н.А., Захарова Ю.Б.

Год издания: 2019

ISBN: 978-5-4486-0488-1, 978-5-4488-0221-8

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Бочкарева Н.А.

Год издания: 2019

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Давыдова Н.Ю., Черепова И.С.

Год издания: 2018

Издательство: Вузовское образование

Автор: Хачатурян Б.Г., Шишкина Е.Б.

Год издания: 2018

С этой книгой также читают

Автор: Наумов С.Ю., Масленникова Е.В., Подсумкова А.А., Осипова И.Н., Калимуллин Л.В., Рамазанов К.Н., Слычук В.В.

Год издания: 2010

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Кузнецова С.В.

Год издания: 2007

Автор: Колоколов Г.Р.

Год издания: 2007

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: sale@iprmedia.ru, adm@iprmedia.ru

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Конституционное право багмет

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Конституционное право :

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Анатолий Михайлович Багмет. Биографическая справка

Руководитель Следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет освобожден от должности, сообщила РИА Новости официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.

Анатолий Михайлович Багмет родился 7 января 1961 года в селе Заудайка Ичнянского района Черниговской области Украинской ССР.
В 1988 году окончил Свердловский юридический институт.

Кандидат юридических наук, доцент.

Работал в органах прокуратуры на различных должностях. С 1988 года занимал должность помощника прокурора города Навои Узбекской ССР. В 1995–1997 годах – заместитель прокурора Тракторозаводского района Челябинска. В 1997–2000 годах – прокурор Центрального района Челябинска. С 2001 года – заместитель прокурора Челябинской области, старший советник юстиции. Курировал следственное управление.

В декабре 2007 года по решению генпрокурора Юрия Чайки Багмет был уволен с должности заместителя прокурора Челябинской области за «совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника». Поводом послужила служебная проверка его биографических данных, которые он как раз предоставил, подавая документы на перевод на должность руководителя следственного комитета города Москвы. В Генпрокуратуре тогда посчитали, что Анатолий Багмет сфальсифицировал документы, необходимые для получения звания доцента в Челябинском государственном университете. По данным ведомства, научное звание ему присвоили на основании факта его преподавательской деятельности в Казахстане. Однако, по версии Генпрокуратуры, Анатолий Багмет никогда не преподавал в этой республике.

Багмет не согласился со своей отставкой и оспорил решение Генпрокуратуры в Тверском суде Москвы. Суд пришел к выводу, что он правомерно получил звание доцента, поскольку провел необходимое количество занятий, правда, не в Казахстане, а в Челябинске. 27 февраля 2008 года суд удовлетворил иск Багмета и постановил восстановить его в должности, а также взыскать в его пользу ущерб. Суд вынес решение, что путаница в документах произошла не по вине истца, поэтому в его действиях нет состава преступления.

На следующий день после решения суда Багмет вернулся на работу и прослужил в Челябинской облпрокуратуре с февраля по апрель 2008 года, после чего написал заявление об уходе на пенсию.

Генпрокуратура пыталась опротестовать его восстановление в должности, но Мосгорсуд подтвердил – доцент кафедры уголовного права и криминологии Багмет имеет право работать в прокуратуре и дисциплинарных проступков не совершал.

В мае 2008 года Багмет был назначен на должность руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ по Москве.

В марте 2009 года Верховный суд РФ признал незаконным решение о восстановлении Анатолия Багмета в должности заместителя прокурора Челябинской области, уволенного с этого поста в декабре 2007 года.

Вместе с тем коллегия ВС РФ рассмотрела иск Анатолия Багмета о незаконных действиях Генпрокуратуры и возмещении морального ущерба. На основании представления Генпрокуратуры суд постановил оставить ходатайства о возмещении морального ущерба и восстановлении в должности господина Багмета без удовлетворения. При этом отменил решения Тверского и Мосгорсуда.

18 декабря 2009 года ряд СМИ со ссылкой на источник сообщили, что Багмет освобожден от занимаемой должности руководителя следственного управления СКП.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Российский следователь №16 — 2013

Афанасьяди Ваник Гаруни

Афанасьяди Ваник Гаруни аспирант кафедры права Московского педагогического государственного университета

В статье рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся характерных особенностей обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам о незаконном усыновлении, а также содержание одного из элементов предмета доказывания по делам об общественно опасных деяниях указанной категории — событие преступления.

Ключевые слова: предмет доказывания; обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу; содержание предмета доказывания по делам о незаконном усыновлении; незаконное усыновление; несовершеннолетний потерпевший; уголовно-процессуальное доказывание; событие преступления; объект преступления; объективная сторона преступления; особенности доказывания по делам о незаконном усыновлении;

FACT TO BE PROVEN IN CRIMINAL CASES ON ILLEGAL ADOPTION

The article concerns theoretical issues related to special features of circumstances subject to proving in criminal cases on illegal adoption as well as the content of one of the elements of the fact to be proven in cases on socially dangerous actions of the said category — the event of a crime

Key words: fact to be proven, circumstances subject to determination in a criminal case, content of the fact to be proven in cases on illegal adoption, illegal adoption, minor victim, criminal-procedure proving, event of a crime, object of a crime, objective element of a crime, peculiarities of proving in cases on illegal adoption

Багмет Анатолий Михайлович

Багмет Анатолий Михайлович, Директор Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации кандидат юридических наук ipkskrf@yandex.ru

В статье дает краткий исторический экскурс по установлению объективной истины при расследовании преступлений. Рассматривается соотношение уголовно-процессуального законодательства РСФСР и РФ по данному вопросу. Формулируется необходимость расширения процессуальной самостоятельности следователя и законодательного закрепления установления объективной истины в уголовном процессе

Ключевые слова: уголовный процесс, расследование преступлений, процессуальная самостоятельность следователя, объективная истина

Bagmet Anatoly Mikhailovich

The investigator’s role in establishing objective truth in the investigation of crimes

The article gives a brief historical overview of objective truth in the investigation of crimes. Is the ratio of the criminal procedure law of Russian Federation and the Russian Federation on this issue. Is the need to increase the procedural autonomy of the investigator and the legislative consolidation of objective truth in the criminal process

Key words: criminal procedure, the investigation of crimes, the procedural autonomy of the investigator, objective truth.

Боруленков Юрий Петрович

Боруленков Юрий Петрович заместитель директора Института повышения квалификации Следственного комитета России кандидат юридических наук, доцент borulenkov@bk.ru

Автором в продолжение рассмотрения роли информации в юридическом познании исследуются вопросы интегрирования информационных потоков при принятии субъектом решения по юридическому делу

Ключевые слова: юридическое познание; субъект юридического познания; информационный продукт; результат юридического познания

DECISION OF A PUBLIC SUBJECT-MATTER OF JURIDICAL PERCEPTION AS AN INTEGRATED LEGAL PRODUCT

The author in the course of consideration of a role of information in legal knowledge investigates questions of integration of information streams at acceptance by the judge of the decision on legal case.

Key words: legal knowledge; subject of legal knowledge; information product; result of legal knowledge.

Карнович Сергей Анатольевич

Карнович Сергей Анатольевич, начальник ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России»

В статье рассматривается вопрос о роли и значении взаимодействия следователя с органами дознания в процессе выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также организация данного взаимодействия

Ключевые слова: Наркотические средства, психотропные вещества, наркоситуация, незаконный оборот наркотиков, расследование преступлений, взаимодействие, следователь, оперативный сотрудник, правоохранительные органы.

Karnovich Sergey Anatolyevich

The role and importance of the interaction of the investigator with operating units in the investigation of crimes related to illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances

The article discusses the role and importance of interaction with the investigator’s investigative bodies in the process of identification, detection and investigation of crimes related to illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, as well as the organization of the interaction

Key words: narcotic drugs, psychotropic substances, the drug situation, drug trafficking, crime investigations, the interaction, the investigator, operations officer, law enforcement agency

Россинский Сергей Борисович,

Россинский Сергей Борисович, доцент кафедры уголовно-процессуального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), ученый секретарь УМО по юридическому образованию вузов РФ, к.ю.н., доцент

В настоящей статье поднимается существующая в современной теории и практике уголовного процесса проблема соотношения результатов невербальных следственных и судебных действий (осмотра, обыска, выемки и т.д.) с различными видами показаний, как результатами вербальных следственных и судебных действий. Автор рассматривает три варианта решения этой проблемы. Причем наиболее разумным и рациональным он считает именно третий вариант, заключающийся в возможности разумного наполнения отдельными вербальными элементами любого невербального следственного действия и наоборот. Ввиду ограниченного объема настоящей статьи в ней не раскрываются конкретные предложения автора относительно процессуальных механизмов реализации этого варианта решения обозначенной проблемы. Данным вопросам будут посвящены последующие публикации автора.

Ключевые слова: доказательство; виды доказательств; результаты невербальных следственных и судебных действий; показания; протоколы

PROBLEMS OF CORRELATION OF RESULTS OF NONVERBAL INVESTIGATORY AND JUDICIAL ACTIONS AND EVIDENCE IN A CRIMINAL CASE

The present article touches upon the problem of correlation of results of nonverbal investigatory and judicial actions (examination, search, seizure and etc.) and various types of evidence as results of verbal investigatory and judicial actions, which exists in the contemporary theory and practice of criminal procedure. The author considers three variants of solution of this problem. He believes that the third variant is the most reasonable and rational as it contains the possibility of reasonable filling with certain verbal elements of any nonverbal action and vice versa. Due to the limited volume of the present article it does not reveal the concrete proposals of the author with regard to the procedural mechanisms of realization of this variant of solution of the problem in question. The author is going to dwell upon these issues in his later publications

Key words: evidence, types of evidence, results of nonverbal investigatory and judicial actions, evidence, protocols.

Олейник Павел Михайлович

Олейник Павел Михайлович, аспирант кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин юридического факультета Московского гуманитарного университета profglushkov@mail.ru

В статье рассмотрены теоретические и правовые вопросы, касающиеся процессуальных полномочий руководителя следственного органа по обеспечению прав и законных интересов обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу; в этой связи исследованы проблемы реализации гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе выполнения таких существенно ограничивающих неприкосновенность личности, жилища и частной жизни граждан следственных действий, как обыск и выемка в жилище.

Ключевые слова: руководитель следственного органа;процессуальные полномочия; следователь; следственные действия; права и законные интересы; обвиняемый; обыск и выемка в жилище; досудебное производство по уголовному делу; конституционные права и свободы человека и гражданина.

ENSURING BY THE HEAD OF AN INVESTIGATORY AGENCY OF RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF THE ACCUSED PERSON IN THE COURSE OF PROCEEDING OF INVESTIGATORY ACTIONS

The article considers theoretical and legal issues related to procedural powers of the head of an investigatory agency with regard to ensuring the rights and legitimate interests of the accused person in the course of the prejudicial proceeding on a criminal case; in this connection the author investigates the problems of realization of guarantees of constitutional rights and freedoms of man and citizen in the course of execution of actions as search and seizure in the living accommodation which considerably limit immunity of a person, living accommodation and private life of citizens .

Key words: head of investigatory agency, procedural powers, investigator, investigatory actions, rights and legitimate interests, accused person, search and seizure in living accommodation, prejudicial proceeding on a criminal case, constitutional rights and freedoms of man and citizen

Авдеев Вадим Авдеевич, Авдеева Екатерина Вадимовна

Авдеев Вадим Авдеевич, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии судебно-следственного факультета Байкальского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук, профессор, vadim.avdeevich@mail.ru

Авдеева Екатерина Вадимовна, ассистент кафедры уголовного права и криминологии судебно-следственного факультета Байкальского государственного университета экономики и права e_v_avdeeva@bk.ru

В статье анализу подвергаются спорные вопросы квалификации незаконного помещения в психиатрический стационар. Пристальное внимание авторов уделяется критериям установления элементов состава преступления и образующих их признаков. Осмыслению подлежат проблемы отграничения незаконного помещения в психиатрический стационар от незаконного лишения свободы и вынесения судом заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Ключевые слова: незаконное помещение в психиатрический стационар; незаконное удержание в психиатрическом стационаре; квалификация преступления; теоретические основы квалификации преступления; элементы состава преступления; признаки, образующие элементы состава преступления; конструкция состава преступления; критерии отграничения от сходных составов преступлений.

Avdeev Vadim Avdeevich, Avdeeva Catherine Vadymivna

CURRENT ISSUES IN TRAINING OF ILLEGAL in a psychiatric hospital,

In this article are analyzed the controversial questions of qualification unlawful confinement in a psychiatric hospital. Careful attention is given to the authors of the criteria to determine the elements of a crime and their constituent features. Understanding the problems of delimitation shall be unlawful confinement to a psychiatric hospital against unlawful imprisonment and the court obviously illegal sentence, decision or a court decision.

Key words: illegal in a psychiatric hospital, illegal detention in a psychiatric hospital; qualification of the crime, the theoretical fundamentals of the offense, the elements of the offense, the signs that form the elements of the offense, the design of the offense, the criteria for distinguishing from similar offenses.

Войтенков Евгений Алексеевич,

Войтенков Евгений Алексеевич, кандидат юридических наук, докторант кафедры истории государства и права МосУ МВД России voitenkov@inbox.ru

В последние годы наметилась тенденция на ужесточение санкций за преступления и правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Вместе с тем, актуальным представляется вопрос об эффективности таких решений, направленных на повышение дисциплины участников движения путем ужесточения наказаний. В связи с этим, является важным научное исследование историко-правового материала советского периода развития нашего государства по данной проблематике с целью рассмотрения возможности применения имеющегося опыта в этой сфере на современном этапе.

Ключевые слова: правовое регулирование, безопасность дорожного движения, уголовная ответственность, административная ответственность, наказание

CRIMINAL AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR CRIMES AND LEGAL VIOLATIONS IN THE SPHERE OF SECURITY OF ROAD TRAFFIC IN THE SOVIET LEGISLATION: HISTORICAL-LAW ANALYSIS AND PECULIARITIES OF LAW-APPLICATION PRACTICE

In recent years there has formed a tendency of strengthening sanctions for crimes and legal violations in the sphere of road traffic security. However the issue of efficiency of such decisions aimed at increase of discipline of participants of road traffic by strengthening of sanctions is topical. In this connection the scientific research of historical-law material of the soviet period of development of this state with regard to this sphere for the purpose of consideration of possibility of application of the existing experience in this sphere at the contemporary stage is importan

Key words: legal regulation, security of road traffic, criminal responsibility, administrative responsibility, punishment.

Земцова Анна Васильевна

Земцова Анна Васильевна, кандидат юридических наук, старший эксперт Договорно-правового департамента МВД России zemtsova-anna@rambler.ru

В статье анализируются проблемы применения статьи 1594 (Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности) Уголовного кодекса Российской Федерации при квалификации мошеннических действий в бюджетной сфере, а также приводится авторское видение разрешения таких проблем на законодательном уровне.

Ключевые слова: мошенничество, хищение, бюджетная сфера, предпринимательская деятельность, ответственность

Problems of application of the article 1594 (Business Fraud) of the Criminal Code of the Russian Federation in the budget fraud counteraction

The article is devoted to the analysis of the problems of application of the article 1594 (Business fraud) of the Criminal Code of the Russian Federation, arising in the process of the qualification of the budget fraud. Legal solutions of this problems are also in this article

Key words: fraud, theft, budget, business, responsibility

Козаев Нодар Шотаевич,

Козаев Нодар Шотаевич, доцент кафедры уголовного права юридического факультета СОГУ им. К.Л. Хетагурова, кандидат юридических наук, доцент г. Владикавказ nkosaev@mail.ru

В статье рассматривается сущность производственных технологий и их отражение в тексте Уголовного закона. На примере техногенных аварий и катастроф показана необходимость совершенствования законодательства и актуальность введения в УК РФ института неосторожного сопричинения.

Ключевые слова: производственные технологии, общие черты преступления в производственной и технологической сферах, неосторожное сопричинение

Kozaev Nodar Shotaevich,

Contemporary production technologies ant the concept of negligent civil injury in the criminal law

The article considers the production technologies essence and their reflection in the text of the Criminal law. The legislation improving necessity and the Institute of negligent civil injury introduction actuality in the Criminal code of the Russian Federation is shown on the example of technogenic accidents and catastrophes.

Key words: production technologies, common crime features in the production and technological spheres, negligent civil injury

Муцаев Апти Хамзатович

Муцаев Апти Хамзатович, аспирант Международного юридического института

В статье дается краткая криминологическая характеристика захвата заложников, высказываются предложения по совершенствованию уголовно-правового противодействия этому преступлению

Ключевые слова: Захват заложника; терроризм; совершенствование законодательства.

About some features of the capture of a hostage and countermeasures

The paper gives a brief criminological characteristics of hostage-taking and make proposals on improvement of the criminal law of combating this crime.

Key words: Seizure of a hostage; terrorism; improvement of legislation

Середа Ирина Михайловна, Суханов Сергей Васильевич

Середа Ирина Михайловна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологииИркутского Юридического Института (филиала) Российской Правовой Академии Минюста России, г. Иркутск; irina-sereda@mail.ru

Суханов Сергей Васильевич, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП), г. Иркутск. nuradm@rambler.ru

Статья посвящена некоторым проблемам предупреждения незаконного предпринимательства в рамках применения уголовно-правового института освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Ключевые слова: экономические преступления, незаконное предпринимательство, коррупциогенные факторы.

SEREDA I.М., SUKHANOV S.V.

CERTAIN LEGAL MEASURES OF SPECIAL CHARACTER AIMED AT PREVENTION OF ILLEGAL ENTREPRENEURSHIP

The article concerns certain problems of prevention of illegal entrepreneurship within the framework of application of the criminal-law institute of liberation from criminal responsibility on the cases on crimes in the sphere of economic activity

Key words: economic crimes, illegal business, korruptsiogenny factors

Шутова Валентина Николаевна

Шутова Валентина Николаевна доцент кафедры общеюридических дисциплин ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», кандидат юридических наук tinav@bk.ru

В статье рассмотрены некоторые особенности коррупции в природопользовании. Проанализированы коррупционные механизмы незаконной добычи и оборота природных ресурсов. Предложены меры по повышению эффективности борьбы с коррупцией в данной сфере.

Ключевые слова: коррупция, природопользование, лесопользование, недропользование, организованная преступность, незаконная добыча природных ресурсов

Some aspects of corruption in the regional use of natural resources

This article describes some of the features of corruption in natural resources. Corruption mechanisms of illegal mining and trafficking of natural resources are analyzed. The measures to improve the efficiency of combating corruption in a given sphere are proposed

Key words: corruption, environmental management, forest management, use of mineral resources, organized crime, illegal extraction of natural resources

Гадаборшева Зинаида Бекхановна

Гадаборшева Зинаида Бекхановна, аспирантка кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин юридического факультета Московского гуманитарного университета profglushkov@mail.ru

В статье рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся понятия и основных элементов организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере предпринимательской деятельности; исследованы существующие научные точки зрения по данному поводу; сформулировано и обосновано авторское понятие и система основных элементов названного правового института.

Ключевые слова: прокурорский надзор; организация прокурорского надзора; элементы прокурорского надзора; надзор за исполнением законодательства; предпринимательская деятельность; прокурор; точное и единообразное исполнение законов

ORGANIZATION OF PROCURATOR’S SUPERVISION OF EXECUTION OF LAWS IN THE SPHERE OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article considers theoretical issues related to the concept and basic elements of organization of procurator’s supervision of execution of legislation in the sphere of entrepreneurial activity; studies the existing scientific viewpoints with regard to this issue; formulates and substantiates the author’s concept and system of basic elements of the said legal institute

Key words: procurator’s supervision, organization of procurator’s supervision, elements of procurator’s supervision, supervision of execution of legislation, entrepreneurial activity, procurator, exact and uniform execution of laws.

Международное право. Учебник

1 377.00 руб.

Раскрыты основы международного публичного права. Рассмотрены особенности некоторых отраслей международного права — их понятие, источники, предмет правового регулирования и основные принципы.
Материал издания соответствует рабочей учебной программе по дисциплине «Международное право», подготовленной сотрудниками Московской академии Следственного комитета Российской Федерации.
Для бакалавров и магистров, обучающихся по юридическим специ-альностям, аспирантов, преподавателей, специалистов, а также всех интересующихся международным правом.

Багмет Анатолий Михайлович — генерал-майор юстиции, почетный сотрудник Следственного комитета

Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Родился 7 января 1961 г. Стаж работы в органах прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации – 29 лет.

В 1988 г. окончил Свердловский юридический институт имени Р.А. Руденко. При этом с сентября 1985 г. по июнь 1988 г. в вечернее время работал воспитателем в общежитии треста «Уралмашстрой» в г. Свердловске.

В 1988 г. назначен помощником прокурора города Навои Бухарской области Узбекской ССР. В 1991 г. переехал в Челябинск, где проходил службу на прокурорских должностях в прокуратуре гор. Челябинска, в 1995-1997 гг. являлся заместителем прокурора Тракторозаводского района, а затем назначен на должность прокурора Центрального района с присвоением досрочно чина младший советник юстиции. В 1999 г. возглавляемая им прокуратура была признана лучшей в области, а сам Анатолий Михайлович признан лучшим по профессии среди прокуроров Челябинской области.

В 2005-2007 гг. по совместительству преподавал в Челябинском государственном университете и Южно-Уральском государственном университете уголовное право, уголовно-процессуальное право и другие юридические науки.

В январе 2000 г. назначен заместителем прокурора Челябинской области и досрочно получил чин советника юстиции, курировал следственное направление работы областной прокуратуры и МВД, а затем организацию поддержания государственного обвинения в судах области и др. направления прокурорского надзора.

В 2008-2010 гг. руководил следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по городу Москве. На этом посту особое внимание уделял взаимодействию правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, расследованию особо тяжких и резонансных преступлений.

В августе 2010 г. назначен заместителем руководителя Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

С сентября 2010 г. исполнял обязанности директора Института повышения квалификации Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а затем – Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации

С июня 2011 г. – директор Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации.

За пять лет, при непосредственном участии А.М. Багмета, создано шесть филиалов Института повышения квалификации (в городах: Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новисибирск, Нижний Новгород, Хабаровск, Санкт-Петербург), преобразованных в факультеты повышения квалификации, а также Санкт-Петербургский филиал Академии, на базе которого создана Санкт-Петербургская академия Следственного комитета РФ.

В январе 2014 г. возглавил Академию Следственного комитета, созданную на базе Института.

Является автором и соавтором 290 научных трудов и публикаций.

Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.02, кандидат юридических наук Багмет, Анатолий Михайлович

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Багмет, Анатолий Михайлович

Глава I. Теоретические и конституционно-правовые основы участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления .

1.1. Теоретические и правовые основы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

1.2. Правовые и организационные основы участия органов прокуратуры в надзоре за исполнением законов и законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Глава II. Правовые и организационные особенности обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2.1. Особенности обеспечения конституционно-правовой ответственности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации .

2.2. Государственно-правовые вопросы прокурорского надзора по обеспечению конституционно-правовой ответственности органов местного самоуправления.

Глава 111. Государственно-правовые проблемы конституционно-правовой законности в субъектах Российской Федерации и роль органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного

3.1. О некоторых проблемах конституционно-правовой законности в субъектах Российской Федерации и развитие законодательства по вопросам конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3.2. Правовые и организационные вопросы участия органов прокуратуры в

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»

Принципиально новые условия экономического и политического развития Российской Федерации (далее — РФ) настойчиво диктуют необходимость разработки адекватной, взвешенной и продуманной концепции реформирования системы федеративных отношений, государственного строительства и местного самоуправления . При этом особую актуальность приобретает проблема обеспечения конституционно-правовой законности и ответственности в деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Представляется, что в решении этих задач должны быть активно задействованы как федеральные, так и региональные органы государственной власти, при этом значительная роль принадлежит деятельности органов прокуратуры . От рационального решения данной проблемы зависит ответ на многие вопросы, которые являются актуальными для российского государства в современный период.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» к полномочиям прокуратуры отнесен надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Согласно статье 23 названного Федерального закона прокурор вправе принести протест на противоречащий закону правовой акт. Данный протест является обязательным к рассмотрению. Прокурор вправе также обратиться в суд с заявлением о признании соответствующего акта незаконным .

Однако с середины 1998 года органы прокуратуры столкнулись с серьезной проблемой реализации ряда своих полномочий . Конституционный Суд РФ в своем решении о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации от 16 июня 1998 года № 19-П определил, что полномочия судов общей юрисдикции по проверке соответствия нормативных правовых актов федеральным законам могут быть установлены только федеральным конституционным законом.

Отсутствие на настоящий момент такого закона в значительной мере затрудняет деятельность прокуратуры в части использования отдельных процедур для признания недействительными противоречащих федеральному законодательству нормативных правовых актов субъектов РФ.

Особую остроту данной проблеме придает решение Конституционного Суда РФ, принятое в июле 2003 года по запросу Госсобрания — Курултая -Республики Башкортостана и Верховного Суда Татарии по проверке конституционности ряда положений Гражданского процессуального Кодекса РСФСР и РФ и Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации », согласно которым прокурор или его заместитель могут вносить в суды общей юрисдикции гражданские иски о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному законодательству, а суды общей юрисдикции -рассматривать такие иски . Конституционный Суд РФ запретил судам общей юрисдикции рассматривать подобные вопросы и постановил, что такое право имеет только Конституционный Суд РФ.

Это означает, что федеральному центру теперь будет гораздо труднее бороться с ошибками регионального правотворчества , и следует искать новые решения. Более того, пересмотру могут быть подвергнуты не только принятые ранее решения, но и должны быть предложены соответствующие изменения в действующее федеральное законодательство.

Следует отметить, что вопросы участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой законности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления еще не являются объектом пристального научного исследования. В основном в большинстве работ отечественных авторов рассматривались изолированно вопросы как прокурорского надзора, так и юридической ответственности.

Институт конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, по нашему мнению, является одним из самых проблематичных институтов законодательства об организации государственной власти и местного самоуправления в нашей стране как с точки зрения предмета исследования, так и с точки зрения его юридического содержания.

Конституционно-правовая ответственность в основном базируется на принципах, которые присущи другим видам юридической ответственности. Среди них: принцип ответственности за вину ; принцип конституционности (законности), то есть ответственность за те деяния , которые предусмотрены в конституции ( уставе ) либо в принятых на их основе актах; принцип справедливости ( недопустимость придания закону или иному акту, устанавливающему ответственность, ухудшающему правовое положение участников общественных отношений, обратной силы); принцип целесообразности и другие.

При этом необходимо отметить следующие особенности, присущие именно конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: наличие правовых, политических, идеологических и нравственных аспектов; наличие позитивной и негативной конституционно-правовой ответственности в конституциях (уставах) субъектов РФ, уставах муниципальных образований; не всегда необходимость наличия правонарушения ; необязательность виновного поведения; многообразие санкций конституционно-правовой ответственности и их особенности; обеспеченность конституционно — правовой ответственности как собственно конституционными санкциями, так и санкциями, присущими иным отраслям права. От того, насколько работнику прокуратуры удастся учесть эти компоненты, в итоге будет зависеть решение не только теоретических, но и сугубо практических задач подконтрольности государственной и муниципальной власти, и как итог — ее действенность в интересах народа.

Именно поэтому вопросы развития законодательства о конституционно-правовой ответственности государственной и муниципальной власти в субъектах РФ находятся в центре внимания настоящей работы. Актуальность темы исследования в значительной мере определяется необходимостью улучшения взаимодействия органов власти РФ и ее субъектов для достижения политической и экономической стабильности, укрепления единства правового пространства и установления правопорядка в стране.

В предлагаемой работе с учетом Конституции Российской Федерации, федеральных законов « О прокуратуре Российской Федерации », «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации », других федеральных законов, конституций ( уставов ) и иных нормативных правовых актах субъектов РФ предпринята попытка комплексного рассмотрения вопросов участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ.

Актуальность темы исследования обусловлена и тем, что многие задачи укрепления российской государственности решаются недостаточно эффективно. Неоднократно на это было указано в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, а также в указаниях Генерального прокурора РФ.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Предметом исследования являются вопросы юридической регламентации участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно — правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа социальных и политических процессов, происходящих в стране, раскрыть условия, факторы и пути совершенствования законодательства, обеспечивающего конституционно-правовую ответственность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также исследовать организационно-правовые средства участия органов прокуратуры в обеспечении законности и ответственности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ.

Названная цель достигается путем решения ряда теоретических и практических задач. Среди них: на основании анализа различных подходов и взглядов отечественных и зарубежных ученых юристов развить понятие и основания конституционно-правовой ответственности, классифицировать основные виды такой ответственности, устанавливаемые правовыми нормами; опираясь на характеристику органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, показать особенности проявления конституционно-правовой ответственности данных органов в сфере правовых отношений; выявить конкретный механизм обеспечения конституционно-правовой законности и ответственности в деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и другие.

Исходя из этого в работе ставятся следующие задачи:

• обосновать понятие и значение конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в современный период;

• на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, современных подходов к практике государственного и муниципального строительства проанализировать становление и развитие института конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

• раскрыть общие черты и специфические особенности прокурорского надзора по обеспечению конституционно-правовой ответственности и его влияния на правотворческую деятельность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в современный период;

• показать необходимость и целесообразность комплексного и системного подхода в государственно-правовом исследовании конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; • сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и выработать практические рекомендации региональным законодателям и органам прокуратуры.

Методологической и источниковедческой базой исследования послужил диалектический метод познания социально-политических и государственно-правовых явлений, сложной и многообразной практики государственного и муниципального строительства, прокурорского надзора. Использованы также исторический, сравнительно-правовой и системно-структурный анализ. Для характеристики изучаемых проблем использованы методы наблюдения, сбор фактического материала и его анализ.

В работе проанализировано конституционное федеральное законодательство, конституции (уставы) и законы субъектов РФ, уставы и иные правовые акты муниципальных образований, а также практика их реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В основу настоящего диссертационного исследования положены работы как современных отечественных и зарубежных авторов, так и произведения прошлых лет, посвященные вопросам теории и практики юридической ответственности органов публичной власти, прокурорского надзора и смежной ей проблематики. В их число вошли работы: Авакьяна С.А., Алексеева С.С., Амирбе-кова К.И., Бессарабова В.Г., Бойкова А.Д., Бабаева В.К., Барабашева Г.В., Бар-цица И.Н., Белкина А.А., Бельского К.С., Бобровой Н.А., Васильева И.В., Вит-рука Н.В., Выдрина И.В., Голубева В.Ю., Горшенева В.М., Гаджиева Г.А., Дегтяревой Н.Н., Дмитриева Ю.А., Заднепровской М.В., Зражевской Т.Д., Иванова В.П., Исакова В.Б., Кокотова А.Н., Колосовой Н.М., Кряжкова В.А., Кутафи-на О.Е., Краснова М.А., Крыловой Н.Е., Ливеровского А.А., Лебедева В.А., Лейста О.Э., Лучина В.О., Малеина Н.С., Малько А.В., Мальцева Г.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Меньшикова В.В., Митюкова М.А., Назарова Б.Л., Нерсесянца B.C., Пискотина М.И. Пылина В.В., Радько Т.Н., Рудинского Ф.М., Саломаткина А.С., Селезнева Н.В., Сергеева А.А., Скуратова Ю.И., Стояки-ной И.С., Сучилина А.С., Таболина В.В., Тадевосяна B.C., Тархова В.А., Тихомирова Ю.А., Тихоненко И.Н., Умновой И.А., Фадеева В.И., Шапиевой О.Г., Шапкина М.А., Шона Т.Д., Шугриной Е.С., Якубова А.Е. и других.

Научная новизна исследования. В настоящей работе впервые в отечественной юридической литературе осуществлен целенаправленный комплексный анализ социальных, политических и государственно-правовых вопросов участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

С учетом профиля работы главное внимание было уделено исследованию организационно-правовых вопросов участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в современный период. Для успешного решения государственно-правовых, экономических, социальных и культурных задач, стоящих перед обществом, обеспечение законности и ответственности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ должно стать основным направлением в государственном и муниципальном строительстве. Акцентируется внимание на том, что необходимые прогрессивные изменения в области становления российской правовой государственности во многом зависят от действенности прокурорского надзора и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ за свои деяния. Это в свою очередь позволило сделать вывод о необходимости внесения соответствующих поправок как в федеральное, так и региональное законодательство.

В содержательном плане новизна исследования заключается также в теоретическом обосновании природы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Научная новизна работы заключается в следующих положениях и рекомендациях, которые выносятся на защиту:

1. Конституционно-правовая ответственность как вид социальной ответственности представляет собой обусловленную нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов РФ, уставов муниципальных образований необходимость органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления отвечать за свое юридически и политически значимое поведение в установленном порядке и действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в случае отклонения — претерпевать определенные лишения (последствия и т.д.).

2. Своеобразие конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ позволяет рассматривать ее как самостоятельный вид ответственности в публично-правовых отношениях. Она имеет сложный социальный и политико-правовой характер и выражается в наступлении для ее субъектов отрицательных последствий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями ( уставами ) субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

3. Специфика органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления как субъектов конституционно-правовой ответственности состоит, прежде всего, в том, что они осуществляют соответствующие функции власти, пользуются правами и исполняют обязанности непосредственно в силу прямого действия правовых норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. В нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ все еще имеются положения, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Участие органов прокуратуры в обеспечении законности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ требуют радикального усиления прокурорского надзора по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Необходимо внесение изменений и дополнений в федеральные законы

О прокуратуре Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации », направленных на совершенствование норм, регулирующих вопросы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления перед гражданами , государством, физическими и юридическими лицами.

6. В рамках конституционно-правовой ответственности должен быть детально регламентирован процесс судебной защиты с участием органов прокуратуры в связи с принятыми мерами ответственности. Все дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также решений, принятых на референдумах субъектов РФ и местных референдумах должны быть отнесены к подведомственности конституционных (уставных) судов и рассматриваться с обязательным участием прокуроров , если федеральным законодательством не предусмотрено иное (например, данные функции будут исполнять административные или иные суды).

7. Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ должны образовать единую систему конституционного правосудия в стране. В этих целях следует внести соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон « О судебной системе Российской Федерации » и иные федеральные законы.

8. Следует включить прокуратуру субъектов РФ совместно с конституционными (уставными) судами в обязательный механизм оценки правомерности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ускорить принятие федеральных законов об административных судах и административном судопроизводстве.

9. В работе выделяются и дополняются новой аргументацией две основные формы участия прокурора субъекта РФ в обеспечении законности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления: 1) как субъекта права законодательной инициативы; 2) как обязательного участника, осуществляющего конституционные полномочия прокурорского надзора.

10. Необходимо реализовать комплекс мер, связанных с развитием федеративных отношений и совершенствованием нормативно-правовых основ организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ, обеспечением верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов РФ с учетом указаний Генерального прокурора РФ и решений Конституционного Суда РФ.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что выносимые на защиту положения расширяют и углубляют концепцию конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В работе содержатся новые подходы к данному институту как к одному из перспективных направлений развития науки конституционного (государственного) права и прокурорского надзора.

Выводы автора имеют непосредственное отношение к реальной обстановке, сложным и противоречивым процессам, проходящим в субъектах РФ, связанных со становлением и развитием регионального и муниципального правотворчества. Они могут быть использованы для совершенствования законодательства и обоснования практических мер по обеспечению действенности государственной и муниципальной власти в субъектах РФ.

Результаты исследования и материалы работы могут быть использованы в учебном процессе в ходе изучения соответствующих разделов теории государства и права, конституционного (государственного) права, прокурорского надзора, а также для подготовки и чтения спецкурса в программах юридических вузов и курсов повышения квалификации депутатов , государственных и муниципальных служащих, прокурорских работников.

Материалы данной работы используются в процессе преподавания студентам юридического факультета Челябинского государственного университета.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, практические рекомендации работы отражены в публикациях автора.

Данное исследование обсуждалось на кафедре теории государства и права и конституционного права юридического факультета Челябинского государственного университета, а также в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Автор выступал с докладами и сообщениями на семинарах и научно-практических конференциях, парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, прокурорских совещаниях в некоторых субъектах РФ. Используя свой многолетний опыт государственной службы, автор также принимал непосредственное участие в составе рабочих групп и комиссий по подготовке проектов нормативных правовых актов, а также в реализации мер прокурорского реагирования.

Структура исследования определена основными целями и задачами, состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, и заключения.

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Багмет, Анатолий Михайлович

Развитие в стране предусмотренного Конституцией Российской Федерации реального федерализма возможно только в условиях политико-правового единства федеративного государства, гармоничного сочетания интересов центра и регионов. Это достигается лишь при обеспечении соответствия правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований федеральному законодательству.

Одним из превентивных и действенных инструментов, содействующих этому соответствию, является конституционно-правовая ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ.

Сегодня особую остроту данной проблеме придает решение Конституционного Суда РФ принятое в июле 2003 года по запросу Госсобрания — Курултая — Республики Башкортостана и Верховного Суда Татарии по проверке конституционности ряда положений Гражданского процессуального Кодекса РСРФСР и РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым прокурор или его заместитель могут вносить в суды общей юрисдикции гражданские иски о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному законодательству, а суды общей юрисдикции -рассматривать такие иски . Конституционный Суд РФ запретил судам общей юрисдикции рассматривать подобные вопросы и постановил, что такое право имеет только Конституционный Суд РФ.

Это означает, что федеральному центру теперь будет гораздо труднее бороться с региональным правотворчеством и следует искать новые решения. Более того, пересмотру могут быть подвергнуты не только принятые ранее решения, но и должны быть предложены соответствующие изменения в действующее федеральное законодательство.

Следует отметить, что вопросы участия органов прокуратуры в обеспечении конституционно-правовой законности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления еще не является объектом пристального научного исследования. В основном, в большинстве работ отечественных авторов рассматривались изолированно вопросы, как прокурорского надзора, так и юридической ответственности. Институт конституционно — правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления является одним из самых проблематичных институтов законодательства об организации государственной власти и местного самоуправления в нашей стране, как с точки зрения предмета исследования, так и с точки зрения его юридического содержания.

Конституционно-правовая ответственность, в основном, базируется на тех же принципах, которые присущи другим видам юридической ответственности. При этом необходимо отметить особенности, присущие именно конституционно — правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, наличие правовых, политических, идеологических и нравственных аспектов; наличие позитивной и негативной конституционно-правовой ответственности в конституциях (уставах) субъектов РФ, уставах муниципальных образований; не всегда необходимость наличия правонарушения ; необязательность виновного поведения; многообразность и особенности санкций конституционно-правовой ответственности; обеспеченность конституционно-правовой ответственности как собственно конституционными санкциями, так и санкциями, присущими иным отраслям права. Насколько работнику прокуратуры удастся учитывать эти компоненты, в итоге зависит решение не только теоретических, но и сугубо практических задач подконтрольности государственной и муниципальной власти, и как итог — ее действенности в интересах народа.

Участие органов прокуратуры в обеспечении законности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ требуют радикального усиления прокурорского надзора по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральных законов нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На взгляд автора сегодня необходимо внесение изменений и дополнений в Федеральные законы « О прокуратуре Российской Федерации », «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации », направленных на совершенствование норм, регулирующих вопросы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления перед гражданами , государством, физическими и юридическими лицами.

Кроме этого, в рамках конституционно-правовой ответственности должен быть детально регламентирован процесс судебной защиты с участием органов прокуратуры в связи с принятыми мерами ответственности. Все дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также решений, принятых на референдумах субъектов РФ и местных референдумах должны быть отнесены к подведомственности конституционных (уставных) судов и рассматриваться с обязательным участием прокуроров , если федеральным законодательством не предусмотрено иное (например, данные функции будут исполнять административные или иные суды).

Следует включить прокуратуру субъектов РФ совместно с конституционными (уставными) судами в обязательный механизм оценки правомерности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сегодня необходимо ускорить принятие федеральных законов об административных судах и административном судопроизводстве, поскольку Конституционный Суд РФ запретил судам общей юрисдикции рассматривать дела по искам прокуратуры о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному законодательству, в части, если ранее это не было предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Автор считает, что следует особо уделить внимание такой форме работы прокурора субъекта РФ в обеспечении законности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, как его активное участие в правотворческом процессе.

Автор полагает, что для решения поставленных проблем в стране следует реализовать целый комплекс мер, связанных с развитием качественно новых федеративных отношений и совершенствованием нормативно — правовых основ организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ, обеспечением верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов РФ.

Автор не претендует на исчерпывающее освещение данной проблемы в настоящем исследовании и планирует дальнейшее изучение поднятых им вопросов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Багмет, Анатолий Михайлович, 2004 год

1. Нормативные правовые акты

2. Конституция Российской Федерации. М: Юрид. лит., 1993.

3. Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1-3. — М.: Известия, 1995-1998.

4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1996 г. № 1- ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.

5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с изменениями от 15.12.01 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. №51. Ст. 4824.

6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3302; 1996. №5. Ст. 411.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации М., 2002 г.

9. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. № 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 49. Ст. 5906.

10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объе-динениях»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608.

11. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.

12. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.

13. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Российская газета. 2003. 8 октября.

14. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «Об утверждении Положения о Полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральном округе»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 20. Ст. 2112.

15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Основного Закона Читинской области//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 700.

16. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14

17. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1995 года «О действенности государственной власти в России»//Российские вести. 1995. 17 февраля.

18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1997 года «Порядок во власти — порядок в стране». — М.: Юрид . лит., 1997.

19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2001 года «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства». — М., 2001.

20. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. //Газета. 2002. 19 апреля.

21. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г.//Российская газета. 2003. 17 мая.

22. Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. М., 1999.

23. Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий . М., 1997.

24. Федеративный договор: Документы, Комментарий.-М.: Республика, 1992. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1-7. М.: Известия, 1995-1999.2. Литература

25. Абдулатипов Р.Г. Правовое обеспечение национальной и федеральной политики российского государства//Российский конституционализм : проблемы и решения. — М., 1999.

26. Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность//Советское государство и право. 1975. № 10.

27. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.

28. Авакьян С.А. Санкции в советской государственном праве//Советское государство и право. 1973. №11.

29. Авакьян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России//Журнал российского права. 1997. № 7.

30. Авакьян С.А. Проблемы реформы конституции//Российский конституционализм: проблемы и решения М., 1999.

31. Амирбеков К.И. Публично-правовая ответственность органов местного самоуправления в Российской Федерации: конституционные аспекты: Монография.-М.: Компания « Спутник », 2002. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

32. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1998.

33. Алехин А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации.-М, 1994.

34. Альбицкий П.Д. Вопросы общего надзора в практике советской прокуратуры . -М.,1956.

35. Аналитический обзор конституций республик, входящих в состав Российской Федерации//Российская Федерация. 1994. № 21.

36. Аринин А.И. Проблемы развития российской государственности в конце XX века//Федерализм власти и власть федерализма/Отв. ред. Н.М. Губогло — М., 1997.

37. Аринин А.И. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы научи, конф. (Москва, 7 декабря 2000) М.: ООО «Сове-ро-Принт», 2001.

38. Акасова А., Дука А. Конфликты и компромиссы в структурах региональной политической элиты: типология правотворчества//Северная Пальмира. Афанасьев B.C. Обеспечение законности: вопросы теории и практики: Дис. . доктора юрид. наук. М., 1993.

39. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. — М: Издат-во Норма (изд. Группа Норма-Инфра-М), 2001.

40. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность. Общетеоретический аспект. -Красноярск, 1985.

41. Барабашев Г.В. Ответственность органов управления перед Совета-ми//Советское государство и право. 1981. № 5.

42. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.

43. Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство России: формирование и динамика. М., 2001.

44. Белкин А.А. Актуальные вопросы работы прокуратуры по надзору за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации//Прокурорский надзорза исполнением законов: прошлое и настоящее М., 1998.

45. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти//Государство и право. 1997. № 3.

46. Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997.

47. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность . Очерк теории. М.: Юрид. лит., 1976.

48. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 2001. Белкин А.А. Дело о полномочиях судов. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 Г.//Уголовное право. 2000. № 1.

49. Вольский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении. М., 1988-1989.

50. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. — М., 1990.

51. Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. -М., 2001. Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985.

52. Витрук Н.В. Общие вопросы правовой ответственности. Конституционная от-ветственность//Государство и право. 2000. № 3.

53. Виатр Е.Д. Конституционная ответственность в Польше после 1989 го-да//Конституционное право. 1996. № 2.

54. Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации, от идеи к практике (Конституционно-правовой аспект). Екатеринбург, 1998. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. — Екатеринбург, 1997.

55. Голубев В. В обход закона делят власть на нижнем этаже//Российская юстиция сегодня. 1999. № 13.

56. Гаджи ев Г. А., Кряжков В. А. Органы конституционного контроля в субъектах Российской Федерации: проблемы организации и деятельности//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 4.

57. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР . — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1974.

58. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. — JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.

59. Дегтярева Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институционный и сравнительный анализ: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М.,2000.

60. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. М.: Юрид. лит., 2001.

61. Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принци-пы//Государство и право. 2003. № 16.

62. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Изд. 2. М. 1998.

63. Кокотов А.Н. Разграничение полномочий между областью и муниципальными образованиями//Социально-экономический потенциал территорий разного уровня: проблемы оценки развития. Екатеринбург, 1996.

64. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура//Правоведение. 1998. № 1.

65. Кондрашев А.А. Конституционная правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. Красноярск, 1995.

66. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации//Журнал российского права. 2000. № 2.

67. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под ред. Б.Н. Топорнина . -М.: Юристъ, 1997.

68. Колосова Н.М. Оставьте неприкосновенность депутатам Государственной Ду-мы//Независимая газета. 2000. 12 сентября.

69. Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация.-М., 1991.

70. Краснов М.А. Коллегиальная и персональная ответственность в работе местных Советов. М., 1990.

71. Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства. -М., 1995.

72. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах РФ (правовые основы и практика). М., 1999.

73. Лебединский В.Г. Советская прокуратура и ее деятельность в области общего надзора.-М., 1954.

74. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). М.: МГУ , 1981

75. Лейст О.Э. Санкции в советском праве. — М., 1962.

76. Лившиц Р.З. Современная теория права: краткий очерк. — М., 1992.’

77. Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции//Право ижизнь. 1992. № 1.

78. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации и проблемы ее реализации. — М., 2002.

79. Митюков М.А. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов РФ (Сравнительный анализу/Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. № 3-4.

80. Нерсесянц B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983.

81. Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм//Правоведение. 1971. № 3.

82. Назаров Б. Л. О юридическом аспекте позитивной социальной ответственно-сти//Советское государство. 1981. № 10.

83. Пискотин М.И. Политическая ответственность работников государственного управления в социалистических странах (доклад на международной научной конференции на тему «Ответственность сотрудника государственной администрации»). Варшава, 1975.

84. Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России/ТГосударство и право. 2000. № 7.

85. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (« Круглый стол » журнала «Государство и право»)//Государство и право. 2000. №3,4.

86. Пылин В.В. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. Радько Т.Н. Юридическая ответственность как общая форма реализации социальных функций права//Труды Высшей следственной школы МВД СССР. Вып.9. Волгоград, 1974.

87. Россия в поисках стратегии: общество и власть/Под ред. Г.В. Осипова , В.К. Левашова, В.В. Суходеева. — М., 2000.

88. Российский Федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность. М., 2000.

89. Стоякина И.С. Правовое регулирование конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федера-ции//Академический юрид. журнал. 2002. № 3.

90. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). М., 1995.

91. Саломаткин А.С. О некоторых проблемах становления и совершенствования регионального законодательства/ЛОжноуральский юридический вестник. 1999. № 4. Саломаткин А.С. Противостояние. Испытание на прочность. Челябинск, 2000.

92. Саломаткин А.С. Устав (Основной Закон) Челябинской области. Комментарий. — Челябинск, 2000.

93. Саломаткин А.С., Кокотов А.Н., Выдрин И.В. Челябинская область -субъект Российской Федерации. Челябинск, 1997.

94. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М.: Юрид. лит., 1971.

95. Селезнев Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти. М., 1999.

96. Сергеев А.А., Скрынников Б.М. Законы субъектов Российской Федерации в системе правовых основ местного самоуправления//Журнал российского права. 1999. № 9.

97. Скуратов Ю.И. Система социалистического самоуправления советского народа. Свердловск, 1987.

98. Скуратов Ю.И. Парламент и Президент в Российской Федерации//Российская Федерация. 1994. № 5.

99. Строгович М.С. Сущность юридической ответственности//Советское государство и право. 1979. № 5.

100. Сучилин А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов государственной власти субъектов РФ. Государственно-правовые вопросы. — М.: Юриспруденция , 2003.

101. Таболин В.В. Право местного самоуправления. — М., 1997.

102. Татунов Е.Н. Акты прокурора по общему надзору. М., 1957.

103. Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов,1973.

104. Тархов В.А. Понятие юридической ответственности//Правоведение. 1973. №2. Тадевосян B.C. Прокурорский надзор в СССР. Л., 1956.

105. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова , А.В.Малько М., 2000.

106. Тихоненко И.Н. Основания освобождения от юридической ответственности:

107. Дис. . канд. юрид. наук. — М., 1995.

108. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994.

109. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок//Государство и право. 1994. № 1.

110. Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства. -М., 1998.

111. Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации//Государство и право. 1997. № 1.

112. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-практическое пособие. — М., 1999.

113. Щербаков А., Миндубаев Ж. Двоевластие в районном центре//Российская Федерация сегодня. 1999. № 6.

114. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Монография. Екатеринбург, 1999. Явич Л.С. Право и социализм. — М.: Юрид. лит., 1982.

115. Яковлев В.Ф. Объективное и субъективное в методе регулирова-ния//Правоведение. 1970. № 6.