Комментарий к статья 91 гпк рф

Статья 91 ГПК РФ. Цена иска

Текущая редакция ст. 91 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;
2) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
3) по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;
4) по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;
5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;
6) по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;
7) по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;
8) по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма, исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;
9) по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;
10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

2. Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

Комментарий к статье 91 ГПК РФ

1. Цена иска определяется размером взыскиваемой денежной суммы или стоимостью истребуемого имущества. Исходя из цены иска рассчитывается размер государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суд. Не все иски имущественного характера подлежат оценке. В этом случае, равно как и при подаче иска неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных подп.3 п.1 ст. 333.19 НК.

Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм указывается в исковом заявлении (см. комментарий к ст. 131 ГПК). В случае, если данное требование закона истцом не соблюдено, его исковое заявление подлежит оставлению без движения на основании положений статьи 136 ГПК (см. комментарий к ней). Если же у истца вызывает затруднение определение действительной стоимости истребуемого имущества, или же им указана цена иска, явно не соответствующая указанной стоимости, судья должен определить цену иска самостоятельно на стадии принятия искового заявления. В этом случае исковое заявление также подлежит оставлению без движения и судья предлагает истцу соответственно уплатить или доплатить государственную пошлину, исходя из определенной им цены иска. Если истец выполнит указания судьи в установленный его определением срок, исковое заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд.

2. При использовании истцом своего права на соединение в одном заявлении нескольких исковых требований, связанных между собой (см. комментарий к ст. 151 ГПК), а также в случае предъявления иска в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (см. комментарий к ст. 40 ГПК), цена иска определяется исходя из суммы всех требований.

В соответствии с присущим гражданскому судопроизводству принципом диспозитивности истец вправе, в частности, увеличить или уменьшить размер исковых требований (см. комментарий к ст. 39 ГПК), что влечет и изменение цены иска. В первом случае недостающая сумма государственной пошлины уплачивается истцом в срок, установленный подп.2 п.1 ст. 333.18 НК. Во втором случае сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований (подп.10. п.1. ст. 333.20 НК).

При предъявлении встречного иска, а также заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, цена иска определяется на общих основаниях.

В случае если исковое заявление содержит требования как имущественного, так и неимущественного характера, подлежащая уплате государственная пошлина состоит из государственной пошлины, рассчитанной исходя из цены иска по имущественному требованию, и государственной пошлины, установленной для требований неимущественного характера (подп.3 п.1 ст. 333.19 НК).

Если истец заявляет в суде требование о возмещении морального вреда, государственная пошлина взимается в размере, установленном для требований неимущественного характера.

Консультации и комментарии юристов по ст 91 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 91 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 91. Утратила силу

Утратила силу с 1 сентября 2014 г.

Комментарий к статье 91 Гражданского Кодекса РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи называет в качестве высшего органа общества только общее собрание участников общества как коллегиальный орган, не упоминая об обществах с единственным участником. По-видимому, законодатель исходит из того, что и в компании одного лица высшим органом следует считать общее собрание участников с тем лишь уточнением, что единолично принятые единственным участником решения приравниваются по своей юридической силе к коллегиальным решениям общего собрания участников в силу прямого указания закона (ст. 39 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; см. также коммент. к п. 2 ст. 88 ГК).

2. Общее собрание участников общества наделено статусом руководящего, волеобразующего и непредставительного органа. Как руководящий и волеобразующий орган общее собрание участников общества осуществляет общее руководство деятельностью общества путем принятия решений, т.е. формирования воли юридического лица по наиболее важным вопросам. Однако выступать от имени общества в отношениях с третьими лицами общее собрание участников общества не вправе, являясь непредставительным органом (см. п. 3 коммент. к ст. 91). При этом необходимо различать общее собрание участников как орган управления общества и отдельных участников общества, которые могут представлять общество на основании доверенности, выданной единоличным исполнительным органом общества.

3. Исполнительный орган общества осуществляет текущее, а не общее руководство деятельностью общества и подотчетен общему собранию участников. В соответствии со ст. 41 Закона об обществах с ограниченной ответственностью создание коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и др.) не является обязательным и может иметь место только дополнительно к образованию единоличного исполнительного органа. В качестве единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа могут выступать только физические лица, которые могут и не являться участниками общества (п. 2 ст. 40 и абз. 2 п. 1 ст. 41 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Единственным исключением является передача полномочий исполнительного органа управляющему, в качестве которого может выступать и коммерческая организация (см. подп. 2 п. 2.1 ст. 32 и ст. 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). В силу прямого указания закона единоличный исполнительный орган является единственным волеизъявляющим (представительным) органом общества, т.е. тем органом, через который общество приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (см. подп. 1 п. 3 ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Ни один другой орган общества не вправе действовать от имени общества без доверенности.

В дополнение к обязательной двухзвенной системе органов управления общества, описанной в п. 1 комментируемой статьи (высший орган и исполнительный орган), уставом общества может быть предусмотрено образование факультативного органа управления — совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

4. Пункт 2 комментируемой статьи отсылает к Закону об обществах с ограниченной ответственностью и уставу общества за более детальным регулированием компетенции органов управления общества, а также порядка принятия ими решений и выступления от имени общества, устанавливая при этом приоритетное значение положений ГК.

Компетенция общего собрания участников общества определена в п. 3 комментируемой статьи и ст. 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и может быть расширена уставом общества. Компетенция совета директоров с 1 июля 2009 г. также носит открытый характер и включает помимо вопросов, которые предусмотрены Законом об обществах с ограниченной ответственностью (в том числе тех, которые уставом могут быть изъяты из компетенции общего собрания участников общества и отнесены к компетенции совета директора), вопросы, предусмотренные уставом общества и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества (п. 2.1 ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Описываемое нововведение обеспечивает большую гибкость в выстраивании системы управления обществом, предоставляя возможность ограничить полномочия единоличного исполнительного органа либо путем уже привычного расширения в уставе круга вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников общества, либо посредством отнесения соответствующих вопросов к полномочиям совета директоров или коллегиального исполнительного органа.

5. В случае образования в обществе коллегиального исполнительного органа общества его полномочия, порядок деятельности и принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами общества. Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы на решение исполнительного органа власти (п. 3 комментируемой статьи). При этом закон не запрещает уставом отнести к компетенции коллегиального исполнительного органа вопросы, перечисленные в п. 2.1 ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (за исключением тех вопросов, которые в отсутствие совета директоров составляли бы компетенцию общего собрания участников общества). Компетенция единоличного исполнительного органа включает все полномочия, которые Законом об обществах с ограниченной ответственностью или уставом общества не отнесены к компетенции иных органов управления.

6. Статья 48 Закона об обществах с ограниченной ответственностью предусматривает более строгие требования к кандидатуре профессионального аудитора, чем п. 4 комментируемой статьи. Так, аудитор не может быть связан имущественными интересами не только с обществом и его участниками, но и с членами органов управления обществом. Во избежание злоупотреблений со стороны участника, инициирующего аудиторскую проверку, закон устанавливает, что в случае проведения аудиторской проверки по требованию участника оплата услуг аудитора осуществляется за счет соответствующего участника. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.

Открытый перечень оснований для проведения обязательного аудита предусмотрен в п. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.

7. В отличие от акционерного законодательства в отношении обществ с ограниченной ответственностью законом предусмотрены значительно менее строгие требования по публичной отчетности. По общему правилу общество не обязано публиковать отчетность о своей деятельности, за исключением случаев, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью и иными федеральными законами. Случаи обязательного опубликования сведений обществом названы в абз. 2 п. 4 ст. 6, абз. 1 п. 4 ст. 20, п. 2 ст. 49 и абз. 1 п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Среди норм иных федеральных законов, предусматривающих обязательное опубликование обществом сведений, следует, в частности, отметить ст. 16 Закона о бухгалтерском учете.

Статья 91. Цена иска

СТ 91 ГПК РФ

1. Цена иска определяется:

1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;

2) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;

3) по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;

4) по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;

5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;

6) по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;

7) по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;

8) по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма, исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

9) по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;

10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

2. Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

Комментарий к Статье 91 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья устанавливает правила определения цены иска.

Частью 1 комментируемой статьи установлено, что цена иска определяется по искам о взыскании денежных средств исходя из взыскиваемой денежной суммы; по искам об истребовании имущества исходя из стоимости истребуемого имущества; по искам о взыскании алиментов исходя из совокупности платежей за год; по искам о срочных платежах и выдачах исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года; по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах исходя из совокупности платежей и выдач за три года; по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год; по искам о прекращении платежей и выдач исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год; по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года; по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащий организации, — не ниже балансовой оценки объекта; по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления (ч. 2 комментируемой статьи).

Согласно разъяснениям, данным в п. 43.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», «требование о взыскании компенсации (ответственность за нарушение исключительного права) носит имущественный характер. Несмотря на то что размер подлежащей взысканию компенсации определяется по усмотрению суда (абзац второй статьи 1301, абзац второй статьи 1311, подпункт 1 пункта 4 статьи 1515, подпункт 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ), в исковом заявлении должна быть указана цена иска в твердой сумме. Исходя из размера заявленного требования определяется подлежащая уплате государственная пошлина.

Если истцом не указана цена иска (размер требуемой компенсации), суд выносит определение об оставлении соответствующего искового заявления без движения (статья 136 ГПК РФ, статья 128 АПК РФ)» .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 6.

В Определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2030-О указано, что «положение части второй статьи 91 ГПК Российской Федерации, обязывающее истца указать цену иска, а также предусматривающее полномочие суда определить цену иска в случае явного несоответствия указанной истцом цены действительной стоимости истребуемого имущества, тем самым способствует установлению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении с иском в суд, а следовательно, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя» .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2030-О.

Комментарии к СТ 91 ГПК РФ

Статья 91 ГПК РФ. Цена иска

Комментарий к статье 91 ГПК РФ:

1. Размер государственной пошлины устанавливается по цене иска. В том случае, если цена иска не указана и, соответственно, не уплачена государственная пошлина, заявление может быть оставлено без движения (ст. 136 ГПК РФ). Цена иска определяется размером взыскиваемой денежной суммы или стоимостью взыскиваемого имущества.

2. Комментируемая статья не претерпела изменений в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. гл. 25.3 НК РФ.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

При подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, т.е. как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке;

если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, т.е. как при подаче искового заявления неимущественного характера: для физических лиц — 200 рублей, для организаций — 4000 рублей.

При предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, также уплачивается государственная пошлина.

3. При подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен.

4. При подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера.

Статья 91 ГПК РФ. Цена иска

Новая редакция Ст. 91 ГПК РФ

1. Цена иска определяется:

1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;

2) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;

3) по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;

4) по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;

5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;

6) по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;

7) по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;

8) по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма, исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

9) по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;

10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

2. Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

Комментарий к Статье 91 ГПК РФ

1. Первый вид государственной пошлины — пропорциональная, взыскиваемая с исковых заявлений и жалоб на решения суда по делам имущественного характера, зависит от цены иска, определяемой по правилам, установленным ст. 91 ГПК.

Цена иска представляет собой институт искового производства, характеризующий стоимостное денежное выражение предмета спора между истцом (третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора в порядке ст. 42 ГПК РФ) и ответчиком. Цена иска не определяется по неимущественным взысканиям, а также по делам особого производства, перечисленным в ст. 262 ГПК РФ, и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, указанным в ст. 245 ГПК.

Что касается требований о возмещении морального вреда, то цена иска в них также не обозначается. Это связано с тем, что моральный вред, хотя и определяется судом в конкретной денежной сумме, признается законом вредом неимущественным, и, следовательно, государственная пошлина по таким искам не зависит от денежного эквивалента размера возмещения вреда. Обозначение цены иска по исковым требованиям, подлежащим денежной оценке, в силу ст. 131 ГПК РФ является обязательным реквизитом искового заявления, предъявляемого в суд первой инстанции. При отсутствии такого указания на цену иска судья, руководствуясь ст. 136 ГПК РФ, выносит определение об оставлении искового заявления без движения.

Если предметом искового требования выступает конкретная денежная сумма (например, иски о взыскании долга, о понуждении к исполнению других обязательств в денежной форме и т.п.), то цена иска равна самой взыскиваемой сумме. В цену иска не должны включаться судебные расходы: на оплату помощи адвоката или иного представителя, на проезд истца к месту рассмотрения дела, на почтовые расходы и т.п. издержки, которые истец понес или предполагает понести в связи с рассмотрением его дела в суде.

В виндикационных исках, предметом которых является конкретное имущество, цена иска определяется стоимостью отыскиваемого имущества. Как правило, имущество оценивается исходя из рыночных цен, действующих на день предъявления иска, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам. Если объект иска составляют ценные бумаги, то при оценке учитываются их котировки в российской торговой системе. Цена иска, объектом которого выступают здания, сооружения и иное недвижимое имущество, не может быть ниже балансовой оценки строения (для строений, принадлежащих юридическим лицам), инвентаризационной оценки строения, а если инвентаризация объекта по каким-либо причинам не проведена, то не ниже оценки по договору страхования.

Определение цены иска при предъявлении требований о взысканиях периодических платежей характеризуется законодательным ограничением наибольшего периода взыскания, с общей суммы которого и устанавливается цена иска. Например, в исках о взыскании срочных платежей и выдач цену иска составляет совокупность всех платежей или выдач, но не более чем за три года, в исках о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах — совокупность платежей и выдач за три года, в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач — сумма, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи или выдачи, но не более чем за один год. При заявлении требования о досрочном расторжении договора имущественного найма для расчета цены иска следует сложить платежи за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора. Однако, если до окончания срока договора найма осталось более трех лет, цену иска составит совокупность платежей за три года.

Если в исковом заявлении речь идет о прекращении периодических платежей или выдач, цена иска рассчитывается исходя из суммы оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год.

2. Во избежание недобросовестности со стороны истца, желающего исказить настоящую цену иска в целях уменьшить размер подлежащей оплате государственной пошлины, судье предоставлено право при принятии искового заявления самому определить цену иска. Между тем судья должен реализовывать указанное правомочие лишь в случаях явного несоответствия указанной истцом цены действительной стоимости отыскиваемого имущества.

Другой комментарий к Ст. 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Цена иска — это денежное выражение стоимости спорного имущества. Исходя из цены иска определяется размер государственной пошлины.

Цена иска исчисляется следующим образом:

1) по искам о взыскании денежных средств — исходя из взыскиваемой денежной суммы;

2) по искам об истребовании имущества — исходя из стоимости истребуемого имущества;

3) по искам о взыскании алиментов — исходя из совокупности платежей за год;

4) по искам о срочных платежах и выдачах — исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;

5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах — исходя из совокупности платежей и выдач за три года;

6) по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач — исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за один год;

7) по искам о прекращении платежей и выдач — исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за один год;

8) по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма — исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

9) по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, — исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;

10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, — исходя из каждого требования в отдельности.

2. Цена иска указывается истцом. При явном несоответствии указанной истцом цены иска действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления. Без определения цены иска невозможно уплатить государственную пошлину, что, в свою очередь, влечет вынесение судьей определения об оставлении искового заявления без движения (ст. 136 ГПК).

При наличии затруднений в определении цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины устанавливается судьей. Судам при этом следует учитывать постановления Пленума Верховного Суда РФ. Так, в случае, если предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина должна взиматься в размере, предусмотренном для исковых заявлений, не подлежащих оценке (абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ).
———————————
БВС РФ. 1993. N 11.

При рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных и физических страданий необходимо учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным. С учетом этого государственная пошлина по таким делам должна взиматься как по заявлениям неимущественного характера (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» ).
———————————
Российская газета. 1995. 8 февр.

Цена иска, определенная судом при разрешении дела, является основанием для доплаты суммы пошлины в случае ее недостаточности либо возврата излишне уплаченной пошлины.

Статья 91. Цена иска

1. Цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;
2) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
3) по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;
4) по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;
5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;
6) по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;
7) по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;
8) по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма, исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;
9) по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;
10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

2. Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

Комментарий к статье 91 ГПК РФ

1. Государственная пошлина должна исчисляться:

а) по искам об освобождении от уплаты задолженности по алиментам, уменьшении или увеличении размера алиментов — исходя из суммы, на которую они уменьшаются или увеличиваются, но не более совокупности платежей за один год;

б) по искам о пожизненных и бессрочных платежах в возмещение причиненного вреда от увечья или иного повреждения здоровья, а также о платежах на срок не менее трех лет — исходя из совокупности платежей за три года, если иное не предусмотрено законом;

в) по искам об уменьшении или увеличении на определенный срок размера возмещения за вред — исходя из суммы, на которую они уменьшаются или увеличиваются, но не более совокупности платежей за один год;

г) по искам о признании недействительными договоров купли-продажи, дарения, завещания — исходя из стоимости оспариваемого имущества;

д) по искам о разделе (выделе) имущества — исходя из стоимости отыскиваемого имущества.

Другой комментарий к статье 91 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. Размер государственной пошлины устанавливается по цене иска. В том случае, если цена иска не указана и, соответственно, не уплачена государственная пошлина, заявление может быть оставлено без движения (ст. 136 ГПК РФ). Цена иска определяется размером взыскиваемой денежной суммы или стоимостью взыскиваемого имущества.

2. Комментируемая статья не претерпела изменений в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. гл. 25.3 НК РФ.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

При подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, т.е. как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке;

если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, т.е. как при подаче искового заявления неимущественного характера: для физических лиц — 200 рублей, для организаций — 4000 рублей.

При предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, также уплачивается государственная пошлина.

3. При подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен.

4. При подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера.

Комментарии и консультации юристов по ст 91 ГПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 91 ГПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 91. Размер алиментов, взыскиваемых на супругов и бывших супругов в судебном порядке

При отсутствии соглашения между супругами (бывшими супругами) об уплате алиментов размер алиментов, взыскиваемых на супруга (бывшего супруга) в судебном порядке, определяется судом исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов) и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Комментарий к Ст. 91 СК РФ

1. Если супруги (бывшие супруги) не заключили соглашения о том, в каком размере и каком порядке должно выплачиваться одному из них содержание (алименты), заинтересованный супруг вправе обратиться с соответствующим иском в суд. Суд с учетом материального и семейного положения обязанного супруга, а также других заслуживающих внимания обстоятельств определяет размер алиментов, необходимых для содержания нуждающегося супруга (бывшего супруга).

2. Взыскиваемые алименты выплачиваются ежемесячно в твердой денежной сумме.

При определении размера алиментов на содержание супруга учитываются многие обстоятельства. Суд должен установить, имеет ли нуждающийся супруг (бывший супруг) средства к существованию и достаточны ли они для удовлетворения основных необходимых потребностей; имеются ли у супругов (бывших супругов) дети и другие иждивенцы; получает ли какую-нибудь материальную помощь от совершеннолетних детей нуждающийся супруг и т.д. При этом следует иметь в виду, что оказание такой помощи супругу (бывшему супругу), взыскивающему алименты, не является основанием для полного освобождения от уплаты алиментов со стороны обязанного супруга. В этом случае размер уплачиваемых алиментов может быть только уменьшен.

В случае изменения материального или семейного положения супруга (бывшего супруга), уплачивающего алименты, он вправе обратиться в суд с иском об изменении размера алиментов. Такое же право предоставлено ему и в том случае, если улучшилось или изменилось соответственно материальное или семейное положение супруга (бывшего супруга), получающего алименты (ст. 119 СК и комментарий к ней).

Согласно ст. 120 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика по требованиям о взыскании алиментов судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика. Взыскание расходов на розыск ответчика производится на основании заявления органа внутренних дел или органа налоговой полиции путем выдачи судебного приказа в порядке, предусмотренном гл. 11 ГПК РФ.

Статья 91. Прием буксируемого объекта

СТ 91 КВВТ РФ

1. Буксируемый объект должен быть предъявлен его отправителем для осмотра не позднее чем за 12 часов до срока отправления.

2. Буксировщик обязан до приема буксируемого объекта провести его осмотр, проверить необходимые для буксировки документы, оснастку (такелаж) и оборудование буксируемого объекта, габариты буксируемого объекта, соответствие буксируемого объекта правилам плавания, а в отношении плотов — соответствие плота техническим условиям формирования и оснастки плотов.

В случае обнаружения дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, составляется акт с перечнем таких дефектов и недостатков и указанием сроков их устранения.

При отсутствии или устранении дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, стороны составляют акт о готовности буксируемого объекта к буксировке, на основании которого оформляется транспортная накладная на буксировку.

Комментарий к Статье 91 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Предъявление буксируемого объекта для буксировки, его осмотр и прием к буксировке — это действия, обязанность в совершении которых относится к обязанности первой группы — до начала буксировки. По общему правилу буксируемый объект предъявляется для его осмотра совместно буксировщиком и отправителем (уполномоченным им лицом) и приема объекта к буксировке в срок не позднее чем за 12 часов до срока отправления, согласованного договором или установленного на основании графиков. Данное время установлено с расчетом предоставления возможности буксировщику предоставить в указанный пункт буксирующее судно, а также произвести тщательный осмотр буксируемого объекта и проверку сопроводительной документации. Данный срок является императивным, стороны не вправе его сокращать, при этом осмотр может окончиться и раньше.

2. В п. 2 комментируемой статьи регламентируются обязанности буксировщика по осуществлению проверки предъявленного буксируемого объекта с указанием открытого перечня конкретных предметов данной проверки. В их число входят прежде всего состояние готовности судна, плота или иного объекта к буксировке. На практике эту проверку целесообразнее поручить таким работникам буксировщика, которые являются специалистами как в области требований правил буксировки, так и в области организационно-технических требований к состоянию судов и иных плавучих объектов. Состояние готовности — это то самое «состояние, пригодное для безопасного плавания», о котором шла речь выше.

Данное состояние должно отвечать требованиям технических норм, а также требованиям гл. 6 КВВТ РФ, в частности, статьям 34 и 34.1. Иными словами — проверяется все судно как единый конструктивный материальный объект. Помимо этого, надлежит проверять наличие и правильность оформления судовых и иных требуемых в зависимости от вида буксировки документов, наличие оборудования, средств связи и оповещения и соответствие состояния этих средств и оборудования требованиям технических норм и правил плавания по ВВП. Оснастка (такелаж) и габариты буксируемого объекта проверяются на предмет их соответствия правилам буксировки в данном бассейне, а также условиям договора. Договор составляется до совершения рассматриваемых действий.

По отношению к плотам проверяется их соответствие техническим условиям формирования и оснастки плотов. Например, проверяется соответствие габаритов плотов, определяемых на основании ведущей единицы, интервалов (льял) между сплоточными единицами вместе с оплотником и бонами. Проверяется требуемый запас прочности, соответствие типа и конструкции плота характеристикам, на основании которых плоты допускаются к буксировке в данном бассейне, и все иные моменты, урегулированные правилами формирования и оснастки.

В комментируемом пункте не говорится об обязанности проверять укомплектование буксируемого объекта экипажем и соответствие этого экипажа требованиям КВВТ РФ и иных нормативно-правовых актов, а также правилам буксировки, но данная обязанность, безусловно, имеет место.

Укомплектовать экипажем — это значит обеспечить установленные требования к безопасности плавания и эксплуатации судов и иных плавучих объектов.

В связи с предоставлением и приемом буксируемого объекта к буксировке может возникнуть вопрос о том, несет ли отправитель ответственность за скрытые недостатки буксируемого объекта, то есть за такие недостатки (дефекты), которые не были и не могли быть обнаружены сторонами при осмотре объекта при должной степени внимательности и соблюдении правил осмотра. ГК РФ не содержит норм на этот счет. Договор буксировки в нем не регламентируется. Кроме того, при буксировке не происходит передачи вещи во владение (держание) буксировщика, но при этом недостатки, допустим, в креплении несущих конструкций или в обшивке могут в ходе буксировки привести к повреждению или вообще к уничтожению буксируемого судна. КВВТ РФ на этот счет также «молчит».

Следует полагать, что отправитель должен нести ответственность за подобные недостатки, так как отправитель — собственник или иной титульный владелец буксируемого объекта (рассматриваемая проблема касается прежде всего буксируемых судов) по общему правилу несет риск повреждения или уничтожения имущества. Не помешало бы включить в данную статью норму о том, что устранение скрытых недостатков буксируемого судна является обязанностью отправителя. Если же буксируемое судно принадлежит отправителю на праве аренды, то подлежит применению правило п. 3 ст. 63 КВВТ РФ, в силу которого устранение скрытых недостатков является обязанностью арендодателя. Данное правило касается аренды судна без экипажа, при аренде с экипажем такая обязанность арендодателя подразумевается в силу того, что на судне остается его экипаж. В таких случаях, если в ходе буксировки наступил вред по причине таких недостатков и при этом нет вины арендатора-отправителя, последний имеет право на возмещение убытков. Если в результате таких недостатков вред причинен буксирующему судну, арендатор-отправитель вправе предъявить регрессное требование к арендодателю.

Осмотр буксируемого объекта производится буксировщиком в присутствии отправителя (его представителя). Если в ходе проверки буксируемого объекта обнаруживаются недостатки, например отсутствие средств оповещения на судне или маркировки на сплоточных единицах, или дефекты, например неисправность оборудования или неисправность лотов и иных средств управления плотом, то составляется регулируемый правилами буксировки и подписываемый обеими сторонами акт с перечнем данных дефектов и (или) недостатков с указанием сроков их устранения.

Эти сроки чаще всего могут определяться указанием наступления конкретного времени в определенную дату. Длительность же этих сроков будет зависеть от характера недостатков (дефектов) и необходимого на их устранения времени. Если недостатков и дефектов нет, а также после их устранения и повторной проверки буксируемого объекта (сроки устранения недостатков должны предусматривать время для такой проверки) сторонами составляется акт о готовности объекта к буксировке и уже на его основании заполняется транспортная накладная и буксировщиком выдается квитанция о приеме буксируемого объекта к буксировке.