Комментарий к статье 46 коап рф

Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства

Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 46 настоящего Федерального закона

1. Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:

1) по заявлению взыскателя;

2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;

3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;

См. Положение о применении в отношении должников — организаций обязательных мер по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных решений, содержащих требования неимущественного характера, предшествующих принятию решения о возвращении исполнительных документов без исполнения по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 части 1 статьи 46 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», утвержденное приказом ФССП России от 9 сентября 2013 г. N 290

4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 46 внесены изменения

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа;

6) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 383-ФЗ часть 1 статьи 46 дополнена пунктом 7

7) если должник, который не уплатил административный штраф, является гражданином иностранного государства или лицом без гражданства и на основании судебного акта выдворен за пределы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 383-ФЗ в часть 2 статьи 46 внесены изменения

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2-7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

3. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют — при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления — всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П, при предъявлении взыскателем исполнительного документа к исполнению должностные лица службы судебных приставов, а также суды, разрешая вопрос о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, в частности о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, при исчислении этого срока обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению

4. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ статья 46 дополнена частью 5

5. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

Обзор статьи 46 (часть 1, пункты 4 и 3) ФЗ «Об исполнительном производстве»

Формулировки закона 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вызывают у граждан достаточно много вопросов. В частности, у юристов часто спрашивают относительно содержания статьи 46, которая регламентирует основания для возвращения исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства. Многие не понимают правовой смысл ст. 46 ч. 1 п. 3 – что это означает для должника? Долг можно считать безвозвратным или обязательство сохраняется?

Кроме теоретических вопросов, как толковать эту норму, а также норму, содержащуюся в п. 4 ч. 1 ст. 46, возникают и практические. Так, многие граждане интересуются: могу я выехать за границу, если в рамках оконченного исполнительного производства было установлено ограничение на право выезда.

Анализ основания для возвращения исполнительного документа взыскателю

Возвращение исполнительного документа (в их число входит исполнительный лист, судебный приказ и еще два вида документов, которые меньше используются на практике) взыскателю – это одно из оснований окончания исполнительного производства, когда требование не может быть исполнено силами Службы судебных приставов. Причины для возвращения исполнительного документа перечислены в ст. 46 229-ФЗ.

Однако, если понять по формулировке ст. 46 ч. 1 п. 4, что означает для должника и взыскателя данная норма вполне реально без специальных юридических познаний (у должника отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание), то анализ обсуждаемой нормы (пункт 3) вызывает затруднения даже у профессионалов.

Фактически данный пункт состоит из трех оснований, каждую из которых можно проанализировать отдельно:

  • невозможно установить местонахождение должника; то есть, по месту регистрации он не проживает (либо нет информации о прописке), иных данных о месте его нахождения нет (или и по другим адресам его не удается обнаружить), то есть судебный пристав просто не может найти гражданина;
  • невозможно установить местонахождение имущества должника. Если при применении пункта 4 части 1 статьи 46 предполагается, что пристав в рамках исполнительного производства достоверно установил, что имущества у должника нет вообще, то в данном случае под невозможностью установления местонахождения понимается, что имущество не может быть найдено. Пример: автомобиль зарегистрирован на гражданина, но угнан или не обнаружен;
  • невозможно получить сведения о наличии денежных средств и иных ценностей у должника, хранящихся в кредитных организациях. После предъявления исполнительного документа судебный пристав направляет запрос и устанавливает данные о финансовом положении должника. В соответствии со ст. 14 118-ФЗ «О судебных приставах» организации всех форм собственности и государственные органы обязаны отвечать на запросы судебных приставов. Но хотя обязанность банков и кредитных организаций сообщать об открытых счетах в Налоговую инспекцию установлена ст. 86 Налогового кодекса РФ с 2014 года, на практике может сложиться ситуация, когда есть сведения о наличии денежных средств у должника, но информация о конкретном месте их нахождения не может быть получена вследствие, например, ее неисполнения.

Указанные основания могут быть применены как совместно, так и по отдельности, при этом в постановлении будет ссылка на п. 3 ч. 1 ст. 46.

Розыск должника и имущества

В данной норме указано одно исключение, когда возвращение исполнительного документа не допускается – в случае, если предусмотрен розыск должника и его имущества. В соответствии с ч. 3 ст. 65 229-ФЗ, пристав вправе по своей инициативе или по инициативе взыскателя объявить исполнительный розыск в следующих случаях:

  • сумма долга больше 10 000 рублей;
  • в исполнительном документе содержатся требования о защите РФ, субъектов РФ или муниципальных образований;
  • в исполнительном документе содержатся требования о взыскании алиментов, возмещении вреда здоровью, возмещении ущерба, возникшего в результате преступления;
  • в исполнительном документе содержатся требования об отбывании обязательных работ, уплате штрафа, назначенного в качестве наказания за совершенное преступление.

Последствия применения ст. 46: может ли должник выехать за границу?

После окончания исполнительного производства все запреты, установленные судебным приставом в его рамках, в том числе, ограничение на выезд за границу, снимаются. Однако должнику стоит учесть, что:

  • снятие запретов может затянуться по техническим причинам и вследствие человеческого фактора;
  • исполнительный лист может предъявляться сколько угодно раз.

В соответствии с ч. 4 ст. 46 229-ФЗ возвращение исполнительного документа не является препятствием для его дальнейшего предъявления. Сделать это можно спустя шесть месяцев со дня вынесения судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства, а в случае применения п. 3 ч. 1 ст. 46 спустя два месяца после возвращения исполнительного листа взыскателю либо раньше, если у есть доказательства, свидетельствующие об изменении имущественного положения должника.

Закон исходит из того, что обстоятельства могут поменяться и взыскание станет возможным. Приставы не примут документ к исполнению только в том случае, если взыскатель пропустит трехгодичный срок со дня вынесения последнего постановления об окончании исполнительного производства.

Статья 46 ч. 1 п. 3 означает только, что в данный конкретный момент долг не может быть взыскан. Ничто не препятствует взыскателю предъявить лист вновь и объявить дополнительно исполнительный розыск. Долг не погашается, если человек исчезает для госорганов (местоположение его невозможно установить).

Кроме того, согласно ст. 1175 ГК РФ долги, не связанные с личностью умершего, переходят к принявшим наследство наследникам. Единственная возможность для физического лица избавиться от долгов законно (кроме, конечно, погашения) – инициировать дело о банкротстве и завершить его, получив судебное решение.

Ответы на популярные вопросы

Разъясните, пожалуйста, статья 46 часть 1 пункт 4 у судебных приставов означает, что у должника нет имущества и средств? Каким образом заставить его оплатить долги, что можно предпринять? Я знаю, что у должника есть квартира, ценные вещи в доме?

Совершенно верно, это означает, что на данный момент требования исполнительного листа не могут быть исполнены судебным приставом-исполнителем в рамках мер, установленных законом. Кроме того, статья 446 ГПК РФ содержит перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, в том числе это единственное жилое помещение и предметы обычной домашней обстановки (за исключением предметов роскоши).

В постановлении пристава о возвращении исполнительного листа есть ссылка на ст. 46 ч. 1 п. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве». Что делать, можно ли обжаловать решение пристава?

Обжаловать можно любое решение, действие или бездействие судебного пристава-исполнителя в соответствии с главой 18 229-ФЗ, как непосредственному руководителю, другому должностному лицу в порядке подчиненности, так и сразу в суд. Однако, чтобы требования были удовлетворены, необходимо обоснование. В соответствии с ч. 1 ст. 50 229-ФЗ взыскатель вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, а также участвовать в исполнительных действиях. То есть, он может быть вполне активным участником исполнительного производства.

Также возвращение исполнительного листа не означает, что он не может быть предъявлен вновь. В случае возвращения исполнительного листа по указанному основанию взыскатель вправе предъявить его вновь по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства либо раньше, если есть информация об изменении материального положения должника.

Я должник. На сайте ФССП указано, что исполнительное производство по моему делу окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46. Это значит, что задолженность по кредиту списана?

Это означает, что пристав не смог найти должника, то есть вас. Юридические лица вправе на основании решения руководства и в соответствии с локальными нормативными актами списать дебиторскую задолженность как невозможную ко взысканию. Однако они не обязаны это делать. Прощение долга по ст 415 ГК РФ – довольно редкое явление. Тем более, что исполнительный документ может предъявляться бессчетное количество раз, если соблюден срок его подачи (общий срок — 3 года с момента вступления в силу судебного постановления или со дня возвращения взыскателю в связи в невозможность взыскания).

Я не уплатил штраф ГИБДД, в результате мой расчетный счет заблокирован. Как снять арест?

Действия судебных приставов в этом случае законны, арест наложен на основании ст. 70 229-ФЗ. Для снятия ареста необходимо исполнить обязательство по уплате штрафа и обратиться с подтверждающими документами в Службу судебных приставов.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Комментарии к СТ 5.46 КоАП РФ

Статья 5.46 КоАП РФ. Подделка подписей избирателей, участников референдума

Комментарий к статье 5.46 КоАП РФ:

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов, в частности с процедурой сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, с составлением списков кандидатов и т.п.

2. Законодательством РФ о выборах и референдумах (например, ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. ст. 36 — 38 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», ст. ст. 39 — 43 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и т.д. — см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1) установлен порядок сбора подписей избирателей, участников референдума, заверения подписных листов лицом, осуществляющим сбор подписей, представления подписных листов в избирательную комиссию (комиссию референдума), проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, и выявления в ходе ее недостоверных и недействительных подписей и т.д.

3. Объективную сторону правонарушения составляет хотя бы одно из действий: а) подделка подписей (внесение записей в подписной лист за других лиц) с приведением достоверных либо недостоверных сведений. Такая подделка выявляется с участием экспертов, привлеченных к работе по проверке достоверности подписей; б) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей, или уполномоченным представителем политической партии, кандидата и т.п., если он мог или должен был знать о такой подделке, например заверение подписей, вписанных одним и тем же лицом, одним и тем же почерком, с заведомо недостоверными сведениями и т.д.

4. Субъекты правонарушения — лица, непосредственно осуществляющие сбор подписей (если они имеют право на эту деятельность — см. комментарий к ст. 5.47), а также уполномоченные представители политических партий, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума и т.п., которые по закону также заверяют подписные листы.

5. Субъективная сторона характеризуется: в случае подделки подписей — умыслом, в случае заверения подделанных подписей — умыслом или неосторожностью.

6. Подделка подписей избирателей, участников референдума, заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также при наличии признаков подкупа, принуждения, применения насилия, уничтожения имущества и т.п. квалифицируется как уголовное преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 142 УК РФ.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).

Ст 46 ч 1 п 4 что означает для должника?

ст 46 ч 1 п 4 что означает для должника

Когда у должника нечего взять, пристав выносит постановление о прекращении ИП и возвращает его взыскателю! Подскажите пожалуйста:

1.В течении какого времени, от и до, судебный пристав исполняет взыскание с должника?

2. В течении какого времени можно вновь, т.е. повторно возбудить судопроизводство по этому ИП?

3. Означает ли прекращение ИП снятие запрета на выезl из страны?

06 Сентября 2016, 11:19 Дмитрий, г. Омск

Ответы юристов (2)

Статья 47. Окончание исполнительного производства

1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:
1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;
4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

6)ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

2) В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы,не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

3) В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка,а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

Добрый день, Анатолий.

Пункт 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» означает, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В этом случае исполнительное производство подлежит окончанию (но не прекращению) по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
1. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства (ч. 8 ст. 36 Закона об исполнительном производстве).
По общему правилу, установленному ст. 21 Закона об исполнительном производстве, исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, однако, по отдельным видам исполнительных документов (в зависимости от характера требований, содержащихся в исполнительном документе, и органа, выдавшего исполнительный лист), предусмотрены разные сроки исполнения — 1 год, три месяца, 6 месяцев и т.д.

2. Частью 4 ст. 46 Закона об исполнительном производстве установлено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21.
В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 46 взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в ч. 1, 3, 4, 7 ст. 21 Закона об исполнительном производстве, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника:
— Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, Исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта (ч. 1 ст. 21)
— Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи (ч. 3 ст. 21).
— Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока (ч. 4 ст. 21).
— Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу (ч. 7 ст. 21).
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 7-П положения ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» были признаны неконституционными в той мере, в какой они позволяют — при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления — всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время.
Впредь до внесения необходимых законодательных изменений должностные лица службы судебных приставов, а также суды, разрешая вопрос о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, в частности о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению.
3. В случаях, когда в соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона об исполнительном производстве взыскатель или судебный пристав-исполнитель обращаются в суд с заявлением об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, срок действия такого временного ограничения по общему правилу устанавливается судом с учетом конкретных обстоятельств дела, но не более срока, указанного заявителем.
Окончание исполнительного производства влекут за собой в силу закона отмену судебным приставом-исполнителем установленных для должника ограничений и в том случае, когда временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации было установлено судом (ч. 4 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Комментарий к статье 46 коап рф

Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства
[Закон «Об исполнительном производстве»] [Глава 5] [Статья 46]

1. Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:

1) по заявлению взыскателя;

2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;

3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;

4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа;

6) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.

7) если должник, который не уплатил административный штраф, является гражданином иностранного государства или лицом без гражданства и на основании судебного акта выдворен за пределы Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

3. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

4. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

5. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

1 комментарий к записи “Статья 46 Закон об Исполнительном производстве. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства”

Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства

Комментируемая статья предусматривает основания для возвращения исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства. В данном случае речь идет о возврате исполнительных документов, взыскание по которым не производилось или произведено частично.

Возвращение в таких случаях исполнительного документа взыскателю не является препятствием для повторного его предъявления к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Закона об исполнительном производстве (см. комментарий к этой статье).

Исполнительный документ может быть возвращен взыскателю в случаях:

— поступления заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа. В таком заявлении взыскатель не обязан указывать причину, побудившую его отозвать исполнительный документ;

— невозможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), но возможность исполнения такого документа не утрачена;

— если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества. Порядок и основания объявления розыска должника или его имущества регламентированы ст. 65 Закона об исполнительном производстве (см. комментарий к этой статье);

— если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

— если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа;

— если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.

В указанных случаях, за исключением отзыва исполнительного документа взыскателем, судебный пристав-исполнитель составляет акт, в котором отражает обстоятельства возврата исполнительного документа без исполнения либо с частичным исполнением. Данный акт утверждается старшим судебным приставом.

Возвращение исполнительного документа оформляется вынесением постановления об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

С постановлением об окончании исполнительного производства взыскателю возвращается исполнительный документ и направляется акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю.

Статья 46 ТК РФ. Содержание и структура соглашения (действующая редакция)

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);

гарантии, компенсации и льготы работникам;

режимы труда и отдыха;

занятость, условия высвобождения работников;

подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;

условия и охрана труда;

развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;

дополнительное пенсионное страхование;

другие вопросы, определенные сторонами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 46 ТК РФ

1. Определение содержания соглашения и его структуры — прерогатива представителей работников и работодателей. Они в соответствии с положениями Конвенции МОТ N 98 (см. коммент. к ст. 37) свободно выбирают вопросы для обсуждения. Однако свобода выбора вопросов для обсуждения и включения в соглашения небезгранична.

Во-первых, она ограничивается кругом общественных отношений, которые регулируются трудовым законодательством, и общественных отношений, выходящих за пределы предмета трудового права, но связанных с социальным обслуживанием работников в широком смысле слова. Соглашения достаточно часто содержат дополнительные льготы и преимущества для работников в сфере социального страхования, пенсионного обеспечения, предоставления жилья, создания условий для оздоровления, занятия спортом, художественной самодеятельностью и т.п.

Во-вторых, при определении содержания соглашения необходимо учитывать общие правила соотношения различных источников трудового права. Согласно ст. 9 ТК соглашения не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, предусмотренный трудовым законодательством.

В-третьих, ограничителем выступает компетенция работодателя по установлению условий труда. Например, ряд вопросов в соответствии с Конституцией РФ и комментируемым Кодексом решается на федеральном уровне органами государственной власти путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, т.е. не подлежит договорному регулированию. К нему относятся: установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; установление единого порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др. (ст. 37 Конституции РФ, ст. 6 ТК).

2. Свобода сторон ограничена и специальным указанием законодателя на обязательность определения срока действия соглашения и порядка осуществления контроля за его выполнением. Такое указание направлено на определенность правового положения как социальных партнеров, заключивших соглашение, так и работников, на которых распространяется его действие. Кроме того, законодатель подчеркивает не только необходимость осуществления контроля как такового, но и установление порядка проведения контрольных мероприятий.

3. Часть 2 комментируемой статьи приводит примерный перечень вопросов, которые могут найти отражение в соглашении.

Традиционно в отраслевые соглашения, которые являются наиболее распространенными, включаются положения: о создании условий для устойчивого развития отрасли (обязательства в области производственных и экономических отношений); об обеспечении занятости; об оплате труда; об охране труда и здоровья; о социальных льготах, гарантиях и компенсациях; о гарантиях профсоюзной деятельности и социального партнерства; о контроле за выполнением соглашения и ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

4. Важно отметить, что с недавних пор законодатель рекомендует обращать внимание на вопросы подготовки и дополнительного профессионального образования работников и дополнительное пенсионное страхование.

Статья 3.2 КоАП РФ. Виды административных наказаний

Новая редакция Ст. 3.2 КоАП РФ

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 3.2 КоАП РФ

1. В настоящий период времени перечень видов административных наказаний значительно изменен (см. комментарий к ст. 3.12) и расширен (см. комментарий к ст. 3.12).

КоАП устанавливается исчерпывающий перечень видов административных наказаний, которые могут быть применены к субъектам административной ответственности за совершение административного правонарушения.

При этом ряд наказаний, например административный штраф, имеет множественность санкций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации: за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), правонарушений, определенных Гражданского кодекса (п. 1 ст. 330), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК).

Необходимо учитывать различия между установлением и применением административного наказания. Если установление подразумевает определение, утверждение и введение в действие какого-либо правила, порядка, в данном случае девять видов административных наказаний. То применение — это осуществление на деле, которое имеет целый ряд особенностей в зависимости от тех или иных обстоятельств: специфики административно-правового статуса (см. комментарий к ч. 2 ст. 2.3), фактических обстоятельств (см. комментарий к ст. 2.7), исключений из общего правила (см. комментарий к ст. 2.8) и т.д.

2. В отношении юридического лица в силу невозможности не применяются такие административные наказания, которые изначально имеют индивидуальный характер: лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

3. Важным моментом является положение части 3 настоящей статьи о том, что административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП.

Данное положение согласовано с пунктом «к» статьи 72 Конституции РФ, который утверждает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В этой связи представляется необходимым учитывать положения статьи 1.3 КоАП, где определяется, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Вследствие вышеизложенного расширяются права субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности за правонарушения, ответственность за которые не предусмотрена федеральным законодательством. Однако это возможно только в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП).

Установлением данных задач исключается возможность принятия субъектами РФ закона, выходящего за рамки законодательства России об административных правонарушениях, что, в свою очередь, является важной гарантией административной ответственности.

Другой комментарий к Ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья содержит перечень наказаний, которые могут применяться уполномоченными органами и должностными лицами. Как видно, административные наказания различны по своему характеру, содержанию и правовым последствиям.

Перечень составлен с учетом того, что в процессе происходящих изменений в российской государственности некоторые административные взыскания утратили свое значение. Это касается исправительных работ, которые в настоящее время не применяются, поскольку их реализация предполагает принудительный труд, что противоречит ст.37 Конституции РФ и общепринятым международным стандартам. Исключение исправительных работ из перечня административных наказаний, очевидно, обусловлено также их сходством с уплатой штрафов в рассрочку.

Утратили свое значение в качестве мер административной ответственности взыскание стоимости товаров и транспортных средств, выражающееся в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения, а также отзыв лицензии или квалификационного аттестата, которые были предусмотрены в ТК РФ.

Статья дополнена новым видом административного наказания — дисквалификацией.

2. Административные наказания, перечисленные в рассматриваемой статье, образуют систему. По расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из наказаний в соотношении между собой.

3. Впервые законодателем фиксируются виды административных наказаний, которые могут применяться в отношении юридического лица. К ним относятся: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, перечисленные в п.1-4 ч.1 данной статьи.

4. Статья по существу не содержит запрет на установление предупреждения и штрафа в отраслевом законодательстве или законодательстве субъектов РФ. Однако административные наказания, перечисленные в п.3-8 ч.1, могут быть установлены только настоящим Кодексом.

5. Статья не содержит указания и на возможность установления иных видов административных наказаний, предусмотренных другим законодательством. Это означает, что указанный перечень является исчерпывающим, и новые виды могут быть введены только КоАП РФ.