Комментарий к статье 164 коап рф

Комментарии к СТ 164 ТК РФ

Статья 164 ТК РФ. Понятие гарантий и компенсаций

2. Гарантии, установленные законодательством и обеспечивающие реализацию предоставленных работникам прав, могут иметь как нематериальный (например, сохранение места работы, должности, предоставление другой работы), так и материальный (сохранение среднего заработка на период учебного отпуска, ежегодного отпуска, служебной командировки) характер.

Предоставление работнику вакантной должности при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников и в других случаях является средством, обеспечивающим внутреннее трудоустройство работника.

Гарантии, установленные при заключении трудового договора, в частности возможность обжаловать в суд отказ в заключении трудового договора, являются способом защиты прав работника.

Осуществление работником предоставленного права на отдых обеспечивается при условии сохранения за ним места работы (должности) и среднего заработка.

3. Цель компенсационных выплат — возмещение расходов, понесенных работником в связи с выполнением трудовой функции. Затраты, произведенные работником при выполнении трудовых обязанностей, должны быть возмещены ему в виде денежных выплат. Законодательством в ряде случаев предусмотрено предоставление работнику одновременно гарантий и компенсаций, например в случае сдачи крови и ее компонентов.

Помимо возмещения расходов, понесенных работником, законодательством предусмотрена денежная компенсация морального вреда, причиненного работнику (ст. 237 ТК РФ).

4. Федеральными законами предусмотрено исполнение гражданами государственных, общественных обязанностей; например, согласно ст. 25.6 КоАП РФ свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, или на основании ч. 6 ст. 56 УПК РФ свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд. О гарантиях и компенсациях работникам, привлекаемым к исполнению ими государственных, общественных обязанностей, см. ст. 170 ТК РФ.

5. Коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут быть предусмотрены иные случаи получения работником гарантийных, компенсационных выплат по сравнению с законодательством, а также устанавливаться более высокие размеры таких выплат.

Статья 12.35 КоАП РФ. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

Новая редакция Ст. 12.35 КоАП РФ

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию,-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 12.35 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — правила дорожного движения, право на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются истечение срока действия водительского удостоверения, ухудшение здоровья водителя, подтвержденное медицинским заключением, лишение права на управление транспортными средствами.

Меры, осуществление которых должностными лицами влечет за собой ограничение прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством, предусмотрены Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с изм. от 8 июня 2006 г. N 80), Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. от 22 августа 2004 г.).

По смыслу п. 2 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ограничение прав на управление транспортным средством может быть обусловлено и совершением правонарушений, виды которых устанавливаются федеральным законом. Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

— истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

— ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

— лишение права на управление транспортными средствами.

Согласно ст. 27 — 28 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. от 30 декабря 2004 г.) военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; 2000. N 26. Ст. 2730, N 46. Ст. 4537; 2002. N 19. Ст. 1794; 2003. N 2. Ст. 164, N 27. Ст. 2700.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в незаконном ограничении права на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Незаконным ограничением права на управление транспортным средством признается запрет управлять транспортным средством и использовать его по назначению в случаях, не предусмотренных законом.

3. Субъектом данного правонарушения может быть специальный субъект — должностное лицо.

Другой комментарий к Ст. 12.35 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения — Правила дорожного движения, право на управление транспортным средством и его эксплуатация.

Водитель транспортного средства имеет право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения; получать информацию от должностных лиц о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам; получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услугу, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения; на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами или требованиями, предусмотренными в выданной им лицензии, возложена обязанность оказывать такую помощь.

Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.

2. Объективная сторона правонарушения находит свое выражение в незаконном ограничении права на управление транспортным средством и его эксплуатацию.

Под незаконным ограничением прав на управление транспортным средством следует понимать запрет управлять транспортным средством и использовать его по назначению в случаях, не предусмотренных законом.

Диспозиция не содержит перечень таких противоправных действий, применяемых к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию. Их перечень может быть весьма широким. Исходя из того, что ограничение такого права регламентируется КоАП РФ, в каждом конкретном случае следует устанавливать, в чем выразилось ограничение должностным лицом права управления транспортным средством или его эксплуатация с указанием нормы КоАП РФ.

Сравнительный анализ данной нормы с другими, предусмотренными гл.12 КоАП РФ, приводит к заключению о том, что указанный юридический состав дублирует ст.12.36 КоАП РФ (см. комментарий).

3. Субъективная сторона незаконного ограничения прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

5. Субъектами данного правонарушения указываются: граждане и должностные лица. Однако очевидно, что правом ограничения обладают должностные лица в силу предоставленных им должностных полномочий. Это означает, что субъектом комментируемого административного правонарушения во всех случаях может быть только специальный субъект — должностное лицо.

Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры

СТ 16.19 КоАП РФ

1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

3. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комментарий к Ст. 16.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом нарушения таможенных правил, предусмотренных ст. 16.19 КоАП РФ, является порядок применения таможенных процедур.

Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

— выпуск для внутреннего потребления;

— переработка на таможенной территории;

— переработка вне таможенной территории;

— переработка для внутреннего потребления;

— временный ввоз (допуск);

— отказ в пользу государства;

— свободная таможенная зона;

— специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).

Приведенный перечень является исчерпывающим. Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства — члена Таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза.

2. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, образует несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенную процедуру, содержание которой предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования (запретов или ограничений экономического характера), установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза, совершенного путем:

— заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах;

— представления недействительных документов.

3. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 комментируемой статьи, образуют:

— пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены;

— передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.

Противоправность указанных деяний обусловлена положениями ст. 203 Таможенного кодекса Таможенного союза, по смыслу которой перемещение товаров через таможенную границу влечет за собой обязанность лиц поместить их под определенную таможенную процедуру и соблюдать эту процедуру. Под соблюдением таможенной процедуры следует понимать пользование и распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру, с учетом запретов и ограничений, установленных ее правовой регламентацией, а также завершение действия таможенной процедуры предусмотренным способом.

Так, например, ст. ст. 232, 241, 254, 266, 279 Таможенного кодекса Таможенного союза определены операции и установлены ограничения, которые могут применяться к товарам, помещенным под определенную таможенную процедуру. Пользование или распоряжение такими товарами в нарушение установленных правил применения избранной таможенной процедуры подлежит квалификации по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

В других случаях передача в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения допускается в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, например, временного ввоза (п. 4 ст. 279 Таможенного кодекса Таможенного союза) и таможенного склада (п. 4 ст. 232 Таможенного кодекса Таможенного союза), передача прав другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа также образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, выражается в незавершении в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении.

Основным требованием таможенной процедуры является ее завершение определенным способом (ст. ст. 225, 236, 249, 281, 289, 305 Таможенного кодекса Таможенного союза и др.). Невыполнение лицом установленного требования о завершении таможенной процедуры или выполнение такого требования с нарушением установленного срока влечет ответственность по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ.

Следует отметить, что деяния, выразившиеся в невывозе либо неосуществлении обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза временно ввезенных (вывезенных) товаров по истечении срока временного ввоза, подпадают под признаки ч. 3 ст. 16.19 и ст. 16.18 КоАП РФ. При этом ст. 16.18 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, поэтому квалификация данного деяния должна проводиться по ст. 16.18 КоАП РФ.

В свою очередь, невывоз с таможенной территории Таможенного союза товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта (так называемый псевдоэкспорт), не образует состав рассматриваемого нарушения таможенных правил. Это обусловлено положениями п. 3 ст. 164 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которому товары Таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. Представляется, что указанное положение распространяется как на случаи невывоза части российских товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, так и невывоза таких товаров в полном объеме.

5. Субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 16.19 КоАП РФ, является лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенной процедуры и завершению ее действия в соответствии с требованиями законодательства, т.е. лицо, поместившее товары под таможенную процедуру. Таким лицом может быть декларант, так как в соответствии со ст. 205 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.

6. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.19 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность

1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Ст. 164 УК РФ

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, по существу является особой разновидностью хищения. Основанием для такой квалификации является хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, художественную или культурную ценность.

2. Объект преступления — общественные отношения, складывающиеся в сфере распределения и перераспределения материальных благ.

3. Объективная сторона — хищение предметов, перечисленных в диспозиции ч. 1 комментируемой статьи, которые являются предметом преступного посягательства. Особая историческая, научная или культурная ценность похищенных предметов или документов определяется на основании экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, культуры.

4. Вымогательство предметов, указанных в комментируемой статье, квалифицируется по ст. 163 УК, так как данное деяние законодатель не относит к хищениям.

5. Решая вопрос о наличии оконченного состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, следует исходить из формы хищения (см. коммент. к ст. ст. 158 — 161, 163).

6. Субъект — любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Несовершеннолетние, совершившие деяние, предусмотренное комментируемой статьей, несут ответственность в зависимости от формы хищения по ст. ст. 158, 161 и 162 УК.

7. Субъективная сторона — характеризуется наличием у виновного прямого, как правило, конкретизированного умысла и корыстной цели. Сознанием субъекта охватывается тот факт, что похищаемые им предметы имеют особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Содеянное не содержит состава комментируемой статьи, если виновный не знал о значимости похищаемого им имущества для истории, искусства и культуры. В данном случае его действия квалифицируются в зависимости от формы хищения по ст. ст. 158 — 162 УК.

8. Квалифицированными видами преступления согласно ч. 2 комментируемой статьи являются совершение хищения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; деяние, повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.

9. О признаках преступления «совершение хищения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» см. коммент. к ст. 158.

10. Уничтожение, порча или разрушение предметов или документов, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, должны иметь место непосредственно в момент совершения хищения ввиду неумелого с ними обращения, неправильной транспортировки или хранения.

11. Уничтожение — истребление предмета хищения полностью.

12. Разрушение — разновидность уничтожения, в результате чего предмет преступного посягательства приходит в полную негодность.

13. Порча — разновидность повреждения, нарушение целостности предмета преступного посягательства, например, вырезание части картины, иллюстраций из книги.

14. Вышеперечисленные действия могут быть совершены как с прямым, так и с косвенным умыслом. О наличии прямого умысла, например, на порчу, свидетельствует вырезание части картины из рамки, отсечение части скульптуры.

О том, что преступление совершено с косвенным умыслом, свидетельствует тот факт, что лицо, сознавая возможность наступления определенных общественно опасных последствий, относилось к этому безразлично. Например, виновный, хорошо зная, что похищаемый им предмет ввиду его ветхости требует особых условий хранения, предписанных специалистами правил не соблюдает, рассчитывая, что предмет преступного посягательства серьезных повреждений не получит.

Комментарии к СТ 8.20 КоАП РФ

Статья 8.20 КоАП РФ. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

Комментарий к статье 8.20 КоАП РФ:

1. Данная статья содержит один основной состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны.

Цель статьи состоит в защите суверенных прав Российской Федерации на ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Сфера же ее действия широкая, что обусловлено необходимостью обеспечить экономические и экологические интересы страны, сохранность ресурсов от хищнической эксплуатации, нелегальной продажи их по демпинговым ценам иностранным потребителям, усилить борьбу с коррупцией и организованной преступностью в области незаконной торговли окружающей средой, используя для этого как превентивное средство административную ответственность. Статья может быть применена в отношении российских граждан, занятых добычей минеральных и живых ресурсов.

2. О правовом регулировании порядка использования минеральных и живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации см. комментарий к ст. 8.17.

3. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области использования ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и защиты суверенных прав России на указанные ресурсы. О предмете правонарушения см. комментарий к ст. 8.17.

Объективная сторона правонарушения состоит в незаконной передаче, т.е. возмездном или безвозмездном целенаправленном действии (деятельности) по передаче добытых минеральных или живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (без получения разрешения на такую передачу от специально уполномоченного федерального органа (органов) по охране континентального шельфа и исключительной экономической зоны) в натуре, включая образцы, полученные в ходе геологического изучения, поиска, разведки минеральных ресурсов, морских научных исследований.

Незаконность передачи, таким образом, определяется отсутствием разрешения. Собственно передача может происходить путем погрузки добытого, например нефти на буровой скважине, в танкер; выгрузки, т.е. доставки добытых на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, ресурсов к месту нахождения получателя (порт иностранного государства), перегрузки добытых ресурсов, например улова, с судна на судно как вблизи места добычи, так и за его пределами.

4. Правонарушение считается оконченным в момент передачи ресурсов.

5. Субъективная сторона — вина в форме умысла.

6. Субъекты данного административного правонарушения указаны в санкции.

7. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10), органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в части незаконной передачи минеральных ресурсов (ст. 23.22), а также судьями в случае передачи им дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 164 УК РФ. Хищение предметов, имеющих особую ценность (действующая редакция)

1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к статье 164 коап рф

Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 164]

1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3 комментария к записи “Статья 164 УК РФ. Хищение предметов, имеющих особую ценность”

Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность

Комментарий к статье 164

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, по существу является особой разновидностью хищения. Основанием для такой квалификации является хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, художественную или культурную ценность.
2. Объект преступления — общественные отношения, складывающиеся в сфере распределения и перераспределения материальных благ.
3. Объективная сторона — хищение предметов, перечисленных в диспозиции ч. 1 комментируемой статьи, которые являются предметом преступного посягательства. Особая историческая, научная или культурная ценность похищенных предметов или документов определяется на основании экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, культуры.
4. Вымогательство предметов, указанных в комментируемой статье, квалифицируется по ст. 163 УК, так как данное деяние законодатель не относит к хищениям.
5. Решая вопрос о наличии оконченного состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, следует исходить из формы хищения (см. коммент. к ст. ст. 158 — 161, 163).
6. Субъект — любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Несовершеннолетние, совершившие деяние, предусмотренное комментируемой статьей, несут ответственность в зависимости от формы хищения по ст. ст. 158, 161 и 162 УК.
7. Субъективная сторона — характеризуется наличием у виновного прямого, как правило, конкретизированного умысла и корыстной цели. Сознанием субъекта охватывается тот факт, что похищаемые им предметы имеют особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.
Содеянное не содержит состава комментируемой статьи, если виновный не знал о значимости похищаемого им имущества для истории, искусства и культуры. В данном случае его действия квалифицируются в зависимости от формы хищения по ст. ст. 158 — 162 УК.
8. Квалифицированными видами преступления согласно ч. 2 комментируемой статьи являются совершение хищения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; деяние, повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.
9. О признаках преступления «совершение хищения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» см. коммент. к ст. 158.
10. Уничтожение, порча или разрушение предметов или документов, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, должны иметь место непосредственно в момент совершения хищения ввиду неумелого с ними обращения, неправильной транспортировки или хранения.
11. Уничтожение — истребление предмета хищения полностью.
12. Разрушение — разновидность уничтожения, в результате чего предмет преступного посягательства приходит в полную негодность.
13. Порча — разновидность повреждения, нарушение целостности предмета преступного посягательства, например, вырезание части картины, иллюстраций из книги.
14. Вышеперечисленные действия могут быть совершены как с прямым, так и с косвенным умыслом. О наличии прямого умысла, например, на порчу, свидетельствует вырезание части картины из рамки, отсечение части скульптуры.
О том, что преступление совершено с косвенным умыслом, свидетельствует тот факт, что лицо, сознавая возможность наступления определенных общественно опасных последствий, относилось к этому безразлично. Например, виновный, хорошо зная, что похищаемый им предмет ввиду его ветхости требует особых условий хранения, предписанных специалистами правил не соблюдает, рассчитывая, что предмет преступного посягательства серьезных повреждений не получит.

Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность

Комментарий к статье 164

1. Рассматриваемое посягательство на отношения собственности ввиду исключительной особенности предмета преступного воздействия относится к наиболее опасному из данной группы корыстных преступлений. Сравнительное сопоставление санкций статей о хищениях чужого имущества показывает, что оно по степени общественной опасности равнозначно разбою. Именно поэтому, формулируя признаки состава рассматриваемого преступления, законодатель специально указал, что оно совершается независимо от способа хищения, в том числе, как это явствует из диспозиции ст. 164 УК, и разбоя. Неизмеримо более сложным и далеко неоднозначно решаемым является вопрос о том, на какой стадии развития умышленной преступной деятельности следует рассматривать данное хищение оконченным, если оно совершено путем разбойного нападения — на этапе нападения с целью его хищения или в момент фактического незаконного корыстного завладения им. Это, мягко говоря, непростой вопрос, и для его правильного разрешения на основе буквальных предписаний самого закона необходимо обратиться к догме права, к его текстуальной форме, выраженной в недвусмысленных словах и выражениях, не допускающих разночтений и неоднозначных толкований.
Представляется, что его решение должно основываться на предельно четких и ясных предписаниях диспозиции ст. 164 УК, в которой недвусмысленно говорится о хищении (т.е. фактическом изъятии и обращении чужого имущества в свою пользу — см. комментарий к примечанию к ст. 158 УК) предметов, имеющих особую ценность, независимо от способа хищения, в том числе, следовательно, и разбоя. Отсюда непреложно следует, что если посягательство осуществлено на указанные предметы в форме разбоя, то оно в соответствии с прямым предписанием ст. 164 УК может квалифицироваться как оконченное хищение лишь при том непременном условии, что субъект фактически изъял и (или) обратил в свою пользу или в пользу других лиц предметы, имеющие особую ценность. Иное решение вопроса было бы грубым нарушением прямых предписаний уголовного закона, очевидным противоречием его буквальному содержанию и смыслу. По изложенным основаниям, покоящимся на букве уголовного закона, разбой с целью хищения предметов, представляющих особую ценность, не увенчавшийся их завладением, должен квалифицироваться как покушение на преступление, предусмотренное ст. 164 УК.
2. В отличие от обычных форм хищения, данное преступление характеризуется особыми свойствами предмета посягательства, которые закон именует «предметами и документами, имеющими особую историческую, научную, художественную или культурную ценность». Пленум Верховного Суда РСФСР в одном из Постановлений разъяснил: «Особая историческая, научная или культурная ценность похищенных предметов определяется на основании экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, культуры». В самом деле, такие предметы могут составлять культурное наследие народов Российской Федерации, их национальное достояние, и в этом качестве они буквально бесценны. Надо иметь в виду, что предметом преступления могут быть не только отдельные произведения или вещи, но и коллекции культурных ценностей, т.е. совокупность однородных или подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них в отдельности, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное либо иное культурное значение, например коллекции почтовых марок, старинных нумизматических монет и т.д.
Примерный перечень культурных ценностей, обрисованных родовыми признаками и могущих быть предметом рассматриваемого преступления, содержится в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011). В соответствии со ст. 7 названного Закона к ним относятся следующие категории предметов: редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны; предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия, палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Вне всякого сомнения, предметом данного хищения являются национальные культурные ценности, вообще не подлежащие в силу их особой ценности вывозу из Российской Федерации. К ним относятся: движимые культурные ценности, отнесенные в соответствии с законодательством к особо ценным объектам народов Российской Федерации независимо от времени их создания; исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок, например, широко известное «скифское золото»; различные художественные ценности, в том числе картины и рисунки, оригинальные скульптурные произведения, художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы, богато инкрустированные кресты; составные части и фрагменты ар-хитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес, отдельно и в коллекциях; движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации; культурные ценности, созданные более 100 лет назад (ст. 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г.).
На основании экспертного заключения любая из перечисленных культурных ценностей может быть признана предметом хищения, предусмотренного ст. 164 УК.
3. С объективной стороны преступление выражается в противоправном корыстном безвозмездном изъятии и (или) обращении любым способом, в том числе и путем разбоя, предметов, имеющих особую культурную ценность, в пользу виновного или других лиц (см. комментарий к п. 1 примечания к ст. 158 УК). Наступление последствий в виде причинения реального материального ущерба собственнику — обязательный объективный признак рассматриваемого преступления.
4. С субъективной стороны данная разновидность хищения характеризуется виной в форме прямого умысла. При этом сознанием виновного, хотя бы в общих чертах, должен охватываться тот факт, что им похищается предмет, имеющий особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Такое предметное содержание умысла виновного предопределяется принципом вины (см. комментарий к ст. 5 УК).
5. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В этой части в специальной литературе ведутся дискуссии по поводу снижения порога возраста до 14 лет. По нашему мнению, Пленум Верховного Суда РФ мог бы дать соответствующее разъяснение о снижении возраста за подобное хищение, совершенное путем кражи, грабежа и разбоя.
6. Часть 2 ст. 164 УК предусматривает повышенную ответственность за данное деяние, если оно: а) совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекло уничтожение, порчу или разрушение указанных в ч. 1 ст. 164 УК предметов и документов. Признак, указанный в п. «а» ч. 2 ст. 164 УК, обстоятельно раскрыт выше при анализе состава кражи. Квалифицирующий признак, указанный в п. «в» ч. 2 данной статьи, будет рассмотрен в процессе комментирования ст. 167 УК, предусматривающей ответственность за умышленные уничтожение или повреждение имущества.

Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность

Комментарий к статье 164

1. Названное преступление является специальной разновидностью хищения, выделенной в самостоятельный состав с учетом особой ценности предмета хищения, которая определяется духовными и культурными потребностями общества.
2. Предметами преступления могут быть старинные рукописи, иконы, вещи бытового характера, уникальные музейные экспонаты или произведения искусства и др. В силу особой значимости предмета способ его изъятия не имеет значения. Хищение предметов, имеющих особую ценность, должно квалифицироваться одинаково независимо от способа хищения.
3. Хищение особо ценных предметов образует квалифицированный состав преступления, если оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 2 ст. 164) либо повлекло уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов (п. «в» ч. 2 ст. 164).