Коап полномочия по составлению протоколов

Коллизия норм по передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях субъектами Российской Федерации (Брциева З.Г.)

Дата размещения статьи: 18.11.2016

Со вступлением в силу 1 марта 2011 года Федерального закона «О полиции» были жестко централизованы, или, как еще говорят, федерализованы финансирование и функционал органов внутренних дел, что, в свою очередь, пошло вразрез со ст. 132 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Возникли вопросы именно в области охраны общественного порядка. Кто и по каким правонарушениям имеет обязательство составлять административные протоколы? На кого возложена эта нагрузка? За чей счет?
Нарушался единый подход к реализации полицией законодательства субъектов Российской Федерации. К примеру, в Тверской области полиция имела право составлять протоколы по региональному закону, а в соседнем регионе — г. Санкт-Петербурге — лишена такого права. Возникла коллизия права.
Начались споры и судебные разбирательства. Так, Верховным Судом Российской Федерации в Москве, Санкт-Петербурге, Самарской области, Красноярском крае, Псковской области, Республике Дагестан были отменены полномочия органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренные региональными законами. Основная причина — перевод органов внутренних дел исключительно в федеральное ведение.
Сложившаяся тенденция послужила поводом к разработке Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — закон 247-ФЗ), согласно которому должностные лица органов внутренних дел — полиции — наделяются полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, при этом предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и только в случае заключения соответствующего соглашения.
———————————
Далее — Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 247-ФЗ.

Порядок заключения указанных соглашений определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. N 924 «О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий».
Практика почти сразу показала, что реализация Закона N 247-ФЗ, а именно положений ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ, затруднена в связи с отсутствием правовой основы для принятия соглашений, а также ввиду слабой материальной базы некоторых регионов. Дотационные субъекты испытывают затруднения в поиске тех средств, которые должны покрывать расходы МВД России, связанные с составлением протоколов об административных правонарушениях, в частности, речь идет о снабжении канцтоварами, ГСМ, транспортными средствами, компьютерами и иными обеспечивающими средствами.
В этой связи было проведено большое количество организационных мероприятий по подготовке проектов соглашений между МВД России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по передаче части полномочий и разъяснению вопросов, связанных с подготовкой и заключением этих соглашений, а также касающихся наличия правовых оснований, определения видов составов административных правонарушений, порядка утверждения, заключения и подписания соглашений.
В целях недопущения наделения сотрудников полиции несвойственными функциями, то есть полномочиями составлять административные протоколы по составам, предусмотренным законами субъектов Российской Федерации, но не посягающим на общественный порядок и безопасность МВД, рекомендовалось включать в соглашения 8 базовых составов административных правонарушений.
Они не противоречат Федеральному закону «О полиции» и не относятся к сферам торговли, транспорта, благоустройства, природопользования, предпринимательской деятельности, водным объектам, подрыву порядка управления:
1) совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, в том числе в ночное время;
2) навязчивое обращение к гражданам с целью попрошайничества, гадания;
3) игра в азартные игры в общественных местах;
4) нарушение правил проведения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий;
5) сбыт алкогольной и спиртосодержащей продукции домашней выработки;
6) допуск несовершеннолетних в общественные места, осуществляющие деятельность в сфере отдыха и развлечения в ночное время, а также нахождение несовершеннолетних на улицах без сопровождения родителей или иных законных представителей в ночное время;
7) нанесение надписей, рисунков в общественных местах;
8) выгул собак без поводка и (или) намордника (за исключением комнатных декоративных пород собак) в общественных местах.
Вместе с этим до настоящего времени ни одного соглашения не заключено, практически все проекты соглашений возвращены в региональные органы исполнительной власти на доработку.
Возникает вопрос: могут ли соответствующие соглашения реализоваться исключительно на возмездных условиях?
Статья 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон N 184-ФЗ) закрепляет право исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на передачу федеральным органам исполнительной власти части своих полномочий в рамках заключаемого соглашения. Обязательными условиями при этом выступают:
———————————
Далее — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.

1) предоставление субъектом РФ необходимых материальных и финансовых средств;
2) соответствие соглашения конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ.
Обеспечение деятельности сотрудников полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях, перечень которых определен региональными властями, не должно быть возложено лишь на возможности субъектов РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении государства и его субъектов. Законодатель в ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» определил право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности .
———————————
Соколова О. Законы региональные, а блюстители федеральные // ЭЖ-Юрист. 2015. N 39.

Выявленная коллизия двух норм равных по юридической силе законов — ст. 26.8 Закона N 184-ФЗ и ч. 2 ст. 47 Закона N 3-ФЗ — должна разрешаться в пользу последней из указанных. Для решения этой проблемы эксперты предлагают использовать правило «последующий закон отменяет действие предыдущего» .
———————————
Занина М.А. Коллизии норм права равной юридической силы (понятие, причины, виды): Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАП; Волтерс Клувер, 2010.

Устанавливая основные направления деятельности полиции ст. 2 Закона N 3-ФЗ, законодатель не суживает их исключительно до определяемых федеральным законодательством. Ведь законодательство об административных правонарушениях состоит не только из КоАП РФ, но и из принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ).
О договорных отношениях говорится лишь применительно к направлению деятельности полиции в сфере охраны имущества и иных объектов (п. 10 ч. 1 ст. 2, ч. ч. 3 и 4 ст. 47 Закона N 3-ФЗ).
Законы об административных правонарушениях, принимаемые региональными властями, связаны с общими положениями административного законодательства и сосредоточены больше на принципах закона, признаках правонарушения, субъектах ответственности и прочих позициях. При этом применение региональных законов невозможно без общих положений, определяемых законодательством федеральным.
Конкретный вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении должен решаться сотрудником полиции, прибывшим на место по вызову, и заявлению потерпевшего. Для этого, составляя протокол о правонарушении, полицейский производит квалификацию содеянного, устанавливает наличие признаков того или иного правонарушения, отграничивает его от смежных деяний, установленных в том числе в КоАП РФ.
Представляется, что действующее законодательство не дает однозначного ответа о необходимости заключения соответствующих соглашений лишь на возмездной основе. Материальные затраты, связанные с применением административного законодательства, то есть вопроса, находящегося в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возложены на обе стороны.
Необходимо учитывать то обстоятельство, что органы исполнительной власти субъектов РФ несут расходы по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»), административных комиссий в части привлечения к административной ответственности лиц, виновных в перечисленных выше правонарушениях (нарушениях покоя и тишины граждан, семейно-бытовом дебоширстве и пр.) .
———————————
Соколова О. Указ. соч.

В качестве альтернативы этому решению, на наш взгляд, можно предложить минимум два возможных варианта урегулирования данной проблемы.
Первый. Дополнить КоАП РФ составами правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, ответственность за которые на сегодняшний день устанавливается региональным законодательством.
Второй. Включить в проект Федерального закона N 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — новый КоАП) 8 вышеназванных базовых составов правонарушений, переместив их таким образом с регионального на федеральный уровень.
Совершенствование законодательства на федеральном уровне, отмечается в литературе, должно в наибольшей степени гарантировать выполнение главной задачи государства — охраны прав и законных интересов граждан, в том числе в сфере общественного порядка .
———————————
Бредихин И.Д. О специфике законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности за деяния, нарушающие тишину и покой в ночное время // Вестник Воронежского университета. Серия «Право». 2011. N 2.

На первый взгляд в новый КоАП не одна из рекомендуемых для включения в соглашения базовых статей не включена, однако более детальное его изучение показывает, что это не так.
Статья 13.1 нового КоАП («Мелкое хулиганство») предусматривает установление на федеральном уровне административной ответственности за совершение хулиганских действий, в том числе сопровождаемых нарушением покоя граждан, в жилом секторе. То есть элементы административного правонарушения — совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, в том числе в ночное время, ответственность за которое устанавливалась только законодательством субъектов Российской Федерации, в новом КоАП уже содержатся.
Статья 15.3 нового КоАП устанавливает административную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества. Уничтожение имущества подразумевает приведение его в полную непригодность, то есть утрату ценности и полную невозможность пользования им по назначению. Повреждение имущества предполагает совершение действий, направленных на невозможность его использования по назначению без соответствующего ремонта или исправления.
Таким образом, нанесение надписей и рисунков на стенах домов, гаражей, ларьков, заборах, на транспорте, нанесение «граффити» и т.п. в зависимости от характера противоправного деяния и наступивших в результате его совершения общественно опасных последствий, возможно, будет квалифицироваться по ст. 15.3 нового КоАП («Уничтожение или повреждение чужого имущества»), а также по ст. 13.1 нового КоАП («Мелкое хулиганство») как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся в том числе уничтожением или повреждением чужого имущества.
В случаях, когда действиями виновного лица, направленными на повреждение или уничтожение чужого имущества, причинен значительный ущерб, они могут быть квалифицированы по ст. 167 УК РФ.
Статьей 26.1 нового КоАП («Незаконная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции») перечень субъектов, подлежащих привлечению к административной ответственности за незаконный оборот алкогольной продукции, в том числе домашней выработки, дополнен физическими лицами. То есть ответственность за сбыт алкогольной и спиртосодержащей продукции домашней выработки будет установлена на федеральном, а не региональном уровне, и необходимость включения данного состава правонарушений в соглашения, заключаемые между МВД России и органами власти субъектов РФ, также отпадает.
Включение иных составов административных правонарушений, предусмотренных региональным законодательством, в новый КоАП через поправки позволит полиции без заключения соглашений составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с бытовым дебоширством, сбытом алкогольной и спиртосодержащей продукции домашней выработки, нарушением тишины и покоя граждан и др., рассматривать дела либо направлять их в суды.
Введение административной ответственности за названные правонарушения на федеральном уровне и отнесение их к компетенции органов внутренних дел позволит решить проблему и отказаться от необходимости достаточно сложной и трудоемкой процедуры заключения соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, сотрудники полиции смогут составлять протоколы об указанных правонарушениях на территории всех субъектов Российской Федерации и практика ведения дел об административных нарушениях будет приведена к единообразию.
На данном этапе может возникнуть спорный вопрос о том, что на федеральном уровне административная ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Возражаем и говорим, что федеральным законодательством рассмотренные в данной статье виды правонарушений частично урегулированы либо в скором времени будут улажены. Так, Государственной Думой в первом чтении принят проект Федерального закона N 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», который предусматривает упорядочивание общественных отношений, возникающих при повседневном взаимодействии людей с различными категориям
и животных, поскольку отсутствие законодательно установленных требований, норм и правил при обращении с животными вызывает большое количество разнообразных конфликтов.
Что касается норм, обязывающих соблюдать режим тишины в ночное время, то их можно предусмотреть в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ориентируясь на аналогичную норму, содержащуюся в Трудовом кодексе Российской Федерации: ночное время — время с 22 до 6 часов.
Внесение предлагаемых изменений вызвано объективной необходимостью в совершенствовании и повышении эффективности механизма привлечения к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, посягающие на охрану общественного порядка и общественной безопасности на всей территории Российской Федерации без исключения. В целях реального, практического обеспечения таких конституционных принципов, как единство действия законодательства Российской Федерации на всей территории страны, равенство граждан перед законом, верховенство закона.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях на принцип равенства, установленный ст. 19 Конституции Российской Федерации, из которого вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. Достаточное равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями, в данном случае — на всей территории Российской Федерации. Тогда как заключение соглашений приведет к тому, что наличие состава административного правонарушения в действиях лица напрямую будет зависеть от того, на территории какого субъекта Российской Федерации совершенны указанные действия. Например, в г. Москве определенные действия лица будут образовывать состав административного правонарушения, а в Рязанской области — нет. Это будет путать правоприменителя, причем как граждан, так и представителей органов внутренних дел, скажется на чистоте статистических данных и приведет к проблемам анализа динамики административных правонарушений и их раскрываемости, а в некоторых случаях позволит нарушителю уйти от ответственности.

Литература

1. Бредихин И.Д. О специфике законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности за деяния, нарушающие тишину и покой в ночное время // Вестник Воронежского университета. Серия «Право». 2011. N 2.
2. Занина М.А. Коллизии норм права равной юридической силы (понятие, причины, виды): Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАП; Волтерс Клувер, 2010.
3. Соколова О. Законы региональные, а блюстители федеральные // ЭЖ-Юрист. 2015. N 39.

Коап полномочия по составлению протоколов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 25.01.10 N 01/755-10-32

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ КОАП В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ,
ВНОСИМЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ N 380-ФЗ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с подписанием Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон N 380-ФЗ), который вступает в силу с 31 марта 2010 года , обращает внимание на следующее.
———————————
Опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253, в «Собрании законодательства Российской Федерации» от 4 января 2010 г. N 1, ст. 1.

Указанным выше Законом внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), в частности, по вопросам давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП), полномочий по проведению административного расследования (ч. 1 ст. 28.7 КоАП), изменения внесены в перечень составов административных правонарушений, дела о которых уполномочены возбуждать и (или) рассматривать должностные лица Роспотребнадзора (статьи 23.13, 23.49, 28.3 КоАП), а также в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статьи 23.13, 23.49 КоАП).

Давность привлечения к административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения увеличена до 1 года со дня совершения (обнаружения) такого правонарушения.

Кроме того, в случае выявления правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения допускается проведение административного расследования в порядке, установленном статьей 28.7 КоАП.

Наименования должностей должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13 КоАП), защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), приведены в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13 КоАП) и в области защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), включены руководители структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и их заместители. В связи с этим территориальным органам Роспотребнадзора следует внести соответствующие изменения в бланки процессуальных документов, используемых при производстве по делам об административных правонарушениях.

Изменениями, внесенными в КоАП Федеральным законом N 380-ФЗ, предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о техническом регулировании, в связи с чем внесены соответствующие дополнения в статьи 6.3, 14.4 и 19.19 КоАП.

Из составов административных правонарушений, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы и (или) рассматривать дела, с момента вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ будут исключены три состава административных правонарушений, предусмотренные:

— частью 2 статьи 7.8 (Самовольное занятие земельного участка зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения),

— частью 2 статьи 8.6 (Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления),

— статьей 14.3 (Нарушение законодательства о рекламе).

Вместе с тем к полномочиям Роспотребнадзора по рассмотрению дел будут отнесены три состава административных правонарушений, предусмотренные:

— статьей 6.1 (Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями),

— частью 2 статьи 8.42 (Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами),

— частью 2 статьи 14.5 (Неприменение контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения).

Кроме того, с 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 121-ФЗ, в соответствии с которым статья 14.5 КоАП разделена на две части, из которых к ведению Роспотребнадзора в настоящее время относится только часть 1 указанной статьи КоАП. Однако со дня вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ к ведению Роспотребнадзора будут отнесены обе части статьи 14.5 КоАП.

С момента вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ (31 марта 2010 года) должностные лица органов МВД России не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 — 6.7 (за нарушения санитарно-эпидемиологических требований), частью 2 статьи 14.4 КоАП (за нарушения санитарных правил при продаже товаров), а также будут введены ограничения полномочий милиции по составлению протоколов по части 1 статьи 14.4, статьях 14.7 и 14.15 КоАП (см. приложение N 2 к настоящему письму).

Кроме того, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования (т.е. с 27 мая 2010 года), глава 9 КоАП дополнена статьей 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении. «. При этом полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.16 КоАП, в соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП наделяются должностные лица Роспотребнадзора.

Прошу принять указанные разъяснения к руководству в деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора).

Приложение N 1
к письму Роспотребнадзора
от 25.01.2010 N 01/755-10-32

ИЗМЕНЕНИЯ
ПЕРЕЧНЯ СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА И (ИЛИ) СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ О КОТОРЫХ УПОЛНОМОЧЕНЫ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА

(с учетом Федеральных законов N N 121-ФЗ, 261-ФЗ и 380-ФЗ)

ПЕРЕЧЕНЬ
СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРОТОКОЛЫ
О КОТОРЫХ УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ) И РАССМОТРЕНИЕ КОТОРЫХ ОТНЕСЕНО
К ПОЛНОМОЧИЯМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

(с учетом изменений, вносимых в КоАП Федеральным законом
N 380-ФЗ)

Прокуратура Московской области

Частью 2 статьи 1.3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) закреплено, что законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Данные полномочия перечислены в пунктах 4-6 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ. К ним относятся:
— создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
— определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

Помимо этого, согласно ч.3 ст. 1.3.1 КоАП РФ в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

В Московской области принят ряд законов, делегирующих органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также членам комиссий по делам несовершеннолетних городов и районов, муниципальных избирательных комиссий и комиссий муниципального референдума полномочия по составлению протоколов о привлечении лиц к административной ответственности.

Так, пп.2 п.1 ст.6 Закона Московской области от 26.12.2008 № 250/2008-ОЗ «Об органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14, 15.15 и 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных в отношении средств бюджета Московской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области» предусмотрено право составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, руководителями органов, исполняющих бюджеты муниципальных образований Московской области и их заместителями в соответствии с их полномочиями, при совершении правонарушений в отношении средств бюджетов муниципальных образований Московской области.

Согласно ст.23.1 КоАП РФ и ст.5 Закона Московской области от 26.12.2008 № 250/2008-ОЗ дела об административных правонарушениях по вышеназванным статьям рассматривают мировые судьи (соответственно при их совершении в отношении средств бюджетов муниципальных образований Московской области).

Кроме того, в соответствии с п.17 ст.19 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на то соответствующими избирательными комиссиями, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ (указанное право также предусмотрено п.1 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ).

Аналогичное право предусмотрено п.12.1 ст.22 Закона Московской области от 19.11.2003 № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области» в отношении членов комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченных на то соответствующими комиссиями.

Правонарушения, за совершение которых вышеперечисленные должностные лица вправе составлять протоколы в отношении нарушителей, перечислены в главе 5 КоАП РФ.

Согласно ст.23.1 КоАП РФ протоколы, составленные названными лицами, рассматривают федеральные судьи городских (районных) судов.

Также ст. 12 Закона Московской области от 30.12.2005 № 273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» закреплено, что члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городов и районов Московской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ. Согласно п. 2 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 — 5.37, 6.10 КоАП РФ.

Полномочиями по рассмотрению указанных протоколов в соответствии с п.14 ст.11 данного закона наделены сами же комиссии.

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

1. Анализ правил ч. 1-4 ст. 28.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) протоколы (см. об их содержании коммент. к ст. 28.2) об административных правонарушениях, предусмотренных в нормах гл. 5-21 КоАП, составляются должностными лицами (а не иными уполномоченными лицами, см. о том, кто признается должностным лицом, коммент. к ст. 2.4, 2.5) органов, которые уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии с нормами КоАП (см. коммент. к ним); при этом должностное лицо каждого из указанных органов составляет такие протоколы лишь в пределах компетенции того или иного органа (ясно, например, что протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.14 «Нарушение правил маневрирования», составляют должностные лица ГИБДД, а не налоговых органов);

2) кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 28.3, протоколы об административных правонарушениях (каждый с учетом своей компетенции и полномочий соответствующего органа) вправе составлять также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений (например, служб, департаментов, управлений, отделов) территориальных органов (например, ИФНС по городам и районам), их учреждений (например, учреждений уголовно-исполнительной системы), а также иных госорганов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами (например, Законом о ФСБ, Законом о милиции и др.) либо нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ. Часть 4 ст. 28.3 изложена Законом от 31.12.05 в новой редакции (она вступила в силу с 01.01.06). Установлено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в частях 1-3 ст. 28.3, соответственно определяют руководители уполномоченных федеральных госорганов и госорганов субъектов РФ. После вступления в силу (с 28.03.10) изменений, внесенных в ч. 2 ст. 28.3 Законом N 380 от 28.12.09 установлено, что помимо случаев, предусмотренных в ч. 1 ст. 23.8 протоколы об АП вправе составлять также ДЛ органов исполнительной власти субъекта РФ в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора указанные в ст. 28.2 (см. также комментарий к ст. 1.3.1).

В случаях, когда протокол (в соответствии с нормами КоАП) составляется только должностными лицами госорганов субъектов РФ — перечень последних определяется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ;

3) в соответствующих пунктах ч. 2 ст. 28.3 указаны должностные лица уполномоченных органов, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Для правильного применения норм ч. 1, 2 ст. 28.3 необходимо учитывать:

а) положения ст. 5 Закона N 196 о том, что органы, должностные лица, не уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП, обязаны передать дела об административных правонарушениях судьям, должностным лицам и органам, которые вправе рассматривать такие дела (после 1 июля 2002 г.) в соответствии с КоАП;

б) что наименования, структура, полномочия органов, упомянутых в ч. 1, 2 ст. 28.3 (а также их должностные лица) весьма часто меняются (примером могут служить изменения, периодически вносимые Указом N 314). В связи с этим необходимо руководствоваться правилами ст. 22.3 о подведомственности дел об административном правонарушении в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 22.3);

4) помимо случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 28.3, протоколы по делам об административных правонарушениях, связанных с осуществлением предпринимательской либо иной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушениями (в т.ч. грубыми — это уточнение вступило в силу с 16.07.05) условий лицензирования (в случаях, когда лицензирование предусмотрено в соответствии со ст. 1-3, 17, 18 Закона о лицензировании, см. о таких административных правонарушениях коммент. к ст. 14.1, 19.20), могут составлять также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений, территориальных органов, иных госорганов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности. При этом необходимо руководствоваться Перечнями видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.06 N 45, в ред. от 15.06.09), (с учетом положений Указа N 314 и последующих изменений и дополнений указанного Перечня).

Следует иметь в виду, что Законом N 380 от 28.12.09 с 28.03.10 пункты 1, 4, 10, 16, 18, 19, 22, 44, 58, 63, 66 части 2 ст. 28.3 — изложены в новой редакции; а пункты 2, 3, 20, 23-26, 40, 45-47, 49, 57, 60, 68, 76 ч. 2 ст. 28.3 — признаны утратившими силу. В остальные пункты ч. 2 ст. 28.3 — внесены изменения. Кроме того, ч. 2 ст. 28.3 дополнена с 28.03.19 пунктом 91 (о полномочиях ДЛ органов по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй);

5) протоколы по делам об административных правонарушениях, связанных с невыполнением законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу (см. коммент. к ст. 17.7), с заведомо ложными показаниями свидетеля, пояснениями специалиста, заключением эксперта или заведомо неправильным переводом (см. коммент. к ст. 17.9) вправе также составлять органы (и их должностные лица), уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, с 01.10.04 (после вступления в силу Закона N 118) протокол о таком административном правонарушении, как заведомо ложное заключение экспертиза (см. об этом коммент. к ст. 19.26) вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений, и территориальных органов, а также иных госорганов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), например, санитарный надзор. См. также комментарий к ст. 20.25;

6) перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (в соответствии с ч. 1, 2 и 3 ст. 28.3), устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Эти перечни должны быть приведены в соответствие с КоАП и Указом N 314 (ст. 7 Закона N 196). Примерами таких «перечней» могут служить Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (утв. приказом Минэкономразвития от 05.12.08 N 432 в ред. от 03.09.09); Перечень должностных лиц Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (утв. приказом Росалкогольрегулирования от 24.07.09 N 27) и др.

2. Законом N 380 от 28.12.09 ч. 5 ст. 28.3 также изложена в новой редакции (она вступила в силу с 28.03.10). Применяя правила ч. 5 ст. 28.3, необходимо обратить внимание на то, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:

1) члены избирательных комиссий, комиссии референдума (с правом решающего голоса), уполномоченные на это (решениями, постановлениями и т.п.) избирательной комиссией (комиссией референдума), — по делам о таких правонарушениях, как:

а) нарушение прав члена избирательной комиссии либо комиссии референдума наблюдателя и др. лиц, указанных в ст. 5.6 — до 28.03.10 (см. коммент. к ст. 5.6);

б) неисполнением решений этих комиссий (см. коммент. к ст. 5.3);

в) нарушением порядка представления списков избирателей и участников референдума, а также сведений о них (см. коммент. к ст. 5.4);

г) нарушением порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (см. коммент. к ст. 5.5), а также по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 5.8-5.10, 5.12, 5.15, 5.17-5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56 (см. коммент. к ним). При этом изменения, внесенные в абз. 1 части 5 ст. 28.3 Законом N 93 вступили в силу с 21.07.05;

2) члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — по делам об административных правонарушениях, связанных с:

а) неисполнением родителями, законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (см. коммент. к ст. 5.35);

б) нарушением порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних (см. коммент. к ст. 5.36);

в) незаконными действиями по усыновлению либо передаче ребенка под опеку (попечительство) или в приемную семью (см. коммент. к ст. 5.37);

г) вовлечением несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (см. коммент. к ст. 6.10);

3) инспекторы Счетной палаты РФ (например, по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным использованием бюджетных средств, нарушением сроков их возврата либо сроков перечисления платы за бюджетные средства, см. коммент. к ст. 15.14-15.16);

4) ДЛ органов государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС) — по делам об административных правонарушениях, связанных:

— до 01.01.2010 (до вступления в силу изменений, внесенных в ч. 5 ст. 28.3 Законом N 213 от 24.07.09) и после 28.03.10 (после вступления в силу изменений внесенных Законом N 380 от 28.12.09) с:

а) нарушением сроков подачи заявления о постановке на учет в орган государственного внебюджетного фонда (см. коммент. к ст. 15.3), а также сроков открытия (закрытия) банковского счета (см. коммент. к ст. 15.4);

б) непредоставлением сведений, необходимых для осуществления органом государственного внебюджетного фонда контроля (см. коммент. к ст. 15.6);

в) нарушением порядка открытия счета в банке налогоплательщику (см. коммент. к ст. 15.7);

г) нарушением срока исполнения поручений о перечислении взносов в орган государственного внебюджетного фонда (см. коммент. к ст. 15.8).

О том, что правила последнего абзаца ч. 5 ст. 28.3 не совсем соответствовали до 01.01.2010 нормам НК, Закона N 167 и Закона N 125, см. коммент. к ст. 15.3, 15.4, 15.6, 15.7, 15.8. Впредь до устранения этих противоречий приоритет имели нормы указанных законов (как специальные нормы перед общими);

— после 01.01.2010 — связанных с нарушением банком срока исполнения поручения плательщика о перечислении страховых взносов (см. комментарий к ст. 15.10), с нарушением сроков регистрации в государственных внебюджетных фондах и сроков представления в них документов и сведений (см. комментарий к ст. 15.32, 15.33). Однако данное положение утратило силу с 28.03.10 (в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 380 от 28.12.09; т.е. по существу вернулись к старой редакции, действовавшей до 01.01.2010);

5) ДЛ органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — по делам об АП предусмотренным в ст. 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.12, ч. 1 ст. 20.25;

6) ДЛ органов и учреждений осуществляющих пробирный надзор и контроль над производством, извлечением, переработкой и иными операциями с драгоценными металлами и камнями — по делам об АП исчерпывающим образом перечисленными в п. 6 ч. 5 ст. 28.3;

7) ДЛ органов ведомственной охраны, учреждений осуществляющих государственный лесной контроль и пожарный надзор в лесах, а также осуществляющих государственную охрану территорий национальных парков и природных заповедников — по делам об АП перечисленных (соответственно) в п. 7-10 ч. 5 ст. 28.3;

8) должностные лица госкорпорации «Росатом» — по делам об АП, предусмотренных частями 2-4 ст. 14.1 (см. комментарий к ней);

9) судебные приставы и иные ДЛ прямо указанные в п. 12 ч. 5 ст. 28.3 — по делам об АП предусмотренных ч. 1 ст. 20.25;

10) капитаны судов перечисленных в п. 13 ч. 5 ст. 28.3 по делам об АП, предусмотренных в ч. 2 и 5 ст. 11.17 (см. комментарий к ней);

11) ДЛ учреждений, находящихся в ведении (с учетом правил ст. 1.3.1, см. комментарий к ней) субъектов РФ — по делам об АП перечисленных в п. 14 и 15 ч. 5 ст. 28.3.

Нужно иметь в виду, что законодатель весьма часто вносит изменения в состав ДЛ (в их названия, полномочия и т.п.) уполномоченных составлять протоколы об АП (равно как и в перечень дел об АП по которым они такие протоколы вправе составлять). Поэтому эти изменения следует систематически отслеживать.

3. Специфика правил ч. 6 ст. 28.3 состоит в том, что:

1) они посвящены протоколам об административных правонарушениях, которые предусмотрены не в нормах гл. 5-21 КоАП, а в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) протоколы об административных правонарушениях по таким делам составляются должностными лицами, уполномоченными на это законами соответствующих субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. После 16.07.05 указанные должностные лица получили также право составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в ч. 3 и 4 ст. 14.1; ч. 2 и 3 ст. 19.20 (см. коммент. к ним);

3) их следует применять с учетом правил ст. 28.5 (о сроках составления протокола об административном правонарушении), ст. 28.6 (о случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется). См. коммент. к ст. 28.5, 28.6.

Законом N 130 ст. 28.3 дополнена: дела об административных правонарушениях предусмотренных частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 рассматривают должностные лица Росфинансмониторинга.

Еще раз подчеркнем (и это нужно учитывать, особенно для случаев рассмотрения дел в суде и пересмотра вступивших в законную силу судебных актов), что в ст. 28.3 весьма часто вносятся изменения. Об изменениях, вступивших в силу с 28.03.10 см. выше. Но в ст. 28.3 вносились изменения и до 28.03.10. Например, в соответствии с Законом N 86 комментируемая статья также была дополнена: административные правонарушения, предусмотренные в ст. 6.9, 6.13, ч. 3 ст. 19.3, 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 20.22 (при потреблении наркотических средств) КоАП, рассматривают органы ФНС России. Кроме того, после вступления в силу Закона о лотереях (с 01.01.04) должностные лица органов регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей получили право составлять протоколы о совершении административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 14.27, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.5-19.7 (см. коммент. к ним), а с 16.07.05 (после вступления в силу Закона N 80) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств получили право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в ч. 3 ст. 9.1 (см. коммент.). Ст. 28.3 была также дополнена Законом N 141 от 19.07.07 (дополнение вступило в силу с 01.08.07 и установило, что должностные лица органов занятости населения составляют протоколы об административных правонарушениях предусмотренных в ч. 3 ст. 18.15, ч. 1 ст. 19.5, в ст. 19.7) и Законом N 230 от 18.10.07 (было установлено, что с 24.10.07 протоколы составляют также должностные лица госорганов субъектов РФ осуществляющие полномочия в области занятости населения, переданные РФ своим субъектам (т.е. об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.42 и 19.7). Федеральным законом от 29.04.08 N 58-ФЗ было установлено, что с 07.05.08 должностные лица ФОИВ уполномоченных осуществлять контроль за иностранными инвестициями в РФ составляют протоколы по АП, предусмотренные в ст. 19.6 и 19.7 (см. комментарий к ним). Законом N 148 от 22.07.08 было установлено, что с 22.07.08 ДЛ Росстройнадзора составляют протоколы по делам об АП, предусмотренных в ст. 9.5.1 (см. комментарий к ней). Федеральным законом от 03.06.09 N 104-ФЗ было установлено, что с 01.12.09 ДЛ Рособразования составляют протоколы по делам об АП предусмотренных в ст. 5.57, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.30 (см. комментарий к ним). И в дальнейшем ст. 28.3 будет неоднократно изменяться и дополняться, что необходимо отслеживать.

4. Для правильного определения круга должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в ст. 28.3, необходимо также учитывать в частности положения таких нормативно правовых актов, как:

1) приказ МВД РФ N 444 от 02.06.05 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»;

2) приказ Роспотребнадзора от 01.06.05 N 421 «Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

3) приказы Минтранса РФ N 53 от 26.05.05 «Об утверждении Перечня должностных лиц ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса РФ «уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ст. 20.17 КоАП, и осуществлять административное задержание» и от 30.09.05 N 115 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального агентства геодезии и картографии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

4) приказ Роскомрыболовства РФ N 491 от 29.12.08 «О реализации отдельных положений КоАП РФ в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов»;

5) приказы МЧС РФ от 05.05.05. N 380 «Об утверждении Перечня должностных лиц госинспекции по маломерным судам МЧС РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»; от 22.08.06 N 491 «Об утверждении Перечня должностных лиц центрального аппарата МЧС РФ, территориальных органов МЧС РФ составлять протоколы об административных правонарушениях»;

6) приказ МПР РФ от 29.04.05 N 115 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

7) приказ Мининформсвязи РФ от 07.04.09 N 52 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

8) приказ Россельхознадзора от 12.04.05 N 138 «О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

9) приказ ФСТЭК РФ от 11.04.05 N 124 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

10) приказ Минюста РФ от 06.04.05 N 33 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

11) приказ Минюста РФ от 28.06.02 N 182 (в ред. от 06.04.05) «Об утверждении перечня должностных лиц Минюста РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

12) приказ МЧС РФ от 26.01.09 N 28 «Об утверждении Перечня должностных лиц центрального аппарата МЧС РФ, территориальных органов МЧС РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

13) приказ ФСФР РФ от 12.11.04 N 04-936/пз-н «Об утверждении Перечня должностных лиц территориальных органов ФСФР РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

14) приказ ФСФР от 25.08.04 N 04-391/пз-н (ред. от 30.03.05) «Об утверждении Перечня должностных лиц ФСФР РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

15) приказ Минюста РФ от 16.03.05. N 22 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

16) приказ ФТС РФ от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»;

17) постановление Правительства РФ N 110 от 02.03.05 «Об утверждении порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи»;

18) приказ Ростехнадзора от 29.11.04 N 278 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому, атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

19) приказы ФАС РФ от 19.11.04 N 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов ФАС России, управомоченных составлять протоколы об административном правонарушении» и от 05.05.05 N 85 «О Перечне должностных лиц центрального аппарата ФАС РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

20) приказы Росфиннадзора N 102 от 17.11.04 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП» и от 06.08.07 N 91 «О должностных лицах центрального аппарата Росфиннадзора РФ уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП, при осуществлении функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере»;

21) приказ Ростехрегулирования от 17.11.04 N 246 «О должностных лицах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры производства по делам об административных правонарушениях»;

22) приказ Минюста РФ от 10.06.04 N 111 «Об утверждении Методических рекомендациях по организации деятельности территориальных органов Минюста РФ по осуществлению полномочий, представленных КоАП по процедуре банкротства и финансового оздоровления»;

23) приказ Минфина РФ от 27.01.04 N 11н «О перечне должностных лиц государственного учреждения «Ведомственная охрана Минфина РФ», уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»;

24) приказ МЧС РФ от 06.02.06 N 68 «Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной противопожарной службы Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

25) приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 07.02.06 N 44 «О должностных лицах органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях»;

26) приказ Минэнерго от 06.10.03 N 401 «О реализации КоАП»;

27) приказ Минфина РФ от 18.08.03 N 75н «Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального пробирного надзора, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях»;

28) приказ Минатома РФ от 13.08.03 N 353 «Об утверждении Перечня должностных лиц ведомственной охраны Минатома РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»;

29) приказ Росфиннадзора от 14.07.05 N 108 «О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

30) приказ Росгидромета от 21.04.03 N 101 «О перечне должностных лиц Росгидромета, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

31) приказ Роскартографии от 19.02.03 N 47-пр «Об утверждении Перечня должностных лиц Роскартографии, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

32) приказ Минимущества РФ от 13.03.03 N 79 «Об установлении Перечня должностных лиц Минимущества РФ и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях «;

33) приказ Росгосхлебинспекции от 04.03.03 N 9 «Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

34) приказ Роспатента от 03.03.03 N 30 «Об утверждении Перечня должностных лиц РФ по патентам и товарным знакам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

35) постановление Госкомстата РФ от N 36 от 07.02.03 «О должностных лицах территориальных органов Госкомстата РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

36) приказ Минздрава РФ от 24.01.03. N 1 «Об утверждении Перечня должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

37) приказ ФСС от 31.12.02 N 240 «Об организации работы исполнительных органов ФСС РФ по реализации положений КоАП»;

38) приказ Ростехрегулирования от 17.11.04 N 246 «Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

39) постановление Правления ПФР от 28.10.02 N 126п «Об утверждении Перечня должностных лиц ПФР, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

40) приказ Минфина РФ от 22.10.02 N 103н «Об утверждении Перечня должностных лиц органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом, и хранением драгоценных камней, уполномоченных составлять протоколов по делам об административных правонарушениях»;

41) приказ Минэнерго РФ от 19.09.02 N 316 «О должностных лицах Ростехрегулирования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

42) приказ Минтруда РФ от 13.09.02 N 184 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной инспекции труда Минтрудсоцразвития РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

43) приказ ФСБ РФ от 06.09.07 N 453 «Об утверждении Перечня должностных лиц ФСБ РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и реализации отдельных положений КоАП в органах ФСБ»;

44) приказ Госстроя РФ от 18.07.02 N 149 «Об установлении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере»;

45) приказ Минэкономразвития РФ от 16.07.02 N 202 «О Перечне должностных лиц органов Госторгинспекции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

46) приказ Минсельхоза РФ от 29.06.02 N 279 «Об утверждении Перечня должностных лиц»;

47) приказ Росархива от 18.08.02 N 18 «Об организации работы архивных органов по реализации Федерального закона «О введении в действие КоАП РФ»;

48) приказ ФНС РФ от 02.08.05 N САЭ-3-06/354 «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

49) приказ Россвязьохранкультуры от 21.08.07 N 101 «Об утверждении Перечня должностных лиц Россвязьохранкультуры и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

50) приказ ФСО от 10.07.07 N 337 «Об утверждении Перечня должностных лиц государственного комплекса «Завидово» ФСО РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»;

51) приказ Рособоронзаказа от 07.11.06 N 321 «О должностных лицах Федеральной службы по оборонному заказу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

52) приказы Роструда от 17.05.07 N 60 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении надзора и контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области содействия занятости» и от 10.04.06 N 60 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (госинспекций труда в субъектах РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

53) приказ ФСТ РФ от 25.12.05 N 249 «Об утверждении Перечня должностных лиц ФСТ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

54) приказ Роспотребнадзора от 01.06.05 N 421 «Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

55) приказ Ростуризма от 08.09.06 N 120 «О Перечне должностных лиц Ростуризма, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

56) приказ ФМБА РФ от 22.09.09 N 461 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федерального медико-биологического агентства и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

57) приказ Росздравнадзора от 10.10.05 N 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

58) приказ Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации положений КоАП». Следует учитывать, что нормативные правовые акты федеральных госорганов которыми утверждаются перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, постоянно изменяются и обновляются (безусловно это произойдет и в связи с вступлением в силу (с 28.03.10) изменений, внесенных Законом N 380 от 28.12.09. В связи с этим необходимо отслеживать эти изменения и обновления;

59) приказ Рособоронзаказа от 02.09.09 N 57 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по оборонному заказу и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

60) приказ Минэкономразвития от 05.12.08 N 432 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»

61) приказ Росалкогольрегулирования от 24.07.09 N 27 «Об утверждении Перечня должностных лиц, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

62) приказ Росфинмониторинга от 24.06.09 N 141 «О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

63) приказ ФСИН от 08.06.09 N 246 «Об утверждении Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

64) приказ Росохранкультуры от 22.10.08 N 87 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

65) приказ ФСО от 21.10.08 N 532 «Об утверждении Перечня должностных лиц Государственного комплекса «Таруса» ФСО РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»

66) приказ ФМС от 03.06.08 N 137 «О полномочиях должностных лиц системы ФМС РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях»;

67) приказ Росаэронавигации от 16.04.08 N 44 «Об утверждении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

68) приказ Ространснадзора от 30.10.07 N ГК-938фс «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

69) приказ Минобороны от 03.03.08 N 96 «О реализации отдельных положений КоАП РФ в МО РФ»;

70) приказ Роструда от 26.02.08 N 33 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении надзора за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам, переданных полномочий РФ в области занятости населения»;

71) пост. Центризбиркома от 18.09.07 N 30/214-5 и от 25.09.07 N 31/220-5 «О наделении членов ЦИК РФ с правом решающего голоса полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях»;

72) приказ Росфиннадзора от 06.08.07 N 91 «О должностных лицах центрального аппарата Федеральной службы фин.-бюдж. надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП РФ».

Перечисленные и иные акты подлежат применению лишь в той мере, в какой не противоречат нормам КоАП (последние в частности не предусматривают возможность передачи права составлять протоколы об административных правонарушениях коммерческим организациям, в т.ч. и унитарным предприятиям).