Коап нтп

В КоАП внесены изменения, касающиеся ответственности за нарушение таможенных правил

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушение таможенных правил».

Федеральный закон принят Государственной Думой 10 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушение таможенных правил.

В частности, уточняется диспозиция части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливается возможность назначения санкций в виде предупреждения за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.6, 16.8, 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

57. Административные правонарушения в области таможенного дела

До принятия ныне действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие «нарушение таможенных правил» было законодательно определенным понятием и содержалось в ст. 230 ТК РФ, согласно которой нарушением таможенных правил признавалось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена ответственность.

В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 1 июля 2002 г. (т. е. с момента вступления в силу КоАП РФ) утратили силу все нормы Таможенного кодекса РФ, касающиеся нарушений таможенных правил, ответственности за эти нарушения и производства по делам о таких нарушениях, в том числе и ст. 230, содержавшая само понятие нарушения таможенных правил.

В настоящее время, анализируя нормы главы 16 КоАП РФ и опираясь на положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на предусмотренный Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (включая процедуры применения таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для понимания сущности нарушения таможенных правил как разновидности административных правонарушений недостаточно наличия одних юридических признаков, сформулированных в самом определении, — необходимо определить и его юридический состав, т. е. установить совокупность обязательных элементов нарушения таможенных правил.

Состав нарушения таможенных правил, как и любого другого вида правонарушений, традиционен и включает в себя следующие элементы объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.

Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:

1) имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);

2) неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:

— порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

— порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;

— порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;

— порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных правил — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а также наступившие при этом вредные последствия. Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.

Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое, российское или иностранное и т. д.), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, ответственности за него не понесет.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения, физическое или юридическое лицо.

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит несколько иначе. Вина юридического лица определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП, для того чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении нарушения таможенных правил, необходимо доказать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. В этих целях (в целях доказывания упомянутых обстоятельств) должностные лица таможенных органов, ведущие производство по делу о нарушении таможенных правил, могут назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов.

Нарушения таможенных правил (научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)


Нарушения таможенных правил
(научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)

А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.

Со вступлением в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) фактически полностью лишается своей деликтной составляющей. С 1 июля 2002 года признаются утратившими силу многие нормы раздела X «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение» ТК РФ, и в первую очередь это касается положений главы 39 «Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения» ТК РФ.

Выведение из ТК РФ вопросов, связанных с деликтами в таможенной сфере и производством по делам о нарушениях таможенных правил, и их перемещение в КоАП РФ — решение, встретившее не-однозначную оценку у ученых и практиков. Очевидно, что переход от ТК РФ к КоАП РФ в вопросе привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил потребует времени для соответствующей «настройки» и формирования новой правоприменительной практики.

С принятием КоАП РФ значительно сокращено количество составов, признаваемых видами нарушений таможенных правил. Если в ТК РФ их было 40, то в КоАП РФ — только 22. Такое сокращение произошло прежде всего за счет «укрупнения» отдельных составов нарушений. Например, такие виды нарушений таможенных правил, как перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ), сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу (ст. 277 ТК РФ), перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ), были объединены в КоАП РФ в ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации».

Административные правонарушения в области таможенного дела именуются нарушениями таможенных правил. Основными объектами нарушения таможенных правил являются:

— порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

— порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

— порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

— порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;

— порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.

Отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из перечисленных объектов.

Определение объекта нарушения таможенных правил содержится в ТК РФ.

Так, под перемещением через таможенную границу Российской Федерации таможенное законодательство понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст. 18 ТК РФ).

Особо следует отметить, что понятия «перемещение через таможенную границу» и «пересечение таможенной границы» не являются тождественными. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации может выражаться как в фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации), так и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации).

При этом все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю (ст. 191 ТК РФ), а само перемещение товаров и транспортных средств производится только в соответствии с их таможенными режимами (ст. 22 ТК РФ).

Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; в других формах, предусмотренных действующим законодательством (ст. 180 ТК РФ).

Таможенному контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также определенные виды деятельности.

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала (при ввозе — с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы Российской Федерации, при вывозе — с момента принятия таможенной декларации) и до его завершения в соответствии с таможенным режимом (при ввозе — как правило, до выпуска товаров и транспортных средств, а при вывозе — до момента пересечения таможенной границы Российской Федерации) (ст. 192 ТК РФ).

В таможенном законодательстве действует принцип выборочности таможенного контроля, который заключается в том, что при его проведении таможенные органы используют те формы таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Неприменение определенных форм таможенного контроля не означает, однако, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания таможенного законодательства и не несут ответственности за совершенные правонарушения.

На лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, возлагается обязанность представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 182 ТК РФ). В целях проведения контроля должностные лица таможенного органа имеют также право доступа на территорию и в помещения, принадлежащие любым лицам, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 184 ТК РФ).

В случае если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, таможенный контроль может также проводиться после выпуска товаров и транспортных средств вне зависимости от времени, прошедшего с момента осуществления такого выпуска (ст. 193 ТК РФ). В такой ситуации таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим операциям с данными товарами.

В соответствии с п. 15 ст. 18 ТК РФ таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ.

В настоящее время большинство товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, оформляется в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение (ст. 127 ТК РФ).

Для обеспечения соблюдения требования таможенного законодательства о надлежащем таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, приказом ГТК России от 20.05.1996 N 304 «О доставке товаров под таможенным контролем» введена процедура доставки товаров под таможенным контролем, под которой понимается перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, НДС, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики.

При характеристике порядка обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты, а также предоставления в отношении их таможенных льгот особое значение приобретает само понятие «таможенные платежи». Под ними в действующем законодательстве подразумеваются таможенная пошлина, иные налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами (ст. 18 ТК РФ). Статья 110 ТК РФ содержит следующий перечень таможенных платежей:

1) таможенная пошлина;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

В ряде случаев лицам, перемещающим товары и транспортные средства, предоставляются льготы по таможенным платежам, в частности в виде:

— освобождения от уплаты таможенных платежей;

— частичного освобождения от уплаты таможенных платежей;

— снижения ставки таможенных платежей;

— возврата уплаченных таможенных платежей;

— предоставления рассрочки и отсрочки уплаты таможенных платежей;

— установления необлагаемого минимума объекта налогообложения.

Большинство льгот по уплате таможенных платежей включаются в содержание таможенного режима, в соответствии с которым товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации (например режимы таможенного склада, экспорта, временного ввоза/вывоза, реэкспорта).

Объективная сторона нарушения таможенных правил определяется в каждом случае диспозицией конкретной статьи ТК РФ. Она может выражаться как в действии (незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу), так и в бездействии (недекларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу).

Непосредственными объектами нарушения таможенных правил являются товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила, установленные нормативными правовыми актами по таможенному делу. Определение товаров и транспортных средств закреплено в ст. 18 ТК РФ, в соответствии с которой под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением собственно транспортных средств, то есть любых средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Таким образом, под товарами следует понимать имущество, перемещаемое (перемещенное) через таможенную границу Российской Федерации, а под транспортным средством — имущество, посредством которого такие товары перемещаются (были перемещены). Правильное определение статуса непосредственного объекта зачастую является определяющим для верной квалификации правонарушения, а иногда и для привлечения лица к ответственности.

Особо следует обратить внимание на то, что непосредственным объектом правонарушения являются только те товары или транспортные средства (или только та их часть), в отношении которых не выполнены требования, действующие в таможенном деле.

За совершение административных правонарушений в области таможенного дела могут применяться административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предусмотренные в КоАП РФ составы нарушения таможенных правил различаются по степени тяжести и частоте их совершения в сфере таможенной практики.

В настоящей статье, публикуемой в нескольких номерах «Налогового вестника», комментируются наиболее существенные административные правонарушения в области таможенного дела.

1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ)

Под незаконным перемещением понимается перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Одним из ключевых понятий, используемых при формулировании данного состава правонарушения, является понятие «таможенная граница». В соответствии со ст. 3 ТК РФ под таможенной границей подразумеваются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных таможенных складов*1. Таможенная граница представляет собой очертание таможенной территории. С ее помощью устанавливаются пространственные пределы суверенитета государства в таможенной сфере. Таможенная граница может совпадать с Государственной границей Российской Федерации*2, а может от нее отличаться.
_____
*1 Понятие «таможенная территория» приведено в частях 1-3 ст. 3 ТК РФ, а понятия «свободная таможенная зона» и «свободный таможенный склад» — в ст. 75 ТК РФ.

*2 Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).

Перемещение товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля означает, что такое перемещение совершается вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.

Согласно ст. 27 ТК РФ пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами, и во время их работы. Под местами пересечения таможенной границы Российской Федерации понимаются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации (ст. 181 ТК РФ). Таможенное законодательство допускает возможность пересечения таможенной границы Российской Федерации в иных местах, а также вне времени работы таможенных органов, но только с их предварительного согласия. Нормативными правовыми актами по таможенному делу может быть установлено, что пересечение таможенной границы Российской Федерации отдельными видами товаров и транспортных средств может производиться только в определенных местах.

Согласно ст. 127 ТК РФ время производства таможенного оформления определено как время работы таможенного органа. Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ, может образовывать пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации в установленных таможенными органами местах, но до начала или после окончания времени производства таможенного оформления.

Статья 16.1 КоАП РФ предусматривает также ответственность за сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Под сокрытием в данной статье понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, могут быть сокрыты от таможенного контроля путем:

— использования способов, при которых визуальное обнаружение товаров во время таможенного контроля затруднено (в том числе тайников);

— придания одним товарам вида других, то есть существенного изменения внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

Под способом, затрудняющим обнаружение предметов, понимается физическое сокрытие перемещаемых предметов, при котором должностное лицо таможенного органа при досмотре багажа пассажира, товаров и транспортных средств не может обнаружить сокрытые от таможенного контроля предметы путем обычного визуального осмотра, либо сокрытие в местах, не предназначенных для транспортировки товаров, доступ в которые затруднен.

Особым способом, затрудняющим обнаружение товаров, является использование тайников. Специфика этого способа обусловливается тем, что к тайникам относятся места:

— специально оборудованные для сокрытия предметов от таможенного контроля, то есть полностью изготовленные для незаконного перемещения предметов (магнитные контейнеры, прикрепляемые к транспортным средствам в труднодоступных местах, дополнительные полости в автомашинах, не предусмотренные заводской конструкцией);

— приспособленные, то есть подвергнутые конструктивным изменениям (предварительная разборка и монтаж конструктивных емкостей на транспортных средствах, их оборудование дополнительной оснасткой, приспособлениями; оборудование чемоданов с двойным дном).

Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков предметов, которые позволяют отнести их к предметам иного вида.

Статья 16.1 КоАП РФ предусматривает также ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также за использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Для понимания нарушения таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ, определим понятия следующих видов документов:

1) поддельных документов;

2) недействительных документов;

3) документов, полученных незаконным путем;

4) документов, содержащих недостоверные сведения;

5) документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам.

Под поддельными документами понимаются полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, но незаконно измененные (путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа и т. п.).

Недействительными документами являются документы, утратившие юридическую силу либо не приобретавшие ее.

К документам, полученным незаконным путем, относятся документы, выданные с нарушением процедуры их выдачи либо полученные в результате неправомерных действий должностного лица, выдавшего такой документ.

Документами, содержащими недостоверные сведения, считаются документы, фактически являющиеся подлинными, но сведения в которых не соответствуют действительности.

Документами, относящимися к другим товарам и транспортным средствам, признаются документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения иных товаров и транспортных средств.

Представление таких документов должно находиться в причинно-следственной связи с принятием таможенным органом решения о возможности перемещения товаров и транспортных средств.

Документы должны представляться таможенному органу непосредственно в момент перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Под незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации законодатель понимает их перемещение при помощи поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Под идентификацией понимается форма таможенного контроля, осуществляемая путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других идентификационных средств (ст. 185 ТК РФ).

Таможенными органами могут идентифицироваться:

а) транспортные средства;

б) помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;

в) места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

г) товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем.

Средства идентификации (атрибуты таможенного обеспечения) должны отвечать следующим требованиям:

а) невозможность подделки оттисков (в отношении печатей, штампов, подписей, маркировок);

б) невозможность нарушения без видимых следов целостности атрибутов (в отношении пломб, клейких лент, замков);

в) стойкость штемпельных и оттискных материалов и средств письма (паст, чернил, пломб, клеевых покрытий) к внешним климатическим воздействиям;

г) четкость воспроизводимых отпечатков и оттисков на документы и упаковки товаров и транспортных средств.

Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с разрешения последних, кроме случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств (часть 3 ст. 185 ТК РФ). Информация об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации должна быть немедленно сообщена таможенным органам. Это сообщение должно быть сопровождено доказательствами наличия указанной угрозы.

Комментируемая статья КоАП РФ в качестве санкции за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации предусматривает наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.

§ 6. Административные наказания за нарушения таможенных правил

Административные наказания за нарушения таможенных правил — это разновидность мер административного принуждения, которые представляют собой установленные государством санкции (меры административной ответственности), применяемые уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судьями к лицу, совершившему административное правонарушение в области таможенного дела.

Меры административной ответственности устанавливаются в целях частной и общей превенции.

Заметим, что административное наказание как мера административной ответственности выполняет в известной мере также и функцию предупреждения преступлений.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического Лица.

Итак, только административное наказание «. содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя»225. Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень мер административной ответственности, поскольку определение их видов — прерогатива федерального законодательства. Таким образом, перечень этот может быть изменен только путем внесения дополнений в данную статью.

К административным наказаниям относятся (ч. 1 ст. 3.2 КоАП): 1)

административный штраф; 3)

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4)

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5)

лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6)

административный арест; 7)

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8)

административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1—4, 9 ст. 32 КоАП. Административные наказания, названные в п. 3—9 ч. 1 ст. 3.2, устанавливаются только в Кодексе об административных правонарушениях.

Административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил) посвящена гл. 16 КоАП. Проанализировав ее содержание, можно сделать вывод, что законодатель устанавливает лишь три вида мер административной ответственности за нарушение таможенных правил: предупреждение, штраф, конфискацию226.

В целом меры административной ответственности подразделяются на основные и дополнительные.

К числу основных мер административной ответственности, назначаемых за нарушение таможенных правил, относятся предупреждение и административный штраф. Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения может устанавливаться и применяться в ка честве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 3.3 КоАП, за одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из мер ответственности, указанных в санкциях статей гл. 16 КоАП. Распространяя основные принципы назначения административных наказаний на сферу таможенного дела, законодатель отказывается от «принципа самостоятельности» дополнительной меры ответственности227. Между тем срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения независимо от субъекта увеличен до одного года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП). При длящемся правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения.

Согласно ст. 3.4 КоАП предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение следует отличать от устного замечания, которое не является мерой наказания. В отличие от него предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф — имущественная санкция, денежное взыскание, которое может быть выражено в величине, кратной: 1)

минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — МРОТ).

Например, недекларирование или недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст. 16.4 КоАП) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ; 2)

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Так, незаконное приобретение, пользование, хранение либо транспортировка ввезенных на таможенную территорию России с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.21 КоАП) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 100 до 200 МРОТ, на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств — предметов правонарушения с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; 3)

сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Применительно к назначению административного наказания за нарушение таможенных правил базой для исчисления административного штрафа является величина, кратная сумме неуплаченных таможенных пойїлин, налогов. Так, заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или Для занижения их размера влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до Двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств — предметов правонарушения или без таковой либо конфискацию таких предметов; на должностных лиц — от 100 до 200 МРОТ (ч. 2 ст. 16.2 КоАП).

Законодатель указывает, что размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ (ч. 2 ст. 3.5 КоАП).

Общий порядок исчисления административного штрафа установлен в ч. 3 ст. 3.5 КоАП: административный штраф, налагаемый на граждан и исчисляемый исходя из минимального размера оплаты трупа, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на Юридических лиц — 1000 МРОТ. Однако за нарушение таможенного и Иного законодательства (валютного, экологического и др.) верхний Предел штрафной санкции, применяемой в отношении должностных и Юридических лиц, может быть увеличен, но не должен превышать 200 МРОТ и 5000 МРОТ соответственно.

Увеличение верхнего предела штрафной санкции, предусмотренное законодателем для некоторых составов административных правонарушений, по всей видимости, связано, во-первых, с высокой степенью общественной опасности таких правонарушений; во- вторых, с особенностью правового статуса их субъектов (повышенный предел установлен лишь в отношении должностных и юридических лиц).

Если размер административного штрафа исчисляется исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, он не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы указанных платежей.

Под стоимостью таких товаров и транспортных средств понимается их свободная (рыночная) цена надень обнаружения правонарушения.

Сумма административного штрафа за нарушение таможенных правил в полном объеме зачисляется в бюджет Российской Федерации.

Под суммой неуплаченных таможенных платежей понимается такая сумма, которая подлежит уплате на день совершения правонарушения, а в случае если такой день невозможно установить — на момент обнаружения нарушения таможенных правил.

Штраф является основным видом взыскания. Он не может применяться в качестве замены других видов наказаний.

О наложении штрафа таможенный орган, рассматривающий дело о правонарушении, выносит постановление. В случаях, предусмотренных ст. 28.6 КоАП, в частности, если размер административного штрафа не превышает 10 МРОТ, он налагается и взимается на месте обнаружения правонарушения без составления протокола о нарушении таможенных правил. Если нарушитель оспаривает наложение штрафа, составляется протокол о нарушении таможенных правил и производство по делу ведется не в упрощенной форме, а в обычном порядке.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в сфере таможенного дела состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей.

Допуская применение конфискации, Кодекс об административных правонарушениях в отличие от гражданского и уголовного законодательства не устанавливает возможность применения данного наказания лишь в отношении собственника имущества.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях конфискация назначается только в судебном порядке, причем закрепление данного положения в норме Кодекса является логичным и обоснованным. Дело в том, что Конституционный Суд РФ не раз высказывал свою позицию о противоречии административно-правовых норм, в частности внесудебного порядка применения данного взыскания, Конституции РФ229.

Конфискация в качестве меры административной ответственности может устанавливаться только Кодексом РФ об административных правонарушениях, а назначается лишь в случаях, прямо предусмотренных в санкциях статей Особенной части Кодекса.

Конфискацию следует отличать от такой меры процессуального обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил, как изъятие вещей и документов (ст. 27.10, 27.11 КоАП), — в данном случае товаров и транспортных средств.

Изъятые в целях пресечения правонарушения или обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем могут быть конфискованы, возвращены владельцу либо реализованы (при невозможности реализации — уничтожены) — в зависимости от исхода дела.

Выдача владельцу изъятого имущества, не прошедшего таможенного оформления, осуществляется только после его производства. На это должно быть указано в постановлении по делу о нарушении таможенных правил230.

Постановление по делу о нарушении таможенных правил должно решить вопрос о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применена или не может быть применена такая мера административной ответственности, как конфискация. При этом вещи^ не изъя тые из оборота, возвращаются законному владельцу, а лри его неустановлении передаются в собственность государства. Если вещи принадлежат к изъятым из оборота, они подлежат передаче в соответствующие организации либо уничтожаются.

Согласно ч. 3 ст. 3.7 КоАП не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Базируясь на принципе экономии карательных средств, законодатель не только устанавливает систему административных наказаний, но и предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушение, от административной ответственности.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает два обязательных условия, при которых лицо не подлежит административной ответственности: совершение противоправного деяния в состоянии крайней необходимости, а также невменяемости.

Между тем в силу законодательно закрепленных оснований или исходя из каких-либо субъективных обстоятельств отдельные лица, являющиеся субъектами нарушения таможенных правил, реально не становятся субъектами ответственности.

Так, согласно ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные принять решение по делу (назначить административное наказание), могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Поскольку понятие «малозначительность» —* категория оценочная, возникла необходимость разъяснения позиции по данной проблематике высших судебных инстанций.

Так, в 2004 г. в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ было указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо учитывать конкретные обстоятельства его совершения. Малозначительным будет такое правонарушение, которое не повлекло за собой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям231. . Ранее отмечалось, что к числу оснований административной ответственности относится и процессуальное — протокол компетентного должностного лица, орган государственной власти по делу об административном правонарушении — документ, свидетельствующий о возбуждении производства по делу. Поэтому в качестве оснований для освобождения от административной ответственности можно выделить также и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения (в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения соответствующего возраста, невменяемость физического лица); действие лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административной ответственности; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение срока давности привлечения к административной ответственности (см. ст. 4.5 КоАП); смерть физического лица (п. 1—6, 8 ч. 2 ст. 24.5 КоАП).

Одним из важнейших начал привлечения виновных в совершении : любого правонарушения лиц является принцип «поп bis in idem» (лат. — «не дважды за одно же»), исходя из которого правоприменитель не может одновременно назначить за одно и то же правонарушение два вида карательных мер — административное и уголовное наказание. Таким образом, если правонарушение содержит в себе признаки преступного посягательства, виновное лицо подлежит уголовной ответственности и і. к административной привлекаться не будет. В таком случае можно говорить о своеобразной замене одним видом ответственности другого, ос- ?

вобождении от административной ответственности. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) ‘ лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о возбуждении уголовного ; дела также признается законодателем обстоятельством, исключающим производство по делу (п. 7 ст. 24.5 КоАП).

Вместе с тем при одновременном возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя организации и са- [ Мого юридического лица при обнаружении в ходе административного расследования в деянии должностного лица признаков преступления

(и как следствие — привлечение его к уголовной ответственности) не исключает административной ответственности самой организации232.

Особенность правового статуса отдельных субъектов административных правоотношений заключается в том, что они не подлежат административной ответственности. Например, Президент РФ за деяния, совершеннее им в период исполнения своих полномочий; депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации. Нормы законодательства свидетельствует о фактической невозможности привлечения к административной ответственности судей, а также работников прокуратуры.

Таким образом, по своему содержанию и юридическим последствиям для лиц, совершивших административное правонарушение, основания освобождения от административной ответственности схожи с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Однако круг оснований для освобождения от административной ответственности более широк.

Законодательством предусмотрены также ограничения административной ответственности, связанные с личностью правонарушителя: например, в случае совершения нарушения таможенных правил военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в процессе привлечения его к ответственности ему не может быть назначена такая мера наказания, как административный штраф.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает единые принципы и правила назначения административных наказаний, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение административных правонарушений, сроки давности административных наказаний и привлечения к административной ответственности и др.