Коап ч 2 ст 202

Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

СТ 202 АПК РФ

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Комментарий к Ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 202 Кодекса порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности определяется исходя из общих правил искового производства с особенностями, установленными в гл. 25 Кодекса и в Федеральном законе об административных правонарушениях.

Федеральным законом, устанавливающим такие особенности, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), который следует рассматривать в качестве специального закона по отношению к АПК РФ, в том числе к положениям гл. 22 и 25 АПК РФ.

Однако при этом необходимо иметь в виду, что КоАП не устанавливает специальных правил административного судопроизводства, тогда как согласно ст. 29 АПК РФ дела об административных правонарушениях, отнесенные к подведомственности арбитражных судов, должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

Учитывая это, а также исходя из положений п. 2 ст. 2 ФКЗ «Об арбитражных судах. » о том, что порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах. «, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, следует признать, что при рассмотрении арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности должны применяться правила судопроизводства, установленные АПК РФ.

Вместе с тем положения КоАП, касающиеся назначения административного наказания (гл. 4), в том числе давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5), исполнения решений по делам об административных правонарушениях (раздел V) и другие положения, которые не определяют порядка судопроизводства, должны применяться арбитражными судами, рассматривающими подведомственные им дела об административных правонарушениях.

2. В ч. 2 ст. 202 АПК РФ устанавливается порядок возбуждения в арбитражном суде производства по делам о привлечении к административной ответственности.

Согласно указанной норме основанием для возбуждения производства по делу является в данном случае заявление органа или должностного лица, уполномоченных в соответствии с КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях. Круг таких лиц определен в ст. 28.3 КоАП.

Для целей § 1 гл. 25 АПК РФ органы и лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, именуются административными органами.

Таким образом, не сам протокол об административном правонарушении, составленный в соответствии со ст. 28.2 КоАП лицами, указанными в ст. 28.3. КоАП, а заявление этих лиц, поданное в арбитражный суд, с требованием о привлечении к административной ответственности является основанием для возбуждения производства по делу о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

При этом надо иметь в виду, что с таким заявлением административные органы могут обратиться в арбитражный суд лишь в случаях, если речь идет о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 — 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.21 — 14.23, 15.10, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП. Это те составы административных правонарушений, рассмотрение дел о которых отнесено ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражных судов.

Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Комментарий к статье 202 АПК РФ

1. В случаях, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ).

________________
См.: О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 года N 11 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2003. N 2.

2. Согласно ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела: о нарушении порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24 КоАП РФ), о нарушении обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ч.2 и 3 ст. 9.4 КоАП РФ), о нарушении установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ), о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ (ст. 9.5.1 КоАП РФ), об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ), о незаконном использовании товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ), о незаконном получении кредита или займа (ст. 14.11 КоАП РФ), о фиктивном или преднамеренном банкротстве (ст. 14.12 КоАП РФ), о неправомерных действиях при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ), о воспрепятствовании должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации (ст. 14.14 КоАП РФ), о розничной продаже этилового спирта, в том числе этилового спирта по фармакопейным статьям, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, об обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом (ч.ч.1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ), о нарушении требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.17 КоАП РФ), об использовании этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18 КоАП РФ), об осуществлении дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23 КоАП РФ), о нарушении законодательства о лотереях (ст. 14.27 КоАП РФ), о непредставлении или несвоевременном представлении документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 КоАП РФ), о нарушении требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ), об использовании транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе о переоборудовании транспортного средства для распространения рекламы, в результате которого транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, о переоборудовании кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара (ч.2 ст. 14.38 КоАП РФ), о нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП РФ), о недостоверном декларировании соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ), о нарушении порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ), о нарушении порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ), о нарушении правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 КоАП РФ), о представлении недостоверных результатов исследований (испытаний) (ст. 14.48 КоАП РФ), о нарушении обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49 КоАП РФ), о неисполнении обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок (ст. 14.50 КоАП РФ), о неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат (ч.1 ст. 15.10 КоАП РФ), о неисполнении банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника, о неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику (ч.ч.2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ), о невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о невыполнении изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации (ч.6 и 15 ст. 19.5 КоАП РФ), о невыполнении требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (ст. 19.33 КоАП РФ), совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Вне зависимости от того, кто совершил административный проступок, судьи арбитражных судов рассматривают следующие дела об административных правонарушениях: ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9 КоАП РФ), злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ), злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов (ст. 14.31.1 КоАП РФ), манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) (ст. 14.31.2 КоАП РФ), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ), и недобросовестная конкуренция (ст. 14.33 КоАП РФ).

3. Исходя из содержания ч.2 ст. 28.3 и ст. 28.4 КоАП РФ, с требованием о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд вправе обратиться:
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.14, ч.ч.1 и 2 ст. 14.16, ст. ст. 14.18, 14.23, 14.37, ч.2 ст. 14.38, ст. 14.43 КоАП РФ (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации), ч.6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
2) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.1 КоАП РФ;
3) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.23 КоАП РФ;
4) должностные лица таможенных органов — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10, 14.50 КоАП РФ;
5) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.46, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
6) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43-14.46, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
7) должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43-14.46, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
8) должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43-14.46, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
9) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43, 14.44, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
10) должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
11) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений — административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.5, ч.ч.2, 3 и 4 ст. 14.1, 14.43, 14.44, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
12) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43 и 14.49 (в части объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии), ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
13) должностные лица органов, осуществляющих государственный федеральный пожарный надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44, 14.46, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
14) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43, 14.44, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
15) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43, 14.44, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
16) должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов, — административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.31.2 КоАП РФ;
17) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, ст. 14.43-14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
18) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1 и 2 ст. 14.16, ч.ч.1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.43-14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
19) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43-14.46, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
20) должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44, ч.6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
21) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов — административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ;
22) должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.27 КоАП РФ;
23) должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.5.1 КоАП РФ;
24) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа, — административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ;
25) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43, 14.44, 14.49, ч.15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;
26) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.47 и 14.48 КоАП РФ;
27) прокурор — административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24, ч.1 ст. 15.10 КоАП РФ.

4. Прокурор не составляет протокола об административном правонарушении. По общему правилу он возбуждает дело об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления. Данное решение принимается в случае обнаружения им (получения сообщения и т.п.) признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24 либо ч.1 ст. 15.10 КоАП РФ. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении. После возбуждения в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя дела об административном правонарушении (в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности.

5. Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу. При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч.6 ст. 205 и ч.2 ст. 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

________________
См.: О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 года N 10 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2004. N 8.

6. Учитывая особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, установленные главой 25 АПК РФ, в том числе сокращенные сроки их рассмотрения, предварительное судебное заседание по таким делам может не проводиться.

7. См. также содержание и комментарий ст. ст. 4, 11, 52, 203, 206 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 202 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 202 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к СТ 202 АПК РФ

Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

Комментарий к статье 202 АПК РФ:

1. В силу ч. 1 ст. 202 и ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его гл. 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.

Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения гл. 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Это касается наименования категорий дел (§ 1 и 2 гл. 25 АПК РФ), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК РФ), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. ст. 206 и 211 АПК РФ), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК РФ), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК РФ).

В то же время при определении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

См.: п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 10.11.2011 N 71), п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

В случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

См.: п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. от 10.11.2011 N 71).

При решении вопросов подведомственности и порядка рассмотрения дел, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях, судам следует различать две категории дел: дела об административных правонарушениях (гл. 22 — 29 Кодекса) и дела, возбуждаемые по жалобам лиц, привлеченных к административной ответственности, на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП).

Подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим ч. 3 ст. 23.1 Кодекса. В силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным указанными в ней статьями КоАП РФ, подведомственны арбитражным судам, если соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в том числе утратившими данный статус после совершения административного правонарушения.

При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст. 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование.

При определении подведомственности дел о привлечении к административной ответственности арбитражным судам следует учитывать, что положения абзаца третьего ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ применяются с учетом положений ч. ч. 1 и 2 указанной статьи.

Это означает, в частности, что рассмотрение дел о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за совершение правонарушений, которые предусмотрены статьями (частями статей), перечисленными одновременно в ч. 2 и абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, осуществляется административными органами, если они не передали такие дела на рассмотрение в арбитражный суд, или арбитражным судом, если ему соответствующие дела переданы административными органами.

См.: п. п. 8, 9 и 9.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 10.11.2011 N 71).

Дела, касающиеся привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за совершение правонарушений, не связанных с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, неподведомственны арбитражным судам, но, поскольку стороны не ссылались на неподведомственность дела и были согласны на рассмотрение дела арбитражным судом, Президиум ВАС РФ признал рассмотрение дела арбитражным судом правомерным в целях правовой определенности и в связи с тем, что стороны не ссылались на неподведомственность дела и были согласны на рассмотрение дела арбитражным судом.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 14.04.2009 N 13798/08.

2. При возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.

При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.

В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ.

При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК РФ.

См.: п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 10.11.2011 N 71).

Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 202 АПК РФ

1. В случаях, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ).

2. Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела: о нарушении порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24 КоАП РФ); о нарушении обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ч. ч. 2 и 3 ст. 9.4 КоАП РФ); о нарушении установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ); о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ (ст. 9.5.1 КоАП РФ); об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ); о незаконном использовании товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ); о незаконном получении кредита (ст. 14.11 КоАП РФ); о фиктивном или преднамеренном банкротстве (ст. 14.12 КоАП РФ); о неправомерных действиях при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ); о воспрепятствовании должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации (ст. 14.14 КоАП РФ); о розничной продаже этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, о поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) (ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ); о промышленном производстве этилового спирта в объемах, превышающих квоты, о закупке этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, о промышленном производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17 КоАП РФ); об использовании этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18 КоАП РФ); об осуществлении дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23 КоАП РФ); о нарушении законодательства о лотереях (ст. 14.27 КоАП РФ); о непредставлении или несвоевременном представлении документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 КоАП РФ); о нарушении требований к установке рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ); о нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП РФ); о недостоверном декларировании соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ); о нарушении порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ); о нарушении порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ); о нарушении правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 КоАП РФ); о представлении недостоверных результатов исследований (испытаний) (ст. 14.48 КоАП РФ); о нарушении обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49 КоАП РФ); о неисполнении обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок (ст. 14.50 КоАП РФ); о неисполнении банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат (ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ); о неисполнении банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника, о неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику (ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ); о невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о невыполнении изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации (ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5 КоАП РФ); о невыполнении требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (ст. 19.33 КоАП РФ), совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Исходя из содержания ч. 2 ст. 28.3 и ст. 28.4 КоАП РФ, с требованием о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд вправе обратиться:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, 14.18, ст. ст. 14.23, 14.37, 14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации), ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

2) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ;

3) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ, в случае если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.23 КоАП РФ;

4) должностные лица таможенных органов — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.10, 14.50 КоАП РФ;

5) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

6) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

7) должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

8) должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

9) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

10) должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

11) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1, ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

12) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 и 14.49 (в части объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

13) должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

14) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

15) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

16) должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.36 КоАП РФ;

17) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

18) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

19) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

20) должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44, ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

21) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ;

22) должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.27 КоАП РФ;

23) должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.5.1 КоАП РФ;

24) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ;

25) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.49, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

26) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.47 и 14.48 КоАП РФ;

27) прокурор — административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24, ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ.

4. Прокурор не составляет протокола об административном правонарушении. По общему правилу он возбуждает дело об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления. Данное решение принимается в случае обнаружения им (получения сообщения и т.п.) признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24 либо ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении. После возбуждения в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя дела об административном правонарушении (в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности.

5. Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу. При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

6. Учитывая особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, установленные главой 25 АПК РФ, в том числе сокращенные сроки их рассмотрения, предварительное судебное заседание по таким делам может не проводиться.

7. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 4, 52, 203, 206 АПК РФ.