Коап 213

Авиадебоширы не смогут приобретать пакетные туры

Госдума приняла в третьем чтении законопроект об ограничении продажи билетов авиадебоширам. Документ уже в Совфеде. «Вестник АТОР» разбирался, что изменится для пассажиров, туристов, турагентов и туроператоров.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ С НОВЫМ ЗАКОНОМ

Возможность ограничивать авиадебоширов в приобретении билетов обсуждается еще с 2012 года. За это время на бортах авиалайнеров стало запрещено распивать принесенные спиртные напитки, многие перевозчики вообще исключили алкоголь из меню бортового питания. Авиакомпании, однако, настойчиво требовали «черных списков».

После внесения изменений в Воздушный кодекс, российские авиакомпании смогут отказывать пассажирам из «черного списка» (авиадебоширам) в заключении договора перевозки. К авиадебоширам законодатель в данном случае относит лиц, нарушивших часть 6 статьи 11.17 КоАП (неподчинение командиру воздушного судна), а также положений статей КоАП, 213 (хулиганство) и 2671 (действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств).

Командир воздушного судна (ВС) должен проинформировать о признаках нарушения пассажиров этих статей руководителя авиакомпании, копию документа получает пассажир до того, как он покинет воздушное судно (если пассажир отказался брать документ, в нем делается соответствующая пометка).

Дебошир не сможет покупать билеты авиакомпании в течение года. При этом покупка будет невозможна не только непосредственно в авиакомпании, но и через посредников – онлайн- и офлайн-агентов

Тем не менее, факт вручения пассажиру письма командира еще не означает введение ограничений на продажу ему авиабилетов на рейсы этой авиакомпании. Решение об ограничении в перевозке дебошира может принять только руководитель перевозчика на основании признания судом нарушения им вышеуказанных статей КоАП или УК РФ. Перевозчик получает копию вступившего в силу постановления или приговора суда и в течение 30 дней может ввести временный запрет на продажу авиабилетов дебоширу. При этом решение авиакомпании может быть обжаловано пассажиром в судебном порядке.

Пассажир не сможет покупать билеты авиакомпании в течение года. При этом покупка будет невозможна не только непосредственно в авиакомпании, но и через посредников – онлайн- и офлайн-агентов.

Законопроект предусматривает ряд исключений. В частности, в покупке билетов нельзя отказать дебоширу, если он возвращается в Россию, и полет на рейсе этой авиакомпании – единственная возможность сделать это. Также не будут отказывать, пассажирам, следующим на лечение или сопровождающим инвалидов.

Сейчас документ находится на одобрении Совета Федерации, затем он будет передан на подпись президенту РФ. Поправки в Воздушный кодекс вступят в силу не раньше, чем через полгода.

ДЕБОШИРЫ НЕ СМОГУТ КУПИТЬ ТУРПАКЕТ

Стоит отметить, что в документе не делается разграничений на чартерные и регулярные рейсы. Как пояснили «Вестнику АТОР» участники туррынка, соответствующие ограничения могут вводиться и чартерными перевозчиками, что приведет к ограничениям в покупке определенными туристами – теми, чьи фамилии включены в черный список, – не только авиабилетов, но туристических пакетов.

Черные списки дебоширов, вводимые чартерными перевозчиками, приведут к ограничениям в покупке определенными туристами – теми, чьи фамилии включены в черный список, – не только авиабилетов, но туристических пакетов

«На чартерных рейсах всегда много пассажиров с детьми, поэтому в данном случае подобные ограничения также будут актуальны. Находясь в замкнутом пространстве, пассажиры не могут просто отойти от дебошира. Часто командиру приходится сажать воздушное судно для того, чтобы вывести пассажиров, демонстрирующих деструктивное поведение», — говорит гендиректор туроператора PEGAS Touristik Анна Подгорная. При этом она отмечает, что опыт работы компании показывает примерно равное количество пассажиров с деструктивным поведением на регулярных и чартерных рейсах.

Участники рынка считают, что наличие «черных списков» — превентивная мера. Это еще один сдерживающий фактор для пассажиров. Мнение собеседников «Вестника АТОР» относительно эффективности новой меры расходятся. Чаще всего пассажиры не планируют свое деструктивное поведение, а значит, вряд ли смогут его контролировать под угрозой дальнейшего запрета на продажу билетов. Так или иначе, считают эксперты, новое правило позволит избежать рецидивов.

КАК ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ В ТУРОТРАСЛИ

Туроператоры считают, что технически будет несложно реализовать ограничения на продажу билетов, как на чартерные, так и регулярные рейсы. Так, например, сейчас системы некоторых туроператоров не дают забронировать и оплатить путевку, если паспорт, данные о котором вносится, не соответствует требованиям страны по срокам действия. Аналогичный принцип работы будет применяться для авиадебоширов. Туроператоры будут вносить в систему данные о туристах, получив соответствующие запросы от авиакомпаний.

В онлайн тревел-агентствах пока не рассматривали возможности ограничивать продажу билетов конкретным лицам, но сообщают, что сделать это технически несложно. «В настоящий момент мы не получали разъяснений ни от авиакомпаний, ни от государственных отраслевых органов относительно данного закона. По факту получения разъяснений будет подготовлена соответствующая техническая база», — сообщил Александр Сизинцев, генеральный директор интернет-сервиса для путешественников Biletix.

Туроператоры говорят, что реализовать ограничения на продажу билетов, как на чартерные, так и регулярные рейсы будет несложно: надо будет просто внести в систему данные о туристах, получив соответствующие запросы от авиакомпаний

Стоит правда, отметить, что техника нередко выдает ошибки, и не исключены случаи, когда билеты не смогут купить, например, полные тезки дебоширов. Участники рынка напоминают о еще одном немаловажном моменте. Сейчас граждане России вправе получать сразу два загранпаспорта. При желании, пассажир, в отношении которого действуют ограничения, может попробовать купить желанный билет на другой паспорт.

НОВЫЕ ПРАВИЛА НЕ ЗАТРУДНЯТ РАБОТУ ТУРАГЕНТСТВ

Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры и турагенты считают, что нововведения в Воздушном кодексе не осложнят работу с туристами.

«Отказ со стороны авиакомпании в перевозке по данному основанию точно не вина турагентства. Единичные случаи отказов возможны, зато остальные пассажиры будут избавлены от риска лететь с такими соседями. Так что в целом закон поддерживаю», — говорит гендиректор «Ингостур Центр» Александр Казин.

Турагенты говорят, что крайне желательно, чтобы отказ по туристу приходил сразу – тур не подтверждался. Для этого необходимо делать именные брони на рейсы, считают эксперты

При этом желательно, чтобы отказ по туристу приходил сразу – тур не подтверждался. Для этого необходимо делать именные брони на рейсы, считают эксперты. «Аннуляции по таким бронированиям, если они все же состоялись, должны происходить без удержания фактически понесенных расходов», — отмечает Светлана Обоянская, руководитель «ОСА-тур».

Важно также технически предусмотреть возможность, чтобы при неподтверждении тура из-за попадания туриста в список дебоширов указывалась именно эта причина. Это позволит избежать вопросов со стороны туриста и ненужных проблем у турагента.

МАСШТАБ ЯВЛЕНИЯ В 2017 ГОДУ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВИАДЕБОШИРОВ

«Авиакомпания «Россия» констатирует, что инциденты, происходящие по вине деструктивного поведения пассажиров, все больше превращаются в острую проблему отечественной авиатранспортной отрасли. Со случаями деструктивного поведения пассажиров авиакомпания сталкивается ежедневно, все эти случаи приводят к задержкам рейсов. Всего с 01.01.2017 по 01.11.2017 на рейсах авиакомпании зафиксировано 236 случаев нарушений пассажирами правил поведения. В 128 случаях они привели к передаче деструктивных пассажиров в руки сотрудников правоохранительных органов», — рассказали «Вестнику АТОР» в пресс-службе авиакомпании «Россия».

Со случаями деструктивного поведения пассажиров авиакомпания сталкивается ежедневно, все они приводят к задержкам рейсов. Всего с 01.01.2017 по 01.11.2017 на рейсах авиакомпании зафиксировано 236 случаев нарушений пассажирами правил поведения

Напомним, что самое строгое наказание понес авиадебошир Сергей Кабалов. Он Сергей Кабалов устроил драку с бортпроводниками и пассажирами в начале января 2013 года на рейсе Москва – Хургада. В начале февраля 2014 года суд признал Кабалова виновным в попытке угона самолета и приговорил к трем с половиной годам тюрьмы. В апреле Верховный суд решил, что попытки угона самолета все-таки не было, и приговор был смягчен до года и восьми месяцев.

В дальнейшем подобные случаи, в ряде которых приходилось сажать воздушное судно и выводить из самолета пассажира, происходили многократно. Но чаще всего дебоширы несут только административное наказание. С нынешним законопроектом, говорят представители авиа- и туротрасли, количество случаев деструктивного поведения туристов и пассажиров в целом должно пойти на спад.

Внесены изменения в КоАП и отдельные законодательные акты

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 3 июля 2018 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации закрепляются полномочия прокурора, касающиеся обращения в суд с заявлением о недобровольной госпитализации граждан в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, и в медицинские противотуберкулёзные организации, а также касающиеся вступления в судебный процесс для дачи заключения по соответствующему административному делу.

Также вносятся корреспондирующие изменения в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и в Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

О результатах исполнения постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ

За первое полугодие 2015 года в структурных отделах судебных приставов УФССП России по Сахалинской области (далее — Управление) на исполнении находилось 656 исполнительных производств об исполнении постановлений о назначении административного наказания в виде обязательных работ, из них:

— 246 исполнительных производств возбуждены на основании протоколов, составленных должностными лицами УФССП России по Сахалинской области по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ;

— 213 исполнительных производств возбуждены на основании протоколов, составленных должностными лицами органов ГИБДД по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ;

— 163 исполнительных производства возбуждены на основании протоколов, составленных должностными лицами органов МВД по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ;

— 34 исполнительных производства возбуждены на основании протоколов, составленных должностными лицами иных органов.

За анализируемый период судебными приставами-исполнителями окончено и прекращено 241 исполнительное производство, из них: 235 исполнительных производств окончены фактическим исполнением; 6 исполнительных производств прекращены судом.

По состоянию на 30.06.2015 остаток неоконченных исполнительных производств составил 411 исполнительных производств об исполнении постановлений о назначении административного наказания в виде обязательных работ, из них: 315 исполнительных производств, в связи с отбыванием обязательных работ; 19 исполнительных производств, в связи с приостановлением исполнительного производства, предоставлением отсрочки и отложением судом; 1 исполнительное производство, в связи с направлением в порядке ч. 7 ст. 32.13 КоАП РФ ходатайства об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ; 76 исполнительных производств, в связи с отложением исполнительных действий судебным приставом-исполнителем, в отношении 23 лиц.

В структурных отделах судебных приставов Управления имеется практика назначения наказания в виде обязательных работ по протоколам, составленным должностными лицами УФССП России по Сахалинской области по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и административного ареста по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ. Например, в отделе судебных приставов по Ногликскому району в отношении Блажко И.В. 20.12.2014 возбуждено исполнительное производство об исполнении постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ на 20 часов. В связи с неисполнением должником данного административного наказания, судебным приставом-исполнителем составлен протокол по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого судом принято решение от 29.06.2015 о назначении наказания в виде административного ареста сроком на 1 сутки.

Всего за отчетный период уклонялось от отбывания наказания 4 правонарушителя. В результате разыскных мероприятий установлено местонахождение 4 лиц.

Всего за отчетный период составлено 6 протоколов по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении 4 лиц.

Ежегодно Управлением с органами местного самоуправления согласовываются списки организаций, в которых лица, привлеченные к административной ответственности, будут отбывать наказания в виде обязательных работ. В настоящее время указанный список насчитывает более 200 организаций и более 400 рабочих мест.

В основном обязательные работы отбываются правонарушителями в образовательных учреждениях, а также на предприятиях ЖКХ.

Кроме того, Управление в адрес администрации г. Южно-Сахалинска направило письмо о рассмотрении вопроса в части, касающейся расширения списка организаций, в которых лица (должники) будут отбывать наказание в виде обязательных работ в 2015 году, а также о включении в указанный список Управление. В связи с чем, уже в августе 2015 года должники приступят к отбыванию обязательных работ в Управлении.

Дополнительно сообщаем, что в Управлении факты замены вида работ либо замены организации, в которую должник направляется для отбывания наказания, уменьшения срока отбывания наказания отсутствуют. Однако, практика прекращения судами исполнительных производств указанной категории, в части освобождения правонарушителей от отбывания обязательных работ, имеется.

Так, в отделе судебных приставов по Ногликскому району поступил исполнительный документ о назначении административного наказания в виде обязательных работ Козловой Е.П. от 27.02.2015 № 5-101/2015 в пользу УМВД России по Сахалинской области. В ходе исполнительных действий судебным приставом-исполнителем установлено, что Козлова Е.П. является инвалидом II группы, неработающей. В связи с чем, направлено заявление о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения. На основании ходатайства Козловой Е.П. судом принято решение о прекращении исполнения исполнительного документа.

Действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей в порядке подчиненности, в суды по данной категории исполнительных документов не обжаловались, акты прокурорского реагирования не вносились.

Отдел организации исполнительного производства

Время создания/изменения документа: 21 сентября 2015 13:43 / 21 сентября 2015 13:49

Федеральный закон от 23.06.2016 № 213-ФЗ «Изменения в КоАП в части совершенствования административной ответственности за нарушение таможенного законодательства»

Принят
Государственной Думой
10 июня 2016 года

Одобрен
Советом Федерации
15 июня 2016 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2004, N 34, ст. 3533; 2007, N 26, ст. 3089; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7641; 2015, N 7, ст. 1023) следующие изменения:

1) абзац первый части 2 статьи 16.2 изложить в следующей редакции:

«2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -«;

2) абзац второй части 2 статьи 16.6 изложить в следующей редакции:

«влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.»;

3) абзац второй статьи 16.8 изложить в следующей редакции:

«влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.»;

4) абзац второй статьи 16.11 изложить в следующей редакции:

«влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.».

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Генеральная прокуратура Российской Федерации требует рассматривать надзор за исполнением работодателями трудового законодательства, выполнением ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры, активнее использовать свои полномочия для защиты прав граждан в сфере охраны труда(1).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 5.27.1, которая 1 января 2015 г. вступила в силу(2). Статья предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В нее включены следующие составы административных проступков:

нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением отдельных деликтов, предусмотренных чч. 2—4 ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1);

нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2);

допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей с нарушением правил охраны труда (ч. 3);

необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 4);

повторное совершение аналогичного административного проступка лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за нарушение требований охраны труда (ч. 5).

Непосредственным объектом всех правонарушений, перечисленных в ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере охраны труда. Легальное толкование понятия «охрана труда» дано в ч. 1 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): система сохранения

жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Требования охраны труда согласно ст. 211 ТК РФ могут содержаться не только в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, но и в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Однако федеральный законодатель установил административную ответственность только за нарушение требований охраны труда, установленных федеральным законодательством.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Раскрывая объективную сторону данного правонарушения, следует обратить внимание на то, что норма права, изложенная в ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является бланкетной. Отсылочный характер нормы предполагает использование законодательства, устанавливающего государственные нормативные требования охраны труда лишь на федеральном уровне. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса)(1).

Кроме того, нужно знать, что ч. 1 конкурирует с чч. 2—4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, имеющими статус специальных норм права. Законодатель в качестве квалифицирующих признаков чч. 2—4 назвал отдельные нарушения требований охраны труда, о которых речь пойдет дальше.

К числу наказуемых по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует отнести ряд деяний, связанных с невыполнением работодателем обязанностей, перечисленных в ст. 212 ТК РФ. Это:

необеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. К нарушениям этой группы относится также необеспечение безопасности работников при складировании, хранении материалов и оборудования(2).

Как предусмотрено ст. 215 ТК РФ, проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии или сертификат соответствия. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов строительства и реконструкции этих объектов требованиям охраны труда. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

невыполнение требования о создании и функционировании системы управления охраной труда. В соответствии со ст. 217 ТК РФ работодатель должен создать службу охраны труда, если численность работников превышает 50 человек, либо ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют

работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Кроме того, руководитель организации обязан создать кабинет охраны труда (при численности 100 и более работников) и уголок охраны труда (при численности менее 100 работников и в структурных подразделениях организации) в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний(1);

нарушение требований о санитарно-бытовом обслуживание и медицинском обеспечении работников в соответствии с требованиями охраны труда. Оказание первой и неотложной медицинской помощи согласно ст. 5 Конвенции Международной организации труда «О службах гигиены труда» входит в обязанности работодателя. Для этого им создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (ст. 223 ТК РФ), контроль за которыми может быть возложен на службу охраны труда. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации;

невыполнение требования об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в нарушение Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Прокурорские работники должны обращать внимание на соблюдение работодателем иных требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда, перечисленные ст. 212 ТК РФ, так как их нарушение влечет наказание по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).Объективную сторону правонарушения составляют два вида деяния:

непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах;

нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» упраздняется процедура аттестации рабочих мест по условиям труда и вводится процедура специальной оценки условий труда. Под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов для работников на рабочих местах. Законодатель устанавливает классификацию условий труда, которая делит условия труда по степени вредности и опасности на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Следует иметь в виду, что норма ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, является смежной с нормой ст. 14.54 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», которая вступила в силу также 1 января 2015 г.

Эти два состава правонарушения различаются по объекту и субъекту. Если непосредственным объектом правонарушения, квалифицируемого по ст. 5.27.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны труда, то квалифицируемого по ст. 14.54 КоАП РФ

— общественные отношения, связанные со специальной оценкой условий труда. Субъектом проступка, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является работодатель, а предусмотренного ст. 14.54 КоАП РФ — организация, допущенная к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также должностное лицо этой организации.

Непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах. Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, имеющей право проведения специальной оценки условий труда, не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных законом;

предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах. Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».

К нарушениям правил проведения специальной оценки условий труда, влекущим ответственность работодателей, следует отнести:

совершение каких-либо преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

невыполнение обязанности ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

невыполнение обязанности давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей с нарушением правил охраны труда (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). В объективную сторону деяния входят следующие нарушения правил допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей:

без прохождения в установленном порядке обучения;

без проверки знаний требований охраны труда;

без обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;

без обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Первой разновидностью правонаруше-ния является допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда, — в нарушение ч. 2 ст. 212 ТК РФ. Согласно ч. 1 ст. 225 ТК РФвсе работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного

травматизма и профессиональных заболеваний, обязателен для исполнения работо-дателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями — физическими лицами, а также работни-ками, заключившими трудовой договор с работодателем(1) .

Вторым видом нарушения является допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда. Проверка знаний требований охраны труда включает в себя проверку не только теоретических знаний требований охраны труда, но и практических навыков безопасной работы работников как рабочих профессий, которую проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда, так и руководителей и специалистов организаций(2).

К третьей группе наказуемых деяний относится допущение к работе лиц без обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Медицинские осмотры работников подразделяются на две группы:

1) медицинские осмотры, проводимые с целью определения пригодности работников для выполнения работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таким осмотрам подлежат работники:

а) занятые на работах, связанных с движением транспорта (ч. 1 ст. 213 и ч. 2 ст. 328 ТК РФ);

б) не достигшие возраста восемнадцати лет (ч. 1 ст. 266 ТК РФ);

в) занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах) (ч. 1 ст. 213 ТК РФ);

2) медицинские осмотры, проводимые с целью охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения (предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний). В соответствии с ч. 2 ст. 213 ТК РФ прохождение медицинских осмотров данной группы обязательно для работников:

а) организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;

б) водопроводных сооружений;

в) лечебно-профилактических и детских учреждений;

г) иных организаций(3).

Категории работ, при выполнении которых работники проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, урегулированы множеством нормативных актов(4). При этом для каждого вида и группы осмотров законодатель устанавливает особые правила их прохождения работниками.

Еще одним видом нарушений, квалифицируемых по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является допущение к работе лиц без обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные

медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Например, работники, занятые на подземных работах, обязаны проходить медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (ст. 330.3 ТК РФ). В транспортных организациях в силу требований ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательны предрейсовые проверки состояния здоровья водителей (на предмет выявления заболеваний или состояний, создающих препятствия для безопасного управления транспортом).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, обязаны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).

Трудовой кодекс запрещает принимать на работу лиц, имеющих медицинские противопоказания. Так, в п. 48 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, перечислены виды медицинских противопоказаний, при наличии которых запрещается принимать на работу с вредными и (или) опасными условиями труда(1).

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Согласно ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену(2). Кроме этого, он обязан выдавать смывающие и (или) обезвреживающие средства(3).

Субъектами ответственности ст. 5.27.1 КоАП РФ могут быть должностные лица организаций, в том числе государственных; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране труда может быть эффективным лишь при хорошем знании законодательства и практики его применения.

В соответствии с п. 5, п. 7 Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2015 года № 289 (далее — Правила), Администрация муниципального образования «Город Архангельск» сообщает о возникновении основания для исключения из реестра лицензий Архангельской области сведений о многоквартирном доме № 213 по пр. Ломоносова в г. Архангельске.

Деятельность по управлению указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Мир» (далее — общество) на основании лицензии от 24 апреля 2015 года № 029 000094, выданной государственной жилищной инспекцией Архангельской области.

Общество не выполнило в установленный срок (до 28 июля 2017 года) законное предписание государственной жилищной инспекции Архангельской области от 25 июня 2017 года № А-09/02-12/818, а именно: устранение нарушений в содержании дома № 213 по пр. Ломоносова.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 24 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Соломбальского судебного района г. Архангельска о назначении административного наказания от 09 октября 2017 года № 5-880/2017 юридическое лицо ООО «УК «Мир» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ (неисполнение законного предписания). Обществу назначено административное наказание в виде штрафа. Указанное постановление вступило в законную силу 08 ноября 2017 года.

Общество повторно было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа за неисполнение законного предписания государственной жилищной инспекции Архангельской области 13 сентября 2017 года № А-09/02-12/818-н, а именно: устранение нарушений в содержании дома № 213 по пр. Ломоносова . Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Соломбальского судебного района г. Архангельска от 24 октября 2017 года № 5-948/2017 о назначении административного наказания в виде штрафа вступило в законную силу 11 ноября 2017 года.

Необходимо отметить, что согласно ст. 198 ЖК РФ в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом.

В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Административные штрафы за нарушения требований охраны труда

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

дополнительным соглашением к указанному договору;

приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

картами аттестации рабочего места по условиям труда;

списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии