Каско на арендованную машину

Можно ли в договоре аренды автомобиля между ООО и физическим лицом указать, что ремонт и оплату КАСКО и ОСАГО осуществляет арендатор?

Читаем Гражданский кодекс:

Цитата: Статья 637. Страхование транспортного средства

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

Цитата: Статья 646. Обязанность арендатора по оплате расходов на содержание транспортного средства

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Договором аренды можно предусмотреть оплату страхования, как обязательного, так и добровольного, за счет арендатора. Это не противоречит ГК РФ.

Теперь по ремонту. Опять же читаем ГК РФ:

Цитата: Статья 616. Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества

1. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.
Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:
произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
2. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

По умолчанию текущий ремонт осуществляет арендатор, а капитальный арендодатель, но договором можно предусмотреть любой вариант.

Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь, спрашивайте. Удачного дня и успешной работы!

Оформление КАСКО на арендованный авто

Смелое утверждение, жаль противоречит законодательству.

аренда с экипажем или без?
Если с экипажем, то по ст.636, 639 и 640 ГК РФ страховку сложно переложить на арендатора.

Если без экипажа, то в силу ответственности арендатора за сохранность полученного имущества и имущественный вред третьим лицам (ст.648 ГК РФ), страхование в силу ст. 646 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, является расходом арендатора.

в чем именно противоречит?

На самом деле у нас УСН (6%) Мы не можем зачесть расходы для уменьшения прибыли, но расходы есть. К примеру, этот автомобиль на котором арендодатель работает в организации.

Я оплачиваю за ФЛ подоходный налог с суммы арендной платы и возмещения? Какими документами я подтверждаю возмещение оплаты КАСКО ФЛ? Договором аренды в котором указано, что эта обязанность возложена на ЮЛ?

маркД
На самом деле у нас УСН (6%) Мы не можем зачесть расходы для уменьшения прибыли, но расходы есть. К примеру, этот автомобиль на котором арендодатель работает в организации.

Я оплачиваю за ФЛ подоходный налог с суммы арендной платы и возмещения? Какими документами я подтверждаю возмещение оплаты КАСКО ФЛ? Договором аренды в котором указано, что эта обязанность возложена на ЮЛ?

Вы придумали кривую схему, создали под нее договорную базу и сами не исполняете договорную базу. Зачем — чтоб жизнь малиной не казалась?

По факту у Вас (арендатора) не исполнение договорных обязательств. Значит нужно менять договорную базу или заключать доп.соглашения.
Полиса КАСКО и ОСАГО не Ваши. К Вам отношения не имеют. Кто там вписан как страхователь? На кого выписана квитанция?
Компенсировать расходы возможно если они понесены в Ваших интересах третьим лицо, а в данном случае полис страхования оформлен на собственника (Страхователем по полюсу является арендодатель), а не на арендатора.
Измените договор аренды в части обязательств по страхованию и выдайте из «черной » кассы деньги и успокойтесь на год.

во-первых, мы еще вообще ничего не делали и я узнаю заранее.

Страховой полис будет выписан на арендодателя(собственника) он же и является сотрудником арендатора. Тут как раз все в порядке. ВСе люди , которые работаю в организации в том числе и Учредитель и директор будут занесены в страховой полис. В страховом полисе не будет вписано ни одного человека, который бы не работал у арендатора.

Можно было бы сделать проще, чтобы ЮЛ оплатило КАСКО по договору, но тогда в случае ДТП ты должен иметь при себе доверенность, договор аренды, путевой лист и возможно еще . что придумает страховая компания и мы не хотим , чтобы в случает ДТП возникли непредвиденные проблемы со страховой только потому, что КАСКО оплатило Юр.лицо.

Мы и так все расходы оплачиваем из «черной» кассы потому, что постоянно вот такие заморочки . Уплачивая огромный налог с оборота, я думаю, было бы правильно и реальные расходы списывать с РС даже если они не уменьшают НОбазу. Но зато мы не несем дополнительные расходы.

Это главное что не в порядке.
Полис нужно было выписывать на контору.

Вы в случае ДТП будете прикидываться, что автомобиль не сдан в аренды. Круто.
То есть Вы делаете все, чтобы если серьезное ДТП, чтоб «попал» собственник.
Молодца, что сказать.

В любом случае водитель должен иметь при себе достоверность, путевой лист и желательно копию договора аренды, чтоб при проверках на дорогах, водитель мог бы показать документы, как на машину, так и на груз.

а подоходный налог с суммы полиса?

Да заморочки Вы сами себе создаете.

Как правильно:
В договоре прописывает, что страхование за счет арендатора. Полис выписываете от лица конторы, можно оплатить по безналу.
В случае ДТП по вине арендатора, ответственность на арендатора.
В случае ДТП с повреждением арендуемого ТС, контора выплачивает собственнику возмещение ущерба (не облагается) и отсуживает потом с виновного.

А скажите, когда анкету заполняли на страхование, то наверно не отметили пункт «автомобиль сдается в аренду»?

Каршеринг: кто заплатит за ущерб в случае ДТП с арендованным авто?

Каршеринг, вид аренды автомобиля у специализированных компаний или частных лиц, в нашей стране медленно, но верно набирает популярность. При этом получая автомобиль в прокат водители редко задумываются о последствиях возможного ДТП.

По закону вред, причиненный в дорожной аварии, должен возмещать ее виновник, для этих целей в нашей стране существует система обязательного автострахования. Но ведь практически не бывает дорожно-транспортных происшествий, когда повреждена лишь машина пострадавшего.

Транспортное средство виновника нередко получает еще более существенные повреждения, чем автомобиль пострадавшего. Так кто же будет возмещать ущерб арендодателю и пострадавшим в дорожной аварии гражданам, если речь про каршеринг?

Обязательное автострахование

Любой автомобиль на территории России должен быть застрахован в рамках системы ОСАГО . Поэтому у автовладельца-арендодателя всегда должна иметься такая страховка. Теоретически арендодатель может пренебречь своей обязанностью по страхованию транспортного средства, ведь и в случае остановки машины инспектором ГИБДД, и в случае ДТП вся ответственность ложится на арендатора.

При заключении договора каршеринга нужно непременно проверить, имеется ли полис ОСАГО на арендуемое транспортное средство.

Кроме того, в случае с арендодателями-частниками стоит убедиться, что страховка оформлена на условии «без ограничения по водителям». В случае, когда транспорт принадлежит юридическому лицу, договор обязательного автострахования всегда оформляется с неограниченным списком водителей.

Полис может быть оформлен одним из двух способов: на бумажном носителе или в виде электронного документа. В первом случае полис непременно должен находиться при водителе в момент использования автомобиля, во втором случае теоретически достаточно знать серию и номер страхового полиса, так как этой информации должно быть достаточно для проверки при остановке машины дорожной полицией.

Однако на практике не все сотрудники ГИБДД знают, что обязаны проверять наличие страховки по серии и номеру полиса. Поэтому даже электронную версию полиса стоит распечатать и возить с собой.

Проверить нужно и срок действия автогражданки.

Сотрудники компаний-арендодателей в теории могут забыть о своевременном продлении обязательной автостраховки, что в случае дорожной аварии по вине их клиента приведет к плачевным последствиям. Бремя возмещения ущерба пострадавшим целиком ляжет на водителя.

Дополнение к ОСАГО

Многие автовладельцы, особенно в крупных городах с обилием дорогих иномарок на дорогах, оформляют в дополнение к автогражданке полисы ДСАГО. Максимальный лимит выплаты по полису ОСАГО за вред имуществу составляет четыреста тысяч рублей на каждое поврежденное авто, лимит выплаты за вред жизни или здоровью людей – полмиллиона рублей.

Покупка полиса ДСАГО расширяет лимиты ответственности до пределов, которые автовладелец находит разумными.

Каршеринговые компании редко предоставляют клиентам подобную услугу, так как полисы ДСАГО на арендные транспортные средства, как правило, продаются по очень непривлекательной цене, что делает использование этого вида страхования при каршеринге нецелесообразным.

Но если арендодатель все же предоставляет такую услугу, то это будет дополнительным плюсом при выборе между двумя каршеринговыми компаниями с одинаковыми тарифами.

Калькулятор КАСКО – выгодные тарифы на Ваш автомобиль

Быстрый выбор авто

Добровольное автострахование

Все крупные каршеринговые компании предоставляют клиентам возможность за дополнительную плату воспользоваться услугой «КАСКО ». Стоимость включения в пакет услуг добровольной автостраховки, как правило, составляет 1-2 рубля в минуту. С полисом КАСКО даже при ДТП по вине водителя-арендатора за восстановление арендованного транспорта платит страховая компания.

Но есть в случае с добровольной автостраховкой и подводные камни. Во-первых, нужно поинтересоваться, не включена ли в полис франшиза. При ее наличии часть ущерба придется оплатить водителю. Во-вторых, нужно убедиться, что минимально допустимые возраст и стаж по полису КАСКО соответствуют параметрам водителя.

Некоторые арендодатели существенно ограничивают максимальную сумму выплаты по полису КАСКО.

Например, одна из московских каршеринговых компаний допускает возмещение по полису КАСКО при аварии по вине своего клиента в пределах пятнадцати тысяч рублей. Сумма смехотворная, особенно для столицы.

Зачастую включение опции «КАСКО» является обязательным условием аренды транспортного средства водителями, которые обращаются в компанию впервые или не имеют солидного стажа вождения. Оформление добровольной автостраховки с ограниченной суммой выплаты в такой ситуации – просто формальность, не обеспечивающая реальной защиты финансовых интересов арендатора автомобиля.

Тарификация при подключении опции «КАСКО» зависит от времени аренды автомобиля. Грубо говоря, добровольное автострахование просто делает аренду транспортного средства дороже.

Что еще нужно знать про КАСКО при каршеринге?

До момента получения автомобиля и оформления сопутствующих бумаг водителю-арендатору стоит поинтересоваться, в какой именно страховой компании оформлен договор, на каких условиях он заключен. Например, в полисе добровольного автострахования может быть условие про обязательное ночное хранение автомобиля в гараже или на охраняемой стоянке.

При возможности желательно хотя бы бегло изучить правила КАСКО той компании, где застрахована арендованная машина.

Отдельно нужно уточнить, какой порядок действий при наступлении страхового события. В частности, в какой срок необходимо уведомить о происшествии автостраховщика, каким именно способом это можно сделать: при звонке на «горячую линию», телеграммой или письменным заявлением в офисе компании.

Кроме того, стоит узнать, включен ли в страховую защиту бесплатный выезд аварийного комиссара на место дорожной аварии или другого происшествия. Эта услуга существенно сэкономит время при наступлении страхового события.

Как взять автомобиль в аренду?

Чрезвычайно нужной и даже необходимой услугой для многих граждан и организаций нашей страны является предоставление машины напрокат. Ситуаций, когда крайне необходимо использовать автотранспорт, великое множество. При этом ваше личное транспортное средство может находиться в ремонте либо в собственности его вообще не имеется.

Случаи, для которых нужен автомобиль, могут быть самыми различными. Возможно, потребуются частые поездки или будет нужна помощь родственникам и друзьям. У юридического лица может появиться необходимость организовать деловые встречи и частые поездки сотрудников. Автомобиль также может потребоваться для работы в такси.

По договору аренды машина передается гражданину или организации во временное пользование. Человек или фирма, которые могут стать арендаторами, должны помнить о некоторых важных особенностях такого договора. Одним из самых важных является условие об обслуживании арендуемого объекта.

Стороны при заключении договоренности четко разграничивают, кто именно отвечает за страхование ответственности, проведение капитального и текущего ремонта. При этом компания-арендодатель стремится к тому, чтобы за все отвечал водитель –гражданин или юридическое лицо.

В связи с этим возникает закономерный вопрос о том, как получить автомобиль в аренду с наиболее выгодными для себя условиями и на что обратить внимание, чтобы не быть обманутым.

В первую очередь, для этого необходимо знать алгоритм заключения договора и получения автомобиля в пользование.

Необходимые документы для аренды автомобиля

Алгоритм действий по заключению договора аренды в целом весьма прост.

  • Нужно выбрать компанию-арендодателя и машину, которая будет арендоваться.
  • Собрать необходимый пакет документов.
  • Записаться и прийти в назначенный день для осмотра машины и заключения договора.

Итак, с первым и третьим пунктом вроде все предельно понятно. Но вот какой пакет документов необходимо подготовить?

У гражданина все сравнительно просто:

  • Действующее водительское удостоверение. Сдавать машину можно только лицу, которое имеет право вождения ТС, иначе он на ней не сможет даже уехать.
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Он нужен для заключения договора. И нужно помнить, что если потенциальный арендатор не является гражданином России, ему может быть отказано в аренде.

Для организации-арендодателя схема будет сложнее. Ею предоставляется следующий пакет:

  • Заверенные копии учредительных документов. В том числе Устав и решение о назначении руководящего органа.
  • Доверенность на лицо, которое будет заключать договор от своего имени.
  • Копия паспорта этого лица.
  • Водительское удостоверение лица, которое будет допущено к управлению арендуемым автомобилем.
  • В некоторых случаях копия и его паспорта тоже.

Чтобы узнать больше о практике аренды автомобилей, рекомендуется посмотреть небольшое видео:

Страховка арендованного автомобиля

Каким образом производится страховка автомобиля, передаваемого в прокат? Всем известно, что на территории России лицо, которое управляет машиной, должно оформить обязательную страховку – полис ОСАГО. В случае аварии по своей вине водитель не будет отвечать своими деньгами. Ущерб невиновному в ДТП лицу будет возмещаться страховой компанией.

Особенно актуально страхование при получении машины в аренду. Ведь в данном случае на водителе — двойная ответственность. Он отвечает за чужой автомобиль перед третьими лицами за ущерб при ДТП.

В данном случае действует единое правило – страховка арендуемой машины также производится по ОСАГО. По умолчанию, — ее стоимость уже заложена в арендную плату.

Существуют и иные варианты страхования ответственности. Например, ответственность за арендуемый автомобиль можно застраховать по КАСКО. Это дает возможность водителю освободиться от ответственности перед арендодателем в случае совершения ДТП даже по своей вине. Ущерб также будет возмещен страховщиком.

Еще есть такой вид страхования, как франшиза. Это что-то вроде ограниченного КАСКО. При наличии вины арендатора он отвечает за ущерб перед арендодателем в пределах определенной суммы, а страховщик отвечает в пределах своей. В чем преимущество такой страховки? Она обойдется гораздо дешевле классического КАСКО.

Поломка арендованного автомобиля

Следующий вопрос заключается в том, где проходит граница ответственности сторон за организацию ремонта. Арендодатель обязан предоставлять в пользование технически исправный объект. Но даже в этом случае арендатор все равно полностью не застрахован от поломки машины. Ведь эти автомобили постоянно находятся в режиме постоянной эксплуатации.

Что же делать, если арендованная машина сломалась и стоит ли самому проводить ее ремонт? В большинстве случаев делать что-либо самостоятельно категорически не рекомендуется. Арендодатель полностью отвечает за исправность машины, за исключением случаев, когда в ее поломке прямо виноват арендатор.

При поломке нужно как можно быстрее сообщить об этом представителю арендодателя. Поломку должны оперативно устранить или при невозможности провести быстрый ремонт – предоставить для аренды автомобиль на замену. Это обязательная услуга, которую должен бесплатно предоставить арендодатель, так как формально неисправность машины – его вина.

Ни в коем случае не надо предпринимать попыток самому что-то исправить или организовать ремонт. Эти денежные затраты будет практически невозможно вернуть. Кроме того, вмешательство в техническое устройство автомобиля, не согласованное сторонами, может повлечь очень неприятные санкции в соответствии с условиями договора.

Рассмотрим различные варианты ответственности водителя и его права при возможной аварии или ДТП. Они могут сильно различаться в зависимости от условий разграничения ответственности по договору.

  • Арендатор попал в аварию по своей вине. Это значит, что в соответствии с условиями ОСАГО нанесенный второму участнику ДТП ущерб покрывается страховщиком. А вот в отношении имущества арендодателя ситуация может быть разная. Смотря, что прописано в договоре. Ущерб компенсируется арендатором полностью либо частично.
  • Арендатор попал в аварию не по своей вине. В этом случае 100 % отвечает виновник происшествия по своей страховке. Арендодатель, который является собственником, впоследствии сам будет заниматься процедурой возмещения.
  • Арендатор попал в аварию из-за неисправности автомобиля. В данном случае ответственность будет целиком на арендодателе. Главное в данном случае – все правильно зафиксировать, вызвав сотрудников ДПС и проведя независимую экспертизу.

Во всех случаях необходимо при первой же возможности уведомить арендодателя о случившемся происшествии. Важно внимательно изучать договор перед подписанием. Им может быть предусмотрена обязанность предоставить в случае аварии автомобиль для замены, а может и отсутствовать.

Специальные акции на аренду автомобиля

Для того, чтобы привлечь как можно большее количество клиентов, арендодатели каждый год предлагают новые акции и специальные предложения при заключении договора аренды именно с ними. Обычно они очень удачно подбирают бонусы, которые будут хотеться многими потенциальными арендаторами.

Можно условно разбить виды таких бонусов на группы.

  • Скидки. Обычно в преддверии больших праздников или в честь дня рождения компании уменьшаются цены на аренду в среднем на 15–25 %. Это весьма выгодно, поэтому за такими мероприятиями лучше всего внимательно следить.
  • Бесплатное обслуживание. Обычно это специальное предложение заключается в безвозмездной доставке арендуемого автомобиля силами арендодателя, а также его возврат. Очень полезная услуга для тех, кто ценит свое время.
  • Особые условия. Это такие условия в договоре, благодаря которым арендатор получает различные выгоды. Например, уменьшается или вовсе отменяется обязательный залог. Также в некоторых организациях существует возможность бесплатного оформления КАСКО.

Специальные акции очень часто распространяются только на определенные модели автомобилей. Обычно на те, которые не пользуются большим спросом у арендаторов.

Франшиза при аренде автомобиля

Решив за рубежом взять машину на прокат, автолюбитель обязательно столкнется с ситуацией, когда ему предложат приобрести расширенную страховку. И порой туристы из России принимают предложение ее покупки как мошенничество со стороны арендодателей. Но на самом деле франшиза является дополнительным условием договора проката транспорта. И она выгодна для водителей, так как является для них дополнительным средством защиты.

Непонимание автомобилистами выгоды дополнительного страхования связано с тем, что в России такие услуги еще не получили широкого распространения. Зато за рубежом ими пользуются активно. И особенно часто условия по покупке франшизы ставят компании, предоставляющие в аренду транспорт. Они освобождают себя и водителя, который пользуется их услугами, от необходимости оплачивать ремонт транспорта из своего кармана. Конечно, не все компании требуют обязательного включения расширенной страховки в договор. Но в этом случае все риски, связанные с получением ТС повреждений, автомобилист берет на себя. Если он попадет в аварию, ему придется покрывать расходы на ремонт транспорта за свой счет, и он должен будет в этом случае потратить значительные суммы денег.

Франшиза при аренде автомобиля — что это такое

Что собой представляет расширенное страхование транспортных средств, сдающихся в прокат? Это оплата страховщику некоторой суммы денег, которая будет потрачена на ремонт авто, если оно получит повреждения. При этом франшиза необязательно должна покрывать полную сумму ремонта. Если стоимость ремонта машины составляет 1000 евро, а страховка оформлена на 500 евро, то остальную сумму должна будет внести компания-страховщик. При этом водителю не придется ей ничего возмещать.

Если у водителя куплена франшиза, то его ответственность за ДТП будет минимальной. Правда, законом европейских стран утверждены некоторые ограничения. Никто не будет покрывать расходы, связанные с повреждением авто, если водитель попал в аварию в пьяном виде, не прилагал необходимых усилий по сохранению транспорта (не ставил его на официальные стоянки, не закрывал двери на замки).

Оформить франшизу можно сразу при бронировании транспортного средства. Это можно сделать на сайте компании по прокату машин. На нем будут указаны условия ее покупки, а также ее стоимость. Автомобилист сам решит, нужна ли ему дополнительная защита, стоит ли ему тратить на нее свои деньги. Если он не хочет рисковать, ему стоит купить не обычную, а полную страховку.

Нулевая франшиза при аренде автомобиля

Представители прокатных компаний Европы предоставляют возможность автомобилисту приобрести нулевую франшизу. Ее преимущество в том, что она покроет все расходы клиента в случае возникновения дорожных происшествий. И именно ее предпочитают предлагать своим арендаторам организации по прокату машин. Они могут включать ее в стоимость тарифа аренды, предлагать отдельно. Часто организации проводят акции, во время которых они предоставляют потребителям своих услуг такую страховку по сниженной цене.

Стоимость нулевой франшизы в разных странах различается. При этом в среднем ее цена составляет до 20 евро в день. И за эти деньги она покроет весь ущерб от ДТП независимо от его размера.

Перед тем, как приобрести расширенный полис, стоит изучить условия его покупки не только у организации по прокату ТС, но и у страховых компаний. Сравнив условия его продажи у разных организаций, можно подобрать наиболее выгодное предложение. Ведь не только фирмы по аренде транспорта проводят акции для клиентов, но и страховщики тоже. А, значит, стоит постараться найти наиболее выгодное предложение по покупке расширенного автомобильного полиса, чтобы не переплачивать за него.

Возврат франшизы при аренде автомобиля

Если страховой случай не наступил, если сумма расходов на ремонт транспорта, поврежденного в аварии, меньше, чем цена франшизы, можно попытаться вернуть деньги полностью или частично.

  • обратиться в организацию, с которой был заключен договор;
  • сбор документов, которые нужны для возвращения денежных средств;
  • предоставление пакета документации представителям службы проката;
  • получение денежных средств.

Чтобы знать, можно ли вернуть залог, которым является расширенная страховка, нужно, чтобы компания предоставляла такие услуги. И надо еще до подписания с ней контракта выяснить, возвращает ли она затраченные на приобретение полиса деньги, на каких условиях, в какие сроки. Это позволит автомобилисту избежать нанесения ему финансового ущерба. И он, если его не устроят требования у одного арендодателя, сможет поискать другую организацию, у которой условия сотрудничества с автомобилистами более лояльные.

Никто не застрахован от неприятностей на дорогах. Поэтому, беря транспорт в аренду, стоит обезопасить себя от необходимости нести лишние затраты. И обязательно надо приобретать расширенный полис, находясь за рубежом, где турист из другой страны особенно уязвим.

Каско на арендованную машину

Ситуация.
Работник сдает в аренду своему работодателю авто в аренду без экипажа. Ездить фактически естественно будет сам работник. До сдачи в ареду авто ответственность работника уже застрахована по ОСАГО.

Прочитал ст. 1, ч . 1 и 2 ст. 4 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Я правильно понимаю, что в описанной ситуации арендатор-юрик также должен застраховать свою ответственность?
То есть фактчиески будет одновременно два полиса ОСАГО на одно авто?

И скажем если вред третьим лицам причен авто во время выполнения водителем-арендодателем службеного задания на нем, от отвечат юрик.
Соответственно юрик должен выдать полис водителю

А если в нерабочее время, то отвечает физик-арендодатель?

«После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его» (Рамси Болтон)

«Когда ваш рубль будет стоить 66 долларов, тогда вы получите право иметь другую точку зрения» (с)

Статья 646. Обязанность арендатора по оплате расходов на содержание транспортного средства
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Как выгоднее оформить использование личного автомобиля сотрудника

Не все организации имеют в собственности транспортные средства. Кому-то не хватает средств на их приобретение, кто-то считает их покупку в данный момент нецелесообразной. В этой ситуации нередко используют личные автомобили сотрудников, но оформить такие отношения можно по-разному.

Использование личного автомобиля работника для служебных целей на практике оформляют несколькими способами. От того, какой вариант выберут стороны, зависит порядок учета расходов по нему работодателем, а также исчисление НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды с сумм, выплаченных работнику за использование его личного автомобиля. В частности, сотрудник и компания могут:
— заключить договор аренды автомобиля (ст. 632 и 642 ГК РФ);
— договор безвозмездного пользования автомобилем (ст. 689 ГК РФ);
— соглашение о том, что работник с согласия работодателя использует для служебных поездок свой личный автомобиль, а работодатель за это выплачивает ему компенсацию и возмещает расходы по его эксплуатации (ст. 188 ТК РФ);
— включить условия о выплате компенсации (аналогично предыдущему пункту) непосредственно в трудовой договор или оформить их как дополнительное соглашение к нему.

Вариант первый — аренда автомобиля у работника

Транспортное средство можно арендовать как с экипажем, так и без него. В первом случае сотрудник, предоставивший работодателю свой автомобиль в аренду, сам управляет им и следит за его техническим состоянием (ст. 632 ГК РФ). Именно арендодатель в течение всего срока действия договора аренды обязан поддерживать машину в надлежащем состоянии, осуществлять ее текущий и капитальный ремонт и предоставлять необходимые принадлежности (ст. 634 ГК РФ).
При передаче автомобиля в аренду без экипажа управлением и его технической эксплуатацией занимается арендатор, то есть работодатель (ст. 642 ГК РФ). Он же должен проводить текущий и капитальный ремонт и поддерживать автомобиль в надлежащем состоянии (ст. 644 ГК РФ).
По умолчанию затраты на покупку топлива, смазочных и других расходных материалов несет арендатор. Это правило действует при аренде автомобиля как с экипажем, так и без него (ст. 636 и 646 ГК РФ).
Вместе с тем расходы на приобретение горюче-смазочных материалов могут быть возложены и на арендодателя. Такое условие необходимо отдельно предусмотреть в договоре аренды.
Стороны вправе также самостоятельно определить и зафиксировать в договоре, кто из них обязан застраховать транспортное средство и автогражданскую ответственность, то есть приобрести страховой полис ОСАГО. Если такое распределение не предусмотрено, то при аренде автомобиля с экипажем расходы на страхование несет арендодатель, без экипажа — арендатор (ст. 637 и 646 ГК РФ).

Примечание. В договоре аренды автомобиля можно указать, что обязанности по приобретению полиса ОСАГО возложены на арендатора. Только при наличии такого условия работодатель сможет признать в налоговом учете расходы на покупку страховки.

Порядок распределения между сторонами расходов по эксплуатации арендованного автомобиля представлен в таблице ниже. Независимо от срока аренды и от вида договора — с экипажем или без него договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 633 и 643 ГК РФ).

Таблица. Учет расходов по эксплуатации арендованного автомобиля и их распределение между сторонами договора

Стороны договора самостоятельно устанавливают размер арендной платы. Однако в случае ее искусственного завышения налоговики, проверяя арендатора, могут посчитать плату экономически необоснованной и исключить ее из расходов. Размер арендной платы можно определить исходя из стоимости транспортного средства и срока полезного использования автомобиля, имеющего аналогичные характеристики.

Примечание. Не следует чрезмерно завышать размер арендной платы за пользование автомобилем работника. Он должен быть сопоставим с суммой амортизации, начисленной по автомобилю с аналогичными характеристиками.

Налог на прибыль. Организация, арендовавшая автомобиль работника, вправе признать в налоговом учете арендную плату (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), а также расходы на приобретение ГСМ и других расходных материалов (подп. 5 п. 1 ст. 254 и подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Для документального подтверждения затрат в виде арендной платы достаточно самого договора и акта о передаче автомобиля работодателю. Составлять ежемесячные акты об оказании услуг по аренде не обязательно (письма Минфина России от 06.10.08 N 03-03-06/1/559 и от 09.11.06 N 03-03-04/1/742). К договору необходимо приложить копию паспорта транспортного средства (ПТС) и свидетельства о его регистрации, а если сотрудник управляет автомобилем по доверенности — еще и ее копию.
Основанием для учета расходов на ГСМ являются путевые листы и документы о приобретении топлива и смазочных материалов: кассовые и товарные чеки, товарные накладные и др.
Путевые листы можно составлять по унифицированным формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78. Организации, не являющиеся автотранспортными, вместо типовых форм вправе разработать и применять собственную форму путевого листа. В нее должны быть включены все обязательные реквизиты, предусмотренные приказом Минтранса России от 18.09.08 N 152 и пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Порядок учета остальных затрат, связанных с эксплуатацией арендованного автомобиля, зависит от вида договора аренды. Если стороны заключили договор аренды с экипажем, то большинство расходов (ремонт, содержание и т.д.) осуществляет арендодатель, то есть работник. Значит, работодатель не сможет признать перечисленные расходы в налоговом учете.
Единственное исключение — расходы на страхование. Организация-арендатор вправе их учесть, только если по условиям договора аренды указанные расходы возложены именно на нее. Это следует из положений статьи 637 ГК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 263 НК РФ.
Допустим, стороны заключили договор аренды без экипажа. В этом случае организация-арендатор сможет также признать при расчете налога на прибыль следующие расходы:
— на проведение текущего и капитального ремонта арендованного автомобиля (п. 2 ст. 260 НК РФ);
— техническое обслуживание, мойку, парковку, стоянку автомобиля (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
— страхование автомобиля и автогражданской ответственности (п. 1 ст. 263 НК РФ);
— оплату труда водителя, управляющего арендованным автомобилем (ст. 255 и подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Об отражении в бухучете автомобиля, полученного от работника в аренду, читайте во врезке на с. 33.

Справка. В бухучете арендованный автомобиль следует отражать за балансом
Для обобщения информации о наличии и движении основных средств, полученных организацией в аренду, предназначен забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства». Передача автомобиля в аренду отражается записью только по дебету счета 001, а его возврат по окончании срока действия договора — по кредиту счета 001. При этом имущество учитывается за балансом по стоимости, указанной в договоре аренды. Если стороны не смогли определить ее, арендованный автомобиль отражается по нулевой стоимости.
Кроме того, рекомендуем организации-арендатору открыть на арендованный автомобиль инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6, утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.03 N 7).

Упрощенная система налогообложения. «Упрощенцы» с объектом доходы минус расходы признают расходы, связанные с эксплуатацией арендованного автомобиля, в зависимости от условий договора. Если тот или иной вид затрат возложен на арендатора, он вправе учесть его в целях налогообложения (подп. 3-5 и 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Исключением являются только расходы на добровольное страхование автомобиля, в том числе на приобретение полиса КАСКО. Дело в том, что в составе затрат на страхование «упрощенцы» вправе учитывать расходы только на обязательное страхование работников, имущества и ответственности (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Возможность признания ими расходов на добровольное страхование нормами главы 26.2 НК РФ не предусмотрена.
Налог на доходы физических лиц. Арендная плата, полученная работником, включается в его доходы и облагается НДФЛ на общих основаниях. Если арендодатель является налоговым резидентом РФ, применяется ставка 13%, нерезидентом — ставка 30% (п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).
При выплате работнику арендной платы организация обязана удержать из этой суммы НДФЛ и перечислить налог в бюджет (п. 1 и 4 ст. 226 НК РФ). Это необходимо сделать не позднее дня, следующего за днем фактического получения работником арендной платы (абз. 2 п. 6 ст. 226 НК РФ).
Несмотря на передачу автомобиля организации в аренду, работник, то есть его собственник, обязан сам уплачивать транспортный налог за него (см. врезку справа).
Страховые взносы во внебюджетные фонды. Этими взносами облагаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ, далее — Закон N 212-ФЗ). Передачу имущества в аренду нельзя считать ни работой, ни услугой.
Более того, на вознаграждения по гражданско-правовым договорам, связанным с передачей имущества в пользование, страховые взносы в ПФР, ФОМС и ФСС России не начисляются (ч. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Значит, арендная плата не должна облагаться этими взносами.
Однако указанный вывод справедлив только для договоров аренды транспортного средства без экипажа. Такого же мнения придерживается Минздравсоцразвития России (письмо от 12.03.10 N 550-19).
Если стороны заключили договор аренды автомобиля с экипажем, работник не только передает работодателю свой автомобиль, но еще и предоставляет услуги по управлению им.
Получается, что на сумму вознаграждения за эти услуги организация-арендатор обязана начислить страховые взносы в ПФР и ФОМС (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Взносы в ФСС России, уплачиваемые согласно Закону N 212-ФЗ, в любом случае начислять не нужно. Дело в том, что любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, освобождены от уплаты страховых взносов в этот фонд (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Итак, чтобы не переплачивать, сумму вознаграждения в договоре аренды с экипажем можно разделить на две части: непосредственно плату за пользование автомобилем и плату за оказание услуг по управлению им. Если это сделать невозможно, то организации придется начислять страховые взносы на всю сумму, выплачиваемую работнику по договору.

Примечание. В случае аренды автомобиля с экипажем рекомендуем в договоре аренды разделить сумму вознаграждения на две части: непосредственно арендную плату и плату за оказание услуг по управлению автомобилем. Это позволит сократить сумму страховых взносов во внебюджетные фонды.

Обратите внимание! Транспортный налог за автомобиль, переданный в аренду, обязан платить сам работник
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Согласно пункту 20 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (утв. приказом МВД России от 24.11.08 N 1001) транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств — физическими и юридическими лицами. Значит, именно работник обязан платить транспортный налог. При этом факт передачи автомобиля в аренду для целей исчисления указанного налога значения не имеет.
Исключением являются лишь случаи передачи собственных автомобилей по договору лизинга или сублизинга другому лицу. Такие транспортные средства по соглашению сторон договора могут быть зарегистрированы либо за лизингодателем, либо за лизингополучателем (п. 22 и 48 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России). Если переданный в лизинг автомобиль зарегистрирован не на собственника, а на лизингополучателя, именно он должен уплачивать транспортный налог.

Страховые взносы на травматизм. Сумма вознаграждения по гражданско-правовому договору облагается указанными взносами, только если такое условие предусмотрено в договоре (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Аналогичная норма закреплена в пункте 3 Правил начисления взносов на травматизм (утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184).
Если подобного условия в договоре аренды автомобиля нет, арендная плата страховыми взносами на травматизм не облагается. При этом вид договора аренды — с экипажем или без экипажа — значения не имеет.

Пример 1
В должностные обязанности менеджера организации А.В. Петухова входит контроль за работой торговых точек компании. Поскольку торговые объекты находятся в разных районах города, в январе 2012 года организация заключила с работником договор аренды его личного автомобиля с экипажем. По условиям договора А.В. Петухову выплачивается вознаграждение — 5000 руб. в месяц. Эта сумма складывается из арендной платы в размере 4000 руб. и платы за услуги по управлению автомобилем — 1000 руб.
Всю сумму вознаграждения — 5000 руб. организация ежемесячно признает при расчете налога на прибыль. При ее выплате работнику удерживается НДФЛ в размере 650 руб. (5000 руб. х 13%). То есть А.В. Петухов получает на руки 4350 руб. (5000 — 650).
Страховые взносы во внебюджетные фонды компания начисляет только на сумму ежемесячной платы за услуги по управлению автомобилем, то есть на 1000 руб. Арендная плата в размере 4000 руб. этими взносами не облагается. За январь 2012 года организация начислила по договору аренды:
— взносы в ПФР — 220 руб. (1000 руб. х 22%);
— взносы в ФФОМС — 51 руб. (1000 руб. х 5,1%).
Страховые взносы в ФСС России, в том числе взносы на травматизм, на сумму арендной платы и на вознаграждение за услуги по управлению автомобилем начислять не нужно.

Вариант второй — выплата работнику компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях

Сотруднику, который с согласия или ведома работодателя использует свой личный автомобиль для служебных поездок, полагается компенсация (ст. 188 ТК РФ). Ее размер и порядок выплаты определяются письменным соглашением между сторонами либо условиями трудового договора.
Работник и работодатель вправе установить любую разумную сумму такой компенсации. Приводить ее расчет или экономическое обоснование они не обязаны. Тем не менее при определении размера компенсации рекомендуем учитывать степень износа автомобиля, срок его полезного использования и интенсивность эксплуатации (п. 2 письма ПФР от 29.09.10 N 30-21/10260 и письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.10 N 1343-19).
Кроме того, работодатель вправе возмещать сотруднику расходы, связанные с эксплуатацией личного автомобиля для служебных целей (ст. 188 ТК РФ). Порядок возмещения также оговаривается в соглашении или непосредственно в трудовом договоре.
Компенсация выплачивается на основании приказа руководителя организации. Работник обязан представить копию паспорта транспортного средства (ПТС) и свидетельства о его регистрации. Если автомобиль не является его собственностью и сотрудник управляет им по доверенности, компенсацию выплатить можно, даже несмотря на то что в статье 188 ТК РФ речь идет о выплате компенсации за использование только личного имущества. Однако в налоговом учете могут возникнуть проблемы с признанием суммы компенсации и расходов по такому автомобилю.

Примечание. Если работник совершает служебные поездки на автомобиле, которым он управляет по доверенности, компенсацию за его использование в расходы безопаснее не включать, а с компенсации нужно удержать НДФЛ.

Налог на прибыль. В налоговом учете расходы на выплату компенсации за использование для служебных поездок легковых автомобилей и мотоциклов признаются в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.02 N 92 (далее — постановление N 92). Таковы требования подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Примечание. Для целей налогообложения прибыли расходы на выплату компенсации за использование работником личного легкового автомобиля или мотоцикла подлежат нормированию.

Максимальный размер компенсации зависит от типа транспортного средства и объема двигателя и составляет в месяц:
— 1200 руб. по легковым автомобилям с объемом двигателя до 2000 куб. см включительно;
— 1500 руб. по легковым автомобилям с объемом двигателя свыше 2000 куб. см;
— 600 руб. по мотоциклам.
Компенсации за использование личного грузового автомобиля в налоговом учете не нормируются. Они могут быть учтены в составе прочих расходов в полной сумме на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ (письмо Минфина России от 18.03.10 N 03-03-06/1/150).
Допустим, организация выплачивает работникам компенсации за использование личных автомобилей в размерах, превышающих нормативы. В этом случае сумму превышения она не сможет учесть при расчете налога на прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ).
Кроме того, считается, что для целей налогообложения прибыли в сумму компенсации включены все расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, в том числе износ, затраты на ГСМ, техобслуживание и приобретение запчастей (письмо Минфина России от 16.11.06 N 03-03-02/275). Поэтому суммы возмещения подобных расходов, выплаченные сверх законодательно установленного размера компенсации, в налоговом учете признать нельзя.
Вряд ли организация сможет учесть сумму компенсации и в том случае, когда работник управляет личным легковым автомобилем или мотоциклом по доверенности. Ведь в подпункте 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ говорится о компенсации за использование личного легкового транспорта.
Вместе с тем есть разъяснения Минфина России, в которых указано, что и в случае управления автомобилем по доверенности сумму компенсации все-таки можно признать в налоговом учете (письмо от 27.12.10 N 03-03-06/1/812). В подобной ситуации у работника следует запросить копию доверенности на автомобиль.
Кроме того, для документального подтверждения и обоснования расходов на выплату компенсации организации понадобятся путевые листы по автомобилю. С их помощью компания сможет доказать, что автомобиль использовался именно для служебных поездок (письма Минфина России от 29.12.06 N 03-05-02-04/192 и от 15.09.05 N 03-03-04/2/63).
Упрощенная система налогообложения. «Упрощенцы» с объектом доходы минус расходы признают суммы компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов сотрудников также в пределах норм, установленных постановлением N 92. Основанием является подпункт 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Компенсацию за использование для служебных поездок грузовиков такие организации учесть не могут. Ведь перечень расходов, которые они вправе признать, является закрытым. А в подпункте 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ упоминаются только затраты на выплату компенсации за использование легковых автомобилей и мотоциклов.
Налог на доходы физических лиц. Компенсация за использование личного автотранспорта работника не облагается НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). Вопрос лишь в том, в каком размере.
В пункте 3 статьи 217 НК РФ говорится, что от обложения НДФЛ освобождены компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Согласно статье 188 ТК РФ размер компенсации за использование личного имущества определяется письменным соглашением между работником и работодателем. Значит, компенсация за использование личного автомобиля работника не облагается НДФЛ в пределах суммы, предусмотренной таким соглашением.

Примечание. Для работника выгоднее получать компенсацию за использование его личного автомобиля для служебных поездок. Ведь сумма такой компенсации не облагается НДФЛ.

Долгое время Минфин России придерживался иной точки зрения, указывая, что в главе 23 НК РФ не установлены специальные нормы, в пределах которых такие компенсации не облагаются НДФЛ. Поэтому и при исчислении НДФЛ следовало руководствоваться предельными нормами, предусмотренными постановлением N 92 (письма Минфина России от 03.12.09 N 03-04-06-02/87, от 01.06.07 N 03-04-06-01/171 и от 29.12.06 N 03-05-02-04/192).
Впоследствии Минфин России согласился, что вся сумма компенсации, о выплате которой договорились работник с работодателем, не должна облагаться НДФЛ (письма от 31.12.10 N 03-04-06/6-327, от 24.03.10 N 03-04-06/6-47 и от 23.12.09 N 03-04-07-01/387). Предельные нормативы, предусмотренные в постановлении N 92 для целей налогообложения прибыли, на исчисление НДФЛ не влияют.

Примечание. Вся сумма компенсации за использование работником личного автомобиля, указанная в трудовом договоре или ином соглашении, не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами во внебюджетные фонды. При этом нормы, установленные для целей налогообложения прибыли, значения не имеют.

Отметим, что Федеральная налоговая служба довела письмо Минфина России от 23.12.09 N 03-04-07-01/387 до сведения нижестоящих налоговых органов (письмо от 27.01.10 N МН-17-3/15@). Это должно привести к сокращению споров по данному вопросу. Тем более что и арбитражные суды считают: постановление N 92 не распространяется на налогообложение физических лиц (постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.07 N 10627/06).
Однако если автомобиль не является личным имуществом работника и он управляет им по доверенности, сумма компенсации облагается НДФЛ в полном объеме (письмо Минфина России от 21.09.11 N 03-04-06/6-228).
Страховые взносы во внебюджетные фонды и на травматизм. На сумму компенсации, определенную сторонами в трудовом договоре или письменном соглашении, страховые взносы во внебюджетные фонды, в том числе взносы на травматизм, начислять не нужно (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ).
Аналогичного мнения придерживаются ФСС России (письмо от 17.11.11 N 14-03-11/08-13985) и Минздравсоцразвития России (п. 3 письма от 06.08.10 N 2538-19, письма от 26.05.10 N 1343-19 и от 12.03.10 N 550-19).

Пример 2
Изменим условие примера 1. Предположим, в трудовом договоре, заключенном с менеджером А.В. Петуховым, указано, что в служебных целях он использует свой личный автомобиль. За это ему выплачивается компенсация в размере 5000 руб. в месяц. Согласно паспорту транспортного средства рабочий объем двигателя автомобиля равен 1900 куб. см.
Поскольку объем двигателя составляет менее 2000 куб. см, при расчете налога на прибыль организация не сможет признать всю сумму компенсации. Она вправе ежемесячно включать в расходы лишь по 1200 руб.
НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды, в том числе взносы на травматизм, на сумму компенсации компания не начисляет.

Вариант третий — безвозмездное пользование автомобилем

Безвозмездное пользование подходит для ситуаций, когда владелец готов предоставить свой автомобиль без получения за это арендной платы или компенсации, так как, к примеру, он является участником общества. А само общество заинтересовано в признании в налоговом учете хотя бы расходов на содержание автомобиля.
Сделка оформляется договором безвозмездного пользования автомобилем (ст. 689-701 ГК РФ). Другое его название — договор ссуды. По условиям такого договора собственник (ссудодатель) передает автомобиль в безвозмездное временное пользование организации (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть его в том состоянии, в котором она его получила, с учетом нормального износа (п. 1 ст. 689 ГК РФ). Плата за пользование не предусмотрена.
Все расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля и его поддержанием в исправном состоянии, включая расходы на ГСМ, текущий и капитальный ремонт, несет ссудополучатель, то есть организация (ст. 695 ГК РФ).
Налог на прибыль. Если организация-ссудополучатель безвозмездно пользуется транспортным средством в деятельности, направленной на получение дохода, то расходы на его содержание она вправе учесть в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252 и подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Примечание. Считается, что для целей налогообложения прибыли в сумму компенсации за использование работником личного автомобиля включены все расходы на его содержание и эксплуатацию.

Однако, по мнению Минфина России, помимо расходов, у организации возникает еще и доход. Он представляет собой экономическую выгоду от безвозмездного пользования имуществом. Ведь получая автомобиль по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования им, то есть имущественное право. А доходы в виде безвозмездно полученных имущественных прав в налоговом учете относятся к внереализационным (п. 8 ст. 250 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19.04.10 N 03-03-06/4/43, от 11.12.09 N 03-03-06/1/804 и от 04.04.07 N 03-03-06/4/37. С этими выводами согласен и Президиум ВАС РФ (п. 2 информационного письма от 22.12.05 N 98).
Проблема в том, как определить сумму полученного дохода. Организация, заключившая с сотрудником договор безвозмездного пользования автомобилем, фактически получает не само транспортное средство, а услугу. Значит, размер внереализационного дохода она должна определять исходя из рыночной стоимости*(1) такой услуги. Как правило, за основу берут рыночные цены на аренду идентичного имущества без учета НДС.

Пример 3
Дополним условие примера 1. Допустим, генеральный директор организации С.Н. Степанов передал ей свой личный автомобиль в безвозмездное пользование. При этом стороны заключили договор ссуды. Автомобили генерального директора и менеджера А.В. Петухова, передавшего его компании в аренду, относятся к одному классу.
Итак, по договору аренды организация выплачивает менеджеру арендную плату за аналогичный автомобиль в размере 5000 руб. Значит, ее внереализационный доход в виде экономической выгоды от безвозмездного пользования автомобилем гендиректора тоже равен 5000 руб. В налоговом учете организация ежемесячно включает эту сумму во внереализационные доходы.

Упрощенная система налогообложения. «Упрощенцы» определяют доходы по кассовому методу, то есть в момент получения денежных средств или погашения задолженности иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Несмотря на это, в случае получения от работника автомобиля в безвозмездное пользование у «упрощенца» также возникает внереализационный доход (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Его сумма определяется исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества без учета НДС (письмо Минфина России от 17.08.11 N 03-11-11/209).

Какой вариант выбрать

Наиболее безопасным и выгодным вариантом с точки зрения налогообложения является заключение между работником и работодателем договора аренды автомобиля без экипажа. В этом случае организация сможет признать в налоговом учете и сумму арендной платы, и расходы по содержанию и эксплуатации автомобиля. При выплате арендной платы она должна удержать НДФЛ, а вот страховые взносы во внебюджетные фонды начислять не нужно.

Примечание. Наиболее выгодный вариант — заключить с работником договор аренды автомобиля без экипажа. В этом случае организация сможет признать в налоговом учете максимально широкий перечень расходов, связанных с эксплуатацией и обслуживанием арендованного автомобиля.

Вариант с передачей автомобиля в безвозмездное пользование является наиболее рискованным и наименее выгодным. Ведь в налоговом учете организация сможет признать только расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля. Более того, у нее возникнет внереализационный доход, точную сумму которого определить достаточно сложно. Поэтому не исключены разногласия с налоговиками.

Примечание. При безвозмездном пользовании автомобилем работника у организации возникает внереализационный доход. Достоверно определить сумму этого дохода достаточно сложно.

А.О. Здоровенко,
консультант по бухгалтерскому учету
и налогообложению ООО «АЗъ-Консультант»,
член Палаты налоговых консультантов

«Российский налоговый курьер», N 3, февраль 2012 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) О том, по каким правилам с 2012 года рассчитывается рыночная цена, читайте в статье «Пять методов, которые налоговики будут использовать для определения рыночной цены» // РНК, 2011, N 17, с. 29.