Как встать на улучшение жилищных условий в минске

Кто в Беларуси может встать в льготную очередь на строительство жилья?

Сегодня жители Беларуси могут встать на квартирный учет, только в том случае, если они проживают в однокомнатной квартире, независимо от пола и родственных отношений, за исключением супружеских.

Со 2 марта прошлого года в Беларуси вступил в силу новый Жилищный кодекс. Он внес много изменений касающихся жилищных прав и обязанностей граждан нашей страны. Многих интересует вопрос: внес ли кодекс изменения в правила о постановке на учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Сразу хочется отметить, что изменений, как таковых нет, но внесены некоторые дополнения и уточнения, по существующим пунктам.

Быть нуждающимся – актуально.

Еще в начале 2012 года были введены значительные ограничения на выдачу льготных кредитов, поэтому большая часть граждан стоящих в очереди, на улучшение жилищных условий, оказались в числе тех, кто лишился права на получение такого кредита. Но, все кто находится в списках, на квартирном учете имеют ряд преимуществ, при улучшении жилищных условий. Такие граждане имеют право на первоочередное заключение договоров, по которым государственную квартиру им предоставляют в аренду по коммерческой цене. Также банки, которые выделяют кредиты на строительство, очередникам предлагают ставки более низкого процента, чем всем остальным кредитополучателям, независимо от того, берут они кредит на строительство или покупку. Немаловажным будет и то, что те, кто стоит на улучшении жилищных условий, имеют право на налоговый вычет, который взимается при исчислении подоходного налога, в том случае если стоящий на квартирном учете, оплачивает банку кредит, который брал на строительство или покупку жилья.

Если брать во внимание все эти факторы, то получается, что существующая очередь на улучшение жилищных условий оправданна, ведь она дает немалые преимущества тем, кто не может рассчитывать на государственные субсидии и получение льготного кредита.

Чтобы гражданам было лучше ориентироваться в новом Кодексе, теме квартирного учета, посвящена 7 глава. Она гласит, что право на постановку на учет по улучшению жилищных условий имеют граждане, достигшие возраста в 16 лет. Для детей-сирот, а также детей оставшихся без родителей постановка может осуществляться в более раннем возрасте. Также такое право имеют молодые люди, вступившие в брак до наступления шестнадцатилетнего возраста.

В Минске и Минском районе есть и другие критерии, чтобы встать на учет по улучшению жилищных условий. Для Минска необходимо иметь 10-летнюю регистрацию по месту жительства, а для области эта цифра в два раза меньше – только 5 лет постоянной прописки. Эти требования относятся к иногородним гражданам, которые не считаются «молодыми специалистами» и не являются членами семей жителей этих регионов, а также во всех остальных случаях, на которые не распространяются требования по регистрации. Все эти требования относятся к общим положениям, но есть и частные условия для постановки на учет, которые также заслуживают внимания.

Не имеющие жилой площади.

Новый ЖК, как и прежний, разрешает гражданам, не имеющим в собственности или в пользовании, а также тем, кто не владеет жилым помещением становиться в квартирную очередь, там, где они хотят это сделать. В новой редакции, эта группа претендентов немного расширена. Сейчас сюда включили тех, кто был выселен их квартиры, комнаты или дома, но проживал в качестве родственников или членов семьи. Если говорить на примере, то это будет выглядеть следующим образом. В квартире мужа проживает семейная пара, но жена не имеет права на долю в этой квартире и другого жилья, в данном населенном пункте также не имеет. Спустя какое-то время они разводятся и муж, пользуясь новыми нормами ЖК, которые вступают в силу уже в этом году, выселяет жену из квартиры. Так вот, жена по ЖК, в данном случае, станет нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В новой редакции ЖК в 35 статье 7 главы дано точное определение формулировке: «что значит отсутствие у граждан жилья, во владении или пользовании, которое дает им право становиться на учет по улучшению жилищных условий. Если говорить простым и понятным языком для граждан, то это такое жилье, в котором гражданин может жить постоянно на безвозмездной основе. Это может быть проживание в государственной квартире по договору найма, как член семьи нанимателя, или в частной квартире, как собственник. В данном случае дополнением здесь будет то, что сейчас обеспеченный жильем считается тот, кто проживает по договору, по которому дольщик поучает во владение жилье долевого строительства от застройщика.

Площадь меньше нормы.

Существует еще категория граждан, которые имеют право на постановку на квартирный учет. К этой категории относятся жильцы, у которых площадь занимаемого помещения меньше, чем установленная норма. По всей Беларуси эта цифра равна 15 кв.м на одного человека, а в Минске этот показатель ниже и составляет всего 10 кв.м на человека. Чтобы получить цифру обеспеченности жильем, в расчет включается все имеющееся жилье, не только у претендента на постановку на учет, но и у членов его семьи. Жилье учитывается только то, которое находится в пункте, где претендент собирается становиться на учет. Для Минска расчет немного иной: здесь учитывается не только все жилье, расположенное в Минске, но и то, которое находится в Минском районе.

Для более ясного представления эту ситуацию можно рассмотреть на примере конкретной семьи. Если взять семью, из четырех человек, которая проживает в квартире, общей площадью 39,8 кв.м, то такая семья имеет право стать на учет по улучшению жилищных условий, ведь метраж это позволяет по закону. Но, если у кого-то из членов семьи есть недвижимость, пусть даже небольшой и ветхий домик, в Минском районе, который считают пригодным для жилья, то эта семья уже не будет иметь права на постановку на квартирный учет. Но, если у такой семьи будет жилье, хоть 300кв.м, но не в Минском районе, то она будет иметь право на постановку на квартирный учет, по новым нормам ЖК.

Соседство, как таковое.

Чтобы не было неожиданностей, при определении права на квартирный учет, необходимо все основания тщательно изучить, ведь среди них могут быть такие, которые могут иметь противоречия. Бывает, что некоторые основания не дают права претенденту считаться нуждающимся, а другие наоборот – подтверждают, что можно становиться на квартирный учет. Но, бывает и так, что два основания разрешают постановку на учет, а третье — наоборот, такого разрешения не допускает.

Это можно наглядно показать на примере. Если взять рядовой вариант, где проживают вместе мать и дочь, в однокомнатной квартире, которая имеет общую площадь 50кв.м. Дочь, при этом не замужем и детей не имеет, вот и получается, что по нормам обеспеченности они не имеют права становиться на квартирный учет. Также пункт 1.1 10 статьи 35 говорит именно о том, что нуждающимся можно признать гражданина, который проживает в квартире с одной жилой комнатой, с другим гражданином, кроме супругов, и при этом пол и родственные отношения никак не влияют на возможность постановки на квартирный учет.

Есть еще и другие основания, которые позволяют стать на квартирный учет. Таким основанием будет проживание в общежитии, кроме студентов и работников, взятых на временные работы; также могут стать на учет те, кто живет в государственной или частной квартире на основе коммерческого использования или по договору аренды; еще имеют право постановки на квартирный учет те, кто живет в помещении, которое признано непригодным для проживания (антисанитария, ветхость и др); проживающие в социальном или служебном жилье, а также те, кто живет в социальной квартире по договору найма, который заключен на срок до 10 лет.

Сегодня, два человека, которые проживают в комнате или однокомнатной квартире, имеют право становиться на учет нуждающихся в улучшении жилищных вопросов, так же как и прежде. Основанием здесь служит заболевание одного из жильцов, перечень которых утвержден Минздравом. В новом ЖК внесены уточнения для жильцов, которые проживают в коммунальных квартирах и домах, в которых живет вместе по нескольку семей. Для этой категории граждан, чтобы стать на учет нуждающихся, необходимо, чтобы обеспеченность жильем была ниже установленного норматива, на одного члена семьи. Цифры должны быть ниже, чем 15кв.м для Минской области, и меньше 10кв.м для г. Минска.

Есть еще одна категория граждан, которые имеют право на включение их в квартирную очередь. Это люди, не являющиеся близкими родственниками, но проживающие в неизолированных комнатах.

Молодые семьи в приоритете.

Молодые семьи, где оба супруга вступили в брак первый раз, и один из них не имеет во владении или пользовании жилого помещения, а также в собственности, обладают правом на включение в очередь по улучшению жилищных условий. Здесь есть некоторая оговорка, семья считается молодой, если одному из супругов нет 30 лет.

Также первоочередное право на включение имеют те граждане, которые родили (усыновили, удочерили) и воспитали ребенка, но при этом в брак не вступали. Такое же право имеют и овдовевшие супруги, воспитывающие детей, которые не вступили в брак во второй раз, и при этом у них отсутствует свое жилье.

На сегодняшний день все молодые рабочие, служащие, молодые специалисты, которые прибыли по распределению должны быть поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в обязательном порядке. К этой категории также относятся молодые специалисты, прибывшие на работу по договору о целевой подготовке, а также те, кто был направлен госорганами и организациями в места, где имеется повышенный фон радиации.

В новом ЖК более пространно описаны основания, которые касаются детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, необходимые для постановки их на квартирный учет. По вновь дополненным правилам, дети этих категорий должны приниматься на учет по основаниям, которые до 2 марта 2013 года не могли служить основанием для такой постановки. Здесь можно привести довольно распространенный пример. Обычно речь шла о детях, которые учились в ПТУ, в госучреждениях средне-специального или высшего образования на дневной форме обучения, в связи с чем, они утратили статус детей-сирот или детей оставшихся без попечения родителей, но это только по состоянию на 8 апреля 2006 года. Сейчас для граждан таких категорий были расширены права, которые способствуют получению государственной поддержки во время улучшения жилищных условий.

В каждом конкретном случае.

Новый жилищный кодекс дает пояснение, по поводу того, как гражданин, который имеет квартиру, жилое помещение или дом, не проживая там, может считать себя стоящим на квартирном учете. Это может быть в том случае, если во время вселения на эту площадь он становится нуждающимся в улучшении жилищных условий. В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию. Семья, состоящая из трех человек (муж, жена и ребенок), проживают в общежитии, но муж имеет в собственности двухкомнатную квартиру, в которой живут его родители. Если муж и его семья пропишутся в его квартиру, то они становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что на одного человека приходится метров меньше, чем это прописано по норме. Но здесь нужно делать оговорку, только в том случае, если родители мужчины не имеют другое жилое помещение в этом населенном пункте. Если разговор будет идти о Минске, то нужно еще учитывать и наличие у них жилья и в Минском районе.

Новый жилищный кодекс дает разрешение организациям, которые имеют жилье в хозяйственном ведении, предусматривать в договорах коллектива дополнительные основания, которые будут давать право на постановку на квартирный учет. Но, такие очередники, смогут поправить свое жилищное положение только по месту работы.

Если подвести итог, то все такие дополнительные основания будут стимулировать граждан пойти в местный исполком и попробовать разобраться каждому, в своем конкретном случае и если позволяет закон, то быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Не все случаи можно описать и привести, в качестве примера, но это не должно отпугивать граждан от похода в исполком и возможности использовать свое право на постановку на квартирный учет.

И последнее, нужно отметить, что основания для постановки на учет, и основания для снятия с учета не совпадают, поэтому рассматриваются отдельно

В очередь на жилье – по новым правилам

В Беларуси с 1 января изменились некоторые условия постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь № 552 от 27 октября 2010 г.

В соответствии с п. 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного указанным выше Указом (далее по тексту – Положение) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания (далее – населенный пункт по месту принятия на учет). Под отсутствием у граждан в пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:

  • по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
  • проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
  • по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иным договорам, заключенным в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договоров создания объекта долевого строительства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов».

Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий требуется наличие жилплощади менее чем 15 кв. м. на человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений‚ находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет.

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в их в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в населенном пункте по месту принятия на учет, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.

Кроме того, из основания для постановки на учет граждан, родивших или усыновивших детей, исключаются разведенные, которые обеспечены жилплощадью более установленного порога в 15 кв. метров на человека. Раньше, если родители разводились, то, к примеру, жена могла стать на очередь. Теперь это исключается. Разведенного человека могут поставить на учет только в том случае, если метров в квартире ему хватать не будет (будет приходиться меньше 15 метров на человека).

Также нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
— проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
— проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников;
— проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;
— проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда и не имеющие в собственности другого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
— проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире), а также проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;
— проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на каждого члена семьи;
— проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах при отсутствии близкого родства. При этом под близким родством понимаются отношения между супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками;
— проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкого родства), кроме супругов;
— впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;
— родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, разведенные (овдовевшие) супруги, воспитывающие детей, не вступившие в новый брак, не имеющие в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимающие объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства;
— проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли;

На очередь на жилье могут быть поставлены:
— специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях;
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в случае, если они:
не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;
проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 – 3.1.10 Положения;
при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 – 3.1.10 Положения;
не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом;
— лица, которые на день вступления в силу Положения обучались в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных учреждений образования.

Граждане, имеющие в собственности в данном населенном пункте жилые помещения, в которых они не проживают, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 3.1.2–3.1.13, 3.2 пункта 3 Положения, за исключением случаев, если при вселении в эти жилые помещения они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Из всего указанного выше есть исключение, а именно организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.

Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:
а) в случае непредставления следующих документов:
— паспорта граждан Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства
о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся
в улучшении жилищных условий;
— справки о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или организацией, предоставившей жилое помещение, или сельским, поселковым, городским (городов районного подчинения) Советом депутатов (исполнительным комитетом);
— справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
— решения местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания, санитарным и техническим требованиям предъявляемым к жилым помещениям, – при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.1.3 пункта 3 Положения;
— заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболевания, указанного в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которого признается невозможным совместное проживание с ним других лиц в одной комнате (квартире), – при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.1.7 пункта 3 Положения;
— копию диплома об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией – при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.2 пункта 3 Положения;
— документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, в случае наличия такого права;
— сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи – в случае постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества;
— справку государственного учреждения образования, подтверждающая, что на день вступления в силу Положения гражданин обучался в государственном учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, и утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет, – при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.4 пункта 3 Положения.
— домовую книгу (при ее наличии) – в случае постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в одноквартирном, блокированном жилом доме.

б) в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров на одного человека, либо вселения в него других граждан (кроме вселенных в установленном порядке, не имевших до этого в собственности или в пользовании жилого помещения в данном населенном пункте, в котором они были обеспечены общей площадью жилого помещения 15 кв. метров и более на одного человека, и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей), вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте. При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий;

в) прибывшие в г. Минск, в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в г. Минске, в населенных пунктах Минского района (за исключением вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи гражданина, имеющего место жительства в г. Минске, в населенных пунктах Минского района, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению, независимо от даты их прибытия (было – молодых специалистов, получивших образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования), граждан, приглашенных (назначенных на должности включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь), в том числе в порядке перевода в г. Минск, в населенные пункты Минского района, на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию из других населенных пунктов, а также уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и проживавших в г. Минске, в населенных пунктах Минского района до призыва (поступления) на военную службу либо в случае проживания в г. Минске, в населенных пунктах Минского района их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков);

г) по месту работы (службы), прибывшие в г. Минск, в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, а также работающие в организациях, расположенных в г. Минске, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, в течение 5 лет со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в г. Минске, в населенных пунктах Минского района (за исключением указанных в абзаце четвертом настоящего пункта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, а также граждан, приглашенных (назначенных на должности) на работу в государственный орган либо иную организацию).

Указом определено, что господдержка на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений может оказываться для реализации только одного выбранного гражданами способа улучшения жилищных условий. В частности, граждане, получившие без аукциона земельные участки для строительства жилых домов, не могут рассчитывать на государственную поддержку при одновременном строительстве другого жилья. В свою очередь гражданам, которым оказывается господдержка на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья в составе организации застройщиков или на заключение договора долевого строительства, до принятия решения о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий либо отказа граждан от осуществления такого строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения земельные участки для строительства жилых домов без аукциона не предоставляются.

Граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных на территориях сельсоветов, будет осуществляться соответствующими сельскими исполнительными комитетами, а граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования, – сельскими и районными исполнительными комитетами.

Документом также определены порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок обеспечения их жилыми помещениями.

Определены также случаи принятия местными исполнительными и распорядительными органами решений о невозможности вселения этой категории детей и приравненных к ней лиц в закрепленные за ними жилые помещения, а также право этой категории граждан на предоставление им жилых помещений социального пользования.

Кроме того, изменяются правила постановки в очередь на жилье для молодых специалистов. Им не нужно будет ждать 5 лет с момента регистрации. До настоящего время с этим вопросом часто возникали проблемы. Так, если выпускник успел прописаться в столице до распределения, то в списки нуждающихся его записывали на общих основаниях, то есть через 5 лет с момента регистрации. Но, с другой стороны, работодатели сначала требовали регистрацию, а потом уже давали заявку на распределение. Вот и приходилось выбирать: или очередь на льготное жилье, или работа.

С 1 января ограничения нет – направленных на работу по распределению будут принимать на учет нуждающихся независимо от даты их прибытия.

Очередь на жилье: есть ли смысл в ней стоять

По данным Белстата, на начало 2015 года в Беларуси в очереди на жилье были зарегистрированы более 740 тысяч граждан. Больше всего в Минске — 231 тысяча, в каждой из областей — от 65 до 105 тысяч. И жилье строят, и очередь прореживают, но она постоянно пополняется.

Вероятность дождаться права на недорогую квартиру от государства в таблицах показал читатель. Больше шансов у прописанных в Минской области — срок ожидания приглашения к покупке построенного по госзаказу (ЖСПК достроят и программу свернут) около 15 лет. В других областях он уже от 18 до 27 лет. В Минске — 70 лет. «По общей очереди в Минске направляются на строительство жилья люди, вставшие на учет в 1989 году», — говорят чиновники Мингорисполкома. Последние пять лет цитата не меняется, — все тот же 1989 год.

Кому нужна очередь?

В регионах очередь движется значительно быстрее, — отмечает начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Александр Горваль.Чем сейчас очередь полезна? Тем, что у человека по очереди есть вариант доступа к строительству жилья по регулируемым государством ценам. Если в Минске долевое строительство стоит больше тысячи долларов за квадратный метр, то государство строит, как говорят в народе, «по пятьсот».

— Очередь актуальна для многодетных. И потенциальных многодетных?

Актуальна для всех, кто имеет первоочередное право на жилье. Это главное требование — чтобы они состояли на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В Минске сейчас строятся в основном как раз первоочередники. И уже что сверх — то достается тем, кто в общей очереди. Отсюда и те 70 лет, которые вы насчитали.

К первоочередникам у нас относятся многодетные, семьи с детьми-инвалидами, участники войны с заболеваниями из перечня Минздрава, военнослужащие, судьи, и т. д.

Сейчас категорий первоочередников не так много и осталось, — говорит Александр Горваль. — Например, последние нормативные акты исключили из этой категории тех граждан, которые более 10 лет прожили в общежитиях.

И хочу напомнить, очередь важна при получении арендного жилья — государство ведь предоставляет арендные квартиры также прежде всего тем, кто стоит в очереди нуждающихся.

— В общем, нужна ли общая очередь — уже спорный вопрос.

Что-то нужно менять в этой очередности, — рассуждает Александр Витальевич. — Но в силу невысоких доходов немалому количеству граждан трудно решить свой жилищный вопрос без поддержки государства. Есть и другие объективные обстоятельства, которые требуют, чтобы очередность сохранялась. Поэтому она не исчезнет. Но жизнь показывает, что многие люди, молодежь, рассчитывают на себя, не готовы просто ждать в очереди.

В очереди — в ожидании чуда

— Еще памятно время, когда государство, выделяя коммерческим застройщикам землю, обязывало их часть квартир построить для очередников по себестоимости с прибылью не больше 5%. И если в доме квадратный метр для обычного дольщика стоил, например, 1300 долларов в эквиваленте, то для очередника — около 1100. Может ли такое повториться?

Это решит Мингорисполком. Но вы же видите — сейчас практически не начинается строительство долевого жилья. Достраивается то, что было ранее заявлено. Под долевое строительство участки в этом году выделялись только с аукциона. Купили 3−4 надела. Застройщикам уже пришлось вложиться. Дополнительных условий к аукциону — в виде тех же обязательств построить какое-то количество квартир для очередников с минимальной прибылью — не может быть. Долевое строительство притормаживается.

— Предприятиям, которые строят панельные дома, пообещали с этого года давать участки без аукционов. В Минске те же МАПИД и ДСК строят коммерческое жилье тоже. Может, их нагрузят очередниками с ограничением прибыли в 5%?

Это возможно. Но потребуется время. Пока найдут площадки, пока сделают проекты… Очевидно, что строить начнут не раньше конца 2016-го. А в Минске и площадок-то практически нет. В регионах ДСК зашевелились, уже подбирают себе участки. Но в регионах и раньше особенных проблем с землей не было.

— В Минске есть земля, в колодищанском направлении — Зеленый Бор, «Ноттингем». Там как раз обещали строить бюджетное жилье для минчан.

Это, как говорится, не сегодня будет. Тенденции сдерживания строительства в Минске общеизвестны.

Сегодня стала известна и еще одна подробность. ОАО «МАПИД», ОАО «Минский домостроительный комбинат» и КУП «Завод эффективных промышленных конструкций» обратились к президенту с проблемой недостаточной загрузки мощностей, нехватки площадок под строительство жилья и внесли свои предложения по улучшению ситуации. Попросили разрешить строить для рядовых очередников, за деньги очередников.

«Что они предлагают? Дайте нам возможность самим строить жилье, недорогое, с рентабельностью 5% для тех людей, которые имеют деньги и стоят на очереди в горисполкоме», — цитирует президента БЕЛТА.

Глава государства поставил задачу до 20 декабря найти возможность для того, чтобы предоставить предприятиям необходимые строительные площадки, обеспечить загрузку на полную мощность. Александр Лукашенко поручил также совместно определять списки желающих строить такое жилье. Способы могут быть различными, но процедура должна быть открытой и прозрачной, потребовал он.

Напомним, с рентабельностью 5% строят для тех же многодетных. Для них метр в столице обходится сейчас в 8-9 миллионов рублей.

Пока выделено только три площадки. Но если выделят больше, и не свернут программу выделения, есть вероятность, что очередь будет двигаться живее.

Как урезали помощь нуждающимся в жилье

Очередь в Минске выросла в золотое время — когда практически всем очередникам полагались льготные кредиты. Сверхзолотыми можно назвать 2009−2010 гг. — тогда очередники могли построить жилье с 5-процентным льготным кредитом даже в престижных домах коммерческих застройщиков. Но в 2011-м грянул кризис и смысл очереди начали сводить на нет. Первыми исчезли льготные кредиты «для всех». Потом — доступные коммерческие кредиты для нуждающихся по сниженным ставкам. Затем «закончились» застройщики, которые были обязаны строить для очередников с ограниченной прибылью.

Встать «на всякий случай»

Собственно, так большинство и сейчас поступает — за стояние в очереди денег не берут. Напомним, чтобы в Минске стать на очередь, гражданин должен официально проживать в городе более 10 лет — в общежитии или по договорам найма. Для Минского района этот норматив — 5 лет.

В данной норме есть исключения: десятилетнее ограничение не распространяется на супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в Минске. Также к исключениям относятся дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, получившие образование за счет средств бюджетов и направленные на работу по распределению, а также граждане, назначенные на должности, включенные в кадровый реестр.

В областях нет ограничения по времени проживания, действуют только ограничения по метражу. Там не сможет претендовать на очередь гражданин, на которого приходится более 15 квадратных метров жилья в собственности или пользовании. Для Минска норматив жестче — тут считается обеспеченным обладатель 10 квадратных метров. При этом учитывается общая площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании у гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в Минске и Минском районе.

Кроме того, граждане не принимаются на учет в случае ухудшения своих жилищных условий. Например, если продают, обменивают жилое помещение, в котором обеспеченность общей площадью превышает 15 квадратных метров (в Минске — 10) на одного человека, либо вселяют в него ряд категорий граждан.

Всех нюансов о порядке постановки на очередь в одной статье не перечислишь. Но в службе «Одно окно» вашего района могут предоставить все сведения о ваших правах. И подскажут, какие документы нужно собрать для постановки на учет нуждающихся.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY