Юридическая помощь лекция

Содержание юридической помощи, её разновидности

Главная > Реферат >Государство и право

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ»

«Содержание юридической помощи,

студентка 1 курса

1. Понятие юридической помощи;

2. Формы оказания юридической помощи;

3. Юридическая помощь как правоохранительная деятельность;

4. Право на получение квалифицированной юридической помощи как неотъемлемый элемент правового государства и его закрепление в конституционном законодательстве;

5. Значение юридической помощи в современной России.

Конституцией РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Значение данного конституционного права в совокупности с правом на судебную защиту существенно возрастает, что, связано, в первую очередь с формированием правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Вместе с тем реализации этих задач способствует принятие нового законодательства в сфере адвокатской деятельности и процессуального представительства.

На фоне реформирования российского законодательства возрастает и роль оказания юридических услуг населению. Значительное усложнение гражданско-правовых отношений как в целом по России делает вопросы предоставления квалифицированной юридической помощи весьма актуальными. За прошедшее десятилетие отношение людей к квалифицированной юридической помощи, в частности, оказываемой адвокатами, коренным образом изменилось. Из государства, где адвокатура, как правило, находилась в тени, Россия превращается в общество, в котором помощь квалифицированного юриста становится столь же необходимой, как и помощь врача.

Однако если в уголовном процессе участие адвокатов активизируется, то роль адвоката в гражданском судопроизводстве России всё ещё незначительна. Международные наблюдатели отмечают отсутствие адвокатской монополии и недостаточное количество адвокатов в РФ по сравнению с другими странами.

Между тем развитие процессов европейской интеграции и расширение международных связей Российской Федерации в целом ставит перед государством задачу по приведению оказания квалифицированной юридической помощи в соответствие с общепризнанными международными стандартами.

Понятие юридической помощи.

Под гарантиями конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи следует понимать совокупность социально-экономических, политических, юридических и нравственных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления права, указанного в ст. 48 Конституции РФ. Конституционные гарантии конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации — это закрепленная в Основном законе страны совокупность экономических, социальных, политических и идеологических условий, которые предопределяют реальность исполнения и механизмы реализации права, провозглашенного в ст. 48 Конституции РФ.

Субъектами права на юридическую помощь в конституционном праве выступают гражданин и государство. Народ, социальные общности, Российская Федерация и субъекты Федерации не могут быть субъектами этого права. Народ и социальные общности не могут выступать субъектом этого права в силу того, что оно реализуется каждым индивидуально и не принадлежит к числу коллективных прав, т.е. тех, которые отдельный индивид самостоятельно реализовать не может, а осуществляет их в составе коллектива или социальной общности. Российская Федерация и ее субъекты не могут быть субъектами этого права потому, что реализация этого индивидуального права порождает конкретные правоотношения между гражданином и государственным органом, а не государством в целом, либо его субъектом. Поэтому, под государством следует понимать органы государственной власти, которые обязаны гарантировать гражданам осуществление их конституционного права на юридическую помощь.

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную контору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее — везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.

Юридическая помощь это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан.

Действительно, юридическая помощь бывает государственной (государственный нотариат), негосударственной (коллегии адвокатов) или частной (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой). Профессиональность юристов и квалифицированность помощи является конституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи. Это положение, гарантированное Конституцией РФ, говорит о том, что все люди (это и адвокаты, и нотариусы, и люди, занимающиеся иными видами оказания юридической помощи), занимающиеся оказанием юридической помощи должны иметь высшее юридическое образование. Тем самым обеспечивается квалифицированность помощи.

Что касается лица, которому оказывается помощь, то это может быть как физическое лицо, причем всех статусов — гражданин страны, иностранный гражданин, а также лицо без гражданства, — так и юридическое лицо. Иногда предприятия и организации в своем составе образуют юридические отделы, которые работают, соответственно, на данную организацию или предприятие и оказывают ему и только ему юридическую помощь. Юридические услуги обычно платные, плата за юридические услуги определяется соглашением между клиентом и организацией, предоставляющей эти юридические услуги. В некоторых случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Конституция гарантирует оказание юридической помощи бесплатно в определенных случаях. Этот принцип содержится в уже приведенной выше ст. 48 Конституции РФ. Однако условия предоставления юридической помощи бесплатно в ней не оговариваются, а содержатся в соответствующих нормативно-правовых актах.

В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» говориться что коллегии адвокатов оказывают бесплатно юридическую помощь, в частности, истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий.

Президиум коллегии адвокатов, а также заведующий юридической консультацией вправе освободить клиента от оплаты юридической помощи полностью или частично с учетом имущественного положения и по другим причинам. Расходы по оказанию юридической помощи в указанных случаях берет на себя коллегия адвокатов или государство.

Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях, предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. В уголовном делопроизводстве такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК об обязательном участии адвоката при производстве дознания, предварительного следствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым другим делам.

2. Юридическая помощь как правоохранительная деятельность

Актуальной является проблема причисления или не причисления организаций оказывающих юридическую помощь к правоохранительным органам. Эта проблема возникает в силу того, что законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому разные школы и отдельные ученые и исследователи трактуют проблему по-разному. Несмотря на то, что многие организационные формы оказания юридической помощи с натяжкой можно назвать органами, тем более лишь малая их часть является государственной, они выполняют функцию сходную с функцией правоохранительных органов – охрана прав и законных интересов человека и гражданина, а также предприятий и организаций. Критерием же причисления той или иной организации к правоохранительным органам решается удельным весом правоохранительной деятельности этой организации в общей массе ее деятельности. Учреждения по оказанию юридической помощи по этому критерию подпадают под правоохранительные органы.

Но тут может родиться много возражений. Во-первых, под определение правоохранительной деятельности юридическая помощь явно не подходит: большинство органов и организаций, оказывающих юридическую помощь, не являются государственными; не все они являются специально уполномоченными органами, многие структуры не применяют юридических мер воздействия. Во-вторых, многие исследователи сужают понятие правоохранительной деятельности до неузнаваемых размеров (например, до органов занимающихся охраной правопорядка), вследствие чего юридическая помощь (и не только она) выпадают из понятия правоохранительной деятельности. Последнее мнение, на мой взгляд, является ошибочным, и я не соглашусь со сторонниками сужения понятия. Ведь тут надо помнить о том, что правоохранительная деятельность – это деятельность по охране всех прав и свобод человека, а не какой-то их части. Это и гражданские и экономические и политические и социальные и другие, а не только отдельная их группа.

Если нотариат и адвокатуру с натяжкой можно назвать правоохранительными органами, то эти иные виды юридической помощи по всем параметрам не подпадают под определение правоохранительного органа. Поэтому можно говорить о влиянии времени, так как иные формы организации юридической помощи появились совсем недавно с возникновением демократического государства, в котором необходимо предусмотреть органы и организации, занимающиеся реальной защитой прав и интересов граждан во всех сферах общественной жизни. Соответственно нужно определиться: или исключить все негосударственные учреждения по оказанию юридических услуг из списка правоохранительных, или изменить понятие правоохранительного органа и правоохранительной деятельности. Я придерживаюсь первой точки зрения и считаю, что юридическая помощь — это достаточно широкий круг органов, организаций и учреждений обладающий множеством отличий, для того чтобы рассматривать его независимой от правоохранительных органов единицей.

Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. Гарантии предоставления юридической помощи малоимущим. Эксперимент по созданию государственных юридических бюро. Юридическая консультация.

Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:

1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и ФЗ от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма такого соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 ФЗ от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его представления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма сводного отчета утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные юридические бюро.

Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности также вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов.

Государственные юридические бюро оказывают все виды бесплатной юридической помощи.

Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.

Порядок создания и деятельности государственных юридических бюро устанавливается ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь гражданам РФ: Видео

Лекция № 8: Юридическая помощь и ее организация;

Осуществляемые органами пограничной охраны

Система органов пограничной службы РФ

Органы внешней разведки

Виды правоохранительной деятельности,

3. Частная детективная и охранная деятельность

Конституция Российской Федерации (ч.3 ст.13, ст.30) закрепила право граждан на объединения, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» 61 может быть реализовано путем создания различных общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и активного участия в их деятельности 62 , которые осуществляют юридическую помощь гражданам.

Цель юридической помощи заключается в том, чтобы каждому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, физическому или юридическому лицу предоставлялась квалифицированная (юридическая) помощь, объясняемая как признание реализации прав и свобод человека и гражданина на основе квалифицированного знания дела и его решения.

Юридическую помощь осуществляют различные общественные объединения,под которымипонимаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые по инициативе граждан, объединившихся на основе общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5 Закона).

Традиционными формами участия населения в правоохранительной деятельности были ДНД, товарищеские суды, наблюдательные комиссии при региональных органах управления, адвокатура. Создаваемые на основе коллективного членства, эти организации и объединения главное свое предназначение видели в оказании помощи государственным правоохранительным органам в их работе по охране правопорядка.

В целом, создание общественных организаций и объединений должно способствовать реализации прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц, входящих в эти объединения.

Реализуя свое право на объединение, граждане могут создавать политические партии и общественные движения, профессиональные союзы, женские и молодежные организации, творческие союзы и т.д., преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, ставящие своей целью совместное решение различных социальных проблем, которые могут возникнуть у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

Неоценима роль общественных объединений и организаций в решении общегосударственной задачи по охране права в стране, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Однако, традиционные формы (например, ДНД) претерпевают организационные изменения, другие (товарищеские суды, наблюдательные комиссии) стоят на перепутье и требуют правового обновления, роль третьих (адвокатура) неизмеримо выросла и также ждет своего законодательного закрепления. Более того, в последнее время появились новые формы участия граждан в правоохранительной деятельности, в основе создания которых лежат не столько коллективные, сколько индивидуальные интересы (частные нотариальные палаты, частные детективные и частные охранные предприятия).

Они, как правило, создаются по инициативе отдельных граждан либо по заявлению группы учредителей и выполняют функции охраны не правовых интересов вообще, а отдельных лиц, конкретных предприятий, учреждений и организаций.

Адвокатура — это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам[96].

Правовая помощь по своему содержанию охватывает широкий круг действий: помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении документа, подбор аргументов, определение органа, способного наиболее эффективно решить возникшую проблему, осуществление представительства, ведение защиты и т.д. Адвокатура — не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое от органов власти.

Правовой основой деятельности адвокатуры являются Конституция РФ, Положение об адвокатуре РСФСР утвержденное Верховным Советом РСФСР 20.11.80 г., УПК РСФСР, ГПК РСФСР.

Общая задача адвокатуры — оказание юридической помощи — конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся:

1. консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

2. составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

3. представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях[97];

4. участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика[98];

5. участие в качестве представителей сторон в Конституционном Суде РФ;

6. защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

7. иная не запрещенная деятельность (разработка уставов, подготовка к регистрации юридических лиц, заключение контрактов, правовое обслуживание коммерческих операций и т.д.).

В основе организации деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы.

Гуманизм. Адвокатура служит для служения человеку — защите его доброго имени, чести, достоинства, жизни, здоровья, личных тайн, собственности, прав.

Законность. Адвокат обязан вести защиту только законными методами, немедленно реагировать на все нарушения закона судом, прокурором, органами предварительного следствия и дознания, должностными лицами и т.д.

Добровольность. Любое лицо, имеющее юридическое образование, может подать заявление о приеме в адвокатуру. Лица, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет, принимаются в адвокатуру без прохождения стажировки, однако им может быть назначен испытательный срок продолжительностью до 3 месяцев. Лица, не имеющие стажа, до зачисления в адвокатуру должны пройти стажировку сроком от 6 месяцев до года. Адвокат и стажер не вправе совмещать адвокатскую деятельность со службой в государственных и общественных организациях за исключением научной и преподавательской деятельности, а также для адвокатов, работающих в районах, где объем адвокатской деятельности является недостаточным[99]. Адвокат имеет право на получение гонорара за свою работу. Взимание гонорара или части его, минуя кассу юридической консультации, рассматривается как уклонение от налогообложения, нарушение норм адвокатской этики и влечет соответствующую ответственность.

Самоуправление. Адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании[100] (конференции[101]) коллегии, предоставляя определенные полномочия ее выборным органам — президиуму[102], председателю президиума[103], ревизионной[104] и квалификационной[105] комиссиям.

Президиумом коллегии организуются юридические консультации для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи. Это основное рабочее звено. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультации и там проводят свою работу. Численность юридических консультаций различна: от 2-3 человек в сельской местности до 50-60 в Москве. Во главе юридической консультации стоит заведующий, назначаемый президиумом коллегии адвокатов. Каждая юридическая консультация должна отчислять на общие нужды коллегии до 30% валового поступления средств. Реально в различных коллегиях этот процент различен. Эти отчисления составляют бюджет коллегии, расходуемый на нужды самих юридических консультаций (аренда и ремонт помещений, приобретение литературы и оргтехники, зарплата технических работников и т.д.). Непосредственно на содержание президиума отчисляются очень незначительные суммы.

Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны государственных органов. Численный состав, штаты, смета расходов и доходов коллегии не утверждается исполнительными органами. Минюст больше не устанавливает правил оплаты труда адвокатов, поскольку размеры их гонораров определяются соглашениями между адвокатами и клиентами[106].

Некоторые полномочия в отношении адвокатских объединений сохраняет Министерство юстиции РФ. Оно рассматривает ходатайства об образовании новых адвокатских коллегий, оценивает с точки зрения закона их уставы, выдает им лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью. Если деятельность вновь созданной коллегии адвокатов противоречит ее уставу или закону, Минюст вправе лишить ее лицензии.

Гласность, открытость в деятельности адвокатуры заключается в том, что адвокаты вправе знать о положении дел в их профессиональной организации. Они вправе внести на обсуждение общего собрания любой вопрос, касающийся деятельности этой организации. Адвокатская тайна — необходимое условие существование адвокатуры. В содержание адвокатской тайны включаются:

1. сам факт обращения гражданина в коллегию адвокатов за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению;

2. сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком;

3. те же сведению, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью;

4. сведения о личной жизни граждан, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним;

5. сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском или административном процессах;

6. сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

Существуют пять основных гарантий сохранения адвокатской тайны:

1) требование закона не разглашать сведения, сообщенные в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи[107];

2) запрет допрашивать в качестве свидетеля защитника обвиняемого — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей защитника[108];

3) запрет допрашивать в качестве свидетеля представителя по гражданскому делу — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей представителя;

4) разрешение встреч защитника с обвиняемым (подсудимым, осужденным) наедине без ограничения их количества и продолжительности[109];

5) отсутствие уголовной ответственности адвоката за недоносительство о любом преступлении, ставшем ему известным со слов обвиняемого или его родственников, если они обратились за юридической помощью.

Адвокат обязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смерти лица, доверившего эти сведения, за исключением случаев, когда они служат его реабилитации. Адвокат не вправе оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Децентрализация как принцип организации адвокатуры означает самоуправление на уровне каждой коллегии, невмешательство одной коллегии в дела другой, отсутствие общефедерального органа, стоящего над коллегиями и управляющего их делами.

Нотариатом называется система государст­венных органов и должностных лиц, а также част­ных нотариусов, осуществляющих различные но­тариальные действия в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия предусмотрены зако­ном и заключаются в удостоверении сделок, для которых законодательством установлена обяза­тельная нотариальная форма (договоры, завеща­ния, доверенности); выдаче свидетельств на право собственности, долю в общем имуществе; свиде­тельстве верности копии документа, подписи и перевода; удостоверении различного рода фактов; принятии мер к охране наследственного имущест­ва и др. Нотариальные действия осуществляются в определенном законом порядке, по строго регла­ментированным правилам, несоблюдение кото­рых приводит к признанию нотариального акта недействительным.

Нотариальная деятельность тесно связана с судебной, в особенности с осуществлением пра­восудия по гражданским делам. Удостоверяя бес­спорные права какого-либо лица, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Суд рассмат­ривает жалобы на нотариальные действия или об отказе в них. Нотариально закрепленный договор облегчает стороне доказывание своего права, по­скольку содержание договора, подлинность под­писей, удостоверенных в нотариальном порядке, являются достоверными. Но в отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в от­ношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направ­лена на юридическое закрепление гражданских прав.

Правом осуществления нотариальных действий наделяетсяряд должност­ных лиц административных органов (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов, главные врачи больниц и др.). В то же время сущест­вуют органы и должностные лица, которые занимаются нотариальными дейст­виями на профессиональной основе. Именно они и рассматриваются как государственный нотариат.

Организация и деятельность нотариальных органов осуществляется в со­ответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариа­те, а также различными инструкциями, утверждаемыми Министерством юстиции РФ.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории, именуемой нотариальным округом. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом считается вся территория города.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юсти­ции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автоном­ной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Нотариаль­ные конторы, как правило, создаются в городах, а в крупных городах — в каждом районе города.

Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, открывает свою контору, счета в банке, нанимает и увольняет работников, распоряжается поступившими доходами.

Руководство государственными нотариальными конторами осуществляет Министерство юстиции РФ, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты.

Нотариусом может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в государственной нотариальной кон­торе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квали­фикационные экзамены и получивший лицензию на право нотариальной деятельности.

Стажировка в государственной нотариальной конторе или у нотариуса организуется органами юстиции или нотариальной палатой сроком на 1 год. Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности, он может быть сокращен, но не более чем на 6 месяцев. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором и правилами прохождения стажировки, разработанными совместно Министерством юстиции РФ и Федеральной но­тариальной палатой.

Квалификационная комиссия, принимающая экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих стать нотариусом, образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной палаты. Решение ква­лификационной комиссии может быть обжаловано в апелляционную комис­сию, действующую при Министерстве юстиции РФ. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд.

Лица, сдавшие квалификационный экзамен, получают лицензию на пра­во нотариальной деятельности. Лицензию выдают органы юстиции субъек­тов РФ в течение месяца после положительного решения квалификацион­ной комиссии. Наделение нотариуса полномочиями осуществляется Министерством юстиции РФ или по его поручению — органами юстиции на конкурсной ос­нове из числа лиц, получивших лицензию.

Компетенция нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, и нотариусов, занимающихся частной практикой, одинакова.Всеони осуществляют свои действия от имени государства. Основным правом нотариуса является право совершать предусмотренные законом нотариальные действия. Нотариус может осуществить любое нотари­альное действие в отношении обратившегося к нему лица, за исключением случаев, когда место совершения нотариальных действий определено законо­дательством РФ и международными договорами. Нотариус имеет право со­ставлять проекты доверенностей, сделок, заявлений, изготавливать копии до­кументов и выписки из них. Он также может истребовать от физических и юридических лиц документы для подтверждения обстоятельств, служащих ос­нованием для совершения нотариального действия. Решения нотариусов, как государственных, так и частных, имеют одинаковую юридическую силу. Од­нако некоторые нотариальные действия находятся в исключительной компе­тенции государственных нотариусов: выдача свидетельств о праве на наслед­ство, принятие мер к охране наследственного имущества.

Нотариус обязан при осуществлении своей деятельности быть беспристра­стным, подчиняться только требованиям закона и ведомственных норматив­ных актов. Он обязан предупреждать обратившихся к нему лиц о последстви­ях осуществляемых нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением профессио­нальной деятельности, отказать в совершении нотариального действия, если оно не соответствует закону. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречие с действующим законодательством. В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права выполнять свои полномочия. Нотари­усы не имеют права заниматься предпринимательской и иной деятельностью, оказывать посреднические услуги при заключении договора.

У нотариуса могут быть помощники.Помощником нотариуса является лицо, имеющее лицензию на право осуществления нотариальной деятельно­сти, но по каким-либо причинам не занимающее должность нотариуса. По­мощник нотариуса замешает его в случае длительного отсутствия (отпуска, болезни). В этом случае помощник нотариуса наделяется всеми правами но­тариуса. Но ответственность за ущерб, причиненный действиями помощни­ка нотариуса, несет сам нотариус. Он может предъявить впоследствии регрессный иск помощнику в размере причиненного ущерба.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, пред­ставляющей собой профессиональное объединение, основанное на обяза­тельном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотари­альные палаты образуются в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Санкт-Петербурге.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата осуществляет представительство и защиту интересов нотариусов, оказание им помощи в развитии частной нотариальной деятельности, организацию стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение профессиональной подготовки нотариусов, организацию страхования нотариусов и т. д. Нота­риусы обязаны платить взносы на содержание палаты и представлять сведе­ния о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся их финансово-хозяйственной деятельности, при проверках, проводимых но­тариальными палатами. Нотариальная контора имеет право ходатайствовать перед судом о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. Основ­ные вопросы деятельности палаты решает собрание нотариусов палаты, а те­кущей работой руководит правление во главе с президентом.

Нотариальные палаты в обязательном порядке являются членами Феде­ральной нотариальной палаты.Федеральная нотариальная палата объединя­ет все нотариальные палаты, а значит всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории РФ. Федеральная палата представляет интересы но­тариусов и нотариальных палат на государственном и международном уров­нях. Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат, которое избирает правление и президен­та Федеральной нотариальной палаты.

Система контроля за деятельностью нотариусов. Контроль за деятельностью нотариусов осуществляет суд, рассматривая в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства спор о праве, ос­нованном на совершении нотариального действия, жалобы на совершение но­тариального действия или отказ в нем. Суды также рассматривают и требова­ния о возмещении ущерба нотариусами, занимающимися частной практикой.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, осуществляют орга­ны юстиции, а за нотариусами, осуществляющими частную практику, — но­тариальные палаты. Контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства возлагается на налоговые органы. В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор или нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальные действия осуществляются должностными лицами органа исполнительной власти на основании решения его руководителя.

За границей для российских граждан нотариальные действия осуществ­ляют консульские учреждения. Капитаны морских судов, главные и дежурные врачи больниц, начальни­ки воинских частей, исправительных учреждений и следственных изолято­ров имеют право удостоверять завещания и доверенности. Удостоверенные ими документы имеют силу нотариально удостоверенных.

2. Частная детективная и охранная деятельность

Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. 64 впервые введен новый вид правоохранительной деятельности – «частная детективная и охранная деятельность» (ЧДОД). Она определяется как «оказание на возмездной договорной (контрактной) основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется» (ст. I Закона).

Из этого определения вытекают следующие принципиальные положения:

1. это новый вид правоохранительной деятельности, которую осуществляют специально создаваемые частные предприятия. Она направлена на защиту прав и интересов (прежде всего личных, имущественных) клиентов, пользующихся услугами этих предприятий;

2. пользоваться услугами этих предприятий, т.е. быть их клиентами, могут отдельные как физические, так и юридические лица;

3. эта деятельность осуществляется на возмездной, договорной основе, т.е. она является платной, в размерах и порядке, определяемом договором между предприятием ЧДОД и клиентом;

4. для осуществления частной детективной и охранной деятельности необходимо получить специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел;

5. правовой статус граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, отличается от правового статуса работников правоохранительных органов.