Юмор дети и деньги

Деньги у ребенка могут быть и хорошим, и плохим решением.

Самое главное, от чего это зависит: какие отношения в семье? Если хорошие, все дружно, родители умные и родители в авторитете, то в такой семье любые эксперименты хороши. И эксперимент с деньгами в такой семье будет кстати — ребенок с его помощью будет учиться обращению с деньгами и многим другим полезным вещам. Если же с ребенком конфликты, ребенок не слушается, то попытки «купить» нормальное поведение ребенка деньгами — глупость и вред.

Не менее важный вопрос: сохраняется ли в вашем эксперименте с деньгами родительская власть и понимает ли ребенок, под какую задачу родители разрешают ему подобные заработки? Если ребенок думает, что теперь родители ему что-то «должны» и он теперь будет требовать себе положенное — такой эксперимент прекращайте сразу. Если же он понимает, что у него две задачи — 1) учиться хорошо и радостно вести себя в садике и 2) учиться правильно обращаться с деньгами, — то всё в порядке. Как эти задачи будут решены, деньги он перестанет получать. И пусть тогда думает, чем он еще хочет себя научить, если хочет зарабатывать деньги?

Дети и деньги — у этой проблемы несколько сторон. Есть деньги, которые ребенок может зарабатывать, есть деньги, которые ему родители выдают (карманные деньги).

КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

По поводу карманных денег аргументы ЗА и ПРОТИВ следующие.

Аргументы против, которые приводят некоторые родители:

  • нецелесообразно — ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
  • слишком много внимания денежным вопросам — будет жадным, алчным;
  • если регулярно снабжать деньгами — станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает — не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
  • носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае — зависть других детей, в худшем — отнимут или, не дай бог, побьют и т. д.).

Аргументы за:

  • ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
  • пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится предвидеть последствия своих поступков — не станет рисковать во взрослой жизни;
  • если не давать — возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.

Вывод: не торопитесь высказываться на эту тему категорично. Бывают разные дети, разные семьи, разные ситуации, всегда нужно думать. Подумаем?

С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие (а потом и не очень мелкие) расходы?

Есть две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или с момента поступления в школу. Хотя ведь нередко эти два момента в жизни ребенка совпадают!

Как определить, можно ли уже дать ему какую-то сумму, чтобы тратил по своему усмотрению? Просите малыша-дошкольника время от времени сходить в магазин. Не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки? Если считаете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, объясните, почему отказываете. Подскажите, чему стоит научиться, чтобы получить желаемое. Естественно, что с началом финансирования у ребенка появятся (или усложнятся) домашние обязанности. Каждый год в день рождения можно повышать сумму выплат — и соответственно договариваться с ребенком об увеличении его вклада в работы по дому.

Сколько давать карманных денег?

Это определяется вашими реальными семейными возможностями и здравым смыслом. И не стоит сокрушаться, если вы не можете дать сыну или дочери ту же сумму, что получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: «Извини, это то, что я могу давать тебе на данный момент». Просит больше? Обсудить вместе с ним или с ней семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время вы сможете выполнить просьбу (после выплаты ссуды или после запланированной крупной покупки). Договоритесь о сроках, и если уж обещали — выполните свое обещание.

Может быть и так, что вы не стеснены в средствах. Как определить верхнюю границу выдач на ребячьи расходы? Подскажет опять же здравый смысл. Причем совершенно не обязательно суммы карманных денег вашего ребенка должны расти пропорционально увеличению вашего семейного бюджета.

Кажется, в одном вопросе специалисты сходятся. Выдавать карманные деньги нужно регулярно. Тем, кто помладше — раз в неделю; более взрослым — ежемесячно.

Американские специалисты говорят, что есть четыре системы «выдавания» денег (причем хорошая из них — только одна):

  • в любое время по его прихоти (даже если есть договоренность с ребенком о регулярных выплатах);
  • исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;
  • регулярно в определенном объеме, при этом безо всяких условий и оговорок;
  • также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.

Нетрудно догадаться, что оптимальной из них можно назвать последнюю по счету. Что значит «с условием»? Первое — оговаривается, на какие расходы предназначаются эти суммы (школьные принадлежности, сладости, развлечения или что-то другое), а какие траты полностью исключаются (на алкоголь, сигареты и т. п.). Второе — родители договариваются с сыном или дочерью, что не будут лишать карманных денег из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определенных домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?

Нужно ли контролировать, куда ребенок тратит свои карманные деньги? Конечно. Вначале вы договариваетесь с ребенком, на что вы ему деньги даете (столько на транспорт, столько на еду, столько на развлечения), после вы должны понимать, насколько удачно вашему ребенка удается тратить деньги правильно. При этом умный контроль — всегда дифференцированный контроль. Что-то вы будете отслеживать (а вдруг?) как абсолютно недопустимое (деньги на булочки с маком потрачены на гашиш), что-то как допустимое (деньги на булочки с маком потрачены на булочки с повидлом), а что-то — как возможность радости (деньги на булочки с маком ваш ребенок сэкономил и купил маме на день рождения букет прекрасных цветов).

У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться, не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. Например, на сигареты, выпивку и т. п. А как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить, на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психолог Юрис Блумбергс считает, что лучше дать и затем разбираться в ситуации, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны «неуловимые» траты, когда нет никакого материального воплощения этих расходов (отговорки, что на дискотеки, на неизвестно где съеденные сладости и т. п.).

Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?

Платить ли ребенку за то, что он выносит мусор? А за пятерки в школе? Решать этот вопрос помогает следующий принцип: «Если в семье здоровые отношения, где родители и дети близки и любят друг друга, в такие платы играть можно. Они воспринимаются как игра, где дети учатся зарабатывать, а родители обозначают направления, где дети могут их порадовать. Но если семья другая, где отношений между родителями и детьми по сути нет, где человеческие отношения заменяются деньгами, — это плохие игры в деньги, и этого делать не стоит.

Поощрять хорошую учебу деньгами — скорее бессмысленно. Исследования показали, что дети, которым за хорошую учебу доплачивали, имеют практически те же результаты, что и дети, которые учились без денежных подкреплений. Впрочем, награждать за выдающие результаты (победа на олимпиаде по трудному предмету, сдача трудного экзамена) — можно, но и здесь лучше срабатывает не просто выдать сумму денег, а подарить то, о чем ваш ребенок давно мечтал. Учебу детей улучшают другие вещи: интересный процесс учебы и умение ребенка учиться. И здесь умные родители — помочь могут!

За что деньги платить можно — это платить детям 7-8 лет за прочитанные книги. Здесь понятно, за что конкретно платятся деньги, это создает ребенку базу для учебы, расширяет его кругозор и вызывает интерес к чтению. Начиная с 9 лет, он будет с удовольствием читать уже сам, без денег. Заметим при этом, что многим родителям удается вызвать интерес к чтению и без денег.

За постоянные обязанности по дому также платить деньги — нельзя: это наша общая жизнь, каждый член семьи вносит (должен вносить) свой вклад в домашнее хозяйство. Маме же никто не платит, за то что она готовит всем завтрак? При этом можно оплатить серьезные работы, которые обычно дети не делают (строительство дома, ремонт квартиры, освоение дачного участка) и для выполнения которых вы готовы были вызвать мастера. Зачем же тогда платить мастеру, если это может сделать ваш сын? Тем более, если вы подчеркнете, что главное в этом случае — не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо — в зависимости от серьезности проступка.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю — пусть ответит за последствия своего легкомыслия.

Постепенно в сумму на мороженое и развлечения добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет. Например, в конце месяца нужно купить проездной билет, в начале четверти предусмотреть покупку тетрадей и т. д. Да, может случиться, что ребенок потратит эти деньги не по назначению. Тогда придется добавить сумму на неотложную покупку (например, на проездной) как бы в долг. А потом вычесть ее из карманных денег.

Многие дети, получив деньги, тратят все немедленно. В таком случае попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Постепенно можно увеличивать эти части.

Если сын или дочь собираются самостоятельно сделать «крупную» покупку, помогите выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку.

В европейских странах некоторые родители открывают ребенку самостоятельный счет в банке. Он учится совершать какие-то банковские операции, например обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада. Из положенной на его имя суммы может брать деньги на покупку одежды, школьных принадлежностей, на ежемесячную оплату дополнительных занятий и т. д.

​​​​​​​Конечно, вы будете знакомить ребенка и со своей семейной бухгалтерией. Причем информировать не только о расходах. Если ребенок не знает, сколько получают родители, значит, в семье нет доверительности в отношениях друг с другом. Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу семейных трат, участвовать в планировании покупок, поездок.

Стоит ли в каких-то затруднительных обстоятельствах привлекать личные средства ребенка в бюджет семьи? Не исключено, что это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Разумеется, потом детские деньги должны быть возвращены (с процентами или без — решается индивидуально).

Финансовое воспитание детей

Деньги, кроме исполнения чисто финансовых функций (мера стоимости, средство оборота, платежа, накопления), являются также фактором формирования психики человека в выживании, существовании, удовлетворенности, восседании на той или иной общественной ступени и т.д.

Исследования свидетельствуют о том, что люди дольше сохраняют здоровье, остаются более уравновешенными психически, а также крепкими физически, имея возможность не отказывать себе в удовольствии тратить деньги. У личностей, вынужденных ограничить себе в этом, развивается пессимистичность. Попадая в условия безденежья, нужды даже в питании, – их психика начинает деградировать.

Актуальность финансового воспитания состоит в том, что «правильно» сформированное отношение к деньгам у детей существенно влияет на процесс их экономической социализации и формирования фундамента «психического здоровья».

Родители часто нивелируют проблему финансового воспитания ребенка. Этот вопрос чаще всего или замалчивается (поскольку ребенок еще слишком мал, чтобы распоряжаться деньгами), или же родители формируют неверное отношение ребенка к деньгам.

Негативно окрашенные отзывы родителей относительно денег, якобы «все богатые – жулики», «деньги – причина всех бедствий», формируют неправильное восприятие этой категории.

Деньги – это реалия, которую не следует утаивать от детей. Ребенок должен знать, как их зарабатывают родители, а как тратят. Следовательно, у него формируется собственное мировоззрение относительно того, на что стоит или не стоит тратить деньги, как их экономить, сберегать, каким путем формировать доход и пр.

Воспитательный процесс отношения к деньгам следует начинать с того момента, когда ребенок учится различать купюры разного номинала. Отвечая на вопросы ребенка, необходимо давать только правдивую информацию. Если семья претерпевает некоторые материальные трудности – не следует скрывать их от ребенка, а рассказать о них и объяснить, почему возникла такая ситуация и как родители намерены с ней бороться.

Не следует также забывать, что родители являются основным эталоном, влияющим на ребенка в восприятии денег. Поэтому именно на последних возлагается ответственность за правильную и обоснованную подачу этой экономической категории своим воспитанникам.

В общем, финансовое воспитание сводится не только к разговорам, но и к реальным действиям. Доверие ребенку денег в том возрасте, когда он уже умеет считать – это один из наилучших способов привить ему такое желание.

Разговаривая с детьми относительно будущей покупки, квартплаты, коммунальных услуг, обговаривая с ним финансовые стороны отдыха, развлечений, родители, тем самым, создают для них возможность научиться накапливать, тратить, рассчитывать деньги. Также можно определить обязанность ребенка, например, покупать продукты питания. Благодаря этому, ребенок научится считать, правильно формулировать обращение к продавцу, формировать финансовую бережность.

Важно также объяснить ребенку, что существует нечто такое, что невозможно купить за деньги, например, честь, достоинство, любовь, ум.

Когда ребенок идет в школу, перед родителями возникает вопрос целесообразности доверия ему карманных денег. Последние нужны хотя бы для того, чтобы удовлетворить нужды, не всегда предвиденные взрослыми. В то же время, их количество не может определяться отношением к доходу родителей, а, скорее, должно базироваться на объективных потребностях ребенка.

Выделяя деньги на карманные расходы, взрослым следует разрешать принимать детям самостоятельные решения относительно распоряжения ими. В то же время нужно помнить, что ребенку следует объяснить, к примеру, что все деньги не следует тратить на сладости, их можно накапливать, например, для покупки интересной книги.

Родители могут помочь ребенку определить некоторую цель, то есть вещь, которую он желает приобрести, тем самым мотивируя к откладыванию денег. При этом важно не подталкивать к покупке слишком дорогих вещей, поскольку далекие перспективы снижают интерес ребенка.

Также важно давать ребенку деньги не на один день, а, например, на неделю, с постепенным увеличением этого периода. Благодаря этому, ребенок научится планировать свои средства на будущее. Если же ребенок сразу потратит выделенные родителями на всю неделю деньги, – важно больше не давать их до начала следующей недели. Это должно воспитать его ответственность за свои финансовые поступки.

Чтобы избежать конфликтов, всем членам семьи следует знать правила распределения денег. Детям необходимо понимать, принадлежат ли эти деньги им по праву, или же благодаря их послушности, хорошо выполненной работе, успехам в учебе.

Иногда родители намереваются покупать оценки или работу по дому у собственных детей. Но, как известно, вознаграждение за то, что люди и так делают с удовольствием, способствует уменьшению их внутренней мотивации. А значит у детей со временем исчезнет желание учиться или работать бесплатно.

Еще один важный момент финансового воспитания ребенка состоит в том, чтобы не следовать всем его материальным прихотям, поскольку, воспитываясь в такой среде, ребенок растет эгоистом, не способным самостоятельно зарабатывать деньги. Балованные подарками и деньгами дети сживаются с мыслью, что все на свете оценивается лишь материальными критериями.

Следовательно, позволяя ребенку принимать самостоятельные решения относительно распоряжения карманными деньгами, помогая ему в затруднительных для него финансовых ситуациях, обсуждая вопросы семейного бюджета, возлагая на него ответственность за собственные финансовые действия, мы формируем гармоничную личность. При этом, ребенок должен четко усвоить, что деньги – это всего лишь экономическая категория, а не духовная потребность.

Дети и деньги. Как мы воспитываем вечных кредиторов и скряг

В каком возрасте детям можно давать деньги на карманные расходы, как реагировать, если ребёнок просит вас купить ему очень дорогую вещь и почему стоит подарить своему ненаглядному чаду копилку, рассказала психолог Светлана Меркулова.

Если вашему ребёнку исполнилось три года, а он до сих пор не знает, что мамин кошелёк не резиновый, пора остановиться, выдохнуть и объяснить своей кровиночке, что такое деньги и как они достаются. Как сделать это максимально понятно, чтобы в будущем избежать проблем, АиФ.ru рассказала психолог Светлана Меркулова.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги? Лично я не припомню таких разговоров в детстве, всё как-то само собой происходило.

Светлана Меркулова: Вообще, дети в этом мире всегда чему-то учатся. Так же и отношениям с деньгами их тоже нужно учить. Это задача родителей. Важно, чтобы ребёнок знал как можно раньше об этой стороне жизни, практически с рождения. Мы же учим подрастающее поколение хорошим манерам, правилам поведения в обществе и правилам безопасности. Так мы заботимся о детях. Обучение взаимодействию с деньгами не менее важно. Это то, что очень пригодится вашему чаду во взрослой жизни.

— Дети учатся в первую очередь тогда, кода просто видят, как мы себя ведём, чем занимаемся. Они наблюдают за родителями. Ребёнок ходит с нами в магазин за продуктами — нужно показывать ему, что вы не просто берёте на полках товары, а вы за них платите деньги. Здорово, если это будут реальные деньги, а не пластиковая карта, которая может рассматриваться малышом как волшебная карточка, которая имеет неограниченный кредит. Наличные — это конкретика. Они имеют свойство заканчиваться, а это очень наглядно и полезно. Проговаривайте цену товара. Важно говорить о деньгах спокойно и по делу. Нужно донести до ребёнка понимание того, что деньги имеют свою ценность, и если их потратить, они исчезают. Их нужно заработать.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть в магазин. Таким образом вы прекрасно можете обучить сына или дочь товарно-денежным отношениям. Вся прелесть в том, что, по сути, дети подсказывают нам, что им нужно. Важно просто внимательно относиться к их играм, словам и просьбам.

— Как объяснить ребёнку, что такое «дорого» и «дёшево»?

— Конечно, совсем маленькому ребёнку 2,5–3 лет объяснить подобные вещи сложно, он ещё не обладает навыком сравнения. А вот шестилетка или семилетка, который умеет считать, вполне способен понять разницу. Вы всегда можете устроить игру в магазине под названием «Найди дешевле». Попросите ребёнка найти товар по более доступной цене. Эта игра-охота прекрасно формирует навыки, которые пригодятся в будущем.

— А вам не кажется, что таким образом мы просто вырастим скрягу, который будет считать каждую копейку и всю жизнь искать что-нибудь подешевле?

— Культура обращения с деньгами передаётся из семейной системы. Когда родители постоянно живут в режиме жёсткой экономии, ребёнок копирует эту модель поведения. Если вы скряга, глупо бояться, что у вас подрастёт такой же скряга. Что касается игры, я не думаю, что она как-то сильно повлияет на ребёнка, и он станет гиперэкономным. Скорее вы просто дадите своему чаду элементарные навыки обращения с деньгами.

— Ещё один непростой вопрос, который волнует практически любого ребёнка, почему, например, Петровы богаче, чем его семья?

— Вы вполне можете объяснить, что всегда есть люди, которые получают большую зарплату (даже большую, чем у Петровых). Но это не потому, что лично вы — не успешны, а потому, что работаете там, где меньше платят. Но при этом ваша работа вам нравится. Вы ей занимаетесь, поскольку это любимое дело и за него вам ещё и платят. Если ребёнок решит, что ему нравится, как живут Петровы, это может стать стимулом к тому, чтобы расти, развиваться. Это как раз формирование целей.

— По поводу целей. Однажды я смотрела сюжет про первоклашек, журналист опрашивал их на тему будущей профессии. Большинство ответов было из разряда: я хочу стать косметологом, чтобы много зарабатывать, я хочу работать в банке, потому что там много платят и т. д. Откуда берётся подобная установка с малых лет, должна ли она как-то беспокоить родителей?

— Подобные стремления продиктованы нашим потребительским обществом и во многом семьёй. Давайте представим, мама ходит к косметологу, отдаёт за процедуры немаленькие деньги, а потом приходит домой и рассуждает, сколько зарабатывают эти специалисты. Дети всё слышат и мгновенно делают свои выводы. По этой причине нужно всегда думать, что вы говорите вслух при собственных детях! Косметолог — хорошая профессия, но она хороша не тем, что там можно заработать деньги.

Что касается ориентированности на материальные ценности — это столкновение интересов общества и семейных ценностей. Мы все участвуем в потребительской гонке, только с разной интенсивностью. Если в вашей семье принято поклоняться деньгам, то ребёнок будет следовать этому курсу. А если в семье всё-таки есть другие ценности, то материальные блага не выйдут на первый план.

— Это очень актуальная тема, даже если речь идёт о состоятельной семье, где родители и дети привыкли активно тратить. Конечно, ребёнок должен понимать, что любые деньги заработаны родительским трудом, а значит, они имеют ценность. Если их потратить, то сам собой кошелёк не наполнится новыми купюрами. Здесь, опять же, поможет игра. Продумайте цепочку от момента зарабатывания игрушечных денег до момента траты. Что нужно сделать, чтобы получить зарплату? Как распределить деньги, чтобы вам их хватило? Сейчас много игр, в которых процесс зарабатывания и траты хорошо отражён. Например, «Монополия» или какие-то компьютерные игры, где герой получает зарплату и с помощью неё приобретает необходимые вещи.

Кроме того, проговаривайте некоторые моменты. Например, вы пошли за колготками, объясните, почему вы берёте именно этот товар, а не другой: «Эти колготки стоят столько, мне они нравятся, потому что…» Таким образом вы добавляете ещё и сравнительный анализ. Согласитесь, что так или иначе мы все проводим его внутри себя, но в данном случае это нужно делать вслух, чтобы ребёнок понимал, что вы делаете и почему.

— Полезно ли ребёнку на что-то копить?

— Да! Здорово приобрести для ребёнка копилку, потому что у каждого из нас есть определённая мечта, так почему бы не собрать на неё денег? Это хороший повод научить своё чадо обращаться с рублями и копейками. Можно даже купить сразу две копилки: в одну складываются средства на мечту, в другую — то, что можно потратить, как только захочется — на конфетки, плюшки, шарики.

Существование копилок — это обучение процессу удержания. Знаете, есть люди, которые в принципе не умеют обращаться с деньгами, тратят их за несколько секунд, стоит им только появиться у них в руках. Это те взрослые, которые, ещё будучи детьми, не научились копить. А зря!

— Кто может давать деньги ребёнку, по какому принципу? Допустим, только на день рождения или по каким-то праздникам? А главное, как избежать ситуаций, когда ребёнок начинает ждать, например, не бабушку с дедушкой, а то, что они принесут или подарят?

— Обычно подобный перекос наблюдается в семьях, где подрастает один-единственный ребёнок, которого все очень долго ждали, а когда он наконец появился, начали задаривать его всем, чем только можно. Это, безусловно, проявление любви, которую люди не могут контролировать. Увы, таким образом они просто портят ребёнка. Постепенно ценность того, что в гости пришли бабушка с дедушкой, с которыми весело и здорово, отодвигается, на первый план выходят деньги, вещь, игрушка. Ребёнок уже с порога встречает вас фразой: «Что принёс?». В семье складывают товарно-денежные отношения. На самом деле всё просто: не надо пихать деньги каждый раз, когда приходите, используйте для этого какие-то поводы.

— День рождения — хороший повод?

— Нет! Всё-таки это праздник, детки ждут какого-то волшебства. Да, взрослые могут считать, что лучший подарок — деньги. Ребёнок (если вы его ещё не избаловали) мыслит совсем другими категориями. Лучше узнайте, что он хочет, и принесите именно этот подарок. 23 Февраля, 8 Марта, именины — вполне подходят для того, чтобы подарить денежку.

— Сколько денег можно подарить?

— Немного, это должна быть символическая сумма. Вы можете вручить её ребёнку лично или положить в копилку.

— А можно деньгами поощрять ребёнка за что-то?

— Конечно, учить ребёнка зарабатывать деньги — полезно. В данном случае было бы здорово найти в семье такое дело, которое все не любят. Например, мыть посуду, и тот, кто готов всё же её помыть, получает 10 рублей. Неважно, кто это делает — мама, папа или ребёнок. Таким образом вы учите своё чадо зарабатывать. Поощрять деньгами учёбу — не очень хорошая идея. Ходить в школу — это естественно, за это никому не платят.

— Если говорить о карманных расходах, в каком возрасте у ребёнка должны появиться эти деньги?

— Шесть – семь лет, когда ребёнок начинает ходить в школу. При этом не надо контролировать, как ваше чадо расходует выданную сумму. Постепенно школьник научится ею распоряжаться, считать сдачу, сохранять деньги и т. д. Где-то к 12 годам вы можете давать деньги не каждый день, а раз в три – четыре дня, чтобы постепенно ребёнок мог контролировать свои расходы на три дня. Старшеклассникам — раз в неделю, раз в 2 недели. Так дети учатся обращаться со своим капиталом. Это готовит человека к будущему, в котором большинство людей получает зарплату раз в месяц.

— Какие расходы надо учитывать, чтобы понимать, размер карманных расходов?

— Еду, питание, проезд. Посмотрите, как устроен день ребёнка, что ему необходимо. Если давать сумму больше, то, скорее всего, он будет тратить её на всякую ерунду.

Мама — на крючке

— Светлана, откуда появляются дети, которые любят устраивать истерики в магазине, требуют от родителей купить игрушку, конфетку, платье и т. д.?

— Их создают родители, дети — наш продукт. Если мама с папой безрассудно каждый раз откликаются на любое «хочу», готовьтесь к тому, что постепенно у вас будут требовать большего. Своими действиями вы соблазняете ребёнка, как бы говорите ему: «Я могу тебе всё купить, пожалуйста, бери». Чтобы подобных вещей не было, всё-таки лучше устанавливать определённые правила: раз в месяц (выберите свой период) родители покупают какое-то красивое платье или нужную игрушку. Ребёнок к этому привыкнет и перестанет требовать.

— А что вы предлагаете делать, когда ребёнок начинает истерику из-за игрушки прямо в магазине, не обращать на него внимания?

— Действовать нужно в зависимости от возраста и, скажем так, степени запущенности случая. Истерики в магазине возникают не просто так. Если маленький ребёнок покапризничал, его успокоили, дав то, что он требовал, дальше будет тяжелее. Проблему нужно решать ещё с малышом, чтобы у него не закрепилась привычка «кричу-получаю». Но если мама тревожная и быстро старается дать своему чаду всё что угодно, лишь бы он не орал, она у него на крючке!

— Давайте возьмём сознательный возраст ребёнка и среднестатистическую семью. Дочь просит у мамы купить ей сумку Louis Vuitton или любую другую дорогую вещь, что делать?

— Для любой масштабной покупки есть копилка. Пожалуйста, пусть копит на сумку своей мечты.

— Я боюсь, что в среднестатистической семье она будет копить до старости.

— Ничего страшного, если человек столкнётся с ситуацией, в которой он не накопит на дорогую сумку. В этом мире не всё возможно получить. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с теми или иными ограничениями. Те дети, которые научились с ними справляться в юном возрасте, спокойно принимают их и во взрослом состоянии. Да, есть вещи, которые доступны далеко не всем! Иногда ребёнок должен столкнуться со словом «нет». Ничего катастрофического не произойдёт. Родители — не боги. Они не должны тратить пять зарплат только потому, что дочь захотела сумку.

— Как научить ребёнка правильно тратить деньги, когда он приходит в магазин?

— Только с помощью экспериментов, причём реальных. Например, ребёнок приходит в магазин с накопленной тысячей рублей. Он хочет мороженое, конфет, игрушку, велосипед. Посчитайте вместе с ним: вот это стоит 300 рублей, вот это — 500 рублей, а это — 600 рублей. Как тебе кажется, мы укладываемся в твою тысячу или нет? Ребёнок посчитает и скажет: «Нет, не укладываемся». Тогда предложите ему выбрать что-то из его «хочу». Только не надо докладывать денег.

— А если он, не спрашивая вас, начинает тратить деньги на всякую ерунду, нужно его останавливать?

— Нет. Он должен столкнуться с тем, что карманы опустели, он, условно, купил гору жвачек, но остался без машинки. Конечно, он наверняка будет горевать по этому поводу. Ничего страшного! Посочувствуйте: «Мне действительно очень жаль, что так произошло, но в следующий раз, когда у тебя будут деньги, ты, наверное, распорядишься ими более разумно». Ребёнку очень важно столкнуться с ограничениями и понимаем того, что деньги исчезают, и, чтобы они опять появились в кошельке, нужно их заработать.

— Светлана, нужно ли давать ребёнку возможность подрабатывать или принуждать его к этому?

— Если в семье есть потребность в деньгах, как правило, дети сами проявляют такую инициативу. Конечно, важно поддерживать ребёнка в его начинаниях, давать ему возможность заработать деньги и тратить их на свои потребности. Покупая себе то, что он хочет, ребёнок помогает вам, потому что вам это не нужно будет ему покупать. Если он купит вам торт на свою первую зарплату, это очень хороший знак. Но если нет, ничего страшного. Единственное, чего не стоит делать — бежать впереди паровоза и быстренько искать своему чаду работу. Можно только помочь ему подобрать несколько надёжных вариантов, а ребёнок уже сделает свой выбор.

— Нужно ли посвящать ребёнка в семейный бюджет? Должен ли он быть в курсе, сколько денег есть в семье, на что и как вы их тратите, или всё это лишняя информация?

— Взрослому ребёнку, который хорошо обращается с цифрами и суммами (от 12 лет), вы можете рассказать, какой процент выделяете каждый месяц на питание, одежду, обучение, оплату коммунальных услуг. Это разные статьи расходов, о которых он имеет право знать, и ему это было бы полезно. Но, опять-таки, это не должно быть скучной лекцией, рассказывайте в процессе: у нас такая-то сумма, это мы тратим туда, это туда, и это туда. Это некий шаг во взрослую жизнь, к которой он должен быть готов.

Юмор дети и деньги

— Ребенок разорвал свои карманные деньги потому что был недоволен суммой. Его мама вышла из комнаты и увидела это. Что бы вы сделали, если бы так поступил ваш ребенок?

— Сохранил бы и давал бы частичку этого каждый раз, как он просит денег, «смеюсь, что аж задница отваливается» (или как-то так)

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

238 комментариев

а потом злых, а после обычных.

Это как отца по яйкам ударить, в жизни не смог бы позволить себе такое)

Разорвать, сука, деньги. Да и судя по всему это 5 с чем-то долларов (возможно 10, ну не мог же он так только одну купюру разорвать). Этих 10-ти долларов же на ништяки всякие хватит! Это как если бы ребёнок порвал 500 рублей. Да я б лично за такое придушил

В 90-е в компании друзей моих родителей был некто Геннадий. Человек мерзейший, его понтов хватило бы на три Казахстана. Как-то раз он хвастал своими деньгами, доставал из кошелька и тряс ими перед моей мамой, мол: «Смотри сколько у меня денег, у вас столько нет». Потом он решил пафосно проявить свою «щедрость» и дал мне 1000 рублей. Мне хоть и было всего лет 5 (возможно меньше), но его поведение я не оценила и порвала деньги у него на глазах. Вспоминая, как у него выпала сига изо рта и вытянулось лицо, ни о чем не жалею.

Там 25 как минимум. Капеееец. Маленький ублюдок

Ребенок разорвал СВОИ деньги. Я б в таком случае только порадовался за то что он получил ценный опыт, а не спустил на какую нибудь вредную хуету.

Его деньги станут после того как он начнет зарабатывать. А пока обеспечивают родители-это их деньги. Нехватает-отложи и накопи, не устраивает сумма-откажись или выйди на подработку. Такое отношение к деньгам показывает и отношение к труду родителей. Имхо.

Вспоминается старая притча как раз на эту тему.

Отцу надоело, что его взрослый сын все сидит дома и не хочет работать, и он стал практически выгонять его из дома: «иди и пока не заработаешь денег, не возвращайся”. Мать пожалела сына, и говорит ему: — Я соберу тебе немного еды и дам несколько монет, пойди погуляй где-нибудь целый день, а к ночи приходи домой. Покажешь отцу деньги скажешь, что пас отару овец, тем и заработал денег.
Так и сделали, парень вернулся поздно вечером домой, подошел к отцу и протянул ему пару монет. Отец взял монеты, посмотрел на них внимательно, и сказал: «Нет, эти деньги ты не заработал сам», и бросил монеты в огонь. Сын пожал плечами и пошел спать. На следующий день все повторилось, отец также бросил монеты в огонь.
Через некоторое время мать говорит сыну:
— У меня закончились деньги, которые я давала тебе, отец как-то узнаёт, что ты их не заработал, видимо сегодня тебе действительно придется найти работу, и принести отцу деньги.
Сыну ушёл в город, и нанялся у кузнеца таскать железо, и готовить горн.

Вечером, полностью без сил и голодный, он вернулся домой. Протянул отцу несколько монет, которые ему заплатил кузнец. Отец вновь посмотрел на монеты, и опять сказал, что эти деньги он не заработал, и швырнул их в огонь. Сын закричал, бросился к пламени, и начал голыми руками разгребать головешки в поисках своих монет.

На что отец сказал: «Теперь я вижу, что эти деньги ты заработал сам.

Чуть выше есть ответы на мои комменты. Явственно видна разница поколений. Интересно наблюдать.

Ага, и руководствуясь логикой, что ничего моего тут нет, мать забирала мои накопления. Постоянно. Охуенно, че уж там.

Если ты отдал деньги, они перестают быть твоими, потому что ты, блять, отдал их, добровольно

Вот за последнее — лишить денег нафиг! С малолетства охуевшее быдло воспитывать?

А ребенок разве заключал договор подряда целевого финансирования

Возможно, в устной форме: «мам, дай денег на кино и макдональдс»

Условие хороший мальчик не выполнена. В договоре отказано. Предъявлен иск по нарушении прошлых договоренностей с требованием возместить убытки.

Ну ваша мама точно была не права.

Но и ваш опыт не оправдывает действия ребенка.

Ему дали денег, а в благодарность вот такое.

Не надо из крайностей в крайности переходить.

Ребёнка другой человек оправдывает.

Мои у меня разрешения хоть спрашивали, но потом возвращали часть суммы.

Ущербная позиция. Карманные деньги отдаются ребенку и делай что хочешь. Разорвал? Твое право. Сиди без денег. Это учит общаться с деньгами ответственно.

А если деньги родителя, а он еще и считает что и на сколько ребенок тратит, то дите не парится или врет. Не парится, ведь кто-то за него делает его работу (считает его деньги), а врет потому, что мечтает о красной машинке, но папа считает, что он уже взрослый для машинок и будет ругаться, что деньги в пустую тратит. Поэтому лучше соврать про повышение стоимости обеда в столовой, например, и в тайне копить (ведь иначен никак, денег то ему все равно больше неоткуда взять,) Зато когда обман откроется, ребенок огребет, мол врун и говно. А говно не ребенок, а родитель, который загнал ребенка в невозможные рамки, а потом ругает за то, что ребенок в этих рамках пытается осуществлять свои хотелки. А вам бы понравилось, если вы ваш начальник урезал вам деньги за то, что вы ими на его взгляд неправильно распоряжаетесь? Уверена, что нет. Так и ребенку.

Если бы я разорвала бы деньги, мама даже ухом не повела бы. И ухом не вела бы, если бы я в течение месяца попыталась у нее просить. Говорила бы: «Я тебе давала деньги в начале месяца. Учись планировать бюджет, детка.» И никакой агрессии. И в следующий раз такой хрени не было бы, т к урок был бы усвоен. А если бы она просто решила сократить мне деньги за сл месяц за мое «неправильное» отношение к деньгам,я бы считала ее самодуркой и не особо бы уважала, т к хз что она сделат в следующий раз, да и шантаж — не лучший метод.

А почему если бы урезала была бы самодуркой? Давала допустим в месяц 5тр. По 250р в день в школу. Если бы ребенок порвал 2 раза допустим по 250р. Почему бы не начать давать по 4500 в месяц. 500р лишние же получаются, им найдется лучше применение чем показательные протесты.

Потому что это самодурство. Все, что отдано ребенку — его собственность, если не обговорено другое.

Вот даете вы ему 250, он порвал. Ну ок. Зато остался без обеда. 3 раза останется без обеда, перестанет так делать. Особенно если протест не возымел действие. А если ограничить его бюджет просто так, потому что вы считаете, что он «неправильно» использует свои деньги, то велик шанс впасть в конфронтацию. Он вам пакость, вы ему, он опять вам и далее по накатанной. Тем более, что он скорее всего через 3 дня поймет, что поступок оказался глупым. Порвал и хер с тобой. Твои же деньги. Как захотел, так и потратил. А больше 5000 тыс в месяц ты все равно получать не будешь, т к у нас распределен бюджет, и мы не можем себе этого позволить. Очень хотели бы, но вот возможности нет.. Хочешь больше денег? Попробуй заработать. Например, можно выносить мусор соседям. Можешь сделать за кого-то реферат, за деньги естественно. Или вот скоро у тети Ани день рождение и его, т к он умеет на скрипке играть (ну допустим в музыкалку ходит) они позовут поиграть пару разученных мелодий. Это же круто! Он как большой, придет на праздник, сыграет, ему похлопают, еще и денег дадут. И пойдет играть по доброй воле (если решит), а не потому что мама с папой уговорили: «Ну сыграть для тети Ани надо, сынок! Тебе трудно что ли?»

Ваши же финансовые потоки никто не контролирует, и вы вынуждены сами их контролировать, учиться расчитывать финансы, принимать решения на что тратить (купить кухню в жтом месяце и есть одни макароны, или подождать 2-3 месяца, пока без уж совсем сильного напряга пока не накопится нужная сумма) Да и взрослые порой позволяют себе спустить деньги в унитаз (например, проиграть или еще что-нибудь) Почему ребенку это нельзя?

А тут вы за ребенка принимаете решение. И не даете ему нести ответственность за свои ошибки (вы создаете искуственные последствия (вот ты порвал деньги, поэтому в этом месяце я тебе не дам дам 4500) вместо естественных последствий (просрал деньги, не смог поесть) Т е в первом случае кто злодей? Мама/папа, который не дает денег, а во втором сам дурак (Мама может только разводить руками: «Ну я же тебе деньги дала. Ты сам решил как их потратить. И я уверена, что ты принял самое верное решение». Ребенка надо приучить к тому, что он и без родителя смог бы потом ориентироваться в мире. А не бесконечно контролировать. Тем более в финансах. Большинство детских трат для взрослого выглядят глупо: «Зачем тебе эта фигурка супергероя? Лучше бы энциклопедию/удочку/рубашку/и тп купил» А в раннем детстве и того хуже: «Вот тебе деньги, они твои. Купи что хочешь» Девочка берет первую попавшуюся штуку — коробку конфеток лакричных и очень хочет их купить, а начинается нытье: «Доченька, ну зачем тебе тебе эти конфетки? Давай мы тебе красивый пенал купим. Ты же даже ничего не посмотрела. Давай другое возьмем. Они же невкусные» Ну вы же сами только что сказали, что она может купить, что хочет, в чем проблема? Это ли не самодурство?

А ребенок пусть покупает, убедится что взял фигню, растроится из-за принятого им самим решения (в магазине же было и много других штук, почему он не посмотрел. И в следующий раз уже будет умнее. Да и не все, что первое попало в руки хорошее), а не под давлением мамы, которая сначала разрешила купить что хочется, а потом стала не разрешать покупать такую желанную на тот момент коробку, а купила карандаши (и нафига спрашивается была фраза про ее деньги? Да и к какому выводу придет девочка? Что мама врет, и ее слова не значат то, что она говорит) И в следующий раз возможены варианты: опять будут уговоры не брать «ерунды» или девочка будет говорить, что ничего не хочет, т к то, что хочется, ей все равно не разрешат взять.

Надо давать возможность учиться на своих ошибках. Ошибки — это нормальная часть детства. Эта кучка порванных денег может быть отличным воспитательным моментом. И окупится с вторицей. Ну все дети индивидуальны. Но я склона к тому, что дети должны нести ответственность за свои поступки, а не наказания получать.

Пы Сы Некоторые родители вообще считают, чтотне надо никаких карманных давать (на обед в школу только, одежду сами покупают, если что-то ребенок попросит, то они обсудят и решат покупать или нет) В итоге имеем людей, которые не умеют ни копить, ни что либо еще. Потому не держали денег в руках толком. Да и вообще: почему взрослый может пойти в магазин и купить то, что нравится, а ребенку такую возможность не дают?