Экологическое право правонарушения

Экологические правонарушения и ответственность за их совершение

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Виды экологических правонарушений:

  • несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды;
  • невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
  • нарушение экологических требований при планировании, технико-экологическом обосновании, проектировании и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
  • загрязнения окружающей среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  • порча, повреждение, уничтожение природных объектов;
  • невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
  • неподчинение предписаниям органов, осуществляющих гос. экологический контроль;
  • нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
  • нарушение различных видов нормативов предельно допустимых уровней радиационного, шумового, биологического и иного вредного воздействия на окружающую среду;
  • незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью, и др.

В зависимости от степени общественной опасности и наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей природной среде, ущерба природным ресурсам, объектам и отдельным компонентам), а также субъектов экологических правонарушений могут наступить следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая (материальная), дисциплинарная.

Существуют также и специальные виды ответственности:

  1. ограничение права природопользования;
  2. приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы природопользования;
  3. прекращение права природопользования в случае нарушения пользователями норм, правил и иных требований пользования природными ресурсами;
  4. лишение права природопользования, если небрежность пользователей может нанести вред природной среде;
  5. возложение на нарушителя обязанностей по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.

Экологическое право

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Так экологическое правонарушение определяется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Приведенное определение представляется неточным. При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления. Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред.

Часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права. Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

В комментарии к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в качестве объекта экологического правонарушения называется окружающая природная среда 1 . Такое суждение представляется неубедительным. При отсутствии в экологическом законодательстве требований, касающихся регулирования определенных общественных отношений по поводу того или иного природного объекта, юридическая ответственность не может применяться за их нарушение. Природа, или окружающая среда, выступает в качестве предмета экологического правонарушения.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Экологические правонарушения: понятие, классификация и административная ответственность

Ответственность за различные правонарушения экологического типа предусмотрена законом. К этим нарушениям относится не только вред окружающей среде, но и нерациональное использование природных ресурсов.

Вне зависимости от гражданства, правонарушителями могут быть как физические, так и юридические лица. За экологические правонарушения законодательством предусмотрены различные виды ответственности, одним из которых и является административная ответственность.

Экологические правонарушения

За экологические правонарушения несется административная ответственность

За экологическое правонарушение принимают любое действие, равно как и бездействие, не соответствующее существующим эколого-правовым нормам. В действительности такие действия являются небезопасными или вредными и нарушают установленные порядки экологической безопасности.

Предусмотренные правила регулируют использование ресурсов природы и созданы с целью защиты окружающей среды. За все действия или бездействия, по причине которых отмечается изменение состояния природной среды, предусмотрены определенные наказания.

Различают четыре вида ответственности за экологические правонарушения, каждый из которых установлен законом:

В зависимости от объекта, по отношению к которому было произведено неправомерное действие, экологические правонарушения делят на земельные, водные, лесные и горные. Состояние природного объекта, которое подверглось изменению в результате экологического преступления, является одним из критериев, используемым для определения тяжести противоправного действия. Таких состояний три:

В зависимости от того, какое отношение имеет правонарушитель к природным ресурсам, можно выделить три вида экологических нарушений:

  • произведенные владельцем природных ресурсов
  • произведенные пользователем этих ресурсов
  • произведенные лицом, которое не относится к ранее выделенным подгруппам

Для установления правонарушения используют специальную экологическую экспертизу. Ее целью является предупреждение и определение различных негативных влияний на безопасность окружающей среды. Результаты экспертизы определяют юридическую ответственность правонарушителя за то или иное экологическое нарушение.

На государственном уровне такая экспертиза может быть проведена исключительно представителями федеральной исполнительной власти. В частности, экологической экспертизе подлежат все проекты градостроительной документации. Если в ходе проверки будет обнаружено какое-либо несоответствие с установленными законодательством нормами, на нарушителя будет наложена правовая ответственность.

Экологические правонарушения — это различные действия или бездействия, предпринятые лицом-нарушителем, в результате которых состояние некоторого природного объекта нарушается. Для определения наличия и тяжести экологических нарушений используют специальную экспертизу.

Классификация административных экологических правонарушений

За экологические правонарушения несут и юридическую ответственность!

Юридическая ответственность за каждое произведенное правонарушение подразумевает некоторое наказание. Таким образом, юридическая ответственность несет в себе четыре основополагающих цели:

  • превентивную — помогает избежать повторного нанесения вреда экологии
  • стимулирующую — склоняет нарушителя и других лиц к должному соблюдении законов в будущем
  • компенсационную — восстанавливает нанесенный природе ущерб
  • карательную — определенным образом наказывает лицо, которое совершило правонарушение

В число административных правонарушений, по причине которых наносится вред экологии, входит до сорока видов экологических правонарушений. На практике их разбивают на три группы:

  1. несоблюдение требований экологии
  2. несоблюдение правил и процедуры эксплуатации природных объектов и ресурсов
  3. нанесение вреда или полное разрушение объектов и ресурсов природы

Каждая из этих групп включает характерные экологические правонарушения. Среди преступлений первой группы можно увидеть:

  • нарушение эколого-правовых норм в процессе планирования проектов; при техническом и экономическом обосновании проектов; при проектировании и возведении строений и других объектов, а также введении их в эксплуатацию
  • нарушение санитарных и экологических норм в процессе работы с различными отходами или другими небезопасными веществами
  • несоблюдение методики использования пестицидов и агрохимикатов
  • препятствование государственному проведению экологических проверок

Вторая группа нарушений включает:

  1. несоблюдение правил по сохранению недр и и гидроминеральных ресурсов
  2. несоответствующее установленным нормам использование недр
  3. нерациональное осуществление геологических исследований недр
  4. несоответствующее закону предоставление в пользование и порядок эксплуатации участков земли на территории, которая относится к водоохранной зоне

Третья группа состоит из таких нарушений:

  • порча земельных ресурсов
  • незаконная вырубка леса или другое нанесение ущерба деревьям и кустарникам
  • ликвидация мест обитания животных

За все эти нарушения могут применяться различные меры наказания. В некоторых случаях, если нарушение относительно легкое, нарушитель может обойтись одним лишь предупреждением, но с ростом тяжести, меняется и величина наказания.

За любое нарушение регулируемых законом норм и правил, нарушителя ждет соответствующее наказание.

Административная ответственность

За экологические правонарушения — штраф!

Административная ответственность за экологические правонарушения назначается в тех ситуациях, когда нарушение законных норм происходит без состава преступления. Ее применяют по отношению к физическим лицам-предпринимателям, а также юридическим лицам. Административная ответственность заключается в следующем:

  • наложение штрафа
  • изъятие средств, с помощью которых было совершено правонарушение
  • изъятие лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство, которое связано с использованием экологии
  • возмещение нанесенного природе ущерба

Регулирование административной ответственности проводится при помощи нескольких рычагов. Одним из них является Кодекс об административных правонарушениях, а другим — специальное законодательство субъектов РФ. Это законодательство состоит из различных установленных правовых актов, включающих в себя описание возможных экологических правонарушений и возможные способы привлечения этих лиц к ответственности.

Для того, чтобы можно было применить административную ответственность, экологическое правонарушение должно содержать определенные признаки, должна быть доказана виновность правонарушителя, а также должна существовать установленная законом норма, в зависимости от которой определяется состав нарушения и то, как следует наказать нарушителя.

Следует обратить внимание, что административная ответственность за экологические правонарушения отличается некоторой специфичностью:

  1. она наступает исключительно за те нарушения, которые отмечены в законодательстве как административные
  2. в качестве нарушителей могут выступать любые лица
  3. применение ответственности возлагается на уполномоченный орган или должностное лицо
  4. использоваться она должна в порядке, установленном процессуальным законодательством
  5. в качестве наказания применяются исключительно предусмотренные нормы, если нарушение незначительно, то возможно освобождение от нарушения
  6. ответственность отличается в зависимости от должности правонарушителя

Административная ответственность определена законодательством и применяется исключительно в установленном порядке.

Административная ответственность за экологические правонарушения — один из типов ответственности, который применяется по отношению к лицу, которое каким-либо образом нарушило установленные законом нормы по защите окружающей среды. В зависимости от состава правонарушения применяются различные варианты наказания нарушителей.

А будет вот что. Если елочку оценят, и стоимость ее окажется более 5000 рублей, то можно в суде заполучить штраф от 500 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 2-х лет. Очень даже немало получается. В нашей статье изложен более полный перечень различных видов ответственности. Но с конкретными правонарушениями, предусматривающими административную и уголовную ответственность, можно ознакомиться, изучив содержание статей кодексов.

Предприятия за нарушение экологических норм платят огромные штрафы, миллионы рублей. Но экологическая обстановка меняется медленно. Одних наказаний, видимо недостаточно.

Обоснование: глава 26 УК РФ (18 статей), глава 8 КоАП РФ (46 статей).

Об юридической ответственности за нарушение экологического законодательства — в видеоматериале:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Экологическое право правонарушения

Экологические правонарушения можно классифицировать следующим образом:

• по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделяются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законодательства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т д;

• по характеру причиненного вреда — загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (псу ування земель, уничтожение животных, занесенных в. Красную книгу, повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочный отработка богатых участков месторождений полезных ископаемых, что приводит к их необоснованных потерь и др.); нерациональное использование природных ресурс ов (например, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.)н.);

• по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида наступающей ответственности, — уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

• по степени общественной опасности — экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологическая вина (административные, гражданские, дисциплинарные правонарушения)

Виды ответственности за экологические правонарушения. Согласно ст 68. Закона Украины»Об охране окружающей природной среды»ответственность за нарушение законодательства об охране навколишньог го природной среды влечет установленную настоящим законом и иным законодательством Украины дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственностьть.

Уголовная ответственность установлена ??за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренные. Уголовным кодексом Украины, — экологические и преступление.

Экологические преступления можно разделить в зависимости от их предмета на общие, направленные против окружающей среды в целом, например, ст163 -. Проведение взрывных работ с нарушением пр. Равиль охраны рыбных запасов, ст 78-1 -. Повреждение объектов магистральных нефте-, газо-и нефтепродуктопроводов, ст 157 -. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии или иные тяжкие и последствия, ст 158 -. Нарушение правил по борьбе с болезнями и вредителями растений, и специальные, которые посягают на отдельные природные объекты, например, в 159 -. Потрава посевов и повреждение насажу нь, ст 160 -. Незаконная порубка леса, ст 161 -. Незаконная охота;. В. 162 -. Незаконное занятие рыбным, звериным или другим водным добывающим промыслом, ст 162-1. Незаконная добыча полезных ископаемых. К о зования также относятся загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил использования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных за ремней, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в. Красную книгу Украины, незаконная вырубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима природных территорий, особо охраняемых и природных объектеих об’єктів.

В ряд статей. УК Украины введены новые квалифицирующие признаки экологических составов преступлений — совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, осуществление действие яння лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Так, например, в 238. УК Украины:»Сокрытие или искажение сведений о е кологичний состоянии или заболеваемости населения»я»:

1. Сокрытие или умышленное искажение должностным лицом сведений об экологическом, в том числе радиационный, состояние, связанный с загрязнением земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, харчо овых продуктов и продовольственного сырья и такой, что негативно влияет на здоровье людей, растительный и животный мир, а также о состоянии заболеваемости населения в районах с повышенной экологической опасности екою — наказываются штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или ограничением свободы на срок до трех лет 2. Те же деяния, совершенные повторно или в местности, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации, или повлекшие гибель людей либо иные тяжкие последствия. Тесно связанного заний с группой экологических преступлений и такое преступление, как экоцид — (массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также осуществление иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (в 441. УК Украины), которое. УК Украины относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности человечествадства.

В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на пе евний срок и и.

Административная ответственность установлена ??за виновные противоправные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства. Административные право опорушення установленные. Кодексом Украины об административных правонарушениях (разд 7″Административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории т а культуры»(в ст 52 — 92-1), а также некоторыми актами экологического законодательства (законами»Об охране окружающей природной среды»,»О животном мире», особо охраняемых. Земельным кодексом Украины и др. ін.).

Субъектами административной ответственности являются граждане и должностные

Большая часть данной административного проступка является нарушением правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также нарушение права государственной собственно ости на природные ресурсы — незаконные операции с природными объектами, самовольное пользование ими и т.д.. Сюда относятся также порчи, повреждения и уничтожения природных объектев.

Административная ответственность применяется специально уполномоченными органами. Министерства охраны окружающей природной среды Украины: специально уполномоченными на это органами исполнительной й власти в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции, предусмотренной законодательством Украин.

Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты)

Ряд противоправных деяний в сфере природопользования и охраны окружающей среды может привести к уголовной и административной ответственности. Отграничение экологических преступлений от экологической ческой вины происходит по признакам, установленным в законе повторности совершения противоправного деяния, причинению крупного ущерба или существенного вреда и ин.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения предусматривается. Гражданским кодексом Украины и другими нормативными актами

Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) по фактам спричы инення ущерба окружающей среде или совершения незаконных сделок с природными ресурсам.

Вред, причиненный вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания и независимо от сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов. Лица, которым причинен такой вред, имеют право на возмещение неполученных доходов с а время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению. Лица володиют ь источниками повышенной опасности, обязаны компенсировать причиненный вред гражданам и юридическим лицам, если не докажут, что вред возник вследствие стихийных природных явлений или умышленных х действий потерпевших. Вред, причиненный окружающей среде в связи с выполнением соглашения о распределении продукции, подлежащей возмещению в соответствии с требованиями ст 29. Закона Украины»О соглашениях о разделе продукции»(в 6 9 -. Особенности применения гражданской ответственности. Закон Украины»Об охране окружающей природной среды»от 25 июня 1991 p991 p.).

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане и юридические лица

Согласно ст 12 п»д», 68. Закона Украины»Об охране окружающей природной среды»граждане и юридические лица, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан н, организаций, государства загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Это положение конкретизируется в нормах законов, регламентирующих правовой режим отдельных вы дев природных ресурсов (Кодекс»О недрах»,. Лесной кодекс Украины,. Водный кодекс Украины и др.ін.).

Как известно, ущерб по нормам гражданского права подлежит возмещению в натуре или в виде взыскания убытков. Однако, возмещение экологического ущерба имеет определенную специфику. Особенность такого вреда заключается есть в его невиправленности на основе денежного эквивалента и, как правило, необратимости вредных последствий, наступивших. Этим обусловлены формы возмещения ущерба, нанесенного природе, которое возможно только условно: в виде взыскания затрат на восстановление качества окружающей природной среды, проведение мероприятий по ее охране (очистка вод от загрязнения, воспроизводства диких животных и др. / возмещения ування в натуре может быть произведено чрезвычайно редко (например, рекультивация земель с помощью специально снятой плодородной поверхности почвы, сохраняется), к тому же оно обычно требует продолжалось го времени. Отдельные виды вреда вообще невозможно исправить (например, истребление редких животных, уничтожение памятников природыроди.).

Отсутствие денежного эквивалента экологического ущерба обусловливает и порядок определения размеров взыскания убытков — за так называемыми таксами (условным денежным единицам возмещения вреда отдельным природным объектам — лесам, животному миру и др.) или методиках исчисления ущерба, предусмотренных специальными нормативными актами (например, в сфере охраны вод, атмосферного воздуха, недр). Они включают стоит ость расходов государства на охрану соответствующих природных объектов, а также определенную денежную сумму в качестве наказания за экологические правонарушенияня.

При отсутствии указанных такс или специальных методик исчисления ущерба убытки определяются в соответствии с общими положениями гражданского законодательства по стоимости фактических затрат на восстановление нарушенного в состояния природной среды (работ по очистке и восстановлению природных объектов, приведению их в пригодное для использования состояние и др.) с учетом понесенных убытков, в том числе не полученной польз и (например, компенсаций за погибший сельскохозяйственный урожай и т дд.).

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, также подлежит возмещению. При определении ее размеров учитываются: степень утраты працездатнос сти пострадавшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, другие расходы и расходы, связанные с вынужденной сменой профессии, места жительства, а также моральный ущербу.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется в зависимости от норм трудового и иного законодательства, если эти нарушения связаны с невыполнением трудовых или служебных обя. ОКИ.

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть работники, чиновники, руководители предприятий и организаций, работники, отвечающие за состояние охраны природы

Согласно ст 68. Закона Украины»Об охране окружающей природной среды»дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение должностными лицами и работниками обязательных планов и мероприятий по охраны природы и рационального использования природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и других требований природоохранного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного поло. Ження.

Как дисциплинарные взыскания применяются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и др.

При этом незаконно добытые в природе ресурсы и изготовленная из них продукция подлежат безвозмездному изъятию, а орудия правонарушения — конфискации. Полученные от их реализации доходы направляются в в республиканский. Автономной. Республики. Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды. Должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований по охране окружающей природной с ередовища и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности по представлению государственных органов охраны окружающей природной среды согласно решениям их управленческих органов поз бавляються премий за основные результаты хозяйственной деятельности полностью или частичново.

Кроме рассмотренных основных видов юридической ответственности за экологические правонарушения могут применяться специальные санкции, установленные земельным, лесным, водным и другим законодательством за окр. Реми виды нарушений. Например, изъятие природного объекта в случае его освоение в течение определенного срока, использования его не по целевому назначению, нарушение экологических требований; ограничения, прекр инення права пользования природным объектом при нарушении правил его рационального использования и охраи.

1. Объекты экологического права

2. Источники экологического права

3. Право собственности на природные ресурсы и их содержание

4. Объекты и объекты права собственности на природные ресурсы

5. Ответственность за нарушение экологического законодательства

6. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Вопросы для самоконтроля:

1. С каких прав состоит права собственности на природные ресурсы?

2. В чем заключается своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы?

3. Что относится к природным ресурсам общегосударственного значения?

4. Что является основанием юридической ответственности за экологические правонарушения?

5. Что включает в себя состав экологического правонарушения?

6. Что является важнейшим признаком субъективной стороны экологического правонарушения?

7. Какие е виды экологических правонарушений?

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Виды экологических правонарушений

Экологические правонарушения можно классифицировать по несколь­ким основаниям:

— по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделя­ются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законода­тельства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;

— по характеру причиненного вреда — загрязнение окружающей природ­ной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, унич­тожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточны­ми водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бы­товыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков ме­сторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным поте­рям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сель­скохозяйственных земель и др.);

— по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида на­ступающей ответственности, — уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

— по степени общественной опасности — экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административ­ные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).

Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения

Особенность применения юридической ответственности за экологические правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодатель­ства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ре­сурсов, а конкретные санкции за них установлены в других отраслях законо­дательства (уголовного, административного, гражданского и др.) * .

* См. например, Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 84), Закон РФ «О недрах» (ст. 49), Федеральный Закон «О животном мире» (ст. 55), Земельный ко­декс РСФСР (ст. 125), Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных террито­риях» (ст. 36) и др.

Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предус­мотренные Уголовным кодексом РФ, — экологические преступления.

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содер­жащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также но­вые составы преступлений.

Экологические преступления можно подразделить в зависимости от их предмета на общие, которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологи­чески опасных веществ и отходов и др.) и специальные, которые посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загряз­нение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил исполь­зования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреж­дение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.

В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки эколо­гических составов преступлений — совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуа­ции, совершение деяния лицом с использованием своего служебного поло­жения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)

В юридической науке иногда выделяются так называемые «смежные со­ставы», то есть преступления, которые хотя и имеют отношение к природ­ным объектам, но не причиняют им непосредственного вреда, например, ре­гистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушение правил безопасности при проведении горных работ (ст. 216) и др.

Тесно связано с группой экологических преступлений и такое преступле­ние, как экоцид (массовое уничтожение растительного и животного мира, от­равление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных дейст­вий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358), которое УК РФ относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности человечества.

В УК РФ нашел отражение один из важнейших принципов экологическо­го права — приоритет жизни и здоровья человека, права граждан РФ на благо­приятную окружающую среду. Семь статей (246-248, 250-252, 254) содержат в качестве признаков составов причинение вреда здоровью человека или на­ступление смерти человека в результате экологического преступления.

В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, ли­шение права заниматься определенной деятельностью или занимать опреде­ленные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.

Административная ответственность установлена за виновные противо­правные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства. Адми­нистративные правонарушения установлены Кодексом РСФСР об админи­стративных правонарушениях (ст. 46-48(1) и главой 7 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памят­ников истории и культуры» (ст. 50-86), а также некоторыми актами эколо­гического законодательства (законами «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территори­ях», Земельным кодексом РСФСР и др.).

Субъектами ее являются граждане и должностные лица. Однако Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что ад­министративная ответственность может быть возложена на юридических лиц — предприятия, организации и учреждения (ст. 84).

Большая часть рассматриваемых административных проступков пред­ставляет собой нарушение правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также наруше­ние права государственной собственности на природные ресурсы — незакон­ные сделки с природными объектами, самовольное пользование ими, само­вольную переуступку права природопользования. Сюда относятся также порча, повреждение и уничтожение природных объектов.

Административная ответственность применяется специально уполномо­ченными органами государственного экологического управления: охотничь­ей инспекцией, службой лесной охраны, рыбоохраной, санитарно-эпидемиологической службой, органами охраны водных ресурсов, Госгортехнадзора, Госкомэкологии и др. (ст. 211, 212, 216, 219, 222 Кодекса об административ­ных правонарушениях), а также иными органами и должностными лицами, предусмотренными законодательством (административными комиссиями местных органов власти, должностными лицами по охране территорий госу­дарственных заповедников и национальных парков и т. д.) * .

* Ст. 199 КоАП РСФСР, ст. 34 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты).

Ряд противоправных деяний в области природопользования и охраны ок­ружающей среды может повлечь наступление как уголовной, так и админист­ративной ответственности. Отграничение экологических преступлений от эко­логических проступков происходит по признакам, установленным в законе: повторности совершения противоправного деяния, причинению крупного ущерба или существенного вреда и др. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодатель­ства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г. № 14 разграничение уголовно наказуемой незаконной охоты, незаконной до­бычи водных животных и растений и соответствующих административных проступков следует производить по признакам наличия крупного ущерба, при­менения транспортного средства, взрывчатых веществ и иных способов массо­вого уничтожения животных, по обстоятельствам места совершения деяния (на территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зо­ны чрезвычайной экологической ситуации и т. д.), и другим признакам, а раз­граничение подобных деяний в случае незаконной порубки деревьев и кустар­ников — по предмету и последствиям правонарушения (п. 13).

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонаруше­ния предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативны­ми актами.

Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уго­ловной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с при­родными ресурсами.

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане и юридические лица.

Согласно ст. 86 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» граждане и юридические лица, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, организаций, государства загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нера­циональным использованием природных ресурсов, разрушением естествен­ных экологических систем и другими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Это положение конкретизируется в нормах законов, регламентирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов (ст. 51 Закона РФ «О недрах», ст. 111 Лесного кодекса РФ, ст. 131 Водного кодекса РФ, ст. 36 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 56 Федерального Закона «О животном мире», ст. 32 Федерального Закона «Об охране атмосфер­ного воздуха», ст. 126 Земельного кодекса РСФСР).

Как известно, ущерб по нормам гражданского права подлежит возмеще­нию в натуре либо в виде взыскания убытков. Однако возмещение экологи­ческого вреда обладает значительной спецификой. Особенность такого вре­да состоит в его невосполнимости на основе денежного эквивалента и, как правило, необратимости наступивших вредных последствий. Этим обуслов­лены формы возмещения вреда, нанесенного природе, которое возможно лишь условно: в виде взыскания расходов на восстановление качества окру­жающей природной среды, проведение мероприятий по ее охране (очистка вод от загрязнения, воспроизводство диких животных и др.). Возмещение в натуре может быть произведено чрезвычайно редко (например, рекультива­ция земель с помощью специально снятого и хранимого плодородного слоя почвы), к тому же оно обычно требует длительного времени (к примеру, лесовосстановительные работы). Отдельные виды вреда вообще могут быть не­обратимыми (например, истребление редких животных, уничтожение па­мятников природы, истощение запасов полезных ископаемых и др.).

Отсутствие денежного эквивалента экологического вреда обусловливает и порядок определения размеров взыскания убытков — по так называемым таксам (условным денежным единицам возмещения вреда отдельным при­родным объектам — лесам, животному миру и др.) или методикам исчисле­ния ущерба, предусмотренным специальными нормативными актами (на­пример, в сфере охраны вод, атмосферного воздуха, недр). Они включают стоимость затрат государства на охрану соответствующих природных объектов, а также определенную денежную сумму в качестве наказания за эколо­гическое правонарушение. Так, возмещение вреда, причиненного лесам и животному миру, осуществляется в соответствии с Постановлением Прави­тельства РФ «Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации» от 5 фев­раля 1992 г., Постановлением Правительства РФ «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, не­законным выловом или добычей водных биологических ресурсов» от 25 мая 1994 г. и др. Например, за незаконную добычу лосося установлена такса в размере 10 минимальных месячных размеров оплаты труда, белуги — 35, моржа — 400, морского котика — 150 и т. д.

При отсутствии указанных такс или специальных методик исчисления вреда убытки определяются в соответствии с общими положениями граждан­ского законодательства по стоимости фактических затрат на восстановление нарушенного состояния природной среды (работ по очистке и восстановле­нию природных объектов, приведению их в пригодное для использования со­стояние и др.) с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (к примеру, компенсаций за погибший сельскохозяйственный урожай и т. д.).

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, также подлежит возмещению. При определении его величины учитываются: степень утраты трудоспособ­ности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, иные расходы и затраты, связанные с вынуж­денным изменением профессии, места жительства, а также моральный вред.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нару­шения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей.

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть работники, должностные лица, руководители предприятий и организаций, отвечающие за состояние работы по охране природы.

В соответствии со ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды» дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение должностными лицами и работниками обязательных планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или долж­ностного положения.

В качестве дисциплинарных взысканий применяются замечание, выго­вор, строгий выговор, увольнение и др.

Помимо рассмотренных основных видов юридической ответственности за экологические правонарушения могут применяться специальные санк­ции, установленные земельным, лесным, водным и другим законодательст­вом за отдельные виды нарушений. Например, изъятие природного объекта в случае его неосвоения в течение определенного срока, использования его не по целевому назначению, нарушения экологических требований; ограни­чение, приостановление или прекращение права пользования природным объектом при нарушении правил его рационального использования и охра­ны (ст. 60, 89 Водного кодекса РФ, ст. 27, 28 Лесного кодекса РФ, ст. 20 За­кона РФ «О недрах» и др.).