Изменения закона о госслужбе украины на 2016 год

Внесены изменения в закон о государственной гражданской службе и муниципальной службе

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 июня 2016 года, одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».

С учётом положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающих такие уровни профессионального образования, как среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет и магистратура, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вводятся соответствующие требования к уровню профессионального образования для замещения должностей государственной гражданской службы.

В целях повышения профессионального уровня и компетентности государственных гражданских служащих в указанном Федеральном законе также вводится норма о том, что при наличии соответствующего решения представителя нанимателя для замещения должности государственной гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к специальности, направлению подготовки.

Исходя из принципа единства основных квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и муниципальной службы, аналогичная норма вводится в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В указанных федеральных законах предусматривается также положение о том, что квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в должностном регламенте государственного гражданского служащего (должностной инструкции муниципального служащего).

При этом исключаются нормы о необходимости установления квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, актом государственного органа или муниципальным правовым актом.

Кроме того, Федеральным законом в вышеуказанные федеральные законы вносятся дополнения, связанные с введением нового требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы или муниципальной службы, а также к государственным гражданским и муниципальным служащим. Это требование касается представления сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В частности, указанным лицам необходимо представить представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в этой сети, на которых они размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

Гражданин, претендующий на замещение должности государственной гражданской или муниципальной службы, представляет указанные сведения при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на государственную гражданскую или муниципальную службу соответственно.

Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие представляют указанные сведения (за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения своих должностных обязанностей) ежегодно за предшествующий календарный год не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным.

Указанные сведения представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации. При этом также устанавливается, что гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу или муниципальную службу, а государственный гражданский служащий и муниципальный служащий не могут находиться на такой службе в случае непредставления указанных сведений.

от 10 декабря 2015 года №889-VIII

О государственной службе

(В редакции Законов Украины от 06.12.2016 г. №1774-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 13.07.2017 г. №2136-VIII, 03.10.2017 г. №2147-VIII (см. сроки вступления в силу), 09.11.2017 г. №2190-VIII, 19.12.2017 г. №2249-VIII, 03.07.2018 г. №2475-VIII)

Этот Закон определяет принципы, правовые и организационные основы обеспечения общественной, профессиональной, политически беспристрастной, эффективной, ориентированной на граждан государственной службы, которая функционирует в интересах государства и общества, а также порядок реализации гражданами Украины права равного доступа к государственной службе, основанный на их личных качествах и достижениях.

Раздел I Общие положения


Статья 1. Государственная служба и государственный служащий

1. Государственная служба — это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства, в частности относительно:

1) анализа государственной политики на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях и подготовки предложений по ее формированию, в том числе разработка и проведение экспертизы проектов программ, концепций, стратегий, проектов законов и других нормативно-правовых актов, проектов международных договоров;

2) обеспечения реализации государственной политики, выполнения общегосударственных, отраслевых и региональных программ, исполнения законов и других нормативно-правовых актов;

3) обеспечения предоставления доступных и качественных административных услуг;

4) осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства;

5) управления государственными финансовыми ресурсами, имуществом и контроля за их использованием;

6) управления персоналом государственных органов;

7) реализации других полномочий государственного органа, определенных законодательством.

2. Государственный служащий — это гражданин Украины, который занимает должность государственной службы в органе государственной власти, другом государственном органе, его аппарате (секретариате) (далее — государственный орган), получает заработную плату за счет средств государственного бюджета и осуществляет установленные для этой должности полномочия, непосредственно связанные с выполнением задач и функций такого государственного органа, а также придерживается принципов государственной службы.

Статья 2. Основные понятия

1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

1) непосредственный руководитель — ближайший руководитель, которому прямо подчинен государственный служащий;

2) государственный язык — украинский язык, которому Конституцией Украины предоставлен статус языка официального общения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления при исполнении должностных обязанностей, а также языка делопроизводства и документации этих органов и должностных лиц;

3) руководитель государственной службы в государственном органе (далее — руководитель государственной службы) — должностное лицо, занимающее высокую должность государственной службы в государственном органе, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по вопросам государственной службы и организации работы других работников в этом органе;

4) должность государственной службы — определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа с установленными в соответствии с законодательством должностными обязанностями в пределах полномочий, определенных частью первой статьи 1 настоящего Закона;

5) профессиональная компетентность — способность лица в пределах определенных по должности полномочий применять специальные знания, умения и навыки, выявлять соответствующие моральные и деловые качества для надлежащего выполнения установленных заданий и обязанностей, обучения, профессионального и личностного развития;

6) равнозначная должность — должность государственной службы, что относится к одной группе оплаты труда с учетом юрисдикции государственного органа;

7) субъект назначения — государственный орган или должностное лицо, которым в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность государственной службы в государственном органе и освобождать от такой должности;

8) функции по обслуживанию — деятельность работников государственного органа, которая не предусматривает осуществления полномочий, непосредственно связанных с выполнением задач и функций, определенных частью первой статьи 1 настоящего Закона;

9) профессиональное обучение — приобретение и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, что обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации государственного служащего для его профессиональной деятельности;

10) служебная дисциплина — неукоснительное соблюдение Присяги государственного служащего, добросовестное выполнение служебных обязанностей и правил внутреннего служебного распорядка.

2. Термины «близкие лица», «коррупционное правонарушение», «потенциальный конфликт интересов», «реальный конфликт интересов», «прямое подчинение» в этом Законе употребляются в значении, определенном Законом Украины «О предотвращении коррупции».

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, определяет правовой статус государственного служащего.

2. Действие настоящего Закона распространяется на государственных служащих:

1) Секретариата Кабинета Министров Украины;

2) министерств и других центральных органов исполнительной власти;

3) местных государственных администраций;

4) органов прокуратуры;

5) органов военного управления;

6) заграничных дипломатических учреждений Украины;

7) государственных органов, особенности прохождения государственной службы в которых определены статьей 91 настоящего Закона;

8) других государственных органов.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) Президента Украины;

2) Главу Администрации Президента Украины и его заместителей, Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым и его заместителей;

3) членов Кабинета Министров Украины, первых заместителей и заместителей министров;

4) Председателя и членов Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Председателя и членов Антимонопольного комитета Украины, Председателя и членов Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Председателя и членов Счетной палаты, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, председателей и членов других государственных коллегиальных органов;

5) Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместителей;

6) Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины и его заместителей, Председателя Фонда государственного имущества Украины и его заместителей;

7) народных депутатов Украины;

8) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и его представителей;

9) служащих Национального банка Украины;

9-1) глав местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей;

10) депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председателя Совета министров Автономной Республики Крым и его заместителей, министров Автономной Республики Крым;

11) депутатов местных советов, должностных лиц местного самоуправления;

11-1) судей Конституционного Суда Украины;

11-2) постоянного представителя Кабинета Министров Украины в Конституционном Суде Украины;

14) работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию;

15) работников государственных предприятий, учреждений, организаций, других субъектов хозяйствования государственной формы собственности, а также учебных заведений, основанных государственными органами;

16) военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законом;

17) лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работников других органов, которым присваиваются специальные звания, если иное не предусмотрено законом;

18) работников патронатных служб.

4. Критерии определения перечня должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере государственной службы.

Перечень должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, утверждает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере государственной службы, по представлению руководителя государственной службы в соответствующем органе.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 13.07.2017 г. №2136-VIII, 09.11.2017 г. №2190-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Принципы государственной службы

1. Государственная служба осуществляется с соблюдением следующих принципов:

1) верховенства права — обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина согласно Конституции Украины, которые определяют содержание и направленность деятельности государственного служащего во время выполнения задач и функций государства;

2) законности — обязанность государственного служащего действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины;

3) профессионализма — компетентное, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, постоянное повышение государственным служащим уровня своей профессиональной компетентности, свободное владение государственным языком и, при необходимости, региональным языком или языком национальных меньшинств, определенной в соответствии с законом;

4) патриотизма — преданность и верное служение Украинскому народу;

5) добропорядочности — направленность действий государственного служащего на защиту публичных интересов и отказ государственного служащего от превалирования частного интереса при осуществлении предоставленных ему полномочий;

6) эффективности — рациональное и результативное использование ресурсов для достижения целей государственной политики;

7) обеспечения равного доступа к государственной службе — запрет всех форм и проявлений дискриминации, отсутствие необоснованных ограничений или предоставления необоснованных преимуществ определенным категориям граждан при поступлении на государственную службу и ее прохождения;

8) политической беспристрастности — недопущение влияния политических взглядов на действия и решения государственного служащего, а также воздержание от демонстрации своего отношения к политическим партиям, демонстрации собственных политических взглядов во время выполнения должностных обязанностей;

9) прозрачности — открытость информации о деятельности государственного служащего, кроме случаев, определенных Конституцией и законами Украины;

10) стабильности — назначение государственных служащих бессрочно, кроме случаев, определенных законом, независимость персонального состава государственной службы от изменений политического руководства государства и государственных органов.

Статья 5. Правовое регулирование государственной службы

1. Правовое регулирование государственной службы осуществляется Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами Президента Украины, актами Кабинета Министров Украины и центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы.

2. Отношения, возникающие в связи с поступлением, прохождением и прекращением государственной службы, регулируются настоящим Законом, если иное не предусмотрено законом.

3. Действие норм законодательства о труде распространяется на государственных служащих в части отношений, не урегулированных настоящим Законом.

4. Особенности правового регулирования государственной службы в системе правосудия определяются законодательством о судоустройстве и статусе судей.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 21.12.2016 г. №1798-VIII)

Статья 6. Категории должностей государственной службы

1. Должности государственной службы в государственных органах подразделяются на категории в зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий и необходимых для их выполнения квалификации и профессиональной компетентности государственных служащих.

2. Устанавливаются следующие категории должностей государственной службы:

1) категория «А» (высший корпус государственной службы) — должности:

Государственного секретаря Кабинета Министров Украины и его заместителей, государственных секретарей министерств;

руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не являются членами Кабинета Министров Украины, и их заместителей;

руководителей аппаратов Конституционного Суда Украины, Верховного Суда, высших специализированных судов и их заместителей, руководителей секретариатов Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины и их заместителей, Председателя Государственной судебной администрации Украины и его заместителей;

абзац пятый пункта 1) исключен ;

руководителей государственной службы в других государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

2) категория «Б» — должности:

руководителей структурных подразделений Секретариата Кабинета Министров Украины и их заместителей;

руководителей структурных подразделений министерств, других центральных органов исполнительной власти и других государственных органов, их заместителей, руководителей территориальных органов государственных органов и их структурных подразделений, их заместителей;

руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений местных государственных администраций, аппаратов местных государственных администраций, их структурных подразделений;

руководителей аппаратов апелляционных и местных судов, руководителей структурных подразделений аппаратов судов, их заместителей;

заместителей руководителей государственной службы в других государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

3) категория «В» — другие должности государственной службы, не отнесенные к категориям «А» и «Б».

3. Количество должностей государственной службы категорий «А» и «Б» в государственном органе должно составлять не более трети его штатной численности.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 21.12.2016 г. №1798-VIII, 09.11.2017 г. №2190-VIII)

Раздел II Правовой статус государственных служащих


Статья 7. Основные права государственного служащего

1. Государственный служащий имеет право на:

1) уважение к своей личности, чести и достоинства, справедливое и уважительное отношение со стороны руководителей, коллег и других лиц;

2) четкое определение должностных обязанностей;

3) надлежащие для работы условия службы и их материально-техническое обеспечение;

4) оплату труда в зависимости от занимаемой должности, результатов служебной деятельности, стажа государственной службы и ранга;

5) отпуск, социальное и пенсионное обеспечение в соответствии с законом;

6) профессиональное обучение, в том числе за государственные средства в соответствии с потребностями государственного органа;

7) продвижение по службе с учетом профессиональной компетентности и добросовестного выполнения своих должностных обязанностей;

8) участие в профессиональных союзах с целью защиты своих прав и интересов;

9) участие в деятельности объединений граждан, кроме политических партий, в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

10) обжалование в установленном законом порядке решений о наложении дисциплинарного взыскания, освобождении от должности государственной службы, а также заключения, содержащего негативную оценку по результатам оценки его служебной деятельности;

11) защиту от незаконного преследования со стороны государственных органов и их должностных лиц в случае сообщения о фактах нарушения требований настоящего Закона;

12) получение от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, органов местного самоуправления необходимой информации по вопросам, относящимся к его полномочиям, в случаях, установленных законом;

13) беспрепятственное ознакомление с документами о прохождении им государственной службы, в том числе выводами по результатам оценки его служебной деятельности;

14) проведение служебного расследования по его требованию с целью снятия безосновательных, по его мнению, обвинений или подозрений.

2. Государственные служащие также реализуют другие права, определенные в положениях о структурных подразделениях государственных органов и должностных инструкциях, утвержденных руководителями государственной службы в этих органах.

Статья 8. Основные обязанности государственного служащего

1. Государственный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию и законы Украины, действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины;

2) соблюдать принципы государственной службы и правила этического поведения;

3) уважать достоинство человека, не допускать нарушения прав и свобод человека и гражданина;

4) с уважением относиться к государственным символам Украины;

5) обязательно использовать государственный язык при выполнении своих должностных обязанностей, не допускать дискриминацию государственного языка и противодействовать возможным попыткам его дискриминации;

6) обеспечивать в пределах предоставленных полномочий эффективное выполнение задач и функций государственных органов;

7) добросовестно и профессионально выполнять свои должностные обязанности;

8) выполнять решения государственных органов, приказы (распоряжения), поручения руководителей, предоставленные на основании и в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины;

9) соблюдать требования законодательства в сфере предотвращения и противодействия коррупции;

10) предотвращать возникновение реального, потенциального конфликта интересов при прохождении государственной службы;

11) постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и совершенствовать организацию служебной деятельности;

12) хранить государственную тайну и персональные данные лиц, которые стали ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей, а также другую информацию, которая в соответствии с законом не подлежит разглашению;

13) предоставлять публичную информацию в пределах, определенных законом.

Государственные служащие выполняют и другие обязанности, определенные в положениях о структурных подразделениях государственных органов и должностных инструкциях, утвержденных руководителями государственной службы в этих органах.

2. В случае выявления государственным служащим во время его служебной деятельности или за ее пределами фактов нарушения требований этого Закона со стороны государственных органов, их должностных лиц он обязан обратиться для обеспечения законности в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы.

Статья 9. Подчинение государственного служащего и исполнение приказа (распоряжения), поручения

1. Государственный служащий при исполнении должностных обязанностей действует в пределах полномочий, определенных законом, и подчиняется своему непосредственному руководителю или лицу, исполняющему его обязанности.

2. Государственный служащий обязан исполнять приказы (распоряжения), поручения руководителя, изданные в пределах его полномочий, кроме случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.

Во время исполнения своих обязанностей государственный служащий не обязан исполнять поручения работников патронатной службы.

3. Приказ (распоряжение), поручение должен содержать конкретную задачу, информацию о его предмете, цель, срок выполнения и лицо, ответственное за исполнение.

Приказ (распоряжение) должен быть письменным, а поручение может быть письменным или устным.

4. Если государственный служащий получил приказ (распоряжение), поручения не от непосредственного руководителя, а от руководителя высшего уровня, он обязан сообщить об этом непосредственному руководителю.

5. Приказ (распоряжение), доверенность может быть отменена руководителем, который его выдал, а также руководителем высшего уровня или органом высшего уровня.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Госслужба по-новому

Не успел новый состав Кабмина заработать в полную силу, как кандидаты на замещение ряда должностей в государственных структурах забегали, дабы любой ценой получить назначение до 1 мая 2016 года. В этот день в силу вступил новый закон о государственной службе, кардинально меняющий украинский госаппарат.

Документ был принят еще в декабре прошлого года и изначально должен был заработать с 1 января года нынешнего. Однако запуск реформы отложили до мая. «И чем ближе эта дата, тем изобретательнее становятся чиновники на местах, всячески пытаясь обойти нововведения и избежать конкурсов», — отметил на прошлой неделе лидер парламентской фракции «Народный фронт» Максим Бурбак.

Впрочем, не только на местах. После того, как новый состав правительства приступил к работе, общество стали будоражить неприятные слухи о потенциальных назначениях на должности в центральные органы исполнительной власти. Если не считать министерств, всего таковых — 48. При этом, пять из них остаются без руководителя, в некоторых случаях – с конца 2014 года (когда в Украине, после вступления в силу закона «Об очищении власти», стартовала люстрация). Естественно, кандидатуры на замещение вакантных должностей, которые «внезапно» появились накануне вступления в силу нового закона о госслужбе, а также спешка, с которой эти кандидатуры «протягивались» во власть, вызвали вопросы.

После того, как новый состав правительства приступил к работе, общество стали будоражить неприятные слухи о потенциальных назначениях на должности в центральные органы исполнительной власти

«Нам известно, что есть большая вероятность назначения председателя Госгеонедр без проведения конкурса, до вступления в силу Закона «О государственной службе». Мы же считаем, чтобы замещение должности должно проходить через конкурс, открытый для экспертов, журналистов и общественности. Если же нет, то о какой открытости власти и реформировании государства можно говорить?», — рассказывал член ОО «Всеукраинское объединение «Антикоррупционный блокпост» Олег Рыбальченко, пикетируя правительство 27 апреля.

Конкурсный отбор

Любопытно, что представители секретариата Кабмина, общаясь с активистами, объясняли ситуацию тем фактом, что проведение конкурса, мол, дело долгое. И может затянуться на месяцы. Позиция довольно странная, если учесть, что не спешить с назначениями новых руководителей подконтрольных министерствам ведомств просил глава правительства Владимир Гройсман, да и конкурсы, по словам экспертов, могут состояться уже осенью 2016 года.

Обеспечивать проведение таких конкурсов будет новый орган — Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы. Состоять она будет из 12 человек, среди которых представители главы государства, Кабмина, Верховной Рады, Национального агентства государственной службы, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Государственной судебной администрации, а также, четыре представителя общественности.

Отдельно следует напомнить, что конкурсы значительно осложнят чиновникам легкое продвижение по службе. Дело в том, что, к примеру, если в министерстве появится вакансия, сотрудники ведомства, которые в нем работают, должны будут принимать участие на замещение вакантной должности на общих основаниях, как и сторонние кандидаты. Кроме того, комиссия защитит госслужащих и от неправомерного увольнения. «Если президенту или премьеру не понравится работа кого-то из высших должностных лиц, то он не сможет произвольно уволить такого чиновника. Он должен будет убедить комиссию, что действительно такое должностное лицо не соответствует занимаемой должности», — отметил заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук.

Традиционно, со времен президентства Леонида Кучмы (и в нарушение Конституции), подбором кадров на должности глав облгосадминистраций занималась Администрация президента

Собственно, такая новация направлена на то, чтобы госслужащий гарантировано сохранял место в случае смены Кабинета министров, поскольку нынешняя текучесть кадров на высших должностях при смене правительства может достигать до 70%, уверяют эксперты. А это, в свою очередь, не способствует качественному проведению реформ.

Еще один интересный момент связан с конкурсным отбором кандидатов на должности руководителей местных госадминистраций. Традиционно, со времен президентства Леонида Кучмы (и в нарушение Конституции), подбором кадров на должности глав облгосадминистраций занималась Администрация президента. Однако после вступления в силу нового закона о госслужбе подбирать кандидатуры будет конкурсная комиссия, после чего Кабмин – подавать их в Администрацию президента, а президент – назначать. Эта процедура настолько претила представителям АП, что на последней перед майскими праздниками пленарной неделе Верховной Рады, даже озвучивались предложения закрепить традиционный уклад в новом законе о госслужбе, внеся в него соответствующие правки. Но не сложилось. Зато 28 апреля по Украине прокатился «парад» представлений новых председателей ОГА – Хмельницкой, Ривненской и Херсонской. Пока без конкурса и без участия правительства.

Болезненная деполитизация

«Вишенка на торте» – конкурсный отбор кандидатов на корню разрушает политические договоренности и уже привычное квотирование, когда должности распределяются между представителями тех или иных политических сил или их ставленниками. Так, до сегодняшнего дня аппаратом любого из министерств управлял замминистра, то есть, политический назначенец. А после вступления в силу нового закона о госслужбе и внедрения института госсекретарей, управление перейдет к ним. «Это конец эры политической коррупции в Украине, — считает менеджер рабочей группы по реформе публичной администрации «Реанимационного пакета реформ» Николай Выговский. – Назначения по квотному принципу уже не пройдут».

Новый закон о госслужбе полностью разделяет должности, которые относятся к государственной службе, и политические. Деполитизация, по мнению Виктора Тимощука, является, едва ли, не самым важным новшеством. Политически нейтральный госслужащий сможет беспристрастно выполнять свои обязанности, вне зависимости от того, под какими партийными флагами создана коалиция и сформирован Кабмин.

Собственно, закон запрещает госслужащим высшей категории быть членами политических партий, принимать участие в предвыборной агитации, совмещать работу на должности государственной службы с обязанностями народного депутата или депутата местного совета и т.д.

По словам главы Нацагентства по вопросам государственной службы Константина Ващенко, одно из ограничений (относительно запрета объединять госслужбу и иметь представительский мандат в сельсовете или райсовете) получило значительный резонанс задолго до вступления нового закона в силу. «Заволновались множество чиновников местного уровня, которые являются совместителями», — рассказал он.

Это действительно так. К примеру, экс-председатель Ривненской ОГА Виталий Чугунников (которому пророчат место в Администрации президента или в Министерстве ЖКХ), подавая в отставку, пояснил это требованием нового закона о госслужбе – либо быть депутатом областного совета, либо оставаться на руководящей должности.

Закон запрещает госслужащим высшей категории быть членами политических партий, принимать участие в предвыборной агитации, совмещать работу на должности государственной службы с обязанностями народного депутата или депутата местного совета

Вместе с тем, Ващенко отмечает, что позиция экспертного сообщества состоит в том, что «этот запрет должен касаться тех, кто только будет избираться». «Нынешние же депутаты местных органов власти могут объединять эту работу с работой государственного служащего», — подчеркнул он.

Чтобы расставить точки над «и», группа народных депутатов уже подготовила соответствующие изменения в закон о госслужбе. Правда, рассмотрены Верховной Радой они будут уже после майских праздников.

К слову, вместе с ними могут быть рассмотрены и другие правки. Так, не стоит исключать попытки протянуть возврат статуса госслужащих помощникам народных депутатов и секретарям фракций. Кроме того, как уже было сказано выше, Администрация президента не желает выпустить из рук возможность избрания глав местных администраций, и соответствующие изменения закона также будут озвучиваться в стенах парламента.

Высокая зарплата

Как бы там ни было, у кандидатов в госслужащие есть и другой интерес занять то или иное кресло: новый закон не только определяет механизм попадания в когорту госслужащих путем открытого конкурса, но и значительно повышает им зарплаты. Произойдет это, во-первых, из-за того, что множество существующих чиновников потеряют статус государственных служащих.

В частности, это касается президента Украины, его пресс-секретаря, советников, уполномоченных, главы Администрации президента и его заместителей, сотрудников секретариатов спикера Верховной Рады, помощников-консультантов народных депутатов и судей, самих судей, прокуроров, военнослужащих, правоохранителей, депутатов местных советов, секретаря СНБО, членов Кабмина, заместителей министров, служащих Национального банка, ЦИК и других коллегиальных органов…

С 1 мая госслужащими считаются сотрудники секретариата Кабмина, министерств и других органов исполнительной власти (кроме обслуживающего персонала), местных госадминистарций, органов прокуратуры и военного управления, иностранных дипломатических учреждений. Должности на государственной службе, согласно закона, распределяются на три категории, в зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий. Так, категория А – это высший корпус государственной службы (госсекретарь, его заместители), категория Б – это руководители структурных подразделений и их заместители, категория В – специалисты, которые работают в структурных подразделениях.

В целом, на сегодняшний день в стране насчитывается около 280 тысяч государственных служащих, но эксперты пока не берутся прогнозировать, насколько это количество будет уменьшено. «Все зависит от того, какие реформы пройдут в дальнейшем, — считает глава правления Центра политико-правовых реформ, сопредседатель общественной инициативы «Реанимационный пакет реформ» Игорь Колиушко. – К примеру, в местных администрациях работают около 70 тысяч госслужащих, если будет закончена реформа децентрализации, то из этого количества останется приблизительно 20 тысяч работников префектур».

Минимальный должностной оклад госслужащего будет равен двум минимальным зарплатам, установленным государством, только к 2018 году

Во-вторых, увеличение зарплат объективно связано с тем, что закон отменяет спецпенсии, дополнительные отпуска, уменьшает надбавки и доплаты. «Раньше 70% от получаемых чиновником средств составляли премии и надбавки и только 30% – стабильный должностной оклад. Теперь, наоборот, оклад будет составлять 70% от общей суммы зарплаты», — рассказал эксперт общественной платформы «Реанимационный пакет реформ» Владимир Куприй.

Правда, произойдет это не сразу. По его словам, минимальный должностной оклад госслужащего будет равен двум минимальным зарплатам, установленным государством, только к 2018 году. На такую зарплату сможет претендовать чиновник категории «новичок». В то же время, к примеру, министр, будет получать ставку в 10 минимальных зарплат.

Любопытно также, что в случае сокращения какой-то должности госслужащего, его оклад все равно останется в фонде оплаты труда госоргана. «Если работник будет сокращен, его зарплата останется в фонде заработной платы и может быть распределена между другими работниками», — рассказал Куприй.

Эксперты считают, что такая новация, в частности, может стать для госорганов стимулом для сокращения и оптимизации персонала.

В-третьих, финансироваться заработные платы государственных служащих отныне могут как за счет средств госбюджета, так и за счет средств программ Евросоюза и международных организаций. Вступление нового закона в силу открыло правительству возможность вести переговоры с Еврокомиссией о создании специального фонда для финансирования дополнительных выплат украинским чиновникам.

У власти сегодня есть уникальный шанс провести качественную реформу. Но вступление в силу закона – только первый к этому шаг.

В Украине принят новый закон о госслужбе: ключевые положения, оценки и прогнозы экспертов

Политики утратят тотальный контроль над министерствами, а первые позитивные изменения будут заметны уже в конце следующего года, считают эксперты

Систему государственной службы в Украине ждут серьезные изменения.

Сегодня, 10 декабря, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект № 2490 «О государственной службе».

Решение поддержал 261 народный депутат. 104 голоса дал «Блок Петра Порошенко», 81 – «Народный фронт», 22- «Самопомощь», 17 – «Батькивщина», Радикальная партия Ляшко – 1, 2 – «Оппозиционный блок», 1 – группа «Возрождение», 13 – группа «Воля народа», 30 – внефракционные.

В первом чтении закон был принят еще в апреле 2015 года, однако рассмотрение его во втором чтении постоянно откладывалось. Изначально предполагалось, что закон вступит в силу с 1 января 2016 года, однако в итоге, если подпишет президент, закон вступит в силу с 1 мая 2016 года.

Как сообщил председатель Верховной Рады Владимир Гройсман, этот закон даст возможность построить систему, в которой начнут формироваться профессиональные кадры в сфере государственного управления. По его словам, за несколько лет функционирования этой системы Украина получит новую и качественную государственную службу.

Среди прочего закон № 2490 вводит:

  • конкурсы на все должности государственной службы;
  • разделение политических должностей и должностей государственной службы. Закон выводит из госслужбы политиков – то есть депутатов и министров, а также их помощников, советников, пресс-секретарей, обслуживающий персонал;
  • перечень причин для увольнения чиновника и запрет для высшей категории госслужащих быть членами политических партий;
  • увеличение зарплаты чиновникам и уменьшение доли премий и доплат в структуре оплаты труда госслужащего;
  • введение 3-х категорий должностей, вместо существующих на данный момент 7-и: «А» – высший корпус госслужбы, «Б» – руководители структурных подразделений и «В» – остальные госслужащие;

В результате закона появится новая должность – государственный секретарь. Именно он будет назначать руководителей аппаратов министерства. Также будет создана комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы. В нее войдут представители Верховной Рады, АП, Кабмина, Национальных агентств и общественности (не менее ¼ от общего состава). Комиссия будет выбирать чиновников категории «А». Остальных госслужащих выберут в результате конкурса, который проведут сами руководители.

Политиков отделят от государственной службы

Эксперты высоко оценивают принятый законопроект. Как сообщил Сегодня.ua менеджер рабочей группы по реформе публичной администрации Реанимационного Пакета Реформ Николай Выговский, в итоговом тексте законопроекта удалось сохранить все лучшие наработки в сфере реформы госслужбы.

«К счастью, удалось сохранить все ключевые позиции, которые мы хотели сохранить, поэтому мы оцениваем текст, как близкий к идеальному. Удалось все отстоять. Плохие правки не прошли», – сказал он.

По словам эксперта, законопроект содержит ряд важных норм, которые окажут существенное влияние на систему государственной службы в Украине. «Ключевые моменты: конкурсы на все должности, включая высшие и полная деполитизация высших чиновников (категория А), а также запрет на членство в политических партиях и запрет на участи в руководящих органах политических партий чиновников категории Б и В. Также разделение политических и административных должностей. Вводится должность госсекретаря в министерствах. Это будет государственный служащий, который будет выбираться на прозрачном конкурсе и при смене Кабинета министров он будет продолжать руководить аппаратом министерства. Кроме того, топовых чиновников категории А будет выбирать специально созданная комиссия по формированию государственной службы, которая на треть будет состоять из представителей общественности. Общественность впервые в истории Украины получит реальное влияние на назначение топ-должностей в государстве», – рассказал он.

Директор института глобальных стратегий Вадим Карасев, в свою очередь, указал, что главный позитив от этого закона – это отделение политики от государственной службы.

«Для любой страны очень важно разделить политику и экономику. А в самой политике разделить административную сферу и политическую сферу. Госслужба функционирует на основе меритократического принципа (по принципу заслуг), поэтому очень важно, чтобы госслужбу возглавляли профессионалы своего дела. Политики – эксперты и профессионалы во всем. Но государственный аппарат нуждается не просто в профессионалах, а в экспертах узкого отраслевого, секторального профиля, без этого государственная служба неэффективна. Этот закон дает возможность отделить административный аппарат от политической системы. Политики приходят и уходят и, если чиновников будут менять вместе с политиками, никакое государство нормально не заработает», – сказал он Сегодня.ua.

При этом эксперт напомнил, что любой украинский политик, становясь министром, любая партия, заходя в парламент, тащила за собой целую свору помощников, консультантов экспертов, которые затем занимали места в министерствах и вместе с политиками потом уходили. «Поэтому государственный аппарат министерства постоянно лихорадило», – пояснил он.

Почему так долго тянули и когда ждать изменений

Николай Выговский отмечает, что законопроект в соответствии с коалиционной соглашением должны были принять еще в конце 2014 года но это решение постоянно откладывалось.

«Это конец эры политической коррупции в Украине, большие политические партии понимают, что назначения по квотному принципу уже не пройдут. Когда руководители фракций коалиции решали, кто и сколько выгодных должностей займет от каждой фракции и речь не шла ни о профессионализме, ни о управленческом опыте», – пояснил он проволочки в принятии.

Вадим Карасев также считает, что со стороны политиков было сопротивление в принятии этого закона. «Теперь министры, которых делегируют партии на посты в результате выборов, будут иметь меньше контроля над министерствами. Теперь у них очень ограниченные возможности для того, чтобы тащить за собой разного рода помощников, знакомых и назначать их на ключевые должности в министерстве», – сказал он.

Еще одна причина по его словам – это споры относительно того. по какой модели должна строится новая государственная служба. «Это сложный процесс. Никак не могли определиться, какая модель должна быть американская – неолиберальная, либо континентальная с достаточно сильным государственным аппаратом отделенным от политики», – сказал он, отметив, что в итоге выбор был остановлен на континентальной немецкой модели.

По словам Николая Выговского, первые результаты от реформы госслужбы можно будет ожидать уже в конце следующего года. «В целом позитив начнет ощущаться до конца 2016 года, а на полную закон заработает в 2017-2018 году, когда пойдет оздоровление и на средней и на низовом звене. Этот закон не будет иметь моментального действия, но он закладывает базу для оздоровления госслужбы в Украине», – сказал он.

Ранее в интервью Сегодня.ua глава Нацагенства по госслужбе Константин Ващенко прогнозировал, что реформа госслужбы должна завершиться к 2018-2019 году. «По итогу в органах исполнительной власти останется тысяч 150 государственных служащих, и тысяч 200 будут работать в органах местного самоуправления», – сказал он.

Кроме того, по его словам, закон о госслужбе не решает всех проблем. «Сегодня мы должны рассматривать в комплексе и новый закон о госслужбе и о службе в органах местного самоуправления и по противодействию коррупции и о Кабинете министров и центральных органах власти, который также находятся в процессе разработки. Все это должно создать новую систему государственного управления», – сказал он.