Изменения в ст 325 тк рф 2014

Ст. 325 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 325 ТК РФ: официальный текст

Ст. 325 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 325 ТК РФ определяет условия получения работниками северных территорий дополнительной отпускной компенсации. Как подтвердить и возместить такие расходы, вы узнаете из нашей статьи.

Когда применяется статья 325 Трудового кодекса РФ?

Ст. 325 ТК РФ предоставляет «северным» работникам (трудящимся в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях) дополнительную гарантию — съездить в отпуск (одному или с семьей) за счет средств работодателя.

В ст. 325 ТК РФ установлено, что таким правом работник может воспользоваться каждые 2 года. Сделать это северяне могут вне зависимости от того, работают они на коммерсанта или в госучреждении. Главное условие — нормативно оформленный алгоритм предоставления компенсации.

В частности, компенсационные параметры для северян прописываются:

  • для работников федеральных органов власти, внебюджетных фондов и федеральных госучреждений — в ст. 325 ТК РФ и Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 (далее — правила № 455);
  • сотрудников госорганов и учреждений субъектов РФ и органов местного самоуправления — в соответствующих нормативных актах;
  • работников коммерческих компаний — во внутрифирменных локальных актах.

Однако есть ряд ограничений. Расходы возместят, если:

  • они подтверждены (билетами, чеками и др.);
  • не превышен норматив провозимого багажа.

В расчет принимается стоимость перемещения к месту отдыха только на территории России (или до ее границы, если отдых будет за рубежом).

ВАЖНО! Компенсации северянам по ст. 325 ТК РФ — одна из гарантий, подлежащих предоставлению работодателями своим работникам в обязательном порядке.

Чтобы воспользоваться указанным правом, работнику необходимо:

  • до начала отпуска попросить работодателя оплатить примерную стоимость проезда (не позднее 3 рабочих дней до отъезда), изложив свою просьбу в заявлении;
  • по возвращении из отпуска представить работодателю для окончательного расчета билеты и (или) иные документы (чеки АЗС, справки транспортных компаний и др.).

В ст. 325 ТК РФ не детализируются нюансы возмещения транспортных расходов, а определяются только основополагающие параметры.

Каков порядок компенсации отпускных затрат федеральным госслужащим по ст. 325 ТК РФ?

Подробности возмещения федеральным госслужащим расходов на проезд к месту отпуска и обратно (в том числе провоз багажа) содержатся в правилах № 455.

В них одинаково регламентируется схема предоставления отпускной компенсации:

  • госслужащим;
  • сотрудникам внебюджетных фондов.

Единственным отличием является источник возмещения таких затрат:

  • федеральные бюджетные ассигнования — для госслужащих;
  • внебюджетные средства — для сотрудников внебюджетных фондов.

Основные тезисы правил № 455 соответствуют ст. 325 ТК РФ, но с уточнением следующих нюансов:

  • конкретизируется список лиц, относящихся к членам семьи сотрудника, расходы которых на проезд и провоз багажа (вместе с расходами самого сотрудника) компенсируются: неработающий супруг (супруга), несовершеннолетние дети, проживающие с работником (в том числе усыновленные);
  • уточняется невозможность суммирования компенсаций (если правом на нее вовремя не воспользовались);
  • детализируются особенности возмещения расходов на проезд в зависимости от вида транспорта;
  • расшифровываются ситуации, когда отсутствует документальное подтверждение расходов или затраты на проезд произведены по более высоким тарифам;
  • перечисляются документы, необходимые для подтверждения величины затрат на проезд, если в качестве средства передвижения использован личный транспорт;
  • рассматриваются нюансы компенсации и подтверждения затрат в случае заграничного отпуска;
  • устанавливаются требования к основным пунктам заявления на компенсацию и сроки выплаты возмещения.

ВАЖНО! Затраты на проезд к месту отпуска и обратно не компенсируются работникам, трудящимся на условиях внешнего совместительства или на основании договора подряда. Компенсационные выплаты допустимы только в том случае, если данное место работы является для сотрудника основным.

Какие расходы согласно ст. 325 ТК РФ могут компенсироваться?

К подлежащим компенсации расходам относится стоимость:

  • проезда к месту проведения отпуска и обратно;
  • перемещения на ж/д станцию, аэровокзал или пристань;
  • провоза багажа (весом не выше 30 кг на работника и каждого из членов его семьи).

Основание для возмещения работнику отпускных транспортных расходов — представленные им проездные документы.

Затраты на проезд к месту отпуска и обратно подлежат возмещению исходя из следующих ориентиров.

Оплата проезда допустима в размере не выше стоимости билета на проезд в скором фирменном поезде (купейном вагоне).

Оплата проезда на данном виде транспорта зависит от вида перевозки:

  • на морском судне регулярных перевозок и линий с комплексным обслуживанием пассажиров — в каюте 5-й группы;
  • на суднах всех линий сообщения — в каюте 2-й категории;
  • на паромной переправе — в каюте 1-й категории.

Оплачивается проезд на автотранспорте общего пользования (кроме такси), а при его отсутствии — в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

В отношении проезда посредством авиатранспорта правила № 455 (в редакции 2016 года) устанавливают, что перелет оплачивается согласно стоимости билетов эконом-класса, приобретенных только на рейсы 2 групп авиаперевозчиков:

  • российских авиакомпаний (их названия можно найти на сайте Росавиации);
  • авиакомпаний государств — остальных членов ЕЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии).

Если вышеперечисленные авиакомпании не перевозят пассажиров к месту их отпуска или отсутствуют билеты на запланированные даты отлета, можно воспользоваться услугами других авиаперевозчиков.

ВАЖНО! Если работник и члены его семьи ездили в отпуск в вагонах, каютах или аэробусах более высокой категории (класса, уровня), для компенсации проезда придется получить справку о его стоимости по категории, установленной правилами № 455. Справку предоставляет осуществляющая перевозку транспортная компания на дату приобретения билета.

Возможна ли компенсация по ст. 325 ТК РФ при проезде на личном автотранспорте?

Если работник с семьей ездил к месту отдыха и обратно на личном автомобиле, его затраты также могут быть компенсированы. Для этого ему необходимо собрать документы, подтверждающие фактические затраты на оплату топлива (чеки АЗС). При этом реально понесенные затраты сравниваются с расчетной величиной. Она определяется исходя:

  • из норм расхода топлива (для используемого автомобиля);
  • протяженности пути (кратчайшего маршрута).

Компенсируются фактические затраты, не превышающие расчетные суммы.

О нюансах «автомобильных» компенсаций работникам, использующим свой автотранспорт в служебных целях, узнайте из материалов нашего сайта:

Важные изменения трудового законодательства — 2014

Запрет заемного труда, отмена «зарплатного рабства», пределы для «золотых парашютов» и уточнение правил оплаты проезда работников к мес­ту отпуска — это, разумеется, не все, но одни из самых важных изменений, внесенных в трудовое законодательство в уходящем году. ­Специально для «ЭЖ» эти нововведения прокомментировал Руслан Конорев, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры».

Уходящий год оказался плодотворным в части совершествования трудового законодательства. Проекты, ставшие в этом году законами, обсуждались довольно давно (некоторые — с 2012 г., некоторые — с 2013 г.). Все внесенные этими законами поправки в ближайшем будущем или с небольшой отсрочкой нужно будет учитывать как работникам, так и работодателям. Мы выделили четыре значимых закона в сфере трудовых отношений, принятых в 2014 г.

Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 116-ФЗ) значительно изменил правовое регулирование так называемого заемного труда. Изменения вступят в силу 1 января 2016 г. (см. «ЭЖ», 2014, № 19, с. 07 ).

Согласно ч. 1 ст. 56.1 ТК РФ в редакции Закона № 116-ФЗ заемный труд в России запрещен. За нарушение запрета на заемный труд компании будет грозить штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Принятый закон является компромиссом между потребностями работодателей в заемном труде, которые реально существуют и удовлетворяются в некоторых отраслях, и положениями действующего трудового законодательства, не предусматривающего третьей стороны во взаимоотношениях работника и работодателя.

В статье 56.1 ТК РФ впервые дано определение заемного труда как труда работника по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющихся для него работодателем.

Вместо аренды персонала Закон № 116-ФЗ предусмотрел новый вид деятельности — деятельность по предоставлению труда работников (персонала). Под такой деятельностью понимается направление компанией-работодателем (далее — направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическим или юридическим лицам для временного выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны (ч. 1 ст. 341.1 ТК РФ в редакции Закона № 116-ФЗ). Несмотря на разность формулировок, деятельность по предоставлению персонала по сути значительно не отличается от существующего сегодня ­зай­ма персонала. Природа таких правоотношений останется той же — одно лицо временно предоставляет трудовые ресурсы другому лицу, причем направляющая сторона остается работодателем, выплачивающим работникам заработную плату и ведущим необходимую кадровую до­кумен­тацию. Изменения заключаются прежде всего в повышении требований к направляющей стороне, уменьшению случаев, когда предоставление персонала вообще возможно, а также в повышении уровня защищеннос­ти привлекаемых по таким договорам работников.

Прежде всего этому должно способствовать правило о том, что деятельностью по предоставлению персонала будут вправе заниматься не любые компании. Это будет разрешено лишь специализированным частным агентствам занятости и некоторым категориям компаний, в частности:

  • лицам, являющимся аффилированными по отношению к направляющей стороне;
  • лицам, являющимся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной (ч. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) в ред. Закона № 116-ФЗ).

Для частных агентств установлены специальные критерии соответствия, например наличие уставного капитала не менее 1 млн руб., отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты РФ, соответствие руководителя агентства определенным требованиям. Частным агентствам запрещено применять специальные налоговые режимы.

Законом № 116-ФЗ предусмотрено, что работодателем по договору о предоставлении труда работников может быть не только частное агентство, но и иное юридическое лицо, если такая возможность преду­смотрена законодательством о занятости. В подобных случаях особенности регулирования труда временных работников должны будут устанавливаться федеральным законом, однако на данный момент таких федеральных законов не ­принято.

Помимо ограничения субъектного состава, законопроект содержит исчерпывающий перечень случаев, когда направление работников на работу у принимающей стороны по договору о предоставлении труда не допускается (п. 12, 13 ст. 18.1 Закона о занятости в ред. Закона № 116-ФЗ). Например, к таким случаям относятся замена участвующих в забастовке работников принимающей стороны, выполнение отдельных видов работ на опасных производственных объектах и др.

Численность «арендованных» сотрудников не должна превышать 10% среднесписочной численности работников принимающей стороны. При необходимости привлечения большего числа работников компании заказчику нужно будет получить согласие профсою­за (п. 10 ст.18.1 Закона о занятости в ред. Закона № 116-ФЗ).

Таким образом, частные агентства занятости существенно ограничены по целям, а также срокам предоставления персонала, что может повлечь за собой невозможность использования подобной схемы в определенных отраслях.

Закон № 116-ФЗ призван согласовать баланс интересов всех трех сторон отношений по аренде персонала, повысив требования и уровень ответственности как у направляющей стороны, так и у принимающей в целях защиты прав работников. В частности, этому способствуют следующие правила:

  • принимающая сторона несет субсидиарную ответственность по обязательствам направляющей стороны перед предоставляемыми работниками, в том числе по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику (ст. 341.5 ТК РФ в ред. Закона № 116-ФЗ);
  • сведения о работе по договору о предоставлении труда работников направляющая сторона обязана вносить в трудовую книжку работника (ч. 9 ст. 341.2 ТК РФ в ред. Закона № 116-ФЗ).

2. «Золотые парашюты»

Федеральный закон от 02.04.2014 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Р оссийской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников» (далее — Закон № 56-ФЗ), установивший рамки выплат так называемых «золотых парашютов», вступил в силу 13 апреля 2014 г. (см. «ЭЖ», 2014, № 13, с. 02 ).

Необходимость таких изменений назрела давно. Законодатель не установил верхнего предела компенсационных выплат при увольнении сотрудников с руководящих должностей, и это повлекло за собой включение в трудовые договоры с такими лицами условий о выплате значительных сумм, размер которых вряд ли можно охарактеризовать как компенсационный. Порой выплаты в адрес уволенных руководителей ложились серьезным бременем на бюджет работодателя. Более того, до 2012 г. такие выплаты даже не облагались ­НДФЛ. Некоторые споры находили свое разрешение лишь в судебном порядке.

Отсутствие четкого законодательного регулирования порядка и размеров выплат при расторжении трудовых договоров с руководителями организаций, их заместителями и главными бухгалтерами (далее — руководители) приводило к тому, что компенсации предусматривались при любом основании увольнения, в том числе при увольнении по собственному желанию, по соглашению сторон и даже при наложении дисциплинарного взыскания.

Судебная практика немного восполнила этот пробел и в целом сформировала единый подход к рассмотрению споров о выплате компенсаций, не предусмотренных положениями ст. 181 «Гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации» и 279 «Гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора» ТК РФ. Так, отказывая истцам в удовлетворении требований о взыскании компенсаций при увольнении по собственному желанию, суды отмечали, что ч. 4 ст. 178 ТК РФ не предполагает предоставления права на компенсацию при увольнении произвольно, в любом случае и в неограниченном количестве, поскольку ч. 3 ст. 17, ст. 37 Конституции РФ, ст. 1—3, 9 ТК РФ предусмат­ривают обязанность как работодателя, так и работника придерживаться общеправовых принципов справедливости, добросовестности и недопустимости злоупотреб­ления правом.

Суды указывали, что выходное пособие при увольнении — это компенсация, установленная в целях защиты имущественных интересов работника при расторжении трудовых отношений. Эта выплата при увольнении по собственному желанию фактически не имеет компенсационного характера, что противоречит смыслу положений главы 27 ТК РФ. Она носит произвольный характер, не направлена на возмещение работнику издержек, связанных с прекращением трудовых отношений.

Изменения, внесенные в ТК РФ Законом № 56-ФЗ, частично ликвидировали указанные пробелы в регулировании выплат при увольнении руководителей и свелись к следующему.

Во-первых, введены ограничения на выплату выходных пособий при увольнении руководящим органам государственных компаний и корпораций, а также хозяйственных обществ, в которых доля учас­тия государства превышает 50%, государственных внебюджетных фондов РФ и иных лиц, указанных в ст. 349.3 ТК РФ. При этом размер выплат руководителям иных хозяйственных обществ в случае расторжения с ними трудовых договоров не регулируется Законом № 56-ФЗ и по-прежнему не ограничен. Отсутствие такого регулирования логично: коммерческие компании могут самостоятельно решать подобные вопросы на уровне своих внутренних до­кумен­тов, локальных актов и нести при этом риски формирования компенсационных пакетов своих топ-менеджеров. Основная задача закона — минимизация потерь бюджетов РФ в случае злоупотребления руководителями госкомпаний и корпораций и иных государственных учреждений и предприятий своими полномочиями.

Руководители, их заместители, главные бухгалтеры и заключившие трудовые договоры члены коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности и некоторые другие лица имеют право на компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка. Этот размер не может быть изменен в сторону увеличения.

Во-вторых, указанная выплата производится только при увольнении по двум основаниям: при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации (ст. 181 ТК РФ) или в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового догово­ра (п. 2 ст. 278, ст. 279 ТК РФ).

Выплата выходных пособий, компенсаций и (или) назначение каких-либо иных выплат в любой форме не может преду­сматриваться при увольнении работников в качестве меры дисциплинарного взыскания и по основаниям, установленным ТК РФ, другими федеральным законами, если это связано с совершением работником виновных действий или бездействия (ст. 181.1 ТК РФ). Отдельно отмечено, что такая выплата в вышеуказанных случаях увольнения не может быть установлена ни коллективным договором, ни соглашениями, ни локальными нормативными актами, а равно трудовыми договорами либо решениями работодателя, уполномоченных органов юридического лица, а также собственника имущества организации или уполномоченных собственниками лиц (органов).

В статье 2 Закона № 56-ФЗ содержится важное положение о том, что со дня его вступления в силу условия ранее заключенных трудовых договоров с руководителями прекращают свое действие в части, противоречащей новым требованиям к «золотым парашютам».

Нововведения внесут определенность во взаимоотношения между государством и наемными управленцами при их увольнении, что поможет минимизировать потери бюджетов всех уровней и больше не допустить ситуаций, когда прекращение трудовых отношений является способом обогащения руководителей организаций за счет казны.

3. «Зарплатное рабство»

Не так давно, 5 ноября 2014 г., вступили в силу изменения в ч. 3 ст. 136 ТК РФ, внесенные Федеральным законом от 04.11.2014 № 333-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов». Поправками подтверждено право работников выбирать любой банк для перечисления им зарплаты (см. «ЭЖ», 2014, № 44, с. 06).

Норма ч. 3 ст. 136 ТК РФ в новой редакции изложена следующим образом: «Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы».

Неформально эти изменения получили название «отмена зарплатного рабства». На наш взгляд, это не совсем верно. Дело в том, что и старая редакция ч. 3 ст. 136 ТК РФ не запрещала работнику самостоятельно менять кредитную организацию, на счет в которой работодателю необходимо перечислять его зарплату. Из ее содержания следовало, что зарплата перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным и (или) трудовым договором. Такими договорами определялись лишь сами условия перечисления, выбор же банка оставался за работником. Следовательно, для изменения реквизитов не требовалось внесения изменений в договоры, работнику достаточно было подать заявление.

Препятствия носили скорее технический характер и были обусловлены нежеланием бухгалтерии работодателя загружать себя дополнительной работой, внося даже небольшие изменения в сложившийся уклад в рамках зарплатного проекта. Таким образом, неоднозначное толкование положений старой редакции ч. 3 ст. 136 ТК РФ сторонами трудовых отношений не давало работнику права выбора кредитной организации при отсутствии одобрения со стороны работодателя.

В Определении КС РФ от 21.04.2005 № 143-О указано, что содержание норм ст. 136 ТК РФ представляет собой гарантии реализации закрепленного в ст. 2, 21, 22 и 56 ТК РФ права работника на своевременную и в полном размере выплату зарплаты; они направлены на обеспечение согласования интересов сторон трудового договора при определении правил выплаты зарплаты, на создание условий беспрепятственного ее получения лично работником удобным для него способом. Это соответствует положениям Конвенции № 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (принята в г. Женеве 1 июля 1949 г.). Эти нормы сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.

Таким образом, если коллективным или трудовым договором было предусмотрено перечисление зарплаты на банковский счет, указанный работником, то работник еще при действии старой редакции ч. 3 ст. 136 ТК РФ имел право требовать перечисления этих средств на счет, открытый им в любом банке. Действующая редакция статьи лишь внесла большую ясность. В любом случае вступившие в силу изменения внесут правовую определенность во взаимоотношения сторон по вопросу выбора работником кредитной организации, хотя и повлекут небольшое увеличение объема работы для бухгалтерии работодателя. Это в целом не должно являться поводом для возникновения конфликтов.

4. Билеты в отпуск

Правила оплаты проезда к месту отдыха и обратно уточнены вступившим в силу 13 апреля 2014 г. Федеральным законом от 02.04.2014 № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в райо­нах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 50-ФЗ, см. также «ЭЖ», 2014, № 14, с. 08).

Ранее ст. 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» конкретизировала размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно. Теперь в ней лишь указано, что такая компенсация устанавливается ТК РФ. Периодичность предоставления компенсаций осталась прежней — не реже одного раза в два года.

Поправки внесены во исполнение постановления КС РФ от 09.02.2012 № 2-П (далее — постановление № 2-П), которым ч. 8 ст. 325 ТК РФ признана соответствующей Конституции РФ. КС РФ указал, что организации, не относящиеся к бюджетной сфере, при определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к мес­ту использования отпуска и обратно должны учитывать его целевое назначение (обес­печение выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны). Вместе с тем КС РФ отметил, что нужно принимать во внимание и реальные экономические возможности работодателя, которые при этом не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.

В постановлении № 2-П также отмечено, что в правоприменительной практике ч. 8 ст. 325 ТК РФ рассматривается как допускающая установление размера, условий и порядка соответствующей компенсации для лиц, работаю­щих у работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, отличное от предусмат­риваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета, что может приводить к различиям в объ­еме дополнительных гарантий, предоставление которых обусловлено необходимостью обеспечения реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях. Эта позиция также нашла свое отражение в Законе № 50-ФЗ.

В статье 2 Закона № 50-ФЗ отмечено, что размер и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к мес­ту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в госорганах субъектов РФ, гос­учреждениях субъектов РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Таким образом, законодатель допус­кает, что уровень компенсации указанных выше расходов может отличаться в зависимос­ти от источника финансирования работодателя. Вместе с тем этот уровень в любом случае должен гарантировать реальную компенсацию расходов работника безотносительно финансовых возможностей работодателя. Иначе данная норма будет носить декларативный характер, что само по себе недо­пустимо.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ в одном из недавно рассмотренных дел отметила, что законодатель, возлагая обязанность по уплате указанных компенсаций на всех работодателей (как финансируемых из бюджета, так и не относящихся к бюджетной сфере), исходил из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, включая равенство прав и обязанностей работодателей по обеспечению основополагающих прав работников в сфере труда, которыми являются право на отдых и право на охрану здоровья. Также судьи подчеркнули, что различия в объеме дополнительных гарантий для разных категорий работников должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям (Определение ВС РФ от 05.10.2012 № 53-КГ12-4). Это означает, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии реализации конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.

Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

СТ 325 ТК РФ.

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Комментарий к Ст. 325 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает общее правило об оплате один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно для всех лиц, работающих в любых организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей».

2. Работникам учреждений и членам их семей один раз в два года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 кг (далее — компенсация расходов).

3. К членам семьи работника учреждения, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), фактически проживающие с работником.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника учреждения производится при условии их выезда к месту использования отпуска работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (как вместе с работником, так и отдельно от него).

4. Право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника учреждения одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. В дальнейшем у работника учреждения возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в указанном учреждении — начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы — начиная с пятого года работы и т.д.

Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника учреждения возникает одновременно с возникновением такого права у работника учреждения.

Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию.

5. Расходы, подлежащие компенсации, включают:

а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:

железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

воздушным транспортом — в салоне экономического класса; автомобильным транспортом — в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии — в автобусах с мягкими откидными сиденьями;

б) оплату стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы;

в) оплату стоимости провоза багажа весом не более 30 кг на работника и 30 кг на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов.

Если представленные работником документы подтверждают произведенные расходы на проезд по более высокой категории проезда, компенсация расходов производится на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленной категорией проезда, выданной работнику (членам его семьи) соответствующей транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом (далее — транспортная организация), на дату приобретения билета. Расходы на получение указанной справки компенсации не подлежат.

При отсутствии проездных документов компенсация расходов производится при документальном подтверждении пребывания работника учреждения и членов его семьи в месте использования отпуска (при наличии документов, подтверждающих пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, а также в ином подобном учреждении или удостоверяющих регистрацию по месту пребывания) на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда:

при наличии железнодорожного сообщения — по тарифу плацкартного вагона пассажирского поезда;

при наличии только воздушного сообщения — по тарифу на перевозку воздушным транспортом в салоне экономического класса;

при наличии только морского или речного сообщения — по тарифу каюты X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, каюты III категории речного судна всех линий сообщения;

при наличии только автомобильного сообщения — по тарифу автобуса общего типа.

6. Компенсация расходов при проезде работника учреждения и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования.

7. Если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируются стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.

8. В случае использования работником отпуска за пределами России производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции. Основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения Государственной границы РФ.

В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения Государственной границы РФ аэропорту работником представляется справка о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.

9. Письменное заявление о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно представляется работником учреждения не позднее чем за две недели до начала отпуска.

Компенсация расходов производится учреждением исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником заявления не позднее чем за три рабочих дня до отъезда работника в отпуск.

Для окончательного расчета работник обязан в течение трех рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих его расходы, либо справки о стоимости проезда, выданной транспортной организацией.

Работник учреждения обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно.

10. Компенсация расходов предоставляется работнику только по основному месту работы.

11. Судебная практика уточняет правила предоставления компенсаций лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Указанным лицам в связи с проездом к месту использования отпуска и обратно личным транспортом компенсируются фактически понесенные ими расходы на оплату стоимости израсходованного в пути топлива. Компенсация расходов, связанных с транспортировкой автомашины из мест, с которыми автомобильное сообщение отсутствует, не осуществляется, поскольку законодательством не предусмотрена (см. Определение ВС РФ от 1 сентября 2009 г. N 70-В09-5).

12. В Постановлении КС РФ от 9 февраля 2012 г. N 2-П указано следующее. Нормативное положение ч. 8 комментируемой статьи предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.

13. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в отношении женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, осуществляется на общих основаниях, т.е. при предоставлении женщинам очередного оплачиваемого отпуска (письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 февраля 2010 г. N 217-13).

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется женщине независимо от стажа работы у данного работодателя перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком (см. ст. 260 ТК РФ и комментарий к ней).