Изменения в гк рф с 01102018

Изменения в Гражданском кодексе РФ с 6 августа 2017 года

6 августа 2017 года вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса РФ. Законодатели внесли в него право отдельных категорий граждан заниматься предпринимательской деятельностью без статуса индивидуального предпринимателя.

Редакцию Гражданского кодекса РФ изменил Федеральный закон от 26.07.2017 N 199-ФЗ , который вступил в силу 6 августа 2017 года. Этим документом был законодательно установлен статус самозанятых граждан.

Право работать без регистрации

В статью 23 ГК РФ законодатели добавили существенную оговорку. Теперь все граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым статьи 23 ГК РФ. В этом абзаце сказано, что для отдельных видов предпринимательской деятельности могут быть законодательно установлены условия осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в статусе ИП. Конкретный список самозанятых граждан, подпадающих под действие этой нормы, должно определить Правительство в ближайшее время.

Кроме того, законодатели изменили нормы статьи 2 ГК РФ . Теперь в ней сказано, что все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом. Самозанятые лица, как раз, вошли в это «иное».

Изменения в трех частях Гражданского кодекса РФ с 4 июля 2016 года

4 июля 2016 года вступили в силу поправки в первую, третью и четвертую части Гражданского кодекса РФ. Поправки коснулись введения в кодекс города федерального значения Севастополя, организации публичных торгов, изъятия земельных участков, порядка наследования и прав авторов произведений архитектуры.

Часть первая Гражданского кодекса РФ

Изменения в первую часть Гражданского кодекса РФ внесли два закона:

Изъятие земельных участков

В статье 225 ГК РФ появилось упоминание города федерального значения Севастополя. В статье 272 ГК РФ определено, что ее правила не распространяются на прекращение прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности ввиду его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В статье 284 ГК РФ определен новый порядок изъятия земельного участка, который не используется по целевому назначению. В частности, добавлены исключения по изъятию земельных участков, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Статьей 285 ГК РФ определено, что:

Статья 286 ГК РФ теперь называется «Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации».

Публичные торги

В статью 449.1 ГК РФ, регулирующую публичные торги внесено несколько поправок, которые касаются права государственных органов выступать в роли организаторов публичных торгов, в определенных законом случаях. Кроме того, такие органы имеют право публиковать извещения о проведении публичных торгов на своих официальных сайтах в сети интернет.

Часть третья Гражданского кодекса РФ

Поправки в часть 3 Гражданского кодекса РФ внес Федеральный закон от 03.07.2016 N 333-ФЗ , который вступил в силу 4 июля 2016 года. Изменения касаются наследования выморочного имущества. В новеллу статьи 1151 ГК РФ добавлен город федерального значения Севастополь, в части особого порядка наследования субъектами РФ выморочного имущества в виде недвижимости и земельных участков.

Часть четвертая Гражданского кодекса РФ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 314-ФЗ, который вступил в силу 4 июля 2016 года, внес поправки в статью 1294 ГК РФ в части использования авторами архитектурного, градостроительного или садово-паркового искусства своих произведений или их проектов. Согласие автора требуется, если иное не предусмотрено законодательством, а также договором.

Рецензии и отзывы на книгу «Гражданский кодекс Российской Федерации по состоянию на 01.10.2018 г.»

Не слишком мелкий текст, однако немного бледно пропечатанный, приятная на ощупь обложка.

Нужная (и профессионалам, и обычным гражданам) книга! Гражданский кодекс определяет и регулирует гражданско-правовые отношения, его необходимо знать и соблюдать. К сожалению, и многие физические лица, и (особенно) государственные и муниципальные чиновники, и руководители и собственники (юридические лица) и их работники часто и не соблюдают, и нарушают ГК РФ. Но это другая тема. В данной книге опубликованы все 4 части ГК РФ и с изменениями и дополнениями, актуальными на 01.10.2018 года. Известное издательство «Эксмо» (г. Москва), отпечатано в типографии ООО «Инфо систем» (г. Казань), подписано в печать: 13 августа 2018 г. Высококачественная глянцевая мягкая, но достаточно плотная обложка, отличная качественная газетная бумага, печать офсетная, шрифт некрупный, но хорошо читаемый. Книга имеет статус «Официальное издание». Тираж всего 5 тысяч экземпляров. С учётом всех скидок и частичной оплаты бонусами, заработанными за рецензии: цена получилась очень даже низкая! Заказ был доставлен в рамках установленного срока, «Лабиринт» не подвёл даже в этот очень сложный для него период. Претензий по качеству тоже нет. Рекомендую книгу к заказу и приобретению. Оценка (и книги, и работы персонала) 10 из 10.

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (01.10.2018-07.10.2018)

Обзор изменений законодательства РФ

Скорректированы требования к проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии (постановление Правительства РФ от 27.09.2018 № 1145).

Постановлением Правительства РФ от 27.09.2018 № 1145 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии» скорректированы требования к проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии.

— исключены требования по оснащению приборами учета электрической энергии каждого генерирующего объекта, входящего в состав электростанции;

— уточнены требования к местам установки приборов учета для определения объемов производства электроэнергии на таких генерирующих объектах;

— поставщику предоставлено право перераспределять объемы предоставляемой мощности между отобранными по итогам конкурсов генерирующими объектами в рамках одной компании с одинаковой датой начала исполнения обязательств по поставке мощности.

Начало действия документа — 10.10.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Уточнены правила предоставления субсидий юрлицам на создание или реконструкцию объектов инфраструктуры и на присоединение к электрическим и газовым сетям для реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе (постановление Правительства РФ от 28.09.2018 № 1153).

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2018 № 1153 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в целях реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона»уточнены правила предоставления субсидий юрлицам на создание или реконструкцию объектов инфраструктуры и на присоединение к электрическим и газовым сетям для реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.

Определено, что юрлицо вправе направить средства, полученные в результате экономии, на иное направление расходования без прохождения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий и повторной проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.

Это возможно в случае, если такое перераспределение средств не влечет увеличение сметной стоимости строительства объекта инфраструктуры и не связано с внесением в проектную документацию изменений в части технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, и (или) изменений, влекущих отклонение параметров объекта от проектной документации, в отношении которой получено положительное заключение, а также изменений физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией.

Реализация указанного права осуществляется юрлицом как при направлении средств, полученных в результате экономии, на иное направление расходования, включенное в сводный сметный расчет стоимости строительства, так и при использовании указанных средств в рамках одного направления расходования.

Юрлицо при перераспределении таких средств представляет в уполномоченный федеральный орган власти взамен сводного сметного расчета стоимости строительства сводную таблицу стоимости объекта инфраструктуры по форме, соответствующей указанному сводному сметному расчету, на сумму, не превышающую подтвержденную сметную стоимость.

Уточнено также, что для заключения соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение и возмещение затрат юрлицо представляет в уполномоченный орган в том числе:

— документы, подтверждающие фактические затраты на создание объекта инфраструктуры в части работ, произведенных собственными силами юридического лица;

— документы, подтверждающие право на осуществление работ по строительству или реконструкции объектов инфраструктуры, проводимых по включенным в сводный сметный расчет стоимости строительства направлениям расходования, в том числе свидетельства о допуске к строительным или проектным работам и лицензии.

Начало действия документа — 10.10.2018.

Ссылка на документ: Посмотреть

Конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Республике Хакасия признан несостоявшимся(приказ Минэнерго России от 03.10.2018 № 845).

Минэнерго России приказом от 03.10.2018 № 845 признало конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Республике Хакасия несостоявшимся.

Департаменту развития электроэнергетики поручено не позднее 19.10.2018 подготовить и представить решение о проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республика Хакасия с минимальным размером денежных средств для оплаты победителем конкурса, равным 296 177 744,36 руб.

Ссылка на приказ: Посмотреть

● 01.10.2018 открыт для публичного обсуждения проект приказа Минэнерго России «Об утверждении форм отчетов о реализации инвестиционных программ производителями электрической энергии, отнесенными к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правил заполнения указанных форм и требований к форматам электронных документов, содержащих информацию об отчетах о реализации инвестиционной программы и обосновывающих ее материалах».

В соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977, Минэнерго России наделено полномочиями по утверждению форм отчетов о реализации инвестиционных программ, правил заполнения указанных форм и требований к их форматам по согласованию с Минэкономразвития России, Минфином России и Минкомсвязью России. Проектом рассматриваемого нормативного правового актапредполагается предусмотреть формы отчетов о реализации инвестиционных программ в соответствии с формами раскрытия информации об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики, правила заполнения указанных форм и требования к форматам электронных документов, содержащих информацию об отчетах.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – раскрытие информации о подготовке проектов нормативных правовых актов

ID проекта: 01/02/10-18/00084476

Ссылка на проект: Посмотреть

● 03.10.2018 на стадию публичных обсуждений перешел текст проекта приказа Минэнерго России «Об утверждении Требований к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики и принципам функционирования устройств и комплексов релейной защиты и автоматики».

Устройства и комплексы релейной защиты и автоматики (далее – РЗА) предназначены для обеспечения надежности и «живучести» энергосистемы, предотвращения повреждения линий электропередачи (далее – ЛЭП) и оборудования электрических станций и сетей, обеспечения их безопасной работы. В настоящее время требования к РЗА ЛЭП и оборудования объектов электроэнергетики 110 кВ и выше частично определены Правилами устройства электроустановок, утвержденными в 1979 г., однако они не учитывают современных типов устройств (комплексов) РЗА и до настоящего времени не актуализировались.

Комплексное нормативное регулирование вопросов оснащения ЛЭП и оборудования объектов электроэнергетики устройствами и комплексами РЗА различных видов, функционирования устройств и комплексов РЗА в действующем законодательстве в сфере электроэнергетики отсутствует.

Положения Проекта приказа направлены на восполнение указанного пробела в нормативном регулировании и установление нормативных требований к оснащению ЛЭП и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами РЗА и принципам функционирования устройств и комплексов РЗА.

Проектом приказа предусматриваются как общие требования к РЗА, так и специальные требования к оснащению и принципам функционирования устройств (комплексов) РЗА в зависимости от вида или класса напряжения оборудования объекта электроэнергетики, на котором устройство (комплекс) РЗА установлены.

Так, отдельно закрепляются общие требования к оснащению и принципам функционирования релейной защиты и сетевой автоматики и специальные требования к оснащению и принципам функционирования указанных устройств для ЛЭП 330 кВ и выше; ЛЭП 110-220 кВ; автотрансформаторов (трансформаторов), шунтирующих реакторов, управляемых шунтирующих реакторов высшим классом напряжения 110 кВ и выше; систем шин, обходных шиносоединительных и секционных выключателей 110 кВ и выше.

В число требований, предусмотренных Проектом приказа, включены требования к оснащению и принципам функционирования устройств резервирования отказа выключателя; релейной защиты генерирующего оборудования, работающего на сборные шины генераторного напряжения; релейной защиты блоков генератор-трансформатор.

Проектом приказа также отдельно устанавливаются требования к оснащению и принципам функционирования противоаварийной автоматики; требования к устройствам регистрации аварийных событий и процессов; а также требования к вторичным цепям устройств РЗА.

Положения, предусмотренные Проектом приказа, должны будут учитываться при проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении объектов электроэнергетики, при подготовке и согласовании технических условий на технологическое присоединение объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии к электрическим сетям, при разработке схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии, схем внешнего электроснабжения энергопринимающих установок потребителей, при разработке проектной документации для технологического присоединения энергопринимающих установок потребителей к электрическим сетям, а также при создании (модернизации) устройств и комплексов РЗА и обеспечении их функционирования в составе электроэнергетической системы.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/07-18/00082233

Ссылка на проект: Посмотреть

Алексей Текслер в эфире «Делового утра» на НТВ рассказал о новых перспективах ВИЭ в России.

Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Алексей Текслер в эфире программы «Деловое утро» на телеканале НТВ рассказал о том, каких успехов удалось добиться в развитии возобновляемой энергетики и какие планы в этой сфере имеются на ближнесрочную перспективу.

Первый замминистра сообщил, что программа поддержки ВИЭ в России заработала в 2013 году, при этом первые вводы «зеленой» генерации появились уже в 2014 году. «На сегодня мы имеем около 400 МВт установленной мощности, а в ближайшие три месяца добавим еще 200 МВт. Такими темпами мы планируем до 2024 года увеличить общий объем ВИЭ до 7,5 ГВт установленной мощности, в том числе и в изолированных регионах», — сказал Алексей Текслер.

По словам заместителя главы энергетического ведомства, смысл в развитии ВИЭ для государства не только в новой генерации, но и в поддержке технических компетенций российской промышленности.

«В этом ключе мы уже можем отметить большие успехи, к примеру, в солнечной генерации. Фактически она состоялась как самостоятельная отрасль, с точки зрения КПД наши панели – одни из самых лучших в мире», — подчеркнул первый замминистра.

В заключение Алексей Текслер отметил, что Минэнерго занимается поддержкой не только крупной, но и микрогенерации на основе ВИЭ.

«В настоящий момент мы реализуем комплекс мер. Уже подготовлен законопроект, благодаря которому домохозяйство, потребляющее не более 15 КВт мощности, сможет не только устанавливать ВИЭ, но и сдавать в сеть генерируемую энергию по льготному тарифу. Рассчитываем, что закон заработает уже со следующего года», — добавил Алексей Текслер.

Александр Новак в интервью газете «Коммерсант» рассказал о развитии электросетей на Дальнем Востоке, тарифном регулировании и программе модернизации.

В частности, глава энергетического ведомства сообщил, что Минэнерго прорабатывает вопрос создания третьей ценовой зоны оптового энергорынка в ДФО, а также рассматривает возможность приватизации Дальневосточной генерирующей компании.

«Вопрос приватизации — очень сложный: в регионе много ГЭС, которые входят в состав «РусГидро», в этой части речь о приватизации не идет. Нужно считать, получим ли мы эффект от этой конкуренции, но в этом направлении нужно двигаться. Речь идет о Хабаровском крае, Приморье, Еврейской АО, Амурской области, частично Якутии»,- сказал он.

Александр Новак также отметил, что в ДФО и неценовых зонах зарезервирован объем в 152 млрд. руб. для модернизации и реконструкции ТЭС. Предполагается, что это до 1,3 ГВт, оплата по которым будет проходить посредством внедрения специальной инвестиционной надбавки, а объекты будут отбираться Правительственной комиссией по электроэнергетике, исходя из целесообразности строительства или модернизации.

Говоря о развитии электросетей в целом, Министр рассказал, что в отрасли существуют проблемы, которые сдерживают ее развитие.

«На совещании у Председателя Правительства обсуждались четыре ключевые темы: льготы за технологическое присоединение к сетям (ТП) и необходимость их корректировки в среднесрочной перспективе, перекрестное субсидирование, плата за резерв сетевой мощности и долгосрочное тарифное регулирование. По всем вопросам приняты решения, направленные на улучшение ситуации», — подчеркнул он.

По словам Александра Новака, по льготному ТП тариф будет стремиться к экономически обоснованному, но появится право субъекта РФ определять и давать льготы по этому тарифу потребителям с финансированием за счет собственных средств. При этом по долгосрочному тарифному регулированию было принято решение определить период регулирования от пяти до десяти лет с индексацией тарифа на передачу энергии на уровне «инфляция минус 0,1%». Глава ведомства при этом отметил, что долгосрочные тарифы будут распространяться и на ценовые зоны.

Министр энергетики сообщил, что с нового тарифного регулирования – с 1 июля 2019 года — предполагается повышение тарифа. «При этом из общего объема перекрестного финансирования в 313 млрд. руб. на потребителей ФСК перераспределится до 38 млрд. руб. в течение семи лет. Также продолжится политика, связанная с выравниванием тарифов ФСК для высокого напряжения. Это нужно для того, чтобы у крупных потребителей не было мотивации переходить на сети ФСК» — сказал Александр Новак.

Глава ведомства также рассказал, что программа модернизации учитывает интересы всех производителей, в частности АЭС и возобновляемых источников энергии, при этом для ТЭС проработаны процедуры отборов проектов модернизации.

«Параметры программы предложены исходя из нашего консервативного прогноза по росту электропотребления и инфляции. Мы отдельно закладываем допфинансирование замещения АЭС, меры поддержки развития ВИЭ с учетом роста их конкурентоспособности. Кроме того, мы предлагаем двигаться в сторону либерализации базового механизма отбора мощности. Будем поэтапно, с учетом ограничения по цене, индексировать ценовые коридоры, повышать конкуренцию. Мы рассчитываем в рамках этой меры привлечь до 588 млрд. руб., которые могут быть направлены на легкую модернизацию и использованы всеми производителями, в первую очередь ГЭС и АЭС», — добавил Александр Новак.

Энергетиками было зафиксировано историческое событие — Крымская энергосистема перестала быть энергодефицитной.

«В утренние часы, при общей выработке собственной генерации Крымского полуострова 542 МВт, с учетом запущенных в тестовом режиме первых блоков Таврической, Балаклавской ТЭС и первой очереди Сакской ТЭЦ, избыток мощности в объеме 28 МВт предавался в сторону Кубанской энергосистемы по энергомосту «Кубань — Крым»», — сообщил Андрей Черезов.

По его словам, это стало возможным после успешного завершения комплексного опробования генерирующего оборудования Таврической, Балаклавской ТЭС и Сакской ТЭЦ.

Для выдачи мощности новых станций в установленном порядке были зарегистрированы группы точек поставки генерации и заключены необходимые договоры на присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, первые очереди электростанций допущены на оптовый рынок для поставки электроэнергии.

«В настоящее время идет подготовка документации для проведения аттестации и окончательного ввода генерирующего оборудования в эксплуатацию», — добавил замминистра.

Андрей Черезов рассказал, что режимно-балансовая ситуация в Крымской энергосистеме оставалась стабильной, максимум потребления пришёлся на 20:00 и составил 912 МВт. Суммарное производство электроэнергии новыми станциями достигало 523 МВт, что составляет более половины вырабатываемой электроэнергии в общем балансе мощности.

Цифровизация, эталонный принцип и применение Сводного прогнозного баланса в «пилотных» регионах – ключевые темы обсуждения в сфере электроэнергетики в рамках семинара по тарифному регулированию в Ялте.

С 16 по 18 октября в Ялте состоится Всероссийский семинар-совещание по тарифному регулированию в 2018 году и задачам органам государственного регулирования на 2019 год.

Ключевыми темами обсуждения в сфере электроэнергетики ФАС России выделяет следующие:

— рассмотрение методов эталонных затрат при расчете необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций;

— анализ различных подходов при выработке эталонных затрат территориальных сетевых организаций;

— методика распределения объемов перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе;

-новый порядок формирования Сводного прогнозного баланса электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России;

-обзор применения нового порядка формирования Сводного прогнозного баланса электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России на примере «пилотных» субъектов Российской Федерации;

-цифровизация процесса порядка формирования Сводного прогнозного баланса электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России.

По мнению ФАС России, внедрение эталонного принципа для электросетевого комплекса станет новой вехой развития электроэнергетики. Применение этого механизма позволит добиться прозрачного и ясного порядка ценообразования, что удобно всем участникам процесса: от регулируемых организаций до потребителя. Переход на новый принцип стимулирует организации к реальной экономии средств и повышению эффективности.

Антимонопольная служба отмечает, что электросетевой комплекс России нуждается в модернизации оборудования. Ведущая роль в этом процессе отводится цифровизации.

Более подробная информация доступна здесь.

●ФАС введет понятие тарифной дискриминации.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует в 2019 году ввести в правительственной дорожной карте по развитию конкуренции понятие «тарифной дискриминации». Об этом сообщила газета «Известия».

Кроме того, будет узаконен механизм наказания чиновников за необоснованные отклонения в ставках для поставщиков коммунальных услуг. Ведомство пытается сдержать рост тарифов для населения, но одновременно хочет избежать ухудшения экономического положения компаний.

Речь идет о случаях, когда региональные власти при «сопоставимых условиях» устанавливают одной организации ставку выше, чем другой.

«Многочисленные решения ФАС России в рамках рассмотрения разногласий между органами госрегулирования тарифов и организациями подтверждают этот факт, а также свидетельствуют о систематическом нарушении тарифного законодательства со стороны региональных органов власти в сфере ценообразования» — отметили в пресс-службе ФАС.

Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев на заседании Госсовета по развитию конкуренции уточнил, что ему известны случаи, когда разница в тарифах на водоотведение, электро- и теплоснабжение достигает десятикратного размера.

Эксперты ведомства считают, что необходимо перевести взаиморасчеты на долгосрочные контракты и эталонный принцип регулирования. Он поможет определить как средний уровень затрат организаций, так и размер тарифа для населения.

Комиссия Алтайского краевого УФАС России установила, что в действиях АО «Барнаульская горэлектросеть» по отказу МУПу в установлении ориентировочной общей цены договора энергоснабжения не содержится нарушений Закона о защите конкуренции (решение Алтайского краевого УФАС России от 03.10.2018 по делу № 20-ФАС22-АМ/08-18).

Как следует из решения УФАС, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило письменное обращение МУП «ДЕЗ № 1» Ленинского района г. Барнаула в отношении энергосбытовой организации АО «Барнаульская горэлектросеть» (АО «БГЭС») по вопросу, связанному с установлением условий договора энергоснабжения для категории «прочие потребители».

Суть вопроса заключалась в отказе АО «БГЭС» во включении в договор энергоснабжения ориентировочной общей цены контракта в размере 760 000,00 рублей. Требования потребителя по включению указанной ориентировочной цены в договор энергоснабжения основывались на ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44, в которой установлено, что при заключении контракта цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Решением от 03.10.2018 по делу № 20-ФАС22-АМ/08-18 Алтайское краевое УФАС России признало вышеуказанные действия АО «БГЭС» не нарушающими антимонопольное законодательство РФ в связи с тем, что Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 40) не предусмотрено установление в договоре энергоснабжения как твердой, так и ориентировочной цены контракта.

При этом антимонопольным органом отмечено, что перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта, установлен постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 и является исчерпывающим. При этом в Перечень не входят услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий и гарантирующими поставщиками.

Ссылка на решение УФАС: Посмотреть

●УФАС КБР выиграло тяжбу с монополистом.

В адрес Кабардино-Балкарского Управления Федеральной антимонопольной службы из прокуратуры КБР была перенаправлена жалоба юридического лица на действия ПАО «МРСК Северного Кавказа», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, путем необоснованного отключения от электроснабжения хозяйствующего субъекта, — сообщило УФАС по КБР.

По результатам рассмотрения возбужденного дела в отношении Кабардино-Балкарского филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» по признакам нарушения антимонопольного законодательства, действия ПАО «МРСК Северного Кавказа» при проверке хозяйствующего субъекта, выразившиеся в составлении акта о безучетном потреблении электроэнергии с грубыми нарушениями требований постановления правительства РФ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», а также в последующем выставлении счета к оплате за электроэнергию, рассчитанного по мощности приборов потребления и направлении уведомления об ограничении подачи электроэнергии по объекту принадлежащему заявителю, были признаны злоупотреблением доминирующим положением.

Комиссия УФАС по КБР квалифицировала действия ПАО «МРСК Северного Кавказа» как нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и выдала ПАО «МРСК Северного Кавказа» предписание об отзыве акта о безучетном потреблении электроэнергии.

Не согласившись с вынесенным Кабардино-Балкарским УФАС решением и выданным предписанием ПАО «МРСК Северного Кавказа» обжаловало их в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда КБР от 11 мая 2018 года ПАО «МРСК Северного Кавказа» было отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным ненормативного правового акта (решения и предписания) Кабардино-Балкарского УФАС.

ПАО «МРСК Северного Кавказа» была подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда КБР. Однако Шестнадцатый арбитражный Апелляционный суд указал на обоснованность решения Арбитражного суда КБР и законность ненормативных правовых актов, принятых Кабардино-Балкарским УФАС России в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа».

Арбитражный суд Поволжского округа подтвердил правоту ПАО «Саратовэнерго» в отношении должника.

3 октября Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Арбитражного суда Саратовской области по делу КФХ Чернова А.Г. (Петровск) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию.

Арбитражный суд кассационной инстанции также подтвердил правоту ПАО «Саратовэнерго» и оставил без изменения решение Арбитражного суда Саратовской области по обжалованию действий Общества по уведомлению о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии КФХ Чернова А.Г.

«Еще в 2015 году сетевая организация выявила у КФХ Чернова факт несоответствия данных по их приборам учёта. В соответствии с решением суда, был произведен перерасчёт, и размер доначислений составил 1,3 млн. руб. Фактически было установлено, что фермерское хозяйство манипулировало показаниями прибора учёта. КФХ Чернова не согласилось с данным фактом, и задолжало гарантирующему поставщику эту сумму в полном объёме. В результате чего ПАО «Саратовэнерго» 18 декабря 2017 года в соответствии с законодательством ввело ограничение энергоснабжения неплательщика.

КФХ Чернова подало иск о признании действий по введению режима ограничения подачи электрической энергии незаконными. ПАО «Саратовэнерго» со своей стороны подало иск о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию в размере 1,3 млн. руб. Все судебные инстанции подтвердили правоту ПАО «Саратовэнерго», и были вынесены решения – взыскать задолженность за электроэнергию и в исковых требованиях КФХ Чернова А.Г. о признании ограничения энергоснабжения незаконным – отказать», — сообщает пресс-служба компании.

Верховный Суд РФ согласился с позицией судов нижестоящих инстанций о том, что действующее законодательство РФ не устанавливает оснований для участника оптового рынка для уменьшения стоимости услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС на стоимость нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, указанных в отчетах ОАО «АТС»(определение Верховного Суда РФ от 01.10.2018 № 305-ЭС17-2715 (2))

ОАО «РУСАЛ Красноярск» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО «ФСК ЕЭС» о взыскании задолженности в виде неосновательного обогащения в размере 1 065 541 054,18 руб.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении иска ОАО «РУСАЛ Красноярск» отказано.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ОАО «РУСАЛ Красноярск» обратилось в Верховный Суд России с кассационной жалобой, в которой просило названные судебные акты отменить и удовлетворить предъявленный иск.

Определением от 01.10.2018 № 305-ЭС17-2715 (2) Верховный Суд РФ отказал ОАО «РУСАЛ Красноярск» в удовлетворении кассационной жалобы на основании нижеследующего.

Как установлено судами, ОАО «РУСАЛ Красноярск» является субъектом оптового рынка электрической энергии. В 2010 году между ОАО «РУСАЛ Красноярск» (потребитель) и ФСК ЕЭС был заключен договор, по условиям которого ФСК ЕЭС обязалась оказывать услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, а потребитель обязался оплачивать эти услуги.

Обращаясь в суд, потребитель ОАО «РУСАЛ Красноярск» указал, что ФСК ЕЭС не исполнила обязанность по компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях при ее передаче.По мнению потребителя, стоимость услуг по передаче электроэнергии в период с 2012 по 2014 годы должна была быть уменьшена на 1 065 541 054,18 руб., поскольку ФСК ЕЭС не учитывала в расчетах фактические потери электроэнергии в сетях ФСК, которые подтверждаются справками ОАО «АТС».

Отказывая в иске, суды указали, чтопри расчете за услуги ФСК ЕЭС не нарушены условия договора, а произвольное перераспределение стоимости потерь, содержащихся в справках АО «АТС», участникам оптового рынка законом не предоставлено, и, как отметил ВС РФ в определении, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 1102 ГК РФ (неосновательное обогащение).

Суды указали также, что в соответствии с п. 52 Правил недискриминационного доступа № 861 потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.

При этом неосновательного обогащения в размере потерь в сети ФСК на стороне ответчика не возникло, так как в соответствии с пунктом 52 Правилнедискриминационного доступа № 861 и содержанием отчетов ОАО «АТС» указанные потери учтены при расчетах с ПАО «МРСК Сибири».

Верховный Суд счел, что выводы судов соответствуют нормам права, и не нашел оснований для переоценки этих выводов.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд РФ согласился с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что для целей исчисления неустойки по пункту 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике в судебном порядкеза период до принятия решения судаподлежит применению ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на день принятия судом решения, а не на день фактической оплаты основной задолженности(определение Верховного Суда РФ от 05.10.2018 № 306-ЭС18-15350).

Основной вывод: для целей исчисления неустойки по пункту 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на день принятия судом решения, а не на день фактической оплаты основной задолженности.При добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

— на основании положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом;

— пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2013 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрена ответственность в виде неустойки за просрочку оплаты услуг по передаче электроэнергии. Размер неустойкиопределяется в зависимости от ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты пеней на невыплаченную в срок сумму.Таким образом, согласно указанной норме размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты пеней на невыплаченную в срок сумму. Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа;

— при этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке. Вместе с тем по смыслу п. 2 ст. 26 ФЗ об электроэнергетике, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате услуг, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде. Указанный подход к определению размера ставки рефинансирования ЦБ РФ для расчета подлежащей взысканию в судебном порядке неустойки определен в пункте 3 раздела «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.

Указ Президента РФ от 01.10.2018 N 580 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 МАРТА 2011 Г.
N 248 «ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ» И УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 5 МАЯ 2014 Г. N 300 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ МИНИСТЕРСТВА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1334; 2013, N 51, ст. 6846; 2014, N 44, ст. 6044; 2015, N 32, ст. 4747; 2016, N 15, ст. 2071; N 39, ст. 5621; N 52, ст. 7614; 2017, N 29, ст. 4357) изменение, изложив пункт 3 в следующей редакции:

«3. Установить предельную штатную численность центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 6712 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в количестве 5966 человек, федеральных государственных гражданских служащих — 661 человека, работников — 85 человек.».

2. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст. 2396; N 20, ст. 2500; 2017, N 21, ст. 2992; 2018, N 1, ст. 325) изменение, изложив пункт 1 в следующей редакции:

«1. Установить предельную штатную численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемую за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в количестве 894 869 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в количестве 746 859 человек, федеральных государственных гражданских служащих — 17 197 человек, работников — 130 813 человек.».

3. Настоящий Указ вступает в силу с 1 октября 2018 г.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
1 октября 2018 года
N 580