Источники бюджетного права понятие и структура

Содержание:

Источники бюджетного права. Понятие бюджетного права. Принципы и субъекты бюджетного права

Практически во все времена человечество стремилось достигнуть наиболее удачной социальной организации. Изначально подобной являлась племенная община. Позднее люди поняли, что такая формация не позволяет раскрыться человеческому гению целиком. То есть формальность всех отношений не позволяла объединить в пределах общины большое количество индивидов. Поэтому в процессе поисков люди поняли, что социальные формации, а точнее, отношения в них, должны регулироваться не только религиозными, патриархальными или иными примитивными нормами, но также своеобразными моральными. Так появилось право. А появление в мире этого универсального регулятора общественных отношений привело к тому, что люди сумели перейти на новый уровень социальной организации. Таким образом в мире начали возникать государства.

Сегодня на планете просто огромное количество стран. Это свидетельствует о высоком уровне развития социальной организации общества, которая, в свою очередь, существует благодаря национальным системам права. Однако каждое государство считается таковым лишь при наличии определённых признаков. Одним из них является внутренняя экономика. Следует отметить, что финансовая жизнь государства – это один из основных показателей его развитости. В свою очередь, ключевым аспектом финансового сектора любой страны является бюджет. Абсолютно все действия, осуществляемые с ним, регулируются правом. Большое количество регулирующих норм в данной сфере долгое время накапливались, что привело к появлению бюджетного права, о котором пойдёт речь в статье.

Финансовый сектор государства

Бюджет и бюджетное право – это лишь производные элементы от финансового сектора национальной экономики государства. В данном случае мы рассматриваем особенности бюджетной отрасли в рамках законодательства Российской Федерации. Но, исходя из особенностей государственной казны, о которых пойдёт речь далее в статье, её регулирующая отрасль права является частью иной юридической структуры. Следует отметить, что достаточно длительное время бюджетное право было лишь институтом финансового. Однако накопление большого количества норм и возрастание важности привели к отделению бюджетного института в отдельную отрасль. Таким образом, финансовый сектор государства можно условно поделить на несколько составляющих, а именно: сфера бюджета и сфера экономического состояния.

Финансовое право

Перед непосредственным рассмотрением особенностей бюджетного права необходимо разобраться в ключевых факторах прародительницы данной отрасли. Таковой является на сегодняшний день финансовое право. Эта юридическая отрасль есть не что иное, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования, а также расходов публичных денежных фондов, которые являются необходимыми в процессе реализации публичных функций. Таким образом, если бюджетное право регулирует исключительно бюджет, то финансовое – распределение денег из этого бюджета. Конечно, подобное определение является крайне «урезанным», однако оно наиболее точно показывает дифференциацию двух представленных правовых отраслей. Необходимо также отметить тот факт, что финансовое право также рассматривается как правовая дисциплина. Её изучают и преподают в юридических заведениях РФ с целью подготовки высококвалифицированных юристов.

Государственный бюджет как источник появления бюджетного права

Стоит отметить, что финансовое право, бюджетное право – это отрасли, которые так или иначе связаны с государственной казной. Различие проявляется лишь в разных формах этой связи. Это значит, что необходимо, прежде всего, рассматривать основной камень преткновения – государственный бюджет. Казалось бы, практически каждый гражданин России знает, что собой представляет казна страны. Однако в реальности все гораздо сложнее, чем это себе «рисуют» рядовые граждане.

Таким образом, государственный бюджет – это документ, имеющий силу законодательного акта, в котором прописываются все без исключения схемы деятельности государственных органов, служб, а также порядок проведения ими финансовых программ, на которые тратятся бюджетные средства. Помимо этого, в представленном документе определяются размеры отчислений из казны России с целью удовлетворения деятельности публичной органов, служб, органов местного самоуправления и т. п. Следует отметить тот факт, что все отчисления пропорциональны ожидаемым бюджетным поступлениям. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что бюджетом в равной степени является финансовый прогноз на год и по совместительству «денежный» источник работы государственной власти.

Но бюджет не появляется просто так. Его каждый год издают высшие органы законодательной власти. Данный процесс, а также иная деятельность, связанная с государственной казной, на законодательном уровне регулируется бюджетным правом.

Понятие бюджетного права

Бюджетным правом называется отрасль национальной юридической системы Российской Федерации, которой регулируются существующие основы устройства государства в рамках существующего бюджета, а также процессы его формирования, исполнения, контроля за его исполнением и деятельность субъектов бюджетного права. Следует помнить, что данная отрасль регулирует не только казну на национальном уровне, но и процессы, возникающие на уровне субъектов Федерации. Таким образом, понятие бюджетного права охватывает не только процесс регулирования общенациональный, но также бюджетные правоотношения непосредственно внутри структурных элементов Российской Федерации.

Среди учёных постоянно возникают споры по поводу места бюджетного в национальной системе права. Возникновение подобной проблематики вполне логично, ведь изначально, как уже было указано, данная отрасль представляла собой институт финансовой. На сегодняшний день существует два основных подхода к видению бюджетного права. С одной стороны, это подотрасль, с другой – вполне самостоятельная правовая отрасль, независящая от других. Конечно, больше приверженцев на стороне самостоятельности бюджетного права. Ведь представленная отрасль имеет собственный субъектный состав, источники и, что самое главное, предмет правового регулирования.

Предмет бюджетного права

Предмет бюджетной отрасли – это один из основных факторов, который выделяет её в самостоятельную отрасль в национальной юридической системе. Таким образом, нормы бюджетного права регулируют следующие виды общественных правоотношений:

— формирование бюджетных доходов, целью которых является повсеместное пополнение государственной казны;

— координация и жёсткий контроль всех без исключения бюджетных расходов;

— подготовка бюджетного закона путём реализации бюджетного процесса с приведением в жизнь всех его стадий;

— контроль за использованием и реализацией бюджета;

— приведение к ответственности всех лиц, которые тем или иным образом нарушают бюджетное законодательство на территории Российской Федерации;

Таким образом, предмет бюджетного права полностью охватывает все возможные правоотношения, которые возникают в процессе использования государственной казны.

Бюджетные нормы права

Непосредственное регулирование предмета бюджетного права осуществляется при помощи специальных правовых норм. Как и иные виды норм тех или иных правовых отраслей, бюджетные имеют стандартную структуру, которая состоит из трёх элементов, а именно: гипотезы, диспозиции и санкции. Некоторые учёные утверждают, будто санкций в бюджетном праве, а точнее, в нормах этой отрасли, нет. Другими словами, бюджетным правом не предусмотрена ответственность за нарушения. Однако подобное утверждение ошибочно, так как в некоторых законодательных актах РФ, о которых пойдёт речь далее в статье, предусмотрены санкции за нарушения бюджетного режима.

Виды бюджетных норм

Следует отметить, что бюджетное право является одной из немногих отраслей, в которых присутствуют как процессуальные, так и материальные нормы. Таким образом, в его материальной части закреплены положения о структуре государственной казны, перечень поступающих доходов, расходов, процесс их распределения и т. д. Процессуальные нормы чаще всего используют во время составления, рассмотрения и учреждения бюджетного закона. Иными словами, ими регулируются отношения, возникающие в процессе создания нормативного акта государственного бюджета России. Также подобные нормы регулируют все процессы, которые так или иначе связаны с исполнением положений бюджетного закона.

Субъектный состав отрасли

Учитывая специфику бюджетного права, следует отметить наличие особых субъектов при фактической реализации регулирования общественных правоотношений. Субъекты бюджетного права условно делятся на три большие группы:

1) Непосредственно государство, а также иные административно-территориальные образования.

2) Органы исполнительной власти (центральные и субъектов Российской Федерации).

3) Организации муниципального и государственного типа.

Представленные выше группы показывают, что субъекты бюджетного права – это в большей степени государственные образования, относящиеся к разным ветвям власти. То есть именно субъекты организовывают исполнение бюджета путём координации движения бюджетных средств. Также следует отметить, что именно за ними закрепляется обязанность контроля фактического исполнения бюджетного законодательства.

Источники отрасли

Источники бюджетного права – это совокупность внешних форм выражения норм, принципов и системы данной отрасли. Другими словами, источниками можно назвать конкретные нормативные акты, в которых закреплены бюджетные нормы права. На сегодняшний день последние можно найти в трёх основных нормативных актах, а именно в:

— Конституции РФ;

— Бюджетном кодексе РФ;

— Законе о федеральном бюджете, который издаётся ежегодно.

Таким образом, источники бюджетного права имеют свою иерархичную структуру, которая позволяет эффективно реализовать нормы представленной в статье правовой отрасли.

Роль бюджетного законодательства

Все без исключения источники бюджетного права, а точнее, положения их нормативных актов, строятся на конституционных принципах. Поэтому главный нормативный акт Российской Федерации закрепляет в себе ключевые положения бюджетной организации в стране. Что касается ежегодного закона о бюджете, то это больше процессуальный акт, с помощью которого денежные средства страны фактически распределяются между соответствующими органами государственной власти. Наиболее важным нормативным актом является Бюджетный кодекс РФ. Именно в нём закреплены понятия о субъектном составе отрасли, принципы бюджетного права, его функции, а также основы бюджетного режима вообще.

Источники бюджетной отрасли в науке

Источники бюджетного права играют большую роль для одноимённой науки. При подготовке высококвалифицированных юристов относящиеся к бюджетной отрасли нормативные акты неоднократно изучаются для постижения всех подводных камней. При этом наибольшее значение имеют ежегодные законы о бюджете, так как по ним можно увидеть тенденцию развития всей экономической системы государства. Таким образом, источники бюджетного права, общая характеристика которых была дана в статье, во многом помогают начинающим юристам познакомиться с данной отраслью.

Система отрасли

В плане структурного распределения правовых норм бюджетное право не является исключением. Система бюджетного права имеет стандартный вид. В неё входят два элемента: общая и особенная части. В каждый элемент входят нормы, регулирующие те или иные бюджетные процессы. Например, в общую часть включены принципы бюджетного права, его структура, понятие норм, а также иных важных статистических институтов. Особенная часть – это в большей степени совокупность норм, которыми регулируется непосредственно бюджетный процесс и деятельность по контролю за исполнением бюджетного закона.

Таким образом, в статье представлены понятие, источники бюджетного права и иные особенности этой отрасли. Следует отметить, что эта часть правовой системы РФ является одной из наиболее важных, так как от неё зависит экономическое положение дел в стране.

1. Понятие и источники бюджетного права. Специфика норм бюджетного права и бюджетных правоотношений

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

Бюджетное право — основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса.

Бюджетные правоотношения. Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.

1. Согласно статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся:

* отношения возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

* отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетное право ()

В книге раскрыты основные понятия бюджетного права и процесса – предмет и система бюджетного права, его источники и нормы, принципы бюджетного права и процесса, бюджетная система Российской Федерации. Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

  • 1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права
  • 2. Система источников бюджетного права
  • 3. Бюджетные правоотношения
  • 4. Бюджетный процесс
  • 5. Бюджетная система и ее принципы
  • 6. Бюджетные полномочия Российской Федерации
  • 7. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
  • 8. Бюджетные полномочия муниципальных образований
  • 9. Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти
  • 10. Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти
  • 11. Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства
  • 12. Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели
  • 13. Доходы бюджета
  • 14. Расходы бюджета

Из серии: Шпаргалки

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бюджетное право () предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права

Бюджетное право России– это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право России также включает в себя перечень доходов и расходов бюджета, порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно—территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально—экономического развития страны и других потребностей общества.

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (БК РФ)).

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и внебюджетных фондов, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами ит. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, ее региональных и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Бюджетное право России разделяется на общую и особенную части.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бюджетное право () предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

§ 17. Источники бюджетного права

Если финансовое законодательство как термин еще не сформировалось, то в области бюджета уже с конца XIX в. действует понятие бюджетного законодательства. Принятие в 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации стало принципиально новым этапом в развитии и совершенствовании бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс Российской Федерации установил общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение и статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Статья 2 Бюджетного кодекса закрепляет структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, в которую входят:

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетных государственных внебюджетных фондов;

-законы субъектов Российской Федерации о бюджете и бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов;

-муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах;

иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие соответствующие бюджетные правоотношения.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются ко всем отношениям, возникшим после введения актов в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации или федеральным законом.

Однако данные нормативные правовые акты не входят в понятие бюджетного законодательства и не должны противоречить его нормам. Особое место среди нормативных правовых актов занимают акты Министерства финансов Российской Федерации, касающиеся практической организации бюджетной деятельности (порядка учета, отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы, введения режима сокращения расходов федерального бюджета и др.).

Источником бюджетного права являются и международные до-говоры Российской Федерации, которые применяются непосредственно к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда международным договором предусмотрено, что для его применения требуется издание внутригосударственных актов. Если же международным договором установлены иные правила по сравнению с бюджетным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. В сфере бюджетного регулирования за последние годы стали применяться различные международные нормы и правила. Так, Россия перешла на единую бюджетную классификацию (группировку доходов и расходов бюджета), применяемую в странах Европейского союза. Счетная палата Российской Федерации вошла в Европейскую ассоциацию парламентских органов контроля, Пра-вительство и Министерство финансов Российской Федерации исполняют рекомендации по использованию кредитов Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, закрепленные как в уставах этих организаций, так и в заключаемых с ними международных кредитных соглашениях.

22. Понятие бюджетного права, его источники.

Бюджетное право – основная подотрасли финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджета и разработки и утверждения бюджетной отчетности. Предметом бюджетного права, соответственно, являются отношения, возникающие в бюджетной сфере, а метод правового регулирования бюджетное право использует императивный, как и все финансовое право.

Бюджетное право отличается от других подразделений финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:

1. бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти;

2. эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

С этой целью в бюджетном праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют:

• бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

• структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;

• компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета;

• бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

Источниками бюджетного права являются:

Бюджетный кодекс РФ;

Принятые в соответствии с БК РФ федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджете государственных внебюджетных фондов;

Законы субъектов РФ о бюджете субъекта РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;

Муниципальные правовые акты представительных органов муниципального образования о местном бюджете.

Иных федеральных законов, законов субъекта РФ, актов органов муниципального образования, регулирующих бюджетные правоотношения.

Постановления Правительства, например «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ».

Акты Минфина, например утвержденный порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, указания по применению бюджетной классификации.

23. Правовое регулирование составления бюджета.

24. Стадия исполнения бюджета. Ее участники.

25. Правовое положение государственных внебюджетных фондов.

Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, а также их состав закреплены в ст. 143 и 144 БК РФ.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граж­дан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные социальные внебюджетные фонды включают: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхо­вания РФ; Государственный фонд занятости населения РФ.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимые и крупные — такие федеральные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Правовой режим Пенсионного фонда РФ определен Положением о Пенсионном фонде РФ,утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства фонда- государственная собственность. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места жительства.

Фонд социального страхования РФ создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками служат страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования. В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие положения, утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Феде­ральный и территориальные дорожные фонды. Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стиму­лирование производства (Федеральный фонд под­держки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.).

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обес­печения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очеред­ной финансовый год.

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение органов власти субъектов РФ.

Отчет об исполнении бюджета федерального государствен­ного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюд­жетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

Бюджетное право

Понятие и источники бюджетного права. Специфика норм бюджетного права и бюджетных правоотношений

Бюджетное право — основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ, Ст.71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст.101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, установлены в ст. 3 Бюджетного кодекса РФ.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в соответствующих статьях кодекса.

Бюджетные правоотношения

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.

Согласно ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

  • формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Бюджетное устройство РФ. Бюджетная система РФ, ее структура

Как правовая категория, бюджет — это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.

По всему материальному содержанию бюджет — это государственный централизованный фонд денежных средств.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия — федеральное государство, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ — часть финансовой системы России.

Структура бюджетной системы РФ

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местных бюджетов.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимые и крупные — такие федеральные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Характеристика Пенсионного фонда РФ

Правовой режим Пенсионного фонда определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда — государственная собственность. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К источникам образования Пенсионного фонда относятся: страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ; ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

  • целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособия для детей, а также организация их финансирования;
  • участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;
  • расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

Общая характеристика Фонда социального страхования РФ

Названный фонд создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками служат страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

Характеристика правового режима Фонда обязательного медицинского страхования

В соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие положения, утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами Федерации. Основные источники образования федерального и территориальных фондов — страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование; бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных, связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной думой.