Использование имущества гражданской обороны

Имущество гражданской обороны

EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое «Имущество гражданской обороны» в других словарях:

Имущество гражданской обороны — здания, сооружения и технические средства пунктов управления, средства централизованного оповещения населения, защитные сооружения, табельные средства индивидуальной защиты, технические и др. средства, находящиеся на оснащении служб, войск и… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Объекты и имущество гражданской обороны — пункты управления органов исполнительной власти субъектов РФ, министерств, ведомств и организаций РФ с комплексом защищённых сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них… … Словарь черезвычайных ситуаций

Запасы медицинских средств гражданской обороны — часть запасов гражданской обороны, включающая в себя медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные средства, медицинские препараты, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и др.… … Словарь черезвычайных ситуаций

Маскировочные средства в задачах гражданской обороны — имущество, техника, боеприпасы, изделия промышленного и войскового изготовления, используемые для маскировки военных и др. важных объектов. Делятся на средства маскировки и средства имитации. К ним относятся: маскировочные табельные комплекты,… … Словарь черезвычайных ситуаций

Имущество вещевой службы — 2. Под имуществом вещевой службы понимается вещевое имущество, полотнища боевых знамен, штандартов и вымпелов Министра обороны Российской Федерации и руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом… … Официальная терминология

ГОСТ Р 55201-2012: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства — Терминология ГОСТ Р 55201 2012: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Налог на имущество организаций — 2009 2010 ИП … Бухгалтерская энциклопедия

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — 1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также государственная регистрация прав) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ — осуществляется в соответствии с гл. 11 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530. Объектом обязательного страхования являются… … Юридический словарь современного гражданского права

Мифы о Гражданской войне — Основная статья: Гражданская война в России Штурм Зимнего дворца. Кадр из художественного фильма «Октябрь» 1927 г. Большевистский режим в России всегда пытался оправдать свою деятельность необходимостью создания истинного порядка из хаоса анархии … Википедия

Особенности использования имущества гражданской обороны

Передача федерального имущества гражданской обороны в пользование признана незаконной, поскольку не были соблюдены установленные законом требования к его передаче. Использовать такое имущество можно со значительными ограничениями. При этом получить его безвозмездно нельзя.

Прокуратура субъекта Российской Федерации, защищая федеральное имущество, обратилась в арбитражный суд к Территориальному управлению Росимущества (далее – Управление) и ООО с иском о признании недействительным (ничтожным) договора о передаче в пользование и хранение федерального имущества гражданской обороны.

Управление и ООО заключили договор, согласно которому общество получило в безвозмездное пользование под автомобильную стоянку убежище гражданской обороны.

Такое имущество не подлежит приватизации, поскольку является федеральной собственностью (п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93 № 2284).

Порядок безвозмездного пользования данным имуществом определен постановлением Правительства РФ от 05.01.98 № 3. Так, передавать в безвозмездное пользование (закреплять на праве оперативного управления) имущество можно только органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ. ООО таковым не является, и соответствующего поручения Управлению не поступало.

Согласно п. 3 названного постановления допускается заключение в отношении федерального имущества договоров аренды с иными субъектами в строго регламентированном порядке.

Опираясь на этот пункт, ООО и Управление пытались доказать, что договор возмездный, поскольку имущество передано ООО на хранение. При этом обществу предоставлено право пользования объектом и получения доходов от пользования имуществом, полученным за время хранения.

Кроме того, ООО и Управление ссылались на нормы п. 2 и 6 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.94
№ 359. Этим документом определен порядок использования неприватизируемых объектов гражданской обороны, позволяющий передавать их по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, предприятиям и организациям на ответственное хранение и в пользование для применения в народно-хозяйственных целях.

В споре стороны дошли до ВАС РФ. В постановлении от 12.05.2009 № 17653/08 высшие арбитры приняли позицию прокуратуры.

По мнению судей, договор безвозмездный, поскольку плата за пользование имуществом в нем не предусмотрена, а получение ООО платы от третьих лиц, считается доходом ООО, а не поступлениями в федеральный бюджет в качестве платы за аренду федерального имущества.

Что касается норм Положения, применять их к спорным правоотношениям нельзя, поскольку передавать на хранение имущество, не подлежащее приватизации, можно только организациям, созданным в процессе приватизации, на балансе которых до приватизации находился подобный объект. ООО такой организацией не является.

Итак, оформляя договоры об использовании федерального имущества, относящегося к объектам гражданской обороны, следует обратить внимание на полномочия госоргана на заключение подобного договора, а также на возмездность договора, поскольку федеральное имущество в безвозмездное пользование коммерческим организациям не передается.

(Постановление Президиума
ВАС РФ от 12.05.2009

№ 17653/08)

К имуществу и объектам гражданской обороны относятся:

– пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций РФ с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества);

– отдельно стоящие убежища гражданской обороны;

– встроенные убежища гражданской обороны;

– специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны;

– имущество гражданской обороны.

(Постановление Правительства РФ от 05.01.98 № 3)

Об утверждении Правил приобретения, создания и использования имущества гражданской обороны

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 8 июня 2015 года № 510. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 8 июля 2015 года № 11587

В соответствии с подпунктом 70-3) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила приобретения, создания и использования имущества гражданской обороны.
2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр
генерал-полковник полиции К. Касымов

Утверждены
приказом Министра внутренних
дел Республики Казахстан
от 8 июня 2015 года № 510

Правила приобретения, создания
и использования имущества гражданской обороны

1. Общие положения

1. Настоящие Правила приобретения, создания и использования имущества гражданской обороны разработаны в соответствии с подпунктом 70-3) статьи 12 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» от 11 апреля 2014 года и определяют порядок приобретения, создания и использования имущества гражданской обороны.
2. К имуществу гражданской обороны относятся: средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, средства индивидуальной медицинской защиты, средства связи и оповещения и другие материально-технические средства.

2. Приобретение имущества гражданской обороны

3. Имущество гражданской обороны приобретается для обеспечения защиты населения в мирное и военное время от поражающих факторов современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом опасных веществ.
4. Имущество гражданской обороны приобретается в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

3. Создание имущества гражданской обороны

5. Создание имущества гражданской обороны определяется с учетом возможной обстановки применения современных средств поражения, отраженных в планах гражданской обороны, а также рекомендаций уполномоченного органа в сфере гражданской защиты в зависимости от возникновения чрезвычайных ситуаций на подведомственной территорий.
6. Информацию о создании (изменении) имущества гражданской обороны передается в территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.

4. Использование имущества гражданской обороны

7. Имущество гражданской обороны, применяемое для обеспечения мероприятий гражданской обороны, используется по прямому предназначению.
8. Использование имущества гражданской обороны в мирное и военное время устанавливается планами гражданской обороны.
9. В планах Гражданской обороны определяются пункты выдачи имущества Гражданской обороны, сроки, количество и очередность распределения по объектам, лица, ответственные за получение со складов и доставку к пунктам выдачи, организация выдачи, подгонки и проверки имущества гражданской обороны, порядок обеспечения транспортом для перевозки.

Использование имущества гражданской обороны

Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)

1. Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО

Порядок накопления имущества гражданской обороны определяется «Положением о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 330-15.

К имуществу гражданской обороны относятся средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы и комплекты специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны, индивидуальные средства медицинской защиты, средства связи и оповещения.

Накопление по установленным нормам имущества гражданской оборо­ ны осуществляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации, передаваемый на хранение субъек там Российской Федерации, и создания запасов на объектах экономики. Номенклатура и нормы накопления данного имущества в мобрезерве опреде­ляются Правительством Российской Федерации, исходя из потребности в нем населения и формирований гражданской обороны, а в запасе объектов эко­ номики — исходя из необходимости обеспечения имуществом наибольшей работающей смены этих объектов и формирований гражданской обороны (в пределах утвержденной табельной положенности).

Закупки и поставка имущества в мобрезерв осуществляются по госу­ дарственному оборонному заказу, а в запас объектов экономики — по прямым связям с поставщиками за счет собственных средств предприятий, учрежде­ ний и организаций.

Имущество мобрезерва хранится на складах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на складах объектов эко­ номики по сохранным обязательствам, что делается в целях сокращения вре­мени выдачи СИЗ населению, проживающему вблизи потенциально опасных объектов.

Запасы имущества на объектах экономики хранятся на складах пред приятий и организаций.

Порядок хранения и содержания имущества гражданской обороны определяется соответствующими инструкциями.

Освежение имущества гражданской обороны производится в соответ­ствии с планами органов, осуществляющих управление гражданской оборо­ной субъектов Российской Федерации и объектов экономики, путем разбро нирования в установленном порядке из мобрезерва и списания из запаса объ­ ектов экономики непригодного для использования по предназначению или морально устаревшего имущества и закладки на хранение новых изделий.

Ответственность за накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию имущества гражданской обороны возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководителей организаций.

В целях своевременной закладки и поставки имущества в мобилизационный резерв органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно по установленной форме представляют в МЧС России сведения по накоплению, замене, освежению, разбронированию имущества гражданской обороны, хранящегося в мобилизационном резерве Российской Федерации.

На основании государственного оборонного заказа МЧС России разрабатывает план распределения имущества гражданской обороны для хранения в мобилизационном резерве Российской Федерации и составляет ведомость разбронирования и утилизации имущества, утратившего свои защитные и эксплуатационные свойства. Выписка из этих документов направляется в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

МЧС России по согласованию с Росрезервом, Минэкономразвития России и Минфином России ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации предложения по разбронированию и утилизации имущества гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении разнарядки от МЧС России заключают в установленные сроки договора с заводами-изготовителями на закупку и поставку имущества гражданской обороны.

Оплата указанного имущества, закладываемого в мобилизационный резерв Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке финансирования, кредитования и бухгалтерского учета мобилизационных резервов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оформляют закладку имущества гражданской обороны в мобилизационный резерв Российской Федерации актом, который направляют МЧС России и территориальным органам Росрезерва. Эти акты являются основанием для окончательных расчетов территориальных органов Росрезерва с заводами-изготовителями за поставляемую продукцию.

Расходы на содержание, ремонт и охрану складов, оплату работ, связанных с перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок имущества гражданской обороны, освежением индикаторных трубок и элементов питания, приобретением средств малой механизации, а также на оплату труда соответствующего персонала учитываются при финансировании взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации с федеральным бюджетом. Запасы имущества гражданской обороны, хранящиеся в мобилизационном резерве, являются собственностью Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, закупка и поставка имущества гражданской обороны в запас объектов экономики осуществляется в установленном порядке на основе прямых договоров с изготовителями этого имущества и за счет средств объектов экономики. Списание из запасов этих объектов имущества гражданской обороны, утратившего защитные и эксплуатационные свойства по истечении сроков годности, производится на основании актов технического состояния, согласованных с территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации, на основании решений руководителей объектов экономики (организаций).

Имущество гражданской обороны мобилизационного резерва Российской Федерации хранится на складах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на складах органов здравоохранения. Имущество запасов организаций хранится на их складах. При наличии соответствующих условий разрешается, по согласованию с органами по делам ГОЧС городов (районов), хранение такого вида имущества, как противогазы, на рабочих местах.

Ответственность за накопление, хранение, защиту, освежение, поддержание в соответствующей готовности и использование имущества гражданской обороны, закладываемого в мобилизационный резерв Российской Федерации, несут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в запасы предприятий, организаций – их руководители.

Средствами индивидуальной защиты обеспечивается, в первую очередь, личный состав формирований гражданской обороны, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно, химически и биологически опасных объектов и население, проживающее в зонах вероятного опасного заражения (загрязнения).

По предназначению средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства защиты кожи, по принципу защитного действия – на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся выпускаемые промышленные противогазы, камеры защитные детские, респираторы и изготавливаемые населением простейшие средства защиты типа противопылевых тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи относится специальная защитная одежда, изготовленная из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа обеспечивают защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха.

Защита кожи обеспечивается в данном случае полной её изоляцией от окружающей среды.

Важной составной частью мероприятий по защите населения является обеспечение его медицинскими средствами индивидуальной защиты. Это – химические, химико-терапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для защиты одного человека от поражающих факторов современных средств поражения и использование либо самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи. К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся: аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10); пакет перевязочный медицинский (ППМ); профилактический антидот П-6 против фосфорсодержащих отравляющих веществ. Потребность в медицинских средствах индивидуальной защиты определяется, исходя из численности личного состава формирований гражданской обороны, рабочих и служащих (без учета их семей) на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Выдача средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты из мобилизационного резерва производится по решению Правительства Российской Федерации, а из запасов объектов экономики – с введением в действие планов гражданской обороны и защиты населения по решению руководителей объекта в установленном порядке.

Организация и порядок выдачи указанных средств в военное время определяется планами гражданской обороны и защиты населения, в которых определены порядок, графики и пункты выдачи этих средств, а также лица, ответственные за получение их со складов и доставку, погрузо-разгрузочные команды и т.п.

2. Финансовое и материальное обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

— федерального и межрегионального характера – является расходным обязательством Российской Федерации;

— регионального (в границах одного субъекта Российской Федерации) и межмуниципального характера – является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

— в границах (на территории) муниципального образования – является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности при ликвидации чрезвычайных ситуаций используют собственные финансовые средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Финансирование содержания учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, подготовки специалистов территориальных подсистем РСЧС, а также проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, специалистов и командно-начальствующего состава звеньев территориальной подсистемы РСЧС, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Финансирование подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций работающего населения, подготовки и аттестации аварийно-спасательных формирований, проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет средств организаций.

Опыт ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований показывает, что для финансирования деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может быть использована система страховой защиты населения от техногенных чрезвычайных ситуаций, предусмотренная федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О пожарной безопасности».

При недостаточности собственных ресурсов органы местного самоуправления в установленном порядке обращаются к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого они расположены, за помощью, состоящую в выделении необходимых финансовых ресурсов из территориального резерва.

Выделение средств на ликвидацию чрезвычайной ситуации из резервного фонда Правительства Российской Федерации проводится при возникновении федеральных и региональных чрезвычайных ситуаций, охватывающих значительную территорию, а в отдельных случаях — и местных чрезвычайных ситуаций, когда средств бюджетов административно-территориальных образований Российской Федерации, страховых и резервных фондов органов исполнительной власти, а также собственных средств учреждений и организаций недостаточно для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В этих случаях потребность в дополнительных денежных средствах из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с участием представителей МЧС России. В Правительство Российской Федерации представляется заявка на выделение финансовых средств, к которой прилагаются следующие документы:

— смета потребности в денежных средствах на оказание помощи пострадавшим и ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее последствий, согласованная с региональным центром;

— документы, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации (акты на каждый пострадавший объект, в которых указываются степень и характер разрушений, сумма нанесенного ущерба, смета на проведение первоочередных аварийно-восстановительных работ, необходимые справки);

— основные сведения о материальном ущербе;

— протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

— справки страховых организаций.

На всех уровнях территориальной подсистемы РСЧС в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» создаются резервы финансовых и материальных ресурсов, которые могут быть использованы при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются:

территориальные – решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местные – решениями органов местного самоуправления;

объектовые (резервы предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности) — решениями администраций предприятий, учреждений и организаций.

Порядок создания резервов финансовых ресурсов, предназначенных для использования в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Объемы накопления финансовых ресурсов, предусматриваемые для этих целей, определяются характером и масштабами возможных чрезвычайных ситуаций в данном регионе или на территории.

При создании резервов материальных ресурсов исходят из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, возможных размеров причиненного ими ущерба, предполагаемого объема работ по их ликвидации, природных, экономических и иных особенностей территорий, а также необходимости максимально возможного использования имеющихся сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением резервов осуществляется создавшими их органами.

Резервы материальных ресурсов используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения мероприятий по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и других объектах; для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан; для оказания единовременной материальной помощи населению и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Заказы на поставку продукции в резерв материальных ресурсов размещаются посредством заключения контрактов заказчиками материальных ресурсов. Конкретные заказчики материальных ресурсов, закладываемых в создаваемые резервы, устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Резервы материальных ресурсов размещаются и хранятся на складских площадях предприятий и организаций, в соответствии с заключенными контрактами, на специальных объектах или в приспособленных базах и на складах, где гарантирована их сохранность и оперативная доставка в районы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Использование резервов материальных ресурсов осуществляется на основании решений создавших их органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на безвозмездной основе или на условиях, установленных этими органами.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию, освежению и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет средств бюджетов органов, создающих резервы.

Восполнение материальных ресурсов в составе резерва, израсходованных при ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется органами, создавшими этот резерв, за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва, или за счет иных источников по решению органа, издавшего распоряжение об использовании материальных ресурсов из резерва. Объем и структура восполняемых ресурсов материального резерва, как правило, должны соответствовать израсходованным при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Объемы финансирования мероприятий по восполнению материальных ресурсов резервов включаются в стоимость работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одним из источников получения ресурсов для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, является гуманитарная помощь .

Гуманитарная помощь оказывается на добровольных началах из гуманных побуждений. В зависимости от источников гуманитарная помощь может быть внутренней и международной. Источниками гуманитарной помощи могут быть Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, частные лица, международные гуманитарные организации, иностранные государства и отдельные неправительственные организации зарубежных государств

Гуманитарная помощь оказывается без каких либо различий национальной принадлежности, расы, религиозных убеждений, пола, социального положения или политических взглядов пострадавших людей.

При возникновении чрезвычайной ситуации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и администрациями объектов экономики до потенциальных доноров доводится информация о конкретных потребностях пострадавшего населения.

Опыт свидетельствует, что часто при получении, распределении и раздаче пострадавшему населению предметов гуманитарной помощи или оказании ему услуг часто допускаются злоупотребления, нарушается принцип адресного предоставления помощи, возникают конфликтные ситуации и создается социальная напряженность. Поэтому все вопросы получения гуманитарной помощи должны решаться под контролем соответствующих органов управления и представителей правоохранительных органов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Каким нормативным правовым актом определен порядок накопления имущества гражданской обороны?

Варианты ответов:

1. «Положением о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 330-15.

2. Федеральным законом «О гражданской обороне».

3. Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Вопрос 2.

Как осуществляется закупка и поставка имущества в запас объектов экономики?

Варианты ответов:

1. По прямым связям с поставщиками за счет собственных средств предприятий, учрежде ний и организаций.

2. По госу дарственному оборонному заказу.

3. На конкурсной основе.

Вопрос 3.

Кто несет ответственность за накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию имущества гражданской обороны закладываемого в мобилизационный резерв Российской Федерации ?

Варианты ответов:

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Руководителей организаций.

3. Органы местного самоуправления.

Вопрос 4.

С какой периодичностью подаются сведения по накоплению, замене, освежению, разбронированию имущества гражданской обороны, хранящегося в мобилизационном резерве Российской Федерации?

Варианты ответов:

1. Ежегодно по установленной форме.

2. Два раза в год.

3. Один раз в три года.

Вопрос 5.

Как производится выдача средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты из мобилизационного резерва?

Варианты ответов:

1. По решению Правительства Российской Федерации.

2. С введением в действие планов гражданской обороны и защиты населения по решению руководителей объекта в установленном порядке.

3. По решению федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос 6.

Где определен порядок и организация выдачи средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты в военное время?

Варианты ответов:

1. В плане гражданской обороны и защиты населения.

1. Утвердить прилагаемое «Положение о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны».

1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 апреля 1994 года N О мерах по накоплению и использованию имущества, гражданской обороны В целях создания необходимых запасов имущества гражданской обороны и поддержания запасов имущества гражданской обороны и поддержания его в готовности к использованию в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое «Положение о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны». Руководителям федеральных органов исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть создание и поддержание необходимых запасов имущества гражданской обороны для обеспечения невоенизированных формирований гражданской обороны, защитных сооружений гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях. 2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2-месячный срок определить по согласованию с МЧС России и Минэкономики России объемы накопления, замены и освежения имущества гражданской обороны в мобилизационном резерве Российской Федерации. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в Государственном оборонном заказе Российской Федерации по заявкам Комитета Российской Федерации по государственным резервам, согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выделение ассигнований на расходы, связанные с закладкой, поставкой и разбронированием имущества гражданской обороны. 4. Разрешить Роскомрезерву разбронировать в 1994 году из мобилизационного резерва органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имущество гражданской обороны, утратившее защитные и эксплуатационные свойства по истечении сроков длительного хранения. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС России передать в первом полугодии 1994 года заводам-изготовителям 4 млн. штук противогазов (из числа разбронированных) для их промышленной утилизации, а другим предприятиям, организациям, учреждениям — остальное разбронированное имущество гражданской обороны для использования в учебных целях.

2 2 5.Согласиться с предложениями Роскомхимнефтепрома о погашении заводамиизготовителями задолженности по ссуде за счет оплаты стоимости разбронированных противогазов, подлежащих передаче для промышленной утилизации, и по оплате транспортных расходов до мест утилизации. Списание стоимости остального разбронированного имущества гражданской обороны, передаваемого предприятиям и организациям на учебные цели произвести без переоценки в установленном порядке. 6. Комитету Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 6-месячный срок представить в Министерство экономики Российской Федерации технико-экономическое обоснование эффективности промышленной утилизации средств индивидуальной защиты. Председатель Правительства В.Черномырдин УТВЕРЖДАЮ постановлением Правительства

3 3 Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N Положение о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны Общие положения 1. Настоящее Положение определяет нормы, порядок накопления и использования имущества гражданской обороны для обеспечения населения, невоенизированных формирований гражданской обороны и защитных сооружений гражданской обороны. 2. К имуществу гражданской обороны относятся средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы и комплекты специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны, индивидуальные средства медицинской защиты, средства связи и оповещения. 3. Имущество гражданской обороны используется в военное время, а также в мирное время при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. 4. Обеспечению средствами индивидуальной защиты органов дыхания подлежит население: приграничных регионов (на западе — на глубину до 500 км, на юге и Дальнем Востоке — до 200 км); городов, отнесенных к группам по гражданской обороне; населенных пунктов с объектами особой важности и железнодорожными станциями первой и второй категорий; проживающее в границах зон возможного опасного радиоактивного и химического заражения; населенных пунктов, расположенных вблизи магистралей с интенсивным транспортированием опасных грузов. Невоенизированные формирования гражданской обороны и защитные сооружения гражданской обороны обеспечиваются имуществом гражданской обороны согласно табелям (нормам) оснащения. 5. Накопление имущества гражданской обороны осуществляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации, передаваемый на хранение

4 4 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и создания запасов на предприятиях, в организациях и учреждениях (независимо от форм собственности). Нормы и порядок накопления имущества гражданской обороны в мобилизационном резерве Российской Федерации 6. Установить следующие нормы накопления имущества гражданской обороны в мобилизационном резерве Российской Федерации: противогазы для населения, не занятого в производственной сфере, и детей, камеры защитные детские процентов от общей потребности; противогазы для личного состава невоенизированных формирований гражданской обороны — 50 процентов от общей потребности; приборы радиационной; химической разведки и дозиметрического контроля процентов от общей потребности; индивидуальные противохимические пакеты — 30 процентов от общей потребности; дополнительные патроны для защиты от сильнодействующих ядовитых веществ — 40 процентов от общей потребности. 7. Закупка и поставка имущества гражданской обороны в мобилизационный резерв производятся, централизованно в соответствии с государственным оборонным заказом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно по установленной форме отчетности представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сведения по накоплению, замене, освежению и разбронированию имущества гражданской обороны, хранящегося в мобилизационном резерве Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Комитетом Российской Федерации по государственным резервам, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации предложения по разбронированию и утилизации имущества гражданской обороны. 8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основании государственного оборонного заказа разрабатывает план распределения имущества гражданской обороны для хранения в мобилизационном резерве Российской Федерации и составляет ведомость разбронирования и утилизации имущества, утратившего свои защитные и эксплуатационные свойства. Выписки из этих документов направляются в Комитет Российской Федерации по

5 5 государственным резервам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении разнарядки от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий заключают в 2- недельный срок договоры с заводами-изготовителями на закупку и поставку имущества гражданской обороны. Оплата указанного имущества, закладываемого в мобилизационный резерв Российской Федерации, осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке финансирования, кредитования и бухгалтерского учета мобилизационных резервов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оформляют закладку имущества гражданской обороны в мобилизационный резерв Российской Федерации актами, которые направляют Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальным органам Комитета Российской Федерации по государственным резервам. Эти акты являются основанием для окончательных расчетов территориальных органов Комитета Российской Федерации по государственным резервам с заводами-изготовителями за поставленную продукцию. 10. Имущество гражданской обороны, закладываемое на хранение в мобилизационный резерв Российской Федерации, должно соответствовать утвержденной номенклатуре, отвечать требованиям государственных стандартов или техническим условиям. 11. Запасы имущества гражданской обороны, хранящегося в мобилизационном резерве Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации. Расходы на содержание, ремонт и охрану складов, оплату работ, связанных с перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок имущества гражданской обороны, освежением индикаторных трубок и элементов питания, приобретением средств малой механизации, а также на оплату труда соответствующего персонала учитываются при формировании взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации с федеральным бюджетом. Порядок накопления имущества гражданской обороны в запасе предприятий, организаций и учреждений 12. Номенклатура и размеры накопления в запасе предприятий, организаций и учреждений противогазов определяются исходя из необходимости обеспечения ими всех лиц, работающих в мирное время, а остального имущества гражданской обороны — табелями (нормами) оснащения невоенизированных формирований гражданской обороны и защитных сооружений гражданской обороны и утверждаются органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. При этом количество противогазов увеличивается на 5 процентов от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

6 6 13. Расходы на закладку, хранение, освежение, перевозку и техническое обслуживание имущества гражданской обороны, находящегося в запасе предприятий, организаций и учреждений, и на оплату труда обслуживающего персонала финансируются из их собственных средств. 14. Закупка и поставка имущества гражданской обороны и запас предприятий, организаций и учреждений осуществляется в установленном порядке на основе заключаемых предприятиями, организациями и учреждениями прямых договоров с заводамиизготовителями или с базами материального снабжения субъектов Российской Федерации. 15. Списание из запаса предприятий, организаций и учреждений имущества гражданской обороны, утратившего защитные и эксплуатационные свойства по истечении сроков годности, производится на основании актов технического (качественного) состояния, согласованных с органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. Списание осуществляется на основании решений руководителей предприятий организаций и учреждений. 16. Предприятия, организации и учреждения представляют не позднее 15 июня каждого года в органы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации заявки на приобретение имущества гражданской обороны в следующем году. Указанные органы представляют не позднее 15 августа каждого года сводную заявку на приобретение имущества гражданской обороны в следующем году в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое информирует заводыизготовители о потребности в имуществе гражданской обороны в следующем году. Хранение имущества гражданской обороны 17. Имущество гражданской обороны мобилизационного резерва Российской Федерации хранится на складах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на складах органов здравоохранения. Допускается его хранение по сохранным распискам на складах предприятий, организаций и учреждений. 18. Имущество гражданской обороны запаса предприятий, организаций и учреждений хранится на их складах. При наличии соответствующих условий разрешается по согласованию с органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов (районов) хранить противогазы на рабочих местах. 19. Порядок и условия хранения имущества гражданской обороны определяются инструкцией по длительному хранению на складах специального имущества гражданской обороны. Использование имущества гражданской обороны

7 7 20. При введении в стране «особого периода» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выдают имущество гражданской обороны населению и невоенизированным формированиям гражданской обороны в соответствии с требованиями директивы Начальника гражданской обороны Российской Федерации «О порядке приведения в готовность гражданской обороны Российской Федерации». В мирное время органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешается использовать имущество гражданской обороны из мобилизационного резерва Российской Федерации для защиты населения в чрезвычайных ситуациях с последующим срочным докладом Правительству Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 21. Имущество гражданской обороны из запаса предприятий, организаций и учреждений выдается по решению их руководителей. Контроль и ответственность за накопление, хранение, замену, освежение и использование имущества гражданской обороны 22. Контроль за накоплением, хранением, заменой, освежением и использованием по прямому назначению имущества гражданской обороны осуществляется: в мобилизационном резерве Российской Федерации — Комитетом Российской Федерации по государственным резервам и его территориальными органами, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации; в запасе предприятий, организаций, учреждений — Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его подведомственными органами. 23. Ответственность за накопление, хранение, замену, освежение и поддержание в состоянии готовности к использованию имущества гражданской обороны несут: в мобилизационном резерве Российской Федерации — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в запасе предприятий, организаций и учреждений — их руководители. Электронный текст документа подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по: файл-рассылка