Исполнение государственного бюджета беларуси

Анализ исполнения государственного бюджета Республики Беларусь

Научный руководитель – Недведцкий В.М., ассистент

Полесский государственный университет

Государственный бюджет играет одну из важнейших ролей в функционировании финансовой системы страны. Назначение государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Данный документ определяет на текущий год финансовые взаимоотношения го­сударства с разными звеньями хозяйства и населением. Исполнение государственного бюджета является важнейшим этапом бюджетного процесса, так как именно здесь выявляются все просчеты в планировании доходов и расходов бюджета, производится оценка качества прогнозирования макроэкономических показателей с позиции их реальности и обоснованности.

Анализируя выполнение плановых показателей для государственного бюджета Республики Беларусь следует отметить невыполнение плана как по доходам, так и по расходам. Причиной этого является то, что макроэкономическая нестабильность в стране снижает надежность прогнозов по доходам и расходам, в результате чего наблюдаются значительные отклонения от утвержденных показателей.

Ситуация с исполнением республиканского бюджета несколько иная, плановый показатель перевыполнен для доходной части. Причиной этого стали повышение тарифов на услуги ЖКХ и транспорта (таблица 1).

Интересно также то, что по плану был установлен дефицит бюджета в 3119,7 млрд. руб., в то время как фактические данные свидетельствует о профиците государственного бюджета в 958 млрд.руб.

Таблица 1 – Исполнение государственного бюджета РБ за январь-декабрь 2013 г.

Уточненный план 2013 года, млрд. руб.

Исполнено за январь-декабрь, млрд. руб.

В % к уточненному годовому плану

За январь-декабрь 2013 года в республиканский бюджет поступило 105,8 трлн. руб., что на 6% меньше (в реальном выражении) доходов 2012 года. Налоговые доходы республиканского бюджета в 2013 году составили 89,6 трлн. руб. (сократились на 5,7% в реальном выражении). Неналоговые доходы республиканского бюджета в 2013 году сложились в сумме 16,2 трлн. руб. и по сравнению с 2012 годом уменьшились в реальном выражении на 7,8% (рис. 1).

Уменьшение данных показателей связано с тем, что существовали проблемы с реализацией продукции белорусских предприятий на внешних рынках и падением их доходов, что привело к снижению объема налогов на прибыль, а также более низкими темпами поступления ввозных таможенных пошлин.

Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимали налог на добавленную стоимость (37,2%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (22,0%), акцизы (16,6%).

Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 108,1 трлн. руб., что на 4,7% меньше (в реальном выражении), чем в 2012 году. На расходы социальной направленности направлено 22,7 трлн. руб., или 21% расходов республиканского бюджета. Трансферты местным бюджетам составили 33,4% в структуре всех расходов. Бюджетные средства на поддержку отраслей национальной экономики направлялись в основном на компенсацию (возмещение) процентов по кредитам банков. Такие расходы составили более 46% в расходах республиканского бюджета на национальную экономику, и более 74% — на сельское хозяйство. Расходы по обслуживанию государственного долга составили 4,9% всех расходов республиканского бюджета. Расходы республиканского бюджета превысили доходы на 2,3 трлн. руб. [1].

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что, несмотря на увеличение абсолютных показателей исполнения доходов государственного бюджета, в реальном выражении произошло уменьшение данных показателей. Расходы государственного бюджета также уменьшились в реальном выражении. Это можно объяснить макроэкономическими условиями исполнения бюджета в 2013 г., а именно снижением реального ВВП (плановый показатель – 8,5%, фактический – 0,9%). Прямые иностранные инвестиции также не достигли планового показателя, а показатель инфляция, наоборот, увеличился. Также в 2013 году влияние на исполнение государственного бюджета оказали внешние факторы, в частности, слабая динамика традиционных экспортных рынков, нарастающие макроэкономические дисбалансы, опережение роста реальной заработной платы над производительностью труда [2].

Следует отметить, что, несмотря на макроэкономическую нестабильность, существенного ухудшения финансового положения не произошло. Это объясняется совершенствованием организации бюджетного процесса в стране и эффективности функционирования органов контроля за исполнением государственного бюджета.

Государственный бюджет Республики Беларусь (2)

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Курсовая работа: 44 с., 1 табл., 10 источников, 3 прил.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Объект – государственный бюджет

Предмет – бюджетный механизм в Республике Беларусь

Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.

Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.

Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.

Определить методы бюджетного регулирования.

Рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.

1. Сущность и структура государственного бюджета

1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета

1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике

1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета

2. Формы и методы бюджетного регулирования

3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

Список использованных источников

Приложение А. Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на 2009г

Приложение Б. Расходы республиканского бюджета в Республике Беларусь по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам расходов на 2009г

Приложение В. Динамика консолидированного бюджета Республики Беларусь (в % к ВВП)

бюджет государственный доход расход

Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: как выстроить эффективную бюджетную политику без существенных потрясений для экономики, какая бюджетная политика принесет больше плюсов, чем минусов, что для этого должно сделать государство.

Бюджет — это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов,

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику. Манипулируя доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение доходов между субъектами экономики.

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование.

Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:

раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета;

рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета;

определить методы бюджетного регулирования;

рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.

1. Сущность и структура государственного бюджета

1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета

Бюджет не являлся институтом, присущем государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появился не тогда, когда государство начало производить расходы и добывать для этого необходимые средства, а когда было введено плановое начало – составление сметы доходов и расходов на определенный период.

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Различают вышестоящий и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету. [2, с.88]

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан. Указанные выше денежные отношения называются бюджетными. Они являются частью финансовых отношений.

Бюджет выполняет две главные функции:

1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);

2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).

Проявление присущих бюджету функций, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения доходов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.

С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующими представительными органами власти. Этот финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Государственный бюджет характеризуется теми же чертами, что и другие финансовые планы. Однако он отличается огромными масштабами и исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования.

Величина бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.

Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно технический прогресс, что позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. Бюджетная система выполняет три функции:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);

функция экономического регулирования — это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночных стимулов предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов. В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят федеральный бюджет.

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4)составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Указанные стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет.

Исполнение государственного бюджета Беларуси за 2016 год

За 2016 год доходы консолидированного бюджета составили 28,5 млрд руб., или 100,5% к уточненному годовому плану, расходы — 27,3 млрд руб., или 97,1% к уточненному годовому плану.

По итогам исполнения консолидированного бюджета сформирован профицит в размере 1,2 млрд руб.

В доходы республиканского бюджета за 2016 год поступило 17,7 млрд руб., или 100,5% уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 16,7 млрд руб., или 96,4% годового плана

По результатам исполнения бюджета в запланированных объемах сформирован профицит республиканского бюджета в размере 1,0 млрд руб., привлечены средства на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

В истекшем году своевременно и в полном объеме выполнены все социальные обязательства бюджета, а также платежи по погашению и обслуживанию государственного долга.

Значительные расходы в прошлом году связаны с поддержкой реального сектора экономики, в т.ч. за счет привлечения средств от эмиссии государственных ценных бумаг были реструктуризированы долги перед банками отдельных валообразующих предприятий на общую сумму более 400 млн руб.

В необходимых объемах обеспечено финансирование государственных программ и мероприятий. Бюджетное финансирование в сумме 5 млрд руб. в рамках реализации государственных программ осуществлялось по таким социально значимым направлениям, как здравоохранение и демографическая безопасность, образование и молодежная политика, преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитие аграрного бизнеса, строительство жилья.

В целях поддержки граждан и удешевления строительства из республиканского бюджета на компенсацию потерь банкам по льготным кредитам на жилищное строительство направлено 444 млн руб.

С 2015 года установлен новый вид социальной поддержки семьям, воспитывающим детей, — т.н. «семейный капитал». Расходы бюджета в 2016 году на предоставление «семейного капитала» составили 374,2 млн руб. По сравнению с предыдущим годом их объем увеличился более чем в 2 раза.

На финансирование строительства объектов Госинвестпрограммы направлено 435,1 млн руб., в т.ч. на финансирование объектов инфраструктуры Белорусской АЭС — 126,8 млн руб.

Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2017 г. составил 36 958,0 млн руб., или 39,4% к ВВП, и увеличился по сравнению с началом 2016 года на 4102,2 млн руб., или на 12,5%.

Внутренний государственный долг составил 27,7% в долговом портфеле, или 10,2 млрд руб. Внутренний государственный долг увеличился по сравнению с началом 2016 года на 489,8 млн руб., или на 5%.

В структуре государственного долга внешний государственный долг составил 72,3%, или 13 645,1 млн долл. США в эквиваленте (26,7 млрд руб.). Внешний государственный долг увеличился по сравнению с началом 2016 года на 1198,8 млн долл. США, или на 9,6%.

По материалам статьи: Об итогах исполнения бюджета Республики Беларусь за 2016 год и задачах финансовых органов в 2017 году // Экономика. Финансы. Управление. — 2017. — №2. — С. 22-23.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Депутатам представили отчеты об исполнении республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2016 год

Законопроекты об утверждении отчетов об исполнении за 2016 год республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов социальной защиты населения, Департамента исполнения наказаний МВД и гражданской авиации приняты сегодня на очередном заседании Палаты представителей.

В частности, по исполнению республиканского бюджета отмечается, что из семи важнейших параметров прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год не достигнуты установленные значения по пяти, в том числе ВВП (97, 4 %).

Показатели республиканского бюджета на 2016 год (с учетом внесенных в утвержденные законом о госбюджете показатели изменений) составили: по расходам – 17 377,9 млн рублей, доходам – 17 658,8 млн рублей, профицит бюджета – 280,9 млн рублей.

За 2016 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 17 763,4 млн рублей, основную часть формирования доходов составили налоговые поступления: 727,3 млн рублей – налог на прибыль, 5 682,1 млн рублей – налог на добавленную стоимость, 3 431,8 млн рублей – доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы республиканского бюджета за 2016 год составили 16 750,5 млн рублей: на финансирование общегосударственной деятельности – 7 855,3 млн рублей, на национальную оборону – 1 040,2 млн рублей, на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – 1 599,7 млн рублей, на национальную экономику – 2 744,7 млн рублей, на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности – 1 068,5 млн рублей, на промышленность, строительство и архитектуру – 615,9 млн рублей, на финансирование мероприятий дорожного хозяйства (содержание, текущий и капитальный ремонт автодорог, их строительство и реконструкцию) – 536,5 млн рублей, на здравоохранение – 716,7 млн рублей, на физическую культуру, спорт и СМИ – 313,3 млн рублей, на финансирование учреждений и мероприятий по образованию – 687,2 млн рублей, на социальную политику – 1 696,1 млн рублей.

Фактические доходы государственных целевых бюджетных фондов составили 1 076,1 млн рублей. Профицит республиканского бюджета составил 1 013 млн рублей.

При этом важнейшей проблемой белорусского бюджета является продолжающийся рост государственного долга, считает заместитель Председателя Комитета государственного контроля Александр Курлыпо. За 2016 год государственный долг страны увеличился на 4,1 млрд рублей и на начало 2017 года составил почти 37 миллиардов – это в два раза больше доходов республиканского бюджета. По данным, представленным Александром Курлыпо, расходы только обслуживание госдолга в 2016 году составили 1,7 млрд рублей и увеличились по сравнению с 2015 на 401,3 млн рублей.

«На протяжении ряда лет республиканский бюджет исполняется с профицитом, что, по логике, должно отразиться в первую очередь на снижении государственного долга. Увеличение госдолга связано с тем, что на его погашение направляется незначительная часть профицита», – отметил представитель Комитета государственного контроля. Так, в 2016 году 50 % от суммы профицита направлено на увеличения доли государства в уставных фондах организаций, 35,3 % – на исполнение обязательств по гарантиям Правительства и только 2,4 % – на погашение долговых обязательств государства.

«Средства бюджета, направленные на увеличение доли государства в уставных фондах организаций, по своей сути являются бюджетными инвестициями, и включение данных операций в расходную часть бюджета позволит более наглядно отразить их экономическую суть, что позволит принимать более взвешенные управленческие решения в области государственных финансов», – сказал Александр Курлыпо. Комитет государственного контроля на основе проведенного анализа исполнения республиканского бюджета выработал ряд предложений по совершенствованию межбюджетных отношений, сбалансированности бюджета и мер налогового администрирования в отношении организаций, имеющих задолженности перед бюджетом.

Что касается исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, уточненные показатели по нему были утверждены: по доходам – 11 825, 5 млн рублей, по расходам – 11 603,1 млн рублей, запланированное превышение доходов над расходами – 222,4 млн рублей.

Фактические доходы бюджета составили 11 749,2 млн рублей, расходы – 11 542,1 млн рублей, бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения исполнен с профицитом в сумме 207,1 млн рублей.

В бюджет фонда поступило 9 995,2 млн рублей обязательных страховых взносов, взносы на профессиональное пенсионное страхование составили 95,6 млн рублей.

На возмещение расходов бюджета фонда на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий госслужащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, трудовых пенсий получено субвенций из республиканского бюджета в сумме 1 419,3 млн рублей – в 2,4 раза больше, чем утверждено Законом «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2016 год».

Расходы бюджета фонда (11 542,1 млн рублей) в наибольшей степени составили расходы на выплату пенсий – 8 853,6 млн рублей и пособий – 2 451 млн рублей.

«Скорее всего, в 2017 году мы тоже получим проблему по части увеличения субвенций из республиканского бюджета, потому что положительное формирование доходной части фонда обеспечивается за счет двух факторов: роста фонда заработной платы и роста количества занятых в экономике. Нужно обеспечить рост фонда заработной платы, а не только оптимизацию численности. Мы уже видим, что будем нуждаться в дополнительных субвенциях, чтобы обеспечить то, что запланировано на 2017 год», – сообщила Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич, выступая перед депутатами.

Фактические доходы внебюджетного фонда Департамент исполнения наказаний МВД за 2016 год составили 1 164 082,03 рубля, расходы – 914 774,96 рублей, остаток средств бюджета составил 320 044, 52 рубля.

Доходы государственного внебюджетного фонда гражданской авиации за 2016 год составили 21 282,42 тыс. рублей, расходы составили 28 410,99 тыс. рублей. Основная часть расходов была направлена на приобретение воздушных судов, строительство второй искусственной взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск, строительство авиаремонтного завода.

Авиационные организации в 2016 году произвели возврат денежных средств в фонд, предоставленных ранее на возвратной основе, в размере 1 345,44 тыс. рублей. В целом бюджет фонда за 2016 год исполнен с дефицитом в сумме 7 128,57 тыс. рублей. В качестве источника покрытия дефицита привлечены остатки средств фонда за предыдущие годы в сумме 9 443,5 тыс. рублей.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

ОБ ИСПОЛНЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

Очередное заседание седьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва состоялось 26 июня

Во втором чтении были приняты законопроекты о ратификации Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза; о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»; о внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ; о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами»; об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения; о внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь; об оперативно-разыскной деятельности и о государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь.

Парламентарии также приняли законопроекты об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2014 год; об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 2014 год; об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации за 2014 год; об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2014 год и другие.

Необходимость рассмотрения законопроекта об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2014 год была обусловлена требованиями Бюджетного кодекса Республики Беларусь и Регламента Палаты представителей.

Исполнение республиканского бюджета в прошедшем году осуществлялось в сложных внешнеэкономических условиях, характеризующихся замедлением темпов экономического роста у основных торговых партнеров страны, высокими темпами девальвации российского рубля. Вместе с тем в 2014 году в нашей стране был обеспечен экономический рост, сохранена социальная стабильность.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2014 год» по расходам государственный бюджет был утвержден в сумме 128.594,1 млрд рублей.

Доходы бюджета страны в 2014 году формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 99,9 процента уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость — 101,0 процента; доходы от внешнеэкономической деятельности — 106,8 процента.

Всего расходы республиканского бюджета за 2014 год составили 97,9 процента уточненного годового плана.

Основными задачами в области политики расходов в 2014 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.

Старший лейтенант Сергей Деминский, «Ваяр», deminski@mod.mil.by

97,5 процента уточненного годового плана — расходы бюджета страны на финансирование общегосударственной деятельности.

98,8 процента от уточненных годовых назначений — расходы на национальную оборону.

99,5 процента уточненных плановых назначений — расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности.

96,2 процента уточненного годового плана — фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика».

99,2 процента уточненного годового плана — расходы на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности.

99,6 процента уточненного годового плана — расходы на финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.

99,5 процента уточненного годового плана — расходы бюджета на финансирование здравоохранения.

97 процентов уточненного годового плана — расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации.

97,8 процента уточненного годового плана — расходы государственного бюджета на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры.

Государственный бюджет Республики Беларусь (3)

Главная > Курсовая работа >Экономика

Курсовая работа: 35 с., 1 таблица, 2 рисунка, 16 источников, 1 приложение.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Объект исследования – бюджетная система Республики Беларусь.

Предмет исследования – государственный бюджет; доходы и расходы государства.

Цель работы – проанализировать современное развитие государственного бюджета и изучить структуру доходов и расходов государства.

При выполнении работы использованы экономические методы, а также метод контент-анализа литературы по проблеме исследования.

В процессе работы предполагается рассмотреть следующие вопросы:

— понятие государственного бюджета и необходимость его создания;

— бюджетное устройство Республики Беларусь;

— классификация доходов и расходов бюджета;

— становление и развитие бюджета Республики Беларусь;

— аспекты исполнения государственного бюджета;

— бюджетная политика Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

1. Понятие государственного бюджета и необходимость его создания….

1.1. Необходимость и условия возникновения государственного бюджета……………………………………………………………………….

1.2. Подходы к определению государственного бюджета……………….

2. Характеристика бюджетной системы Республики Беларусь…………….

2.1. Бюджетное устройство Республики Беларусь……………………….

2.2. Классификация доходов и расходов бюджета……………………….

3. Государственный бюджет Республики Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………….

3.1. Становление и развитие бюджета Республики Беларусь……………

3.2. Современные аспекты исполнения государственного бюджета Республики Беларусь………………………………………………………….

3.3. Бюджетная политика Республики Беларусь………………………….

Список использованных источников.

Государственный бюджет как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особенное значение приобретает в условиях рыночной экономики. Его основное назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами выполнение общегосударственных программ и мероприятий. В этой связи бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными. Поэтому неудивительно, что формирование и исполнение государственного бюджета, его доходов и расходов часто является предметом политических дискуссий.

Объект исследования – бюджетная система Республики Беларусь.

Предмет исследования – государственный бюджет; доходы и расходы государства.

Цель работы – проанализировать современное развитие государственного бюджета и изучить структуру доходов и расходов государства.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

— определить понятие государственного бюджета и необходимость его создания;

— рассмотреть бюджетное устройство Республики Беларусь;

— рассмотреть классификацию доходов и расходов бюджета;

— проанализировать становление и развитие бюджета Республики Беларусь;

— оценить аспекты исполнения государственного бюджета;

— рассмотреть бюджетную политику Республики Беларусь.

При написании работы использованы труды авторов в области макроэкономики, такие как Корженевская Г.М., Гуз Е.А. и др., а также периодические издания по исследуемой теме и данные правительственных органов.

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО СОЗДАНИЯ

1.1. Необходимость и условия возникновения государственного бюджета

Учение о государственном бюджете является составной частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений – бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом присущим государству на всех стадиях его развития. «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период».

Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением [10, c.12].

На начальных этапах своего развития государство имело возможности значительную часть своих расходов покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, даней, контрибуций, рабского труда. Однако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием производительных сил, разделением общественного труда развиваются товарно-денежные отношения, а вслед за ними и динамично развиваются государственные институты, расширяются их функции. Государство кроме функций направленных на охрану собственных границ и содержания, управляющих обществом органов начинает осуществлять созидательные функции: строить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется возможность покрывать растущие потребности государства денежными сборами, налогами, торговыми пошлинами. В свою очередь, чтобы обосновать растущие государственные расходы, выяснить и обосновать потребности в привлекаемых средствах возникает необходимость в сознательном управлении государственными доходами и расходами, в управлении ими. Это приводит к тому, что начинают составляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые в последствии обретают форму объединенных государственных ресурсов — государственный бюджет. Первые бюджеты начали составляться в Англии в конце 17 века, а к кону 18 века практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год [3, c.6].

Таким образом, бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

1.2. Подходы к определению государственного бюджета

Бюджет имеет все признаки присущие экономической категории – исторический характер, изменяющийся в результате объективных и субъективных факторов общественного развития, а также выражает совокупность определенных экономических отношений.

Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Экономические отношения — главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах [3, c.6].

Категория всегда выражается в реальных осознанных человеком формах, поэтому бюджет также можно определить как основной финансовый план централизованных государственных доходов и расходов. Существенный признак бюджета – его плановость. Это план управления бюджетными ресурсами на очередной период, программа государственного развития. Материальное воплощение денежных средств категория бюджета обретает в реальном процессе поступления и использования централизованного фонда денежных средств на общегосударственные нужды. Конкретная величина бюджетных фондов зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, типа государства, приоритетов внутреннего и внешнего развития, национальные особенности и др.

Бюджет является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных доходов и расходов правительства могут, осознано изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая выражается в увеличении государственных расходов и снижения уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что позволять ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства. С определенной долей абстракции можно представить основные каналы распределения национального дохода через государственный бюджет:

— между сферой материального и нематериального производства;

— между трудоспособными и нетрудоспособными гражданами;

— между отдельными отраслями национальной экономики и сферами общественной деятельности;

— между отдельными регионами государства.

Сущность бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения государственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжении государства, эффективностью их использования [3, c. 7].

Функции бюджета объективны, как объективна сама категория бюджета. Форма реализации объективных функций бюджета выражается в осознанном бюджетном механизме. Бюджетный механизм применяется для проведения крупных структурных сдвигов, развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих регионов.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими бюджетными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете в основном, за исключением отдельных целевых программ и мероприятий отсутствует закрепление доходов за отдельными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного воспроизводства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.

Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы ему концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» представляет бюджет как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц…» [10, c. 10].

1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления;

2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран [10, c. 10].

Государственный бюджет – неотъемлемая часть экономического регулирования государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое важное значение.

Государственный бюджет, а точнее, дефицит бюджета может служить своеобразным индикатором здоровья экономики. При его отсутствии можно говорить об хороших экономических показателях, достигнутых страной.

Государственный бюджет — баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год). Государственный бюджет содержит:

— перечень программ расходов: на образование, на оборону и т.д.; и

— перечень источников получения доходов [10, c. 11].

Различают фактический, структурный и циклический государственные бюджеты.

В РБ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

Таким образом, закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» представляет бюджет как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц…». Государственный бюджет — баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год). Государственный бюджет содержит: перечень программ расходов: на образование, на оборону и т.д.; перечень источников получения доходов. Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1. Бюджетное устройство Республики Беларусь

Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

Организация и принципы системы бюджетов, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс входят в понятие бюджетного устройства. Оно определяется административно-территориальным устройством Республики Беларусь, а также государственной политикой.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты [1, cт. 6].

Местные бюджеты делятся на:

— бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

— бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

— бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Консолидированный бюджет — совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Министерство финансов Республики Беларусь (далее — Министерство финансов) и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов (далее — местные финансовые органы) ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

— полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

— эффективности использования бюджетных средств;

— общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

— адресности и целевого назначения бюджетных средств;

— ответственности участников бюджетного процесса [1, cт. 8].

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.

Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов — решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Итак, для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

2.2. Классификация доходов и расходов бюджета

Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегией их дальнейшего развития в каждой стране на определенном историческом этапе. Вместе с тем можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития.

Разнообразием отличается расходная часть бюджета, в которой планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Поскольку в условиях рынка предприятия, малые фирмы функционируют за счет собственных ресурсов, а в случае их недостатка используют заемные средства, сфера бюджетных ресурсов ограничена. Бюджет финансирует, в основном, важные государственные программы (экологические, инвестиционные, конверсии и т. п.), а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку агропромышленному комплексу, малому бизнесу и др. Существенное место занимают военные расходы и ассигнования на содержание правоохранительных органов, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, защиту их собственности, юридических и имущественных прав.

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

1. налоговые доходы;

2. взносы на государственное социальное страхование;

3. неналоговые доходы;

4. безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя:

— республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

— пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);

— проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов (пошлин), таможенных платежей и пени за пользование налоговым кредитом [1, cт. 24].

Формирование расходов бюджета основывается на принципах минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь прав граждан.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям в соответствии со статьями 44–47 Кодекса в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на обслуживание долговых обязательств.

В составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются соответственно резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а так же включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.

Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

— расходы на функционирование бюджетных организаций;

— бюджетные трансферты населению;

— субсидии организациям и физическим лицам;

— бюджетные трансферты за границу; межбюджетные трансферты;

— расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

— бюджетные ссуды, бюджетные займы;

— расходы на обслуживание долговых обязательств;

— другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством [1, cт. 41].

Функциональная классификация расходов бюджетов яв­ляется группировкой расходов бюджетов всех уровней, отра­жающей направление финансов на выполнение основных функций государства. Она представлена двумя уровнями классификационной структуры: разделами и подразделами. Первым уровнем являются разделы, состоящие из подразде­лов, конкретизирующих направление финансов на осущес­твление деятельности в определенной области и образующих второй ее уровень.

Ведомственная классификация группирует расходы по отраслевому (ведомственному) признаку.

Экономическая классификация отражает те виды финан­совых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношени­ях с другими странами. В ней приняты следующие четыре уровня.

1. Категория расходов (текущие расходы, капитальные

расходы и кредитование минус погашение).

2. Предметная статья (например, закупки товаров и предо­ставление услуг).

3. Подстатья (например, оплата труда рабочих и служа­щих).

4. Элемент расходов (например, основной оклад служа­щих) [3, c. 36].

Таким образом, доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития. Разнообразием отличается расходная часть бюджета, в которой планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

3.1. Становление и развитие бюджета Республики Беларусь

Бюджет Беларуси до 1991 г. являлся неотъемлемой частью единого Государственного бюджета Союза. Это выражалось не только в общем подходе к его формированию, но и жестком диктате центральных органов власти при его определении и распределении. Разработанный и утвержденный республикой проект «своего» бюджета, даже при полном совпадении доводимых центром показателей, неоднократно уточнялся Министерством финансов СССР. Свое название Государ­ственный бюджет БССР оправдывал в основном тем, что его доходы образовывались на территории республики и использовались преимущественно на финансирование предприятий, учреждений и мероприятий республиканского и местного значения [3, c. 19].

Первый проект бюджета республики на 1991 г. был составлен еще до признания ее суверенитета и поэтому предполагал взаимоотноше­ния с союзным бюджетом путем передачи части налога на прибыль (22 %) предприятий республиканского и союзного значения, налога с продажи (30 %). В нем нашли отражение и другие взаимные расчеты по передаче средств из союзного бюджета в бюджет республики.

Уже в первый год существования независимого государства бюджет Республики Беларусь получает новое назначение, происходят некоторые изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.

Главным назначением бюджета становится обеспечение функций государства, начавшего приобретать действительный суверенитет и постепенно сосредоточивающего в своем распоряжении основную часть экономического потенциала республики. Это дало возможность несколько расширить доходную базу бюджета, поскольку полностью стали зачисляться в государственную казну Беларуси такие крупные источники, как налог с оборота и подоходный налог с населения. До этого времени они считались общегосударственными доходами Совет­ского Союза и только в виде отчислений (ежегодно утверждаемых) поступали в бюджет республики. В 1990 г. процент поступлений от всех аккумулируемых на ее территории средств составил 86% от налога с оборота и 50% подоходного налога. Либерализация цен на отдельные виды товаров обеспечила увеличение сумм поступлений налога с оборота, который остался важнейшим источником формирования доходной части бюджета. Почти в три раза возросли по сравнению с предыдущим годом налоги с населения, прежде всего за счет подоходного налога с граждан. Одновременно существенно выросли платежи из прибыли, которые в виде налога также полно­стью зачислялись в бюджет республики. По сравнению с 1990 г. (уточненным планом) их поступления увеличились почти на 40 %, а их доля в общей сумме доходов превысила 26 %. Однако по-прежнему основная часть платежей поступала от государственных предприятий, которые преобладали по численности, мощности и выпуску продукции. Поступления от прибыли кооперативных предприятий, общественных организаций в связи с их незначительным количеством, многочисленными льготами заняли в доходах бюджета немногим более одного процента [3, c. 20].

Впервые в бюджете республики появились такие доходы, как: чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, средства от выкупа, акционирования, реализации го­сударственной собственности, доходы от внешнеэкономической дея­тельности. В бюджет была изъята и часть ресурсов государственного социального страхования в связи с уменьшением тарифов с 37 до 26 %.

За счет привлечения 40 % амортизационных отчислений предпри­ятий на полное восстановление основных фондов (кроме совхозов, колхозов, организаций бытового обслуживания населения) был образован фонд финансирования республиканских и региональных программ. Он также отражался в доходной части государственного бюджета и служил источником финансирования расходов на повышение заработной платы работникам народного образования, культуры, здравоохранения и других мероприятий в социальной сфере [3, c. 21].

Однако, несмотря на существенное увеличение доходов бюджета Беларуси (более чем в 2 раза по сравнению с 1990 г.), их не хватило для покрытия всевозрастающих расходов. Впервые за последние 36 лет официально был запланирован дефицит бюджета республики в сумме 3,7 млрд р., что составило примерно 11,6 % ко всем расходам.

Быстрый рост расходов бюджета был вызван не только инфляци­онными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности в связи с переходом к рыночным отношениям, а также необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности Республики Бела­русь. Существенно увеличилась сумма средств, используемых на вы­плату разницы в ценах на основные продукты питания, некоторые товары, коммунально-бытовые услуги, для поддержания на неизменном уровне действующих розничных цен и тарифов. По-прежнему планировалась дотация на покрытие убытков и образование хозрасчетных фондов планово-убыточных предприятий за счет бюджета. Появились и такие новые статьи расходов, как средства на индекса­цию доходов населения; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальных программ развития производственной структуры АПК; затраты по реализации закона «О языках БССР», расходы по обслуживанию республиканского долга; фонд ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В то же время исчезли такие статьи расходов, как взаимные расче­ты с союзным бюджетом, ассигнования на социальное страхование, которые начали финансироваться за счет средств специального вне­бюджетного фонда.

В 1991 г. наблюдался особенно быстрый рост расходов на содержа­ние правоохранительных органов и аппарата управления (почти в 3 раза по сравнению с 1990 г.). Это стало следствием увеличения численности соответствующих работников, образования новых структур, комитетов, а также переводом многих из них из союзного в республиканское подчинение. Вместе с тем расходы на социально-культурные мероприятия росли медленнее, чем весь объем бюджета. Их доля в расходной части бюджета фиксируется примерно на 26,6 %, но если учесть и ассигнования на социальную защиту населения (выплаты на индексацию заработной платы, стипендий, пенсий, целевых компенсаций, возмещение разницы в ценах на отдельные товары), то удельный вес расходов на социальные нужды населения превышает половину всех бюджетных ресурсов соответствующего года [3, c. 21].

Итак, первый бюджет суверенного государства Республики Бела­русь характеризуется следующими особенностями.

1. Самостоятельность бюджета, базирующегося полностью на мобилизованных на территории республики налогах и неналоговых по­ступлениях.

2. Усиление социальной направленности бюджетных ассигнований.

3. Установление ряда фондов и резервов предупреждения диспро­порций в хозяйстве, финансирования не учтенных в бюджете расхо­дов, вызванных переходом к рыночным отношениям.

3.2. Современные аспекты исполнения государственного бюджета Республики Беларусь

В I полугодии 2008 года в консолидированный бюджет поступило 30,1 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Это составило 56,7 процента уточненного плана на 2008 год. Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 40 процентов. При этом 18 процентов всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 27,0 трлн. рублей, или 48,4 процента уточненного годового плана. В результате профицит консолидированного бюджета в I полугодии 2008 года составил 3,1 трлн. рублей, или 5,5 процента к ВВП (в I полугодии 2007 года профицит составил 4,3 процента к ВВП), приложение [12].

Анализ поступлений доходов свидетельствует о том, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 51,8 процента в первом полугодии 2007 года до 54,4 процента в первом полугодии 2008 года, или на 2,6 п.п., что в значительной степени обусловлено повышением рентабельности реализованной продукции в экономике, повышением мировых цен на нефть и нефтепродукты и расширением налогооблагаемых баз. В частности, удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета увеличился с 12,2 процента в первом полугодии 2007 года до 16 процентов в первом полугодии 2008 года, таблица 1.

Задолженность по платежам в бюджет (с учетом государственных целевых бюджетных фондов) по состоянию на 1 июля 2008 года составила 96,9 млрд. рублей (на 1 января 2008 года — 149,5 млрд. рублей). Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,68% на 1.07.2007 г. до 0,22% на 1.07.2008 г., т.е. более чем в три раза [12].

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель динамичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие 2008 года динамичность доходов составила 1,05, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в первом полугодии 2007 года динамичность доходов была 1,035).

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) за первое полугодие 2006-2008 годов, табл. 1. Как видно из таблицы, в январе-июне 2008 года налоговые доходы выросли на 2,1 п.п. по сравнению с январем-июнем 2007 года за счет роста налогов на доходы и прибыль и налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

Таблица 3.1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2006-2008 гг., %