Ип приравнивается к юридическому лицу коап

Административная ответственность индивидуального предпринимателя

Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность индивидуального предпринимателя (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Административная ответственность индивидуального предпринимателя

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Административная ответственность индивидуального предпринимателя

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Административная ответственность индивидуального предпринимателя

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Комментарии к СТ 2.4 КоАП РФ

Статья 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц

Комментарий к статье 2.4 КоАП РФ:

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.

Может ли УФМС назначить для ИП штраф, как для юридического лица?

Я индивидуальный предприниматель ,меня хотят приравнять к юридическому лицу.Так как я не сообщила в фмс о постановке на учет иностранного гражданина.

Ответы юристов (2)

Я индивидуальный предприниматель, меня хотят приравнять к юридическому лицу.Так как я не сообщила в фмс о постановке на учет иностранного гражданина.

Нина, добрый день! Насколько понимаю Вам вменяют один из составов административного правонарушения по главе 18 КоАП РФ. По умолчанию ИП несет ответственность как должностное лицо если конкретной статьей не предусмотрено иное. В вашем случае видимо как раз такое иное условие и предусмотрено. В принципе даже при наличии состава административного правонарушения есть возможность либо снизить размер штрафа (хотя есть дадут как ЮЛ он в любом случае будет немаленький) либо избежать его. Тут надо более подробно знать обстоятельства дела. Пишите мне в чат, разберем Вашу ситуацию в рамках платной консультации

уточните суть вопроса. С ваших слов следует, что вас хотят привлечь к административной ответственности за нарушение режима пребывания иностранных граждан в РФ. Это так? Какую конкретно статью (часть) вам вменяют ?

В целях применения административных наказаний ИП приравниваются к Юрлицам в определенных случаях.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ
ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы,лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Законно ли выписали штраф ИП, как юр лицу?

здравствуйте. у меня отец ИП, дальнобойщик, на границе ямало-ненецкого автономного округа ему выписали штраф за перегруз как ЮР. лицу в размере 250 тысяч рублей. Законно ли это?

И разве может ли в этом случае ИП судить\штрафовать как ЮР лицо?

14 Октября 2016, 12:32 Павел, г. Тюмень

Уточнение клиента

Живем в Тюмени. Перед Ноябрьском его остановили, и за перегруз выписали штраф как Юридическому лицу в 250 тыс рублей.. Хтя он не является ЮР лицом. он ИП. в КоАП прописано что ИП приравнивается к должностному лицу. Отец нанял юриста и тот говорит говорит что они не имеют права судить ИП как ЮР лицо.

в местном суде за данное правонарушение выписали штраф 5 тыс рублей.

То есть по факту 26-го числа будет второй суд за одно и тоже правонарушение ? 2 штрафа за 1 нарушение?

Хотелось бы уточнить является ли в данном случае ИП юридическим лицом, или все же его должны штрафовать как физ лицо?

законны ли данные действия?

это не первый случай. У отца знакомого дальнобоя точно также *развели* лепили 250 или 300 тысяч р. потом мол сказали Позвонить или заявку оставить в Полиции у какого то полковника и мол заплатишь в 2 раза меньше.

в итоге он заплатил даже не 150 тыс а 75 . вообе не ясно что за дела такие мутят..

14 Октября 2016, 12:28

Ответы юристов (3)

Да.Это законно ИП приравнивается к юридическому лицу.

Статья 12.21.1. Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства

10. Превышение допустимой массы транспортного средства и (или)
допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы
транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства,
указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов
транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном
разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями,
осуществившими погрузку груза в транспортное средство, —

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных
предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на
юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч
рублей.

11. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками,
запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса
которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном
знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без
специального разрешения, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные
настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, несут административную
ответственность как юридические лица.

5 т.р. вынесли видимо за нарушение ч.11 данной статьи

Уточнение клиента

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных

предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на

юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч

Дак он ИП, почему же все таки как ЮР. лицо штраф налагают? 5 т.р. в суде вынесли штраф, и судья ему сказал что они не имеют права выписывать второй раз штраф за одно и тоже нарушение, юрист к которому обратиля отец говорит точно также. мол никакой статьи о том что ИП приравниваются к ЮР лицам нету.

я же нашел лишь одну статью по этому поводу в КоАП РФ. в которой написано что иностранцы и работы осуществляемые на границе приравниваются к ЮР. лицам.

могу найти и описать подробнее если нужно.

16 Октября 2016, 09:34

Уточнение клиента

его оштрафовали по статье 12.21.1 часть 3. на 5 тыс рублей. и сказали что 350 тыс рублей ( минимум который с него хотят забрать ) незаконен т.к. штраф уже был выписан ( 5 тыс рублей)

И ему приписывают эту же статью часть 3 на 350 тыс.

на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей

ему по части 3-й выписали 5 тыс рублей, Тюменский суд.

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей

а суд в Ноябрьске в который он теперь должен отправится на 26 число хочет взять с него еще 350 тыс рублей как с Юр. лица по части 3 статьи 12.21.1

И разве его должен судить суд г. Ноябрьск а не Тюмени?

извините но спрошу еще раз.

Законно ли это и имеют ли взымать 2-й раз штраф за одно и тоже правонарушение по одной и той же статье? статья 12.21.1 часть 3

И могут либо в ходе суда приписать ему другие части статьи и еще паруз раз оштрафовать?

16 Октября 2016, 10:43

Есть вопрос к юристу?

Вы внимательно читали ответ ?

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные
настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, несут административную
ответственность как юридические лица.

Протокол рассматривается в данном случае по месту вынесения.Он мог ходатайствовать о передаче материала для рассмотрения по месту жительства.В отношении него видимо было составлено два протокола за разные правонарушения, соответственно все законно

Уточнение клиента

пришел домой, показал отцу и как он сказал составили 1 протокол, второй будет составляться 26-го октября. Машину хотели арестовать, но он устранил неисправность как описано в статье и поехал дальше.

Что из этого выйдет, если вам интересно отпишу здесь. А пока пойду отблагодарю вас за помощь =)

17 Октября 2016, 08:46

Спасибо. Вам необходимо обращаться к юристу в г.Ноябрьск и он должен смотреть все процессуальные нарушения. Нередко бывает, что ГИБДД ошибается с нагрузкой на ось.Нормативные акты позволяют в отдельный период большую нагрузку. В любом случае необходимо будет в суде обжаловать решение ГИБДД и снижать штраф с 350 тысяч до ниже низшего.Суды снижают до 30-40 т.р.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Штраф на ИП налагается как на юридическое или должностное лицо?

ст. 19.7. КоАП РФ. на И.П. наложен штраф мировым судьей как на юрлицо-5000 руб. Правомерно ли это? Или И.П. выступаеи как должностное лицо?

Нет, так как Вы не юридическое лицо, должны нести ответственность как должностное.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. такое правило уставлено в статье 2.4 КоАП следовательно в соответствии со статьей 19.7 на вас можно возложить штраф как на должностное лицо то есть от 300 до 500 рублей. Решение мирового судьи противоречит действующему законодательству, вперед обжаловать

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

1. Анализ правил ст. 2.4 показывает, что:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку административное правонарушение совершило должностное лицо. При этом нельзя забывать:

а) что должностное лицо — это физическое лицо. В связи с этим к административной ответственности этих лиц применяются правила:

— ч. 1 ст. 2.1 (о том, что считается административным правонарушением);

— ст. 2.2 (о формах вины при совершении административного правонарушения);

— ст. 2.8 (о том, что исключается ответственность должностного лица, если оно совершило административное правонарушение в состоянии невменяемости) и ряда других норм КоАП. См. коммент. к указанным статьям;

б) что по особым правилам несут административную ответственность должностные лица из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторые другие категории должностных лиц (см. коммент. к ст. 2.5);

2) должностное лицо подлежит административной ответственности, когда совершенное им правонарушение связано:

а) с неисполнением своих служебных обязанностей. Последние чаще всего предусмотрены в федеральных законах (например, в Законе о госслужбе, Законе о муниципальной службе), законах субъектов Российской Федерации (например, в Уставе г. Москвы), а также в иных нормативных правовых актах (например, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ о полномочиях должностных лиц различных федеральных органов исполнительной власти), во всякого рода служебных, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, уставах о дисциплине работников, наставлениях и т.п. нормативных правовых актах. Поэтому в каждом случае привлечения должностного лица к административной ответственности необходимо изучить тот или иной нормативный правовой акт (из числа указанных выше) и убедиться, что должностное лицо не исполнило свои служебные обязанности;

б) с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

2. Примечание к ст. 2.4 дает легальное определение должностных лиц. Анализ этого определения показывает, что:

1) оно существенно отличается от содержащегося в УК (см. ниже);

2) должностное лицо:

а) осуществляет функции, упомянутые в Примечании:

— временно (например, во время отпуска руководителя);

— в соответствии со специальными полномочиями (они могут быть выражены в доверенности, в специальном удостоверении, в приказе, в учредительных документах организации и т.п.);

б) осуществляет функции представителя власти. Иначе говоря, это лицо наделено (в порядке, установленном законом, например, Законом о госслужбе, Законом о ФСБ, Законом о милиции) распорядительными полномочиями (т.е. его указания, приказы, распоряжения и т.п. обязательны к исполнению другими гражданами, организациями, должностным лицом) в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Так, распоряжения должностного лица милиции, отданные в соответствии со ст. 10-12 Закона о милиции, обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями;

в) выполняет организационно-распорядительные функции (в т.ч. прием на работу, увольнение, издает обязательные для подчиненных приказы, дает распоряжения, осуществляет руководство подчиненными, планирует и направляет их работу, деятельность и т.п.) в государственных органах, органах местного самоуправления, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (например, Железнодорожных войсках, формированиях МЧС России, Минюста России);

г) осуществляет (в упомянутых органах, войсках, организациях) также административно-хозяйственные функции (например, подписывает банковские документы, выдает доверенности, организует использование бюджетных средств, распоряжается имуществом в установленном порядке);

3) к упомянутым должностным лицам Примечание приравнивает также тех, кто совершил административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в организациях; т.е. от «классических» должностных лиц данная группа лиц отличается тем, что они никогда не осуществляют функции представителя власти; в связи с этим противоречат КоАП случаи создания, например, при государственных органах, органах местного самоуправления всякого рода коммерческих и полукоммерческих организаций, которые якобы выполняют чисто техническую работу (по подготовке документов, анализу представленных документов, оформлению их, регистрации и т.п.), но фактически осуществляют (на платной основе) функции, присущие только государственным органам, органам местного самоуправления и иным представителям власти (например, осуществляют государственную регистрацию прав, выдают свидетельство о государственной регистрации юридического лица, оформляют заграничные паспорта), а именно:

а) руководителей организаций (независимо от форм собственности);

б) работников организаций. При этом речь идет о тех из них, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции:

— постоянно, в силу своего служебного положения (например, главный бухгалтер организации, коммерческий директор ОАО, первый заместитель генерального директора государственного унитарного предприятия). В практике возникает вопрос: относятся ли к числу таких работников руководители совета директоров АО, наблюдательного совета ООО и иных подобных органов юридических лиц? Да, если они состоят в трудовых (но не гражданско-правовых) отношениях с юридическим лицом, а также фактически (хотя в учредительных документах это и не отражено) осуществляют упомянутые выше функции;

— по специальному полномочию (например, в силу разовой доверенности, выданной руководителем, в связи с временным исполнением функций руководителя на основании приказа по организации);

в) членов совета директоров, коллегиальных исполнительных органов иных руководителей и работников (прямо перечисленных во втором предложении примечания) организаций совершивших хотя бы одно из административных правонарушений, перечисленных в ст. 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.24.1, 15.29-15.31, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП (см. комментарий к ним). Данное положение было введено в примечание к ст. 2.4 Законом N 9 от 09.02.09 и вступило в силу с 13.04.09. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.4 Законом N 160 от 17.07.09 должностными лицами (для целей КоАП) признаются также лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком (при совершении ими административных правонарушений, предусмотренных в ст. 7.29-7.32 КоАП, см. комментарий к ним);

4) для целей КоАП к должностным лицам приравниваются также индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Речь идет о физических лицах, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 23 ГК и Положением о регистрации предпринимателей (а после 01.07.2004 — в соответствии с Законом об ЮЛ). Однако Законом N 160 от 17.07.07 в примечание к ст. 2.4 внесено важное уточнение: установлено, что ИП приравниваются к должностным лицам, если только нормами КоАП не установлено иное.

В практике возникают вопросы:

приравниваются ли к должностным лицам частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (учитывая то, что в соответствии со ст. 11 НК эти лица приравниваются к индивидуальным предпринимателям)? Нет, КоАП не приравнивает этих лиц к должностным;

приравниваются ли к должностным лицам те индивидуальные предприниматели, которые не имеют работников (т.е. не являются работодателями, нет у них никого в подчинении)? Необходимо исходить из буквального текста примечания к ст. 2.4: в нем не делается исключений для ИП, которые не являются работодателями и не имеют подчиненных. Нет таких исключений и в других нормах КоАП. По-видимому, законодатель учитывал то, что ИП подписывает финансовые документы, заключает договоры, распоряжается имуществом и т.п., т.е. выполняет определенные организационно-распорядительные функции.

3. Для правильного применения ст. 2.4 необходимо также учесть:

1) положения ст. 2.5 об особенностях административной ответственности некоторых должностных лиц;

2) положения ст. 2.1 (о том, что привлечение к ответственности должностного лица не освобождает саму организацию от административной ответственности);

3) нормы ст. 2.9 о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения. См. коммент. к указанным статьям.

Верховный Суд обратил внимание на то, что привлечение должностного лица к уголовной ответственности не освобождает ЮЛ от привлечения к административной ответственности (п. 15 Пост. N 5).

ВАС РФ разъяснил (в п. 22 пост. N 2), что ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица, если законом не установлено иное. Если правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, то ИП несет ответственность как гражданин.

Индивидуальный предприниматель является должностным лицом, неся ответственность по административным нарушениям

Понятие «должностное лицо» подразумевает совокупность неких определённых признаков, соответствующих гражданину или представителю организации. Должностное лицо – российский гражданин, занимающий некую должность на постоянной или временной основе в госорганах, органах самоуправления и муниципалитета, вооружённых силах, воинских формированиях. Чтобы считаться должностным лицом, гражданин должен действовать в служебных целях согласно должностной инструкции, иметь полномочия на выполнение неких действий. В процессе трудовой и служебной деятельности должностное лицо выполняет властные полномочия, занимается организационными вопросами, выполняя указания не только государственных органов, но и общества. Также им должна обеспечиваться свобода права и защищаться интересы граждан и организаций. В литературе встречается мнение, что должностным лицом признаётся только тот гражданина, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с людьми, а не имуществом. Таким образом, чёткого разъяснения относительно понятия должностного лица не существует.

Должностным лицом может быть признан практически любой работник как организации (юрлица), так и ИП. Этот работник выполняет организационные, распорядительные, хозяйственные или административные функции. Под понятие и характеристики должностного лица может попасть бухгалтер, заместитель директора, старший менеджер и многие другие лица. У индивидуального предпринимателя, ведущего хозяйствование самостоятельно, он лично и признаётся должностным лицом, но только в том случае, если возникает какое-либо правонарушение административного характера и ИП привлекается к ответственности.

Индивидуальный предприниматель является должностным лицом только при рассмотрении вопроса административных нарушений. Понятие индивидуального предпринимателя раскрывает 23-я статья ГК, она же указывает на то, что все граждане, совершающие операции по извлечению прибыли, должны пройти процесс регистрации в ФНС. Если же такая деятельность осуществляется обычным физическим лицом, возникает нарушение норм гражданского законодательства. Кодекс, регулирующий состав и последствия административных нарушений, является также основным документом для принятия законом и нормативных актов РФ. Согласно тексту КоАП, административная ответственность может наступить как в случае какого-либо действия, так и бездействия. Нормами КоАП также установлено, что ИП несут ответственность за админнарушения в качестве должностных лиц.

Индивидуальный предприниматель является должностным лицом при возникновении такой ответственности. Наказаниями могут выступать:

-штраф административного характера;

-наложение ареста и изъятие предмета или орудия совершённого правонарушения;

-лишение некоего, данного ИП, права на осуществление деятельности, операций, сделок и прочего;

-административный арест гражданина;

-приостановление деятельности предпринимателя или юридического лица на основе административного решения.

Для ИП правонарушениями признаются: отсутствие ККМ в особых, установленных законодательством, случаях либо применение техники, которая не соответствует установленным стандартам. Административным нарушением также является отказ бизнесмена выдать клиенту-покупателю свидетельство регистрации в ФНС, квитанции, товарного чека, накладные и прочие подтверждающие документы. Статья 15.1 КоАП признаёт нарушением также несоответствие правилам работы с наличными деньгами, неправильный учёт таких операций – не оприходование финансовых поступлений, расчёты с поставщиками или клиентами не через кассу, накопление денежных средств в кассе сверх положенной нормы, неправомерное хранение средств и прочее. Такие нарушения повлекут за собой обязательное наказание в виде штрафа; для ИП – 4000–5000 рублей.

Индивидуальный предприниматель является должностным лицом в плане привлечения к ответственности, если коммерческая деятельность проводится им без предварительной регистрации. Это устанавливает статья 14.1 КоАП. Если такая деятельность будет замечена и доказана уполномоченными органами, на гражданина будет наложен штраф административного характера.

Приравнивается ли индивидуальный предприниматель к юридическому лицу, в сфере такси, оштрафовали по 12.31.1 КоАП РФ

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.