Информация раскрываемая в отчетности в порядке надзора

Статья 28. Учет и отчетность

1. Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность, статистическую отчетность, а также иную отчетность, необходимую для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности (далее — отчетность в порядке надзора).

2. В отчетности в порядке надзора раскрывается следующая информация:

1) нормативное соотношение собственных средств (капитала) страховщика и принятых обязательств;

2) состав и величина сформированных страховых резервов и результаты их изменений;

3) состав и структура активов, в которые размещены собственные средства (капитал) страховщика;

4) состав и структура активов, в которые размещены средства страховых резервов страховщика;

5) операции по перестрахованию с указанием сведений о перестрахователях и перестраховщиках;

6) структура финансового результата деятельности страховщика по отдельным видам страхования;

7) состав акционеров (участников) и их доли в уставном капитале страховщика;

8) иная информация, установленная нормативными правовыми актами органа страхового надзора.

3. Требования к бухгалтерскому учету операций по страхованию, сострахованию, перестрахованию и взаимному страхованию (включая особенности применения плана счетов бухгалтерского учета), а также особенности формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливаются федеральными и (или) отраслевыми стандартами, утвержденными в порядке, установленном Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Страховщики составляют статистическую отчетность и отчетность в порядке надзора по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора.

Страховщики составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами и представляют эту отчетность в орган страхового надзора в порядке и в сроки, которые установлены таким органом.

Страховые брокеры составляют статистическую отчетность по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора.

Условия и форматы представления отчетности страховщиков и страховых брокеров в виде электронных документов, контрольные соотношения ее показателей устанавливаются и доводятся до сведения страховщиков и страховых брокеров органом страхового надзора не позднее последнего дня соответствующего отчетного периода путем размещения указанной информации на официальном сайте этого органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4.1. Головная страховая организация страховой группы обязана представлять в орган страхового надзора отчетность в порядке надзора на консолидированной основе по формам, в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.

5. Орган страхового надзора размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сводную информацию о деятельности субъектов страхового дела, а также информацию, содержащуюся в отчетности субъектов страхового дела.

6. Учет операций по страхованию объектов личного страхования, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона (операций по страхованию жизни), и учет операций по страхованию иных объектов страхования (операций по страхованию иному, чем страхование жизни) ведутся раздельно.

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I
«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

1. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 2.1 с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ

2.1) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

2. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

3. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

О видах электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета до принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета, см. письмо Минфина России от 5 мая 2015 г. N 07-01-06/25701

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядка их применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 292-ФЗ в пункт 10 части 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

5. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ

6. Планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

7. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

8. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

9. Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

10. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

11. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

12. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

13. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

14. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Информация об изменениях:

Часть 15 изменена с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ

15. Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 настоящей статьи нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным, отраслевым стандартам и предусмотренным частью 6 настоящей статьи нормативным актам Центрального банка Российской Федерации.

16. Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

17. Документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности «ПБУ 16/02» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 66н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности «ПБУ 16/02»

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г., 6 апреля 2015 г.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст.1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02.

2. Ввести в действие настоящий приказ с 1 января 2003 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2002 г.

Регистрационный N 3655

Положение
по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности»
ПБУ 16/02
(утв. приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 66н)

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г., 6 апреля 2015 г.

С 19 июля 2017 г. настоящее Положение признано федеральным стандартом бухгалтерского учета

См. комментарии к настоящему положению

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Настоящее Положение также применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности.

2. Настоящее Положение определяет требования по раскрытию информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации.

3. Настоящее Положение не применяется организацией при прекращении деятельности вследствие обстоятельств, носящих чрезвычайный характер (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.), вследствие принудительного изъятия имущества по основаниям, предусмотренным законодательством, а также вследствие обращения имущества в государственную собственность (национализации).

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 3.1 внесены изменения

3.1. Настоящее Положение может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

II. Прекращаемая деятельность, ее признание и оценка

4. Для целей настоящего Положения под информацией по прекращаемой деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (такую как операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов) по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Приостановление части деятельности организации без намерения прекратить ее не рассматривается и не раскрывается в бухгалтерской отчетности как прекращаемая деятельность.

5. Прекращаемая деятельность может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности, если активы, обязательства, доходы и расходы по обычным видам деятельности организации (или основная их часть) относятся или могут быть прямо отнесены к прекращаемой деятельности организации.

Активы, обязательства, доходы, расходы относятся или могут быть отнесены к прекращаемой деятельности в том случае, если они будут проданы, погашены или иным образом выбывают в результате осуществления прекращения части деятельности организации.

6. Прекращение части деятельности организации может осуществляться:

а) путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки;

б) путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;

в) путем отказа от продолжения части деятельности.

Кроме того, прекращение деятельности может осуществляться при реорганизации организации в форме выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

7. Для целей настоящего Положения деятельность признается прекращаемой при условии принятия уполномоченным органом организации решения о прекращении части деятельности организации и выработки единой программы прекращения на дату возникновения наиболее раннего из следующих событий:

заключения организацией договоров купли-продажи активов, без которых деятельность, выделяемая как прекращаемая, практически неосуществима;

доведения информации о решении прекращения деятельности до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты (акционерам, работникам организации, поставщикам и др.).

8. Вследствие признания деятельности прекращаемой у организации, как правило, возникают обязательства, обусловленные требованиями законодательства, условиями договоров либо добровольно принятые на себя организацией перед физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты в результате прекращения деятельности.

Для урегулирования подобных обязательств, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв.

В целях настоящего Положения применяются порядок создания и использования резерва, правила его оценки, установленные Положением по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 2001 г. N 96н (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2001 г., регистрационный N 3138).

Применительно к настоящему Положению признание резерва, связанного с прекращением деятельности, имеет следующие особенности:

а) при прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки резерв признается в бухгалтерском учете только после заключения договора купли-продажи;

б) при прекращении деятельности путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, а также путем отказа от ее продолжения резерв образуется только в том случае, если ожидаемый срок исполнения обязательств, под которые планируется образовать резерв, приходится на период, следующий за отчетным;

в) резерв создается в сумме возникающих вследствие прекращения деятельности затрат по увольнению работников, выплате штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров и т.п. и признается в бухгалтерском учете по состоянию на конец отчетного года.

Затраты, которые связаны с деятельностью, не подлежащей прекращению, такие как: на переподготовку или перемещение работников организации, инвестиции в новые системы и сети распространения продукции (товаров, работ, услуг) и т.д., не учитываются при формировании суммы резерва.

Резерв должен использоваться в отношении только того обязательства, под которое он первоначально создавался.

9. Признание деятельности прекращаемой в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения требует уточнения отражаемой в бухгалтерском балансе стоимости активов организации, относящихся к прекращаемой деятельности, исходя из возможного снижения их стоимости.

Порядок признания и оценки величины снижения стоимости активов определяется в соответствии с правилами, установленными положениями по бухгалтерскому учету, применяемыми к этим активам.

Применительно к настоящему Положению снижение стоимости активов определяется с учетом следующих особенностей.

При прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки снижение стоимости активов признается в бухгалтерском учете только в случае заключения предварительного договора купли-продажи или договора купли-продажи, в соответствии с условиями которого срок исполнения обязательств по передаче имущества приходится на последующие отчетные периоды.

При этом сумма снижения стоимости каждого актива определяется организацией самостоятельно на основе расчета и признается в бухгалтерском учете на основании договора купли-продажи.

При прекращении деятельности путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) отдельных обязательств величина убытка от снижения стоимости актива определяется как разница между отражаемой в бухгалтерском балансе стоимостью актива и его текущей рыночной стоимостью за вычетом расходов по его выбытию.

При прекращении деятельности путем отказа от ее продолжения, в случае невозможности продажи актива, величина снижения стоимости актива будет совпадать с его стоимостью, отражаемой в бухгалтерском балансе.

10. При прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки финансовый результат от продажи формируется как разница между доходами, получаемыми в результате продажи, и расходами по ее осуществлению и отражается в бухгалтерском учете на счете по учету прочих доходов и расходов.

III. Раскрытие информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 11 внесены изменения

11. Организация в годовой бухгалтерской отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности:

а) описание прекращаемой деятельности:

операционный или географический сегмент (часть сегмента, совокупность сегментов), в рамках которого (которых) происходит прекращение деятельности;

дату признания деятельности прекращаемой;

дату или период, в котором ожидается завершение прекращения деятельности организации, если они известны или определимы;

б) стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности;

в) суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;

г) движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.

Информация, указанная в подпунктах «а» и «б», раскрывается организацией в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Информацию, предусмотренную подпунктами «в» и «г» настоящего пункта, рекомендуется раскрывать в отчете о финансовых результатах и отчете о движении денежных средств соответственно или в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Примеры раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации приведены в Приложении к настоящему Положению.

При составлении сводной бухгалтерской отчетности информация об активах, обязательствах, доходах, расходах, прибылях и убытках, относящихся к прекращаемой деятельности, раскрывается в доле, устанавливаемой в соответствии с правилами составления сводной бухгалтерской отчетности. Способ раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности устанавливается организацией, на которую возложена обязанность по составлению сводной бухгалтерской отчетности.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 12 внесены изменения

12. По мере выбытия активов или погашения обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, организация раскрывает непосредственно в отчете о финансовых результатах или в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности сумму прибыли (убытка), связанных с выбытием активов или погашением обязательств, до налогообложения и сумму соответствующего налога на прибыль.

Для тех активов и обязательств, по которым организация заключила договор(а) купли-продажи, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности раскрываются продажная цена актива (после вычета расчетных расходов на выбытие), сроки поступления денежных средств и отражаемая в бухгалтерском балансе сумма соответствующих активов и обязательств.

13. По резервам по прекращаемой деятельности организация раскрывает информацию в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 14 внесены изменения

14. Сумма снижения стоимости актива подлежит раскрытию в отчете о финансовых результатах, за исключением случаев, когда соответствующими нормативными актами по бухгалтерскому учету требуется относить сумму снижения стоимости актива на уменьшение добавочного капитала в пределах сумм переоценки, накопленных по такому объекту, либо предусмотрен иной порядок отражения указанных сумм.

15. Организация раскрывает информацию по прекращаемой деятельности начиная с отчетного года, в котором деятельность признана прекращаемой в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, до отчетного периода (включая его), когда завершается прекращение деятельности, то есть когда программа по прекращению деятельности фактически выполнена (несмотря на то, что расчеты по ней могут быть не закончены) или организация от нее отказалась.

16. Резерв по прекращаемой деятельности подлежит пересмотру и корректировке по состоянию на конец каждого отчетного года в течение периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности. По завершении прекращения деятельности оставшаяся сумма резерва подлежит использованию в течение времени, установленного исходя из сроков погашения обязательств, связанных с прекращением деятельности.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 17 внесены изменения

17. На конец отчетного периода, в котором деятельность признается прекращаемой, организация, исходя из требований пункта 9 настоящего Положения, признает убыток от снижения стоимости активов. При этом в бухгалтерском балансе суммы активов показываются с учетом признанного снижения их стоимости, а сумма снижения стоимости активов раскрывается в отчете о финансовых результатах в составе прочих расходов (за исключением случаев, когда сумма снижения стоимости активов отражается непосредственно на счете по учету добавочного капитала либо предусмотрен иной порядок отражения указанных сумм).

По состоянию на конец каждого отчетного года в течение периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности организация уточняет отражаемую в бухгалтерском балансе сумму активов исходя из возможного изменения их рыночной стоимости. При повышении текущей рыночной стоимости актива организация признает прочий доход в пределах сумм ранее признанного убытка от снижения стоимости этого актива.

18. Помимо информации, раскрываемой в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения, организация на конец каждого отчетного года в течение периода от признания деятельности, прекращаемой до завершения прекращения деятельности, раскрывает любые существенные изменения в суммах или сроках поступления (выбытия) денежных средств, относящихся к активам и обязательствам, предназначенным для выбытия или погашения, а также события, вызвавшие соответствующие изменения.

19. В том случае, если признание деятельности прекращаемой происходит после окончания годового отчетного периода, но до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности организации, такая отчетность должна быть уточнена в части раскрытия показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, за период, охватываемый данной отчетностью. Последствия признания деятельности прекращаемой (образование резервов по прекращаемой деятельности, снижение стоимости активов и убыток от снижения их стоимости) в таком случае отражаются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 56н (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1674).

20. В случае отмены программы прекращения деятельности этот факт находит отражение в пояснительной записке. При этом суммы признанных ранее в соответствии с настоящим Положением резервов, а также убытков от снижения стоимости активов подлежат восстановлению.

21. Любая информация, раскрываемая в соответствии с настоящим Положением, должна представляться раздельно по каждой части деятельности организации, выделяемой как прекращаемая.

22. Информация за периоды, предшествующие отчетному, представленная в бухгалтерской отчетности, подготовленной после признания деятельности прекращаемой, должна быть скорректирована с целью выделения активов, обязательств, доходов, расходов и потоков денежных средств по прекращаемой деятельности для сопоставимости отчетных данных с показателями предшествующих отчетных периодов.

Приложение
к Положению по бухгалтерскому учету
«Информация по прекращаемой
деятельности» ПБУ 16/02,
утв. приказом Минфина РФ
от 2 июля 2002 г. N 66н

Примеры раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 6 апреля 2015 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в раздел I внесены изменения

I. Отчет о финансовых результатах за 2002 год

Показатели формы N 2 «Отчет о финансовых результатах»

Прекращаемая деятельность (сегмент С)

Организация в целом

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Прибыль (убыток) от продаж

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Снижение стоимости активов прекращаемой деятельности

Прибыль (убыток) до налогообложения

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)

В качестве альтернативного варианта организация может раскрывать вышеприведенную информацию о доходах, расходах, суммах прибыли (убытка), а также налога на прибыль, относящихся к прекращаемой деятельности (сегмента С), в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

II. Отчет о движении денежных средств за 2002 год

В Отчете о движении денежных средств аналогичным образом отдельно по каждому показателю отражаются данные по продолжающейся и прекращаемой деятельности, а также в целом по организации, за ряд лет.

В качестве альтернативного варианта такая информация может раскрываться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

III. Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2002 год

По решению Совета директоров 15 сентября 2002 г. организация прекращает деятельность сегмента С, включающего в себя торговую деятельность.

В соответствии с утвержденной программой планируется осуществить прекращение деятельности путем продажи отдельных активов и погашения обязательств. По состоянию на 31.12.2002 г. отражаемая в бухгалтерском балансе стоимость активов сегмента С, намеченных к продаже, составляет 100 тыс.руб. и обязательств к погашению — 35 тыс.руб.

Решение совета директоров в общеустановленном порядке было доведено до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты: работников организации, подлежащих увольнению в связи с прекращением деятельности, поставщиков и покупателей, договорные отношения с которыми будут прекращены или изменены, и иных заинтересованных лиц. В связи с сокращением штата из торговой сети предстоит уволить 30 работников, их выходное пособие составляет 9 тыс.руб. Кроме того, в связи с расторжением договоров, вызванным прекращением деятельности, организация планирует выплатить поставщикам 6 тыс.руб. В связи с этим организация признает резерв под выплаты выходного пособия работникам организации в сумме 9 тыс.руб., который подлежит погашению до конца августа 2003 г.; а также резерв под погашение обязательств, вызванных расторжением договоров, в сумме 6 тыс.руб., планируемый срок погашения — май 2003 г. Общая сумма резерва — 15 тыс.руб. отражена в бухгалтерском балансе по состоянию на 31 декабря 2002 г.

При признании деятельности прекращаемой выявлено превышение отражаемой в бухгалтерском балансе стоимости торгового оборудования над его рыночной стоимостью, в связи с чем признается убыток от снижения стоимости торгового оборудования в сумме 20 тыс.руб.

Ожидаемый срок завершения прекращения деятельности — III квартал 2003 г.

Под информацией по прекращаемой деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (например, операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов) по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Прекращение части деятельности организации может осуществляться:

— путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки;

— путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;

— путем отказа от продолжения части деятельности.

Кроме того, прекращение деятельности может осуществляться при реорганизации организации в форме выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02″

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2002 г.

Регистрационный N 3655

Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2003 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 10 августа 2002 г. N 148, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21 октября 2002 г. N 42

С 19 июня 2017 г. Положение, утвержденное настоящим приказом, признано федеральным стандартом бухгалтерского учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 144н

Изменения вступают в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.

Приказ Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. N 116н

Изменения вступают в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г.

Информация раскрываемая в отчетности в порядке надзора

1.Сущность и основные задачи бухгалтерского учета. Основные понятия и принципы ведения бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. (Закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ от 06.12.2011)

Бухгалтерский учет — это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица). (старая редакция закона)

Бухгалтерский учет обязаны вести все экономические субъекты (юридические лица), действующие на территории РФ. Не ведут бухгалтерский учет: индивидуальные предприниматели, лица, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством; а также находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Основанием для ведения бухгалтерского учета являются пер­вичные бухгалтерские документы, которые должны оформлять все факты хозяйственной жизни (хозяйственные операции).

Для отражения активов (имущества) и обязательств в бухгалтерском учете и отчетности производится их оценка в денежном выражении. Оценка активов, приобретенного за плату, осуществ­ляется путем суммирования фактически произведенных расхо­дов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации — по стоимости его из­готовления. В соответствии с законодательством допускается применение других методов оценки.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского уче­та и отчетности организации обязаны проводить инвентариза­цию активов и обязательств.

Организация ведет бухгалтерский учет активов, обязательств и фактов хозяйственной жизни путем двойной записи на взаимо­связанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать обо­ротам и остаткам по счетам синтетического учета.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации под­лежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского уче­та без каких-либо пропусков или изъятий.

В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раз­дельно.

Документы в области регулирования бухгалтерского учета

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Пользователи бухгалтерской информации

Пользователей бухгалтерской информацией можно разделить на три группы: администрация организации, сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом, сторонние пользователи информации с косвенным интересом.

Администрацию организации представляют: Совет директоров, высший управленческий персонал, руководители и специалисты подразделений.

Представители администрации одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Собственников, совладельцев и первых руководителей предприятия интересует прибыльность и ликвидность предприятия (соотношение платежных средств и обязательств); для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.

Сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом — это сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и на основе ее данных делают выводы о перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонние пользователи информации с косвенным интересом: налоговые органы, казначейство, КРУ Минфина РФ, аудиторские фирмы, органы государственной статистики, пенсионный фонд, фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, работники профсоюзов, покупатели и др.

Налоговые органы и казначейство в отличие от других сторонних пользователей информации имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией предприятия, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, региональных и местных налогов.

Представителям пенсионного фонда, фонда социального страхования представляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в эти фонды.

Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации.

Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (для оценки финансового состояния предприятия). В органы государственной статистики представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.