Гражданское законодательство ч1 гк рф

Статья 3 ГК РФ. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарии к ст. 3 ГК РФ

1. Положения п. 1 статьи основаны на п. «о» ст. 71 Конституции, в соответствии с которым гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, и субъекты Федерации не вправе принимать законодательные акты, содержащие нормы гражданского права.

Однако по ранее действовавшему законодательству такие акты субъектами Российской Федерации издавались, и согласно п. 3 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов Российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции и ГК.

2. В силу п. «к» ст. 72 Конституции жилищное законодательство, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, по названным вопросам возможно принятие субъектами Федерации законодательных актов, содержащих нормы гражданско-правового характера, которые относятся к предмету данных законодательных сфер.

3. Положение п. 2 ст. 3 ГК, согласно которому гражданское законодательство состоит из ГК и иных федеральных законов, введено, чтобы облегчить формулирование последующих норм ГК. Такое определение не должно исключать использование термина «гражданское законодательство» в широком смысле как совокупность всех актов и норм гражданского права.

В таком широком смысле говорится о гражданском законодательстве в п. 1 ст. 3, а также во многих последующих статьях ГК (ст. ст. 4, 6, 7, 8, 127 и др.). Исключение в этих случаях из состава гражданского законодательства актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти создавало бы очевидный вакуум в правовом регулировании, что недопустимо.

В некоторых статьях ГК при характеристике законодательства используются и другие термины: законодательство (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 5) и нормативные акты (п. 3 ст. 125). Эти термины, как следует из содержания названных статей ГК, также имеют в виду все нормы гражданского права, установленные компетентными государственными органами.

4. Основные подлежащие изданию федеральные законы гражданского права названы в последующих статьях ГК (ст. ст. 47, 51, 65, 87, 96, 107, 113, 116, 127, 131, 141, 143, 217, 291, 334, 358, 525, 768, 784, 788, 801, 968, 970). Этот перечень не является исчерпывающим, федеральные законы могут издаваться и по другим вопросам, требующим урегулирования на таком уровне.

5. ГК не устанавливает каких-либо особых юридико-технических требований для федеральных законов в области гражданского права. В своей структуре и форме они могут иметь некоторые различия, например, содержать или нет преамбулу, перечень основных используемых понятий и т.д.

Однако в абз. 2 п. 2 статьи закрепляется и подчеркивается определяющее значение ГК в системе иных законов гражданского права, которые должны соответствовать нормам ГК как в своем содержании, так и в редакции. Такое соответствие обеспечивает единство и согласованность действующей в Российской Федерации системы гражданских законов, число которых значительно.

6. В п. п. 3 и 4 статьи проводится принцип иерархии в отношении указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Эти акты должны соответствовать ГК и иным законам гражданского права, а акты Правительства РФ — также указам Президента РФ. В силу п. 5 статьи при нарушении данного требования применяется ГК или соответствующий закон.

7. Имеющиеся в п. 4 статьи указания о принятии Правительством РФ постановлений, содержащих нормы гражданского права, подлежат толкованию расширительно. Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции Правительство РФ наряду с постановлениями издает распоряжения, и некоторые из них также содержат нормы гражданско-правового характера, относящиеся обычно к отдельным сферам народного хозяйства (например, СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 472).

8. Указание п. 6 о том, что действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл. 1 ГК, надо считать неполным и неточным. Ввиду общего характера норм гл. 1 ГК ее действие должно быть отнесено ко всем вообще актам гражданского законодательства, а некоторые практически важные вопросы применения норм гражданского права предусмотрены не только в гл. 1, но и в других главах ГК, в частности в гл. 2.

9. В п. 7 статьи выражен принцип иерархии в отношении актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти: они должны соответствовать нормам ГК, законам и актам Президента РФ и Правительства РФ.

Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут иметь различную форму, установленную положениями об этих органах и отражающую сложившуюся практику. Обычно это приказы или инструкции, однако на практике используются и иные формы, например письма Центрального банка РФ.

10. О порядке вступления актов гражданского законодательства в силу см. коммент. к ст. 4 ГК.

11. О действии на территории Российской Федерации законодательства бывшего СССР см. ст. 4 Вводного закона и коммент. к ней.

12. О принципах и нормах международного права и международных договоров Российской Федерации как составной части гражданского законодательства Российской Федерации см. коммент. к ст. 7 ГК.

13. Практика применения судами Российской Федерации гражданского законодательства публикуется в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Источники гражданского права

Источники гражданского права

Источники гражданского права РФ включают в себя:

  • Нормативные правовые акты
  • Международные договоры
  • Обычаи делового оборота
  • Федеральные конституционные законы.
  • Федеральные законы
  • Законы субъектов Федерации

Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

Закон субъектов РФ — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

Федеральные законы подразделяются на:

  1. Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)
    • Указы Президента РФ
    • Постановления Правительства РФ
  2. Акты федеральных органов исполнительной власти
    • Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами
  3. Акты исполнительных органов субъектов РФ
  4. Обычаи делового оборота — правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.
  5. Нормы международного права и международные договоры РФ.

Понятие и виды источников гражданского права

В теории права иол термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения. «Под именем источников права, — писал русский цивилист Г. Ф. Шершеневич, — следует понимать формы выражения положений права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом».

Таким образом, источник гражданского права — это объективированная форма выражения и закрепления содержания гражданско-правовых норм вовне.

Различают следующие источники гражданского права:

  • нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 7 ГК РФ);
  • Конституция РФ;
  • гражданское законодательство — ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ);
  • иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права — указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3);
  • обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ).

Все перечисленные источники гражданского права подпадают под классификацию романо-германской системы права, так как их можно разделить на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и правовые обычаи — источники ненормативного характера (обычаи делового оборота).

Рассмотрим подробнее источники гражданского права.

Нормы международного права и международные договоры РФ

Россия — участник многих международных договоров, содержащих нормы гражданского права. Среди них особое практическое значение имеют международные соглашения об основных гражданско-правовых договорах (купле-продаже, перевозке, финансовой аренде, об авторских и патентных правах).

Положения этих международных соглашений подлежат применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, нрава иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок российскими предпринимателями. Такие нормативные акты подлежат применению и к некоторым отношениям между российскими юридическими и физическими лицами, например, при международных перевозках, выполняемых отечественными перевозчиками.

Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством в случае коллизии между ними. Однако следует подчеркнуть, что для применения некоторых международных договоров требуется издание внутригосударственного акта — имплементации. Примерами международных нормативных актов могут служить Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и иные акты, регулирующие, в частности, вексельное обращение, вопросы интеллектуальной собственности, финансовой аренды.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ непосредственно к регулированию гражданско-правовых отношений. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34-36), признаки правоспособности граждан (ст. 17-25, 35, 44).

В случае обнаружения противоречия нормативного акта Конституции РФ такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ.

Гражданское законодательство

Традиционно в учебной литературе термином «гражданское законодательство» охватывалась вся совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. Однако законодатель определил, что гражданское законодательство составляют ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (п. 2 ст. 3).

При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ и иных источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК РФ, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Например, правоспособность юридического лица, для осуществления деятельности которого необходимо наличие лицензии (п. 3 ст. 49 ГК РФ), возникает и прекращается в зависимости от срока действия лицензии, если иное не предусмотрено законом или иным нормативным актом.

Действующий ГК РФ состоит из трех частей.

Часть первая введена в действие с 1 января 1995 г. Она состоит из трех разделов: первого, включающего разнообразные общие положения (ст. 1-208), второго, содержащего нормы о вещных правах (ст. 209-306), и третьего, который регулирует общие положения об обязательствах и договорах (ст. 307-453).

Вторая часть введена в действие с 1 марта 1996 г. Она посвящена самому крупному разделу, содержащему отдельные виды обязательств (ст. 454-1109).

Третья часть введена в действие с 1 марта 2002 г. и содержит положения наследственного права (ст. 1110-1185) и международного частного права (ст. 1186-1224).

Четвертой частью, введенной в действие с 1 января 2008 г., регламентируются гражданско-правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности (ст. 1225-1551).

Значительное место среди источников гражданского права занимают федеральные законы. Как правило, это специальные законодательные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений, которые определены в п. 3 ст. 1, п. 1,2 ст. 2 Г К РФ. Так, в соответствии с предусмотренными в ГК РФ положениями приняты федеральные законы: от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» (ст. 107 ГК РФ), от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 51 ГК РФ) и ряд других.

Подзаконные нормативные акты

Как уже указывалось выше, нормы гражданского права содержатся также в подзаконных актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

В качестве предмета регулирования указов Президента РФ могут выступать любые вопросы, отнесенные к его кохмпетенции, за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК РФ или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом. В противном случае тот или иной указ утрачивает свою силу на основании заключения Конституционного Суда РФ.

Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть в государстве, принимает решения на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента. Как правило, они имеют нормативный характер и издаются в форме постановлений.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, лишь в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства РФ.

Обычаи делового оборота

Под обычаем понимается юридическая норма, подкрепленная давностью применения. В настоящее время обычаи чаще всего применяются во внешнеэкономических отношениях, в биржевой, банковской сферах деятельности, торговом мореплавании. Что же касается содержания обычая, то законодатель выделил только обычай делового оборота, применяемый исключительно в сфере предпринимательских отношений. Для признания его таковым он должен отвечать следующим требованиям:

  • правило поведения должно быть сложившимся;
  • оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный частный характер;
  • сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями;
  • оно не должно быть предусмотрено законом (и. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

Порядок применения обычаев предусмотрен в ГК РФ (ст. 311-312, 315, 421, 427) и иных актах (ст. 127, 129-131 КТМ РФ).

Очень близки к обычаям так называемые деловые обыкновения, т. е. устоявшиеся в гражданском обороте правила поведения. Они не являются источником гражданского права, однако если государство санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы. Примером таких правовых актов могут служить ст. 309 «Общие положения» главы 22 «Исполнение обязательств», п. 2 ст. 481 «Тара и упаковка», п. 1 ст. 721 «Качество работы» ГК РФ.

Правила морали и нравственности также не являются источниками гражданского права, но становятся таковыми в результате закрепления их в нормативном акте, входящем в систему гражданского законодательства. ГК РФ содержит охранительную норму, которая непосредственно связана с нравственностью (ст. 169).

Судебный прецедент в нашей стране, придерживающейся принципов романо-германской системы права, не считается источником права. Однако следует согласиться с тем, что в современных условиях судебные прецеденты, выраженные в форме постановлений Конституционного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, являются руководящими разъяснениями судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Гражданский кодекс как основной источник гражданского права

Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 был введен в действие с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс, ч. 2 введен в действие с 1 марта 1996 г. В ближайшее время будет принята ч. 3. Действуют и те нормативные акты, которые были приняты в период существования СССР, но еще не обновлены и не заменены новыми (например, Кодекс торгового мореплавания СССР).

Основными началами гражданского законодательства являются: признание равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита (ст. 1 ч. 1 ГК РФ).

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданским кодексом введено новое понятие “обычай” делового оборота (ст. 5 ч. 1 ГК РФ). Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-нибудь документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Допускается применение гражданского законодательства по аналогии (ст. 6 ч. 1 ГК РФ).

Если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, то к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Аналогия закона представляет собой решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Например, при плохой укупорке стеклянной тары применяется по аналогии ответственность за нарушение условий о качестве.

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяют исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Аналогия права применяется при наличии пробела в законе, в результате чего подобрать сходную, аналогичную норму права невозможно.

Значение гражданского кодекса для национальной экономики

Гражданский РФ вносит существенный вклад в развитие экономической предпосылки национальной экономики России. В нем в частности:

  • установлены важнейшие начала гражданского законодательства в стране;
  • даны основные понятия, статус предпринимательской деятельности в РФ;
  • определены содержание и состав отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ;
  • установлены взаимодействия положений гражданского законодательства с иными актами, содержащими нормы гражданского права;
  • уточнено действие гражданского законодательства во времени и применение его положений по аналогии;
  • даны определения таких понятий и категорий рыночной экономики, как «коммерческие» и «некоммерческие» организации, «общества», «товарищества», «ассоциации», «союзы», «фонды», «защита», «судебная защита», «самозащита», «полное товарищество», «товарищество на вере» и др.;
  • отражены обычаи делового оборота в РФ.;
  • выявлены содержание и сферы взаимодействия практики правоприменений статей российского национального законодательства с нормами международного права;

Прикрепленные файлы

Гражданское законодательство ч1 гк рф

Закон о защите конкуренции ограничивает осуществление гражданских прав в установленных им целях,устанавливает пределы, запреты и предписания их осуществления. Более того, указанное распространяется на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей и, как следствие, на возникающие,изменяющиеся и прекращающиеся правоотношения.Анализ категорий пределов осуществления гражданских прав и злоупотребления правом, в рамках ст. 10 ГК РФ,позволяет говорить о злоупотреблении правом во всех случаях превышения пределов осуществления этого права.

Осуществление прав, злоупотребление правом, пределы гражданских прав.

Статья 10 ГК РФ как гражданско-правовое основание защиты конкуренции

С.С. Крашенинников, заместитель начальника юридического отдела Свердловского УФАС России

Согласно норме абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Вероятным мотивом для особого выделения анализируемой формы злоупотребления в ст. 10 ГК РФ является то, что законодатель желал указать на возможность применения к этим отношениям не столько административно-правовых, сколько гражданско-правовых норм, включая установленные в них меры ответственности. Можно предположить, что гражданско-правовые меры воздействия на правонарушителя, например возмещение убытков, могут быть применены в суде по требованию пострадавшей стороны независимо от административных средств воздействия.

В юридической литературе дискутируется вопрос о правильности использования термина «гражданские права» («осуществление прав») применительно к рыночной экономике и участию в ней субъектов права, в том числе занимающих доминирующее положение. Предлагается ориентироваться на норму ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, где запрет сформулирован следующим образом: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» 1 .

Думается, что в области правового регулирования, тем более гражданско-правового, любая деятельность будет складываться из реализации прав и исполнения обязанностей ее субъектами. В этой связи, скорее, критике должна быть подвергнута норма Конституции за свой, по существу, обобщенно-декларативный характер. Для установления ее содержания нередко прибегают к ссылке на ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, где говорится о недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении принадлежащего субъекту права 2 .

Сторонники уточнения редакции ст. 10 ГК РФ и закрепления в ней правила, аналогичного конституционной норме, аргументируют свою позицию следующими доводами: «Такое законодательное решение будет более точно отражать реальные правонарушения на рынке и ориентировать стороны и суды на применение к ним специального законодательства о конкуренции, а не общего правила ст. 10 ГК РФ, требующего непростого толкования» 3 .

О. А. Поротикова предлагает лишь дополнить ст. 10 ГК РФ в связи с тем, что статья не содержит упоминаний о недобросовестной конкуренции, но упоминает «использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции». Поскольку эта цель – общая для всего спектра противоправных деяний в этой области, она не может однозначно указывать на то, что законодатель имел в виду недобросовестную конкуренцию. Более того, недобросовестные действия конкурентов по отношению друг к другу, в условиях отсутствия доминирования одного из них на рынке определенного товара, вообще не могут служить цели ограничения конкуренции. Речь в этом случае следует вести об уродливых формах конкурентных отношений, а не об ограничении их. Получается, что в ГК РФ указаны не разные проявления злоупотреблений конкурентами гражданскими правами, а уточнена цель злонамеренного использования субъектом своего доминирующего положения. В таком случае требуется дополнить норму Кодекса запретом недобросовестной конкуренции 4 .

Поскольку в силу ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а в силу ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, постольку антимонопольное законодательство, основываясь на Конституции РФ, ГК РФ, состоит не только из Закона о защите конкуренции, но и иных федеральных законов, регулирующих соответствующие отношения.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ). Свобода осуществления гражданских прав ограничивается интересами других лиц – физических и юридических, а также интересами общества. Объем субъективных гражданских прав поэтому определяется не только границами, установленными управомочивающими нормами, но и совокупностью норм различных отраслей права, содержащих запреты и предписания, которые ограничивают субъективные права.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободы перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защиты конкуренции.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 28.12.2009 № 381 ‑ ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) целями названного закона является обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности на основании положений ГК РФ (п. 1 ст. 3 названного закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ от 18.07.2011 № 223 ‑ ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений на основании положений ГК РФ (п. 1 ст. 2 названного закона).

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 13.03.2006 № 38 ‑ ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) целями названного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пре сечение фактов ненадлежащей рекламы на основании положений ГК РФ (п. 1 ст. 437 ГК РФ).

У рыночного института конкуренции существуют две негативных тенденции – стремление хозяйствующих субъектов к монопольному положению и ведение борьбы недобросовестными методами.

Трудно найти более яркую иллюстрацию отношений, где бы участники стремились ущемить права друг друга, т. е. нарушить самый универсальный предел осуществления гражданских прав. Конкуренты обречены действовать, руководствуясь исключительно собственными интересами, не только не заботясь об остальных, но и стремясь не оставить для них никаких преимуществ.

Именно в этой связи злоупотребление правом в конкурентной среде есть в определенном смысле поведение нормальное, как это ни парадоксально звучит. Однако чтобы не доводить ситуацию до абсурда и помня о необходимости законодателя стоять на страже прав и интересов отдельных граждан, публичных интересов общества и государства, потребовалось конкретизировать, что же понимается под злоупотреблением правом на конкуренцию. Для этих целей наиболее общий предел осуществления прав, которым являются права и законные интересы иных лиц, пришлось уточнять в специальных законах и там же детально характеризовать отдельные составы злоупотреблений.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, ст. 1 ГК РФ, которой установлена возможность ограничения гражданских прав и свободы перемещения товаров только федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и ст. 10 ГК РФ. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота 5 .

Согласно п. 2–4 Постановления Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4 ‑ П смысл Закона о рекламе не может быть уяснен вне связи с предметом регулирования, целями и сферой применения названного закона, согласно п. 1 его ст. 1, регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг. Из пунктов 3, 4 и 5 этой же статьи также следует, что Закон направлен на регулирование правовых отношений по производству, размещению и распространению рекламы. Эти отношения по своей природе являются гражданско-правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в данном случае предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, и в соответствии со ст. 2 ГК РФ должны регулироваться гражданским законодательством. Следовательно, в рассматриваемом аспекте законодательство о рекламе и иные нормативные правовые акты призваны регулировать именно те отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, которые являются предметом гражданского законодательства. Реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка. Целью Закона о рекламе является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, а его предписания о запрещении недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы товаров и услуг развивают положение Закона о защите конкуренции и реализуют положения Конституции РФ (ст. 8 и 34). Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности связано с установлением правовых основ единого рынка 6 .

Также стоит отметить правовую позицию Конституционного Суда РФ (абз. 4 п. 3 Определения от 06.06.2002 № 115 ‑ О), согласно которой законодательное регулирование осуществления гражданских прав при заключении договора в равной мере распространяется и на их осуществление при исполнении обязательств по договору, поскольку в противном случае требование закона к заключению договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Такая позиция позволяет говорить о злоупотреблении правом при исполнении договорных обязательств 7 .

Определяя организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции субъектами, названными в статье 3, Закон о защите конкуренции запрещает им как (ч. 1 ст. 10) действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (перечень открытый), так и (ч. 1, 2, 3 ст. 11) соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия (ст. 11.1) хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, запрещает недобросовестную конкуренцию (ст. 14), также запрещает (ч. 1 ст. 15) принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), и (ст. 16) участвовать в соглашениях либо осуществлении согласованных действий, если таковые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Более того Закон о конкуренции устанавливает требования к вертикальным соглашениям (ст. 13), а также (ст. 27–31) к созданию и реорганизации коммерческих организаций и к сделкам с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций. Закон содержит такой порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (ст. 17.1, 19, 20), который позволяет обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов к их заключению.

Таким образом, Закон о защите конкуренции ограничивает осуществление гражданских прав в установленных им целях, устанавливает пределы, запреты и предписания их осуществления. Более того, указанное распространяется на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей и, как следствие, на возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся правоотношения.

Определяя основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, Закон о торговле устанавливает (ст. 13) антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, а также, как и Закон о защите конкуренции, содержит (ст. 14) ограничения приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов.

Между тем Законом о торговле закреплена ст. 9, где установлены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров, которая хотя и не отнесена к антимонопольным правилам для данных субъектов, однако, по нашему мнению, относится к антимонопольным требованиям при вступлении в гражданско-правовые отношения.

Поскольку в предмет регулирования Закона о торговле входят отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие при осуществлении торговой деятельности (ч. 3 ст. 1), его целями являются обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности, формирования конкурентной среды, обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (ч. 2 ст. 1), постольку ст. 9 напрямую устанавливает требования для субъектов права при их вступлении в гражданско-правовые отношения и напрямую относится к области антимонопольного регулирования отношений.

Определяя лишь общие принципы закупки товаров, работ и услуг и устанавливая основные требования к закупке для отдельных видов юридических лиц (ч. 2 ст. 1), Закон о закупках очерчивает основные начала (ст. 3), в соответствии с которыми обязано действовать юридическое лицо, подпадающее под регулирование названного закона. Вместе с тем хотелось бы отметить то обстоятельство, что нарушение названного закона связано либо с неисполнением обязанностей, предусмотренных этим законом, либо в связи с несоблюдением той закупочной процедуры, которую установило для себя юридическое лицо.

Поскольку организатором торгов в силу Закона о закупке является юридическое лицо, вступая в гражданско-правовые правоотношения, предусмотренные в том числе ст. 447–449 ГК РФ, постольку нормы Закона о защите конкуренции, как акта гражданского законодательства, применяются к правам и обязанностям лиц, вступающих в гражданско-правовые отношения, при проведении торгов. В результате инициирования и проведения торгов организатором (заказчиком) устанавливается сфера обращения товара (товарный рынок – предмет торгов), в условиях которой происходит соперничество хозяйствующих субъектов (конкуренция – по условиям торгов).

Изложенное означает, что, исходя из предмета и цели регулирования, а также сферы применения Закона о закупках, требования данного закона являются требованиями антимонопольного законодательства.

Закон о рекламе применяется к отношениям, возникающим в процессе производства, размещения и распространения рекламы, и устанавливает требования при вступлении в гражданско-правовые отношения таким субъектам права, как рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель (соответствующие определения даны в законе). Однако специфика рекламного законодательства заключается в том, что происходит установление требований не к субъектам, а к рекламе. Существуют общие требования именно к рекламе, как информации, которая должна быть достоверной, добросовестной и полноценной, также предусмотрено, чего в рекламе не должно быть и что не допускается (ст. 5). Законодательно закреплены запреты на рекламу определенных товаров (ст. 7). Предусмотрены особенности отдельных способов распространения рекламы, а также особенности рекламы отдельных видов товаров (глава 2, 3). Однако в соответствии со ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение каждого из названных требований несет субъект, допустивший факт нарушения. Таким образом, с учетом ранее изложенного Постановления Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4 ‑ П, требования Закона о рекламе устанавливают пределы осуществления гражданских прав и относятся к требованиям при возникновении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей.

Проведенный анализ категорий пределов осуществления гражданских прав и злоупотребления правом, в рамках ст. 10 ГК РФ, позволяет говорить о злоупотреблении правом во всех случаях превышения пределов осуществления этого права.

Для превышения пределов осуществления гражданских прав, приводящего к злоупотреблению правом в сфере конкурентных отношений, необходимо само наличие конкурентных отношений, что видно из анализа последствий Закона о защите конкуренции. Однако следует заметить, что в некоторых случаях нарушения антимонопольного законодательства (например, ст. 10 Закона о защите конкуренции, ст. 9, 13 Закона о торговле, ст. 5 Закона о рекламе) злоупотребление правом может происходить в отношении не только конкурентов, но и контрагентов, потребителей услуг.

Реализованная определенная правовая возможность в определенной ситуации при определенных условиях приводит к превышению пределов осуществления права, злоупотреблению правом и, как частный случай, нарушению антимонопольного законодательства.

Комплексный характер экономических отношений, подпадающих под все сферы правового регулирования, обязывает к взвешенному подходу в выборе средств и способов такого регулирования, особенно в части применения санкций. Представляется, что костяк конкурентных отношений есть сфера гражданско-правового воздействия, и, следовательно, нужно активнее применять такие меры ответственности, как возмещение убытков, компенсация морального вреда и т. п., так как они в большей степени, чем административные способы или какие-либо другие, помогут восстановлению справедливого равновесия интересов, а также обеспечат надлежащее осуществление прав и защиту прав.

Трудно согласиться с выводом профессора О. Н. Садикова о том, что положения ст. 10 ГК РФ не должны применяться в отношении тех гражданских правонарушений, которые имеют правовые особенности и урегулированы специальными нормами 8 . Думается, что признание приоритетного действия специальных правил перед общими не должно разрушать целостности правового института. Разумнее применять данную норму для установления родовых качеств правонарушения (злоупотребления правом), а особенности их преломления применительно к отдельным отношениям регулировать специальными установлениями.

Гражданско-правовые и экономические отношения, сложившиеся в российском экономическом пространстве, далеки от совершенства, в том числе и конкурентные. Однако законодательное регулирование и законодательный подход к конкурентным отношениям позволяет говорить лишь о недостаточной правовой грамотности правоприменителей (самих хозяйствующих субъектов), пренебрежительно относящихся к положениям (требованиям) закона.

Анализируемые категории, такие как превышение пределов осуществления гражданских прав, злоупотребление правом и нарушение антимонопольного законодательства, являются взаимообусловленными, а превышение пределов осуществления гражданских прав и злоупотребление правом – однопорядковыми.

Нарушение антимонопольного законодательства является злоупотреблением права, то есть превышением пределов осуществления гражданских прав.

Однако следует заметить, что не каждое превышение пределов осуществления гражданских прав, то есть злоупотребление правом, является нарушением антимонопольного законодательства.

1 Садиков О. Н. Злоупотребление правом в Гражданском кодексе России // Хозяйство и право. 2002. № 2. С. 43–44.

2 Залеская М. В. Использование наименования юридического лица для получения необоснованных конкурентных преимуществ // Право и экономика. 2001. № 2. С. 19.

3 Садиков О. Н. Указ. соч. С. 44.

4 Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом / О. А. Поротикова. – 2‑е изд., испр. и доп. – М.: Волтерс Клювер, 2008. С. 44

5 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимоно­польного законодательства».

6 Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4‑П по делу о проверке конституционности ст. 3 ФЗ от 18 июля 1995 года «О рекламе».

7 Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115‑О