Гражданский кодекс рф ст41

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к Ст. 41 ГК РФ

1. Статья 121 КоБС РСФСР 1969 г. содержала указание на то, что над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, устанавливается попечительство.

Действующая редакция комментируемой статьи (Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ) позволяет прийти к выводу о том, что патронаж над дееспособными гражданами не относится к формам опеки и попечительства.

Согласно ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Несмотря на то что институт патронажа предназначен именно для защиты прав личности, более того — личности, которая по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его задачи не совпадают с задачами опеки. Лицо, находящееся под патронажем, вполне дееспособно. Это означает, что все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Так, патронаж не может быть установлен в тех случаях, когда подопечный страдает, например, старческим слабоумием. Проявления у лица дефектов волеобразования или волеизъявления должны заставить орган опеки и попечительства возбудить гражданское дело о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника. В том и заключаются предварительные функции органов государственной власти или местного самоуправления по выявлению и устройству нуждающихся в опеке лиц, чтобы при обнаружении признаков серьезного психического расстройства инициировать судебное разбирательство. Именно с этой целью ст. 281 ГПК РФ предоставляет право подачи соответствующего заявления в суд органу опеки и попечительства, психиатрическому или психоневрологическому учреждению.

Все, что нужно в качестве помощи тому лицу, которое не страдает психическим расстройством, но которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, — это юридические действия, совершаемые другим лицом в соответствии с собственной волей находящегося под патронажем гражданина. Именно по этой причине основанием для непосредственного совершения таких действий является договор поручения, договор доверительного управления имуществом или иная сделка.

Монография Л.Ю. Михеевой «Доверительное управление имуществом. Комментарий законодательства» включена в информационный банк.

О специфике такого договора при патронаже подробнее см. в кн.: Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. М., 1999. С. 130 — 131.

Правила, предусмотренные в настоящее время комментируемой статьей, установлены исключительно в целях охраны прав совершеннолетнего дееспособного лица и не допускают извлечения помощником какой-либо имущественной выгоды помимо той, которая предусмотрена для них договором поручения или доверительного управления. Патронируемому лицу не требуется со стороны помощника уход, обеспечение питанием, лечением, а также осуществление воспитания. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является он и законным представителем последнего. Как в судебных разбирательствах, так и в исполнительном производстве, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник, действуя на основании договора доверительного управления имуществом, договора поручения или иного договора, распоряжается имуществом, оплачивает счета своего клиента, осуществляет его иные имущественные права, но только в тех рамках, которые обозначены содержанием договора.

Патронаж не совпадает с социальным обслуживанием граждан, поскольку не состоит в совершении таких фактических действий, как «организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости», и иных подобных действий, предусмотренных законом и направленных на поддержание здоровья лица. Задача патронажа — обеспечение имущественных прав дееспособного гражданина путем совершения, как правило, юридических действий на основании договора поручения или доверительного управления имуществом. Ввиду того что на помощника при патронаже возлагается далеко не весь груз ответственности за патронируемого (в том числе и ответственности за его действия), патронаж невозможно отнести к формам устройства граждан.

2. Комментируемая статья определяет порядок установления патронажа над дееспособными совершеннолетними гражданами. Помощник назначается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

При этом законодатель не указывает, каким образом о нуждах указанного совершеннолетнего дееспособного гражданина станет известно органу опеки и попечительства. Во всяком случае, орган опеки и попечительства обязан подыскать помощника в случае, если об этом попросил сам гражданин.

Для назначения помощника необходимо его волеизъявление, а также волеизъявление гражданина, над которым устанавливается патронаж. И тот и другой должны выразить свою волю в письменной форме.

Непосредственным основанием возникновения патронажа является договор поручения, договор доверительного управления имуществом или иной договор, который заключается между помощником и патронируемым лицом, самостоятельно определяющими условия договора. Орган опеки и попечительства в заключении этого договора не принимает участия, хотя и может оказать содействие патронируемому гражданину в составлении документа.

3. Действующая редакция ст. 41 ГК РФ не определяет круг лиц, которые могут быть назначены помощниками. Это могут быть как граждане, так и юридические лица, так как от помощника требуется совершение юридических действий в интересах патронируемого.

При этом работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина (социальной службы, социального или геронтологического центра), нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

4. Задачи органов опеки и попечительства при патронаже сводятся не только к назначению помощника, но и к последующему контролю за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей. Осуществляя такой контроль, орган опеки и попечительства обязан извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Самостоятельно прекратить патронаж орган опеки и попечительства не вправе, поскольку основанием возникновения отношений по патронажу является соответствующий договор.

Основания прекращения указанных договоров определяются самими договорами или законом (см., например, ст. ст. 977 и 1024 ГК).

Статья 41 ГК РФ. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Новая редакция Ст. 41 ГК РФ

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к Ст. 41 ГК РФ

Patronus (лат.) — покровитель, защитник.

Другой комментарий к Ст. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Патронаж как особый правовой институт впервые введен действующим ГК в целях оказания помощи совершеннолетнему гражданину, нуждающемуся в силу физического состояния в оказании регулярной помощи в осуществлении своих прав, их защите и выполнении тех обязанностей, которые он по состоянию своего здоровья не может выполнять самостоятельно. Основанием для установления патронажа является такое состояние здоровья, которое препятствует ему лично осуществлять свои права и исполнять обязанности из-за болезни, физических недостатков, возрастной немощи и др. При этом, согласно комментируемой статье, речь идет о дееспособном совершеннолетнем гражданине, которому именно в силу указанных причин необходим помощник. Наличие у нуждающегося в помощи гражданина детей или других родственников, обязанных по закону осуществлять за ним уход, оказывать материальную помощь, поддержку и иного рода содействие, не лишает его права ставить вопрос об установлении патронажа.

2. Патронаж является разновидностью попечительства. Попечитель (помощник) назначается решением органа опеки и попечительства по личному заявлению дееспособного лица, при этом необходимо его согласие в отношении конкретного лица, назначаемого в качестве попечителя (помощника). Для более полного обеспечения интересов лица, нуждающегося в патронаже, попечитель (помощник) назначается по месту жительства подопечного. Чтобы исключить и предотвратить возможные злоупотребления при выборе и назначении попечителя (помощника), даже при наличии согласия лица, нуждающегося в патронаже, должны быть соблюдены требования п. п. 2 и 3 ст. 35 ГК.

3. Граждане, находящиеся под патронажем, являются дееспособными в полном объеме, они имеют право самостоятельно совершать любые сделки и иные юридически значимые действия. Попечитель выступает в качестве помощника, оказывающего им практическое содействие. Свою помощь лицу, нуждающемуся в патронаже, он оказывает не в силу решения органа опеки и попечительства, а на основании договора поручения (гл. 49 ГК РФ) или договора доверительного управления имуществом (гл. 53 ГК РФ), которые заключаются с подопечным.

Сделки, направленные на удовлетворение бытовых потребностей и содержание подопечного (в частности, покупка продуктов питания, лекарств, одежды, предметов домашнего обихода и т.п.), а также расходование соответствующих средств лица, находящегося под патронажем (пенсия, пособие, алименты, средства, выплачиваемые на основании решения суда совершеннолетними детьми, и др.), попечитель (помощник) совершает с согласия этого гражданина или по его фактическому поручению.

С жалобой на действия попечителя (помощника) подопечный и в его интересах другие лица (например, медицинские и социальные работники, соседи) вправе обратиться в назначивший попечителя орган опеки и попечительства.

4. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается: 1) по требованию лица, находящегося под патронажем, независимо от мотивов такого требования; 2) при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; 3) по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей (например, изменение семейного положения, болезнь, перемена места жительства и др.); 4) при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при их ненадлежащем выполнении (см. комментарий к ст. 39). Для прекращения патронажа необходимо решение соответствующего органа опеки и попечительства (постановление главы местной администрации). Без вынесения решения указанного органа патронаж прекращается в случае смерти подопечного.

Энциклопедия судебной практики. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами (Ст. 41 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами
(Ст. 41 ГК)

1. Статья 41 ГК РФ не предусматривает требований к перечню документов, которые должен приложить к заявлению гражданин, нуждающийся в патронаже

Исходя из того, что статья 41 Гражданского кодекса не предусматривает каких-либо требований и к перечню документов, которые должен приложить к заявлению гражданин, нуждающийся в патронаже, вывод суда о том, что пункт 2.2 Положения [о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами] противоречит статье 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку перечень документов правительством области установлен в этом пункте произвольно, явно надуман.

2. Статья 41 ГК РФ не регулирует способы подачи заявлений о признании гражданина нуждающимся в патронаже

Выводы суда о том, что пункт 2.1 Положения [о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами] противоречит статье 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, как указал суд в решении, не предоставляет возможность гражданину, нуждающемуся в патронаже подать заявление по почте, через представителя, имеющего доверенность с соответствующими полномочиями, который также вправе, по мнению суда, обратиться не лично, а по почте или иным средствам связи, несостоятельны. Во-первых, статья 41 Гражданского кодекса не регулирует порядок подачи заявлений, обращений, не определяет она и способы подачи заявлений, обращений (по почте, Интернету, и т.д.), а потому у суда не было оснований делать выводы о несоответствии этого пункта статье 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Договорные отношения, регулируемые ст. 41 ГК РФ, основаны на равенстве волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в патронаже, и помощника, совершающего действия в интересах такого гражданина

Из системного толкования статьи [41 ГК РФ] весьма ясно и определенно следует, что механизм ее реализации предполагает возникновение, изменение, прекращение различных по своей юридической природе общественных отношений: договорных отношений, основанных на равенстве волеизъявления, с одной стороны, совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, а с другой — помощника совершеннолетнего дееспособного гражданина, совершающего действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем;

4. Порядок установления патронажа исключает возможность других лиц повлиять на волеизъявление гражданина, желающего, чтобы над ним был установлен патронаж

То обстоятельство, что гражданин, желающий, чтобы над ним был установлен патронаж, обращаясь в этой связи за содействием к органам опеки и попечительства, оформляет, подписывает заявление лично в присутствии специалистов органа опеки и попечительства, само по себе не может рассматриваться как нарушение прав гражданина на установление патронажа, поскольку такой порядок исключает возможность других лиц повлиять на волеизъявление гражданина, желающего, чтобы над ним был установлен патронаж.

5. К договорам о патронаже относится договор пожизненного содержания с иждивением, который предполагает действия помощника, направленные не только на управление имуществом, но и на поддержание здоровья патронируемого лица

Из содержания [ст. 41 ГК РФ] следует, что, во-первых, к договорам о патронаже федеральный законодатель относит не только договор поручения или доверительного управления, как это указано в решении суда, но и иной договор. К примеру, договор пожизненного содержания с иждивением предполагает широкий спектр действий помощника, направленных не только на управление имуществом, но и на поддержание здоровья патронируемого лица.

6. Лицо, в отношении которого установлен патронаж, не обязано проживать по месту жительства своего помощника

Судебная коллегия считает, что цель патронажа состоит в осуществлении прав и обязанностей и защите интересов другого лица, не способного делать это самостоятельно в силу состояния здоровья. При этом такое лицо является дееспособным в полном объеме. Действия, осуществляемые в интересах и от имени лица, в отношении которого установлен патронаж, совершаются исключительно по воле последнего и не имеют своей целью восполнить недостающий объем дееспособности.

Следовательно, установление патронажа не означает необходимость постоянного проживания лица, в отношении которого он установлен по месту жительства своего помощника.

7. Органы опеки и попечительства выполняют контрольные полномочия, направленные на защиту, охрану прав и интересов граждан, нуждающихся в патронаже

Организационные (управленческие, административные) отношения, связанные с осуществлением возложенных на органы опеки и попечительства контрольных полномочий, направленных на защиту, охрану прав и интересов граждан, нуждающихся в патронаже.

Последние в наиболее общем виде означают формирование такой социальной среды и такого правового порядка, которые обеспечивали бы дееспособному гражданину, оказавшемуся в беспомощной ситуации (инвалидность, пожилой возраст, болезнь, отсутствие денежных средств, одиночество), реальную возможность социальной защиты и социальную заботу в форме патронажа, однако под контролем уполномоченных на то органов исполнительной власти.

8. Статья 41 ГК РФ не исключает оказание государственным учреждением социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в патронаже, необходимой социальной поддержки

Социальное обслуживание и патронаж дополняют друг друга. Во всяком случае, статья 41 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключает оказание государственным учреждением социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в патронаже, необходимой социальной поддержки.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к статье 41 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена патронажу, который с принятием Закона об опеке и внесением изменений в ГК справедливо превратился из формы попечительства в самостоятельную форму оказания помощи нуждающимся в ней гражданам. Особенность патронажа — возможность (но не необходимость) его установления в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (п. 1 ст. 41). Патронаж актуален в условиях фактического отсутствия у нуждающегося в посторонней помощи гражданина помощников, однако его установлению не препятствует наличие у такого гражданина детей или других родственников (в том числе обязанных помогать ему по закону). Наличие у нуждающегося в помощи гражданина полной дееспособности означает потенциальную возможность самостоятельного совершения им любых действий и признание за их последствиями юридической силы.

В отличие от опеки и попечительства патронаж может быть установлен органами опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина, нуждающегося в помощи, и помощника (п. 2 ст. 41), которые в этом случае заключают договор о патронаже. Поэтому хотя п. 2 ст. 41 и говорит об обязанности органов опеки и попечительства назначить помощника нуждающемуся гражданину в течение месяца со дня его выявления, эта обязанность не может быть исполнена без желания и согласия как нуждающегося в помощи гражданина, так и помощника. Патронаж всегда покоится на фактическом составе из двух юридических фактов: акте органа опеки и попечительства о его установлении (назначении помощника) и договоре между последним и гражданином, нуждающимся в его помощи. Отсюда в основе патронажа — не столько императив и предписание закона (что характерно для опеки и попечительства), сколько свобода, воля нуждающегося в посторонней помощи гражданина и его гражданские договорные отношения с помощником, пожелавшим помогать ему.

2. Дифференцируя функции социального обслуживания и оказания гражданской патронажной помощи, ГК устанавливает, что работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина (п. 2 ст. 41). В этом смысле социальное обслуживание и патронаж призваны дополнять друг друга. Хотя Закон об опеке не регулирует патронаж, это не исключает причастности к нему органов опеки и попечительства, которые в силу прямого указания ГК должны: а) выявлять нуждающихся в посторонней помощи совершеннолетних дееспособных граждан, в течение месяца со дня их выявления подыскивать им помощников и оказывать содействие в заключении договора о патронаже (п. 2 ст. 41); б) контролировать исполнение помощником его обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенного между ними договора (п. 4 ст. 41).

3. Договор о патронаже — договор поручения, доверительного управления или иной договор, например пожизненного содержания с иждивением или смешанный (п. п. 3 — 5 ст. 41). Отсюда правовое регулирование патронажа обеспечивают: а) ст. 41 ГК; б) условия заключенного договора о патронаже; в) нормы закона, регулирующие такой договор (в частности, § 4 гл. 33, гл. 49, 52, 53 ГК), в том числе нормы о разных договорах (п. 3 ст. 421 ГК). В каждом конкретном случае договор о патронаже может быть срочным и бессрочным (в том числе пожизненным), а совершаемые помощником действия — широкими (помощь вообще, пожизненное содержание с иждивением) и конкретно определенными (например, управление загородной дачей, уход за домашним животным).

Поскольку договор о патронаже заключается в условиях, когда гражданин не может самостоятельно осуществлять и защищать права и исполнять обязанности, совершаемые помощником действия являются юридическими — материально-правовыми и (или) процессуальными, что, однако, не исключает возможности совершения помощником и иных (фактических) действий. Данные обстоятельства влияют на квалификацию договора о патронаже (ср. п. 1 ст. 971, абз. 1 п. 1 ст. 1005 и п. 1 ст. 1012 ГК). Договор о патронаже может быть безвозмездным и возмездным (ст. ст. 972, 1006, 1023 ГК), вознаграждение помощнику может выплачиваться в виде передачи ему (в пользование или в собственность) жилья или иного имущества или оказания ему встречных услуг (например, консультационных, образовательных). В этом случае договор о патронаже включает в себя элементы других договоров (в частности, имущественного найма или оказания услуг). В рамках договора о патронаже возмездными могут быть не все, а только некоторые виды помощи. Патронаж прекращается с прекращением соответствующего договора по основаниям, предусмотренным законом (см., в частности, ст. ст. 605, 977, 1010, 1024 ГК) или самим этим договором (п. 5 ст. 41).

Статья 41 ГК РФ. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарии к ст. 41 ГК РФ

Институт патронажа, предусмотренный статьей 41 ГК РФ, реципирован современным гражданским правом из римского частного права. Цель патронажа состоит в осуществлении прав и обязанностей и защите интересов другого лица, не способного делать это самостоятельно в силу состояния здоровья. При этом ключевой характеристикой такого лица является наличие у него дееспособности в полном объеме. Действия, осуществляемые в интересах и от имени лица, в отношении которого установлен патронаж, совершаются исключительно по воле последнего и не имеют своей целью восполнить недостающий объем дееспособности. В этом заключается основное отличие патронажа от опеки и попечительства.

Юридической формой патронажа является гражданско-правовой договор, заключаемый между лицом, нуждающимся в патронаже, и лицом, осуществляющим функции патронажа. Прежде всего, это договор поручения. В целях осуществления и защиты имущественных прав лица, над которым установлен патронаж, может заключаться договор доверительного управления имуществом такого лица.

Договорные отношения, связанные с осуществлением патронажа, возникают между указанными лицами. Орган опеки и попечительства не является стороной в отношениях, возникающих из договора поручения и договора доверительного управления имуществом.

При этом орган опеки и попечительства может назначить лицо, непосредственно осуществляющее функции патронажа (помощника). Данное назначение производится в течение месяца со дня выявления лица, нуждающегося в патронаже, при наличии его письменного согласия на такое назначение. Из числа лиц, которые могут быть назначены помощником, законодательство исключает работников органов социальной защиты, оказывающих услуги гражданам, нуждающимся в такой защите.

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

СТ 41 ГК РФ

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к Ст. 41 Гражданского кодекса РФ

1. Под патронажем понимается форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

Обратим внимание, что понятие «патронаж» не следует путать с понятием «патронат», под которым понимается форма воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Патронат, как правило, осуществляется в следующих формах: патронатное воспитание, постинтернатный патронат, социальный патронат (см. об этом подробнее п. 1 ст. 123, п. 6 ст. 145 СК РФ; ч. 1 ст. 14 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; соответствующие законы субъектов РФ ).
———————————
См., например: Закон Рязанской области от 14.09.2011 N 72-ОЗ «О патронате», Закон Краснодарского края от 19.07.2011 N 2312-КЗ «О патронате в Краснодарском крае», Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» (о патронате см. ст. ст. 12, 13 и др.), Закон Ивановской области от 13.10.2009 N 97-ОЗ «О передаче детей на патронат в Ивановской области», Закон Забайкальского края от 29.04.2009 N 167-ЗЗК «О патронате», Закон Республики Адыгея от 24.07.2007 N 107 «О патронате», Закон Чукотского автономного округа от 01.03.2007 N 12-ОЗ «О формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и о патронате в Чукотском автономном округе», Закон Мурманской области от 29.05.2006 N 759-01-ЗМО «О патронате», Закон Московской области от 05.07.2003 N 77/2003-ОЗ «О патронате», Закон Курганской области от 02.07.2001 N 55 «Об условиях осуществления патроната над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» и др.

Также необходимо отметить, что установление патронажа, в отличие от патроната, относится к компетенции федерального законодателя. В законах субъектов РФ, затрагивающих в той или иной степени аспекты, касающиеся патронажа, содержатся только общие положения, дублирующие нормы ГК РФ о патронаже и (или) содержащие отсылочные нормы к федеральному законодательству (см., например, Закон города Севастополя от 09.02.2015 N 111-ЗС «Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Севастополе» (ст. 14 и др.), Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» (ст. 19 и др.)).

Однако здесь нужно принять во внимание, что ряд аспектов, связанных с осуществлением патронажа (в том числе учет граждан, над которыми установлен патронаж, предоставление соответствующей информации, прием и оформление документов и пр.), может быть регламентирован нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также актами органов местного самоуправления на основании ч. ч. 2 и 3 ст. 8 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (см., например, Постановление Совета министров Республики Крым от 30.04.2015 N 241 «Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Крым в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже по состоянию здоровья», Приказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 21.05.2013 N 630 «Об утверждении Порядка организации деятельности органов опеки и попечительства Краснодарского края по установлению, осуществлению и прекращению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности», Приказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 19.04.2012 N 55-мпр «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Установление патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами», Постановление администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области от 26.11.2015 N 1139 «О создании комиссии по вопросам опеки, попечительства и патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, при комитете по образованию администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области», Постановление Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 19.11.2013 N 865 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Комиссией по опеке и попечительству при Администрации муниципального образования «Город Майкоп» муниципальной услуги «Принятие решений об установлении патронажа и его прекращении над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, назначении в установленном порядке таким гражданам помощников», распоряжение Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 31.10.2008 N 02-р «Об утверждении рекомендаций и регламента взаимодействия муниципалитетов и органов социальной защиты населения города Москвы при осуществлении государственных полномочий в сфере опеки и попечительства по вопросам патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами в городе Москве» и др.).

В ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст) закреплены следующие формы патронажа:

1) социальный патронаж — систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им при необходимости социально-правовой или иной помощи;

2) социально-медицинский патронаж — социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им при необходимости социально-медицинской помощи;

3) социально-психологический патронаж — социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им при необходимости социально-психологической помощи;

4) социально-педагогический патронаж — социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей;

5) социально-правовой патронаж — социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им при необходимости социально-правовой помощи.

2. ГК РФ не определяет, кто именно должен являться инициатором подачи в органы опеки и попечительства соответствующего заявления об установлении патронажа. Однако из положений п. 2 комментируемой статьи следует, что потребность в установлении патронажа может быть выявлена работником организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина.

В силу ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта ФЗ либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. В ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закреплены основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании.

С учетом изложенного полагаем, что заявителями в рассматриваемой ситуации могут быть:

а) непосредственно сам гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа;

б) законный представитель гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа;

в) лицо, выразившее желание действовать в интересах гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа.

Установление патронажа осуществляется органом опеки и попечительства в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

Для установления патронажа гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа, и кандидат в помощники подают в орган опеки и попечительства заявления по определенным этим органом формам.

К заявлению прилагается соответствующий пакет документов, как правило, это:

— медицинское заключение о состоянии здоровья совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, о невозможности по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности;

— медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, оформляющего патронаж, об отсутствии у него заболеваний, при которых он не может быть помощником гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа;

— трудовая книжка кандидата в помощники или иной документ, подтверждающий, что кандидат в помощники не является социальным работником (справка с места работы).

Граждане при подаче заявлений должны предъявить паспорта или иные документы, удостоверяющие личность.

При соответствии представленных документов действующему законодательству РФ орган опеки и попечительства (как правило, в течение 7 дней со дня регистрации заявлений) производит обследование условий жизни, материально-бытового положения гражданина, с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих о его нуждаемости в посторонней помощи.

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни, материально-бытового положения совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и нуждается в установлении патронажа.

С учетом указанного акта обследования орган опеки и попечительства в установленный срок (как правило, в течение 15 дней со дня регистрации заявления) принимает решение об установлении патронажа и назначении помощника. Решение органа опеки и попечительства оформляется, как правило, в форме распоряжения. В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина об установлении патронажа и назначении помощником орган опеки и попечительства направляет ему письменный мотивированный отказ. Вместе с мотивированным отказом гражданам возвращаются все документы и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

3. Основной обязанностью помощников граждан, нуждающихся в установлении над ним патронажа, является защита прав и интересов этих граждан, а также оказание данным гражданам помощи в осуществлении ими своих прав и обязанностей. Помощники охраняют указанных граждан от злоупотребления со стороны третьих лиц.

При назначении помощника гражданину, нуждающемуся в установлении над ним патронажа, должны быть учтены следующие требования:

1) помощник может быть назначен с его согласия, а также согласия гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа. При этом согласие каждого из указанных лиц должно быть выражено в письменной форме;

2) органом опеки и попечительства принимается во внимание способность гражданина, желающего стать помощником, к выполнению обязанностей помощника и отношения, существующие между ним и гражданином, нуждающимся в установлении над ним патронажа;

3) работник организации, осуществляющей социальное обслуживание гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина;

4) помощником не может стать гражданин, признанный судом недееспособным или не полностью дееспособным, больной хроническим алкоголизмом или наркоманией, несовершеннолетний, гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления, а также гражданин, который по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности помощника. Перечень требований, предъявляемых к личности помощника гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, должен быть четко регламентирован органами опеки и попечительства, например, в соответствующем акте, регламентирующем порядок организации деятельности органов опеки и попечительства по установлению, осуществлению и прекращению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности .
———————————
См., например: Приказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 21.05.2013 N 630 «Об утверждении Порядка организации деятельности органов опеки и попечительства Краснодарского края по установлению, осуществлению и прекращению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности».

Помощник назначается по месту проживания (пребывания) гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа. Для осуществления своих обязанностей помощник не обязан проживать совместно с данным гражданином.

Как правило, количество граждан, над которыми один помощник осуществляет патронаж, не может превышать двух человек.

Обратим внимание, что граждане, находящиеся под патронажем, являются полностью дееспособными, они вправе самостоятельно совершать все необходимые сделки по управлению своим имуществом и доходами. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей дееспособного гражданина, осуществляется помощником только с согласия дееспособного гражданина.

В п. 3 комментируемой статьи закреплено, что все действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, помощник совершает на основании заключаемых с этим гражданином договора поручения (см. ст. 971 и др. ГК РФ), договора доверительного управления имуществом (см. ст. 1012 и др. ГК РФ) или иного договора. Перечень услуг, оказываемых помощником при осуществлении патронажа, устанавливается индивидуально и либо фиксируется в самом договоре, либо является обязательным приложением к договору.

Патронаж может осуществляться как на безвозмездной основе, так и за счет гражданина, находящегося под патронажем. Порядок, срок назначения и прекращения выплаты вознаграждения помощнику определяется соответствующим договором.

4. На органы опеки и попечительства возложена обязанность осуществлять контроль за исполнением помощником гражданина, над которым установлен патронаж, своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора

В целях осуществления указанной обязанности орган опеки и попечительства проводит плановые проверки (как правило, не реже одного раза в год) с оформлением акта проверки условий жизни гражданина, над которым установлен патронаж, соблюдения его имущественных и личных прав и законных интересов.

При поступлении от юридических и (или) физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении помощником своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов гражданина, над которым установлен патронаж, орган опеки и попечительства проводит внеплановую проверку в соответствии с приказом о проведении внеплановой проверки. При проведении внеплановых проверок выясняются обстоятельства, послужившие поводом для проведения внеплановых проверок.

5. В п. 5 комментируемой статьи закреплено главное условие прекращения патронажа, установленного над гражданином, нуждающимся в нем, — прекращение договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Основаниями для прекращения патронажа также являются:

— помещение гражданина, находящегося под патронажем, на постоянное место жительства в стационарное учреждение социального обслуживания, а также в лечебное учреждение;

— наличие уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление помощником своих обязанностей (болезнь, перемена места жительства, изменение семейного положения);

— заявление гражданина, находящегося под патронажем;

— смерть гражданина, находящегося под патронажем.

Личное дело гражданина, в отношении которого был установлен патронаж, хранится в органе опеки и попечительства. Такие личные дела хранятся в архиве в течение 75 лет, после чего подлежат экспертизе ценности документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

6. Судебная практика:

— Определение ВС РФ от 25.08.2010 N 80-Г10-12 (об оставлении без изменения решения Ульяновского областного суда от 30.04.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абз. 2 п. 4.2, абз. 2 п. 5.3 Положения о порядке установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением правительства Ульяновской области от 05.08.2009 N 306-П (в редакции постановления правительства Ульяновской области от 25.02.2010 N 60-П));

— Апелляционное определение Иркутского областного суда от 11.09.2013 по делу N 33-7452/13 (о признании членом семьи нанимателя, права пользования помещением, заключении договора социального найма);

— Определение Московского областного суда от 15.11.2011 по делу N 33-23391/2011 (о вселении и регистрации в качестве временного жильца);

— Апелляционное определение Омского областного суда от 02.04.2014 по делу N 33-1965/2014 (о признании договора дарения недействительным, о применении последствий недействительности сделки);

— Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 12.04.2012 по делу N 33-3214/12 о признании недействительными договоров дарения).