Гражданский кодекс 2018 ч 1 последняя редакция

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2006 года

8 декабря 2006 года

Судебная практика и законодательство — ГК РФ часть 4

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 27, ст. 3122; N 45, ст. 5147; 2010, N 8, ст. 777; N 9, ст. 899; N 41, ст. 5188; 2011, N 50, ст. 7364; 2013, N 27, ст. 3477; ст. 3479; N 30, ст. 4055; 2014, N 11, ст. 1100; 2015, N 1, ст. 83; N 27, ст. 3996; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6708, ст. 6724; 2016, N 27, ст. 4247);

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 27, ст. 3122; N 45, ст. 5147; 2010, N 8, ст. 777; N 9, ст. 899; N 41, ст. 5188; 2011, N 50, ст. 7364; 2013, N 27, ст. 3477, 3479; N 30, ст. 4055; 2014, N 11, ст. 1100; 2015, N 1, ст. 83; N 27, ст. 3996; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6708, 6724; 2016, N 27, ст. 4247);

Кроме того, реформированию подверглась и сама часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Наиболее существенные изменения и дополнения были внесены Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», затронувшие как общие положения раздела VII ГК РФ (ст. 1229, 1246, 1250 — 1251 и другие), так и отдельные нормы глав 70 — 76 этого раздела.

35. При применении пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, судам следует учитывать, что с 1 января 2008 г. отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Несоблюдение требований, установленных частью четвертой этого Кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя — несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Аналогичные положения Гражданского кодекса Российской Федерации действуют в отношении селекционного служебного произведения (статья 1430).

IV. При инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности научным организациям необходимо руководствоваться, в частности, положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» (далее — Постановление).

4) о необходимости представления иных сведений и (или) документов, предусмотренных Кодексом и Правилами составления.

95. Решения, указанные в пункте 93 Регламента, принимаются руководителем Роспатента или уполномоченным им заместителем руководителя, руководителем структурного подразделения Роспатента или его заместителем.

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 27, ст. 3122; N 45, ст. 5147; 2010, N 8, ст. 777; N 9, ст. 899; N 41, ст. 5188; 2011, N 50, ст. 7364; 2013, N 27, ст. 3477, 3479; N 30, ст. 4055; 2014, N 11, ст. 1100; 2015, N 1, ст. 83; N 27, ст. 3996; N 29, ст. 4342) (далее — Кодекс);

частью четвертой Гражданского кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 27, ст. 3122; N 45, ст. 5147; 2010, N 8, ст. 777; N 9, ст. 899; N 41, ст. 5188; 2011, N 50, ст. 7364; 2013, N 27, ст. 3477, 3479; N 30, ст. 4055; 2014, N 11, ст. 1100; 2015, N 1, ст. 83; N 29, ст. 4342) (далее — Кодекс);

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 27, ст. 3122; N 45, ст. 5147; 2010, N 8, ст. 777; N 9, ст. 899; N 41, ст. 5188; 2011, N 50, ст. 7364; 2013, N 27, ст. 3477, 3479; N 30, ст. 4055; 2014, N 11, ст. 1100; 2015, N 1, ст. 83; N 27, ст. 3996; N 29, ст. 4342);

2) несоответствие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1375 Кодекса, Требованиям к документам заявки;

3) отсутствие перевода документов заявки на русский язык, если они представлены на другом языке;

Все об изменениях в ГК РФ с 1 июня 2018 года

С 1 июня 2018 года Гражданский кодекс начинает действовать с изменениями.

Федеральным законом № 212-ФЗ, принятым 26 июля 2017, вносятся изменения в первую и вторую части Гражданского Кодекса РФ.

Изменения в первой части ГК

Изменения первой части ГК РФ коснутся в основном разделов о перемене лиц в обязательствах, о порядке заключения договоров. В настоящей статье отражены наиболее значимые из них.

Норма, в которую вносятся изменения

Действующая редакция

Редакция после вступления в силу изменений

Резюме

Абзац 2 пункта 2 ст. 382 – утрачивает силу

Пункт 4 ст. 388 дополнен абзацем

Если договором был предусмотрен запрет уступки, сделка по уступке может быть признана недействительной по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об указанном запрете.

В новой редакции отсутствует

Если договором был предусмотрен запрет уступки права на получение неденежного исполнения, соглашение об уступке может быть признано недействительным по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона соглашения знала или должна была знать об указанном запрете.

В новой редакции при оспаривании сделки по уступке ограничения, связанные с необходимостью доказывания осведомленности нового кредитора о наличии запрета на уступку, будут действовать только в отношении уступки неденежного исполнения.

Новая норма логично дополнила положение о возможности установления запрета или ограничения уступки права на получение неденежного исполнения в соглашении между должником и первоначальным кредитором.

Статья 386 дополнена

Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору.

Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору.

Должник в разумный срок после получения указанного уведомления обязан сообщить новому кредитору о возникновении известных ему оснований для возражений и предоставить ему возможность ознакомления с ними. В противном случае должник не вправе ссылаться на такие основания

Новыми положениями введена обязанность должника сообщать новому кредитору о наличии возражений против уступленных требований. Несообщение должником возражений в разумный срок влечет невозможность ссылаться на них в суде.

Таким образом, пресекаются злоупотребления со стороны должника, направленные на затягивание рассмотрения спора и взыскания с него задолженности.

Пункт 1 статьи 390 дополнен новым абзацем

Цедент отвечает перед цессионарием за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, за исключением случая, если цедент принял на себя поручительство за должника перед цессионарием.

Цедент отвечает перед цессионарием за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, за исключением случая, если цедент принял на себя поручительство за должника перед цессионарием.

Если иное не предусмотрено законом, договор, на основании которого производится уступка, может предусматривать, что цедент не несет ответственности перед цессионарием за недействительность переданного ему требования по договору, исполнение которого связано с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, при условии, что такая недействительность вызвана обстоятельствами, о которых цедент не знал или не мог знать или о которых он предупредил цессионария, в том числе обстоятельствами, относящимися к дополнительным требованиям, включая требования по правам, обеспечивающим исполнение обязательства, и правам на проценты.

Для предпринимателей ввели особое правило.

Теперь в договоре уступки можно предусмотреть, что старый кредитор не отвечает перед новым за недействительность уступленного требования. При этом в соглашении об уступке целесообразно максимально описать обстоятельства, известные первоначальному кредитору, которые могут повлиять на действительность требования. Кроме того, можно прямо указать, что цедент не отвечает за недействительность переданного требования, если такая недействительность вызвана обстоятельствами, о которых цедент не знал или не мог знать или о которых он предупредил цессионария.

Изменения во второй части ГК

Вторая часть ГК подверглась более серьезному реформированию. В нее внесены поправки в виде дополнений, а также изложения в новой редакции положений о займах, финансировании под уступку денежного требования, банковском вкладе.

Остановимся на изменениях в положения о заемных обязательствах. Некоторые статьи указанного раздела были изложены в новой редакции, в некоторые из них были внесены изменения:

1. В новой редакции изложена ст. 807 ГК РФ. Ее отличиями от действующей редакции стали:

  • передача в собственность другой стороне помимо денег и вещей, определенных родовыми признаками, еще и ценных бумаг;
  • договор является реальным, если займодавцем является гражданин. Следовательно, заемные отношения между юридическими лицами будут являться консенсуальной сделкой, т.е. сделка будет считать заключенной с момента согласования сторонами суммы займа. В настоящее время договор займа считается заключенным с момента передачи денег;
  • деньги могут быть переданы как заемщику, так и указанному ему лицу. При этом предмет договора займа считается переданным заемщику;
  • возможность сторон отказаться от исполнения договора.
  • Изменениями в ст. 808 законодатель закрепил необходимость заключения договор займа в письменной форме гражданами, если его сумма превышает 10 000 рублей. В действующей редакции такая необходимость установлена при сумме займа, превышающей не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Таким образом, законодатель продолжает исключать из законов привязку сумм к МРОТ.

2. Статья 809 ГК РФ изложена в новой редакции, которая предусматривает:

  • начисление процентов за пользование займом (при отсутствии в договоре условия о размере) по ключевой ставке Банка России (в настоящее время ставка рефинансирования, по которой ранее исчислялись проценты за пользование займом, также равна ключевой ставке);
  • необходимость отражения в договоре условий о размере процентов за пользование займом так, чтобы было возможно определить размер на момент уплаты;
  • увеличение размера беспроцентного займа до 100 000 рублей (в действующей редакции – пятидесятикратный МРОТ);
  • выдачу беспроцентного займа индивидуальным предпринимателям (в действующей редакции не предусматривается);
  • введение нового понятия – «ростовщические проценты». Под такими процентами понимаются проценты, которые в два или более раза превышают обычно взимаемые в подобных случаях проценты и поэтому являющиеся чрезмерно обременительными для должника. Размер таких процентов может быть уменьшен судом до размера обычно взимаемые в подобных случаях процентов.

3. В новой редакции изложены также ст. ст. 812,813 ГК РФ.

4. Незначительные поправки внесены в ст. ст. ст. ст. 810, 814, 817, 818, 819, касающихся обязанности заемщика возвратить сумму займа, а также целевого займа.

5. С июня 2018 в ГК из раздела о займах исключены положения о векселе и облигации (статьи 815, 816 ГК).

6. Вводится новое понятие – «публичный депозитный счет». Регулировать отношения по договорам публичного депозитного счета будут ст.ст. 860.11 -860.15.

Такие счета будут открываться исключительно для целей депонирования должником или иным лицом денежных средств в случаях, когда такое депонирование предусмотрено законом. Открывать публичный депозитный счет будут нотариусы, службы судебных приставов и суды. Публичный депозитный счет может быть открыт в российском банке с капиталом не менее 20 млрд руб. Денежные средства, находящиеся на публичном депозитном счете, не могут быть предметом взыскания по долгам владельца счета, бенефициара или депонента.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2018 последняя редакция

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Основной инструмент налогообложения

Российский Налоговый Кодекс (НК РФ) – это базовый законодательный документ, главная задача которого заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц. Статьи Налогового Кодекса РФ охватывают все направления налогообложения, точно определяя необходимые термины, стороны и процессы.

Этот свод положений и правил является основным Законом о налогообложении, который впитал в себя положительные исторические и экономические традиции нашего государства и мирового налогового права. Сегодня этот фундаментальный документ, используемый в качестве руководства к действию, считается ключевой составляющей в формировании бюджета страны. Перед вами – последняя редакция Налогового Кодекса РФ 2018 года. Доступ к актуальной информации о порядке взимания налогов позволяет успешно осуществлять любую экономическую деятельность, легально работая и развиваясь в правовом поле.

НК РФ в последней редакции определяет следующие важнейшие позиции взаимоотношений налогоплательщиков и государства:

  1. разновидности налогов и пошлин;
  2. начисление, изменение и отмена федеральных налоговых сборов и пошлин;
  3. порядок формирования региональных и местных налоговых начислений и сборов;
  4. правовой статус с правами и обязанностями налогоплательщиков, налоговых инспекторов, налоговой полиции и других участников отношений в этой сфере;
  5. перечень объектов и субъектов, подлежащих налогообложению;
  6. ответственность за нарушения положений Налогового Кодекса РФ;
  7. льготы в налоговом поле;
  8. детальное описание финансового и налогового учёта;
  9. перечисление мер по обеспечению выполнения положений

Налоговый кодекс РФ. Структура и спецификация

Этот основополагающий в области налогообложения документ подразделяется на две большие части.

НК РФ часть 1 включает в себя 7 разделов, которые в свою очередь содержат 142 статьи, описывающих все значимые нюансы следующих направлений;

  1. общие положения системы налогообложения;
  2. международные соглашения;
  3. определение сторон в налоговых отношениях;
  4. порядок сбора налогов с иностранных компаний и нерезидентов;
  5. права и обязанности налоговых структур Российской Федерации;
  6. перечень объёктов налогообложения;
  7. сроки взимания налоговых сборов и пошлин;
  8. составляющие и функции налогового контроля и мониторинга;
  9. разновидности нарушений в налоговой сфере с описанием ответственности;
  10. порядок обжалования действий сторон

НК РФ часть 2 состоит из двух разделов, включающих в себя 275 статей, которые регламентируют следующие процессы:

  1. виды налогов, пошлин и сборов с описанием порядка взыскания;
  2. определение специальных налоговых режимов;
  3. перечень региональных и местных налогов;
  4. порядок начисления и отмены налогов;
  5. формы налоговых деклараций, сроки подачи и т.д.

Налоговый кодекс часть 1

Налоговый кодекс часть 2

Налоговый кодекс РФ 2018 последняя редакция. Базовые положения

1. Все физические и юридические лица, включая иностранные компании и нерезидентов, обязаны уплачивать налоговые сборы в определённых размерах в установленные сроки и в соответствующем порядке. Уклонение от уплаты налогов влечёт за собой финансовую, материальную, административную и уголовную ответственность.

2. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации принимаются федеральные, региональные и местные законы о налогах и сборах. В этих документах определяется размер и порядок уплаты в бюджет соответствующих платежей. Таким способом осуществляется конкретизация положений статей НК РФ части 1 и части 2, регулирующая взаимоотношения объектов налогообложения и государства. Все нормативно-правовые акты, утверждаемые местными органами самоуправления, должны соответствовать статьям НК РФ.

3. Никто не вправе начислять и требовать налоги, акцизы и другие платежи в бюджет кроме сборов, описанных в НК РФ. Все законодательные акты федерального и местного значения, касающиеся изменений в начислении налогов и сборах, вступают в силу 1 января следующего года после 1 месяца (возможно позже, но не раньше) с момента официальной публикации нового налогового правила.

Налоговый Кодекс в последней редакции – это результат правовой эволюции нашего государства, отражающий цивилизованный экономически обоснованный подход к налогообложению. Одним из важнейших дополнений стала персональная ответственность руководителей коммерческих организаций, банков в том числе, за налоговые правонарушения. Последняя редакция Налогового Кодекса РФ также чётко определила презумпцию невиновности, которая является ключевым положением мировой юриспруденции. Дух и буква этого Закона в настоящее время предполагают толкование любых неясностей и неопределённости в пользу налогоплательщика.

НК РФ. История налоговых отношений в современной России

Налоговая система Российской Федерации, получившей статус независимого государства в 1991 году, сформировала свои основы в период с октября 1991 года по январь 1992 года. Именно в это время были установлены новые положения об основных налогах.

Начиная с 1992, года статьи Налогового Кодекса постоянно изменялись и корректировались, что вносило определённый хаос в налоговые отношения. Изменения утверждались посредине календарного года, причём многие из принимаемых поправок имели обратную силу. Ответственность руководителей коммерческих компаний за искажение финансовой отчетности вообще не предусматривалась. Не удивительно, что в период с 1992 по 1998 год бюджет страны лихорадило от хронического дефицита, а граждане постоянно теряли свои деньги в различных финансовых пирамидах и кредитных обществах.

Налоговый Кодекс РФ впервые увидел свет в 1998 году, когда вступила в силу описанная выше первая часть с общими положениями. Второй раздел о взимании и размерах налогов частично был узаконен в 2000 году.

Первым знаковым сигналом о начале цивилизованных взаимоотношений между государством и налогоплательщиками стала корректировка статьи 5, узаконенная 1 октября 2008 года. Новая поправка предписывала считать любой законодательный акт, облегчающий положение налогоплательщиков, вступившим в силу с момента опубликования в средствах массовой информации без каких-либо проволочек. Кроме того, НК РФ в новой редакции узаконил следующие важные момент — акты, ужесточающие налоговые правила, обратной силы не имеют, а упрощающие и смягчающие – имеют обратную силу. Таким образом, было заложен фундамент базовой концепции нового Налогового Кодекса РФ, заключающейся в лояльном отношении государственных структур к объектам налогообложения.

Основные функции НК РФ

Налоговое законодательство в виде НК РФ (последняя редакция) выполняет следующие функции:

  1. формирование федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетных запасов;
  2. регулирования взаимоотношений между сторонами;
  3. реализация на практике принципа справедливости взимания налогов с учётом доходов и материального положения граждан;
  4. фискальные операции в сфере экспорта и импорта;
  5. взимание налогов с иностранных компаний и нерезидентов;
  6. контроль над распределением и налогообложением доходов субъектов социально-экономических отношений

Основным показателем эффективности налогового законодательства является объём и своевременность отчислений в федеральные и региональные бюджеты. В настоящее время контроль над соблюдением положений Налогового Кодекса РФ проводит Федеральная Налоговая Служба, которая подчинена Министерству Финансов России.

Гражданский кодекс России 2018

Гражданский кодекс является самым универсальным сводом законодательных актов, регулирующих взаимоотношения людей, находящихся под юрисдикцией данного государства. Эта регуляция распространяется как на физических, так и на юридических лиц, занятых в разных сферах деятельности. Универсальный характер данного кодекса основан на том, что он не делит субъектов права по сферам хозяйственной или иной деятельности. Он посвящён вопросам функционирования всего общества и каждого субъекта права как элемента этого общества.

Функция гражданского права РФ

Существует деление термина «право» на две части. Под этим словом понимается совокупность правил, принятых в качестве нормы в данном обществе. Право как устойчивое явление родилось в процессе самоорганизации общества в качестве механизма поддержания его устойчивости. Самоорганизация сложных систем всегда предполагает наличие самоограничения. Каждый элемент системы имеет право на что-то до тех пор, пока он не мешает другим реализовывать это же право.

По мере формирования государства как устойчивой системы управления обществом родилось и развилось понятие юридического права. Оно представляет собой свод законодательных актов, сформированных и утверждённых государством. Законы могут действовать до тех пор, пока их может поддерживать специально созданная система.

Юридическое право сильно структурировано. Оно подразделяется на множество отраслей, порождённых необходимостью управления специфическими сферами деятельности людей и общественных структур.

Гражданский кодекс Российской Федерации является основой существования гражданского права. В юридической системе он выполняет следующие функции:

  • устанавливает общие начала гражданских взаимоотношений;
  • декларирует схему государственного устройства на территории юрисдикции;
  • регулирует имущественные взаимоотношения между лицами с разным правовым статусом;
  • определяет наиболее общие элементы неимущественных взаимоотношений;
  • создаёт законодательную базу для реализации договорных взаимоотношений между разными субъектами права;
  • определяет порядок решения спорных ситуаций.

Термин «гражданское право» пришёл из системы Римского права, в которой юридические возможности граждан данной страны существенно отличались от возможностей тех, кто не являлся гражданином Римской империи. В наше время в большинстве стран мира, в том числе и в России, перед ГК РФ равны все люди, находящиеся на территории данной юрисдикции, но понятие гражданского права по-прежнему существует.

В иерархии источников юридического права все кодексы находятся на одном уровне. Они действуют на всей территории Российской Федерации. Все нормативные акты, созданные на уровне постановлений Правительства РФ, субъектов федерации, ведомств и муниципалитетов, не должны противоречить положениям кодексов и федеральных законов.

С точки зрения соподчинённости все кодексы и федеральные законы уступая приоритет только Конституции. Однако кодексы носят более универсальный характер. Они направлены на регуляцию взаимоотношений в целом в обществе (Гражданский, Уголовный, Семейный кодексы) или в какой-либо отрасли деятельности (Земельный, Водный, Лесной, Трудовой).

Гражданский кодекс содержит ряд положений, которые применимы практически во всех сферах деятельности людей. В этом состоит его функциональный, но не иерархический приоритет над другими кодексами и федеральными законами.

Защищаемые права

Вся нормативная база, обеспечивающая существование государства и общества, подчинена одному документу – Конституции РФ. Подчинённость юридических документов всех рангов основана на принципе последовательной детализации правил, которые должны обеспечить жителям страны возможность пользоваться своими конституционными правами.

Гражданский кодекс РФ направлен на то, чтобы могли быть реализованы права на:

  • свободу передвижения в стране и за её пределами;
  • свободу вероисповедания и выражения мыслей;
  • создание объединений;
  • участие в управлении государством;
  • участие в выборах в органы власти;
  • обращение в органы власти;
  • использование своих способностей и имущества для осуществления экономической деятельности;
  • обладание, пользование и распоряжение принадлежащим субъекту имуществом;
  • осуществление трудовой деятельности;
  • социальное обеспечение нетрудоспособных граждан;
  • жилище, находящееся в собственности или пользовании человека;
  • охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • образование;
  • свободу любых видов творчества, не противоречащих закону;
  • защиту своих прав и свобод;
  • получение квалифицированной юридической помощи;
  • защиту отечества и прохождение военной службы;

Кроме того, ГК РФ определяет основы государственного регулирования, раскрывая разделы Конституции, посвящённые федеративному устройству и основам конституционного строя.

Структура ГК РФ

На сегодняшний день ГК содержит 1551 статью, которые находятся в четырёх частях. В свою очередь части делятся на разделы, подразделы и главы. Статьи как элементарные единицы любого закона содержатся в главах.

Каждая часть кодекса посвящена большому блоку правового регулирования взаимоотношений людей, организаций, государственных и муниципальных структур. Если провести структурирование по этому принципу, то можно выделить следующие блоки функционального характера.

  1. Основные понятия гражданского законодательства и защиты прав людей, находящихся в сфере данной юрисдикции (1 и 2 главы).
  2. Определение физических и юридических лиц, иерархия и особенности взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти РФ (главы 3, 4 и 5).
  3. Материальные и не материальные объекты гражданских прав, в том числе жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность (глава 8). В главе 6 раскрыты основные понятия, касающиеся документарных и бездокументарных ценных бумаг, особенности прав на них, защита этих прав.
  4. Главы 9, 9.1 и 10 посвящены таким явлениям, как сделка, общее собрание, представительство, доверенность. Такое объединение, казалось бы, разнородных объектов гражданского права основано на их процессуальной взаимозависимости.
  5. Главы 11 и 12 посвящены такому важному юридическому явлению, как сроки действий в связи с отстаиванием гражданских прав. Отдельно рассматривается понятие исковой давности в связи с различными обстоятельствами.
  6. Вещные права рассматриваются в главах 13-20. В них описаны наступление и прекращение права на собственность, особенности владения и распоряжения землёй и жилищем, защита права собственности на объекты материального мира.
  7. Главы 21-29, объединённые в два раздела, посвящены обязательствам, в том числе и договорным.
  8. Весь раздел IV части 2 (главы 30-60) посвящён регламентации отдельных видов обязательств. Сюда входят купля-продажа, мена, аренда, дарение, наём, рента, пользование, вклад, кредит и т.п.
  9. Раздел V части 3 полностью посвящён процедуре и правилам наследования, как по завещанию, так и без него.
  10. Авторское право на результаты интеллектуальной деятельности рассматриваются в разделе VII части 4.

Таким образом, в Гражданском кодексе Российской Федерации каждый человек может найти актуальную для себя информацию. Главное – это правильно ею воспользоваться. Не стоит забывать, что ГК РФ в некоторых сферах взаимодействия субъектов права охватывает наиболее общие моменты, специфику нужно искать в других федеральных законах и кодексах.

Законы и кодексы Российской Федерации

Добро пожаловать на сайт, посвященный законодательству РФ. На сайте представлены тексты большинства законодательных актов с изменениями на 2018 год, наиболее интересные новости и статьи о законодательной системе РФ.

На сайте имеется единая система поиска информации по различным кодексам РФ.

Кроме того Вы можете воспользоваться нашим сервисом и получить бесплатную юридическую консультацию, для этого задайте вопрос во всплывающем виджете.

Новости законодательства РФ

Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ внесены существенные изменения в правила взыскания долгов путем привлечения к субсидиарной ответственности бенефициаров должника. В Закон о несостоятельности (банкротстве) добавлена новая глава III.2, которая регламентирует ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве.

Судебная экспертиза в гражданских делах или при предварительном уголовном расследовании позволяет всесторонне рассмотреть все обстоятельства дела, избежать ошибок и недоработок. Очень часто в процессе рассмотрения дела или его расследования возникают моменты, которые суд не в состоянии разрешить в силу недостаточной компетенции. Именно в таких ситуациях судья привлекает квалифицированного эксперта со стороны.

Для обеспечения сохранности имущества, здоровья и жизни клиентов используется физическая охрана объектов. В организации и документальном оформлении такой охраны есть свои особенности, которые рассмотрены в данной статье.

Главное отличие физической охраны от технической состоит в методах работы. Физическая охрана осуществляется с помощью специально обученных профессионалов, при технической охране используется различная техника – от сигнализации и тревожной кнопки до камер наблюдения.

Система видеонаблюдения в бизнесе – эффективное средство, которое контролирует установленный режим, помогает бороться с хищениями, а также используется для безопасности клиентов. При установке камер слежения важно помнить, что в некоторых ситуациях видеозапись может преследоваться законом и рассматриваться, как вторжение в личную жизнь.

Управление автомобилем по закону невозможно без наличия действующего водительского удостоверения. Иногда такой документ подвергается замене. Причиной этому может быть, прежде всего, окончание срока действия — 10 лет, а также физический износ (порча), кража или смена фамилии.

С 1 января 2013 г. на всей территории РФ осуществляется государственный кадастровый учет объектов капитального строительства. Для постановки на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства и получения кадастрового паспорта необходим технический план.

Межеванием в юридической практике принято называть определение границ земельного участка. Только после этого владелец недвижимости может провести ее регистрацию в Росреестре с получением кадастрового паспорта.

Межевание – это и инструмент получения информации о земельном наделе, и способ разделить участок на несколько долей, разрешить спорные ситуации, возникающие между владельцами. Занимаются межеванием компании, прошедшие соответствующее государственное лицензирование. Работники таких организаций на месте определяют координаты участка и расположенных на нем зданий и сооружений.

Статья 25. Основания возникновения прав на землю

СТ 25 ЗК РФ

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

2. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Комментарий к Статье 25 Земельного кодекса РФ

Часть 1 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к гражданскому законодательству и иным федеральным законам в части установления ими оснований возникновения прав на земельные участки. При этом в статье указано только на права, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, в которых говорится о праве собственности на земельные участки (частной и публичной), аренды, праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), праве безвозмездного пользования. Не учитывается, что Законом N 171-ФЗ из главы IV ЗК РФ (но не из гражданского законодательства и ЗК РФ!) были исключены право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право пожизненного наследуемого владения земельным участком в целях исключения внутреннего дублирования норм в ЗК РФ.

Указанные виды прав также возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в связи с чем ч. 1 комментируемой статьи подлежит в этой части расширительному толкованию.

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей определены ст. 8 ГК РФ, согласно которой гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. При этом применительно к возникновению прав на земельные участки можно отнести следующие основания, из числа предусмотренных ст. 8 ГК РФ:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

6) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Кроме того, ст. 8 ГК РФ Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7627) дополнена таким новым основанием возникновения прав, как решения собраний в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время решение общего собрания не является самостоятельным основанием возникновения прав на земельные участки, но в ряде случаев их наличие будет условием возникновения таких прав, например, решение общего собрания членов некоммерческой организации, созданной гражданами, о распределении земельных участков между членами такой организации, решение общего собрания членов некоммерческой организации, созданной гражданами, о приобретении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного такой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, и др.

В отношении возможности приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке приобретательной давности в соответствии со ст. 234 ГК РФ, необходимо отметить, что, как предусмотрено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

При этом земельным законодательством Российской Федерации не предусматривается возможность приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке приобретательной давности.

В числе федеральных законов, содержащих основания возникновения прав на земельные участки можно отметить Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3617), предусматривающий до принятия Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ передачу в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принимаемого на основании соответствующего документа . Включаемые в состав имущественного комплекса унитарного предприятия земельные участки приватизируются по правилам, установленным Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251). Часть 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 15) связывает возникновение права собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с моментом формирования такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
———————————
Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2015 г. право собственности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на переданные Фонду в качестве имущественного взноса Российской Федерации земельные участки и иные объекты недвижимого имущества Фонда прекратилось (за исключением земельных участков и иных объектов недвижимого имущества Фонда, указанных в ч. ч. 2 и 3 статьи) и возникли права публично-правовых образований. В настоящее время согласно ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» единый институт развития в жилищной сфере выступает агентом Российской Федерации и от своего имени совершает юридические и иные действия, в том числе сделки с находящимися в федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, предусмотренным ст. 11 указанного Федерального закона другим имуществом, в отношении которого уполномоченным Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона решение.

Следует отметить, что основания возникновения прав на земельные участки раскрыты не только в гражданском законодательстве, но и содержатся в самом ЗК РФ. Так, например, помимо указания на конкретные решения уполномоченных органов о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоров, заключаемых в отношении таких земельных участков, ЗК РФ предусматривает такие специфичные основания возникновения прав на земельные участки: возникновение публичного сервитута на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, возникновение права на земельный участок, образуемый в результате перераспределения земель и (или) земельных участков.

Следует также отметить, что разные права на земельные участки могут возникать далеко не по всем из предусмотренных гражданским законодательством основаниям. Так, например, в отличие от ранее действовавшего законодательства право безвозмездного пользования земельным участком может возникнуть только на основании договора (ранее также на основании решения уполномоченного органа). Возможность предоставления права пожизненного наследуемого владения земельным участком ЗК РФ не предусмотрена, поэтому данное право может возникнуть только в результате наследования такого права в соответствии со ст. 1181 части третьей ГК РФ (СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552) или ранее возникшее право может быть установлено решением суда.

Согласно п. 1 комментируемой статьи права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с 1 января 2017 г. — в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это положение соответствует ст. 8.1 ГК РФ, согласно ч. 1 которой в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Указанная норма фактически воспроизводит п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

О государственной регистрации прав на земельные участки подробнее см. комментарий к ст. 26 ЗК РФ.

Согласно п. 2 комментируемой статьи государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Статьей 164 ГК РФ в прежней редакции предусматривалось, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Вместе с тем Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ были внесены изменения, исключившее однозначное требование о государственной регистрации таких сделок. Так, в настоящее время указанная статья предусматривает, что, в случае если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

В настоящее время исходя из ст. 609 ГК РФ государственной регистрации подлежит договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года .
———————————
Согласно ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в ст. ст. 558 (договор продажи жилого помещения), 560 (договор продажи предприятия), 574 (договор дарения), 584 (договор ренты) ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 г. Изначально также предусматривалась отмена правил о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащихся в ст. 609 (договор аренды недвижимого имущества), 651 (договор аренды здания или сооружения), 658 (договор аренды предприятия) ГК РФ, но впоследствии действие указанных правил было восстановлено Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2013. N 9. Ст. 873). Это было связано с тем, что положения ГК РФ не предусматривают обязательной регистрации права аренды недвижимого имущества. Поэтому регистрация порождаемого договором аренды недвижимого имущества обременения вещных прав арендодателя на недвижимое имущество правами арендатора производится на основании ст. 26 Закона о государственной регистрации только при регистрации самого договора аренды недвижимого имущества. При этом регистрация права аренды не является самостоятельной государственной регистрацией упомянутого права, а представляет собой запись в Едином государственном реестре прав о произведенной государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, на основании которого возникают права арендатора, обременяющие недвижимое имущество (п. 3 ст. 26 Закона о государственной регистрации).

Согласно п. 2 ст. 164 ГК РФ сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что не подлежат возврату земельные участки, возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 г. N 282-О решение вопроса о возврате бывшим собственникам и их потомкам имущества, национализированного в условиях революционного изменения государственного строя, является выражением политической воли государства. Сами по себе данные положения не исключают возможность применения общих норм действующего законодательства, касающихся защиты права собственности, наследования, возмещения причиненного вреда и т.д. в случае обращения гражданина за защитой своих прав в судебном порядке на основе норм гражданского права, что не позволяет рассматривать их как ограничивающие какие-либо конституционные права и свободы.