Государственный земельный кадастр это количественный и качественный

Статья 17. Порядок ведения государственного земельного кадастра

Статья 17. Порядок ведения государственного земельного кадастра

1. На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ пункт 2 статьи 17 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

2. Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.

3. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.

4. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

См. Требования к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, доведенные Росземкадастром 23 апреля 2004 г.

5. Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

6. Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.

7. Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.

8. Порядок хранения иных документов государственного земельного кадастра, кроме документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Основные документы государственного земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.

Государственный земельный кадастр

Для обеспечения рационального использования земельных ресурсов с 13 декабря 1968 года ведётся государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает регистрацию землепользований, учёт количества и качества земельных угодий, бонитировку почв и экономическую оценку земель.

Государственный земельный кадастр имеет важное народнохозяйственное значение. Его данные служат для организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства, а также для осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.

Следовательно, земельный кадастр — это система государственных мероприятий по всестороннему изучению правового, природного и хозяйственного положения земель путем проведения регистрации землепользований, учёта количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель для организации их рационального использования в народном хозяйстве.

Материалы земельного кадастра широко применяются при решении многих вопросов, связанных с использованием земельных ресурсов. С помощью земельно-кадастровых данных можно определить место земельных ресурсов в составе национального богатства страны, устанавливать задания по повышению продуктивности использования земельных ресурсов путем перевода земель из одной категории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, борьбы с эрозией почв, кислотностью, засолением, заболачиванием земель, давать оценку экономической эффективности планируемых мероприятий.

В нашей стране проводились крупные исследования, большие опытные работы, в результате которых дано научное обоснование содержания земельного кадастра, официально закреплённое в «Основах земельного законодательства РФ», разработаны главные принципы и методы проведения земельно-кадастровых работ.

Почвенные ресурсы страны представляют собой огромное народное богатство. Правильное их использование немыслимо без строго научного количественного и качественного учета почв. Этой задаче служит составление и ведение земельного кадастра.

Земельный кадастр России характеризуется длинной историей развития. Имея общую с западными кадастрами социальную природу он отличается своими специфическими свойствами.

Первые описания земель в России появились ещё в 9 веке. Они касались главным образом монастырских и церковных земель служили основанием для наделения духовенства недвижимым имуществом, в частности землёй. Собирание данных о земле возникло также в связи со взиманием сборов и податей русскими князьями с покорённых ими племён. Существовавший в 11 веке качественный учёт земель имел упрощённый характер. А первые переписи земель с характеристикой их количества и качества относятся к 12 веку.

Материалы земельного кадастра находят широкое применение при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов и сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания.

Данные земельного кадастра позволяют дифференцировать ценность земель для рационального использования и охраны по агропроизводственным группам почв природно-сельскохозяйственных зон страны. Тем самым земельный кадастр приобретает большую значимость на разных уровнях народнохозяйственного планирования и управления земельными ресурсами.

Земельный кадастр в предприятиях, организациях и учреждениях является основной составной частью земельного кадастра РФ. Данные земельного кадастра необходимы землепользователям для их производственной деятельности, районным организациям — для руководства и контроля за правильным использованием земель и ведения государственного земельного кадастра.

В сельскохозяйственных предприятиях земельный кадастр создаёт необходимые условия и предпосылки для организации рационального использования земель. Материалы земельного кадастра крайне необходимы для внутрихозяйственного планирования и организации сельскохозяйственного производства. Перспективный план колхоза и других сельскохозяйственных предприятий устанавливает размеры отдельных отраслей хозяйства, посевные площади и урожайность сельскохозяйственных культур, поголовье скота и его продуктивность, намечает мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий. Следовательно, для составления перспективного плана необходимо располагать детальной характеристикой землепользования по составу угодий, их качественному состоянию и сравнительной оценке качества земельных угодий.

Материалы земельного кадастра земельных угодий, применение при составлении проектов внутрихозяйственного землеустройства, предусматривающих определенный порядок использования земли в колхозах, совхозах, АО и др, на перспективу.

Земельный кадастр способствует не только проведению внутрихозяйственного землеустройства, но и своевременному осуществлению составных систематически контролировать выполнение мероприятий, намеченных проектами, и дают возможность своевременно ликвидировать выявленные недостатки в использовании земель путем корректировки севооборотов. Кроме того в результате проведения землеустройства обновляются и уточняются земельнокадастровые данные, которые используют для ведения текущего земельного кадастра в сельскохозяйственном предприятии.

Земельный кадастр в предприятиях, организациях и учреждениях является одним из основных видов внутрихозяйственного учета, введения земельного кадастра возлагается на соответствующего специалиста и осуществляется под непосредственным руководством и контролем со стороны главного инженера землеустроителя РАПО.

Основным тестовым документом Земельного кадастра является земельно-кадастровая книга предприятия, организации, учреждения. Она содержит совокупность достоверных сведений о правовом, природном и хозяйственном состояние земель, предоставленных предприятию, организации, учреждению в бессрочное и краткосрочное пользование, а так же необходимую информацию о приусадебном землепользовании колхозников, рабочих, служащих и других граждан.

Объекты земельного кадастра

В настоящее время кадастровому учету подлежат все объекты недвижимости, находящиеся на территории РФ. Информация о них заносится в документальную базу Росреестра. Объекты Земельного Кадастра – это все участки, принадлежащие стране и поставлены на государственный учет. О каждом из них содержатся сведения, которые позволяют рационально использовать ресурсы земель.

В перечень задач Земельного Кадастра входят:

• регистрация;
• количественный и качественный учет земель;
• оценочные работы для определение кадастровой стоимости, других показателей.

Каждый объект Кадастра имеет ценность для государства. На основании проведенного учета регистрационные органы получают представление и принимают решение об их использовании.

Объекты Земельного Кадастра, как единицы кадастрового учета, регистрируются со всей недвижимостью, которая находится на их территории. Каждому участку присваивается кадастровый номер, стоимость, определяются границы. Такие данные востребованы при совершении многих юридических сделок, связанных с участками земель. Это продажа, дарение аренда и прочее. Если объект недвижимости не поставлен на учет, до совершения таких сделок придется это сделать.

Государственный земельный кадастр занимает особое положение в ряду других ведомственных тематических кадастров (водный, лесной, градостроительный и т. д.) и информационных потоков с учетом действия следующих условий:

Объектом ГЗК является весь земельный фонд государства независимо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования.

Предметом земельного кадастра является создание и функционирование государственной многоцелевой системы необходимой и достоверной информации:

• ГЗК обеспечивает административно-территориальную адресную регистрацию и учет конкретных объектов и субъектов земельных отношений, а также учет текущих изменений, происходящих с ними;
• ГЗК является единственным условием правового обеспечения доказательства существования конкретного объекта и права на него;
• Данные ГЗК подлежат обязательному применению при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решении земельных споров, установлении стоимостных характеристик недвижимого имущества, проведении планирования использования земли и землеустройства, принятия управленческих решений, защите прав юридических и физических лицу на землю и т. д.

Процесс учета земель по их категориям является давно наработанной схемой и именно эта схема сегодня является связующим звеном перехода от советской системы кадастра земель к рыночной. Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации в настоящее время установление категории земель и перевод их из одной категории в другую определяется федеральным законом.

На данном этапе развития государственного земельного кадастра этой учетной группе земель придается важное значение.

Земельно-учетные единицы, элементы учета

Определяя градацию всего земельного фонда как объекта земельного кадастра, мы не могли не установить его основные земельно-учетные единицы в части их как совокупности главных учетно-кадастровых единиц — земельных участков с их выше изложенными характеристиками.

Кроме участков к учетным кадастровым единицам законодательство отнесло территориальные зоны (части земельных участков) (административно-территориальные единицы (образования), зоны особого режима использования земель, зоны категорий земель и их градации в составе категорий; зоны нарушенных земель, социально-экономические зоны).

К элементам учета, кроме указанных выше, безусловно, относится все то, что для той или иной категории земель называется качественным их состоянием.

Содержание планово-картографических и других материалов учета земель

Дежурная кадастровая карта кадастрового квартала (ДКК КК) служит для отображения на ней кадастрового номера и подтверждения достоверности материалов межевания учитываемого земельного участка в составе утвержденного кадастрового деления кадастрового района.

Ведение ДКК производится по правилам, установленным в Положении о ДКК (которые, к сожалению, не утверждены до настоящего времени). Их суть сводится к нанесению на основу картографическую основу ДКК границ и поясняющих надписей границ объектов кадастрового учета.

Обязательным условием является ведение ДКК КР в единой для всей территории муниципального образования системе координат.

Классификация угодий при земельном кадастре

В составе участков земельной собственности, землевладений и землепользовании выделяются такие учетные элементы, которые именуют угодья.

Угодьем является участок (массив) земли, планомерно и систематически используемый для конкретных хозяйственно-производственных целей. При этом такие участки (массивы) имеют качественные различия природных, естественно-исторических и других свойств, присущие им как в силу первичного освоения территории, так и являющихся следствием многолетней эксплуатации и совершенствования этих потребительных ценностей.

Угодья подразделяют на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. И это касается не только категории земель сельскохозяйственного назначения. На вид угодья влияют их природные свойства и факторы. Поэтому выделяют не только виды, но и подвиды угодий. Кроме того, учету в земельном кадастре подлежат и временно неиспользуемые угодья (полигоны отходов, свалки, овраги, пески, территории консервации и др.).

Виды и принципы учета земель

Учет земель имеет основной (первичный) и текущий (последующий) характер. Все результаты этих процедур ранее системно отражались как документально в цифрах и тексте, так и на дежурных картах графически. С отменой прежней системы и в связи с незавершенностью построения новой в условиях рыночных отношений комплексной системы автоматизированного ведения земельного кадастра можно лишь полагать, что текущее ведение по заявительному принципу ГКУ ЗУ посредством поддержания ЕГРЗ и присвоения участкам кадастровых номеров будет дополнено периодически осуществляемым основным учетом на основе обновления так называемой базы пространственных данных территории.

Следующим аспектом в плане видов учета земель является его незыблемое деление во все времена на текстовую (табличную, атрибутивную, семантическую) и графическую (картографическую, геодезическую, техническую, пространственную) составляющие.

Основным документом государственного земельного кадастра является Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), который состоит из:

— Государственного реестра земель Российской Федерации;
— Государственных реестров земель кадастровых округов;
— Государственных реестров земель кадастровых районов.

В ЕГРЗ содержатся следующие основные сведения о земельных участках:

— Кадастровые номера;
— Месторасположение (адрес);
— Площадь;
— Категория земель и разрешенное использование земельных участков;
— Описание границ земельных участков и их частей;
— Зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения;
— Экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
— Качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных их категорий;
— Наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с учтенными земельными участками.

Следовательно, ГКУ ЗУ как специальная регистрация земельных участков и иных объектов недвижимости (по определению статьи 131 ГК РФ) является первым структурным блоком государственного земельного кадастра. По сути, учет является процедурой проверки и юридического подтверждения достоверности информации в кадастровом деле и последующего занесения необходимых записей в государственный реестр (поземельную книгу).

Земельный контроль
Земельное право
Земельные отношения
Землеустройство
Межевание
Использование земельного участка

Назад | | Вверх

Экология СПРАВОЧНИК

Государственный земельный кадастр

Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения землевладельцев, землепользователей и арендаторов информацией о состоянии земель в целях организации их рационального использования и охраны, совершенствования управления земельными ресурсами и обоснования размеров платы за землю. Он представляет собой систему необходимых и обоснованных сведений о правовом режиме земель, их природном и экологическом состоянии. Формирование этих сведений обеспечивается следующими подсистемами государственного земельного кадастра: регистрация землевладений и землепользований; количественный и качественный учет земель; бонитировка почвенного покрова и природно-технологических свойств земли; экономическая (денежная) оценка земель.[ . ]

Государственный кадастровый учет — специальная регистрация в государственном земельном кадастре объектов кадастрового учета, осуществляемая путем внесения сведений об объектах кадастрового учета в учетные формы, в результате которой объектам присваиваются такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить их из числа других объектов.[ . ]

Государственный земельный кадастр служит основой других ведомственных и отраслевых кадастров и информационных систем.[ . ]

Государственный земельный кадастр — единая государственная многоцелевая, многоуровневая учетная система, содержащая информацию о земельных участках и иных объектах недвижимости, а также юридически значимые сведения и документы об их правовом режиме, количественных, качественных и оценочных (экономических) характеристиках.[ . ]

Государственный земельный кадастр субъекта федерации (области, края, республики в составе РФ) по сравнению с основными земельно-кадастро-выми документами административного района — государственной земельно-кадастровой книгой района — имеет некоторые особенности. Эти особенности связаны с особенностями проведения государственной регистрации землепользований. Так, если в административном районе регистрация землепользователей проводится конкретным юридическим лицом, в качестве которых выступают государственные, кооперативные, акционерные, общественные сельскохозяйственные предприятия, лесохозяйственные, промышленные, транспортные, водохозяйственные и другие несельскохозяйственные предприятия, то в области, крае, республике в составе РФ действия по юридической регистрации практически не проводятся, а в соответствующих земельно-кадастровых документах указывается лишь число землепользователей по тем или иным группам почв.[ . ]

Земельное законодательство не ограничивается рамками Кодекса, оно неизбежно включает в себя ряд крупных законов, развивающих принципы и нормы ЗК РФ. В систему федерального законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель, входят в частности: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре»; Федеральный закон от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и др.[ . ]

Государственный земельный кадастр. Состав данных, которые должны быть получены при ведении земельного кадастра, определяется ст. 110 Земельного кодекса РСФСР. Эти данные включают: количество земель, распределение их по категориям, качественный состав земель, их распределение по использованию, собственников земли, владельцев, пользователей, арендаторов.[ . ]

Государственный контроль за использованием и охраной земель состоит в обеспечении соблюдения всеми физическими и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях наиболее эффективного использования земель. Он осуществляется администрациями субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Контроль ведется с помощью мониторинга земель и государственного земельного кадастра.[ . ]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР — система документов, содержащих необходимые и достоверные сведения о природном, хоз. и правовом положении земель РФ, местоположении и размерах земельных участков, об их качественной характеристике, о владельцах земельных участков, правовом режиме землепользования, об оценке земельных участков, иных сведениях о земле, предусмотрен в ст. 110 и 111 Земельного кодекса.[ . ]

Государственный земельный кадастр включает данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.[ . ]

Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения Советов народных депутатов, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о земле в целях организации ее рационального использования и охраны, регулирования земельных отношений, землеустройства, обоснования платы за землю, оценки хозяйственной деятельности.[ . ]

Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по землевладельцам, землепользователям, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель.[ . ]

Государственный земельный кадастр ведется землеустроительными органами по единой для всей страны системе за счет средств государственного бюджета.[ . ]

Земельный кадастр тесно связан с землеустройством. Эта связь проявляется в том, что земельный кадастр так же, как и землеустройство, направлен на обеспечение рационального и эффективного использования земельных ресурсов, а также их охраны. Проведение землеустройства вызвано необходимостью территориального устройства земельных ресурсов с целью их рационального использования. С помощью землеустройства государство устраивает землю в процессе общественного производства. Задача землеустройства заключается в том, чтобы предусмотреть полное и правильное использование всей земли, неуклонное и систематическое повышение ее производительных свойств, создание условий для высокопроизводительного использования сложной сельскохозяйственной техники. В процессе межхозяйственного землеустройства производится образование новых, упорядочение и изменение существующих землепользований. Вместе с тем землеустройство играет большую роль в деле повышения урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства, эффективности использования машинной техники. Это достигается путем решения таких важных вопросов, как размещение производственных подразделений, хозяйственных центров и магистральной дорожной сети, организация угодий и севооборотов, устройство территории севооборотов, садов, виноградников, сенокосов и пастбищ. Однако решение этих вопросов на научной основе невозможно без достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель применительно к конкретному земельному участку и землепользованию. Эти сведения могут быть получены только в результате ведения государственного земельного кадастра. Использование кадастровых данных в качестве исходных при составлении проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства позволяет решать важнейшие задачи рационального и эффективного использования земли. В свою очередь, проводимые при землеустройстве съемки и обследование земель являются важной базой для получения необходимых для ведения кадастра сведений о количественном и качественном учете земель. С развитием многоукладной экономики на селе связь земельного кадастра и землеустройства постоянно укрепляется, так как появляются новые хозяйственные формирования, способные функционировать в условиях рынка и конкуренции.[ . ]

Кадастр земель населенных пунктов представляет собой систему необходимых сведений и документов о природном, хозяйственном и правовом режиме земель, их распределении по формам собственности и хозяйствования, по качественной характеристике местоположения, окружающей среды и недр земельных участков, их ценности и стоимости. Кадастр содержит информацию о всех категориях земель в границах населенных пунктов, независимо от их правового режима и характера использования, ведется во взаимосвязи и с соблюдением принципа совместимости с другими частями государственного земельного кадастра и является единой простран-ственно-территориапыюй основой отраслевых и многоцелевых городских и поселенческих информационных систем.[ . ]

Земельные ресурсы России являются основой для функционирования природных экосистем, а также жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. В целях рационального использования и охраны земель России принят Земельный Кодекс (2001 г.). Он действует совместно с федеральным законом «О государственном земельном кадастре» (1999 г.).[ . ]

Государственный земельный кадастр имеет большое народнохозяйственное значение и выступает как государственное мероприятие.[ . ]

В государственном земельном кадастре содержатся сведения о землях всех категорий, расположенных на территории Российской Федерации, вне зависимости от форм собственности. Данные земельного кадастра подлежат обязательному использованию при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при решении земельных споров, изъятии и предоставлении земель, определении платы за землю, планировании использования и зонирования, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель и других мероприятий. Ведение государственного земельного кадастра осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике и его территориальные органы на местах.[ . ]

В земельном кодексе РФ государственный земельный кадастр (ЗК) представляет собой систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли и землепользователям, категориям земель, о качественной характеристике (бонитировке) и народно-хозяйственной ценности земель. Это название соответствует первоначальному значению термина «кадастр», который происходит от латинского capitastrum — опись, реестр податных документов. Позднее во Франции это слово трансформировалось в cadastre — реестр.[ . ]

Основы земельного законодательства СССР и союзных республик, утвержденные 13 декабря 1968 г., включают специальный раздел о государственном земельном кадастре. В этом разделе отмечалось, что государственный земельный кадастр включает данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.[ . ]

Ведение государственного земельного кадастра начинается с формирования и учета объекта кадастра. Этот процесс представляет собой неразрывную последовательность процедур сбора, обработки, учета, хранения и предоставления информации, осуществляемых по единой методике на всей территории Российской Федерации. Единство и сопоставимость кадастровых данных обеспечивается единством принципов, методов и технологий ведения кадастра, а также унификацией кадастровых документов.[ . ]

Материалы государственного земельного кадастра представляют собой совокупность кадастровых дел, кадастровых (дежурных кадастровых) карт или планов и форм государственного кадастрового учета. Форма, структура и порядок заполнения кадастрового дела, состав информации и порядок ведения кадастровой (дежурной кадастровой) карты, порядок заполнения форм государственного кадастрового учета устанавливается Госком-земом Российской Федерации.[ . ]

Комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга ежегодно, не позднее 1 марта, представляют в соответствующие органы исполнительной власти и Роскомзем согласованные с органами Госкомприроды России доклады о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных процессов составляют оперативные сводки. Роскомзем и Минприроды России обобщают и анализируют материалы регионального мониторинга земель и Государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в правительство государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель РФ.[ . ]

Документация государственного земельного кадастра подразделяется на основную, вспомогательную и производную.[ . ]

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло 450 тысяч в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В ряде регионов осуществлена массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий.[ . ]

На федеральном уровне в государственном земельном кадастре содержатся обобщенные сведения о количественных, качественных и экономических характеристиках объектов кадастрового учета Российской Федерации и их правовом режиме в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления. Помимо этого, в кадастре на федеральном уровне отражают сведения о территориальных зонах и административных границах субъектов федерации.[ . ]

Главным звеном в системе государственного земельного кадастра является земельный кадастр в административном районе. Район представляет собой основную административно-территориальную единицу, где непосредственно формируется хозяйственная и культурная жизнь населения района. Именно в районе осуществляются важнейшие государственные, бюджетные и муниципальные мероприятия, связанные с использованием земли. В районе комитет по земельным ресурсам и землеустройству проводит учет наличия, состояния и использования земель, осуществляется регистрация землепользований и оценка земель. Земельный кадастр в районе является важнейшим звеном государственного земельного кадастра страны.[ . ]

Для решения этих задач в ходе земельной реформы большое значение имеет использование необходимых сведений и документов государственного земельного кадастра и мониторинга земель. Основополагающим документом для государственных органов, осуществляющих работу по реализации реформы, является утвержденное Правительством РФ в 1992 году «Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра».[ . ]

Имеющиеся разрозненные данные земельного кадастра в отдельных сельскохозяйственных и других предприятиях, организациях и учреждениях еще не дают полного представления о состоянии земельного фонда района. В этой связи возникает необходимость в создании такой кадастровой системы, которая позволяла бы осуществлять управление и контроль за правильностью ведения кадастра в отдельных предприятиях, организациях и учреждениях. Такая система позволяет с наибольшим эффектом собирать и обрабатывать земельно-кадастровые данные по району в целом и вести государственный земельный кадастр. Звеном такой системы является земельно-кадастровая служба района в составе районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству.[ . ]

Таким образом, при характеристике земельного фонда в государственном земельном кадастре применяется объективная система взаимодействующих и взаимосвязанных показателей, одни из которых являются основными, определяющими экономическую сущность кадастрового объекта, другие имеют вспомогательное предназначение, но без них невозможно качественно оценить землю и вести земельный кадастр.[ . ]

Важным условием получения достоверных земельно-кадастровых данных является полнота планово-картографического материала. Их содержание должно соответствовать требованиям государственного земельного кадастра. Это означает, что текстовые и планово-картографические документы земельного кадастра должны быть взаимосвязаны между собой. Большое значение имеет и масштаб плана, обеспечивающий его точность. Наиболее точные результаты получают при использовании крупномасштабных планов. При выборе масштаба важное значение имеет размер контуров, характер использования земель, интенсивность ведения хозяйства и имеющиеся масштабы исходных данных материалов, на основании которых составляется зе-мельно-кадастровый план. В условиях мелкой контурности для земельного кадастра наиболее целесообразно использование планов масштаба 1:10000. В степных районах, где сельскохозяйственные угодья располагаются крупными массивами, возможно применение планов масштаба 1:25000. В орошаемых районах и хозяйствах с большим удельным весом многолетних плодовых насаждений применяются планы масштаба 1:5000. Помимо основного земельного кадастрового плана, на отдельные части землепользования могут быть составлены планы более крупного масштаба. В частности, для учета земель в населенных пунктах, орошаемых и осушаемых земель, земель, занятых многолетними насаждениями, долголетними культурными пастбищами, составляются планы масштаба 1:2000 или 1:5000.[ . ]

Рациональное и эффективное использование земельных ресурсов — проблема народнохозяйственной значимости. Оно означает оптимальное распределение земли между отраслями народного хозяйства, максимальное получение необходимой обществу сельскохозяйственной продукции с единицы площади при минимальных издержках производства, сохранении и систематическом повышении плодородия почвы. Решение этой проблемы вызывает необходимость проведения земельного кадастра в полном объеме с обязательным использованием его данных в хозяйственной практике, что нашло отражение в Основах земельного законодательства и Земельном кодексе Российской Федерации, принятом в 1991 году. В этих документах сказано, что данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.[ . ]

В этой связи точность и достоверность данных государственного земельного кадастра не только в районе, но и в области (крае), зависит от точности и достоверности сведений о каждом землепользователе и в первую очередь о землепользовании сельскохозяйственных предприятий, которые являются основными землепользователями на землях сельскохозяйственного назначения.[ . ]

В декабре 1992 г. был принят Указ Президента РФ «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», устанавливающий, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся по единой системе на всей территории Российской Федерации и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с землей, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.[ . ]

Роземкадастр и Минимущество России осуществляют государственную политику в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организуют и проводят работы, связанные с приватизацией земель; осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; организуют и проводят работы по землеустройству, организуют выполнение научно-исследовательских работ по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель; создают банки данных о федеральных и других землях; разрабатывают меры по экономическому стимулированию рационального использования земель и развитию всех форм хозяйствования на земле.[ . ]

Исходя из общих методических положений, основным звеном государственного земельного кадастра является земельный кадастр административного района.[ . ]

В 2001 г. правительство РФ приняло постановление «Об утверждении положения о Федеральной службе земельного кадастра России». Федеральная служба России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению Государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.[ . ]

Важное значение в использовании и охране земель с учетом их качественного состояния и оценки имеет государственный земельный кадастр, ведение которого было предусмотрено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и постановлением Правительства от 10 июня 1977 г. «О порядке ведения государственного земельного кадастра», закреплено Земельным кодексом РСФСР 1991 года и другими нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации.[ . ]

Материал данного учебника изложен в соответствии с программой курса и отражает происшедшие изменения в земельных отношениях, достижения науки и практики в создании и ведении государственного земельного кадастра в Российской Федерации. Он знакомит читателя с опытом создания и ведения земельного кадастра, кадастровой оценки земель в некоторых зарубежных странах. Основные теоретические и методические положения иллюстрируются цифровыми данными и таблицами, которые способствуют творческому изучению курса.[ . ]

К исключительным полномочиям Правительства Российской Федерации относятся: а) утверждение Перечня показателей государственного земельного кадастра; б) утверждение Порядка предоставления кадастровой информации; в) утверждение состава, форм, содержания и порядка ведения документов земельного кадастра; г) определение размеров кадастрового сбора, платы за кадастровую информацию и ее предоставление.[ . ]

В программе определены направления реализации федеральной целевой Программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.[ . ]

Госкомзем и Министерство природных ресурсов Российской Федерации обобщают и анализируют материалы регионального мониторинга земель и государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в Правительство Российской Федерации Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации.[ . ]

Для почв и земель действуют Законы “О плате за землю” (в ред. от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ); “Об отходах производства и потребления” от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ; “О землеустройстве” от 18 июня 2001 г.; “О мелиорации земель” от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ; “О государственном земельном кадастре” (1999); Земельный кодекс РФ; ГОСТ 17.4.3.02-85 (СТ СЭВ 4471-84) “Охрана природы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ”; ГОСТ 17.4.3.04-85 “Охрана природы. Общие требования к контролю загрязняющих веществ, РД 39-0147098-015-90”; Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (М.: Роскомзем, 1993); Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (приказ МПР РФ от 15.06.2001 № 511); нормативные акты Федерального горного и промышленного надзора и др.[ . ]

Для снижения вредного воздействия окружающей среды и сохранения объектов культурного наследия России необходима координация деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств, участие органов охраны культурного наследия в составлении государственного земельного кадастра и координация деятельности этих органов с органами Госкомэкологии.[ . ]

Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации (ныне Министерство природных ресурсов Российской Федерации) совместно с бывш. Госкомземом разработан ряд постановлений Правительства РФ по вопросам охраны почв и земельных ресурсов: «О мониторинге земель», «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами», «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель», «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра».[ . ]