Государственный и местный бюджет понятие роль

Государственный и местный бюджет понятие роль

19. Понятие, роль и правовая форма бюджетов, виды бюджетов

Система государственных и местных (муниципальных) бюджетов является центральным звеном финансовой системы. Посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

В материальном аспекте как государственный, так и местный бюджет представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т. п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т. е. в характеристике бюджета как экономического механизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

С юридической точки зрения бюджет рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

В БК РФ установлена основная правовая форма этого акта применительно к бюджетам разных уровней: федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации утверждаются в форме соответствующих законов, местные (муниципальные) – в форме решений представительных органов местного самоуправления, в чем проявляется принцип демократизма в бюджетной деятельности. Названную основную форму дополняют финансово-плановые акты органов исполнительной власти, конкретизирующие бюджет.

БК РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи функций государства и местного самоуправления, что не отражает всех особенностей бюджета.

Основная роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны, т. е. для выполнения задач общего значения в рамках соответствующей территории.

Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики.

Существует также консолидированный бюджет, т. е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в РФ. Бюджет способствует также развитию международных связей России и укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ.

Электронная библиотека

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет – необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Понятие «бюджет» можно рассматривать многозначно, в разных аспектах (рис. 4.1):

· в экономическом аспекте бюджет – это совокупность общественных отношений в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов публично-правовых образований;

· в материальном аспекте бюджет – это централизованный в масштабах определённого публично-правового образования денежный фонд, предназначенный для обеспечения публичных задач и функций;

· в юридическом аспекте бюджет – это правовой акт, которым, утверждается финансовый план публично-правового образования на соответствующий период.

Законодательное закрепление понятия бюджета дается в статье 6 Бюджетного кодекса РФ: «Бюджет – форма образования и расходования денежных средств,

предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (п. 4 ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ (рис. 4.2). Таким образом, средства государственного бюджета – часть государственной казны. Средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и соответственно – составной части муниципальной казны.

В зависимости от различных оснований бюджеты можно классифицировать следующим образом:

1) в зависимости от срока, на который принимается бюджет:

— годовой текущий (действует в течение одного финансового года, который длиться с 1 января по 31 декабря);

— многолетний плановый (принимается на очередной финансовый год, который следует за текущим и два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом);

— многолетний скользящий (как правило, составляется на 5 лет, ежегодно пересматривается и передвигается на 12 месяцев вперед);

2) в зависимости от содержания и цели принятия:

— чрезвычайный бюджет – бюджет, основанием принятия которого является введение чрезвычайного положения;

3) в зависимости от места в бюджетной системе:

— бюджеты союзных государств или наднациональных образований;

— региональный (субъекта Федерации);

4) экономические виды бюджетов;

— консолидированный бюджет – свод бюджетов уровня бюджетной системы на соответствующей территории;

— национальный бюджет – включает в себя государственный бюджет, а также доходы и расходы всех других звеньев финансовой системы;

— бюджет-брутто – включает расходы, необходимые для осуществления бюджетного процесса;

— бюджет-нетто – чистый бюджет, не включает затраты на осуществление бюджетного процесса;

— дефицитный бюджет – бюджет, в котором расходы превышают доходы;

— профицитный бюджет – бюджет, в котором доходы превышают расходы;

— бюджет действующих обязательств;

— бюджет принимаемых обязательств.

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Бюджетное устройство включает в себя бюджетную систему и принципы ее построения.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Бюджеты на всех трех уровнях утверждаются соответствующими представительными органами власти. В результате бюджет приобретает определенную правовую форму.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Бюджеты всех уровней предназначены для исполнения расходных обязательств, под которыми понимаются обусловленные законом, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Бюджетная система в соответствии со ст. 28 БК РФ основывается на следующих принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости) бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

Содержание каждого принципа раскрывается в статьях БК РФ

§ 1. Понятие и роль государственного и местного бюджетов

Общепризнана колоссальная роль бюджета для перспектив экономики и других сфер общества. Бюджет — основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социально-экономические процессы в обществе.

Более десяти лет бюджетная система страны находится в стадии перманентного реформирования и столько же времени — в кризисном положении. Решение задач первостепенной важности по наведению порядка в денежно-кредитной политике и налаживанию контроля за исполнением бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетных правоотношений потребует реальных действий, направленных на постепенное вытеснение сложившейся практики использования бюджетных средств не по назначению, неисполнения бюджетных предписаний всеми уровнями органов власти, приводящей к недофинансированию и задержкам финансирования ряда важных направлений, и т.п. Практика функционирования бюджетной системы свидетельствует о многочисленных случаях злоупотребления в сфере бюджетной деятельности. Отсутствует правовая, а также имущественная защита субъекта, получающего бюджетные средства, при нанесении ему ущерба из-за неполного финансирования либо его задержки.

Бюджет, будучи одним из атрибутов государства, служит основным источником финансового покрытия материальных потребностей государства. Как экономическая категория он представляет собой денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода. К числу таких отношений относятся отношения по формированию доходов и осуществлению расходов. В связи с этим можно считать идентичными понятия «бюджет» и «бюджетные отношения».

В результате функционирования бюджета образуется главный фонд денежных средств государства, который является централизованным. Государство, представленное федеральным и региональными уровнями, имеет соответственно два уровня бюджетов. Органы местного самоуправления имеют свои бюджеты.

В организационном плане бюджет — это способ финансового обеспечения функций государства. Он позволяет учитывать поступающие в адрес государства и муниципалитетов деньги и распределять их между структурными звеньями данного государства и другими получателями денежных средств. Через бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.

Некоторые люди ошибочно представляют бюджет как некое денежное хранилище. На самом деле бюджет можно представить как форму оперативного направления денежных средств на определенные цели. Причем это форма, которой придали статус закона*. О бюджете как форме образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, говорится в ст.

Бюджет реализуется в документе, финансовом плане (можно сказать, бюджетном плане), что по сути является раскладкой, росписью, распределением денежных доходов и расходов государства на определенный период времени. Данный финансовый план формирования и расходования денежных средств государства ежегодно разрабатывается и утверждается законом. При этом он носит комплексный характер, поскольку включает практически все виды доходов и расходов государства, за исключением денежных средств, входящих во внебюджетные фонды.

Довольно часто в официальных документах и обыденной практике термин «бюджет» применяется для обозначения финансовых планов внебюджетных фондов, а также юридических лиц*. Конечно, это не совсем корректное употребление данного термина. В указанных случаях следовало бы говорить о финансовых планах этих субъектов.

С помощью бюджета, как и остальных финансов, государство обеспечивает выполнение распределительной (сметной) и контролирующей целевых задач. Конкретно бюджеты всех уровней обеспечивают распределение собранных в бюджетах средств и реализуют функцию контроля по отношению к их получателям, а также ко всей цепочке распределительного процесса.

Вместе с тем бюджет является средством воздействия на другие группы общественных отношений и в этом аспекте является способом управления общественными отношениями. В целом государство в форме бюджета имеет мощное средство (не всегда, правда, эффективно используемое) воздействия на эко-номические, социальные и даже политические процессы. Бюджет более всего позволяет реализовывать публичные дела государства, все то, что направлено на обеспечение общих интересов и потребностей населения.

Одновременно бюджет — часть фискального механизма государства. Он позволяет перераспределять часть национального дохода, например, в тех пропорциях и направлениях, которые соответствуют складывающейся парадигме государственного воздействия на процессы в обществе*. При этом государство не может не учитывать объективных потребностей развития общества, степень его политической устойчивости, расстановку сил на политической арене и т.п.

Таким образом, по материальному содержанию бюджет — это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли — регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе — система денежных и иных общественных отношений между государством, физическими и юридическими лицами. Он выполняет целый ряд функций в общественном организме. В частности, обеспечивает перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП), является средством государ-ственного регулирования экономики и стимулирования экономической деятельности, финансирования социальных задач и т.д.

Понятие, роль и правовая форма бюджетов, виды бюджетов

Понятие бюджет можно рассматривать в трех смыслах:

  1. в юридическом бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
  2. в экономическом бюджет — совокупность экономических отношений по распоряжению государственным централизованным денежным фондом;
  3. как правовой акт бюджет — государственный финансовый план по распоряжению государственным централизованным денежным фондом.

Роль бюджета:

  1. в бюджете сконцентрированы все финансовые ресурсы соответствующего государственного (Российской Федерации или ее субъекта) или муниципального образования;
  2. при помощи бюджетных средств осуществляется финансирование выполнения государственными органами и органами местного самоуправления своих функциональных обязанностей;
  3. наличие контрольной функции, осуществляемой в процессе финансового, в том числе бюджетного контроля за использованием бюджетных средств.

Структура бюджета:

  1. доходная часть — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  2. расходная часть — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В идеале доходная часть бюджета должна равняться расходной части. В случае их неравенства образуется дефицит (превышение расходов над доходами) или профицит бюджета.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если Бюджетным кодексом РФ предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо акта-ми о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Классификации бюджетов:

    по территории:

а) федеральный бюджет;
б) бюджет субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ;
в) бюджет муниципального образования — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления;

  • консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
  • 2.1. Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов

    Государственный, как и местный бюджет может быть рассмотрен в трех аспектах:

    В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно. Постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.д.

    Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических, денежных отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

    Как правовая категория бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

    В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (п.4 ст.214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства государственного бюджета — часть государственной казны. Средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и соответственно — составной части муниципальной казны (ст.215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им является не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования (РФ, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Конституция РФ (п. «г» ч.1 ст.72) относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

    Понятие бюджета дается в законодательстве. Так, в Законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991г. бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств для функционирования органов государственной власти, но это характеризует лишь одну его сторону — связь с функционированием органов государственной власти. К тому же за пределами приведенного определения остались не только другие особенности данной категории, но и местные бюджеты.

    Впоследствии в законодательстве была уточнено понятие бюджета. Согласно Бюджетному кодексу 1998г. (ст. 6) бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. При сохранении сходства с вышеприведенным данное определение можно назвать более точным. В нем вместо довольно неопределенного выражения «денежные средства для функционирования органов государственной власти» говорится о «фондах денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»; т.е. уже учитывается отделение и обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти на основании Конституции РФ 1993 г., в связи с чем местные бюджеты перестали относиться к государственным.

    Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по охране окружающей природной среды, по развитию и укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения, по борьбе с преступностью и т. д.

    Наличие бюджета создает возможность для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности и важности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов.

    Бюджет способствует и развитию международных связей России, таких как, например, укрепление ее взаимоотношений с государствами СНГ, в частности Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999г.» было намечено выделение средств для взноса в бюджет Союза Белоруссии и России в сумме 520 млн. рублей, предоставление кредитов государствам — участникам СНГ.

    Государственные бюджеты на (уровнях РФ и ее субъектов) и местные бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. В результате этого бюджет приобретает определенную правовую форму. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов (например, ФЗ «О федеральном бюджете на 1999г.»), а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило — решений. Таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает юридическое значение, а именно: в упомянутых правовых актах на конкретный период времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.

    Помимо бюджета, утверждаемого в обычном порядке, Закон РСФСР «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» (ст. 25) предусматривает возможность введения на территории РФ чрезвычайного бюджета.

    Чрезвычайный бюджет — это бюджет с особым, более жестким правовым режимом использования средств, основанием для установления которого является введение чрезвычайного положения.

    Кроме того, в соответствии с законодательством имеет место на территории РФ еще и консолидированный бюджет, т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа. Его необходимость возникла в связи с тем, что по действующему законодательству все бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды, в отличие от положения, существовавшего до 90-х гг., когда высшим органом власти утверждался единый государственный бюджет, который объединял все существующие на территории страны бюджеты. Естественно, что для успешного управления делами в такой большой стране, как Российская Федерация, ее территориальных подразделений, для более точного прогнозирования их развития, важно знать какие же средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты, каковы основные источники их формирования. Поэтому составляются консолидированные бюджеты субъектов РФ (совокупность бюджета субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований) и консолидированный бюджет Российской Федерации, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ. В результате такого объединения, в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие на территории страны.

    В связи с понятием консолидированного бюджета законодательство ввело и другое — минимальный бюджет — это расчетный объем доходов консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, а также низовых звеньев бюджетной системы (сельских, поселковых), покрывающих минимально необходимые расходы, гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти.

    Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997г. (ст.1) дал понятие минимального бюджета применительно к местным бюджетам, увязывая его с государственными социальными стандартами: минимальный местный бюджет — это расчетный объем доходов и расходов местного значения, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты. Бюджетный кодекс РФ 1998г. взамен термина «минимальный бюджет» применяет более точный — « минимальная бюджетная обеспеченность», делая его зависимым от минимальных государственных стандартов. Минимальные государственные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

    В свою очередь минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.

    Именно реализация норм о минимальных государственных стандартах и их минимальной бюджетной обеспеченности — важное условие выполнения государством своих социальных обязанностей перед гражданами по государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов, по осуществлению бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т. д.

    3. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования Понятие бюджета муниципального образования (местного бюджета)

    Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

    С точки зрения экономической теории местный бюджет следует рассматривать как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти.

    Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задачи и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

    1) широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;

    2) высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории;

    3) гибкостью, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.

    В настоящее время местные бюджеты, являясь частью финансовой системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения вопросов местного значения, выполнения функций органов местного самоуправления. Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет. Таким образом, к бюджетам муниципальных образований относятся городские, районные, поселковые бюджеты, а также районные бюджеты в районах городов и бюджеты сельских населенных пунктов.

    Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:

    1) наличием собственных источников доходов;

    2) правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;

    3) правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения (данные средства не подлежат изъятию органами государственной власти);

    4) правом на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;

    5) ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.

    Местный бюджет имеет доходную и расходную части.

    Доходная часть местных бюджетов

    Согласно действующему законодательству в РФ, доходная часть состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

    К собственным доходам бюджетов относятся:

    • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

    Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на дол го времен ной основе по разным видам таких доходов.

    Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют:

    • собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

    • отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектам РФ;

    • государственная пошлина, за исключением зачисляемой в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

    К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

    Согласно Налоговому кодексу РФ перечень местных налогов и сборов включает в себя следующие виды налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

    Доли федеральных и региональных налогов (сборов) закрепляются за бюджетами муниципальных образований на постоянной основе в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

    Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

    К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

    • доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

    • часть доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

    • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

    • платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

    • доходы от проведения муниципальных денежно-вещественных лотерей;

    • штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

    • государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ.

    Федеральным законодательством предусмотрено право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами и участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.

    Муниципальные бюджеты также пополняются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления.

    Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.

    Дотации, субвенции, а также заемные средства играют роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов.

    Заемные средства могут быть предназначены для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или устранения финансовых трудностей в процессе исполнения утвержденного бюджета.

    Исполнительные органы местного самоуправления по решению представительных органов вправе выпускать муниципальные займы на инвестиционные цели и получать ссуды — бюджетные средства, предоставляемые из иных бюджетов на возвратной, безвозмездной или возмездной основе.

    Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными-органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие за собой дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

    Расходная часть местных бюджетов

    В соответствии с законодательством в РФ выделены две группы расходов бюджетов муниципальных образований:

    • расходы, совместно финансируемые из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований;

    • расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

    Следует отметить, что расходы местных бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы).

    Бюджет развития формируется за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, а также затрат, связанных с воспроизводством, расходов, при • осуществлении которых увеличивается или создается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов.

    Различаются обязательные, добровольные и запрещенные расходы местных бюджетов.

    В соответствии с законодательством обязательными для местных сообществ являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Также обязательны и задолженности, появляющиеся из договорных обязательств и судебных решений. Добровольными являются расходы, которые местное сообщество может самостоятельно определять при условии, что они не входят в перечень запрещенных, а все обязательные расходы предварительно были покрыты необходимым объемом поступлений. К числу добровольных расходов относятся, например, связанные с деятельностью в экономической сфере (прямая и косвенная помощь частным лицам), дополнительная деятельность в гуманитарной и информационной сферах, расходы по строительству.

    Запрещаются расходы, противоречащие бюджетным принципам. Если произведенный расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или-жалобы граждан (контроль внутренней легальности бюджета).

    Как уже нами отмечалось, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом обеспечивают муниципальным органам минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

    Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

    Нарушение принципа сбалансированности местного бюджета порождает его дефицит. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в двух основных формах:

    • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени соответствующего муниципального образования;

    • кредиты, полученные от кредитных организаций. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется

    представительными органами местного самоуправления. Они вправе привлекать для этой цели аудиторов.

    Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Росстат.

    Местные бюджеты тесно взаимосвязаны с бюджетами субъектов РФ и федеральным бюджетом. Основные принципы межбюджетных отношений, средства и порядок бюджетного регулирования закреплены в законодательстве РФ. Исходя из указанных общих принципов следует выделить некоторые особенности участия муниципальных образований в межбюджетных отношениях.