Гк рф 1990 года

Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (ГК РСФСР)

Информация об изменениях:

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1987 г. в настоящий Кодекс внесены изменения

Гражданский Кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.

С изменениями и дополнениями от:

4 августа, 23 ноября 1966 г., 30 мая 1969 г., 22 июня 1970 г., 15 августа 1972 г., 12 декабря 1973 г., 1 марта, 18 декабря 1974 г., 18 октября 1976 г., 3 февраля, 14 июня 1977 г., 20 февраля 1985 г., 28 мая 1986 г., 24 февраля 1987 г., 5 января, 15 апреля 1988 г., 16 января 1990 г., 21 марта 1991 г., 4 марта, 24 июня, 24 декабря 1992 г., 30 ноября 1994 г., 26 января 1996 г., 14 мая 2001 г.

О порядке введения в действие настоящего Кодекса см. Указ Президиума ВС РСФСР от 12 июня 1964 г.

См. Закон РСФСР от 11 июня 1964 г. «Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР»

Утратила силу с 1 января 1995 г.

Информация об изменениях:

Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.

Настоящий Кодекс введен в действие с 1 октября 1964 г.

Текст опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1964 г., N 24, ст. 406; 1966 , N 32, ст. 771; 1973, N 51, ст. 1114; 1974, N 51, ст.1346; 1986, N 23, ст. 638; 1987, N 9, ст. 250; 1988, N 1, ст. 1; 1991, N 15, ст. 494; 1992, N 15, ст. 768; 1992, N 29, ст. 1689; 1992, N 34, ст. 1966.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ Гражданский кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 января 2008 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 марта 2002 г.

Федеральный закон от 14 мая 2001 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 1996 г.

Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1995 г.

Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4215-I

Изменения вводятся в действие с 1 августа 1992 г.

Закон РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-I

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон РФ от 24 июня 1992 г. N 3119/I-1

Закон РФ от 4 марта 1992 г. N 2438-I

Изменения вводятся в действие с 1 января 1992 г.

Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. N 945-I

Указ Президиума ВС РСФСР от 16 января 1990 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1988 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 5 января 1988 г.

Изменения вводятся в действие с 1 января 1988 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 28 мая 1986 г.

Изменения вводятся в действие с 1 июля 1986 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 20 февраля 1985 г.

Изменения вводятся в действие с 1 марта 1985 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 14 июня 1977 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 3 февраля 1977 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 18 октября 1976 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 18 декабря 1974 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 1 марта 1974 г.

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 июня 1973 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 12 декабря 1973 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 15 августа 1972 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 22 июня 1970 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 30 мая 1969 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 1969 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 23 ноября 1966 г.

Изменения вступают в силу с 12 декабря 1966 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 4 августа 1966 г.

Изменения вступают в силу с 22 августа 1966 г.

Основные поправки в общую часть ГК РФ. Что изменится в текущей работе

За семнадцать лет существования действующего Гражданского кодекса РФ в нашей стране изменилась не только политическая и экономическая ситуации, но и возникли целые группы новых правовых отношений, не урегулированных кодексом. Регулирование других утратило свою актуальность или требовало значительного пересмотра. Именно с этой целью и было задумано масштабное реформирование ГК РФ.

Сейчас принят только первый блок поправок, который затрагивает общие положения кодекса. Речь идет о поправках, введенных Федеральным законом от 30.12.2012 № 302 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3, 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 302-ФЗ), которые вступили в силу с 1 марта нынешнего года. Из самых громких изменений — отказ от системы двойной регистрации в отношении недвижимых вещей, закрепление добросовестности в качестве основного принципа гражданско-правового регулирования, пересмотр подхода к обычаям делового оборота и введение понятия «правовой обычай». Насколько позитивно скажутся эти перемены на участниках оборота и как они повлияют на работу практикующих юристов, пока говорить преждевременно. Сейчас можно лишь констатировать, что поправки уже вступили в силу и сегодня мы можем только предположить, как будем работать по новым правилам.

Добросовестное поведение стало обязанностью участника

Одной из наиболее обсуждаемых поправок в Гражданский кодекс РФ стало закрепление добросовестности в качестве принципа гражданско-правового регулирования.

Этот термин и ранее использовался в тексте кодекса. Так, в случае, когда отношения прямо не урегулированы ГК РФ и отсутствует возможность применить аналогию закона или права, стороны должны руководствоваться требованиями добросовестности (ст. 6); презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений закреплена в ст. 12; вопрос добросовестности может встать при решении вопроса о привлечении к ответственности органов юридического лица (п. 3 ст. 53), он имеет значение для владельческой защиты (ст. 302) и т. д.

В чем же тогда заключается важность возведения добросовестности в ранг принципа права, когда она и так красной нитью проходила через весь текст кодекса? В статье 1 ГК РФ (пределы осуществления гражданских прав) законодатель установил понятие «добросовестность участников правоотношений». Законом № 302-ФЗ введена обязанность субъектов гражданских правоотношений действовать добросовестно и принцип недопустимости заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав, то есть злоупотребления правом.

Добросовестность призвана, с одной стороны, противостоять нарушениям, которые субъекты обосновывают стержневыми понятиями российского гражданского права, такими как свобода договора или автономия воли сторон. С другой стороны, введение указанного принципа в ст. 1 ГК РФ несет в себе дополнительное основание для обращения потерпевшей стороны за защитой
своих прав.

Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введение института bona fides (добросовестности) на нормативно-правовом уровне сможет сбалансировать гражданский оборот, играя роль своеобразного противовеса общепринятым постулатам автономии воли сторон.

Следует также отметить, что использование судами принципа добросовестности уже имело место в российской правоприменительной практике. Об этом, в частности, свидетельствует информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации». В названном письме приводятся примеры из правоприменительной практики судов, ссылавшихся в мотивировках на положения ст. 10 ГК РФ, например, при отказе в досрочном расторжении договора аренды в связи с наличием в действиях арендодателя признаков злоупотребления правом. Суды зачастую указывают, что вправе по своей инициативе применять положения ст. 10 ГК РФ.

Установление в уставе или ином внутреннем документе, например, акционерного общества, в качестве мест проведения общих собраний населенных пунктов вне пределов РФ также может трактоваться судами как злоупотребление правом по смыслу ст. 10 ГК РФ.

В качестве иных примеров можно привести ряд судебных решений, в которых суды, рассматривая право банка на одностороннее изменение процентной ставки по кредиту в силу его закрепления в договоре, ссылались на основополагающие частноправовые принципы разумности и добросовестности (постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 по делу № А04-129/2010, ФАС Дальневосточного округа от 20.08.2010 № Ф03-5734/2010; определение Свердловского областного суда от 19.07.2012 по делу № 33-8442/2012). Вступление в силу указанных изменений в ГК РФ, вероятно, приведет к росту аналогичной практики, когда при принятии решения суд будет руководствоваться наличием признаков добросовестности в действиях сторон.

Сфера применение нормы о злоупотреблении правом существенно расширена

Категория «злоупотребление правом» расширилась за счет включения нового термина — «обход закона». Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав, что будет признаваться злоупотреблением правом. При этом важно отметить, что в новой редакции ст. 10 ГК РФ отсутствует точная дефиниция понятия «действия в обход закона», из чего следует, что законодатель предоставил судам возможность для его расширительного толкования и применения к конкретным ситуациям на практике.

Прежняя редакция ст. 10 ГК РФ не относила действия в обход закона к злоупотреблению правом. Такое определение встречалось лишь в судебной практике. Например, в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по делу № А61-374/2011 суд отнес к зло употреблению правом заведомо или очевидно недобросовестное поведение субъекта права, недобросовестные действия участников оборота в обход закона, приводящие к неблагоприятным последствиям для иных лиц, в связи с чем никто не может извлекать выгоды из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Противоправная цель и заведомая недобросовестность подлежат доказыванию в судебном порядке. Согласно же положениям п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий теперь презюмируются. При этом в случае установления факта злоупотребления правом участником гражданских отношений, суд может отказать в защите права полностью или частично, а также применить иные последствия, предусмотренные законом.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что если злоупотребление правом (в том числе и путем обхода закона) повлекло нарушение права другого лица, то такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков по правилам ст.ст. 15, 1064 ГК РФ.

Государственной регистрации подлежат права на недвижимость и обременения

Одно из самых существенных и широко обсуждаемых нововведений Закона № 302- ФЗ – включение в ГК РФ новой ст. 8.1 «Госу дарственная регистрация прав на имущество». Принципиально новым положением данной статьи является возможность государственной регистрации прав, ограничений и обременений не только недвижимости, но и других видов имущества. При этом Закон не содержит перечня имущества, права на которые подлежат регистрации. Важно отметить, что поправки, вносимые ст. 8.1 ГК РФ, повлияют в первую очередь на регистрацию недвижимого имущества.

Закон изменяет основополагающие принципы и правила государственной регистрации недвижимого имущества. Установление принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра влечет, прежде всего, изменение статуса регистрирующих органов. Существенно расширены полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Теперь органы Росреестра вправе проверить: полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права; законность оснований регистрации; законность сделки, если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки; иные обстоятельства и документы, предусмотренные законодательством. Логичным продолжением рассмотренного выше расширения компетенции регистрирующих органов является установление ответственности регистрирующих органов за внесение в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве по их вине. Возмещение убытков в таком случае производится в судебном порядке за счет государственных средств.

Следует ожидать, что следствием указанных изменений будет являться увеличение сроков регистрации и размера государственных пошлин за регистрационные действия.

Также изменились требования к содержанию Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (абз. 3 п. 1 ст. 8.1 ГК РФ). Теперь в нем должны быть указания на объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права и основание его возникновения.

В ходе одного из обсуждений Проекта озвучивалась идея о введении обязательного нотариального удостоверения всех сделок с недвижимым имуществом.

По замыслу законодателя, введение нотариального удостоверения сделок в сочетании с государственной регистрацией позволило бы достичь должной защиты сторон гражданско-правового договора от злоупотреблений и обманов. Главным аргументом против принятия этой поправки стало существенное увеличение расходов участников гражданского оборота на совершение таких сделок. Пункт 3 ст. 8.1 ГК РФ сохраняет действующее регулирование, при котором нотариальному удостоверению сделка подлежит в тех случаях, когда это предусмотрено законом или соглашением сторон.

Корпоративные отношения включены в предмет гражданско-правового регулирования

В предмет регулирования гражданского права включены «корпоративные отношения» (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Под ними понимаются отношения, связанные с участием в корпоративных организациях и управлением ими.
Закон пока не содержит норм, регулирующих корпоративные отношения, и их следует ожидать в следующих частях Проекта изменений в ГК РФ и поправках в специальное законодательство. Тем не менее данное обстоятельство подтверждает роль ГК РФ как основы всей системы регулирования юридических лиц. Помимо этого, данная поправка указывает на то, что корпоративные отношения как отношения, связанные с созданием юридических лиц, отношения между органами корпораций, с обжалованием их решений и проч., относятся к гражданско-правовым отношениям и не подлежат регулированию публичным правом.

Двойная регистрация в отношение объектов недвижимости отменена

Одним из самых долгожданных изменений является отмена системы двойной регистрации в отношении объектов недвижимости. Ранее государственной регистрации подлежал как сам переход прав на недвижимое имущество, так и сделка, на основании которой такой переход осуществлялся. Теперь согласно п. 1 ст. 8.1. ГК РФ государственной регистрации подлежат права, закрепля- ющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества, но не сами сделки.

Таким образом, с 1 марта отменена государственная регистрация следующих договоров: купли-продажи жилого помещения (ст. 558 ГК РФ); продажи предприятия (ст. 560 ГК РФ); дарение недвижимого имущества (ст. 574 ГК РФ); ренты, предусматривающей отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты (ст. 584 ГК РФ); аренды недвижимого имущества (ст. 609 ГК РФ), здания и сооружения (ст. 651 ГК РФ), предприятия (ст. 658 ГК РФ).

В прежней редакции Гражданского кодекса РФ перечисленные договоры считались заключенными с момента их государственной регистрации. Теперь момент заключения указанных договоров определяется по правилам п.п. 1 и 2 ст. 433 ГК РФ.

ЦИТАТА: «1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. 2. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224)» (п.п. 1, 2 ст. 433 ГК РФ).

Признание договоров незаключенными в связи с отсутствием государственной регистрации лишало сторон права воспользоваться предусмотренными в договоре способами защиты своих прав.

Арбитражными судами предпринимались попытки решения этой проблемы.Например, возможность взыскания неустойки по незарегистрированным, но фактически исполняемым договорам аренды преду-
смотрена в проекте постановления Пленума

ВАС РФ «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды».

Отмена государственной регистрации договоров аренды влечет и некоторые отрицательные последствия. Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству опубликовал разъяснение (письмо Комитета ГД ФС РФ Шестого созыва по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 22.01.2013 № 3.3- 6/94), в котором указывается, что в действующем законодательстве отсутствуют какие бы то ни было положения, исключающие возможность государственной регистрации аренды недвижимого имущества в качестве обременения, вследствие чего аренда недвижимого имущества как обременение подлежит государственной регистрации.

Вместе с тем регистрация аренды как обременения в ГК РФ прямо не установлена. Абзац 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122- ФЗ) также предусматривает, что ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, отсутствие в законодательстве положений, прямо закрепляющих требования государственной регистрации аренды недвижимого имущества в качестве обременения, могло бы повлечь возникновение спорных ситуаций в правоприменительной практике.

Однако данная коллизия уже устранена принятым 04.03.2013 Федеральным законо № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Одними из самых дискутируемых изменений в разделе, посвященном регистрации прав на имущество, являются п.п. 6 и 7 ст. 8.1 ГК РФ. Пунктом 6 ст. 8.1 ГК РФ в редакции Закона № 302-ФЗ предусмотрено, что лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные реестра. Также по смыслу п. 7 указанной статьи приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества. Данные нормы предоставляют дополнительные возможности признания приобретателя недвижимости недобросовестным при разрешении споров об изъятии имущества из чужого незаконного владения.

Сфера применения обычая не ограничивается деловым оборотом

В Гражданском кодексе РФ закреплено расширенное толкование понятия «обычай» (без указания специфической сферы его применения), пришедшего на место обычая делового оборота в качестве источника права (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Данное изменение касается случаев, когда отношения сторон не урегулированы должным образом нормами права или условиями договора. Ранее обычай делового оборота использовался в качестве источника права в результате его формирования и длительного применения исключительно в предпринимательской деятельности.

Новая редакция ГК РФ относит к источникам права обычаи, сформировавшиеся в иных сферах деятельности, например, местный обычай, допускающий свободный сбор грибов или лов рыбы, то есть и в отношениях между гражданами. Речь идет о неких устоявшихся правилах, применяемых субъектами оборота десятилетиями, однако не закрепленных на законодательном уровне.

Нотариальное удостоверение сделок и ответственность аффилированных лиц не включены в ГК РФ

Некоторые ожидавшиеся нововведения не получили своего дальнейшего развития. Из первоначального текста законопроекта было исключено обязательное нотариальное удостоверение сделок, подлежащих регистрации государственными органами. Помимо этого, были исключены положения, усиливающие ответственность контролирующих лиц, и нормы, определяющие более детальные критерии аффилированности. Ранее предусматривалось, что в определенных случаях контролирующие лица должны были нести солидарную ответственность вместе с подконтрольными им лицами, а суд получал право на основании обстоятельств дела устанавливать фактическую аффилированность при отсутствии формальных оснований. Следует отметить, что указанные положения, направленные на законодательное закрепление уже встречающейся в российской судебной практике доктрины «снятия корпоративной вуали», безусловно, нуждаются в доработке в свете отсутствия специальных норм, определяющих порядок установления аффилированности.

На обычай как источник права смогут ссылаться суды при разрешении споров, например, между сельскими поселениями. Любое решение сельской администрации, касающееся порядка сбора зерновых культур или пользования общим имуществом, теперь может служить своеобразным прецедентом, которым также смогут апеллировать стороны и суд в процессе разбирательства.

Уточненное понятие обычая в качестве источника права соответствует общепризнанным международным нормам, в том числе, закрепленным в договорах, участником которых является Россия. Статья 9 Венской Конвенции ООН от 11.04.1980 «О договорах международной купли-продажи товаров» (далее — Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров) предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях. На обычай также ссылается сложившаяся в данной сфере судебная практика, свидетельствующая о том, при вынесении постановлений суды опирались на положения ст. 9 Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (см., напр. решение Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ от 17.12.2007 по делу № 35/2007, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2010 по делу № А79-7992/2009).

Крестьянско-фермерское хозяйство стало юридическим лицом

Закон № 302-ФЗ дополнил разд. 2 гл. 4 ГК РФ, посвященный хозяйственным товариществам и обществам, подпараграфом 3.1 о новой форме юридического лица – крестьянском (фермерском) хозяйстве (далее –КФХ). Законодатель установил возможность государственной регистрации КФХ в качестве юридического лица, тем самым расширив перечень организационно- правовых форм, в которых действуют фермерские хозяйства.

В настоящее время самой распространенной формой создания КФХ является регистрация главы хозяйства как индивидуального предпринимателя. До принятия этих изменений уже существовали КФХ, имеющие статус юридического лица. Создание КФХ в форме юридического лица было возможно в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Согласно Федеральному закону от 25.12.2012 № 263- ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ в таком статусе могут оставаться до 01.01.2021.

Закон не содержит требований об обязательной перерегистрации таких юридических лиц в соответствии с новыми правилами, закрепленными в ГК РФ, что, вероятно, «затормозит» приведение существующих форм КФХ к единообразию.

С 01.03.2013 утратил силу п. 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом ст. 23 ГК РФ дополнена п. 5, сохраняющим возможность осуществления деятельности КФХ без образования юридического лица и устанавливающим, что главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Новая редакция п. 5 ст. 23 и п. 1 ст. 86.1 ГК РФ предусматривает возможность создания КФХ на основе соглашения. При этом в ст. 86.1 ГК РФ наличие такого соглашения закреплено как одно из оснований создания КФХ в форме юридического лица.

Гражданин может быть членом только одного КФХ, созданного в форме юридического лица. На другие формы фермерских хозяйств это требование не распространяется. Нормы ГК РФ о КФХ не содержат положений, указывающих на необходимость родственной или свойственной связи между его членами. Несмотря на это, необходимость наличия родственной связи между членами КФХ предусмотрена положениями специальной нормы п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Соответственно, сохраняется главный принцип КФХ – принцип семейности.

Сравнительная таблица принятых поправок в часть 1 ГК РФ

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 18 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1999, N 28, ст. 3471; 2005, N 1, ст. 18; 2006, N 31, ст. 3437; N 45, ст. 4627; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; 2008, N 17, ст. 1756; 2009, N 1, ст. 20; N 52, ст. 6428; 2011, N 49, ст. 7041) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.»;

2) абзац первый пункта 1 статьи 2 после слова «регулирует» дополнить словами «отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения),»;

а) в наименовании слова «делового оборота» исключить;

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.»;

в) в пункте 2 слова «делового оборота» исключить;

4) в пункте 1 статьи 6 слова «делового оборота» исключить;

а) пункт 1 дополнить подпунктом 1 1 следующего содержания:

«1 1 ) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;»;

б) пункт 2 признать утратившим силу;

6) дополнить статьей 8 1 следующего содержания:

«Статья 8 1 . Государственная регистрация прав на имущество

1. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

3. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

4. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

5. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.

Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

6. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные.

7. В отношении зарегистрированного права в государственный реестр может быть внесена в порядке, установленном законом, отметка о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее.

Если в течение трех месяцев со дня внесения в государственный реестр отметки о возражении в отношении зарегистрированного права лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, отметка о возражении аннулируется. В этом случае повторное внесение отметки о возражении указанного лица не допускается.

Лицо, оспаривающее зарегистрированное право в суде, вправе требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права.

8. Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.

9. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом.»;

7) статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав

1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

2. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

3. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.

4. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.

5. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.»;

а) дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

«признания недействительным решения собрания;»;

б) абзацы пятый — тринадцатый считать соответственно абзацами шестым — четырнадцатым;

9) главу 2 дополнить статьей 16 1 следующего содержания:

«Статья 16 1 . Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.»;

а) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«Имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах.»;

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Вред, причиненный гражданину в результате нарушения его права на имя или псевдоним, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом.

При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда.»;

11) пункт 1 статьи 20 дополнить предложением следующего содержания: «Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.»;

а) пункт 2 признать утратившим силу;

б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.»;

13) в подпункте 3 пункта 2 статьи 26 слово «учреждения» заменить словом «организации»;

а) пункт 2 дополнить словами «, учитывая мнение такого гражданина, а при невозможности установления его мнения — с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности»;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. При развитии способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц суд признает такого гражданина ограниченно дееспособным в соответствии с пунктом 2 статьи 30 настоящего Кодекса.

При восстановлении способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими суд признает его дееспособным.

На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека и в случае признания гражданина ограниченно дееспособным устанавливается попечительство.»;

абзац первый после слова «вследствие» дополнить словами «пристрастия к азартным играм,»;

в абзаце третьем слова «, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах подопечного в порядке, предусмотренном статьей 37 настоящего Кодекса.»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Такой гражданин совершает сделки, за исключением сделок, предусмотренных подпунктами 1 и 4 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса, с письменного согласия попечителя. Сделка, совершенная таким гражданином, действительна также при ее последующем письменном одобрении его попечителем. Сделки, предусмотренные подпунктами 1 и 4 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса, такой гражданин вправе совершать самостоятельно.

Гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, может распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иными предоставляемыми на его содержание выплатами с письменного согласия попечителя, за исключением выплат, которые указаны в подпункте 1 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса и которыми он вправе распоряжаться самостоятельно. Такой гражданин вправе распоряжаться указанными выплатами в течение срока, определенного попечителем. Распоряжение указанными выплатами может быть прекращено до истечения данного срока по решению попечителя.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить такого гражданина права самостоятельно распоряжаться своими доходами, указанными в подпункте 1 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, самостоятельно несет имущественную ответственность по сделкам, совершенным им в соответствии с настоящей статьей. За причиненный им вред такой гражданин несет ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.»;

в) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Если психическое состояние гражданина, который вследствие психического расстройства был в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи ограничен в дееспособности, изменилось, суд признает его недееспособным в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса или отменяет ограничение его дееспособности.»;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители несовершеннолетних граждан и граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.»;

а) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:

«Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.

Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления — с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.»;

б) пункт 4 дополнить словами «, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие психического расстройства»;

слова «вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами» исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Если основания, в силу которых гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими при помощи других лиц, был ограничен в дееспособности, изменились, попечитель обязан обратиться в суд с заявлением об отмене ограничения дееспособности подопечного или о признании его недееспособным в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящего Кодекса.»;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».»;

б) в абзаце первом пункта 2 слова «других сделок» заменить словами «других действий»;

в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Опекун распоряжается имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного, а при невозможности установления его мнения — с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.»;

19) параграф 2 главы 4 дополнить подпараграфом 3 1 следующего содержания:

«3 1 . Крестьянское (фермерское) хозяйство

Статья 86 1 . Крестьянское (фермерское) хозяйство

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункт «б» пункта 12 и пункт 19 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Пункт 14, подпункты «б» и «в» пункта 15, подпункт «б» пункта 16, пункт 17, подпункт «в» пункта 18 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении двух лет после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Подпункт «а» пункта 18 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в части введения правил о номинальном счете.

5. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи.

6. Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

7. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», подлежат применению правила статьи 86 [1] Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Перерегистрация ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не требуется.

8. Правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584, 609, 651, 658 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.