Федеральный закон о связи статья 44

Глава 7. Услуги связи (ст.ст. 44 — 56)

Глава 7. Услуги связи

См. Требования к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм, утвержденные приказом Мининформсвязи РФ от 11 сентября 2007 г. N 108

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон «О связи» РФ 2018 года (N 126-ФЗ редакция 2018)

Федеральный закон «О связи» РФ — N 126-ФЗ – устанавливает правовые составляющие, способствующие созданию благоприятных условий для правильного и удобного оказания услуг связи во всех регионах нашего государства и на находящихся под юрисдикцией России территориях. Озвучивает права и обязанности лиц, участвующих в процессах данного сервиса или пользующихся услугами связи. Определяет полномочия органов государственной власти в области связи. Содействует защите интересов пользователей услуг связи и лиц, осуществляющих деятельность в области связи хоз. субъектов. Помогает обеспечению добросовестной конкуренции на рынке услуг связи.

Федеральный закон «О связи» 2015 года № 126-ФЗ был принят 18.06.2003 г.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Статья 44. Оказание услуг связи

1. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

2. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

3. В случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Решение и предписание по делу № 06-06/89-2017 в отношении индивидуального предпринимателя

по делу № 06-06/89-2017

19 декабря 2017 года город Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – , заместитель руководителя Омского УФАС России,

рассмотрев дело № 06-06/89-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем (ИНН 550601700796, ОГРНИП 314554307600066, зарегистрированной по адресу: , далее — ИП ) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП , в отношении которой предприняты необходимые меры для надлежащего извещения,

в присутствии представителя ООО «Т2 Мобайл» — (доверенность б/н от 05.05.2017),

в отсутствие заявителя — , извещенной надлежащим образом,

В адрес Омского УФАС России поступило заявление (вх. № 8947э от 09.11.2017) по факту направления 07.11.2017 ориентировочно в 10:33 часов (по омскому времени) на ее абонентский номер смс-сообщения рекламного характера: «Нужны деньги? Звони! Под залог недвижимости (без переофор) от 2% 503893» от абонента +79081002477.

По утверждению заявителя, данная реклама была отправлена с помощью смс-сообщения без ее предварительного согласия, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», в силу которой распространение рекламы посредством радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

В ответе от 14.11.2017 № 237/11 на запрос Омского УФАС России Омский филиал ООО «Т2 Мобайл» пояснил следующее: «…По результатам проверки установлено, что 07.11.2017 г. в 10:33 (Московское время +3 ч) на абонентский номер поступило входящее смс-сообщение от абонента .

Сообщаем Вам, что абонентский номер отправителя рекламного смс-сообщения закреплен за индивидуальным предпринимателем , адрес местонахождения:…».

В пункте 3.1.6 условий оказания услуг связи ООО «Т2 Мобайл» указано, что абонент (ИП ) обязан не использовать телефонный номер для проведения лотерей, голосования, викторин, рекламы, массовых рассылок.

По определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») индивидуальный предприниматель является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона «О рекламе».

Определение Омского УФАС России о возбуждении дела № 06-06/89-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было направлено в адрес ИП (адрес: ) заказным письмом от 20.11.2017 № 06-9338, и согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России», указанное письмо (трек-номер 64401014240976) хранится в почтовом отделении с 23.11.2017 с пометкой «неудачная попытка вручения».

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

На заседание Комиссии Омского УФАС России ИП 19.12.2017 не явилась, о невозможности явки Омское УФАС России не уведомило.

Комиссия Омского УФАС России полагает, что в извещении ИП предприняты достаточные меры по надлежащему извещению лица о времени и месте рассмотрения дела № 06-06/89-2017.

Одновременно Комиссия Омского УФАС России отмечает, что нарушение законодательства о рекламе может быть устранено посредством действий, направленных на его устранение любым лицом, которое может прекратить распространение ненадлежащей рекламы.

Согласно пунктов 6.1, 6.1.3 условий оказания услуг связи ООО «Т2 Мобайл», оператор связи вправе приостановить оказание услуг связи, в случае если абонент (ИП ) причиняет вред оператору, другим абонентам и/или третьим лицам с использованием услуг оператора, осуществляет неоднократные попытки активации несуществующих карт оплаты, использует абонентский номер для проведения лотерей, голосований, конкурсов, опросов, организации рекламных или иных массовых рассылок, нарушающих требования действующего законодательства, установки шлюзов доступа в сети фиксированной связи и IP -телефонии.

Аналогичное право оператора на приостановление оказания услуг связи изложено в части 3 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», согласно которому в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Рассмотрев материалы дела, учитывая пояснения заявителя об отсутствии его согласия на получение рекламы от ИП , наличие Договора об оказании услуг связи б/н от 25.06.2014, заключенного между ООО «Т2 Мобайл» и ИП , Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы посредством смс-сообщения на абонентский номер .

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

1. Признать действия ИП (ИНН 550601700796, ОГРНИП 314554307600066), выразившиеся в направлении в адрес (абонентский номер ) смс-сообщения: «Нужны деньги? Звони! Под залог недвижимости (без переофор) от 2% 503893» без ее предварительного согласия, нарушающими требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП и ООО «Т2 Мобайл» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу № 06-06/89-2017

19 декабря 2017 года город Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – , заместитель руководителя Омского УФАС России,

на основании своего решения от 19.12.2017 по делу № 06-06/89-2017 о признании действий индивидуального предпринимателя (далее – ИП ), выразившихся в направлении посредством смс-сообщения рекламы в адрес (абонентский номер ) без получения ее предварительного согласия, нарушающими требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

1. ИП (ИНН 550601700796, зарегистрированной по адресу: ) в срок до 28 декабря 2017 года прекратить нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» в части рассылки рекламы посредством использования телефонной связи в адрес (абонентский номер ) до получения ее предварительного согласия на получение рекламы по сетям электросвязи.

2. ООО «Т2 Мобайл» (ИНН , юридический адрес: ) в срок до 28 декабря 2017 года приостановить ИП передачу смс-сообщений рекламного характера в адрес (абонентский номер ) до получения доказательств ее предварительного согласия на получение рекламы по сетям электросвязи.

3. ИП , ООО «Т2 Мобайл» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в срок до 29 декабря 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 44. Оказание услуг связи

1. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

2. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

3. В случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»»

Принят Государственной Думой 21 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 10, ст. 1069; N 31, ст. 3431; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 27, ст. 3408; N 31, ст. 4190; 2011, N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6333; N 50, ст. 7351; 2012, N 31, ст. 4328; N 53, ст. 7578; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4062; N 43, ст. 5451; N 44, ст. 5643; N 48, ст. 6162; 2014, N 6, ст. 560; N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4229, 4273; N 49, ст. 6928; 2015, N 29, ст. 4383; 2016, N 10, ст. 1318; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3873; N 27, ст. 4213, 4221; N 28, ст. 4558) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить подпунктом 3 2 следующего содержания:

«3 2 ) идентификационный модуль — электронный носитель информации, который устанавливается в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) и с помощью которого осуществляется идентификация абонента, и (или) пользователя услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и обеспечивает доступ оборудования указанных абонента или пользователя к сети оператора подвижной радиотелефонной связи;»;

2) в абзаце двенадцатом пункта 3 статьи 19 слова «пункта 3 настоящей статьи» заменить словами «настоящего пункта»;

абзац пятый дополнить словами «, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«Услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту — физическому лицу или абоненту — юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю и пользователю услугами связи такого абонента, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Абонент- юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель обязаны предоставить оператору связи сведения о пользователях услугами связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. Требования настоящего абзаца не распространяются на договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Правилами оказания услуг связи могут устанавливаться случаи, при которых не требуется предоставление оператору связи сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя.»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязано внести в него достоверные сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи, и направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрен указанным договором.

Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи, в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.

Проверка достоверности сведений об абоненте — физическом лице, сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя осуществляется путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность абонента или пользователей услугами связи, подтверждаемых одним из следующих способов:

предоставление документа, удостоверяющего личность;

использование федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

использование усиленной квалифицированной электронной подписи;

использование единого портала государственных и муниципальных услуг;

использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

В случае неподтверждения достоверности сведений об абоненте, сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, представленных лицом, действующим от имени оператора связи, оператор связи приостанавливает оказание услуг связи в порядке, установленном правилами оказания услуг связи.

В случае ликвидации абонента — юридического лица или прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя абонентские номера, выделенные таким абонентам по договорам об оказании услуг связи, могут быть переоформлены на фактического пользователя услугами связи путем заключения договора об оказании услуг связи с этим пользователем в порядке, установленном правилами оказания услуг связи.

Оператор связи предоставляет абоненту с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о заключенных им с абонентом договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

4) абзац восьмой пункта 1 статьи 46 изложить в следующей редакции:

«прекратить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, или предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, сформированного по результатам контрольных мероприятий, в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах;»;

5) пункт 1 статьи 53 дополнить абзацем следующего содержания:

«Не требуется согласие пользователя услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя на передачу таким абонентом его персональных данных оператору связи в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

6) статью 54 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Оплата услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых абонентам — юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям, осуществляется только в форме безналичных расчетов посредством перечисления денежных средств с расчетных счетов таких абонентов в коммерческих банках и других кредитных организациях, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не применяются в отношении оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых пользователям услуг связи абонентов — юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, сведения о которых переданы такими абонентами оператору связи в соответствии с настоящим Федеральным законом.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 года.

2. Действие положений пункта 6 статьи 54 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Дело NФ02-2723/2017 по делу N А58-1721/2016. О взыскании задолженности по договору оказания услуг связи.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

от 14 июля 2017 г. по делу N А58-1721/2016

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рудых А.И.,

судей: Звечаровской Т.А., Качукова С.Б.,

рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2016 года по делу N А58-1721/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шамаева Т.С., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Капустина Л.В., Бушуева Е.М.),

публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767, далее — ПАО «Ростелеком») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к индивидуальному предпринимателю Власову Михаилу Викторовичу (ИНН 143501799684, ОГРН 312143504800098, далее — предприниматель, Власов М.В.) о взыскании задолженности в период с июля по март 2015 года по договору оказания услуг связи N 4442 от 27.11.2007 в размере 149 370 рублей 62 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2017 года, иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 2 154 рублей 64 копейки основного долга (абонентская плата, удержание вызова), в остальной части иска отказано.

Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 10 , 312 , 779 , 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7 , 54 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи), статью 16 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пункт 50 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32 (далее — Правила N 32), пункты 2 , 14 , 22 , 38 , 44 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее — Правила N 575), пункты 2 , 29 Правил применения автоматизированных систем расчетов, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.07.2007 N 73, пункт 2 Приказа Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.01.2008 N 1 «Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации» и мотивированы недоказанностью оказания услуг именно ответчику.

В кассационной жалобе истец просит решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

По мнению заявителя кассационной жалобы, представленная им детализация трафика является подтверждением оказания услуг ответчику на предъявленную ко взысканию сумму; МАС-адрес не имеет значения для идентификации клиента, которому оказана услуга, достаточно его логина и пароля; ответчик потребил услуги в большем объеме, чем предусмотрено тарифным планом; факт несанкционированного подключения третьих лиц ответчиком не доказан; ответственность за защиту аппаратуры от несанкционированного доступа третьих лиц несет пользователь, а не оператор; условиями договора не предусмотрена обязанность оператора связи обеспечивать безопасность использования и контролировать эксплуатацию оборудования ответчика; доказательства, опровергающие данные автоматизированной системы расчетов, отсутствуют.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети «Интернет» на сайте суда — fasvso.arbitr.ru и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в разделе «Картотека арбитражных дел» — kad.arbitr.ru ), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Предметом иска является взыскание оператором с абонента задолженности за услуги связи по договору N 4442 от 27.11.2007 (с учетом дополнительного соглашения к нему от 15.02.2013, далее — договор) за период с июля 2014 по март 2015 года.

Согласно пункту 4.6 договора срок внесения абонентской платы не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, остальная часть платы вносится в течение 15 календарных дней с даты выставления счета, выставляемого не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Ссылаясь на наличие задолженности в сумме 149 370 рублей 62 копейки истец обратился в суд с настоящим иском, представив в качестве доказательства объема оказанных услуг детализацию интернет-трафика, с указанием логина, полученную с помощью автоматизированной системы расчетов «Старт» (сертификат соответствия N ОС-3-СТ-0380).

Возражая против удовлетворения иска и ссылаясь на завышенный объем трафика, ответчик указал на отсутствие в детализации сведений о ресурсе, с которого предоставляется трафик и об IP-адресах.

Правоотношения сторон судами правильно квалифицированы как вытекающие из обязательств по договору оказания услуг.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Отказывая в удовлетворении иска, суды пришли к выводу о недоказанности истцом факта использования информационной сети Интернет в объеме, указанном в детализированном счете, именно ответчиком (факт передачи данных на оборудование ответчика).

Выводы судов основаны на том, что: указанные в детализации Internet-трафика сведения недостаточны для идентификации абонента (по логину, указанному в детализации Internet-трафика, невозможно идентифицировать абонента в привязке к конкретному пользовательскому оборудованию), а данных с привязкой трафика к конкретному оконечному оборудованию (к МАС-адресу или IP-адресу абонента), истцом не представлено; со стороны оператора связи допущено ненадлежащее исполнение своих обязательств (несмотря на значительный рост трафика, истец не потребовал от абонента доказательств принятия услуг им самим, а не иным лицом; истцом не представлены доказательства введения в эксплуатацию модулей АСР «Старт», что свидетельствует о невыполнении им условий лицензии).

Между тем, выводы судов не соответствует материалам дела, основаны на неправильном применении норм права и неверном распределении между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.

В соответствии с пунктами 1 , 2 статьи 44 Закона о связи услуги связи оказываются на основании договора об оказании услуг.

Согласно пункту 2 статьи 54 Закона о связи , пункту 38 Правил N 575 основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи , а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи .

Согласно пункту 2 Правил N 32, пункту 2 Правил N 575 абоненту — пользователю услугами по передаче данных и телематическими услугами связи при заключении договора выделяется уникальный код идентификации.

Из условий договора (пункт 4.1 Приложения к Правилам оказания услуг связи юридическим лицам, являющихся в силу пунктов 1.2, 2.1 договора его неотъемлемой частью) следует, что подключение ответчика к сети осуществляется на основании идентификационных данных — логина и пароля. На индивидуальный МАС-адрес абонента стороны при заключении договора не ссылались.

Учитывая вышеназванное законодательство и условия договора, заключенного между сторонами спора, идентификатором абонента при данной услуге является его уникальный код — логин и пароль.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Следовательно, ответчик, в случае выхода в сеть Интернет по его идентификаторам с другой абонентской линии, не принадлежащей ему, должен представить доказательства того, что произошло несанкционированное использование его идентификаторов, и им были предприняты меры по сохранности этого идентификатора и безопасности услуги истца.

Суды не приняли во внимание, что ответчик, возражая против удовлетворения иска, не оспаривал принадлежность ему логина, указанного в детализации, не предоставлял каких-либо доказательств несанкционированного доступа к сети Интернет по его идентификаторам третьих лиц.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о связи оператор связи должен принимать организационные и технические меры, направленные на предотвращение несанкционированного доступа к линиям связи, сооружениям связи (находящимся как внутри, так и вне сооружений связи) и передаваемой по сетям информации.

Соответствующие требования содержат Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578.

Судами сделан вывод о том, что истец не обеспечил контроль предоставления услуги: не принял мер, которые могли бы предотвратить несанкционированный доступ.

Между тем, при недоказанности ответчиком несанкционированного использования его идентификаторов и доступа в сеть Интернет, и (или) наличия вины истца в результате его бездействия, данный вывод является необоснованным.

Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями.

При этом оборудование, используемое оператором связи для учета объема оказанных услуг — автоматизированные системы расчетов, подлежат обязательной сертификации ( постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2009 N 532 «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации»).

Не принимая детализацию счета в качестве надлежащего доказательства, суды сослались на отсутствие в материалах дела доказательств введения истцом в эксплуатацию модулей АСР «Старт».

Вместе с тем, сертификат соответствия ОС-3-СТ-0380 АСР «Старт» (т. 1 л.д. 74) свидетельствует о том, что упомянутая автоматизированная система расчетов прошла сертификацию.

В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о ненадлежащей работе оборудования связи, учитывающего объем оказываемых услуг.

Таким образом, вывод судов о недоказанности потребления ответчиком услуг предоставленными истцом по договору, не соответствует материалам дела, основан на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, в том числе и на необоснованном перераспределении бремени доказывания.

Вывод судов о несоответствии представленного истцом расчета тарифному плану, установленному для абонента, сделан судами без учета имеющихся в деле доказательств (т. 1, л.д. 69-72), согласно которым тарифы на услуги предполагают объем внешнего трафика, включенного в тарифный план «Минимальный Сити» (250 Мб/мес. — 350 рублей), стоимость 1 Мб внешнего трафика сверх объема, включенного в тарифный план (1,60 рублей без НДС), а также стоимость 1 Мб внутреннего трафика (0,70 рублей без НДС).

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты основании пункта 3 части 1 статьи 287 , частей 1 , 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, предложить истцу представить расшифровку детализации Internet-трафика, пояснения относительно присвоения абоненту IP-адреса, а ответчику — доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений, отраженных в представленных истцом детализациях, либо подтверждающие иной объем потребленных услуг, доказательства несанкционированного доступа третьих лиц к идентификаторам ответчика; с учетом установленного разрешить спор по существу, распределить расходы по государственной пошлине, в том числе, за кассационное рассмотрение дела.

Руководствуясь статьями 274 , 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2016 года по делу N А58-1721/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2017 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон о связи статья 44

Федеральная государственная информационная система Единый реестр проверок

Вопрос: Наша организация получила лицензию на услуги связи. Куда обращаться по вопросу установления взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность?

Ответ: Обращаться в УФСБ России по Тамбовской области по адресу: 392002 г. Тамбов, ул. Сергеева-Ценского, д. 26, телефон: (4752) 72-40-70.

Вопрос: Чем вызваны высокие тарифы на телематические услуги связи?

Ответ: Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» определено, что тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Положением о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 (далее — Положение) предусмотрено, что государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий.
Положением определен перечень телекоммуникационных услуг, тарифы на которые подлежат регулированию государством. Телематические услуги связи в указанный перечень не включены.

Вопрос: Что делать при неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.

Ответ: Пунктами 4, 7, 9 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию . Претензия, предъявленная оператору связи, должна быть рассмотрена не позднее 60 дней со дня ее регистрации.

При этом право на предъявление претензии имеют:

— абонент по обязательствам, вытекающим из договора об оказании услуг связи;
— пользователь услугами связи, которому отказано в оказании таких услуг.
Претензии предъявляются оператору связи, заключившему договор об оказании услуг связи или отказавшему в заключение такого договора.

При отклонении претензии полностью или частично, либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки Вы вправе предъявить иск в суд.

Вопрос: Куда можно обратиться с жалобой на оператора связи, осуществляющего деятельность на территории Тамбовской области?

Ответ: С жалобой на оператора связи Вы можете обратиться в Управление Роскомнадзора по Тамбовской области на официальный сайт: http://68.rkn.gov.ru/social/p5947/.

Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки оператора связи является «нарушение прав потребителей».
Подтверждением того, что Вы являетесь потребителем услуг связи, является договор об оказании услуг связи, заключенный Вами с оператором связи. Копию договора и другие документы, необходимые для рассмотрения Вашей жалобы, необходимо приложить к обращению.

Вопрос: Кто может обращаться с претензией к оператору связи?

Ответ: В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» право на предъявление претензии имеют:

  • абонент по обязательствам, вытекающим из договора об оказании услуг связи;
  • пользователь услугами связи, которому отказано в оказании таких услуг;
  • отправитель или получатель почтовых отправлений в случаях, указанных в пп. 2 и 3 п. 5 ст. 55 настоящего Федерального закона.

Претензии предъявляются оператору связи, заключившему договор об оказании услуг связи или отказавшему в заключении такого договора.

Вопрос: Где можно ознакомиться с документами, регулирующими оказание услуг связи операторами связи?

Ответ: Ознакомиться с документами, регулирующими оказание услуг связи можно на сайте Минкомсвязи: http://minsvyaz.ru/ru/directions/questioner/

Вопрос: В связи с задолженностью по оплате услуг местной телефонной связи мне приостановлено оказание услуг телефонной связи.

Ответ: В соответствии с п. 44 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1342 (далее – Правила), оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, в отношении которых этим абонентом допущены нарушения требований, установленных Федеральным законом «О связи», настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи. При этом оператор связи вправе приостановить предоставление абоненту возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб только в случае, если технико-технологические особенности средств связи сети связи этого оператора связи не позволяют сохранить такую возможность одновременно с приостановлением оказания абоненту услуг телефонной связи.

Вопрос: Я считаю, что выставленная мне сумма по оплате за услуги телефонной связи не верна. Кроме этого у меня есть подозрения, что к моей абонентской линии кто-то подключался.

Ответ: 1. В соответствии с п. 4, 7, 9 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию .

2. Контроль финансовой деятельности операторов связи в компетенцию Роскомнадзора не входит.
Вопросы договорных отношений, связанные с перерасчётом и возвратом денежных средств регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных прав вытекающих из гражданско-правовых отношений, осуществляет суд .

Вопрос: Оператор связи в выставленном счете за услуги телефонной связи, произвел начисление пени за несвоевременную оплату.

Ответ: В соответствии с п.55 Правил в случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг телефонной связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в соответствии с законодательством Российской Федерации, если меньший размер не указан в договоре. При этом размер неустойки не может превышать сумму, подлежащую уплате.

Вопрос: Какие основания для проведения внеплановой проверки оператора связи?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации по перечню таких нарушений, установленному Правительством Российской Федерации (Установлен Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2013 № 611-р:

2.1) Нарушение требований к построению сетей электросвязи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей (сооружений) связи.

2.2) Несоблюдение операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации.

2.3) Нарушение требований при присоединении сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения.

2.4) Использование в сети связи общего пользования средств связи, не прошедших обязательного подтверждения соответствия установленным требованиям.

2.5) Нарушение операторами связи требований по защите сетей (сооружений) связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации.

2.6) Несоблюдение пользователями радиочастотного спектра порядка его использования, норм и требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского применения.

2.7) Несоблюдение пользователями радиочастотного спектра условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

2.8) Несоблюдение пользователями требований по надлежащему использованию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения.

2.9) Нарушение требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий).

Вопрос: Обращаюсь к Вам по вопросу подключения незаявленных мною услуг подвижной радиотелефонной связи, которые были подключены на мой абонентский номер.

Ответ: Необходимо ознакомиться с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в частности, с тарифным планом, для того, чтобы понять какие услуги связи Вам оказывает оператор связи.

В случае включения бесплатной услуги оператор связи посредством SMS-сообщения извещает абонента. Кроме этого, Вы могли сами подключить услугу и забыть об ее подключении. В этом случае также необходимо просмотреть SMS-сообщения.

В случае если все перечисленное не ответило на Ваш вопрос необходимо обратиться к оператору связи с претензией . Претензия, предъявленная оператору связи, должна быть рассмотрена не позднее 30 дней со дня ее регистрации.

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки абонент вправе предъявить иск в суд.
Также Вы можете также обратиться в Управление Роскомнадзора по Тамбовской области или на сайт: http://68.rkn.gov.ru/social/p5947/.

Вопрос: Куда обращаться по вопросам мошеннических действий, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей?

Ответ: Данные вопросы к компетенции Роскомнадзора не относятся.

Пресечение противоправных действий в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным использованием сетей связи и противодействие мошенническим действиям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, находится в сфере деятельности МВД России.

Для оперативного решения вопросов Вы можете отправить электронное обращение по адресу: https://mvd.ru/request_main.

Вопрос: Хочу узнать, как защититься от мошеннических действий при предоставлении услуг подвижной радиосвязи основных операторов связи?

Ответ: Обо всех существующих схемах мошенничества можно узнать на сайтах: http://www.safety.mts.ru/ru/,

Вопрос: В какие органы власти следует направлять жалобы в связи с негативным влиянием электромагнитного излучения (ЭМИ) на организм человека и о правомерности установки радиоэлектронных средств (РЭС)?

Ответ: Вопросы, связанные с влиянием электромагнитного излучения на организм человека, входят в компетенцию Роспотребнадзора и принимаются по адресу: rospotrebnadzor.ru в разделе «Обращения граждан/форма отравки обращений» (http://68.rospotrebnadzor.ru/content/497/16911/).

Вопросы, связанные с согласованием места установки РЭС, входят в компетенцию местных органов самоуправления.

Вопрос: На запрашиваемых страницах сайта в сети Интернет появляется информация (объявления) о провайдере, тарифах на оказываемые услуги и перечень дополнительных услуг, оказываемых данным провайдером (оператором связи).

Ответ: Федеральным органом исполнительной власти по осуществлению полномочий государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе является Федеральная антимонопольная служба России.

Если Вы считаете, что размещенная на страницах сайта оператором связи информация является «навязчивой рекламой» и помехой, обращайтесь в Федеральную антимонопольную службу РФ (http://fas.gov.ru/).

Вопрос: К кому следует обращаться в случае нарушения работы банкоматов?

Ответ: Вопросы по функционированию и обслуживанию, а так же технической поддержке банкоматов в компетенцию Управления не входят. Для решения вопроса Вам необходимо обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (392000, г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 5, тел.: +7 (4752) 47-25-12) с указанием информации о месте, времени, других обстоятельствах произошедшего сбоя работы банкомата и приложением соответствующих документов.

В сфере почтовой связи

Вопрос: Можно ли обратиться с претензией по вопросу неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором почтовой связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи?

Ответ: Положениями статьи 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» определено:

в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию;

претензия, предъявленная оператору связи, должна быть рассмотрена не позднее 60 дней со дня ее регистрации;

при отклонении претензии полностью или частично, либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.

Право на предъявление претензий имеют:

пользователь услугами связи, которому отказано в оказании таких услуг;

отправитель или получатель почтовых отправлений в случаях, если претензия предъявлена в следующие сроки:

в течение 6 (шести) месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств — по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств;

в течение месяца со дня подачи телеграммы — по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.

Претензии, связанные с приемом или вручением почтовых или телеграфных отправлений, могут предъявляться как оператору связи, принявшему отправление, так и оператору связи по месту назначения отправления (статья 56 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

До подачи претензии в суд можно обратиться непосредственно в Роскомнадзор или в территориальные органы Роскомнадзора.

При подаче в Роскомнадзор жалоб и предъявлении претензий в области связи, к претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи (например: оболочка почтового отправления, упаковка дефектного почтового отправления и т.п.).

Работа по обращениям осуществляется через территориальные управления Роскомнадзора.

Документы, необходимые для рассмотрения претензии по существу, можно направить в территориальные органы Роскомнадзора, осуществляющие контроль и надзор в сфере связи на соответствующих территориях.

Список территориальных управлений Роскомнадзора размещен на официальном сайте Роскомнадзора: rkn.gov.ru.

Вопрос: Какие установлены сроки пересылки для международных и внутренних почтовых отправлений?

Ответ: Общие правила, применяемые к международной почтовой службе, регламентируются Всемирной почтовой конвенцией Всемирного почтового союза, принятой на Конгрессе в Женеве в 2008 году (далее — Конвенция ВПС).

Согласно пункту 2 статьи 20 Конвенции ВПС, контрольные сроки прохождения международного почтового отправления по территории той или иной страны, должны соответствовать утверждённым контрольным срокам для внутренних почтовых отправлений увеличенные на время, необходимое для таможенного оформления без учета дня поступления (импорта) на территорию Российской Федерации.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

Сроки оказания иных услуг почтовой связи (в том числе услуг по пересылке посылок, EMS — отправлений, и пр.) устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно (статья 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Вопрос: Каким образом можно отследить прохождение почтового отправления?

Ответ: Информацию о прохождении регистрируемых почтовых отправлений (в том числе отправлений EMS) можно узнать на официальном сайте оператора почтовой связи в сети Интернет в разделах «отслеживание отправлений», «мониторинг доставки» и пр.

Сервисы по отслеживанию почтовых отправлений операторов почтовой связи являются внутренними информационными системами, в которые вносятся данные о почтовых отправлениях и статусе их приёма, обработки, доставки.

В отношении размещённой информации о прохождении почтовых отправлений на сайтах операторов почтовой связи в сети Интернет следует учесть, что действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не определены сроки, требования и обязанность размещения операторами почтовой связи такой информации.

Отсутствие информации, наличие некорректно введённой информации на сайтах операторов связи (например, по причинам технического сбоя системы загрузки, человеческого фактора и пр.) и т.п. не является основанием для проведения Роскомнадзором и его территориальными органами проверок в рамках установленных полномочий в сфере связи.

Вопрос: Какие меры можно предпринять, если почтовое отправление не поступило, поиск через систему отслеживания оператора связи результатов не даёт (отсутствует информация о вручении и пр.), как можно найти почтовое отправление?

Ответ: Для решения данного вопроса целесообразно подать заявление на розыск почтового отправления.

Статьёй 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» определён следующий порядок предъявления претензий:

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение 6 (шести) месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:
на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, — в течение 5 (пяти) дней;

на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств — в течение 2 (двух) месяцев.

Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления.

Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Порядок рассмотрения претензий и порядок выплаты возмещений (а также образцы заявлений на розыск, выплату возмещения) можно узнать на официальных сайтах оператора почтовой связи в сети Интернет.

Розыск внутренних почтовых отправлений, рассмотрение заявлений на возмещение причинённого ущерба за неисполнение (неоказание) услуг почтовой связи не входит в компетенцию Роскомнадзора.

Вопрос: Я знаю только номер почтового отправления, которое адресовано на мое имя. Но при обращении к оператору почтовой связи за розыском почтового отправления по его номеру, оператор просит представить копию квитанции о приёме почтового отправления и документ, удостоверяющий личность?

Ответ: Статьей 15 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» установлена обязанность операторов почтовой связи обеспечивать соблюдение тайны связи, под которой понимается информация об адресных данных пользователя услугами почтовой связи, о почтовых отправлениях, а также сами эти почтовые отправления.

Информация, составляющая тайну связи, может выдаваться только отправителям (адресатам) или их законным представителям.

Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, а также сами эти почтовые отправления, являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям.

Поэтому заявления о розыске почтовых отправлений, а также претензии о возмещении ущерба, связанного с утратой и недостачей (порчей) пересылаемого вложения принимаются от отправителей или адресатов, а также их представителей (по доверенности), на основании документа, удостоверяющего личность.

На основании пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», к претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные).

Вопрос: Какие меры необходимо предпринять для розыска международного почтового отправления?

Ответ: Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (статья 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Согласно статье 17 Всемирной почтовой конвенцией Всемирного почтового союза, принятой на Конгрессе в Женеве в 2008 году (далее — Конвенция ВПС), каждый назначенный оператор обязан принимать рекламации (то есть заявления на розыск) о любом почтовом отправлении, поданном в ее собственной службе или службе другого назначенного оператора, если только они представлены в течение 6 месяцев со следующего дня после дня подачи отправления.

При этом любая рекламация требует обязательного заполнения бланка CN08 с приложением требуемых к нему документов от клиента .

Любое почтовое отправление принадлежит отправителю до тех пор, пока оно не выдано адресату, если только оно не было задержано согласно законодательству страны подачи или назначения (статья 5 Конвенции ВПС).

Для того чтобы предъявить претензию оператору почтовой связи в отношении международного почтового отправления (МПО), ещё не полученному адресатом, отправитель должен отказаться от своих прав в пользу адресата. При этом необходимо иметь документы, оформленные должным образом, подтверждающие указанное выше право.

Заявления пользователей услугами почтовой связи по розыску МПО рассматриваются в течение 2-х месяцев. В случае рассмотрения вопроса выплаты материального ущерба, в соответствии с положениями Конвенции ВПС, срок рассмотрения может быть продлен до 3 месяцев.

Заявления пользователей услугами почтовой связи по розыску МПО рассматриваются оператором связи в течение 2-х месяцев. В случае рассмотрения вопроса выплаты материального ущерба, в соответствии с положениями Конвенции ВПС, срок рассмотрения может быть продлен до 3 месяцев.

Розыск международных почтовых отправлений, EMS – отправлений, рассмотрение заявлений на возмещение причинённого ущерба за неисполнение (неоказание) услуг почтовой связи, предоставление информации о прохождении и местонахождении МПО, а также рассмотрение вопросов таможенного контроля и продвижения грузов, таможенных сборов и платежей не входит в компетенцию Роскомнадзора.

Вопрос: Что делать, если оператор почтовой связи отказал в удовлетворении претензии?

Ответ: В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд (статья 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Вопрос: Каким образом можно получить возмещение о причинённом вреде за неисполнение услуг почтовой связи?

Ответ: При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда (статья 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 38 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Вопрос: Какую ответственность несут операторы почтовой связи за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений?

Ответ: Согласно положениям статьи 34 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.

Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом — разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Также, согласно пункту 3 статьи 22 Конвенции ВПС, назначенные операторы не несут ответственности за решения, принятые таможенной службой при проверке отправлений, подлежащих таможенному контролю.

Вопрос: Какие требования предъявляются к предельному весу и допустимым вложениям почтовых отправлений?

Ответ: Требования по предельной массе, допустимому вложению и предельным размерам письменной корреспонденции, пересылаемой при оказании универсальных услуг почтовой связи, установлены Приложением 1, 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 N 234 требования по предельной массе, допустимому вложению и предельным размерам международного почтового отправления, пересылаемого в рамках международного почтового обмена, установлены пунктом 15 ПОУПС.

Операторы почтовой связи при оказании услуг почтовой связи (кроме универсальных услуг почтовой связи) вправе устанавливать другие виды и категории внутренних почтовых отправлений для пересылки по своей сети почтовой связи, а также предельные размеры, вес и допустимое вложение указанных почтовых отправлений.

Вопрос: Куда можно обратиться с заявлением по розыску почтового отправления ФГУП «Почта России»?

Ответ: Обращения по вопросам розыска почтовых отправлений, некачественного исполнения обязательств по оказанию услуг ФГУП «Почта России» можно направлять непосредственно в претензионную службу ФГУП «Почта России»:

1) Департамент претензионной работы по международному почтовому обмену

2) Единая справочная служба «EMS Почты России»

8-800-2005-055 (звонок из любой точки России бесплатный).

3) Отслеживание отправлений EMS

request@emspost.ru
(с обязательным указанием номера отправления в теме письма, а также копией адресного бланка).

4) Претензии по внутренним экспресс-отправлениям EMS

zapros@emspost.ru
(с обязательным указанием номера отправления в теме письма, а также копией адресного бланка).

5) По входящим на территорию России международным отправлениям EMS

import@emspost.ru
(с обязательным указанием номера отправления в теме письма, а также копией адресного бланка).

6) По исходящим из России международным отправлениям EMS

export@emspost.ru
(с обязательным указанием номера отправления в теме письма, а также копией адресного бланка).

7) Заявления на розыск переводов наложенных платежей за отправления EMS, уточнение реквизитов

perevod@emspost.ru
(с обязательным указанием номера отправления в теме письма, а также копией адресного бланка

Время публикации: 30.09.2015 10:30
Последнее изменение: 24.09.2018 14:44

© 2009-2018, Официальный интернет-ресурс Федеральной службы по надзору

в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций