Ежемесячные пособия на второго ребенка до 15 лет в 2014 году

Содержание:

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком с рождения и до 1,5 (полутора) лет в 2018 году

Дополнительные региональные программы по поддержке материнства и детства в:

Москве

Алименты на ребенка: понятие, размер, порядок уплаты

Ежемесячная денежная выплата на ребенка до 1,5 лет с 2018 года

В 2018 году будут установлены два новых вида выплат — ежемесячная денежная выплата при рождении первого ребенка и ежемесячная выплата при рождении второго ребенка (Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ).

Выплаты на первого ребенка будут из средств ФСС, на второго — из средств материнского капитала, т.е. размер материнского капитала ежемесячно будет уменьшаться на сумму ежемесячных выплат.

Размер выплаты будет исчисляться исходя из прожиточного минимума ребенка в регионе за 2 квартал предшествующего году обращения за указанной выплатой. В среднем в 2018 году сумма составит 10 532 рубля, в 2019 — 10 836 рублей, в 2020 — 11 143 рубля.

Выплаты будут предоставляться семьям при одновременном соблюдении следующих условий:

среднедушевой доход семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе;

ребенок родился после 1 января 2018 года.

Выплата назначается на один год. По истечении этого срока необходимо подать новое заявление о назначении выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представить документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.

Основные условия назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет

В соответствии со статья 256 Трудового кодекса РФ, женщинам, временно прервавшим трудовую деятельность в связи с рождением (усыновлением) ребенка для ухода за ним, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Но пособие выплачивается только до достижения ребенком возраста 1,5 лет.

Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет также может быть предоставлен отцу, бабушке, дедушке или любому другому члену семьи при условии, что его мать вышла на работу.

Лиц, имеющих право на получение пособия по уходу за ребенком, можно разделить на две группы:

работающие (лица, подлежащие социальному страхованию)

неработающие.

Согласно пункту 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н (ред. от 27.01.2012)) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Лица, подлежащие социальному страхованию, получают пособие по месту работы. Пособие по уходу за ребенком неработающим гражданам выплачивают органы социальной защиты населения (ОСЗН) по месту жительства.

К работающим гражданам, которые имеют право на получение пособия, относятся все лица, фактически ухаживающие за ребенком: мать, отец, другие родственники, опекуны. Работающие граждане могут брать отпуск по частям. Например, полгода за ребенком ухаживает один родитель, остальную часть отпуска — другой член семьи.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Пособие выплачивается ежемесячно в сроки, установленные для выплаты зарплаты (стипендии и т.д.). Решение о выплате пособия принимается в 10-дневный срок со дня подачи заявления о назначении такого пособия.

Если в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет у женщины наступает отпуск по беременности и родам, она вправе самостоятельно выбрать один из двух видов пособий, которые ей положены.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В этом случае на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет, лица имеющие право на получение пособия

Размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих лиц

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году с 1 мая

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году — это денежная выплата. Ее платит работодатель сотрудникам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Как только ребенку исполняется 1,5 года — выплаты прекращаются. Так как данная выплата является социальным пособием, работодатель имеет право возместить ее в полном размере из средств ФСС.

С 1 мая 2018 года — новый размер пособия по уходу за ребенком. О том, какими теперь ежемесячные выплаты с учетом индексации и в каком размере начислять пособие — читайте в статье. В статью встроен калькулятор пособия.

Размер пособия по уходу за ребенком (таблица)

С 1 мая 2018 года МРОТ увеличился до 11 163 руб. Поэтому минимальный размер пособия по уходу за ребенком тоже увеличился.

С 1 февраля 2018 года правительством решено произвести индексацию социальных пособий в размере 1,025. Поэтому увеличено ежемесячное пособие по уходу за ребенком (с 1 мая действует этот же коэффициент).

Для удобства, мы подготовили таблицу с изменениями размера пособия по уходу за ребенком до полутора лет за последнее время:

Пособие

В 2017 году

С 1 января 2018 года

С 1 февраля 2018 года

С 1 мая 2018 года

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет

  • Уход за первым ребенком
    3 120 руб.
  • Уход за вторым ребенком 6 131,37 руб.
  • Уход за первым ребенком 3 795,60
  • Уход за вторым ребенком 6 131,37
  • Уход за первым ребенком 3 795,60
  • Уход за вторым ребенком 6284,65
  • Уход за первым ребенком 4 465,2
  • Уход за вторым ребенком 6284,65

Пособие начинают выплачивать на следующий день после дня окончания отпуска по беременности и родам. В таблице приведен расчет в том числе с новым МРОТ с 1 мая.

Рассчитать пособие онлайн может наша программа «Упрощенка 24/7». Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Законом РФ установлен минимальный размер суммы ежемесячного детского пособия. Это значит, что даже если сумма в размере 40% от среднего заработка окажется меньше предельной выплаты, пособие будет выплачено в установленном размере.

В России установлены размеры минимального пособия по уходу за ребенком с 1 мая 2018 года:

  • Уход за первым ребенком: 4 465,2​ руб. (считается из МРОТ по формуле МРОТ x 0.4)
  • Уход за вторым ребенком и последующими детьми: 6 284,65руб. (считается из значения за 2017 год с коэффициентом 1,025)

Обратите внимание

Многие бухгалтеры неправильно рассчитали минималку на первого ребенка. Правильная сумма с 1 января до 1 мая — 3795,60 руб., а с 1 мая — 4 465,2 руб.

По закону пособие сначала считается с учетом коэффициента индексации (3065,69 руб. с 1 января, 3 142,33 руб. с 1 февраля). А потом сравнивается с МРОТ x 0.4. Итоговая сумма меньше, чем пособие из МРОТ. Поэтому в расчет до мая берется 3 795,60 руб., а с 1 мая — 4 465,2 руб.

Такие правила установлены частями 1, 1.1, 5.1 статьи 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Рассчитаем максимальную сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году.

Для расчета ежемесячных детских пособий по сравнению с 2017 годом изменился расчетный период, предельная база дохода тоже изменилась. А именно: за 2016 год она равна: 718 000 руб., а за 2017 — 755 000 руб. В 2016 году было 366 дней, а в 2017 – 365. Однако для расчета максималки всегда используется количество дней за два год 730. Для расчета пособия — фактические дни.

Предельная величина среднего дневного заработка для расчета пособий в 2018 году равна 2 017,81 руб. ((718 000 + 755 000) / 730).

Таким образом, максимальное пособие по уходу за ребенком в 2018 году составляет 24 536,57 руб. (2 017,81 х 40% х 30,4).

Кому положено пособие по уходу за ребенком в 2018 году

Ежемесячные детские пособия до 1,5 лет в 2018 году положены, как матери ребенка, так и другим ее родственникам. Все зависит от того, кто фактически ухаживает за ребенком. Если за ребенком ухаживает несколько лиц, то за выплатой может обратиться только один из них.

Право на пособие имеют как работающие, так и не работающие родители. В первом случае выплачивать пособие будет работодатель, во втором — органы социальной защиты.

Если мать выходит на работу на условиях неполного рабочего времени или решает продолжить обучение в ВУЗе — право на получение ежемесячной детской выплаты за ней остается.

Важно помнить, что в соответствии с российским законодательством, работники не могут получать одновременно два вида государственных пособий. Это значит, что если работница в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет открывает отпуск по беременности и родам, то чтобы получить пособие по БИР, ей нужно прекратить получать пособие по уходу.

Кто выплачивает пособие

Пособие по уходу за ребенком выплачивает работодатель — сначала из собственных средств, а затем возмещает понесенные расходы в ФСС. Если женщина не работает, пособие ей выплачивают органы социальной защиты по месту жительства.

В какой срок работник может обратиться за пособием

Представить перечень документов в кадровый отдел своей организации сотруднику необходимо не позднее полугода со дня наступления ребенку 1, 5 лет. Согласно правилу, пособие выплачивается в день выдачи заработной платы.

Ежемесячные пособия на ребенка

В 2018 году в России в соответствии с изменениями, внесенными законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ о необходимости соблюдения федеральными и региональными органами власти принципа адресности и применения критериев нуждаемости, регионы продолжают переводить выплату большинства региональных пособий только в отношении малоимущих семей и сокращать период выплаты пособия на ребенка с ежемесячного на ежеквартальный.

Помимо него устанавливается также значительный перечень дополнительных ежемесячных денежных выплат, предоставляемых на детей различных возрастов и на сроки различной продолжительности:

  • ежемесячное пособие уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • ежемесячная компенсация находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  • ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком военнослужащего по призыву до 3 лет;
  • ежемесячное пособие по потере кормильца детям военнослужащих;
  • ежемесячная компенсация родительской платы за детский сад (с 1 января 2016 года устанавливается в регионах на основании принципа адресности и критериев нуждаемости).

Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, на ребенка военнослужащих срочной службы и детям по потере кормильца назначаются и выплачиваются гражданам по федеральному принципу, а большинство выплат на детей старше полутора лет пока носят региональный характер. Их величина и правила предоставления существенно отличаются в различных субъектах федерации.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Данный вид социальных выплат на ребенка является основной формой гарантированной государством поддержки семей с детьми в послеродовом периоде.

Назначение данного ежемесячного пособия производится не только в отношении матери ребенка — оно предоставляется и другим гражданам, которые непосредственно обеспечивают уход за детьми и их воспитание до полутора лет.

Это может быть отец ребенка, бабушка или назначенные в установленном законом порядке опекуны.

Выплаты для трудоустроенных обеспечиваются по месту работы или напрямую за счет средств Фонда социального страхования (ФСС), поэтому в общем случае право на него имеют:

  • работающие лица, подлежащие обязательному страхованию по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • работники организаций, находящихся в процессе банкротства, в виде «прямых выплат» из ФСС.

Кроме того, пособие может предоставляться в минимально гарантированном размере неработающим и безработным гражданам в форме государственного социального обеспечения через территориальные органы соцзащиты населения (СЗН):

  • нетрудоустроенным гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;
  • студентам при обучении по очной форме в образовательных организациях основного и дополнительного профессионального образования.

В промежуточном положении между данными категориями получателей находятся лица, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации или прекращением рабочей деятельности ИП. Им ежемесячное пособие до 1.5 лет предоставляется также в Соцзащите, однако оно устанавливается в объеме 40% сремесячного заработка за 12 месяцев, предшествующих декрету.

Размер ежемесячной выплаты

Для работающих лиц размер пособия составляет 40% от среднего ежемесячного заработка за последние 2 полных года, предшествующих году предоставления отпуска по уходу за ребенком.

При осуществлении ухода за несколькими детьми до 1.5 лет выплаты складываются, но их размер (при условии получения на трех детей и более) не может превышать 100% от среднего заработка.

Максимальная величина заработка, используемая при расчете размера данной ежемесячной выплаты, не должна превышать максимальный размер базы начисления страховых взносов. Этот показатель равен:

  • за 2009 и 2010 годы — 415 000 руб.;
  • в 2011 году — 463 000 руб.;
  • в 2012 году — 512 000 руб.;
  • в 2013 году — 568 000 руб.;
  • в 2014 году — 624 000 руб.;
  • в 2015 году — 670 000 руб;
  • в 2016 году — 718 000 руб;
  • в 2017 году — 755 000 руб.;
  • в 2018 году — 815 000 руб.

Для исчисления среднего заработка не учитываются периоды-исключения:

  • отпуски по беременности и родам;
  • периоды временной нетрудоспособности, в частности — на больничном по уходу за ребенком.
  • периоды отсутствия на рабочем месте с сохранением заработной платы.

В этом случае всю сумму полученных доходов за два прошедших полных календарных года необходимо разделить на 730 дней за вычетом общей длительности всех периодов-исключений. Полученный результат умножается на среднее число дней в году, приходящихся на один месяц, — 30,4 дней.

Кроме того, существует минимально гарантированный размер пособия (в 2017 году 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 руб. — на второго и последующих), устанавливаемый для тех, у кого:

  • длительность страхового стажа не превышает 6 месяцев;
  • за предыдущие годы имела место невысокая заработная плата, сопоставимая с величиной МРОТ на расчетный год (его размер в 2018 году составит 9489 руб.);
  • если выплаты производятся неработающим гражданам через службу Соцзащиты населенияа.

Документы для оформления

Для того, чтобы оформить ежемесячное пособие по уходу до 1.5 лет, необходимо:

  1. Работающему лицу — в бухгалтерию по месту работы предоставить следующие документы:
    • заявление о назначении выплат с указанием начала и окончания отпуска по беременности и родам;
    • копию и оригинал свидетельства о рождении ребенка;
    • копию паспорта второго родителя.
    • справка с места работы второго родителя ребенка, о том, что он не получает такое же ежемесячное пособие.
  2. Неработающему лицу и студентам очной формы обучения — представить эти документы в территориальные органы социальной защиты населения по месту жительства, добавляя к ним:
    • заверенную копию или выписку трудовой книжки о последнем месте работы или службы;
    • копию приказа об увольнении с последнего места работы, а также расчет предоставленного пособия по беременности и родам (если оно предоставлялось);
    • справку с места жительства о составе семьи.

За получением пособия необходимо обратиться по месту назначения выплат не позднее, чем через 6 месяцев после достижения ребенком 1.5 лет. Установление выплат работодателем или органом соцзащиты населения принимается в 10-дневный срок с момента подачи заявления.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву до 3 лет

Выплачивается маме малыша возрастом до трех лет или другому лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, на период прохождения его отцом срочной военной службы. Пособие устанавливается в форме государственного социального обеспечения независимо от права на получение других ежемесячных выплат, включая пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет.

Для оформления пособия необходимо обратиться в территориальное Управление социальной защиты населения (УСЗН) по месту жительства и предоставить следующие документы:

  • заявление на предоставление выплат;
  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • справку из воинской части о прохождении отцом ребенка военной службы по призыву (с указанием текущего срока).
  • копию свидетельства о браке;

В течение 10 дней орган СЗН принимает решение о назначении выплат, которые будут предоставляться ежемесячно до момента увольнения отца-срочника в запас или достижения ребенком возраста 3 лет (в зависимости от того, что произойдет раньше).

Размер пособия в 2017 году составляет 11096,76 руб. в месяц. Выплаты начнут предоставляться не позднее 26 числа следующего месяца, считая от момента подачи соответствующего заявления.

Ежемесячная выплата многодетным на третьего ребенка до 3 лет

С 2013 года в субъектах Федерации начался процесс внедрения дополнительных ежемесячных выплат на ребенка в многодетных семьях в рамках реализации Указа Президента РФ Владимира Путина от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Правом на получение этого пособия обладают семьи, в которых родился третий ребенок, а средний доход в расчете на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума. Если семья отвечает этим условиям, то она имеет право на помощь, которая устанавливается в размере регионального прожиточного минимума на ребенка.

Для оформления выплаты в территориальном Управлении социальной защиты по месту жительства одному из родителей необходимо предоставить:

  • заявление о назначении выплаты;
  • копию паспорта;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • справку о составе семьи;
  • справку о доходах за три месяца или полгода;
  • номер индивидуального банковского счета для начисления денежных средств.

Решение о назначении выплат принимается в течение 10 дней с момента предоставления всех документов. Выплаты производятся не позднее окончания следующего месяца совместно с прочими региональными пособиями, предоставляемыми в форме государственного социального обеспечения.

В ряде регионов страны, в которых коэффициент рождаемости ниже среднего значения по стране, пособие обеспечивается на условиях софинансирования из средств федерального бюджета.
С подробным перечнем регионов можно ознакомиться в отдельной статье на нашем сайте.

Ежемесячное пособие на ребенка

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» на всей территории страны устанавливаются также ежемесячные выплаты после завершения отпуска по уходу за ребенком. Однако их размеры и правила назначения устанавливаются региональными правовыми актами в каждом отдельном субъекте федерации индивидуально.

На всей территории страны назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляется после обращения с соответствующим заявлением в службу соцзащиты населения по месту жительства. Выплаты производятся ежемесячно на одного из родителей (а также усыновителей, опекунов, попечителей) в отношении каждого совместно проживающего с ними ребенка до достижения возраста 16 или 18 лет.

В назначении пособия может быть отказано, если:

  • ребенок в полном объеме находится на государственном обеспечении;
  • несовершеннолетний ребенок приобретает дееспособность в полном объеме по нормам Семейного кодекса РФ;
  • на его содержание органами опеки и попечительства уже предоставляется пособие на содержание.

Как правило, в рамках выплаты данного ежемесячного пособия устанавливаются дополнительные социальные гарантии (повышенные размеры и сроки выплат) в отношении:

  • одиноких матерей (матерей-одиночек);
  • родителям, на содержании которых находятся дети-инвалиды (наряду с социальными пенсиями по инвалидности, предоставляемыми в форме государственного пенсионного обеспечения).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.