Енгибарян конституционное право учебник

Конституционное право. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В.

М.: Юристъ, 200 0 . — 4 92 с.

Учебник содержит краткое и обобщенное изложение основных тем и проблем теории конституционного права и практики их реализации в отдельных странах, прежде всего страна развитой демократии. Особое место в учебнике занимает анализ конституционного строя России.

Для студентов юридических ВУЗов и факультетов, слушателей высших школ, институтов и академий.

Формат: doc / zip

Скачать / Download файл

Содержание
Введение 2
Раздел I. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИЯ 6
Глава 1. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВОВЕДЕНИЯ 6
§ 1. Конституционное право как объект науки конституционного права 6
§ 2. Предмет и метод науки конституционного права 14
§ 3. Основные вехи и тенденции в развитии науки конституционного права 19
Глава 2. УЧЕНИЕ О КОНСТИТУЦИИ 20
§ 1. Сущность, структура, содержание, формы и виды конституций 20
§ 2. Разработка, принятие и изменение конституции 20
§ 3. Охрана конституции 20
§ 4. Конституция РФ — Основной Закон российского общества и государства. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля 20
Раздел II. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ 20
Глава 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 20
§ 1. Конституционные основы экономического строя 20
§ 2. Конституционные основы социальной системы 20
§ 3. Конституционные основы политической системы 20
§ 4. Конституционные основы духовной жизни 20
§ 5. Основы конституционного строя России 20
Глава 4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВОМ 20
§ 1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности 20
§ 2. Гражданство — неотъемлемое право личности 20
§ 3. Личные права и свободы 20
§ 4. Политические права и свободы 20
§ 5. Экономические, социальные и культурные права и свободы 20
§ 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации 20
Раздел III. ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМЫ 20
Глава 5. ГОСУДАРСТВО КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 20
§ 1. Общие конституционные характеристики института государства 20
§ 2. Государственный суверенитет. Единство государственной власти и разделение ее ветвей 20
§ 3. Россия — демократическое правовое социальное и светское государство 20
Глава 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ 20
§ 1. Монархия и ее виды 20
§ 2. Республика и ее разновидности 20
§ 3. Россия — президентская республика 20
Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 20
§ 1. Понятие государственно-политического режима 20
§ 2. Демократический и либеральный режимы 20
§ 3. Авторитарный и тоталитарный режимы 20
§4. Государственно-политический режим современной России 20
Глава 8. ФОРМЫ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 20
§ 1. Политико-территориальная организация государства и многообразие ее форм 20
§ 2. Унитарная форма государства 20
§ 3. Федеративная форма государства 20
§ 4. Конфедерация и другие межгосударственные объединения 20
§ 5. Российский федерализм сегодня 20
Раздел IV. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 20
Глава 9. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 20
§ 1. Избирательное право 20
§ 2. Избирательная система и ее типы 20
§ 3. Референдум и другие формы волеизъявления избирателей 20
§ 4. Избирательное право и избирательная система современной России 20
Глава 10. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 20
§ 1. Понятие, место, роль и полномочия главы государства 20
§ 2. Монарх 20
§ 3. Президент 20
§ 4. Президент Российской Федерации 20
Глава 11. ПАРЛАМЕНТ 20
§ 1. Понятие, роль, структура и полномочия парламента 20
§ 2. Формирование и роспуск парламента. Статус парламентариев 20
§ 3. Механизм функционирования парламента и парламентские процедуры 20
§ 4. Федеральное Собрание Российской Федерации 20
Глава 12. ПРАВИТЕЛЬСТВО 20
§ 1. Понятие, роль, состав и формирование правительства 20
§ 2. Полномочия и порядок деятельности правительства 20
§ 3. Правительство Российской Федерации 20
Глава 13. СУД И ПРОКУРАТУРА 20
§ 1. Судебная власть и судебная система 20
§ 2. Прокуратура 20
§ 3. Судебная власть и прокуратура в Российской Федерации 20
Глава 14. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ 20
§ 1. Сущность, системы и компетенция местного самоуправления и управления 20
§ 2. Местное самоуправление в Российской Федерации 20

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Енгибарян Роберт Вачаганович

РИНЦ Author ID: 668448
(spin-код: 6345-5869)

Scopus Author ID: 56311143700

Енгибарян Роберт Вачаганович

  • Научный руководитель
  • Факультет управления и политики
  • Профессор
  • Кафедра правовых основ управления
  • Главный редактор
  • Журнал «Право и управление. XXI век»

Д.юрид.н., профессор

Заслуженный деятель науки РФ.

Роберт Вачаганович Енгибарян в 1963 году закончил юридический факультет Ереванского университета и был направлен на работу в органы прокуратуры. В 1966 году поступил в очную аспирантуру Московского ВНИИ советского законодательства при Министерстве юстиции СССР. Там же в 1968 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Правовой статус Президиума Верховного Совета союзной республики». С 1969 по 1980 годы ст. преподаватель, доцент, и.о. профессора Ереванского университета. В 1974-75 годах прошел докторантуру в Белградском университете (СФРЮ) и одновременно преподавал на юридическом факультете этого университета.

В 1980 году был избран 1 секретарем парткомитета Ереванского университета (на правах райкома), одновременно продолжал преподавательскую деятельность.

В 1985 году был назначен первым заместителем отдела агитации и пропаганды ЦК КП Армении и в 1986 году переведен в Идеологический отдел ЦК КПСС в качестве консультанта-заведующего сектором.

В 1991–1993 гг. являлся главным редактором политико-правового журнала «Я и мир» с ярко-выраженной правозащитной направленностью.

Преподавать в МГИМО начал с 1989 года. В 1993 году был назначен директором образованного решением Правительства РФ Центра по государственному и муниципальному образованию, который уже в 1995 году был преобразован в Международный институт управления.

В настоящее время является научным руководителем и председателем Ученого совета Факультета государственного управления МГИМО (университета).

Главный редактор политико-правового журнала «Право и управление. XXI век».

Профессор Р.В. Енгибарян является автором более 200 научных трудов, статей, учебных пособий, учебников и монографий, многие из которых широко известны в России и за рубежом, а также используются в научно-преподавательской деятельности МГИМО (университета) и других вузов.

В число основных научных трудов профессора Р.В. Енгибаряна входят неоднократно переиздававшиеся учебники «Сравнительное конституционное право», «Конституционное право», «Теория государства и права», «Конституционное развитие в современном мире: основные тенденции», на которых выросло не одно поколение юристов и управленцев нашей страны.

Наряду с признанием в академическом сообществе, Р.В. Енгибарян широко известен как автор многочисленных романов, эссе, философских и политологических трудов, переведенных на многие языки мира. Так, например, написанный им философско-публицистический роман «О, Мари» переведен на шесть языков, в том числе на итальянский, французский, вьетнамский и другие.

Robert Yengibaryan, PhD (Law), Full Professor, Honored Scholar of the Russian Federation, Academic Supervisor of the Faculty of Public Administration, MGIMO University of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Editor-in-Chief of academic research journal «Law and Administration: XXI Century».

Professor Yengibaryan joined MGIMO University in 1989, and in 1993 he headed the Center of Public and Municipal Administration established by resolution of the Russian Government. In 1995 Robert Yengibaryan became the director of the Institute of International Administration formed on the basis of the Center. Currently professor Yengibaryan is the Academic Supervisor of the Faculty of Public Administration (formerly the Institute of International Administration) and the Chairman of the Academic Council of the Faculty.

Robert Yengibaryan is the author of more than 200 academic works, including textbooks, monographs, articles which are wide known nationally and internationally and used for education purposes at MGIMO University and other leading national universities.

The scholarly writing by professor Yengibaryan includes such books as «Comparative Constitutional Law», «Constitutional Law», «State and Law Theory», «Constitutional Developments in Modern World» which have been published many times serving grounds for the professional development of a wide range of Russian lawyers and public administrators.

Being widely famous in academic circles, Robert Yengibaryan enjoys global recognition as author of lots of novels and essays focusing on political and philosophical problems and translated into many foreign languages. For instance, his novel «Oh, Mary» has been translated into 6 languages, including the Italian, French, Vietnamese and other world languages.

Раздел I. Наука конституционного права и конституция 6

Глава 1. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВОВЕДЕНИЯ 6

§ 1. Конституционное право как объект науки конституционного права 6

§ 2. Предмет и метод науки конституционного права 14

§ 3. Основные вехи и тенденции в развитии науки конституционного права 19

Глава 2. УЧЕНИЕ О КОНСТИТУЦИИ 25

§ 1. Сущность, структура, содержание, формы и виды конституций 25

§ 2. Разработка, принятие и изменение конституции 32

§ 3. Охрана конституции 36

§ 4. Конституция РФ — Основной Закон российского общества и государства. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля 40

Раздел II. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ 54

Глава 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 54

§ 1. Конституционные основы экономического строя 56

§ 2. Конституционные основы социальной системы 62

§ 3. Конституционные основы политической системы 68

§ 4. Конституционные основы духовной жизни 72

§ 5. Основы конституционного строя России 76

Глава 4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВОМ 82

§ 1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности 83

§ 2. Гражданство — неотъемлемое право личности 88

§ 3. Личные права и свободы 94

§ 4. Политические права и свободы 99

§ 5. Экономические, социальные и культурные права и свободы 102

§ 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации 104

Раздел III. ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМЫ 112

Глава 5. ГОСУДАРСТВО КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 112

§ 1. Общие конституционные характеристики института государства 112

§ 2. Государственный суверенитет. Единство государственной власти и разделение ее ветвей 120

§ 3. Россия — демократическое правовое социальное и светское государство 126

Глава 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ 134

§ 1. Монархия и ее виды 134

§ 2. Республика и ее разновидности 139

§ 3. Россия — президентская республика 145

Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 150

§ 1. Понятие государственно-политического режима 150

§ 2. Демократический и либеральный режимы 155

§ 3. Авторитарный и тоталитарный режимы 160

§4. Государственно-политический режим современной России 166

Глава 8. ФОРМЫ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 170

§ 1. Политико-территориальная организация государства и многообразие ее форм 170

§ 2. Унитарная форма государства 174

§ 3. Федеративная форма государства 181

§ 4. Конфедерация и другие межгосударственные объединения 200

§ 5. Российский федерализм сегодня 202

Раздел IV. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 220

Глава 9. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 220

§ 1. Избирательное право 221

§ 2. Избирательная система и ее типы 225

§ 3. Референдум и другие формы волеизъявления избирателей 230

§ 4. Избирательное право и избирательная система современной России 233

Глава 10. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 242

§ 1. Понятие, место, роль и полномочия главы государства 242

§ 3. Президент 245

§ 4. Президент Российской Федерации 249

Глава 11. ПАРЛАМЕНТ 254

§ 1. Понятие, роль, структура и полномочия парламента 254

§ 2. Формирование и роспуск парламента. Статус парламентариев 258

§ 3. Механизм функционирования парламента и парламентские процедуры 261

§ 4. Федеральное Собрание Российской Федерации 265

Глава 12. ПРАВИТЕЛЬСТВО 269

§ 1. Понятие, роль, состав и формирование правительства 270

§ 2. Полномочия и порядок деятельности правительства 273

§ 3. Правительство Российской Федерации 277

Глава 13. СУД И ПРОКУРАТУРА 284

§ 1. Судебная власть и судебная система 284

§ 2. Прокуратура 288

§ 3. Судебная власть и прокуратура в Российской Федерации 290

Глава 14. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ 296

§ 1. Сущность, системы и компетенция местного самоуправления и управления 296

§ 2. Местное самоуправление в Российской Федерации 300

Открывая эту книгу, читатель приступает к изучению того особого учебного курса — курса конституционного права, который, наряду с курсами теории и истории государства и права составляет фундамент, «ядро» подготовки специалиста-правоведа любого профиля. Не слу­чайно наименование курса берет свое начало от названия политико-правового документа особой важности и значимости — конституции (от лат. constitutio— устройство, установление) как высшего и основополагающего закона страны. Как и в конституциях, речь в этом курсе идет об основах государственного устройства и осуществления государственной власти в различных странах.

Приступая к изучению данного курса, необходимо прежде всего учитывать, что понятие «конституционное право» обычно используется в трех самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных значениях, которые непозволительно ни отождествлять, ни разрывать. Во-первых это — конституционное право как одна из многочисленных отраслей праваданной страны, т.е. система реально существующих и действую­щих правовых норм содержащихся в конституциях и иных конституционно-правовых актах и регулирующих соответствующую область общественных отношений. Во-вторых, это — конституционное право какнаука,как одна из отраслей правоведения, т.е. совокупность зна­ний, учений, теорий о конституционном праве как специфической от­расли права. Тем самым конституционное право как отрасль права выступает в качестве объекта исследования науки конституционного права. В свою очередь через постижение науки конституционного права происходит изучение конституционного права как отрасли права. И наконец, в-третьих, это — конституционное правокак учебная дисциплина,предмет преподавания и изучения в учебных заведениях, прежде всего в вузах. Последняя, несомненно, опирается на науку конституционного права и исходит из нее. Но, как и всякая учебная дисциплина, она значительно уже по объему знаний, чем соответствующая наука. Кроме того, если главная задача науки — это производство, добывание нового знания, то задача учебной дисциплины — усвоение и распространение уже полученного знания.

За последние годы у нас вышло в свет немало учебников и учебных пособий по конституционному праву — «хороших и разных». Одни из них посвящены только конституционному праву нашей страны.* Дру­гие — конституционному праву зарубежных стран** или части из них.*** Но имеются и такие, которые не ограничивают свою задачу анализом и обобщением конституционного опыта отдельной страны или более или менее большой группы стран, а сосредоточивают внимание на тео­рии конституционного права, анализе и обобщении мирового опыта конституционализма, особо выделяя проблемы конституционного права современной России.**** Все это отражает широкий, активный и сложный поиск оптимальных путей изложения данной учебной дис­циплины применительно к разным условиям и задачам ее преподава­ния и изучения, а также к современному этапу развития конституци­онного права и науки о нем. Одним из таких поисков и можно предста­вить читателю данное учебное пособие. Его авторы опираются на отме­ченный выше опыт разработки новых учебников и учебных пособий по конституционному праву и в то же время предлагают свое видение путей изложения, содержания и формы материала данного курса с учетом специфики аудитории.

* См.: Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. М., 1998;Румян­цев О.Г.Основы конституционного строя России. М., 1994; Государственное право Рос­сийской Федерации. М., 1993; Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996;Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России. М., 1999 и др.

** См. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лсйбо, Л.М. Энтииа. М., 1999; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1996; Мишин А.А.Конституционное (государ­ственное) право зарубежных стран. М., 1996;Чиркин В.Е.Конституционное право зару­бежных стран. М., 1999; Иностранное конституционное право/Под ред. В.В. Маклакова. М., 1997: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1997;Арановский К.В.Государственное право зару­бежных стран. М.,1998 и др.

*** См. Конституционное право развивающихся стран. М., 1990; Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989; Михалева Н.А.Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998.

**** См. Конституционное право/ Под ред. А.Е. Козлова. М., 1996; Сравнительное кон­ституционное право. М., 1996; Конституционное право/Под ред. В. В. Лазарева. М., 1999; Чиркин В.Е.Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998 и др.

Авторы исходили из того, что в условиях сравнительно небольшого но объему учебного курса конституционного права оптимальным явля­ется такой подход к его изложению, при котором по каждой теме сперва излагается общезначимая теория данного вопроса, затем на основе анализа и обобщения мирового конституционного опыта раскрывается общее и особенное в нем, и в заключение относительно подробно рас­сматривается конкретный конституционно-правовой путь отдельной страны, а именно, Российской Федерации. Методологической основой такого подхода выступает опора на диалектику соотношения и взаимо­действия общего, особенного и отдельного. Отсюда вытекает важная роль сравнительного (компаративистского) метода изучения и изложе­ния материала.

Сегодня в мире насчитывается более двухсот государств, в совокуп­ном опыте которых аккумулированы проявления как общих законо­мерностей, принципов и основ развития конституционализма, так и его особенностей. Конституционно-правовой путь и облик каждой страны неповторимы, поскольку, наряду с общим (всеобщим) и особенным (групповым), включают и индивидуально-специфическое, присущее только данной стране. Понятно, что практически невозможно в одном небольшом учебном курсе отразить в полном объеме все многообразие этого опыта. Да в этом и нет необходимости, ибо главная задача этого курса состоит не в описании во всех подробностях конституционного устройства той или иной отдельной страны или группы стран, а в вы­явлении на основе обобщения коллективного опыта общих черт, прин­ципов и закономерностей развития конституционного строя и своеоб­разия их проявления в различных условиях. Известное исключение по понятным причинам делается только для России, конституционно-правовой строй которой анализируется относительно более широко и детально. Важно также иметь в виду, что опыт различных стран далеко не равнозначен, в связи с чем в пособии особо выделяется опыт тех зарубежных стран, которые добились достаточно высокого уровня раз­вития демократии и конституционализма.

Длительное время у нас данный учебный курс (как и соответствую­щая наука) назывался курсом государственного права (наукой государ­ственного права). Сегодня подавляющее большинство специалистов предпочитает говорить о курсе конституционного права, поскольку такое наименование более точно, более адекватно отражает ту пробле­матику, которая составляет сущность и содержание данного курса. Тер­мин «государственное право» может истолковываться как в значитель­но более широком (поскольку в него могут быть включены, например, многие нормы государственного управления, административного, фи­нансового и иного права, не являющиеся конституционными), так и в более узком смысле (поскольку конституционные нормы включают и нормы, не относящиеся непосредственно к государству, например, нормы об охране природы, о семье, собственности и др.), чем термин «конституционное право». По существу же под этими терминами чаще всего понимается преимущественно одно и то же содержание, а вопрос этот носит чаще всего терминологический характер. Не случайно поэ­тому и в зарубежной литературе в одних странах (например, в Герма­нии) по традиции предпочитают вести речь о государственном праве, а в других (например, США, Франции и др.) — о конституционном праве. Поэтому у нас сегодня, как это видно из приведенного выше перечня названий учебников и учебных пособий по данному курсу, можно встретить и такие, которые носят прежнее название или чаще всего оба названия — конституционное (государственное) право. Не­редко указанной сменой наименований пытаются подчеркнуть совре­менный переход России от тоталитаризма с его всеобщим огосударст­влением общественной жизни к демократическому и гуманистическо­му конституционализму.

Конституционное право, закрепляющее основные принципы и формы организации и деятельности государственной власти, — это такая отрасль права, которая теснее всего соприкасается с политикой и всей политической жизнью. Поэтому вполне закономерно, что вступ­ление новой России на путь перехода от тоталитаризма к демократии привело к началу коренного, качественного изменения природы и ха­рактера ее конституционного права. Это, в свою очередь, обусловило необходимость принципиальных изменений в понимании и трактовке многих важнейших, ключевых вопросов науки конституционного права, а следовательно, и соответствующего учебного курса.

Важнейшее значение здесь имеет преодоление былой крайней заидеологизированности, сверхклассового подхода, свойственных марксистско-ленинской теории государства и права, а также прежней науке государственного права, приводивших к однобокому искажению сущ­ности государства, демократии, права как «орудий классового подавле­ния и насилия», к отказу от общепризнанных принципов и норм демо­кратического государственного и общественного устройства (напри­мер, от принципов парламентаризма, гражданского общества, правово­го государства и др.), к игнорированию мирового опыта развития кон­ституционного права. Авторы исходили из того, что успешное решение этой сложной проблемы является одной из важнейших задач данного учебного пособия, в котором поэтому нет былого неизменного деления стран на буржуазные и социалистические, развивающиеся по пути ка­питалистической или социалистической ориентации и т.д. Это, а также и то, что изучение данного курса происходит в нашей стране, опреде­лило, что новому конституционному праву России уделяется здесь особенно пристальное внимание.

Авторы не могут согласиться с двумя выявившимися за последние годы в учебной литературе крайностями в оценке прошлого и настоя­щего в науке конституционного (государственного) права в нашей стране, когда, с одной стороны, недооценивается, а то и отрицается качественно новый характер современного этапа развития этой науки у нас в 90-е гг.;* а с другой — отрицается чуть ли не всякая преемствен­ность в ее развитии, а переход к новому этапу изображается как переход от ненауки к подлинной науке, как воссоздание науки конституцион­ного права после перерыва в ее развитии в советский, «социалистичес­кий» период.**

* См.: Арановский К.В.Указ. соч. С. 3—4, 11.

** См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1998. С. 28, 35.

Спору нет, несколько десятилетий безраздельного господства ста­линского, тоталитарного режима не могли не сказаться крайне отрица­тельно на развитии у нас прежде всего конституционно-правовой науки. Оно привело к грубейшим идеологическим, политическим и теоретическим извращениям в этой области, во многом и здесь затор­мозило и даже отчасти парализовало движение научной мысли. Но этот бесспорный факт не дает, на наш взгляд, достаточных оснований счи­тать, что эта мысль вообще не развивалась даже в этих тяжелейших условиях, что все, что сделано в этой области в прошлом, не имеет никакого научного значения и может быть с порога отвергнуто сегодня. Вместе с тем нам представляется вполне правомерным говорить об «обновлении коренным образом» у нас науки конституционного права на современном этапе ее развития как теоретического отражения каче­ственно иных условий развития этой науки и формирования принци­пиально нового конституционного строя России. Это не обычный эво­люционный переход от одного уровня знаний к другому с высокой степенью преемственности, а создание качественно нового конституци­онного права России, принципиально отличающегося от «советского конституционного права» и как отрасли права, и как науки о нем.

Исходя из целей и задач учебного курса, авторы попытались дать сравнительно краткое и обобщенное изложение основных тем и проб­лем теории конституционного права и практики ее реализации в от­дельных странах, особенно в России. Они стремились максимально учесть то, что данному курсу предшествует курс теории государства и права, что позволяет им опираться на полученные в нем знания и не останавливаться специально на вопросах происхождения, сущности, структуре и закономерностях функционирования и развития государ­ства и права, других самых общих их характеристиках, понятиях, категориях и т.д. Вместе с тем они сочли важным и целесообразным ввести студентов в курс неоднозначного решения в науке целого ряда принци­пиальных вопросов конституционного права. Это, несомненно, способ­но усилить интерес к изучению курса, обеспечить более четкое и рель­ефное выражение позиции различных авторов (в том числе и авторов данного учебника) и ее аргументацию, стимулировать развитие само­стоятельного мышления будущих специалистов.

Книга включает четыре основных раздела: 1. Наука конституцион­ного права и конституция. 2. Основы конституционного строя и кон­ституционный статус личности. 3. Государство и его конституционные формы. 4. Конституционные основы системы органов власти.

Ясно сознавая, что создание полноценного учебника по новому курсу — дело исключительно сложное, длительное и ответственное, авторы и издательство будут признательны каждому, кто откликнется на выход данного издания и сделает конструктивные замечания и пред­ложения.

Роберт Енгибарян: Сравнительное конституционное право: Учебное пособие

Аннотация к книге «Сравнительное конституционное право: Учебное пособие»

Основная задача курса сравнительного конституционного права — преодолеть существующий разрыв в изучении и преподавании национального и мирового опыта конституционного развития. Автор предлагаемой книги Р.В. Енгибарян — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, рассматривает вопросы теории и практики конституционных изменений в разных странах, права человека, политический режим и механизм разделения властей, проблемы судебной реформы. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, специалистов в области государства и права, для всех читателей, интересующихся проблемами конституционного права.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Сравнительное конституционное право : учебное пособие / Р.В. Енгибарян

Приложения для работы в НЭБ

Разработка OOO ЭЛАР по заказу Министерства Культуры РФ

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.

Енгибарян конституционное право учебник

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Эбзеев, Б. С., Косолапов, М. Ф.,преп.
Р. В. Енгибарян, Э. В. Тадевосян.
Конституционное право. Учебник. М. : Юрист, 2000
. 492 с. :[Рецензия].
//Государство и право. -2001. — № 2. — С. 120
— 122
Статья находится в издании «Государство и право:»

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 543 с

Обязательными элементами описания являются область заглавия и сведений об ответственности (название и авторы), область издания (исправленость, дополненность, стереотипность, повторность), область выходных данных (место и год издания, количество страниц). Сведения о редакторах, переводчиках, художниках-иллюстраторах, комментариях являются факультативными.

Описание каждого ресурса дается с абзаца. Заголовок описания включает имя лица, наименование организации, унифицированное заглавие, обозначение документа, географическое название и т.д. Фамилия автора или составителя приводится в начале заголовка и отделяется от имени или инициалов запятой.

Основное заглавие в описании точно повторяет заглавие издания, напечатанное на титульном листе. Сокращенное написание слов в заглавии не допускается. Факультативный характер имеют другие сведения, указанные на титуле и свидетельствующие о форме (напр.: историко-правовое исследование), назначении (напр.: учебное пособие).

Перед уточняющим заглавием или перед факультативными элементами заглавия (учебник, доклад, пособие), ставится условный разделительный знак – двоеточие, например:

Саксонское зерцало: памятник, комментарии, исследования / Отв. ред. В.М. Корецкий. М.: Издательство Наука, 1985. 272 с.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .