Дознаватель в службе судебных приставов обязанности

Судебный пристав

Судебные приставы – это должностные лица, которые исполняют решения судов и других полномочных органов в принудительном порядке, например, по выплате долгов, лишению родительских прав, выселению.

Заработная плата

25.000–60.000 руб. (yaspecialist.ru)

Судебных приставов по основному виду деятельности разделяют на приставов, обеспечивающих порядок деятельности судов, и приставов-исполнителей судебных актов.

Первые следят за общественным порядком в зале суда во время заседания. Например, именно судебный пристав произносит фразу «Встать! Суд идет!» Кроме того, он сопровождает документы, тома дела из канцелярии к месту проведения заседания, обеспечивает присутствие всех свидетелей. Судебный пристав должен уметь своевременно распознать признаки опасности, криминальный оттенок происходящих событий в зале суда.

Судебный пристав-исполнитель принимает у себя в кабинете граждан, желающих заплатить или взыскать долг. Они много времени проводят за изучением правовой литературы, потому что действуют исключительно в рамках закона. Но больше всего времени и сил занимает у него личное посещение домов должников.

Важные качества

Самообладание и уравновешенность, эмоциональная устойчивость, упорство при преодолении возникших трудностей, низкая внушаемость, способность к объективной оценке своих действий.

Отзывы о профессии

«Когда тебе удаётся выполнить особо сложное судебное решение, тогда по-настоящему гордишься собой, ведь в твоём лице восторжествовала справедливость. Самое трудное, когда тебя не понимают, не понимают, что ты исполняешь свой служебный долг, а не просто, от нечего делать, ходишь по квартирам с желанием что-нибудь арестовать из имущества».

Из интервью с судебным приставом.

Стереотипы, юмор

Человеку данной профессии важно надлежаще исполнять свои служебные обязанности. Превышение полномочий приставом является нарушением закона. Те правовые рамки, в которых действует сотрудник ФССП, должны выдерживаться стремлением соблюдения правовых норм и формированием соответствующего стереотипа поведения. Исполнение обязанностей судебного пристава возможно только при постоянном контроле над своими действиями.

Для работы судебным приставом необходимо высшее юридическое образование.
Юридические вузы Санкт-Петербурга:

  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Северо-Западный институт управления.

Юридические вузы Москвы:

  • Институт государственной службы и управления;
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

previousnext

Оптимизация должностей дознавателей структурных подразделений службы судебных приставов

А.В. ЗУБОВ,

заместитель руководителя УФССП России по Мурманской области — заместитель главного судебного пристава Мурманской области

Статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон) определяет три основные задачи, возлагаемые на судебных приставов. Первые две не вызывают вопросов, но вот третья в контексте рассматриваемого Закона, на наш взгляд, не совсем ясна.

Напомним ее формулировку: на судебных приставов возлагаются задачи по «исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее — Федеральная служба судебных приставов)».

Нет никаких сомнений, что речь здесь идет о такой форме предварительного расследования, как дознание. На кого же, исходя из поставленных Законом задач, возлагается дознание в Федеральной службе судебных приставов? В п. 1 ст. 4 Закона указано: «Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей».

Однако в статьях, регламентирующих обязанности и права судебных приставов по ОУПДС (ст. 11 Закона) и судебных приставов-исполнителей (ст. 12 Закона), о расследовании ими уголовных дел ничего не сказано. При этом п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ определено, что дознание проводится «дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Имеющееся на первый взгляд противоречие легко объяснимо. Понятие «дознаватель» определяется в п. 7 ст. 5 УПК РФ как «должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом». Таким образом, имеется два вида дознавателей, один из которых стал дознавателем (в контексте уголовно-процессуального законодательства) после того, как его на это уполномочил начальник органа дознания.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся «органы Федеральной службы судебных приставов». Начальником органа дознания является «должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом».

В территориальных органах ФССП России этими должностными лицами являются главные судебные приставы субъектов Российской Федерации и их заместители, курирующие дознание, а в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России — «начальники отделов судебных приставов — старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности» (приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677).

Исходя из этого, судебный пристав (судебный пристав-исполнитель или судебный пристав по ОУПДС), который является работником службы судебных приставов, становится полноправным (по уголовно-процессуальному законодательству) дознавателем после возложения на него обязанностей о производстве дознания соответствующим правовым документом (приказ или распоряжение — в зависимости от того, кто из начальников органа дознания подписывает данный документ).

В любом случае получается, что для пристава дознание— не основная обязанность, а обязанность, возлагаемая на него по мере необходимости.

Теперь вернемся к дознавателям, являющимся ими по должности (или, как сказано в п. 7 ч. 5 УПК РФ, лицам, правомочным осуществлять дознание). Должность дознавателя введена в службе судебных приставов в 2006 году (ранее приказами главных судебных приставов обязанности дознавателей возлагались на конкретных судебных приставов-исполнителей). Было введено три вида должностей дознавателя:

1) главный специалист-эксперт (дознаватель);

2) ведущий специалист-эксперт (дознаватель);

3) судебный пристав (дознаватель).

Должность судебного пристава (дознавателя) имеется только в штатных расписаниях отделов организации дознания некоторых территориальных органов ФССП России, поэтому далее рассматриваться не будет (хотя не ясно, откуда взялась эта должность: в ч. 1 ст. 4 Закона она не упоминается).

В структурных подразделениях (отделах судебных приставов) территориальных органов ФССП России предусмотрено два первых вида должностей дознавателей.

В настоящее время в структуре службы судебных приставов главный специалист-эксперт (дознаватель) и ведущий специалист-эксперт (дознаватель) находятся в неравном положении по отношению к судебному приставу, и это несправедливо. Дознавателю не реже, чем судебному приставу-исполнителю, приходится выходить по месту жительства, например, должников по алиментным обязательствам. Не секрет, что большинство таких лиц ведет асоциальный образ жизни, многие ранее судимы. В результате служебной деятельности дознавателя в отношении этих лиц может быть возбуждено уголовное дело по ст. 157 УК РФ («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»), а привлечение должника к уголовной ответственности может повлечь за собой такую меру наказания, как лишение свободы.

Увеличивается ли вероятность совершения таким должником противоправных деяний в отношении дознавателя по сравнению с судебным приставом-исполнителем? Ответ на этот вопрос напрашивается один: да.

Дознаватели вынуждены с целью скорейшего окончания расследования уголовных дел лично развозить большое количество различных запросов и получать на руки необходимые для этого документы. Однако обеспечение их проездными документами на все виды общественного транспорта не предусмотрено.

В этой связи, на наш взгляд, норма п. 1 ст. 4 Закона нуждается в дополнении. Предлагаем изложить ее в следующей редакции:

«Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов-исполнителей и судебных приставов-дознавателей».

Предлагаем также дополнить Закон статьей 12.1 «Обязанности и права судебных приставов-дознавателей» следующего содержания:

«Права и обязанности судебных приставов-дознавателей определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации».

Внесение этих изменений в Закон, во-первых, даст возможность усилить гарантии правовой и социальной защиты дознавателей ФССП России; во-вторых, позволит при необходимости создать в территориальных органах ФССП России полноценные межрайонные отделы дознания, поскольку вводить в каждом структурном подразделении ряда территориальных органов должность дознавателя нецелесообразно.

Межрайонные отделы дознания могли бы обслуживать территории нескольких структурных подразделений. Для четкого функционирования межрайонного отдела дознания необходимо, чтобы его возглавлял начальник отдела судебных приставов — старший судебный пристав. Это должностное лицо, являясь начальником органа дознания (см. приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677), будет обладать всеми процессуальными правами, вплоть до утверждения обвинительного акта, составленного дознавателем. Однако в настоящее время при имеющихся в штатном расписании должностях дознавателей структурных подразделений это будет только должность начальника отдела, так как в структуре межрайонного отдела дознания не будет ни одного судебного пристава. Права подобного руководителя будут существенно ограничены, т. е. сведены к правам начальника подразделения дознания, что явно недостаточно. Таким образом, смысл создания межрайонного отдела теряется. Но если все же есть необходимость в такой структуре, нужно тщательно продумать, как ее рационально организовать.

И конечно, нельзя обойти вниманием то, что внесение предложенных изменений в Закон позволит уравнять денежное содержание дознавателей, т. е. главного специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта. При имеющейся в настоящее время градации должностей дознавателей структурных подразделений территориального органа ФССП России разница в их окладах составляет 319 руб. Между тем служебная нагрузка распределяется между ними равномерно, оба исполняют совершенно одинаковые обязанности. Кроме того, оклад судебного пристава-исполнителя равен окладу главного специалиста-эксперта (дознавателя). При наличии в отделе судебных приставов только одного дознавателя в должности ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) получение им денежного содержания ниже, чем у судебного пристава-исполнителя, необоснованно. Дознаватель обязан проверять исполнительные производства, находящиеся у судебного пристава-исполнителя на исполнении, готовить по ним заключения, указания, имея при этом, судя по окладу, более низкий статус.

В заключение хочется добавить, что, поскольку дознавателей в ФССП России не так много (чуть более 3,5 тыс. штатных единиц, из которых только половина — ведущие специалисты-эксперты (дознаватели)), предлагаемые изменения не потребуют больших финансовых затрат, но в то же время поднимут статус столь важной для службы судебных приставов должности, а значит, и позволят проще решать вопрос с более качественным подбором кадров для укомплектования структурных подразделений квалифицированными работниками.

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

См. Порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденный приказом ФССП России от 17 декабря 2015 г. N 596

См. Методические рекомендации по проведению ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов перед заступлением на службу, утвержденные ФССП России 22 февраля 2012 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

См. Методические рекомендации ФССП России от 5 сентября 2011 г. N 03-11 «По обеспечению безопасности участников судебного процесса и должностных лиц ФССП России»

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

См. Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденный приказом Минюста России от 13 июля 2016 г. N 164

См. Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;

См. Инструкцию о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утвержденную приказом Минюста РФ от 2 мая 2006 г. N 139

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

См. Порядок исполнения ФССП России постановления судьи о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное законодательством РФ, утвержденный приказом Минюста России от 11 сентября 2014 г. N 191

Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства см. приказ ФССП РФ от 2 мая 2012 г. N 232

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка (утв. ФССП РФ 30.11.2011 N 03-19)

главного судебного пристава

30 ноября 2011 г. N 03-19

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ С СУДЕБНЫМИ

ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ И ДОЗНАВАТЕЛЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В ХОДЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ

ДЕЙСТВИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИВОДА ЛИЦ,

УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ЯВКИ

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки (далее — Методические рекомендации), разработаны в целях повышения уровня организации деятельности структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Методические рекомендации определяют сроки и последовательность совершения действий при реализации данных полномочий, а также основания, задачи и способы осуществления судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС) привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю Федеральной службы судебных приставов. Судебные приставы и дознаватели Федеральной службы судебных приставов осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность.

Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов (далее — дознаватели) должно быть непрерывным на протяжении всего мероприятия, поддерживаться и контролироваться руководством соответствующих структурных подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Одной из главных задач судебных приставов по ОУПДС является обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения и осуществления иных процессуальных действий (далее — проведение исполнительных или процессуальных действий).

Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, осуществляющих служебную деятельность, целью применения которых является создание надлежащих условий для своевременного исполнения требований исполнительных документов, окончания дознания по уголовным делам.

Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. В случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц, их применение является необходимым.

1.2. Обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебных приставов-исполнителей и дознавателей при совершении исполнительных или процессуальных действий состоит в осуществлении мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье и содействии в обеспечении общественного порядка в месте проведения указанных действий, обеспечении сохранности служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств и имущества.

2. Порядок проведения подготовительных мероприятий

2.1. Судебный пристав-исполнитель, дознаватель подает заявку старшему судебному приставу на обеспечение их безопасности судебными приставами по ОУПДС при совершении исполнительных или процессуальных действий не позднее 48 часов до их начала (кроме случаев, не терпящих отлагательства). Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) при рассмотрении заявки знакомится с исполнительным производством, уголовным делом и, исходя из материалов, решает вопрос о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя и поддержания общественного порядка на месте проведения исполнительных или процессуальных действий.

2.2. В заявке на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя при совершении исполнительных или процессуальных действий (далее — заявка) указываются:

Ф.И.О. должностного лица, совершающего исполнительные или процессуальные действия;

планируемое время начала и окончания исполнительных или процессуальных действий, в том числе с учетом необходимости работы по нескольким адресам;

Ф.И.О. лица, в отношении которого проводятся исполнительные или процессуальные действия;

номер исполнительного производства или уголовного дела;

дата совершения исполнительных или процессуальных действий, а также место их проведения;

количество судебных приставов по ОУПДС, необходимое для обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий.

2.3. Заявка заверяется подписью старшего судебного пристава (лица, его замещающего) и печатью структурного подразделения.

2.4. Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) исходя из материалов, находящихся в исполнительном производстве или уголовном деле, определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, направляемых для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий, назначает старшего группы, а также решает вопросы их экипировки, вооружения, технического оснащения и т.д.

2.5. Заявка регистрируется в Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов и выдается судебным приставам по ОУПДС под подпись.

2.6. После утверждения старшим судебным приставом расчета сил и средств и издания им распоряжения проводится инструктаж группы судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей, на котором руководством ставится задача подчиненным. Постановка задачи производится в форме устного распоряжения. При организации взаимодействия с правоохранительными органами доводится порядок действий, определенный для этого подготовительного этапа. Кроме того, на инструктаже обязательно доводится порядок действий судебных приставов по ОУПДС при возникновении нештатных ситуаций. Результаты проведения инструктажа с судебными приставами по ОУПДС регистрируются в Журнале инструктажа судебных приставов по ОУПДС.

В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Непосредственно перед выездом к месту проведения исполнительных или процессуальных действий старший судебный пристав (лицо, его замещающее) или его заместитель, курирующий вопросы ОУПДС, проверяет экипировку судебных приставов по ОУПДС и проводит дополнительный инструктаж, включающий уточнение порядка взаимодействия и маршрутов движения, а также проверку уяснения задачи каждым судебным приставом по ОУПДС.

2.7. После получения распоряжения на обеспечение исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

проверить наличие и исправность специальных средств, средств индивидуальной бронезащиты и связи;

быть готовыми к действиям в условиях нештатной ситуации.

3. Особенности проведения подготовительных

мероприятий при осуществлении особо сложных исполнительных

или процессуальных действий

3.1. При планировании обеспечения безопасности особо сложных исполнительных или процессуальных действий в заявке необходимо дополнительно указывать краткую информацию об объекте и его окружении, их возможной реакции на планируемое мероприятие, сведения о наличии у лица, в отношении которого проводятся указанные действия, судимости, огнестрельного оружия, собаки, службы безопасности (ведомственной или вневедомственной охраны), нахождении на учете в психоневрологическом диспансере и т.п.

Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) дополнительно поручает изучение объекта одному или нескольким судебным приставам по ОУПДС. В ходе изучения объекта вносятся коррективы в предварительно составленный план входа на объект, его блокирования, а также оценивается вероятность и способы возможного противодействия судебным приставам-исполнителям, дознавателям. По окончании мероприятия составляется служебная записка, которая прикладывается к заявке.

3.2. По результатам анализа полученной информации заместитель старшего судебного пристава, курирующий вопросы ОУПДС (или лицо, его замещающее), составляет и докладывает старшему судебному приставу расчет сил и средств, который включает в себя:

точное время начала мероприятия;

состав основной и резервной групп судебных приставов по ОУПДС;

перечень подлежащего использованию автотранспорта;

порядок взаимодействия судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями или дознавателями, а в случае необходимости — с правоохранительными органами;

порядок входа на территории, в помещения совместно с судебными приставами-исполнителями, дознавателями при совершении исполнительных или процессуальных действий;

определение постов судебных приставов по ОУПДС на территории, в помещении при проведении исполнительных или процессуальных действий;

порядок радиообмена, позывные судебных приставов или дознавателей;

сигналы управления, команды и порядок действия по ним;

порядок оказания первой медицинской помощи (при возникновении нештатной ситуации).

В случае отсутствия замечаний старший судебный пристав утверждает представленный расчет сил и средств.

3.3. После получения распоряжения на обеспечение особо сложных исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

изучить по схеме (карте) район проведения исполнительных или процессуальных действий и маршруты движения;

подготовить одежду, обувь, снаряжение и другой инвентарь, необходимые для проведения мероприятия;

уточнить позывные, сигналы, команды и порядок действий по ним.

3.4. При совершении исполнительных или процессуальных действий на объектах, оборудованных охранной сигнализацией, выведенной на пульт централизованной охраны (ПЦО), старший судебный пристав обязан сообщить дежурному по отделу вневедомственной охраны (дежурному по ПЦО) фамилию, имя, отчество и номер служебного удостоверения старшего группы судебных приставов по ОУПДС, район проведения исполнительных или процессуальных действий без указания названия и адреса объекта.

4. Порядок обеспечения безопасности исполнительных

или процессуальных действий

4.1. Судебные приставы по ОУПДС, назначенные старшим судебным приставом, выезжают на место совершения исполнительных или процессуальных действий совместно с судебным приставом-исполнителем или дознавателем.

4.2. О прибытии к месту совершения исполнительных или процессуальных действий старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу по радиостанции или по телефону, после чего осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС по постам.

4.3. При совершении исполнительных или процессуальных действий судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

предотвращать попытки унижения чести и достоинства судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

следить за соблюдением общественного порядка;

не допускать нахождения посторонних лиц в месте совершения процессуальных действий;

обеспечивать сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря;

незамедлительно принимать меры по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей сотрудникам органов внутренних дел.

4.4. При обеспечении безопасности исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС запрещается:

самостоятельно совершать исполнительные или процессуальные действия;

вскрывать помещения и хранилища;

самовольно покидать место совершения исполнительных или процессуальных действий и иным образом отвлекаться от выполнения служебных обязанностей.

4.5. При возникновении нештатной ситуации судебный пристав-исполнитель или дознаватель:

прекращает совершение исполнительных или процессуальных действий;

согласовывает свои дальнейшие действия с судебным приставом по ОУПДС.

4.6. При выявлении в ходе совершения исполнительных или процессуальных действий признаков преступления судебный пристав по ОУПДС составляет на имя старшего судебного пристава рапорт, в котором указывает дату, время, место, обстоятельства происшествия, фамилии, имена, отчества и место проживания лиц, имеющих к нему отношение.

4.7. При возникновении нештатной ситуации судебному приставу по ОУПДС рекомендуется:

действовать в соответствии со сложившейся обстановкой, применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие согласно ст. 15, 16, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», обеспечивая безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя, сохранность служебной документации, изъятых денежных средств и имущества;

сообщить о случившемся по средствам связи старшему судебному приставу, дежурному по территориальному отделу внутренних дел;

задержать правонарушителя и передать его сотрудникам органов внутренних дел;

при наличии пострадавших организовать оказание им первой медицинской помощи и вызов спасательной службы;

обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу, в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомить прокурора, а в устной форме — незамедлительно.

4.8. По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов):

составляет отчет об обеспечении безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий (далее — отчет);

представляет старшему судебному приставу отчет, завизированный судебным приставом-исполнителем или дознавателем, для утверждения;

делает отметку об исполнении в «Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов».

5. Осуществление судебными приставами

по ОУПДС приводов лиц, уклоняющихся от явки к судебному

приставу-исполнителю или дознавателю

5.1. Привод лица, уклоняющегося от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется судебными приставами по ОУПДС по месту фактического местонахождения лица, подлежащего приводу (месту жительства, месту работы, учебы и т.д.) на основании постановления о приводе.

5.2. Поступившее от судебного пристава-исполнителя или дознавателя постановление о приводе рассматривается старшим судебным приставом (или лицом, его замещающим), который обеспечивает его безотлагательное и своевременное исполнение.

Если в постановлении о приводе отсутствуют данные, которые позволяют установить лицо или место его пребывания, а также если восполнить эти данные не представляется возможным, то старший судебный пристав незамедлительно извещает об этом инициатора привода.

Старший судебный пристав утверждает постановление о приводе и организует точное и своевременное исполнение. Постановления о приводе регистрируются в Журнале регистрации постановлений о приводе и выдаются старшему группы судебных приставов по ОУПДС для исполнения под роспись.

5.3. Привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется одним судебным приставом по ОУПДС или группой. Старшим судебным приставом назначается старший группы из числа наиболее опытных судебных приставов по ОУПДС (далее — старший группы, осуществляющей привод).

Старшим судебным приставом или его заместителем проводится инструктаж группы, убывающей для осуществления привода, о чем делается отметка в журнале.

В том случае, если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное, неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применять физическую силу, специальные средства с соблюдением требований ст. 15 — 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах».

5.4. По прибытии к указанному в постановлении месту жительства (нахождения) лица, подвергаемого приводу (далее — субъект привода), судебные приставы по ОУПДС:

называют свою должность, фамилию, имя, отчество, предъявляют служебное удостоверение;

устанавливают по документам личность лица, подлежащего приводу (паспорт, военный билет, удостоверение личности или иные виды документов);

разъясняют лицу, подлежащему приводу, его права, предупреждают его об ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о возможности применения к нему физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

устанавливают, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода (уважительные причины: наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними, длительный перерыв в движении транспорта, болезнь и т.п.).

В случае выявления правонарушений при осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС самостоятельно, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определяются судебным приставом по ОУПДС самостоятельно, в соответствии с обстановкой и создавшейся ситуацией, на основании ст. 15 — 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах».

В случае воспрепятствования совершению привода со стороны лица, подлежащего приводу, или иных лиц судебный пристав по ОУПДС обязан пресечь противоправные действия, составить протокол об административном правонарушении, в котором необходимо указать место, время и характер правонарушения, принятые к этому лицу меры, фамилии, имена, отчества и иные установочные данные свидетелей. После этого следует доставить субъекта привода к судебному приставу-исполнителю, по определению (постановлению) которого осуществляется привод. При необходимости судебный пристав по ОУПДС имеет право обратиться за помощью в органы внутренних дел.

После доставления лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС передает его судебному приставу-исполнителю или дознавателю, который на постановлении делает письменную отметку об осуществлении привода.

5.5. Старшему судебному приставу о произведенном приводе или о причинах недоставления лица, подлежавшего приводу, судебный пристав по ОУПДС составляет подробный отчет. К отчету прилагаются документы, подтверждающие невозможность осуществления привода (объяснения, справки, копия листка временной нетрудоспособности или его реквизиты, выписки и др.).

Копии отчета и прилагаемых документов в обязательном порядке приобщаются к материалам исполнительного производства, уголовного дела или дела об административном правонарушении.

В случае совершения правонарушения в ходе исполнения привода к отчету прикладывается протокол об административном правонарушении.

5.6. Доставленное в структурное подразделение (территориального органа) ФССП России лицо по требованию судебного пристава-исполнителя, дознавателя может находиться под контролем судебного пристава по ОУПДС до окончательного выполнения исполнительных или процессуальных действий.

5.7. Если лицо, подлежащее приводу, находится на территории другого структурного подразделения (территориального органа) ФССП России, по месту нахождения данного лица в это структурное подразделение может быть направлено поручение об осуществлении привода (далее — поручение). Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом.

Поручение, поступившее в канцелярию структурного подразделения (территориального органа) ФССП России из его другого структурного подразделения, после соответствующей регистрации передается для рассмотрения и организации исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, который при соответствии реквизитов и содержания поступившего поручения установленным требованиям утверждает постановление о приводе.

В случаях несоответствия поручения предъявляемым требованиям старший судебный пристав в установленном порядке направляет об этом информацию в структурное подразделение (территориальный орган) ФССП России, направившее поручение.

6. Взаимодействие судебных приставов

по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей

при выявлении преступлений

6.1. Старший судебный пристав непосредственно организует взаимодействие судебных приставов-исполнителей, дознавателей и судебных приставов по ОУПДС на этапах выявления и раскрытия преступлений, подследственных ФССП России.

6.2. Особенности взаимодействия судебных приставов по ОУПДС и дознавателей при выявлении преступлений.

Старший судебный пристав не реже одного раза в месяц запрашивает у председателей судов и мировых судей следующие сведения:

о планируемом рассмотрении уголовных дел, расследованных дознавателями ФССП России;

о планируемых судебных разбирательствах, в ходе которых возможно возникновение конфликтных ситуаций между участниками процесса, для решения вопроса об участии в них судебных приставов по ОУПДС;

о наличии конфликтных ситуаций, имевших место в ходе проведенных судебных заседаний.

При выявлении таких фактов судебному приставу по ОУПДС необходимо тщательно выяснить обстоятельства их совершения. При наличии признаков преступления в процессе судебного слушания необходимо добиться отражения этого события в протоколе судебного заседания. Дознаватель обязан оказывать методическую помощь судебному приставу по ОУПДС.

Вариантами обнаружения преступления, предусмотренного ст. 297 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неуважение к суду»), могут быть:

сообщение судебного пристава по ОУПДС, процессуально оформленное рапортом;

заявление потерпевшего о преступных действиях.

В случаях получения информации о совершении преступления либо выявления преступления при исполнении служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС обязан:

составить на имя старшего судебного пристава рапорт об обнаружении признаков преступления;

при наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , зафиксировать его в протоколе об административном правонарушении.

6.3. Взаимодействие при проверке сообщения о преступлении и расследовании уголовных дел.

Судебный пристав по ОУПДС, судебный пристав-исполнитель при обнаружении признаков преступления составляет рапорт, в котором должны содержаться сведения о лице, в действиях (бездействии) которого усматриваются признаки состава преступления, данные о времени, месте и способе совершения преступления, а также указание на возможную квалификацию деяния в соответствии с уголовным законодательством.

Рапорт или заявление о преступлении регистрируется в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) в порядке, установленном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.05.2006 N 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях».

К рапорту об обнаружении признаков преступления приобщаются необходимые документы (или их копии, заверенные надлежащим образом), подтверждающие изложенные в рапорте обстоятельства, указывающие на наличие состава преступления.

Дознаватель проводит проверку в порядке ст. 144 — 145 УПК РФ . При наличии оснований в срок, предусмотренный ст. 144 УПК РФ , дознаватель получает копии иных документов, не приобщенных к рапорту или заявлению взыскателя (представителя взыскателя) и требующихся для принятия процессуального решения и проведения предварительного расследования.

В связи с тем, что в процессе осуществления таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, выемка, нередко обнаруживается имущество, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, информация о таком имуществе незамедлительно доводится до судебного пристава-исполнителя.

На основании заявки дознавателя судебные приставы по ОУПДС могут быть привлечены к обеспечению его безопасности при проведении следственных действий. В этом случае судебные приставы по ОУПДС выезжают на место совершения следственных действий совместно с дознавателями.

К обеспечению безопасности следственных действий рекомендуется привлекать судебных приставов по ОУПДС групп быстрого реагирования территориального органа ФССП России (в соответствии с требованиями гл. V «Организация работы группы быстрого реагирования» Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 09.03.2011 N 84 «Об утверждении Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов»).

Судебные приставы по ОУПДС и судебные приставы-исполнители обязаны явиться в суд для участия в судебном разбирательстве в случае, если они были допрошены по уголовному делу в качестве свидетелей.