Детский оздоровительный лагерь понятие

Детский оздоровительный лагерь

Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ. Отдых детей и их оздоровление – это » совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований». Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это «организация отдыха детей и их оздоровление — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря, (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления» [12].

Для того чтобы определить особенности организации деятельности детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения нам необходимо понять, что представляют собой типы детских лагерей, ведь деятельность лагеря при центре социального обслуживания населения строится по тем же принципам.

В настоящее время существует множество типов детских лагерей:

Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируются грандиозные развлекательные мероприятия, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

Здесь устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, конкурсных программ, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

Лагеря с дневным пребыванием детей.

Подобные лагеря организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков; организация активного отдыха детей с девиантным поведением; патриотическое воспитание. Также организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов, лагеря детских общественных организаций (скаутов, пионеров); летние мастер – школы, профилактические летние лагеря и смены, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций. В настоящее время так же получила развитие форма лагеря при учреждениях социального обслуживания. Это лагеря с дневным пребыванием детей и подростков, профильные лагеря, лагеря с круглосуточным пребыванием детей, которые базируются при центрах социального обслуживания населения, центрах помощи семье и детям, различных реабилитационных центрах, целью деятельности, которых является не только организация отдыха детей, но и их социальная защита и реабилитация.

Целями организации воспитательной деятельности с детьми в конкретном макрорайоне (города, поселка, села) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:

Ø социально-педагогическая защита детей;

Ø предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;

Ø формирование и развитие личностных качеств детей, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

Ø увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Ø создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

Ø адаптация или реадаптация детей в обществе;

Ø компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

Ø дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.

Таким образом, можно отметить, что цели организации воспитательной работы в лагере весьма разнообразны.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы лагеря по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, станции юных туристов, техников, спортивные детско-юношеские школы и др. Значительный спектр воспитательной деятельности по месту жительства в настоящее время могут взять на себя другие учреждения: социальной реабилитации, медико-психолого-педагогические службы микрорайона; центры социально-психологической помощи детям, семье и молодежи; центры экстренной психологической помощи по телефону; социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социального обслуживания, социальные приюты для детей и подростков и др.[15].

Основные виды услуг, предоставляемых детям в учреждениях отдыха и оздоровления:

Ø услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей;

Ø медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;

Ø педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;

Ø психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде жизнеобитания;

Ø правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту своих законных прав и интересов;

Ø услуги по оказанию культурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

Ø услуги в сфере физической культуры, спорта, туризма, краеведения, экскурсий, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;

Ø информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации об имеющейся сети учреждений отдыха и оздоровления детей и о каждом конкретном учреждении;

Таким образом, мы можем отметить, что в настоящее время существует достаточно много типов детских оздоровительных лагерей, предоставляющих детям различные виды услуг. Важно отметить, что в современном мире функцию по летнему отдыху и оздоровлению детей выполняют не только учреждения образования, но и учреждения социальной сферы, деятельность которых направлена на реализацию социальной защиты населения.

Детский оздоровительный лагерь, его функции

Современное определение понятия летнего детского лагеря как «детского оздоровительно-образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров и т.д.).

Оздоровительно-образовательная деятельность признается основой функционирования этих учреждений, а ее специфика определяется направленностью на формирование личностных компетенций.

Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной сфере деятельности оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Соответственно, задача оптимального сочетания образования и оздоровления в сфере детского отдыха и оздоровления обозначена как актуальная и перспективная стратегия развития данной сферы.

Выделим такие новые функции детских летних оздоровительно-образовательных центров, как: рекреативно-экологическую, лечебно-оздоровительную, психотерапевтическую, социокультурную, развивающую, коммуникативную, пропедевтическую, компенсаторно -профилактическую.

Разработка нормативно-правовой базы в организации летнего отдыха детей. В настоящее время отсутствует современный, отвечающий актуальным реалиям и потребностям документ, обуславливающий деятельность подобных учреждения. Но еще в 1995 г. был разработан проект Положения о детском оздоровительно-образовательном учреждении, согласно которому деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию рекреативной деятельности и индивидуально ориентированного досуга, способствующих физическому и духовному развитию детей и подростков, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.

Основными задачами учреждения в проекте общего Положения являются создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей.

Проектом общего Положения устанавливается, что деятельность учреждения основывается на следующих принципах:

— безопасность жизни и здоровья детей и подростков, защита их прав и личного достоинства;

— приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

— гуманный характер отношений и оздоровительно -образовательных программ;

— конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей и подростков;

— единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Определение лагеря как оздоровительно-образовательного на первое место выдвинуло задачу внедрения инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает все же здоровье ребенка — физическое и психологическое. Комплексное оптимальное сочетание образовательных и оздоровительных технологий определяет и новый характер оздоровительно-образовательной среды — адаптивный и здоровьесберегающий.

— Адаптивный характер оздоровительно-образовательной среды определяет ее предназначение содействовать образованию здоровой личности.

— Содействие образованию здоровой личности означает:

Информация о ообразовании:

Работа социального педагога с детьми
Практически в 90-х годах, специалистами, призванными заниматься вопросами профилактики правонарушений или их рецидивов среди подростков, стали психологи. Но поскольку в вопросе профилактической работы с контингентом «трудных» детей позиции школьного психологии в массовой практике в течени .

Методы подготовки к единому государственному экзамену по истории
В системе подготовки к ЕГЭ можно выделить два направления. Первое из них охватывает тех учащихся, для которых история являются профильными предметами. Достаточное количество часов на изучение этих предметов дает возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Подгот .

Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи
А.Н. Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия . Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфоло .

Детский отдых – 2017

С 1 января текущего года вступил в силу так называемый закон о детском отдыхе, разграничивший полномочия органов власти и местного самоуправления в этой сфере и установивший требования по обеспечению качества и безопасности отдыха и оздоровления детей для детских лагерей (Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»; далее – Закон № 465-ФЗ).

Введение новых требований предопределило необходимость принятия ряда подзаконных нормативных актов. В частности, акта, утверждающего примерные положения об организациях отдыха детей и их оздоровления – для всех типов таких учреждений (п. 3 ст. 3 Закона № 465-ФЗ, п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; далее – закон об основных гарантиях прав ребенка). Проект соответствующего приказа Минобрнауки России уже направлялся в заинтересованные министерства и ведомства и в настоящее время дорабатывается с учетом поступивших от них замечаний, сообщила Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в ходе заседания Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее – координационный совет), состоявшегося 29 мая.

Напомним, именно Минобрнауки России теперь координирует деятельность федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в сфере детского отдыха (постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 444).

Несмотря на то что необходимые подзаконные акты пока не приняты, летние смены в детских лагерях начнутся в положенный срок, и многие учреждения уже позаботились о повышении безопасности принимаемых детей. Оценим, каковы перспективы развития сферы детского отдыха в ближайшее время.

Количество учреждений, организующих отдых и оздоровление детей

По данным Минобрнауки России, летняя оздоровительная кампания текущего года затронет 5,35 млн детей (в прошлом году в детских организациях различных типов отдохнули около 7,5 млн детей). Принять их должны более 42 тыс. организаций: около 2 тыс. стационарных загородных оздоровительных лагерей, 545 стационарных санаторно-оздоровительных лагерей, около 1,6 тыс. лагерей палаточного типа, более 4 тыс. лагерей труда и отдыха и более 33 тыс. лагерей с дневным пребыванием.

Какие документы должен иметь ребенок по прибытии в лагерь, как оформляется согласие родителя на выезд ребенка за границу, узнайте из раздела «Отдых, туризм» Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Таким образом, доля детских лагерей стационарного типа составляет всего 5%, и за городом ежегодно отдыхает не более 1,5 млн детей, в то время как количество лагерей дневного пребывания, в том числе пришкольных, с каждым годом увеличивается. Так, например, в столице будет продолжена запущенная в прошлом году программа «Московская смена». Предполагается, что в этом году она затронет около 30 тыс. школьников. По информации, размещенной на официальном портале Мэра Москвы, обучающие и спортивные мероприятия пройдут на базе 266 общеобразовательных и спортивных школ, а также социальных центров столицы, дети посетят музеи, театры, анимационные центры и веревочные парки.

И все же лагеря дневного пребывания являются самой малоэффективной формой детского отдыха из-за отсутствия природного рекреационного компонента, отмечают эксперты. Кроме того, несмотря на включение в программы спортивных мероприятий и занятий лечебной физкультурой, говорить об их оздоровительном эффекте все же вряд ли возможно.

В связи с этим координационный совет рекомендовал Минобрнауки России разработать систему мер по предотвращению сокращения числа стационарных, особенно загородных, организаций отдыха и оздоровления, а региональным органам власти – выявить нефункционирующие объекты загородного отдыха и оценить возможность введения их в действие, в том числе на условиях государственно-частного партнерства. Особое внимание планируется уделить созданию необходимой инфраструктуры и специальных программ для отдыха детей с инвалидностью. Также председатель координационного совета – председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко – считает необходимым поощрять компании, организующие отдых для детей сотрудников, как социально ответственный бизнес.

Перевозка детей

Стоимость проезда ребенка до места отдыха и обратно существенно отражается на цене путевки в целом. Поэтому принимаемые государством меры по обеспечению доступности перевозок для отдельных социальных групп, в том числе предоставление детям льгот на проезд, непосредственно влияют на доступность детского отдыха.

Как и в прошлом году, летом текущего года билеты на поезда дальнего следования – в плацкартные и общие вагоны – дли детей в возрасте от 10 до 17 лет можно будет приобрести с 50%-ной скидкой (льгота предоставляется на основании совместного решения Правительства РФ и ОАО «РЖД», ранее она не действовала в летнее время). По данным перевозчика, летом 2016 года льготой воспользовались более 2,5 млн детей. Тем не менее, как отметила член координационного совета, член ОП РФ Елена Сутормина, таких льготных билетов не хватает на всех школьников, поэтому необходимо подумать о предоставлении им скидок на проезд в купе. Для детей от 5 до 10 лет, напомним, круглогодично действует детский тариф – 35% стоимости взрослого билета, а малышей младше пяти лет, не занимающих отдельного места, можно провозить бесплатно.

Стоит отметить, что Правительство РФ реализует ряд программ субсидирования воздушных перевозок пассажиров, в частности:

  • в Симферополь и в обратном направлении (постановление Правительства РФ от 29 апреля 2014 г. № 388). В 2017 году программа распространяется на перевозки из 61 города России в период с 5 мая по 30 ноября молодежи до 23 лет, пенсионеров и инвалидов;
  • с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. № 1095). Программа распространяется на перевозку указанных выше категорий пассажиров – по 67 маршрутам с 1 апреля по 31 октября и по 9 маршрутам с 1 января по 31 декабря. Кроме того, в рамках программы субсидируется перевозка детей младше 18 лет, получивших путевки во Всероссийский детский центр «Океан», по девяти маршрутам.

Однако самой обсуждаемой темой в преддверии летней оздоровительной кампании 2017 года стала перевозка детей автомобильным транспортом – в связи с утверждением порядка уведомления территориальных органов МВД России об организованной перевозке группы детей автобусами (Приказ МВД России от 30 декабря 2016 г. № 941) и предполагаемым вступлением в силу с 1 июля текущего года требования о «возрасте» используемых для такой перевозки автобусов (п. 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами).

Возможность введения требования об использовании только автобусов, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, была очень негативно оценена экспертным сообществом, в связи с чем соответствующую норму из правил перевозки детей предполагается исключить. Заместитель Министра транспорта РФ Валерий Окулов подтвердил факт принятия такого решения. Он также сообщил, что в настоящее время рассматривается возможность внесения в правила перевозки ряда изменений, предложенных заинтересованными министерствами. В частности, о необходимости установки на транспортное средство, перевозящее детей, проблесковых маяков и ужесточении требований к водителям путем введения обязательного условия о непрерывном трехлетнем стаже работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» (по действующим правилам водитель должен отработать на таком ТС не менее одного года в течение трех последних календарных лет).

Образовательные программы

Дискуссионным является вопрос о необходимости получения организациями отдыха и оздоровления детей лицензии на образовательную деятельность. За введение лицензирования выступает Минобрнауки России, отмечая, что в лагерях реализуются программы дополнительного образования. Однако представители сферы детского туризма сомневаются в целесообразности установления такого требования для всех видов учреждений детского отдыха. По их мнению, оно сильно затруднит работу спортивных, например, лагерей и тем более лагерей палаточного типа.

В то же время наличие образовательного компонента в программе отдыха нередко является для родителей ребенка дополнительным аргументом при выборе лагеря. Поэтому интересным представляется решение Международного детского центра «Артек» о начале работы в качестве центра сертификации образовательных программ детских лагерей. Как сообщил его директор Алексей Каспржак, по обращению лагерей центр будет проводить экспертизу их образовательных программ на соответствие требованиям, предъявляемым к программам самого «Артека». Таким образом, выданный центром сертификат, по сути, будет гарантировать, что содержание программы отдыха в соответствующем лагере не хуже, чем в одном из самых престижных лагерей страны. Стоит отметить, что деятельность по сертификации программ отдыха уже начата – сертифицированы четыре программы, которые будут реализованы летом 2017 года в санаторно-оздоровительном комплексе Правительства Москвы «Камчия» (Болгария).

Кадровый состав

Организации отдыха и оздоровления детей обязаны обеспечивать соответствие квалификации своих работников профессиональным стандартам или квалификационным требованиям (п. 2 ст. 12 закона об основных гарантиях прав ребенка). Между тем профстандартом «Специалист в области воспитания» установлены требования к вожатым только в образовательных организациях.

Крупнейшие российские детские лагеря проводят дополнительную подготовку вожатых непосредственно на своей базе перед их допуском к работе с детьми. Однако единых требований к обучению вожатых в настоящее время не установлено. В связи с этим Минобрнауки России разрабатывает меры по созданию единой системы подготовки и повышения квалификации педагогического состава и других сотрудников учреждений, занимающихся организацией отдыха и оздоровления детей. Также обсуждается возможность включения модуля по основам вожатской деятельности в образовательные программы высшего педагогического образования.

Не стоит забывать о том, что гражданам, имевшим судимость по ряду преступлений, запрещено работать с детьми (ст. 351.1 Трудового кодекса). По данным МВД России, в прошлом году сотрудники полиции проверили свыше 225 тыс. кандидатов в вожатые, 417 из них получили отрицательное заключение именно по этой причине.

Законом № 465-ФЗ установлена необходимость утверждения общих требований к туристским маршрутам для прохождения их детьми как в составе туристских групп, так и во время организованных детскими лагерями экскурсий, порядку их прохождения и порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов (п. 2 ст. 1 Закона № 465-ФЗ, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Соответствующий приказ Минкультуры России пока не принят (проект приказа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID: 01/02/03-17/00062903)

Проектом приказа предусмотрено обязательное сопровождение детей-туристов на маршрутах, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, прохождение которых связано с повышенным риском для жизни и здоровья, инструктором-проводником, имеющим подготовку по оказанию первой помощи. Стоит отметить, что на данный момент такой должности, как «инструктор-проводник» в соответствующем квалификационном справочнике нет. Однако представители туристской области уже обратили внимание Минкультуры России на необходимость законодательного закрепления данной профессии и разработки соответствующего профстандарта. Само же министерство подготовило законопроект об обязательной аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников 1 . Грамотная реализация указанных предложений, надо полагать, исключит возможность допуска неквалифицированных специалистов к осуществлению деятельности в сфере туризма, в том числе детского, что повысит его безопасность.

Единый номер вызова экстренных служб – 101. В мае текущего года Минобрнауки России направило в регионы рекомендацию о проведении во всех школах урока по вопросам безопасности детей при организации их отдыха и оздоровления, в ходе которого школьников необходимо было проинформировать о возможности обратиться по указанному единому номеру в случае угрозы безопасности их жизни и здоровью.

Горячие линии региональных управлений Роспотребнадзора по вопросам качества и безопасности детских товаров и детского отдыха (телефоны размещены на официальных сайтах управлений). Тематические консультации предоставляются гражданам с 22 мая по 5 июня 2017 года, неспециализированные горячие линии управлений работают круглогодично.

Информационный портал Союза организаторов детского активного туризма (sodat.ru). Содержит новости, НПА, тексты законопроектов, методические рекомендации и практические кейсы по различным вопросам организации детского туризма.

Напомним, что с 18 марта текущего года все турагентства и туроператоры, оказывающие услуги в сфере активного туризма, а также самостоятельно путешествующие с детьми туристы обязаны уведомлять территориальные органы МЧС России о предполагаемом прохождении маршрутов, связанных с повышенным риском для жизни и здоровья (постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 252). Но последствия неуведомления пока не прописаны.

Инициативы и предложения

Среди перспектив, которые точно будут реализованы в ближайшее время, можно назвать создание единого федерального реестра организаций отдыха и оздоровления детей. В настоящее время подобные реестры ведутся на уровне субъектов РФ (на основании разработанных по поручению Президента РФ в 2011 году Единых требований к составлению и ведению реестров организаций отдыха детей и их оздоровления). В них содержатся довольно подробные данные о каждом учреждении: контактная информация (место расположения, телефон, адрес электронной почты), сведения о режиме работы (сезонный или круглогодичный), инфраструктуре (наличии спортивных площадок, оборудованных пляжей и т. д.), минимальном и максимальном возрасте принимаемых детей, оказываемых медицинских услугах (если речь идет о санатории или ином лечебном учреждении) и др.

Какая именно информация должна будет включаться в федеральный реестр, предстоит определить Минобрнауки России. Кроме того, министерство планирует утвердить форму типового договора об отдыхе и оздоровлении ребенка.

Родительское сообщество обращает внимание на необходимость уточнения порядка осуществления общественного контроля за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления детей. Законом № 465-ФЗ предусмотрено, что он осуществляется по правилам, установленным Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Однако данный закон не позволяет контролировать деятельность частных организаций, а частными являются более 80% детских лагерей, подчеркивает ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев.

Главы регионов в свою очередь просят вернуть бюджетное финансирование отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом году в федеральном бюджете не были предусмотрены средства на организацию их отдыха, в связи с чем все соответствующие расходы оплачивались за счет средств региональных и местных бюджетов, отметил временно исполняющий обязанности главы Республики Карелия Артур Парфёнчиков.

Как видно, процесс формирования современной системы безопасного отдыха и оздоровления детей – ее создание было обозначено в качестве одной из ключевых задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы – пока далек от своего завершения. Как отмечают представители органов власти, начатая работа будет продолжена в рамках реализации программы Десятилетия детства.

Детский летний лагерь – это одна душа, живущая во множестве тел…

Определение лагеря

Летний детский лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых (обычно) в течение летних месяцев. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет).

Первичная цель многих лагерей — образовательное или культурное развитие. Природная окружающая среда лагеря может позволить детям развить в себе экологическую культуру.

Развернутая характеристика лагеря

Летний детский лагерь — организованное сообщество людей, находящихся на природе, объединенных общей деятельностью и развивающих взаимоотношения друг с другом через полезные и разнообразные программные мероприятия под руководством обученных сотрудников.

Слово используется для обозначения различных форм коллективного досуга. Здесь и далее мы понимаем под развивающие воспитательные мероприятия на открытом воздухе.

Организованность лагеря проявляется в том, что у него есть подготовленная программа, единый распорядок дня и заранее определенная продолжительность смены, обычно от пяти до нескольких недель. Мероприятия меньшей продолжительности (2-4 дня) чаще называют сборами, выездами и т.д. Наиболее распространены лагеря с круглосуточным пребыванием, где воспитанники питаются, играют, учатся, общаются и ночуют вместе на протяжении всей смены.

Лагерь — это сообщество людей, объединенных общей деятельностью. Детские и молодежные лагеря предназначены для определенных возрастных групп воспитанников: их программа составлена таким образом, чтобы удовлетворить нужды детей и подростков определенного возраста и способствовать их развитию. В отличие от семейных лагерей, где одновременно участвуют представители двух или трех поколений или лагерей для взрослых в большей степени объединяющих общность интересов участников, чем их возраст.

Общая цель лагеря состоит в том, чтобы каждый его участник открыл для себя

Лагерь располагается на природе, обычно — в живописном месте, щедро одаренном природными богатствами. К богатствам природного окружения лагеря относятся такие элементы ландшафта, как лес, водоем (река, озеро или море), холмы, горы или луга. Разнообразие флоры и фауны значительно увеличивает привлекательность лагеря. Большим преимуществом является относительная удаленность лагеря от крупных поселений, промышленных и сельскохозяйственных объектов, оживленных транспортных магистралей; такое уединенное местоположение способствует свободному и ничем не нарушаемому течению лагерной программы.

Обученные сотрудники необходимы для осуществления программы и достижения целей лагеря. К сотрудникам лагеря предъявляется ряд требований, которые касаются их нравственных ценностей и опыта, навыков общения, лидерских способностей, знаний в области проведения лагерей, качеств характера, призвания и готовности к работе в лагере. Некоторыми из этих качеств сотрудники уже обладают к моменту прибытия в лагерь; другие — обретают в ходе обучения на семинаре в лагере до заезда воспитанников.

Развитие взаимоотношений — основной смысл деятельности лагеря. Данная википедия составлена для вожатых, работающих с детьми, подростками и молодежью (6-17 лет). В лагере они живут в группах, каждая из которых состоит из группы воспитанников и одного-трех вожатых на группу.

Прежде всего вожатый строит личные взаимоотношения со своими подопечными. В течение всей смены он помогает каждому воспитаннику развивать взаимоотношения с остальными членами группы. Программа лагеря предназначена для общения и радости. Молодые люди указанных возрастных категорий (6-17 лет), как правило, живчики и нуждаются в активной деятельности. Поэтому значительная часть каждого дня в лагере посвящена активному отдыху: играм, спортивным мероприятиям, купанию, походам и другим занятиям, которые возможны в природных условиях данного лагеря. Обязательной частью программы лагеря общеразвивающие занятия по профилю лагеря. В лагерных мероприятиях проявляется личность каждого участника и открывается множество возможностей для развития характера и построения взаимоотношений. Программа лагеря намеренно делается насыщенной; она настолько насыщена, что и воспитанники, и вожатые, как правило, возвращаются домой в счастливом изнеможении.

Приметы хорошего лагеря — царящая в нем атмосфера признания, искренность взаимоотношений, привлекательное природное окружение и тщательно разработанная программа. Все это делает поездку в детский лагерь уникальным событием, способным изменить жизнь человека.

Что такое детский оздоровительный лагерь

эта статья для Вас. В преддверии летних каникул у многих на повестке дня стоит вопрос – где будут находиться дети во время длительных летних каникул: на даче, с бабушками и дедушками, в заграничной поездке или в детском оздоровительном лагере (в дальнейшем будем кратко обозначать его «ДОЛ»).

Кто-то из Вас уже имеет опыт, ориентируется среди многообразия предложений, имеет свои предпочтения. А кто-то только начинает знакомиться с отдыхом детей в ДОЛ. И тут возникает много таких вопросов, которые интересуют всех. Это: какие условия в ДОЛ, насколько безопасн условия отдыха, будет ли интересно и комфортно ребенку вдали от родителей и привычной обстановки, и ещё много других. Ведь при выборе детского лагеря родители основываются не только на цене, но и на таких факторах, как расположение, программа лагеря, склонности ребенка, наличие «своей» компании в смене, отзывы о лагере.

Если лагерь Вы выбираете по устной рекомендации, но не забывайте, что мнения о нём могут быть ошибочные, субъективные, ведь многое зависит от конкретного ребёнка и его родителей, их впечатлений. Поэтому, делая выбор, не пренебрегайте и объективными данными.

Какое-либо происшествие, произошедшее в лагере, – это ещё не повод считать этот лагерь плохим. Однако, Вас должна насторожить целая череда плохих отзывов, инцидентов, обвинений и оправданий в комментариях.

Что же такое детские оздоровительные лагеря? Вот о них и пойдёт речь в данной статье.

Начнем сначала. Под детским оздоровительным лагерем понимается стационарное детское учреждение, приспособленное для отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 17 лет. В советские времена подавляющее число наших детей отдыхало в таких лагерях, расположенных на всей территории огромной страны, по путевкам, которые предоставлялись родителям бесплатно или с большой скидкой. В постперестроечное время количество детских оздоровительных сократилось в несколько раз, да и много изменилось в самой системе организации детского отдыха.

Традиционно в нашей стране сложилась система классификации детских лагерей по условиям пребывания и по содержанию пребывания.

По условиям пребывания детские лагеря делятся на стационарные и палаточные.

В зависимости от расположения и направленности лагеря классифицируются как: загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания (при школах), туристские, профильные. Есть также лагеря санаторного типа, где оказываются медицинские услуги.

По времени работы лагеря бывают круглогодичного действия и сезонные.

Лагеря круглогодичного действия располагают зданиями капитальной постройки с отапливаемыми помещениями, удобствами в спальных корпусах для пребывания в них детей в течение всего года, закрытыми помещениями для занятий спортом, проведения культурно-массовых мероприятий и при необходимости – учебными классами.

Лагеря сезонного действия работают только в летний период времени (июнь – август), имеют условия для занятий спортом и проведения досуга, но здания не отапливаются (за редким исключением).

У всех лагерей есть хозяева (собственники). По виду собственности они делятся на следующие категории:

федеральные (лагеря находятся на балансе Министерства образования и науки России («Орлёнок» и «Смена» в Краснодарском крае, «Океан» на Дальнем Востоке и «Артек» в Крыму);

муниципальные (лагеря находятся на балансе муниципальных органов и их структурных подразделений. На сегодняшний день это преобладающая форма собственности лагерей в России, примерно 90% всех стационарных загородных лагерей);

общественные (принадлежат общественным организациям и объединениям: лагеря некоммерческих/общественных организаций, православные лагеря, туристские клубы и объединения и др.);

ведомственные (лагеря принадлежат и находятся на балансе министерств, ведомств, организаций, предприятий, например, сеть детских лагерей на территории страны, принадлежащих ОАО «РЖД». В последние десятилетия количество ведомственных лагерей в силу экономического положения предприятий резко сократилось и продолжает сокращаться.);

частные (принадлежат коммерческим фирмам/индивидуальным предпринимателям или частным лицам. В последние годы появилась устойчивая тенденция увеличения числа таких частных лагерей).

Несмотря на различную принадлежность лагерей, у них всех одна главная задача – организовать полноценный безопасный и интересный (познавательный, образовательный) отдых детей, создать условия для их оздоровления.

Детский лагерь считается оздоровительным, если смена по продолжительности составляет не менее 21 дня, т.е. времени, которое, по рекомендациям медиков, необходимо для курса адаптации и оздоровления ребёнка. На практике день приезда и отъезда включают в общее число дней путевки.

В течение трёх недель в таких лагерях реализуются оздоровительные программы, включающие водные процедуры, трекинги, занятия спортом; дети находятся в климатических условиях, благоприятных для восстановления жизненных сил организма. Как правило, оздоровительные лагеря располагаются в курортной или лесопарковой зоне вблизи реки, озера или моря, что уже само по себе очень благоприятно влияет на здоровье. В дополнение к этому, активная программа спортивных, интеллектуальных и развлекательных мероприятий способствует в большинстве случаев получению знаний, приобретению определенных навыков детьми.

Пребывание детей в ДОЛ продолжительностью 1–2 недели считается отдыхом.

Санаторно-оздоровительные лагеря относятся к стационарным лагерям, и, помимо указанной выше структуры, имеют корпуса (или специально оборудованные помещения) для проведения медицинских процедур по программе лечения, которая определяется для каждого ребёнка индивидуально.

Лагеря могут существенно отличаться друг от друга по количеству указанных хозяйственных объектов и их техническому состоянию, а также в различных регионах Российской Федерации существует разница в оснащенности лагерей.

Оздоровительные лагеря

Стационарные ДОЛ представляют собой комплекс на огороженной территории, на которой располагаются спальные корпуса, пищеблок для приготовления пищи и столовая, футбольное поле, волейбольная, баскетбольная и др.спортивные площадки, стадион, (бассейн открытого или закрытого типа в больших лагерях); помещения для проведения досуга: летняя эстрада, клуб, кинозал, помещения для занятий в кружках различной направленности, отрядные места, костровая площадка; медицинский пункт (кабинет, изолятор, процедурные кабинеты), вспомогательные хозяйственные постройки (прачечные, душевые, туалеты, гараж или автостоянки, скважины, котельные и т.д.), автотранспорт, при наличии водоёма может быть собственный оборудованный пляж.

Обязательным условием для открытия ДОЛ является обеспечение его питьевой водой, а также водой для гигиенических процедур, места для сушки белья.

Медицинское обеспечение

Каждый детский лагерь обязан иметь медицинский пункт, где детям могут оказать первую медицинскую помощь. В зависимости от количества детей в лагере помимо медсестры/фельдшера может быть 1–3 и более врачей – педиатров, изолятор. В лагерях специализированного профиля (санаторного типа), где организован курс лечения, работает медицинский персонал соответствующего профиля.

Если лагерь не обеспечивает необходимые условия по оказанию профессиональной помощи, то он заключает договор с медицинским учреждением, куда, при необходимости, отправляют детей на обследование и лечение.

Безопасность

Территория лагерей огорожена и на входе осуществляется контроль, чтобы посторонние лица не могли пройти на его территорию. На это имеются или штатные работники, или привлечённые охранные службы.

Размещение и проживание детей в лагере

Условия размещения детей в ДОЛ могут существенно различаться: от комфортабельных корпусов до дощатых домиков с удобствами на территории (или в палатках). Дети живут в многоместных комнатах. Редко – по 2–3 человека, или свыше 15 человек в комнате. Наиболее распространено – по 4 человека в комнате.

Такая практика проживания нескольких детей в одной комнате существует не только в нашей стране. Это также характерно и для лагерей в зарубежных странах.

Жилые комнаты оснащены мебелью (кровати, стулья, тумбочки, шкаф). Удобства (душ, туалеты, умывальники), как правило, расположены на этажах, значительно реже – в комнатах. В сезонных лагерях душ, туалеты и умывальники могут располагаться на территории лагеря на отдалении от спальных корпусов/домиков (в соответствии с санитарными нормами).

Стремление родителей, чтобы дети жили в двухместных комнатах с удобствами в корпусах гостиничного типа не всегда бывает оправдано с точки зрения безопасности и психологического климата.

Питание

Дети питаются в столовых, к санитарному состоянию которых предъявляются жесткие требования. Питание может быть организовано как в форме самообслуживания, когда дети на подносах берут еду у раздаточного стола, так и официантами, что значительно реже. Детям младшего возраста еда подается на столы.

Питание детей осуществляется по заранее согласованному и утвержденному меню 4–5 раз в день. Продуктами лагерь обеспечивается на договорной основе с определёнными поставщиками.

Говорить о том, что дети всегда довольны питанием было бы не правильно. Это зависит как от качества приготовленной еды, так и от субъективных предпочтений и вкусовых привязанностей детей. Несоблюдение санитарных норм, некачественное водоснабжение, возникающие в некоторых ДОЛ проблемы с персоналом периодически приводят к случаям массовых отравлений. К сожалению, это случается, но не так часто. С каждым годом требования и контроль за приготовлением пищи ужесточается и таких форс-мажорных случаев фиксируется меньше. Можете задать вопрос о питании по типу «шведский стол». По действующим санитарным нормам и требованиям учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора пока такая практика в лагерях не разрешена. Питание остаётся порционное, но некоторые лагеря практикуют в организации питания детей 2-3 блюда на выбор.

Обслуживающий персонал

В лагерях круглогодичного действия персонал работает на постоянной основе. В сезонных лагерях работают в большинстве своем привлеченные работники на договорной основе. За каждым отрядом закреплен воспитатель и вожатый. Вожатые – это, как правило, студенты педагогических вузов, но также и студенты других непрофильных вузов. Для работы с детьми в ДОЛ они проходят подготовку на специальных курсах, в «Школах вожатых».

Нельзя не сказать, что человеческий фактор играет очень большую роль и является основой успешной работы ДОЛ и качественного отдыха детей. Это имеет отношение как к руководству ДОЛ, так и тем сотрудникам, которые находятся в контакте с детьми. Весь персонал в соответствии со своими должностными обязанностями отвечает за жизнь и безопасность детей во время лагерной смены.

Программы отдыха и организация досуга

Отдых в ДОЛ предусматривает соблюдение правильного режима дня, сбалансированное питание, подвижный отдых, развлекательные мероприятия, обучающие занятия различных видов.

Приблизительный распорядок дня в лагере