Детский оздоровительный лагерь и его функции

Детский оздоровительный лагерь и его функции

Летние каникулы для школьников – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл). Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. [8, с. 5-6]. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса.

Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.

Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения:

· детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;

· в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;

Цели, задачи и функции современного детского оздоровительного лагеря

Цели и функции детского лагеря связаны с его типом. Обратимся к классификации лагерей (Таблица 1).

Таблица 1. Классификация детских лагерей

Основание для классификации

по времени деятельности

круглогодичные (работа в течение года); сезонные (работа во время школьных каникул — летние, осенние, зимние, весенние);

лагеря выходного дня;

по месту проведения отдыха

стационарные (расположены на одних и тех же местах, в капитальных корпусах- строениях);

выездной (лагерь каждый раз для проведения смены арендует помещения либо одни и те же, либо разные. Это могут быть базы иных лагерей, отели, гостиницы, пансионаты и т.д.); палаточный — может располагаться в любых местах, где можно разбивать несколько больших палаток

по типу организации

с размещением в семьях местных жителей

Таким образом, детские оздоровительные лагеря созданы для полноценного, содержательного и оздоровительного отдыха детей. Вне зависимости от того, к какому типу лагерей, структуре, специализации они принадлежат, основная задача лагерей — устранение вопросов по их становлению и формированию. Обратимся к современному определению лагерей, которое даёт в своей статье С.К. Кудряшова. Современный детский оздоровительный лагерь — это детское оздоровительное учреждение для отдыха детей, которое представляет собой широкий спектр программ развлечения для детского досуга, начиная от тематики лагерной смены и заканчивая и заканчивая всевозможными формами деятельности, в которую будет вовлечён ребёнок в течение всей смены. Главная цель современного детского лагеря, пишет С.К. Кудряшова, это совмещение разных форм деятельности у детей, при которых развлекательно-познавательная функции воспитания должны сочетаться с духовно-нравственным и физическим развитием детей [23]. На основании анализа статьи И.Л. Давлетчина, дополним, что детский современный оздоровительный лагерь, имеет большой потенциал в вопросах нравственного воспитания ребёнка, поскольку является частью системы дополнительного образования [15].

Итак, рассмотрим детские оздоровительные лагеря более подробно.

Как правило, детские оздоровительные лагеря расположены за городом, могут располагаться на базе стационарных построек, могут на условиях походных туристских лагерей. Деятельность стационарных детских летних лагерей в РФ регламентирует документ от 17.03.2003 «Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03, походные основываются на документе «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. (СанПиН).Минздрав России, 2003» [42].

Опишем особенности размещения в оздоровительном лагере.

«Всеми лагерями на данный момент предлагаются следующие виды размещения:

Элитное размещение — в комнате по 2-3 человека, расположены все удобства, есть телевизор, евроремонт в номерах.

Под улучшенным размещением понимают наличие в комнате 4-5 человек, удобства расположены на этаже, корпуса отремонтированы, находятся в надлежащем виде.

Стандартным размещением является по 6-8 человек в больших комнатах, туалеты расположены в корпусах, на улице — банно — прачечный

У каждого размещения имеются свои особенности, свои плюсы и минусы. Так, жить вдвоем-втроем более комфортно, однако в течение всей смены может быть скучновато, к тому же, с соседом можно не поладить, и смена может быть испорчена. Элитное размещение в хорошем лагере может быть и не нужным, потому что дети в комнаты приходят только спать, все остальное их время занято теми или иными событиями и лагерными делами. Стандартными условиями дети не всегда удовлетворены, но в случае, если программа лагеря интересна, наличие душа на улице проблемой для ребёнка не окажется» [13].

В определенных лагерях, в особенности за рубежом, достаточно часто проживание организуют в семьях местных жителей. Дети почти весь день пребывают в дневных лагерях, которыми предлагается учебная, спортивная и культурная программа, спят же они в семьях местных жителей, где, как правило, есть дети-ровесники. Однако в нашей стране до сих пор такой вид отдыха не является достаточно популярным, хотя при изучении языка подобное размещение является наиболее эффективным [6].

Рассмотрим основы деятельности оздоровительного лагеря в современных условиях.

Жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря — это целостная система, в которой заложены возможности укрепления здоровья и одновременно формируются ценностные ориентации. Такую деятельность отличает обогащенное содержание, самостоятельно-творческие способы организации, направленность на всестороннее комплексное развитие детей (физическое, умственное, психическое), всего коллектива лагеря.

· обеспечение организации активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного досуга;

· создание условий для развития творческих способностей детей»

Базовое содержание воспитания в лагере основано на принципах:

· «создания максимального количества разнообразных клубов, кружков, студий, где нормы и правила взаимодействия вырабатываются самими членами группы, что предотвращает авторитарное давление и повышает степень возможности самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;

· содержательности деятельности, её многообразия, лежащих в основе индивидуальной и коллективной деятельности;

· свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий самостоятельного, творческого развития и самореализации ребёнка» [14].

«В основу организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря целесообразно положить троичный ритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребёнка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности может быть выражено следующим образом:

· умственная деятельность (проблемные мастерские; лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия и т. д.);

· практическая деятельность (экология, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки и т. д.);

· досуговая деятельность (игры, увлечения, клубы, творческая деятельность, путешествия в природу и т. д.)» [13].

«Реализацией выше обозначенной цели предполагается разрешение целого комплекса задач: психолого-педагогические, методические и управленческие. К ним относятся:

· создать в детском оздоровительном лагере воспитательную среду, благоприятную, в первую очередь, с целью формирования нравственной культуры детей, духовных основ в его развитии;

· использовать природные условия с целью восстановить, сохранить, компенсировать здоровье детей и подростков, привлечь максимальное количество школьников для осознанного выбора здорового образа жизни;

· создать условия с целью развития и формирования социально- адаптированной личности, с целью развития умений эффективного взаимодействия детей с подростками и окружающим миром, с целью удовлетворить базовые потребности личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;

· предоставить широкий спектр образовательных дополнительных услуг, которые способствуют творческой самореализации, процессам самовыражения и самосовершенствования всех участников смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков;

· разработать модель воспитательной системы в детском оздоровительном лагере, предполагающую интегрирование педагогического коллектива со всеми службами лагеря при разрешении задач конкретных программ, с проведением методического описания управленческой структуры, форм и механизмов в сотрудничестве, педагогических технологий, систем в оценке эффективности и результативности»[6].

По мнению Е.А. Губиной, «у участников лагеря должны иметься возможности для наиболее полного удовлетворения интереса к той или иной области знаний, творчества либо искусства при сочетании в кругу сверстников с оздоровительным отдыхом, демонстрации своих способностей и талантов, приобретения новых друзей, нового социального опыта» [14].

Одна из центральных идей в работе лагеря, как утверждает Н.А. Горбунова — «постоянное развитие детей. Реализации такой идеи возможны с осуществлением принципов по свободе выбора, когда деятельность разноплановая, творческая затрагивает сферы чувств детей и дает ему возможности для осознания себя как личности» [11].

Другой идеей стала заложенная в системном оздоровлении в условиях лагеря детей и подростков. Базой третьей идеи является придание определенного культурологического колорита смене.

Четвертой идеей — самоорганизация, способность к проектированию и организации молодыми людьми самовоспитания, самообразования, самоопределения [11].

Детские лагеря имеют достаточное количество возможностей для того, чтобы организовывать эффективное оздоровление детей, организовывать воспитательный процесс.

Очень важно помнить, что на период смены детского лагеря дети оторваны от семьи и воспитательная деятельность должна быть на высоком уровне. Также, знать, что в отличие от школы, в детском лагере ребёнок может раскрыться наиболее полно, так как социальная среда в детском лагере для ребёнка более благоприятная и комфортная, а это значит, что детям в таком случае нужно уделять максимум внимания и давать свободу для реализации их возможностей [46].

Условия лагеря позволяют решать задачи по детской занятости детей, т. е. организовывать их деятельность, связанную с удовлетворением индивидуальных потребностей и интересов в сферах деятельности, значимых личностно, которая направлена на развитие творческого потенциала.

Основные задачи занятости (в соответствии с концепцией В.В. Байбородовой и М.И. Рожковой:

· «включать в различные виды деятельности детей и подростков;

· развивать личность и возможности для непосредственного приобретения практических дополнительных знаний в разных отраслях науки, техники, экономики, искусства, спорта;

· проявлять и реализовывать коллективное и индивидуальное творчество» [4].

«1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально — познавательные, организаторско — лидерские, художественно — творческие ). Выступления на концертных площадках, проведение археологических раскопок, разработка социально — значимых проектов — все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.

2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:

· познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;

· форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях;

· выбора ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т. д.);

· выбор формы участия в оздоравливающих программах (обливание, зарядка, шейпинг, массаж, спортивные секции, купание и д. р.).

3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления — самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т. д. Общими усилиями проводятся межлагерные и внутрилагерные мероприятия, часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады по науке и искусству; интересные дела подробно освещаются пресс-центром» [34]. Из вышеперечисленного можно сказать, что в каникулярное время у детей возникают новые виды коллективного и творческого потенциала. Творческий подход предлагает нам провести активную форму познавательной деятельности (коллективные или игровые), где существуют сложные виды работ такие как: поиск, наблюдение, конструирование, моделирование, проектирование и др.

«В ходе практической реализации целей и задач используются различные группы методов:

· методы воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример, внушение, погружение);

· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (совещание, беседа, лекция, диспут, практические занятия);

· методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, тестирование, анкетирование);

· методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, причинно-следственный анализ изучаемых процессов)» [14].

Опираясь на пособие Л.Г. Нещерет, мы выяснили, что «воспитательная система детского оздоровительного лагеря — это, прежде всего, педагогическая система, включающая основные элементы целенаправленного воспитания, развития и саморазвития ребенка; особая социально природная, культурно-историческая среда жизнедеятельности временного коллектива детей и взрослых; механизм организации пространства здорового образа жизни; физического, психического, духовно- нравственного, естественного оздоровления ребенка через активный отдых; открытая система, позволяющая целенаправленно с пользой для каждого члена лагеря включать его в реальный окружающий мир; живое общение с природой, приобретать новый жизненный опыт. Воспитательная система в центр внимания ставит ребенка и сообщество сверстников и взрослых. Специфическим основанием для создания воспитательной системы в детском оздоровительном лагере выступает направленность и специфика основной деятельности (туристско-краеведческой, гражданско-патриотической, культурологической, трудовой, спортивной, интеллектуальной и т. п.)»[34].

Проанализировав статью Белова В.Н. «Подготовка будущего педагога к работе в летнем лагере», можно добавить, что сам воспитательный процесс на сегодняшний день — занятие непростое. Нужна специальная подготовка. Для этого вожатому нужно освоить продуктивную деятельность. В детском лагере приоритеты расставляются в следующем порядке: здоровье, воспитание, образование. По Рубинштейну, продуктивная деятельность эффективна тогда, когда человек выполнил что-либо значительное для себя и окружающих. В детском лагере продуктивная деятельность имеет под собой основание в виде цели, активности, самостоятельности, автономности, творческой деятельности [7].

Организация воспитательной системы — это показатель деятельности педагогического мастерства коллектива вожатых, их способности прогнозирования, определения выгодных, логичных путей, способов реализации воспитательного процесса.

Итак, рассмотрев цели и функции детского оздоровительного лагеря, можно сделать следующие выводы.

Целью детских оздоровительных лагерей является обеспечение полноценного и содержательного отдыха и оздоровления детей, а также разрешения проблем по их развитию и воспитанию. Для реализации цели выделяется комплекс психолого-педагогических, методических, управленческих задач. Лагерь выполняет серию функций, среди которых важнейшими выступают постоянное развитие детей, разрешение проблем по воспитанию здоровых людей, культурологическое развитие, самоорганизация. Организация и содержание деятельности при реализации программ детского отдыха и оздоровительная базируется на специально разработанных принципах. Большое внимание уделяется воспитательному процессу. Тут формулируется целый спектр задач и функций по воспитанию детей.

Формирование временного коллектива оздоровительного лагеря

Детский оздоровительный лагерь и его функции. Специфика воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях. Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования временного коллектива детского оздоровительного лагеря ДБО «Смена».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Детский оздоровительный лагерь, его функции и назначение. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития. Организация управления, общения и воспитательного процесса на примере оздоровительного комплекса для детей «Геолог».

курсовая работа [28,6 K], добавлен 15.04.2009

Особенности формирования временного детского коллектива. Понятие и источники патриотизма. Воспитательные возможности детских объединений. Направления гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского лагеря.

дипломная работа [64,3 K], добавлен 04.05.2015

Особенности организации досуга младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря на основе использования социально-культурных технологий. Анализ обеспечения организации активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного досуга детей.

дипломная работа [1,8 M], добавлен 24.09.2013

Ознакомление с методами обучения вожатого детского лагеря эффективному взаимодействию с детьми. Рассмотрение основных коммуникативно-речевых умений вожатого. Анализ специфики педагогического общения в пространстве детского оздоровительного лагеря.

дипломная работа [281,5 K], добавлен 18.06.2017

Основные цели и задачи организации детских оздоровительных лагерей, функциональные особенности их сотрудников. Порядок составления программы работы пришкольного лагеря, ожидаемые результаты ее выполнения. Методическая разработка творческого дела.

отчет по практике [40,3 K], добавлен 22.07.2010

Основные принципы работы педагогического коллектива. Система формирования временного коллектива подростков в лагере «Профессионал». Условия, создаваемые для существования временного коллектива и способствующие высокой интенсивности общения детей.

курсовая работа [45,4 K], добавлен 02.12.2016

Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие личности в процессе организации воспитательно-оздоровительной работы со школьниками в летний период. Порядок составления программы работы лагеря.

отчет по практике [23,5 K], добавлен 20.09.2011

Работа спортивно-оздоровительного лагеря «Орленок» на смену. Составление плана работы отряда на смену. Содержание деятельности практиканта. Конспекты отрядных дел: «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и психологическая игра «Расскажи мне обо мне».

отчет по практике [45,2 K], добавлен 08.10.2014

Знакомство с детским лагерем «Сапфир», характеристика номерного фонда, службы питания и медицинской службы. Рассмотрение хозяйственной и административной службы. Составление распорядка дня и план-сетки мероприятий 2 смены детского оздоровительного центра.

отчет по практике [22,4 K], добавлен 02.02.2014

Сущность принципа толерантности. Факторы, оказывающие влияние на формирование межнациональной терпимости. Планирование лагерной смены, направленной на осуществление принципа толерантности в условиях детского оздоровительного лагеря «Сокровища наций».

дипломная работа [56,1 K], добавлен 17.02.2012

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт воспитания старшеклассника

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Дата публикации: 07.05.2015

Статья просмотрена: 850 раз

Библиографическое описание:

Магомедов Т. А. Летний оздоровительный лагерь как социальный институт воспитания старшеклассника [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 128-130. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7859/ (дата обращения: 26.11.2018).

На современном этапе сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования является важнейшей задачей концепцию модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации, в котором летний лагерь выступает одним из важнейших объектов организации отдыха в период школьных каникул, поскольку ежегодно в лагерях и здравницах РФ отдыхают свыше 9 миллионов детей и подростков.

В последние годы укрепляется нормативно-правовая база функционирования системы отдыха и оздоровления детей, чему свидетельством Федеральный закон ФЗ-98 от 28.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ с изменениями 22.08.2004 г.); Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.); Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей» [5].

Для всего многообразия форм летнего детского (отдыха детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детскою отдыха, летний дом детскою отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров) и основой функционирования является формирование личностных компетенций, через создание условий и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, питание и отдыхах в экологически благоприятной среде, занятия физической культурой и спортом. При этом образовательные деятельность ориентирована на реализацию дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, детей в возрасте преимущественно от 6 до 14 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга и т. д.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает на преобладание в определении сущности детского летнего оздоровительного лагеря в трех подходов:

— структурно-характеристического предполагающий его описание внешних характеристик и структурных компонентов, который отражающие государственных нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность детских лагерей;

— ценностно-ориентировочного где сущность летнего оздоровительного лагеря концентрируются на выделении и анализе основополагающих ценностей, лежащих в основе жизнедеятельности лагеря представляющего собой своеобразный институт детства (государственный, корпоративный или частный), естественным образом ориентированный на развитие эмоциональной среды, так как показывает ценности взаимоотношений и взаимодействия, богатые и перспективные виды и формы деятельности;

— функционально-деятельностный, помогающий выявить и конкретизировать основные функции ведущие виды и формы совместной деятельности детей и взрослых в лагерную смену.

Современного летнего оздоровительного лагеря как особого социального института выделить ряд этапов:

— «оздоровительно-воспитательный» (20-е — начало 40-х гг. XX века);

— «оздоровительно-воспитательно-образовательный» (конец 40-х — 80 гг. XX века);

— «полифункциональный» (90-е гг. XX века — по настоящее время).

Среди ученых преобладают 2 точки зрения согласно которых детские лагеря ведут отсчет с 1895 года, с открытия в Петербурге Обществом охранения народного здравия первой колонии для детей, обучавшихся в начальных городских училищах (И. А. Курчатова); и с 20-х годов XX века, с возникновения первых пионерских лагерей и системы каникулярного отдыха (Е. Н. Сорочинская, СИ. Панченко и др.). [3]

При этом вторая позиция рассматривает летний оздоровительный лагерь как социальный институт и его функции, где по организации детских «леших колоний» и выступают основой лагерного движения началом её объединение теории и практики воспитания в условиях летнего оздоровительного лагеря.

В конце XIX века «летние колонии» устраивались в окрестностях городов в школах, где дети привлекались к хозяйственной деятельности: сами убирали свои комнаты, стирали важнейшей функцией, которого является оздоровление детей, чему должны были способствовать свежий воздух, здоровая деревенская пища, игры на природе, купания и т. д.

В начале XX века отечественными педагогами, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко и др. предпринимаются попытки создания научной базы деятельности «летних колоний» для чего в 1905 г. организована летная детская трудовая колония «Бодрая жизнь», где каждое лето жили 60–80 мальчиков и девочек. Для колони была разработана система правил, способствующих нормальному развитию детского сообщества; условия для общения детей, творчества, реализации интереса к исследованиям, потребности самовыражения. При этом система воспитания строилась на сочетании физического труда, самостоятельности, самоуправления и самодеятельности детей, тесных товарищеских отношений между учителем и учениками, отсутствия формализованного учебного процесса. Основой жизни в летней колонии был физический труд, который имел и образовательное значение, поскольку трудовые занятия выступали источником знаний о природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков, а свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей, занятиям музыкой, пением [1,4].

Оздоровительно-воспитательный этап — (20-е — начало 40-х гг.) связан с развитием в стране пионерского движения ростом сети летних пионерских лагерей, организаторы которых строили работу по опыту скаутских лагерей, куда входили дети с ослабленным здоровьем, пережившие первую мировую и гражданскую войны, послевоенную разруху, голод, эпидемии опасных заболеваний и т. д..

В стране стали создаваться детские оздоровительные учреждения, приоритетными задачами которых выступало санитарно-гигиеническое просвещение детей и подростков, развитие их двигательной активности приучение к режиму дня и правильному питанию. При этом основной функцией санаторно-оздоровительный комплекс нового типа стало поддержание, профилактика и реабилитация здоровья детей и подростков, отличившихся в трудовой, учебной и других видах деятельности, через активное включение в «общественно-полезную трудовую работу» с целью «глубокого познания природы и расширения социального кругозора».

Первое «Положение о загородном пионерском лагере», в 1924 регламентировало структуру управления, цели и задачи работы с детьми, санитарно-гигиенические требования к проживанию детей, нормы питания и, физических нагрузок, а ведущей воспитательной целью лагеря являлось формирование коммунистического мировоззрения юных пионеров и октябрят, актуализируется воспитательная функция детского лагеря, в соответствии которой ребенок рассматривался преимущественно как член детского коллектива; как будущий гражданин и специалист; как защитник Родины; как носитель определенных идеологических ценностей;

Оздоровительно-воспитательно-образовательный этап — (конец 40-х — 80 гг. XX века) характеризуется актуализацией образовательной функции детского лагеря: поскольку система внешкольной работы ориентировалось на развитие творческих способностей и интересов детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а основным критерием качества, которого устанавливалась «средняя поправка детей в весе». При этом возникали самобытные детские организации как разновидности пионерской организации функциями укрепление физического, психического и нравственного здоровья ребенка на фоне разрядки и восстановления сил; удовлетворение потребностей в различных развлечениях и увлечениях; обеспечение единства оздоровительного и образовательного процессов; компенсация недостатков профессионального образования; саморазвитие и самореализация ребенка.

В этом период сложилась система каникулярного отдыха детей и подростков, включавшая 9 типов детских здравниц, различавшихся в зависимости от их ведущих функций: загородный детский оздоровительный лагерь, пионерский лагерь (загородный, городской, летний, круглогодичного типа, профильный пионерского актива), лагерь труда и отдыха, оздоровительный лагерь для старшеклассников, оборонно-спортивный лагерь для молодежи, оздоровительно-спортивный лагерь детско-юношеской спортивной школы профсоюзов, трудовой отряд старшеклассников, колхозный (межколхозный) лагерь для детей и подростков, пионерский лагерь санаторного типа и др.

В целом этап характеризуется попытками объединить оздоровительную, воспитательную и образовательную функции лагеря.

Полифункциональный этап — в истории российского летнего оздоровительного лагеря как особого социального института наступает в 90-е годы XX века, характеризующая переосмыслением сущности воспитания и оздоровления в условиях временных детских объединений, возникновением новых типов и видов детских учреждений (международные и всероссийские детские центры, социально-педагогические оздоровительные центры и комплексы многопрофильного характера, лагеря детских и юношеских организаций,летние академии, лагеря юных талантов, лагеря-экспедиции, семейные дома отдыха и т. д.). При этом содержательная сторона жизнедеятельности в современном оздоровительном учреждении имеет несколько аспектов: во-первых, комплексная направленность на всестороннее развитие личности; во-вторых, оздоровительный отдых как аккумулятор психических, нравственных, этических, эстетических и физических сил ребенка; в третьих отдых выполняет не только компенсаторную функцию но и создает условия для приобретения знаний и умений, развития инициативы и самодеятельности; в четвертых, система отдыха целостно обеспечена педагогическим и медицинским сопровождением социальными и индивидуальными связями.

Признание детские лагеря учреждениями дополнительного образования детей стимулировало появление профильных (компьютерные, экономические, языковые и т. д., лагерей и смен актуализировала их развивающую функции, что связано, с интеграцией российского и зарубежного лагерного движения, увеличением количества детей, нуждающихся в физической и психологической реабилитации и коррекции с развитием общественных и политических организаций России.

Резюмируя сказанное можно заключить, что детский лагерь как учреждение дополнительного образования детей в настоящее время является наиболее массовой формой организации отдыха детей и подростков в период школьных каникул, в которого выделяются этапы, связанные с изменением и расширением его функций;

1. «оздоровительно-воспитательный» (20-е — начало 40-х гг. XX века), современного летнего оздоровительного лагеря как особого социального института

2. «оздоровительно-воспитательно-образовательный» (конец 40-х — 80 гг. XX века), основными функциями: оздоровительная, воспитательная, развивающая, культурологическая, психотерапевтическая, коммуникативная и компенсаторная.

3. «полифункциональный» (90-е гг. XX века — по настоящее время), полифункциональность современного летнего оздоровительного лагеря обусловливает построение воспитательной системы, где преобладают массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в работе, имеющей общественно-полезную направленность; возможность развития интересов и способностей каждого ребенка; дифференцированный, возрастной и индивидуальный подходы личности; широкий простор для инициативы и самодеятельности; сочетание массовых, коллективных и индивидуальных форм в зависимости от содержания и характера работы коллектива; органическая связь, согласованность и взаимодействие со школой организациями, семьей и общественностью.

Современная типология детских оздоровительных лагерей представлена: загородными детскими оздоровительными лагерями; лагерями труда и отдыха; оборонно-спортивными лагерями; оздоровительными лагерями для молодежи; оздоровительно-спортивными лагерями ДЮСШ; лагерями санаторно-курортного типа; международными и всероссийскими детскими центрами; профильными лагерями; городскими лагеря с дневным пребыванием; семейными домами отдыха.

1. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. // Послесл. Е. С. Буха, М. Педагогика 1991. 174 с.

2. Сабиров Х. Ф. Общественно-нравственное поведение личности как черта социалистического образа жизни РИО Акад. МВД СССР. Москва. 1977. С. 233–235

3. Сорочинская Е. Н., Ковалева А. Г. Социально-педагогический колледж «Орленок»// Педагогика. 1998. № 7.

4. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980.- Т. 2. — 416с.

5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» http://base.garant.ru/10135206/#help#ixzz3W9pyMuiR

лагерь, ребенок, особый социальный институт, летний.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт. лагерь, ребенок, особый социальный институт, летний оздоровительный лагерь, век, дополнительное образование детей, детская, Российская Федерация, детский лагерь, государственная поддержка.

Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря

Летом 2002 года было принято решение об организации выезда детей в летний оздоровительный лагерь в условиях совместного проживания со здоровыми сверстниками.

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития.

ребенок, детский оздоровительный лагерь, лагерь, инструктивно-методический лагерь, форма деятельности, педагогический коллектив, естественный образ, дополнительное образование.

Развивающие направления деятельности загородного лагеря.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт.

Детский оздоровительный лагерь для подростков и детей, как принято считать, является социально-педагогическим учреждением, которое создано, чтобы обеспечить оздоровление, занятость и развивающий.

Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт. Для всего многообразия форм летнего детского (отдыха детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детскою отдыха, летний дом детскою отдыха, экологическая площадка, дача, детский.

Менеджмент и специфика деятельности специалиста по работе.

Детский оздоровительный лагерь для подростков и детей, как принято считать, является социально-педагогическим учреждением, которое создано, чтобы обеспечить оздоровление, занятость и развивающий отдых в каникулярное время.

Поведение ребенка в адаптационный период пребывания.

Детский оздоровительный лагерь посещают дети, начиная с шести-семилетнего возраста.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт. для детей и подростков, пионерский лагерь санаторного типа и др.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатый.

ребенок, детский коллектив, загородный лагерь, социально-психологический тренинг, детский оздоровительный лагерь, коллектив, отряд, вожатый, детский временный коллектив, временный коллектив.

Развитие детского коллектива в каникулярное время в летнем.

«Массовый» детский оздоровительный лагерь нередко сталкивается с проблемой структурирования свободного времени детей. Излагая свои подходы к организации работы социально-педагогического комплекса детского оздоровления, досуга и отдыха.