Дети на усыновление красноярск

Территория без сирот. Красноярский край

2008 год, объявленный годом семьи, Россия встретила совсем не по-семейному. Число детей, оставшихся без родителей и проживающих в детских домах, неуклонно растет. Сегодня сирот на территории Российской Федерации намного больше, чем во всем Советском Союзе после Великой Отечественной войны. Часто дети остаются сиротами еще при живых родителях.

И уже никто не оспаривает тот факт, что ребенку расти в семье гораздо лучше, чем в самом прекрасном детдоме. И мы уверены, что при усыновлении ребенка решение организационных вопросов порой тяжелее, чем решение финансовых.

Ольга Борисовна, читатели «РГ» уже привыкли видеть на страницах газеты фотографии крох, которые ждут новых папу и маму. Звонят, спрашивают, переживают… А где-то еще можно познакомиться с данными на этих детей?

Ольга Абросимова: В Красноярском крае, как и в любом другом субъекте РФ, есть региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В него попадают анкеты сирот со всего региона — из домов ребенка, из детских домов. Именно оттуда наш Центр берет снимки, которые и размещаем на страницах неравнодушных СМИ. Сразу скажу: в интернете вы доступа к банку данных не найдете — это совершенно конфиденциальная, закрытая информация. Кое-что будущий приемный родитель может узнать, если пройдет по ссылкам нашего сайта или сайта краевого министерства образования. Там есть такие данные, как пол, возраст, фотография ребенка, сведения, на какую форму воспитания его можно принять. Если юридически свободен, без родителей — то на усыновление, если папа и мама живы, но, к примеру, находятся в местах лишения свободы, — значит, под опеку.

Полную информацию о малыше: анкетные данные, состояние здоровья, информацию о родителях, если она известна, будущему опекуну предоставят только в случае, если органы опеки сочтут, что человек имеет право взять ребенка в семью (оформил все документы, прошел школу для приемных родителей).

Получается, приемный родитель должен пройти долгий путь и побегать за справками, прежде, чем в семье появится новый человечек…

Ольга Абросимова: Только не надо впадать в панику. Бывает, наслушается человек от соседей или знакомых, какой «бюрократический кошмар» его ждет, и махнет рукой. Конечно, есть определенный перечень документов, который необходимо предоставить. Допустим, о состоянии здоровья, о размерах жилплощади…

Но наш Центр в этом всемерно помогает: выдает необходимые бланки, объясняет, что и как. Так что сбор документов — процесс, конечно, не сиеминутный, но достаточно быстрый. Упростить его — вроде того, что хватит и паспорта! — невозможно, ведь речь, в конце концов, идет о судьбе ребенка. Кроме того, будущий приемный родитель должен пройти специальные тренинги в нашей школе, чтобы ответить самому себе на главный вопрос: могу ли я пойти на этот серьезнейший шаг?

Что это за школа?

Ольга Абросимова: Сначала просто предлагали родителям пообщаться со специалистами, получить квалифицированные ответы на свои вопросы, пройти курс лекций и тренингов в нашей, как мы ее назвали, «Школе приемных родителей». Кто-то соглашался, другие нет, говоря: «Да мы собственных детей на ноги подняли, зачем нам уроки какие-то?» И вскоре мы заметили: прошедшие школу детей не возвращали. А вот отказавшиеся от тренингов, напротив, испытывали большие трудности, из-за чего ребенок зачастую опять оказывался в детском доме. А ведь для малыша это страшная трагедия и, по сути, второе предательство.

Так, с 1 сентября 2012 года «Школа приемных родителей» стала обязательной для посещения. Не прошел ее — опека не даст «добро» на право принять ребенка в семью. Да и сами родители почувствовали, что так лучше. Что после курсов легче проходит период адаптации в семье, а он бывает ох каким непростым. Ведь до этого ребенок жил в асоциальных условиях, потом в детском доме — и все это отложилось на его психике. Об этом и рассказывают наши специалисты: медицинские работники, юристы, социальные педагоги. Нельзя забывать и о сложностях подросткового возраста с его конфликтами. И здесь, как никогда, важна помощь семейного психолога, который должен работать и с родителями, и с ребенком.

Кстати, насчет семейного психолога. Недавно на всю страну прогремела история, когда органы опеки сначала отдали приемной семье из Рыбинского района, одного за другим, шестерых детей, а потом, после конфликта мамы со старшей девочкой, так же резко забрали их обратно в детдом. И не было там никакого психолога и объективной оценки ситуации…

Ольга Абросимова: Я помню эту семью. Год назад мама, кстати, очень активная и зарекомендовавшая себя с самой хорошей стороны, прошла нашу школу. Но дело в том, что готовили ее на прием в семью малыша в возрасте до одного года. Потом местные органы опеки отдали ей второго ребенка, третьего… Последним, пару месяцев назад, уже шестого — девочку-подростка, 15 лет. А ведь это совсем другое дело! И я считаю, что именно этой семье нужно было оказать всемерную помощь и сопровождение, чего никто не сделал. Понимая, что передают опекуну не малыша, а подростка, местные органы опеки должны были обязательно сопроводить семью психологом, окружить заботой и вниманием! А они после конфликта попросту изъяли детей, так оказалось проще. Никакого «тревожного звонка» от них в наш Центр не поступало, мы вообще были не в курсе ситуации. В итоге заложниками конфликта стали дети, которым теперь, после предательства взрослых, будет очень тяжело восстановиться психологически.

Ольга Борисовна, много ли у нас сейчас детей-сирот?

Ольга Абросимова: На сегодняшний день в Красноярском крае около 16,5 тысячи детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Из них более 12 тысяч уже устроены в семьи, а четыре с лишним тысячи живут в спецучреждениях. И все было бы решаемо, если бы в среднем по три тысячи ребят не оставались без попечения ежегодно. Представляете? Каждый (!) год армия сирот пополняется на три тысячи человек, и в основном за счет лишения родительских прав. Мы тут подсчитали, что каждый 35-й ребенок в крае — это ребенок, оставшийся без попечения родителей. Поэтому главной проблемой остается проблема социального сиротства, а если уж ребенок все-таки остался без семьи, то единственный выход — это поиск для него новой. В 2013 году правительство РФ провозгласило важнейший проект: «России важен каждый ребенок». А наш Центр — базовая площадка, всеми силами привлекающая к реализации этого проекта общественные организации, СМИ и просто неравнодушных людей. Надеюсь, нам это удается. Например, в прошлом году свой дом обрели на 300 с лишним детей больше, чем в позапрошлом. Это не просто цифра. Если говорить иными словами, в крае не открылось примерно шесть новых детских домов.

Документы, необходимые для оформления опеки (попечительства):

1. Копия документа, удостоверяющего личность.

2. Краткая автобиография.

3. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы за последние 12 месяцев. Либо иной документ, подтверждающий доход указанного лица и супруга (супруги).

4. Копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда.

5. Копия финансово-лицевого счета по квартире.

6. Выписка из домовой (поквартирной) книги.

7. Документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (если оно в собственности).

8. Справка ОВД об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

9. Медицинское заключение о состоянии здоровья лица, желающего стать опекуном, оформленное в установленной форме (форма № 164-у-96).

10. Копия свидетельства о браке (если состоит в браке).

11. Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с лицом, выразившим желание быть замещающим родителем.

12. Документ о прохождении необходимой подготовки (кроме близких родственников).

Красноярский детский дом №1

Семейные формы устройства детей

В соответствии с действующим законодательством, в настоящее время существуют следующие формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ

Усыновление – приоритетная форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Устанавливается решением суда. Согласно ст.ст.124-144 главы 19 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ усыновленные (удочеренные) дети в личных неимущественных и имущественных правах приравниваются к биологически родным. Усыновители и усыновленные дети никакими льготами не обеспечены.

С 2007 года впервые введена выплата единовременного пособия при усыновлении, равного установленному федеральным законодательством пособию при рождении ребенка.

Что дает усыновление семье и ребенку?

 усыновление позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи;

 есть возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, место, дату рождения;

 к кандидатам предъявляются финансовые и жилищные требования;

 не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен;

 тайна усыновления охраняется законом;

 при усыновлении ребенка выплачивается единовременное пособие в соответствии с законодательством.

ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО)

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за него (ст.ст.145-150 главы 20 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ, ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», Законодательное собрание Красноярского края Закон № 15-590 от 22 октября 1997 года «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае», Постановление администрации г. Сосновоборска (Красноярский край) № 795 от 21 июля 2005 года «Об утверждении Положения об «Организации опеки и попечительства в г. Сосновоборске»). При этом органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению.

Что дает опека семье и ребенку?

 опека устанавливается в административном порядке решением руководителя (заместителя руководителя) органов опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требует решения суда;

 органы опеки и попечительства регулярно осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя);

 не исключено появление кандидата в усыновители, поскольку усыновление является приоритетной формой устройства ребенка;

 отсутствует тайна передачи ребенка под опеку, и контакты с кровными родственниками возможны, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав;

 на содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу (ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого);

 изменение фамилии ребенка и даты рождения невозможно;

 опекаемые дети имеют право на причитающиеся им алименты, пенсию по потере кормильца, пособия и другие социальные выплаты, сохранение права пользования (собственности) жилым помещением, а при его отсутствии имеют право на получение жилого помещения по достижению 18-летнего возраста;

 возможность назначения нескольких опекунов (попечителей) (п.7-9 ст.10 Закона № 48-ФЗ)

 опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило, до совершеннолетия ребенка.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями по месту жительства ребенка. В договоре указывается размер вознаграждения приемным родителям, размер денежных средств на содержание ребенка, определяется срок, на который ребенок передается в приемную семью, а также указывается организация контроля. Приемная семья заменяет ребенку пребывание в детском доме или приюте на домашнее воспитание (ст.ст.152-153 главы 21 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ, Письмо Министерства образования и науки РФ № ИР-713/07 от 24 августа 2012 года «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»).

Что дает приемная семья ребенку?

 приемный родитель является законным представителем ребенка;

 постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств

 общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не превышает, как правило, 8 человек;

 оформляется договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

 отсутствует тайна передачи ребенка в приемную семью, возможны контакты с кровными родственниками;

 изменение фамилии ребенку, места и даты рождения невозможно;

 ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности), имеет право на получение жилого помещения по достижению 18-летнего возраста и другие социальные выплаты и компенсации, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 устанавливается ежемесячная оплата труда приемных родителей;

 на содержание каждого ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства;

 создание приемной семьи не влечет за собой возникновения алиментных и наследственных правоотношений между приемными родителями и приемными детьми;

 существует возможность передать в семью детей, не имеющих правового статуса для усыновления (3 и более детей, изъятых из многодетных семей; детей старшего возраста);

 не исключено появление кандидата в усыновители, поскольку усыновление является приоритетной формой устройства ребенка.

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Это новая форма устройства ребенка в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор. Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи. При этом имеется и служба, оказывающая семье разнообразную помощь — семья не останется наедине с проблемами. Это самая гибкая форма устройства — и для ребенка, и для семьи (Законодательное собрание Красноярского края Закон № 14-3365 от 28 апреля 2005 года «Об организации работы по патронатному воспитанию» в ред.01.12.2011г.).

Что дает патронат семье и ребенку?

Для принимающих родителей патронатное воспитание это:

Специальные подготовительные занятия: Вы узнаете, как воспитывать ребенка, не рожденного в Вашей семье; получите необходимые для этого навыки; реально оцените свои возможности; поймете, для какого ребенка Ваша семья подойдет наилучшим образом.

Помощь и поддержка государства: ребенок сохраняет льготы, положенные воспитаннику детского дома (право на льготное поступление в учебное заведение, на получение жилплощади по достижению 18 лет и пр.), а Вы получаете пособие на его воспитание

Трудоустройство: с Вами заключается трудовой договор, Вы становитесь сотрудником детского дома, получаете небольшую зарплату, Вам идет трудовой стаж и предоставляется отпуск

Постоянная помощь квалифицированных специалистов: в любое время Вы можете обратиться за консультациями к команде профессионалов — врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Они помогут решить любые вопросы: юридические (сбор документов, защита прав детей в суде, определение статуса, регулирование отношения с кровными родственниками ребенка и пр.); психологические (постоянная поддержка в первое время жизни ребенка в семье, и по мере необходимости в последующие годы, специальные занятия и группы встреч для патронатных воспитателей); медицинские (периодические обследования детей, помощь в случаях серьезных заболеваний, при необходимости устройство в санатории и пр.); педагогические (дополнительные занятия, в том числе с логопедом, устройство в детские сады, школы, организация отдыха детей)

Получение новой профессии и профессиональный рост: вы сможете посещать тренинги по оказанию помощи в воспитании детей. Получая опыт, вы сможете стать настоящим профессионалом в деле воспитания детей, и, возможно, найти не только ребенка для себя, но и свое призвание в жизни.

Для ребенка, оставшегося без родителей и приходящего в новую семью, патронатное воспитание это:

 Возможность для любого ребенка, независимо от статуса, возраста и сроков пребывания, расти в любящей семье, а не в детском доме: многие дети годами сидят в детских домах, только потому, что у них формально есть родители, которые по существу не могут их воспитывать. При патронатном воспитании возможно помещение в семью ребенка без установленного статуса. Бывают ситуации, когда ребенок изымается из кровной семьи на короткое время, для оказания помощи его родителям, или его мама попадает в больницу. В подобных случаях ребенок также может быть помещен в патронатную семью, и пожить «в гостях», а не в казенном доме, что спасает его от тяжелой психологической травмы. Таким образом, на патронатное воспитание можно поместить любого ребенка — от нуля до 18 лет, как с установленным статусом, так и пока он еще не закреплен.

 Возможность для ребенка иметь социальные гарантии: как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования.

 Возможность для ребенка приобретать полноценный жизненный опыт: живя в семье, дети получают шансы на хорошее образование, а главное — на формирование социальных отношений и жизненных навыков. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.

 Возможность для ребенка получать квалифицированную помощь специалистов: помощь специалистов в системе патронатного воспитания (психологи, социальные работники, педагоги) позволяет справиться с травмами прошлого и создавать позитивную модель будущего.

 Возможность для ребенка получать сведения о своих кровных родственниках: когда ребенок ничего не знает о кровной семье, с которой он разлучен, для него это значит, что он просто неинтересен своим родственникам и недостоин их внимания. Дети редко хотят вернуться в кровную семью, но им всегда важно знать, живы ли их родители, и что с ними происходит.

Для ребенка, чьи родители испытывают временные трудности, патронатное воспитание это:

 Возможность пожить короткий период в заботливой и понимающей семье: некоторые семьи испытывают временные трудности. Ребенку в этот период безопаснее находиться вне своей семьи — в детском доме или в принимающей семье. Некоторым детям, например младенцам, гораздо лучше пережить этот период не в казенном учреждении (больнице, доме ребенка), а у понимающих и заботящихся о нем людях, которые знают, что ребенок вернется к своим родителем, сочувствуют ему и оказывают необходимую поддержку в этот трудный период жизни.

 Шанс вернуться в свою семью: любой ребенок любит своих родителей, испытывает к ним привязанность независимо от того, пьют они, ведут асоциальный образ жизни и т.д. Дети, изъятые из неблагополучной семьи и помещенные в детский дом, могут мечтать о том, чтобы вернуться в свою семью. Если по оценкам социальных работников есть шанс помочь семье вернуться к нормальной жизни, то ведется работа по сохранению семьи. В это время ребенок может быть временно размещен на краткосрочный патронат в семью или пожить в группе детского дома.

 Возможность получать квалифицированную помощь специалистов для всей семьи: пьющая семья, не может бросить свои привычки сама по себе, ей нужна помощь. Если изъятие ребенка стало для его родителей потрясением, и они хотят вернуть ребенка назад, то они смогут получить реальную помощь — социальную, юридическую, психологическую, медицинскую. Это позволит им не впасть в отчаяние, а использовать полученный горький опыт для того, чтобы изменить свою жизнь ради ребенка.

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Красноярский детский дом №1

660059, г.Красноярск, ул. Вавилова, 90 корпус 2, тел./факс 201-41-81 ddsh59@yandex.ru

л/с 0750702424000032701А032218251, р/с 40201810000000000003

ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск

Говорят, чужих детей не бывает. Однако, к сожалению, ещё очень много мальчишек и девчонок ждут своих мам и пап в стенах детских домов. Если вы чувствуете, что где-то считает минуты до встречи с родителями и ваш малыш, то эта статья будет для вас полезной отправной точкой. Попробуем вместе разобраться в тонкостях принятия детей в семью в нашем регионе.

О тайне усыновления много написано (рекомендую к прочтению Л. Петрановскую «Дитя двух семей»), об этом будут говорить с претендентами в школе приемных родителей. Мой же текст для советующих, сердобольных, неравнодушных, которым со стороны виднее. Конечно, ведь у соседки тёти Маши история была, а еще на программе у Малахова…

Посадили мы детей в машину и поехали домой. В машине сильно пахло больницей от детей. Они практически все пять часов молчали и держались за руки. Муж привез нас и практически сразу уехал на спектакль. Мы остались одни. Дети и я. Таким было начало. Я хочу рассказать о нем подробнее, потому что во время подготовки к этому мне не хватало живой информации об адаптации из «первых рук».

«Всем привет! Меня зовут Саша, мне 27 лет, я хочу стать мамой», – вот так начинается школа приемных родителей. За партами, расставленными по кругу, сидят разного возраста, пола и социального положения взрослые люди, и перед остальными готовящимися признаются, на кой им вообще сдался ребенок. Эти записки для тех, кто хочет, но сомневается и не знает, что это такое.

Процесс усыновления связан с неизбежной волокитой с различными документами, ведь государство должно быть уверено, что в новой семье ребенок будут чувствовать себя комфортно. Более того, сбор документов — только первый этап усыновления. Поэтому будущим приемным родителям стоит знать, какие документы необходимо собрать для усыновления желанного сына или дочки.

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

По данным на 1 января 2010 года в Красноярском крае проживают 16 623 ребенка, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Из них 11416 детей (69 %) находятся под опекой и в приемных семьях, 5159 детей (31%) – в учреждениях для детей указанной категории (здравоохранения, образования, социальной защиты населения).

Кроме того, 1073 ребенка не относятся в категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», но в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» проживают в семьях опекунов на основании заявлений родителей.

Ежегодно в Красноярском крае выявляется до четырех тысяч детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. В основном это дети, родители которых ведут асоциальный образ жизни, находятся в местах лишения свободы, ограничены либо лишены родительских прав.

В 2009 году выявлены и учтены 3107 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 482 ребенка меньше, чем в 2008 году. Большая часть из них (55%) – дети подросткового возраста. Из общего количества выявленных детей только 328 детей (10,5%) являются сиротами (детьми, у которых оба или единственный родитель умерли).

Число лишений родительских прав в крае, как и в целом в России, в несколько раз превышает такую меру, как ограничение в родительских правах. В Российской Федерации в 2008 году только 5154 граждан ограничены в родительских правах, а лишены их более 63 тысяч человек, из них 1645 – в связи с жестоким обращением с детьми.

В Красноярском крае в 2008 году 2037 родителей были лишены родительских прав в отношении 2446 детей, и только 163 человека были ограничены в родительских правах относительно 250 несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что в 2009 году несколько снизилась (на 210 чел.) численность граждан, лишенных родительских прав – 1827 чел. (2219 детей), при небольшом увеличении численности родителей, ограниченных в родительских правах – 199 чел. (239 детей).

Общая же тенденция сохраняется: более 80% детей получают статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в результате решений суда в отношении родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Из общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов и приемных родителей (11416 чел.) только 2588 детей являются детьми-сиротами (22,7%).

Решение судьбы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многом зависит не только от состояния экономики страны, но и от надлежащего правового регулирования отношений, возникающих в процессе реализации государственной заботы о детях.

Данные об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае:

2005
год

2006
год

2007
год

2008
год

2009
год

Оставались неустроенными на начало года (детей)

Выявлены дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение года

Всего нуждались в устройстве

Устроены:
В учреждения внесемейного воспитания

в учреждения профессионального образования

под опеку, попечительство

-в приемную семью

Выбыли по иным основаниям

Остались неустроенными на конец года

В соответствии с политикой государства и субъектов Российской Федерации, направленной на создание и развитие института семьи, приоритетными в крае, как и прежде, являются семейные формы жизнеустройства детей.

Самой распространенной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передача детей под опеку (попечительство) граждан.

Так, из общего количества выявленных и нуждающихся в устройстве детей (3565 чел.) в 2009 году в семьи были переданы 1906 (53,4 %) несовершеннолетних, в том числе 398 (11,2%) человек возвращены кровным родителям после реабилитации семьи. В учреждения внесемейного воспитания и профессионального образования на полное государственное обеспечение переданы 1097 чел. (30,8%).

Динамика устройства детей в учреждения и семьи с 2007 года:

Динамика устройства детей в учреждения и семьи с 2007 года:

В учреждения

В семьи

в том числе:

замещающие семьи и усыновление

возвращены кровным родителям

В целом в течение 2009 года в замещающие семьи были устроены 2400 детей.

Всего в крае на 1 января 2010 года под опекой и попечительством находились 12489 детей, из них 1073 ребенка переданы под опеку и попечительство на основании заявления родителей, 9818 человек переданы на безвозмездную форму опеки (попечительства), 1598 детей переданы на возмездную форму опеки (по договору о приемной семье).

С 2000 года активно развивается институт приемной семьи. Если в 2000 году в 6 приемных семьях воспитывались 22 ребенка, то за 9 лет ситуация очень изменилась: на 1 января 2010 года 722 приемных родителя в 700 семьях воспитывают 1598 детей.

В течение 2009 года на возмездную форму опеки (по договору о приемной семье) были переданы 423 ребенка.

Динамика устройства детей в семьи за последние 5 лет:

Год

Под опеку

На усыновление посторонними гражданами

2400
(в том числе приемная семья)

В Красноярском крае оказывается серьезная материальная поддержка замещающим родителям (защищается право ребенка на проживание в семье). Выплаты денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям в течение 2009 года осуществлялись своевременно и в полном объеме.

На 10827 несовершеннолетних, находящихся в замещающих семьях, выплачиваются денежные средства на питание, приобретение обуви, одежды, мягкого инвентаря. В 2009 году на содержание детей, находящихся в семьях опекунов, попечителей и приемных родителей выплачено 989056,8 тыс. руб. (в 2008 году – 831761,63 тыс. руб.), в том числе из средств краевого бюджета – 877938,9 тыс. руб. (в 2008 году – 661160,43 тыс. руб.), из федерального бюджета – 111117,9тыс. руб. (в 2008 году – 170601,2тыс. руб.).

На выплату вознаграждения приемным родителям в 2009 году израсходовано 85 783,8 тыс.руб. (в 2008 году – 62 535,22 тыс.руб.). Из краевого бюджета произведено расходов на сумму 57 991,2 тыс.руб.(в 2008 году– 52 101,02 тыс. руб.), из средств федерального бюджета – 27 792,6 тыс. руб. (в 2008 году – 10 434,2 тыс. руб.).

В соответствии с Законом Красноярского края от 24.06.1997 № 14-509 «О размере вознаграждения приемным родителям» размер вознаграждения одному приемному родителю устанавливается исходя из ставки, равной 4 тыс.954 рубля, и зависит от количества принятых на воспитание в семью детей.

В соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» на содержание детей, воспитывающихся в замещающих семьях, ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря.

Законодательством Российской Федерации определено: размер ежемесячной выплаты на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей), приемных родителей должен составлять не менее 4000 рублей. На указанную выплату должен начисляться коэффициент 1,2.

При расчете денежных средств, выплачиваемых опекунам (попечителям), приемным родителям из краевого бюджета, используется другой подход: так с 1 января 2009 года замещающим родителям на содержание 1 ребенка выплачивалось от 4000 руб. до 14384,58 руб. в зависимости от возраста, пола ребенка и корректирующего коэффициента (в 2008 году эта сумма составляла от 4000 руб. и до 13051,28 руб.).

Положительным результатом работы специалистов по опеке и попечительству над несовершеннолетними является то, что в крае увеличивается число граждан, назначенных опекунами (попечителями) детей, не являющихся родственниками: в 2006 году – 1567 человек, в 2007 году – 1905 человек, в 2008 году – 2026 человек, в 2009 году – 3212 человек.

В соответствии с Семейным кодексом РФ преимущественным правом при устройстве ребенка в семью обладают родственники. Вследствие этого опекунами в подавляющем большинстве случаев становятся бабушки и дедушки, которые в силу своего возраста, мировоззрения испытывают серьезные трудности с воспитанием опекаемых детей-подростков. Часть опекунов имела отрицательный опыт воспитания собственных детей, лишенных впоследствии родительских прав. Они не в состоянии справиться с воспитанием детей, достигших подросткового возраста. Этот фактор, а также недостаточная психолого-педагогическая, социально-правовая помощь опекунам (попечителям) приводит в дальнейшем к отмене опеки над ребенком.

В течение 2009 года отменено 200 решений о передаче ребенка на воспитание в замещающие семьи, что составляет 1,5% от общей численности всех проживающих в замещающих семьях детей (12 489 чел.). Основными причинами являются: ненадлежащее выполнение опекунами обязанностей по воспитанию детей (29 чел. – 0,2% от всех проживающих в замещающих семьях детей), жестокое обращение (6 чел. – 0,04% от всех проживающих в замещающих семьях детей), по инициативе опекунов, попечителей, приемных родителей, в том числе по состоянию здоровья опекуна, а также в связи с возвратом детей в кровную семью или усыновлением (133 чел. –1,06% от всех проживающих в замещающих семьях детей), по иным основаниям, например, смерть опекуна, приемного родителя (32 чел. – 0,25% от всех проживающих в замещающих семьях детей).

Приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью по-прежнему является усыновление, при котором ребенок приобретает права кровного. В 2008 году в семьи граждан на усыновление были переданы 336 детей, из них: гражданам РФ – 179 детей (53%); иностранным гражданам – 157 детей (47%). В течение 2009 года на усыновление переданы 344 ребенка, в том числе гражданами Российской Федерации усыновлены 207 детей, иностранными гражданами –137 детей.

Усыновление детей по возрастам:

Добро пожаловать!

КГКУ «Железногорский детский дом»

Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Железногорский детский дом»

Адрес: 662970, Красноярский край, ЗАТО г.Железногорск, ул.Восточная, д.19А
Тел.: 8 (3919) 74-96-05
График работы: 9.00 – 18.00
Email: info sobaka- zhdd26 -tochka- ru

Обратите внимание!

В связи с тем, что «Железногорский детский дом» расположен на территории закрытого административного территориального образования (ЗАТО), для посещения учреждения необходимо оформить пропуск на въезд в город. Длительность оформления пропуска 1 месяц.

Для оформления пропуска необходимо связаться со сотрудниками детского дома по телефону 8 (3919) 74-96-05 и получить всю необходимую информацию.

Дети-сироты Красноярского края стали героями передачи «Пока все дома»

Материалы о детях уже привлекли внимание потенциальных родителей.

В середине марта в Красноярский край приезжала съемочная группа федерального канала, чтобы создать видеопаспорта детей-сирот для транслирования в рубрике «У вас будет ребенок» в передаче «Пока все дома».

Видеопаспорт представляет собой целый фильм, рассказывающий о жизни несовершеннолетнего ребенка, его привычках, хобби и увлечениях.

«Съемки прошли на высоком уровне. Все материалы о наших детях-сиротах уже привлекли внимание потенциальных родителей. В настоящее время выдано 11 направлений на посещение и знакомство с несовершеннолетними, которые приняли участие в проекте «Видеопаспорт». Кандидаты в замещающие родители выразили согласие принять детей в свою семью, уже готовятся документы для передачи несовершеннолетних будущим опекунам», – сообщила начальник отдела по взаимодействию с муниципальными органами опеки и попечительства, усыновлению министерства образования края Галина Долгих.

Шансы на усыновление невелики

Сегодня состоялось заседание комитета по охране здоровья и социальной политике (председатель Юрий Данильченко).

Депутаты заслушали отчет Счетной палаты края. Аудиторы рассказали о результатах проверки результативности использования средств, направленных на осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверяемый период — 2016 год. Докладывала Лариса Титова — аудитор Счетной палаты края.

По состоянию на 1 января 2017 года на территории Красноярского края осуществляют деятельность 39 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитывается 2224 ребенка, в том числе:

  • 29 детских домов (1473 воспитанника);
  • 5 домов ребенка (169);
  • 4 интерната для детей-инвалидов (509);
  • 1 негосударственный детский дом им. Х. М. Совмена (73).

Государственные детские дома укомплектованы воспитанниками на 86,5%, имелось 234 свободных места. Расходы на содержание одного подопечного составляют около 740 тысяч рублей в год. На одного ребенка приходится примерно 7 человек персонала.

В 2016 году штат работников органов опеки муниципальных образований края составлял 226 единиц. В разрезе территорий штатная численность специалистов опеки варьирует от 1 (поселки Кедровый и Солнечный) до 61 (Красноярск).

Лариса Титова сообщила: «Норматив численности работников органов опеки в Красноярском крае не утвержден. Для доведения штатной численности специалистов органов опеки до рекомендуемой Министерством образования и науки Российской Федерации численности требуется дополнительно предусмотреть 345 единиц».

В Красноярском крае деятельность по сопровождению замещающих семей осуществляет только одно учреждение — КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания», оно имеет 6 филиалов.

Аудиторы отмечают, что «система сопровождения семьи в Красноярском крае должным образом не создана, функционируют лишь отдельные ее элементы. Система медицинского сопровождения семьи отсутствует, психолого-педагогическое сопровождение не охватывает все замещающие семьи, нуждающиеся в поддержке».

По состоянию на 31 декабря 2016 в Красноярском крае проживало 15 276 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2016 году лишены родительских прав 1340 родителей, ограничены в родительских правах 301.

В 2016 году по сравнению с 2012 годом численность усыновленных детей уменьшилась в 1,5 раза и составила 171. Из общей численности усыновленных детей гражданами РФ усыновлено 90%, иностранцами — 10%. Среди иностранных усыновителей преобладают граждане Испании и Италии.

Преимущественно усыновляют детей в возрасте до одного года до трех лет. Дети-инвалиды усыновлены как в 2012-м, так и в 2016 году иностранными гражданами.

В заключении Счетной палаты говорится о недостаточной эффективности работы органов опеки и в целом органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Об этом свидетельствуют значения и динамика следующих показателей. Увеличение числа случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью (2012 год — 146 человек, 2016 год — 151). Кроме того, в прошлом году по сравнению с 2015-м на 4% стало больше граждан, лишенных родительских прав, при этом число восстановившихся в родительских правах уменьшилось на 32%.

Анализ показал, что не все семьи, лишенные родительских прав либо ограниченные в правах, состояли на учете как находящиеся в социально опасном положении. Следовательно, реабилитационная работа с ними не проводилась, помощь семье в восстановлении детско-родительских отношений не оказывалась, отмечает Счетная палата.

Проверяющие заявили о недостатках нормативной правовой базы, о том, что закон края, направленный на развитие патронатных форм воспитания, не применяется в течение пяти лет.

Счетная палата также констатирует: «не принимаются своевременные и действенные меры по организации на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав. Отсутствует система сопровождения замещающих семей, психолого-педагогическая помощь оказывается несвоевременно, что приводит к вторичному сиротству».

Министр образования края Светлана Маковская в свою очередь доложила, что со стороны ее ведомства оперативно началась работа над полученными замечаниями. Она подробно рассказала, что предпринимается в части регламента базы данных, порядка учета, приведения в соответствие нормативно-правовой базы. Что касается специалистов органов опеки, которых должно быть в штате 571, то соответствующие расчеты уже поданы в министерство финансов. Увеличение штата пройдет в два этапа: сначала будет укомплектовано 75%, а с 1 января 2018 года — все 100%.

По поводу суммы, которая тратится в год на одного ребенка в казенном учреждении, Светлана Ивановна сказала следующее. В ряде детдомов много свободных мест. Например, в селе Ермаковском такое учреждение только наполовину заполнено, поэтому расходы на ЖКХ и обслуживание «раскидываются» на всех, кто есть, и в итоге сумма затрат там составляет примерно миллион рублей в год на одного ребенка. «Мы планируем выйти с инициативой и предложить закрыть те детдома, где 14—26 детей, а ребят перевести в другие учреждения», — сказала Маковская. Председатель Счетной палаты Татьяна Давыденко поддержала сказанное: «Иметь 30 процентов детских домов, где фактически содержатся сотрудники, недопустимо!»

Депутат Илья Зайцев поинтересовался у Светланы Маковской: «Какие меры по комплексному решению проблем вы видите?» Министр ответила, что важно отладить межведомственное взаимодействие, ставку следует делать и на профилактику социального сиротства. Председатель комитета Юрий Данильченко отметил: безусловно, единый орган управления нужен, «пока же у семи нянек дитя без глазу».

Вера Оськина спросила, сколько из почти двух с лишним тысяч ребятишек имеют шансы найти любящую семью. Светлана Маковская констатировала: к сожалению, только два процента. Люди хотят усыновлять маленьких детей, в возрасте до года, и относительно здоровых, они «востребованы». Между тем в банке данных более 20% детей — инвалиды, около 70% — подростки старше десяти лет.

Евгений Козин поднял тему обеспечения жильем детей-сирот и предложил создать рабочую группу, которая займется изучением этого вопроса. Парламентарий напомнил, что в Канске жилье для детей-сирот приобреталось почти за 36 тысяч рублей за квадратный метр, при этом аудиторы пришли к выводу, что стоимость была завышена, город должен вернуть в казну 12 миллионов рублей. А в Минусинске жилье сироте приобрели в старом доме с туалетом на улице. Инициатива о создании рабочей группы была поддержана парламентариями.

Подвел итог обсуждения председатель профильного комитета Юрий Данильченко. Он поблагодарил Счетную палату за проделанную работу и обратил внимание коллег на то, что в каждом разделе отчета аудиторы делают конкретные выводы, которые предложено отправить в правительство края для принятия соответствующих решений. Кроме того, правительству региона рекомендовано создать единый орган управления в части опеки и попечительства.