Ч 2 ст 188 ук рф контрабанда

Контрабанда и ответственность за неё

Согласно современному законодательству под контрабандой понимается перемещение товаров, ценных вещей и иных предметов через границу в нарушении установленных законом требований.

Как разъяснил в своем Пленуме от 27.08.2008 года, Верховный суд РФ объектом контрабанды может быть любое движимое имущество. На практике это чаще всего: предметы искусства, рукописи, валюта, наркотические и психотропные вещества и так далее.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с контрабандой, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Ответственность за контрабанду

Контрабанда является уголовно наказуемым и деянием и за её совершение Уголовным кодексом предусмотрена ответственность.

До 2011 года наказание за контрабанду было предусмотрено ст. 188 УК РФ. После того, как данная статья утратила силу, в уголовный кодекс было введено сразу 3 статьи, касающиеся незаконному перемещению имущества через российскую границу.

Уголовная ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. Преступление совершается с прямым умыслом, основным мотивом чаще всего выступает корысть.

Ст. 200.1 УК РФ предусматривает ответственность за контрабанду денежных средств в наличной форме или денежных инструментов. Обязательным условием для признания лица виновным по данной статье является крупный ущерб от его незаконных действий.

Наказание за контрабанду

В качестве наказания по ч.1 ст. 200.1 предусмотрено 3 вида наказания:

  1. крупный штраф, который рассчитывается исходя из незаконно перевозимой суммы, либо дохода обвиняемого за период до 2 лет;
  2. принудительные работы до 2 лет;
  3. ограничение свободы на тот же срок.

В ч.2 статьи указаны квалифицированные составы:

  1. особо крупный ущерб;
  2. совершение деяния группой лиц.

В таких случаях, виновным грозит более строгое наказание — принудительные работы или ограничение свободы на срок до четырех лет, либо штраф в размере в 10-15 раз, превышающий контрабандную сумму или заработной платы преступника за период до 3 лет.

Крупный ущерб — это денежные средства или инструменты, сумма которых в 2 раза превышает разрешенную таможенным законодательством сумму для перевозки без письменного декларирования.

Особо крупный ущерб — это денежные средства или финансовые инструменты, сумма которых в 5 раз превышает, разрешенную для перевозки сумму без составления декларации.

Важно! Если преступник в добровольном порядке стал денежные средства или инструменты, то при отсутствии в его действиях составов других преступлений, он освобождается от уголовной ответственности.

Денежные инструменты — это векселя, дорожные и банковские чеки, ценные бумаги.

За контрабанду алкогольной и табачной продукции грозит ответственность, предусмотренная ст. 200.2 Уголовного кодекса РФ.

К лицу, вина которого доказана, будет применено одно из следующих наказаний: штраф, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет.

Если вышеуказанное преступное деяние совершено с использованием служебного положения или группой лиц, то преступник будет отбывать наказания в местах лишения свободы от 3 до 7 лет. Кроме того, к нему может быть применено дополнительное наказание – штраф в размере до 1 миллиона рублей или его заработной платы за 3 года.

Если преступное деяние, предусмотрено ч.1 или 2 указанной статьи совершено организованной группой, то это является особо квалифицированным составом, представляющим наибольшую опасность. В качестве наказания виновным грозит лишение свободы на срок до 7 до 12 лет. В качестве дополнительных наказаний предусмотрен крупный штраф до 2 миллионов рублей или ограничение свободы на срок до 2 лет.

Крупным признается ущерб, если стоимость перевозимой продукции составляет не менее 250 тысяч рублей.

Ст. 226.1 устанавливает уголовную ответственность за контрабанду вооружения, взрывчатки, боеприпасов, отравляющих и радиоактивных веществ, оружия массового поражения, средств их доставки, а также предметов стратегического назначения, культурных ценностей, ценных животных и водных ресурсов.

Важно! Перечень предметов и ресурсов, которые представляют стратегическую важность, утвержден Постановлением Правительства РФ.

В качестве наказания по ч.1 данной статьи предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. При определенных обстоятельствах суд может назначить еще дополнительное наказание — большой штраф или ограничение свободы.

В ч.2 ст.226.1 перечислены квалифицирующие составы преступления:

  1. Совершение деяния с применением насилия в отношения лица, который исполняет пограничный или таможенный контроль;
  2. С использованием служебного положения

При наличии одного из указанных обстоятельств виновному грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом или ограничением свободы, либо без них.

Если преступления, указанные в ч.1 и 2 ст. 226.1 совершены не одним лицом, а организованной группой, то к виновным будет применено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. В данном случае также возможно дополнительное применение штрафа или ограничения свободы.

Контрабанда наркотических средств

Еще одним объектом контрабанды являются наркотические и психотропные вещества, а также прекурсоры, их аналоги, растения, которые содержат наркотические вещества, а также оборудование и инструменты для их производства.

Ответственность за их контрабанду установлена в ст. 229.1 Уголовного кодекса РФ.

Виновному в совершении преступления грозит наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или без него, или с ограничением свободы на срок до 1 года или без.

При совершении данного преступления группой лиц, должностным лицом, либо если наркотические или психотропные средства перемещались в крупном размере, то при доказанности вины, преступник будет приговорен к отбыванию наказания в местах лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с применением дополнительного наказания – штрафа или ограничения свободы, или без них в зависимости от обстоятельств дела.

Повышенную опасность для общества представляет контрабанда наркотиков и психотропных средств, совершаемая организованной группой, либо в особо крупном размере.

При назначении наказания по ч.3 ст.229.1 УК РФ судья в приговоре указывает наказание в виде лишения свободы сроком от 15 до 20 лет, либо пожизненное заключение. В качестве дополнительной санкции также может быть ограничена свобода или наложен крупный штраф.

В случае, если у Вас возникли проблемы при пересечении границы РФ и Вас обвиняют в незаконной перевозке, то лучше не пытаться решить проблему самостоятельно. Чем скорей Вы обратитесь за квалифицированной юридической помощью, тем выше вероятность положительного исхода ситуации — освобождения от уголовной ответственности или смягчение наказания.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Уголовная ответственность за контрабанду в современной России вводилась ст. 188 Уголовного кодекса (УК) РФ 1996 года. Она определяла контрабанду как «перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров и предметов без таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием». За подобное деяние предусматривалось до пяти лет заключения. Контрабанда психотропных, ядовитых, взрывчатых веществ, оружия, культурных ценностей и другого влекла более суровую ответственность — от трех до семи лет с конфискацией имущества или без. За контрабанду при отягчающих обстоятельствах (неоднократно, должностным лицом, с применением насилия) полагалось от пяти до десяти лет, за контрабанду в составе организованной преступной группы (ОПГ) — от семи до 12 лет с конфискацией.

В декабре 2003 года в УК РФ внесены поправки, смягчающие наказания за экономические преступления. В том числе они позволили вместо тюрьмы приговаривать контрабандистов к штрафу от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере их дохода за период один–два года. В наказании за контрабанду c отягчающими обстоятельствами или в составе ОПГ конфискацию имущества заменили штрафом в размере до 1 млн руб. или дохода осужденного за период до пяти лет. С января 2010 года в качестве дополнительной санкции за контрабанду особых видов предметов, предусматривающую более суровое наказание, можно было также применять ограничение свободы.

7 декабря 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал закон, в соответствии с которым была отменена уголовная ответственность за «обычную» контрабанду, и ст. 188 утратила силу. Одновременно в УК РФ внесены новые статьи — 226.1 и 229.1, сохраняющие ответственность за контрабанду запрещенных к обороту (наркотики, яды, взрывчатка) и стратегических товаров. За подобные преступления предусмотрено наказание до 12 лет тюрьмы, штраф до 1 млн руб., а в случаях контрабанды наркотиков при отягчающих обстоятельствах возможно даже пожизненное заключение.

Если преступление становится выгодным

Точеная Ольга Ивановна,Студент 2 курса ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет» г. Мурманскolga_palchikova1@mail.ru

Если преступление становиться выгодным

Аннотация. Статья посвящена вопросам целесообразности восстановления в действующем Уголовном кодексе РФ норм, предусматривающих защиту от контрабанды, искоренению её совершения под угрозой уголовного наказания. Приведены основные ситуации и санкции, относящиеся к проблематике контрабанды.Ключевые слова:уголовное законодательство, контрабанда, мошенничество.

В России в настоящее время наблюдается обострение политических проблем и также социальноэкономических. Многие противоречия в области социальной сферы, экономики и других отраслях общественной жизни приводят к повышению роста преступности и изменению ее качественных показателей. Экономическая преступностьв ее сегодняшних размерах представляет собой существенную угрозу нормальному функционированию государственной системы. Теневая экономика страны и масштабы утечки капиталов все сложнее поддаются контролю со стороны правоохранительных органов. Глобальный масштаб общественной опасности от деятельности преступных сообществ, специализирующихся на совершении преступлений в сфере экономической деятельности не подвергается сомнению. Проблемам борьбы с данным видом преступлений уделяется большое внимание на государственном и международном уровнях. Однако сотрудники правоохранительных органов в своей практической деятельности сталкиваются с затруднениями, связанными с выявлением, расследованием и раскрытием преступлений в сфере экономической деятельности. В мировой экономике у субъектов преступления выявлен высокий уровень образованности, а также сложный и многоэтапный механизм преступного деяния обеспечивают наивысшийуровень латентности данных преступлений. В нашей стране процесс формирования новых социальноэкономических отношений связан снегативными количественными и качественными изменениями преступности. Преступность стала наиболее хорошо организованная, технически оснащенная, мобильная, и вооруженная. Большинство внимания уделено ею на внешнеэкономическая деятельность и экономику. С внешнеэкономической деятельностью связанытаможенные преступления, которые включают в себяконтрабанду, наиболее распространенного и опасного из них.Специфика и опасность контрабанды выражается и в том, что она, как правило, сопряжена с совершением иных, в том числе тяжких преступлений (террористических актов, убийств, бандитизма, разбойных нападений, краж и т.п.), совершаемых организованными, в том числе международными, преступными группами. Выделяются также и наиболее опасные формы их деятельности связаны с незаконной торговлей оружием,с вывозом за пределы страны предметовее культурного и исторического достояния, стратегически важного сырья и материалов, наркобизнесом.Понятие контрабанды было описано в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова1в нем делается акцент на беспошлинный характер провоза товаров через границу. То естьподчеркивается, что контрабандой, является лишь то, что перемещается через границу без уплаты налога (пошлины). Это на наш взглядявляется весьма важным для понимания сути контрабанды и отграничения контрабанды от внешне сходных с 1Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.—4е изд., дополненное.—М.: Азбуковник, 1999.ним преступлений и иных правонарушений. Несмотря на «обрастание» бытовыми значениями, понятие контрабанды, на наш взгляд, бесспорно, является правовым. Оно активно используется в международноправовых документах. Термин «контрабанда» по состоянию на 1 января 2014 г. употреблялся в 810нормативных правовых актах, действующих в Российской Федерации.Так всёже, общеизвестное понятие слова«Контрабанда»

происходит от итальянского «contrabando» (отcontra—против и bando—правительственный указ)—незаконноеперемещение через государственную границутоваров, ценностей и иных предметов, то есть перемещение ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства.Объектомконтрабанды являются интересы либо общественные отношения, связанные с защитой внешнеэкономической деятельности.Предметомконтрабандыв Российской Федерациисогласно разъяснению ПленумВерховного суда Российской Федерациив Постановлении №6 от 27 мая2008 года«О судебной практике по делам о контрабанде», в соответствии с п. 3 указанного Постановления, может являться любое перемещаемое через государственную границу движимое имущество, признаваемое товаром Таможенным кодексом Российской Федерации. Предметом контрабанды могут быть и иные не являющиеся товарамипредметы (например, рукописьнаучной статьи или не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственностина материальном носителе, промышленный образец). Также предметом контрабанды может выступать валютаРФ, иностранная валюта, дорожные чеки, внутренние и внешние ценные бумагив документарной форме2.До конца 2011 года вРоссийской Федерацииуголовная ответственность за контрабанду была предусмотрена статьёй 188 Уголовного кодекса. Её размер был формально определен в примечании к ст. 169 УК РФ. Крупной признаётся контрабанда товаров, таможенная стоимость которых превышает 1,5 млн рублей. При перемещении через границу незаконным путём товаров, стоимость которых составит менее полутора миллионов рублей, такое деяние не будет признано преступлением, но будет являться административным правонарушением. В соответствии с ч. I ст. 188 УК РФ, под контрабандой как преступлением понималось перемещение в крупном размере через таможеннуюграницу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершённое помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжённое с не декларированием или недостоверным декларированием. В ч. II ст. 188 УК РФ был приведён перечень товаров (предметов), контрабанда которых влечёт более суровую уголовную ответственность:наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы;огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. 2Материал из Википедии —свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/КонтрабандаНо согласно Федерального закона от 07.12.2011 N 420ФЗ эта статья утратила силу.07.12.2011 Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года… Федеральным законом вносится ряд изменений в части, касающейся уголовной ответственности за контрабанду. Декриминализирована так называемая товарная контрабанда, ответственность за которую предусмотрена частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации3.

Взамен её в Уголовный кодекс Российской Федерации были введены 3 новые статьи:Ст. 200.1 Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментовСт. 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;Ст. 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ4.Ранее статья188 УК РФ содержала основной и доступныйперечень способов незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Без сокрытияили с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов, сопряженное с не декларированиемили недостоверным декларированием. Ав настоящее времяуказаний на способы совершения в статье 194 УК РФ не содержится. И теперь правоохранительныморганам необходимо давать оценку,каким образомсубъектпреступления уклонялсяот уплаты таможенных платежей, когда этот умыселу неговозник, на какой стадии и каким образом он был реализован. А данный опыт приобретается за долгие годы и даже у опытных, идавно работающих следователей его пока не наработано. Так что,именно по этой причине в суд направляются единицы дел по статье»уклонение от уплаты таможенных платежей».Так же очень часто субъекты внешнеэкономической деятельности для снижения сумм пошлин декларируют только часть груза, или разделяют партию груза на несколько мелких поставок. Сложность квалификации здесь в том, чтобы доказать умысел данного преступления и уклонение от уплаты пошлины всей партии товара. Рассматривать должны каждый конкретный случай и доказывать где и на каком этапе возник преступный умысел, если он был. Это слишком серьезное расследование ведь предстоит рассмотреть все условия договора поставки товара и зачастую просто не возможно выявить умысел, так как субъекты данной деятельности высококвалифицированные специалисты и юридически грамотны. 3Новости, Официальный сайт Президента РФ(7декабря 2011)http://президент.рф/документы/138824Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 24.11.2014)И основной проблемой на мой взгляд, является внесенные изменения согласно Федерального закона № 420ФЗ в УголовнопроцессуальныйкодексРоссийский Федерации. Если ранееуголовные делаи процессуальные проверкиоб уклонении таможенных платежей находились в производстве таможенных органов, то теперь все они отнесены к ведению Следственного комитета РФ. А Следственный комитетимеет право проводить неотложные следственные действия только в течение 10 дней. И конечно же реальная практика дала свои плоды, показала, что этого недостаточно. Ранеетаможеннымиорганы дознание проводилось в полном объеме, и осуществляли оперативное сопровождение на всех этапах дознания. А в настоящее время данные дела, согласно, УПК РФ передаютсяв органы Следственного комитета РФ. За многие годы работы таможенных органов наработан большой опыт в расследовании данных дели сложились оперативные позиции, которых нет у других подразделений. И ориентированы они именно на пресечение незаконных перемещений через границу РФ.И с законодательной стороны диапазон действующей статьи 194 УК РФ намного уже, чем ранее действовавшей статьи 188 УК РФ. Это порождает предпосылки коррупционной составляющей и создает основы для свободного трактования. Поэтомурекомендую усилить контроль со стороны прокуратуры на этапах процессуальной проверки таких материалов.

Вопрос о возможности возврата в Уголовный кодекс России ответственности за контрабанду товаров, в последнее время стал обсуждаться часто. В частности, такой вопрос поднимался и председателем Следственного комитета Александром Ивановичем Бастрыкиным. В интервью с корреспондентом «Российской газеты» от 19 марта 2013 года на вопрос:

«Больше, чем об ужесточении ответственности, в последнее время говорят о декриминализации отдельных видов преступлений.» Бастрыкин А.И.ответил:

«Это одно из направлений реформы уголовного законодательства в сфере экономики наряду с криминализацией новых деяний появилась и декриминализация целого ряда деяний. То есть некоторые преступления на современном этапе развития страны перестали представлять общественную опасность. Декриминализированы такие деяния, как лжепредпринимательство, незаконная предпринимательская деятельность в форме нарушения лицензионных требований и условий. Либерализация уголовного законодательства выразилась и в том, что в 20102012 годах в большей части статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за экономические преступления, были устранены нижние пределы санкций, связанных с лишением свободы, и существенно снижены верхние пределы таких санкций. Предусмотрена обязанность освобождения лиц, совершивших эти преступления, от уголовной ответственности, если они возместили ущерб и перечислили в бюджет определенную сумму.»

«Выходит, была проведена огромная работа, так чего же, на ваш взгляд, не хватает?»

«Соглашаясь в целом с позицией о необходимости преобладания в системе мер воздействия на граждан, совершивших экономические преступления, имущественных санкций, а не лишения свободы, надо сказать, что эти санкции ужесточены не были. Действующий Уголовный кодекс до сих пор предусматривает фиксированные штрафы.»

«А что в этом плохого?»

«Изза этого зачастую складывается ситуация, при которой сумма назначенного судом в пределах, определяемых законом, штрафа в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем размер причиненного преступлением имущественного ущерба или полученного преступного дохода. Этот пробел приводит к тому, что совершать экономические преступления становится выгодно. Сейчас в заинтересованных ведомствах прорабатываются вопросы»5В заключении, в качестве итога, поставим вопрос: “Стоит ли, после внесения определенных изменений и конкретизаций, возвращать в УК РФ статью, аналогичную действовавшей в свое время ст. 188УК РФ?” Представляется, что стоит. Ибо, если преступление становиться выгодным в какойлибо направленности, то это уже недоработка правоохранительных органов и служителей закона.

Статья 188 УК =Контрабанда= утратила силу

7 декабря 2011 года N 420-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Принят
Государственной Думой 17 ноября 2011 года

Одобрен
Советом Федерации 29 ноября 2011 года

( и з в л е ч е н и е )

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации. следующие изменения:
.
107) статью 188 признать утратившей силу;

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части домашнего ареста, отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больным наркоманией, применяются с 1 января 2012 года.
3. Положения Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части принудительных работ применяются с 1 января 2013 года.
4. Положения пункта «в» части второй статьи 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2013 года.
5. Положения части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части подследственности преступлений, предусмотренных статьями 194, 201 и 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2012 года.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
7 декабря 2011 года
N 420-ФЗ

СПРАВКА:

Статья 188 УК РФ . Контрабанда

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Положение части первой статьи 188 во взаимосвязи с частью 1 статьи 16.2 и частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П нормативное положение части первой статьи 188 признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет — во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного документа — при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250 000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования. Нормативное положение части первой статьи 188 — в той мере, в какой Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П оно признано не соответствующим Конституции РФ, — утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру в соответствии с частью второй статьи 54 Конституции РФ (в соответствии с Федеральным законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ крупным размером признается сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей).
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Контрабанда ст 188

Был осужден в 2009 году по ст УК 188 (контрабанда) присудили выплатить в счет государства 5 мил руб, после банкротства физ. лица этот долг подлежит списанию?

Вы думаете все так просто. Если хотите объявить себя банкротом, то готовьтесь к следующим тратам: 1. уплата госпошлины за подачу заявления в суд — 6 тыс. руб. (подп. 5, п. 1 ст. 333.21 НК РФ); 2. расходы на вознаграждение финансовому управляющему – 25 тыс. руб. единовременно плюс проценты. Собранием кредиторов может быть установлено дополнительное вознаграждение арбитражного управляющего (ст. 20.6 закона о банкротстве); 3. расходы на опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (п. 4 ст. 213.7 закона о банкротстве). По данным газеты «Коммерсант» в настоящее время цена за опубликование сведений в деле о банкротстве составляет около 200 рублей (с учетом НДС) за кв. см. Кроме того, в период рассмотрения дела о банкротстве, вам будет запрещено свободно заключать некоторые сделки — по приобретению или отчуждению имущества, передаче его в залог, получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования и др. (п. 5 ст. 213.11 закона о банкротстве); выезжать за границу – по усмотрению суда (п. 3 ст. 213.24 закона о банкротстве); распоряжаться своими денежными средствами, находящимися на счетах в банке. Более того, гражданин-банкрот обязан передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты (п. 5-6, п. 9 ст. 213.25 закона о банкротстве). Также после признания вас банкротом, возможности самостоятельно осуществлять права в отношении своего имущества, составляющего конкурсную массу у вас больше не будет. Точнее, оно подлежит реализации для расчета с кредиторами (п. 2 ст. 213.24 закона о банкротстве). Кроме того, в течение пяти лет после завершения процедуры реализации имущества гражданин не вправе скрывать данный факт при обращении за получением кредита или займа (п. 1 ст. 213.30)

Здравствуйте. Обязательства связанные с Личностью должника в результате банкротства не списываются. Вы не будете освобождены от штрафа в пользу государства.

Как квалифицировать контрабанду икон, если ст. 188 УК РФ утратила силу? Контрабанда в особо крупном размере.

Спросите у преподавателя

Сына осудили по 188 ст. в апреле 2013 г. за контрабанду трамадола (20 таблеток) совершенную в ноябре 2010 г., до этого он находился в сизо г. Краснокаменск Забайкальского края с октября 2011 по апрель 2013 г. Дали 5,5 лет, с учетом не отбытого исправительного срока за 228 ст. Разве может осудить по статье, которая была отменена.

Обратитесь к адвокату.Какая статья отменена?Статья 188. Утратила силу. — Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ. http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_31.html © КонсультантПлюс, 1992-2014

Пожалуйста какие отличия контрабанды (ст. 188 УК РФ) от незаконного перемещения товаров (ст. 16.1 КоАП РФ)?

Отличия в составе преступления, редкая, но меткая статья. Звоните, если уже возбудили уголовное дело прекратить его можно, только уж сразу же не признавайте свою вину, будет хуже (я все таки исхожу из того, что уголовное дело возбуждено).

отличия существенные. если Вы рассматриваете незаконное перемещение товаров в качестве предпринимательской деятельности, то заручитесь услугами адвоката заранее.

Возможна ли квалификация по ч.1 ст.188 УК. РФ. (Контрабанда) деиствий группы лиц (двое) которые по предварительному сговору переместили через границу товары в крупном размере (без признака ч.4 ст.188 УК.рганизованная группа), если на предварительном следствии (уголовное дело возбужденно по признакам ч.1 ст.188 УК РФ)адвокат в своём ходатайстве заявил, что не являясь организованной группой (ч.4 ст.188 УК. РФ.)его подзащитные не могут быть превлеченны к уголовной оветственнности по ч.1 ст.188 УК РФ,так как разделив стоимость премещённых через таможенную границу товаров между его подзащитными, стоимость премещённых товаров на каждого подзащитного не попадает под признак ч.1 ст.188 УК РФ (в крупном размере) и деиствия каждого из подзащитных должно квалифицироваться как административное правонарушение. Заранее благодарю за товет.

До введения в действие Таможенного кодекса РФ от 18.06.1993 г. (с изменениями на 13.01.2000 г.) различали контрабанду как административное правонарушение и уголовно наказуемую контрабанду. При наличии определенных квалифицирующих признаков перемещение грузов через Государственную границу СССР перерастало из контрабанды, являвшейся административным проступком, в контрабанду как преступление. Такими признаками являлись: незаконное перемещение товаров и иных ценностей через Государственную границу с сокрытием предметов в специальных хранилищах, с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия, воинского снаряжения и боеприпасов. Уголовная ответственность за контрабанду наступала только при наличии одного или нескольких из перечисленных признаков. После введения в действие Таможенного кодекса РФ от 18.06.1993 г. (с изменениями на 13.01.2000 г.) ст. 187 КоАП РФ от 20.06.1984 г. (с изменениями на 02.01.2000 г.) должна быть признана утратившей силу. Таможенный кодекс РФ стал базовым актом в сфере регулирования таможенного дела в стране. Все другие акты законодательства РФ, касающиеся таможенных отношений, должны соответствовать Таможенному кодексу РФ (ст. 3). Приоритет норм Таможенного кодекса РФ пока существует и в области установления административной ответственности за нарушение таможенных правил. Почему ст. 187 КоАП РФ от 20.06.1984 г. (с изменениями на 02.01.2000 г.) должна быть признана утратившей силу ? Потому что статьей 219 Таможенного кодекса РФ контрабанда рассматривается как уголовное преступление и наказывается только в соответствии с уголовным законодательством. Поскольку интересы обвиняемых защищает адвокат, то я надеюсь, что он знает, что делает.

Контрабанда (ст. 188 УК РФ) (Историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование) Грязнов Андрей Владиславович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Грязнов Андрей Владиславович. Контрабанда (ст. 188 УК РФ) (Историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование) : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2000 223 c. РГБ ОД, 61:01-12/25-7

Содержание к диссертации

Глава I. Социальная обусловленность уголовно- правовых норм о контрабанде

1. Контрабанда: исторические предпосылки возникновения, становления и развития законодательства 12

2. Контрабанда в уголовном праве СССР и Российской Федерации (1917-1996 гг.) 33

3. Социологическая характеристика контрабанды в современный период 50

Глава II. Общие вопросы уголовно-правового регулирования ответственности за контрабанду

1. Контрабанда в таможенном и уголовном праве: сравнительный анализ 70

2. Общая характеристика контрабанды по уголовному праву России 76

3. Место контрабанды в системе преступлений в сфере экономической деятельности 90

Глава III. Уголовно-правовое регулирование ответственности за контрабанду 1. Проблемы объекта и предмета контрабанды 103

2. Проблемы объективной стороны контрабанды 137

3. Проблемы субъективной стороны и субъекта контрабанды 159

4. Проблемы ответственности за квалифицированные виды контрабанды 169

5. Проблемы отграничения контрабанды от смежных деяний 181

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Борьба с контрабандой является важной составной частью обеспечения как национальной безопасности России, так и безопасности мирового сообщества в целом, отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Контрабанда, являясь по своей сути экономическим преступлением, наносит вред еще целому ряду других общественных отношений. Она нарушает установленный порядок государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выступающей составной частью внешнеэкономической деятельности, путем нарушения порядка перемещения через таможенную границу товаров, порядка, установленного специальными правилами ввоза или вывоза отдельных товаров из России, монополию государства на их экспорт и импорт. Так называемая коммерческая контрабанда, приносящая стране невосполнимый экономический, политический и моральный вред, базируясь на нелегальном вывозе из Российской Федерации минеральных руд и Других стратегически важных сырьевых товаров, посягает на экономическую безопасность страны. Кроме того, могут быть нарушены общественная безопасность, национальная безопасность России, мир и мирное сосуществование различных государств, экономическая безопасность страны, причиняется ущерб культурному достоянию народов РФ, конституционному праву граждан на пользование культурными ценностями, создается угроза здоровью населения, затрагиваются интересы личности, ее физическая неприкосновенность.

Огромную опасность представляет контрабанда наркотиков, оружия и боеприпасов.

Эффективность борьбы с рассматриваемым преступлением зависит от ряда обстоятельств, в числе которых важное значение занимает уголовно-правовое регулирование ответственности за контрабанду, выработка научно обоснованных рекомендаций по применению законодательства.

Отдельные аспекты ответственности за данное деяние подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных статьях и учебной литературе как по уголовному, так и по таможенному праву Арышевым В.В., Аслахановым А.А., Афанасьевым Н.Н., Базилевичем К.Н., Катышевым А.Ф., Волженкиным Б.В., Давитадзе Д.Д., Габричидзе Б.Н., Галажиным Е.Ф., Галиакбаровым P.P., Ивановой С.Ю., Кайгородовым О.В., Бахрахом Д.Н., Колосовой В.И., Кочубей М.А., Лопашенко Н.А., Ляпуновым Ю.И., Марковым Л.Н., Мельниковой В.Е., Михайловым B.C., Никулиным СТ., Ноздрачевым А.Ф., Полежаевым Д.М., Родиной Л.Ю., Сучковым Ю.И., Храбсковым В.Т., Чучаевым А.И., Шахмаметьевым А.А., Шмаровым И.В., Яковлевым A.M., Яни П.С. и др.

В абсолютном своем большинстве эти работы были написаны на базе УК РСФСР 1960 г., а современные публикации, как правило, ограничиваются комментариями законодательства.

Учитывая изложенное, вопросы, затрагиваемые в диссертационном исследовании, представляют интерес как с научной, теоретической, так и практической точки зрения. Указанные обстоятельства в своей совокупности определяют актуальность темы исследования и ее выбор соискателем.

Цель и задачи исследования. Целями диссертационной работы являются: а) исследование социальной обусловленности уголовно-правового регулирования ответственности за контрабанду; б) углубленный анализ наиболее важных либо дискуссионных проблем ответственности за рассматриваемое преступление; в) выработка предложений по совершенствованию законодательной регламентации ответственности за контрабанду. В соответствии с указанными целями автор ставил перед собой следующие задачи:

выявить тенденции развития законодательства об ответственности за контрабанду;

раскрыть социальную обусловленность уголовно-правовой нормы о контрабанде;

дать сравнительный анализ нормативного описания контрабанды в Таможенном кодексе РФ и Уголовном кодексе РФ;

определить место контрабанды в системе преступлений в сфере экономической деятельности;

— проанализировать признаки состава контрабанды, дав авторские оценки
основным положениям, сделать выводы и сформулировать конкретные
предложения по наиболее важным аспектам проблемы;

показать отличие контрабанды от смежных деяний, раскрыть ее соотношение с рядом других преступлений;

выработать предложения по совершенствованию законодательной регламентации ответственности за контрабанду.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является проблема уголовной ответственности за контрабанду. Предметом исследования выступают: уголовно-правовые нормы, таможенное законодательство; правоприменительная практика по делам о контрабанде; научные публикации по исследуемым вопросам.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический материализм, а также частно-научные методы познания социальных явлений: историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, логический, системно-структурный, аксеологическии и конкретно-социологический.

Важнейшие выводы диссертации базируются на положениях конституционного, международного, уголовного, таможенного и административного законодательства. В работе учтены разъяснения Пленумов Верховных Судов СССР И РСФСР (Российской Федерации) по различным категориям уголовных дел.

В процессе исследования широко использовались труды по уголовному, международному, таможенному и административному праву, по общей теории права, истории государства и права России, философии и социологии.

Эмпирическую базу исследования составили: 1) как собственные конкретно-социологические исследования и обобщения материалов опубликованной судебной практики, так и данные других специалистов, работающих над этой проблемой; 2) аналитические обзоры, статистические отчеты, справки Государственного таможенного комитета РФ; 3) 97 уголовных дел о контрабанде, рассмотренных судами г. Москвы и Московской области, Нижегородской, Ульяновской, Калининградской, Мурманской и др. областей; 115 материалов, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, либо возбужденное дело было прекращено; 4) материалы Московского таможенного управления за 1997-98 гг. Кроме того, проведен анализ опубликованной судебной практики с 1961 г., газетных и журнальных публикаций по данной проблематике за последние 5 лет. Учтен личный опыт работы в таможенных органах.

Научная новизна исследования. Она заключается в том, что работа представляет собой попытку комплексного (уголовно-правового, таможенного, административного, исторического и социологического) рассмотрения проблемы ответственности за контрабанду, по результатам которого формулируются предложения по совершенствованию уголовного и таможенного законодательства, улучшению правоприменительной деятельности и уточнению ряда теоретических положений.

Основные положения^ выносимые на защиту.

1. Нормативное описание контрабанды, закрепленное в Таможенном кодексе РФ, существенно отличается от ее уголовно-правовой характеристики и не согласуется с общепринятым положением о том, что законодательные акты неуголовно-правового характера не должны содержать описание

конкретных преступлений. В связи с этим предлагается изменить редакцию ст.219 ТК РФ следующим образом: «Контрабанда влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Специфическими чертами контрабанды, отличающим ее от иных преступлений в сфере экономической деятельности, выступают: особенности проявления общественной опасности. Уголовно-правовая норма о контрабанде характеризуется высокой степенью бланкетности, которая является не только нисходящей, и но и восходящей.

Контрабанда, являясь по своей сути экономическим преступлением, входит в группу таможенных преступлений, выделяемых по непосредственному объекту. При этом под таможенными преступлениями предлагается считать общественно опасные, виновные, уголовно наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения по обеспечению внешнеэкономической деятельностью.

Родовым объектом контрабанды выступает экономика как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ; видовым -общественные отношения по установленному порядку осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, основным непосредственным — закрепленный в законе порядок осуществления внешнеэкономической деятельности; факультативными объектами экономическая безопасность, общественная безопасность, национальная безопасность, мир и мирное сосуществование государств, здоровье населения, налоговая система страны, духовные интересы граждан, их конституционное право на пользование культурными ценностями, окружающая природная среда, личность. Подобное определение объектов обусловлено многообразием предметов преступления, закрепленных в ч.2 ст. 188 УК РФ, имеющих различные социальные, правовые и физические характеристики.

5. При описании предмета контрабанды как товара и иных предметов (ч.1 ст. 188 УК РФ) допущена тавтология: «иные предметы» — также являются товаром, ничем иным они и быть не могут. В связи с этим обосновывается

предложением об исключении указания на иные предметы из текста ст.188 УК РФ. А ч.2 этой же статьи предлагается дополнить после слова «психотропных» словами «и их прекурсоров», а после слов «огнестрельного оружия» словами «его основных частей».

В примечании к ст.188 УК РФ после слова «труда» следует указать: «установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления».

6. Перемещение при контрабанде означает фактический ввоз на
территорию России или фактический вывоз с территории России товаров
(предметов), указанных в ч.1 и ч.2 ст.188 УК РФ, в том числе путем пересылки
в международных почтовых отправлениях, использования трубопроводного
транспорта и линий электропередач. Таможенной границей признаются
пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных
таможенных зон и свободных складов. Контрабанда считается оконченным
преступлением с момента фактического перемещения контрабандного груза
через указанную границу России. Предложения определять момент окончания
данного преступления дифференцировано в зависимости от ввоза или вывоза
товара не согласуются с законодательным описанием деяния. Вносится
предложение дополнить ч.1 и ч.2 ст.188 УК словом «незаконное», указав его
перед словом «перемещение».

7. Перемещение товаров через таможенную границу помимо
таможенного контроля характеризуется двумя моментами: 1) деяние
направлено на пересечение таможенной границы вне зон таможенного
контроля; 2) деяние направлено на пересечение таможенной границы вне
установленного времени производства таможенного оформления. Сокрытие,
как способ контрабанды, характеризуется утаиванием перемещаемого товара
от таможенного контроля. При этом само перемещение осуществляется через
таможенные органы, но в условиях, при которых обнаружение контрабандного
груза исключается либо существенно затрудняется. Сюда же относятся и
случаи придания одним товарам вида других.

Обманное использование документов охватывает представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем; содержащих недостоверные сведения, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам.

Обосновывается необходимость исключения из чЛ ст. 188 УК РФ слова «сопряженное».

8. Вина в контрабанде может выражаться только в прямом умысле. Мотив и цель, как правило, являются корыстными, на квалификацию контрабанды они не влияют. Методологически ошибочно считать цель конструктивным признаком рассматриваемого преступления.

9. К должностным лицам, о которых говорится в ч.З ст. 188 УК РФ, следует относить:

а) должностных лиц таможенных органов России, в функции которых
входит таможенный контроль за перемещением товаров через таможенную
границу РФ;

б) должностных лиц иных государственных органов, которые в
предусмотренных законом случаях выполняют функции таможенного
контроля;

в) должностных лиц, освобождаемых в предусмотренных законом
случаях, от определенных форм таможенного контроля.

Предлагается формулировку п. «б» ч.З ст. 188 УК РФ привести в соответствии с формулировкой ст.285 УК РФ : «должностным лицом с использованием должностных полномочий».

10. Неоднократностью контрабанды признается совершение двух
самостоятельных эпизодов уголовно наказуемого перемещения товаров через
таможенную границу России независимо от того, был ли виновный осужден за
первое деяние» но при условии, что оно сохранило за собой правовые
последствия, или судимость за первое преступление не погашена или не снята в
установленном порядке.

11. Нормативное описание насилия свидетельствует о том, что под ним
должно пониматься насилие физическое и направлено оно на лицо,

осуществляющее в соответствии с законодательством таможенный контроль. Ограничивать круг потерпевших лишь сотрудниками таможенных органов нет никаких оснований, поскольку таможенный контроль в предусмотренных законодательством случаях могут осуществлять и не сотрудники таможенных органов, в частности сотрудники пограничной службы. Обосновывается необходимость п. «в» ч.З ст. 188 УК РФ дополнить словами «или угрозы его применения» после слова «насилия».

С учетом социологической характеристики контрабанды предлагается увеличить число ее квалифицированных видов, дополнив ч.З ст. 188 УК РФ пунктом «г» следующего содержания: «группой лиц по предварительному сговору».

Контрабанда отличается от : преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, — по предмету преступления, а также по характеристике объективной стороны; преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, — по объективной стороне и субъекту преступления.

Уклонение от уплаты таможенных платежей имманентно присуще контрабанде, поэтому самостоятельной квалификации его по правилам об идеальной совокупности преступлений не требуется.

14. В целях устранения противоречия между ч.1 и ч.5 ст.188 ТК РФ
обосновывается целесообразность исключения ч.5 данной статьи.

Теоретическая и практическая значимость, исследования

определяется тем, что: а) внесены предложения по совершенствованию законодательства; б) содержащиеся в нем положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования как данной проблемы, так и связанных с ней вопросов; в) разработанные рекомендации могут оказать помощь правоприменительной практике; г) результаты исследования целесообразно использовать при проведении учебных занятий по уголовному и таможенному праву со студентами учебных заведений, слушателями курсов повышения квалификации.

Апробация результатов исследования. Основные положения

диссертации докладывались на заседаниях кафедры уголовного права МГЮА, которая также провела ее рецензирование, на научно-практических конференциях. Использовались результаты исследования в преподавательской деятельности диссертанта в МГЮА, в его практической работе в таможенных органах РФ.

Некоторые положения диссертации изложены в научных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 11 параграфов, заключения и библиографии.

Контрабанда: исторические предпосылки возникновения, становления и развития законодательства

Как социально-правовое явление, контрабанда появилась в древние века. Она неразрывно связана со становлением атрибутов государства: установлением государственных границ, развитием экономики страны, внешней и внутренней торговли и, как следствие этого, таможенного дела. Однако рассматриваемое явление непосредственно обусловлено, на наш взгляд, государственным регулированием трансграничного оборота, введением пошлин на ввозимые и вывозимые товары1. Стремлением уклониться от их уплаты либо желанием экспортировать или импортировать товары, запрещенные к ввозу или вывозу из страны, можно объяснить появление незаконного перемещения товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием, как социального явления. В Древней Руси, по свидетельствам исторических источников, контрабанда была известна еще до X века., однако ее официальное признание произошло в XII-XIII вв., когда государство правовыми методами стало реагировать на контрабандный провоз товаров. Представляется, что с этого времени и следует вести отчет истории контрабанды как правового явления.

«. Первыми контрабандистами на Руси, — пишет профессор Ю.Г.Кисловский, — были заморские купцы, начиная с представителей Ганзы в Новгороде в XIII — XVI вв., а затем английские купцы в XVI — XVII вв. Не довольствуясь огромными дивидендами, получаемыми в результате скупки товаров в России и их вывоза в свои страны, они, по сути дела, грабили страну».

Разумеется, государство не могло оставаться безучастным свидетелем этому. Принимались меры, направленные как на борьбу с уклонением от уплаты таможенных пошлин, так и с контрабандой. Например, в ст.96 Судебника 1550 г. говорилось: «А наместником, и волостелем, и их тиуном и пятеншиком в городех и волостех непродажных и доморощенных лошадей не пятнати. А кто учнут в городех или волостех непродажные и доморощенные лошади пятнати, и доведут на него то, и хто на нем взыщет чего в тех лошадех, и те ему убытки платити без суда втрое, а в пене что государь укажет». Это положение ранее было закреплено в ст. 10 Белозерской таможенной грамоты 1497 г.

В грамоте Ивана IV дмитровским таможенникам от 4 июня 1549 г. высказывается озабоченность государя тем, что «. в Дмитров приезжают торговать «всяким товаром» люди, которые таможником не являютца и пошлин таможенных и явки не дают, а сказывают деи у себя мои царевы и вся. кн. грамоты жалованные тарханные что им никаких таможенных пошлин таможником никоторых не платить» .

Судебник 1550 г. закреплял право царя на предоставление льгот, в том числе и по таможенным платежам.

Взимание пошлин, таким образом, было взято под контроль государства и получило закрепление на законодательном уровне.

Из памятников истории видно, что в начале в сфере таможенного дела появилось такое правонарушение, как уклонение от уплаты таможенных платежей, и только в середине XVII в. была предусмотрена ответственность за контрабанду как за самостоятельное преступление.

В законодательстве последующего периода была предпринята попытка устранения множественности видов пошлин. Это, на наш взгляд, можно объяснить следующим:

1. До середины XVI века контрабанда как социальное явление не достигла высокой общественной опасности, свойственной преступлениям, не угрожала экономическим устоям государства;

2. К указанному времени она не получила массового распространения, достаточного для ее криминализации;

3. До XVI века система пошлин в Московском государстве, по мнению исследователей таможенного дела, представляла «механический конгломерат долголетних исторических напластований»1. Требовалось унифицировать таможенное законодательство, что, в свою очередь, позволило бы создать норму об ответственности за контрабанду, отвечающую принципам системности.

Именной указ с боярским приговором Алексея Михайловича от 25 октября 1653 г., в историофафии таможенного дела рассматриваемый как Таможенный устав или как Торговый устав2, вместо различных таможенных сборов ввел единую «рублевую пошлину». Отменялись некоторые проезжие пошлины. Составленная на его основе Уставная фамота в решении указанных вопросов пошла еще дальше. Так, запрещались проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов, упразднялся откупной порядок взимания таможенных сборов. В это же время принимались меры к купюрам привилегий иностранных купцов, офаничивались места, где разрешалось им торговать.

Контрабанда в уголовном праве СССР и Российской Федерации (1917-1996 гг.)

В литературе отмечается, что советское государство творчески подошло к использованию прошлого опыта в организации таможенного дела и борьбы с посягательствами на монополию внешней торговли . Отчасти это верно. Однако надо иметь в виду, что советская власть, придавая большое значение государственному регулированию ввоза и вывоза товаров, практически сразу же после революции ввела разрешительно-запретительную систему во внешней торговле, исключила таможенное обложение как основное средство ее регулирование. Сущность контрабанды была сведена к формальному моменту -ввозу или вывозу товаров без соответствующего разрешения.

Кризисное состояние экономики страны привело к небывалому росту масштабов контрабанды. В ответ на это 11 мая 1920 г. СТО принял постановление «О борьбе с контрабандной торговлей»3. Согласно данному нормативно-правовому акту, всем учреждениям и организациям, а также «лицам военным, так и гражданским» категорически запрещалось производить закупку заграничных товаров в прифронтовой полосе. Все лица, пытавшиеся перейти линию фронта без надлежащего разрешения Народного комиссариата иностранных дел и Особого отдела Всероссийской чрезвычайной комиссии, признавались шпионами и привлекались к ответственности по законам «военно-революционного времени». Как пособники в организации шпионажа, наказывались военно-революционным трибуналом ответственные руководители советских учреждений, выдавшие разрешения на право приобретения товаров в прифронтовой полосе. Обнаруженные при задержании виновных ценности, товары и деньги подлежали конфискации.

Постановление вводилось в действие по телеграфу, его исполнение возлагалось на таможенное управление Народного комиссариата внешней торговли и Особый отдел ВЧК.

Данный документ, по нашему мнению, свидетельствует по крайней мере о двух наиболее важных вещах. Во-первых, о том значении, которое придавала советская власть борьбе с незаконной трансграничной торговлей (в пользу этого вывод, в частности, говорит и способ введения постановления в действие). Во-вторых, указанный акт демонстрирует отказ от наработанных веками способов и методов борьбы с контрабандой, подмену одного явления (контрабанды) другим (шпионаж), что вряд ли можно признать оправданным.

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что постановление не содержало описания преступления; на практике это могло привести к ничем не ограниченному судейскому усмотрению.

Учитывая угрозу рассматриваемого преступления экономическим устоям государства, 8 декабря 1921 г. СНК принял специальный декрет «О борьбе с контрабандой»1. Данным декретом при ВЧК была организована Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, куда вошли представители Всероссийской чрезвычайной комиссии, Революционного военного совета республики и Народного комиссариата внешней торговли. При особых отделах ВЧК по охране границ создавались аналогичные комиссии из сотрудников местных органов ВЧК, военного ведомства и таможенного контроля. Руководил работой комиссии представитель ВЧК.

В задачу комиссий входило «ближайшее наблюдение за деятельностью органов, охраняющих границу, по борьбе с контрабандой и принятие чрезвычайных мер в нужных случаях». Для этого им предоставлялось право осуществлять:

«а) наблюдение за фактическим проведением местными органами борьбы с контрабандой; б) выделение и направление для рассмотрения в губернских революционных трибуналах дел об особых видах контрабанды, как то: вооруженная контрабанда, занятие контрабандой в виде промысла, контрабанда, осуществляемая должностными лицами, провоз за границу предметов, перечисленных в ст. 10 декрета СНК 17 октября 1921 г.»1.

Историко-правовое значение данного декрета, в первую очередь, на наш взгляд, заключается в том, что он впервые в законодательстве советского периода дифференцировал контрабанду, ввел ее «особые» виды.

Дела о контрабанде были подсудны революционным трибуналам и подлежали судебному разбирательству в порядке, предусмотренном декретом ВЦИК и СНК от 1 июня 1921 г. «О мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям»2. Это означало, что они рассматривались «вне всякой очереди, в порядке упрощенного производства, т.е. без допущения защиты и свидетелей». Всем губернским исполнительным комитетам и их президиумам в соответствии с постановлением ВЦИК от 22 мая 1920 г. «О порядке приведения в исполнение губернскими революционными трибуналами приговоров к высшей мере наказания в местностях, объявленных на военном положении, а также в местностях, на кои распространяется власть революционных военных советов фронтов»3 предлагалось не пропускать кассационных жалоб и ходатайств о помиловании, обращать приговор к исполнению в течение 24 часов по его вынесении.

Контрабанда в таможенном и уголовном праве: сравнительный анализ

В настоящее время понятие контрабанды зафиксировано в двух кодексах: Таможенном и Уголовном. Они существенно различаются между собой, что предопределяет необходимость их сравнительного анализа.

В таможенном законодательстве дано достаточно широкое определение понятия контрабанды. Причем сделано это не только за счет собственных признаков рассматриваемого деяния, но и включения в это определение характеристики иных посягательств, не являющихся контрабандой, как ее определяет УК РФ.

Согласно ст. 219 ТК РФ контрабандой признается перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием: — наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ; — вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и патронов к нему); — ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании; — стратегически важных сырьевых товаров; — предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой.

Контрабандой признается также невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации путем ее прорыва, выразившегося в их открытом перемещении через таможенную границу Российской Федерации вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляемого таможенный контроль.

Не трудно заметить, что это определение контрабанды фактически охватывает несколько самостоятельных составов преступлений: собственно контрабанду (ст. 188 УК); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК) и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК). Уголовный кодекс РФ, принятый после Таможенного кодекса РФ, вполне обоснованно, по-нашему мнению, отказался от такой дефиниции контрабанды

Предмет контрабанды и в таможенном и в уголовном законодательстве описан почти одинаково. Имеются лишь редакционные различия, например, оружия массового поражения, а не массового уничтожения, как в ТК; культурных ценностей вместо предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. И по Таможенному, и по Уголовному кодексу ответственность предполагается лишь за контрабанду в крупном размере. Однако значение предмету преступления придается разное. В уголовном законодательстве он выступает одним из критериев дифференциации ответственности, предусмотренной либо ч.1 либо ч.2 ст. 188 УК.

Наиболее существенные различия имеются по описанию объективной стороны. Таможенный кодекс, давая определение деяния, фактически возвращает нас к дореволюционным дефинициям контрабанды, от которых законодатель вполне обоснованно отказался. Невозвращение какого-либо товара, вывезенного законно, но подлежащего возврату, уголовное законодательство на протяжении последних 80-ти лет последовательно не признает контрабандой.

Проблемы объективной стороны контрабанды

Нами уже отмечалось, что ст. 188 УК РФ носит бланкетный характер, поэтому содержание многих признаков объективной стороны также, как и предмета преступления, необходимо раскрывать на основе положений иных отраслей права и, в первую очередь, таможенного.

Деяние при контрабанде заключается в перемещении товаров через таможенную границу России. Понятие перемещения дается в ст. 18 ТК РФ. В ней говорится: «Перемещение через таможенную границу Российской Федерации — совершение действий по ввозу на территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач» (п.5). Таможенное законодательство к указанным действиям относит:

при ввозе товаров или транспортных средств на территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенных территорий России -фактическое пересечение таможенной границы РФ;

при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории России на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иной действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Как видим, анализ деяния при контрабанде требует уяснения еще целого ряда понятий: таможенная граница, таможенная территория, территория свободной таможенной зоны, свободные склады и др.

Понятия «таможенная территория» и «таможенная граница» содержатся в ст.З ТК РФ. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таким образом, под таможенной территорией РФ понимается государственная территория, т.е. часть земного шара, которая принадлежит Российской Федерации и на которую распространяется ее суверенная власть1. Согласно п.1 ст.5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе», на таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Иными словами, основу правового режима таможенной территории, как и территории государства, составляет суверенитет РФ. На указанной территории в полном объеме действуют единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. «Если международным договором Российской Федерации, — говорится в ст.6 ТК РФ, -установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора».

Согласно ст.З ТК РФ, составными частями российской таможенной территории являются: сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство. По существу аналогичным образом определяется государственная территория по Закону РФ «О государственной границе РФ» ( с изм. и доп. от 10 августа 1994 г., от 29 ноября 1996 г., от 19 июля 1997 г., от 31 июля 1998 г., от 31 мая 1999 г.)3.

Однако надо иметь ввиду, что понятия «таможенная территория» и «территория государства» не являются тождественными. Таможенная территория характеризуется рядом особенностей, не присущих территории государства. Так в ряде случаев из нее могут исключаться определенные участки государственной территории либо, наоборот, включаться участки, находящиеся за пределами государственной границы.

В таможенную территорию не входят: а) свободные таможенные зоны и б) свободные склады (п.п. 9, 10 ст. 23 ТК РФ). «Свободная таможенная зона и свободный склад — таможенные режимы1, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта2, в порядке, определяемом настоящим Кодексом», — говорится в ст.75 ТК РФ.

Свободная таможенная зона создается по решению Правительства РФ, а свободные склады учреждаются при наличии соответствующей лицензии ПК Российской Федерации, их владельцами могут быть только российские граждане (ст.78 ТК РФ).

В указанных зонах и на складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу. Исходя из характера товара, могут устанавливаться отдельные запреты. Сроки нахождения в них товаров законом не ограничены.

Таким образом, территории свободных таможенных зон и свободных складов таможенным законодательством рассматриваются как находящиеся за пределами таможенной границы.